Акценты самообразования в условиях перехода системы просвещения на
новые образовательные стандарты: цели, задачи, авторские решения.
ГолубоваА.В.учитель географии I.кат.
Муниципального бразовательного учреждение
«Тираспольской средней школы №11»
«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе
постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью
согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования...
Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне
зависимости от возраста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь
получить возможность учиться или подняться на новый уровень
профессиональной подготовки».
Самообразование педагогов это один из факторов повышения
профессиональной компетентности. На протяжении всей трудовой деятельности
педагог должен осуществлять его личностный и производственный рост с
учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения
гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социальной
психологопедагогической науки и практики. Педагог должен постоянно иметь
соответственные профессиональные знания и умения стребованиям реальной
социокультурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, новый опыт,
стараясь постоянно удерживать себя на вершине профессиональных инноваций.
А. Дистервег выразился следующей убедительной фразой: «Развитие и
образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к
ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить
только возбуждение... Поэтому самодеятельность средство и одновременно
результат образования...». Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, найти
свою концептуальную основу в образовании в течение всей жизни человека.
Подводя итоги выше сказанного ранее с нашей реальной позицией, можно
выделить два основных направления непрерывного образования:
Главным является то, что работа высших учебных заведений должна быть
построена таким образом, чтобы любой человек мог самостоятельно управлять
своей подготовкой независимо от ее степени и в различные периоды своего
профессионального исоциокультурногороста.
Второстепенным,когда
сам специалист должен располагать уровнем
культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и
профессионального самосовершенствования.
Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере
содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры
практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и
систематизации теоретических и
работы по самосовершенствованию,
практических профессиональных знаний, собственного опыта, владение
социальнопедагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать
их технологичность и специфику.
Профессиональной компетентностью педагога это совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать
педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую
деятельность и общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и
воспитании. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой
формирование восприимчивости к педагогическим
индивидуальности,
инновационным технологиям, способностей адаптироваться в меняющейся
педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую
зависит социальноэкономическое и духовное развитие общества.
Образовательные стандарты нового поколения,
происходящие в
современной системе образования, делают необходимостью повышение
квалификации и профессионализма педагогат. е. его профессиональной
компетентности.
Основная цель современного образования:1.соответствие актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства 2.подготовка
разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к
социальной адаптации в обществе 3.началу трудовой деятельности,
самообразованию и самосовершенствованию.
При этом
свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей
деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является
гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время
резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую,
конкурентно способную личность педагога, способную воспитывать личность в
современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути
развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах
Исследовательская деятельность учащихся;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических
технологий;
Различные формы педагогической взаимопомощи; Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях,
семинарах и конференциях;
Представления собственного педагогического опыта на городском,
республиканском и международном уровне.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если
педагог сам не осознает необходимости повышения собственного
профессионального роста компетентности. Отсюда вытекает необходимость
мотивации и создания условий для педагогического роста. Необходимо создать
условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения
уровня собственных профессиональных качеств.
Анализ
собственного педагогического опыта
активизирует
профессиональное саморазвитие педагога, при этом развиваются навыки
исследовательской деятельности, которые интегрируются в совместную
деятельность учащихся и педагога.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс
усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального
опыта, предполагающий непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
1.самоанализ и осознание необходимости в образовании; 2.планирование
саморазвития:цели, задачи, пути решения; 3.апробация опыта, анализ.
Формирование профессиональной компетентности процесс цикличный,
т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение
профессионализма. Процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с
социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует
собственную жизнь и развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности,так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна
стимулировать профессиональное саморазвитие.
Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о
создании портфолио педагога, Портфолио есть отражение профессиональной
деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка и
осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается
проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты
Создание портфолио – хорошая
профессиональной деятельности.
мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной
компетентности.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития
важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на
развитие и воспитание ребёнка.
Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и
психологических основ обучения и воспитания,
без всесторонней
информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и
профессиональной деятельностью вопросах.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к
своему мастерству.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и
углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и
приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных
требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени
углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Основными
направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам
образования и воспитания;
Изучение учебной и научнометодической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской
психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Специфика педагогической деятельности –это эффективная деятельность
педагога , который должен владеть знанием методиками преподавания,
психологические и педагогические особенности учащихся, иметь общий высокий
уровень культуры, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Без этих
навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать.
Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен
совершенствоваться и заниматься самообразованием:психологопедагогическим,
правовым, методически ,эстетически ,историческим, и
информационнокомпьютерных технологий.
использованием
Суть процесса самообразования педагог заключается в самостоятельной
добыче знаний из различных источников, использует эти знания в
профессиональной деятельности,
развитии личности и собственной
жизнедеятельности, к ним можно отнести : телевидение, газеты и журналы,
методическая и научнопопулярная литература, интернет источники, видео и
аудио информация, платные курсы, семинары и конференции, мастер классы,
экскурсии, путешествия, курсы повышения квалификации..
Любая деятельность не имеет смысла, если в ее результате, нет какихлибо
достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный
срок.
Результаты самообразования учителя:
повышение качества преподавания предмета
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники,
программы, сценарии, исследования
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления и исследовательские работы
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
выработка методических рекомендаций по применению новой
информационной технологии
разработка и проведение открытых уроков по собственным, технологиям
создание комплектов педагогических разработок
проведение тренингов,
конференций,
семинаров,
мастерклассов,
обобщение опыта по исследуемой теме
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к
собственному развитию и саморазвитию.
Педагог владеет способами самообразования и самоанализа
педагогического опыта.
Педагогический опыт учителя является главным
фактором
изменения и улучшения образовательного процесса.
Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей
профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а
следовательно, меняет свой путь профессионального роста.
При анализе педагогической деятельности возникает необходимость
получения теоретических знаний, необходимость овладения самодиагностикой и
диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений и
навыков, а так же анализа педагогического опыта. Программа профессионального развития учителя включает в себя
возможность исследовательской, поисковой деятельности. Педагог обладает
готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь
личностного и профессионального роста и саморазвития.
Библиографический список:
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как
необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое
пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2006. — 72 с.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в
образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.
3. Зарыгин В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста
в системе корпоративного обучения: дис... канд. педаг. наук. — М., 2011. — С.
22
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //
Интернетжурнал «Эйдос». 2002, 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.h
5. Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по
материалам проектов «Технология моментального самоконтроля
самотестирования учащимися своих знаний «Символ» и «Система
многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»). — М.: АПКиПРО,
2004. — 32 с
6. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебметод.пособие
для вузов. — М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. —
136 с.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные
технологии. 2005. № 5. — С.3–13. 8. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски
ориентированном повышении квалификации / Под общ.ред. Л.Н. Горбуновой. —
М.: АПКиПРО, 2004. 8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы,
заблуждения, перспективы. — М.: КогитоЦентр, 2001.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и
реализация. — М.: КогитоЦентр, 2002.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. —
М.: АРКТИ, 2003.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.