Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»
Оценка 5

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
6 кл
06.02.2017
Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, ключевая роль города-героя Сталинграда и Сталинградской битвы в этой кровавой войне совершенно неоспорима. Учебно – исследовательский проект «Детство, опаленное войной» посвящен всем детям, пережившим ужасы войны.
Проект Детство, опаленное войной.docx
Учебно­исследовательский проект «Детство, опаленное войной» учитель истории и обществознания Щербина  Ирина Геннадьевна Содержание Введение………………………………………………………………………………стр. 3 Глава 1. Трагедия детей Сталинграда глазами историков и очевидцев………….стр. 5 Глава 2. Воспоминания о Сталинградской битве Гавриловой Н.Г………………стр.13 Заключение …………………………………………………………………………стр. 16 Литература ………………………………………………………………………….стр. 17 Приложения ………………………………………………………………………стр. 18 А мы не стали памяти перечить И вспомним дни далекие, когда Упала нам на слабенькие плечи Огромная не детская беда, Была земля и жесткой, и метельной Была судьба у всех людей одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе детство и война Р. Рождественский Введение Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, ключевая роль   города­героя   Сталинграда   и   Сталинградской   битвы   в   этой   кровавой   войне совершенно неоспорима. Перед   битвой,   при   возросшей   угрозе   наступления   противника   началась частичная   эвакуация   гражданского   населения.   Но   основная   масса   жителей Сталинграда оставалась в городе и активно помогала своим войскам. В трудных, порожденных   близостью   фронта   условиях   в  городе   продолжали   работать   заводы, выпускавшие   вооружение   и   боеприпасы   для   частей,   ведущих   борьбу   с   немецко­ фашистскими войсками. В городе вместе со взрослыми оставались и дети. Понятия дети   и   война   несовместимы!   Однако   юным   сталинградцам   пришлось   вместе   со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Война отучила этих детей плакать.  Иногда   напуганные   дети   по   нескольку   дней   сидели   рядом   с   холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Наш учебно – исследовательский проект «Детство, опаленное войной» посвящен всем детям, пережившим ужасы войны.  Актуальность   работы  заключается   в   том,   что   данная   тема   недостаточно исследована,   не   изучается   на   уроках   истории,   а   также   является   социально актуальной. Мы   решили   исследовать   тему   детства   во   время   ВОВ   и  цель   нашего исследования – выяснить,  как изменила война жизнь детей Сталинграда, укрепить и сохранить память о гражданском  долге малолетних жителей города,  об их мужестве и вкладе в дело победы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: ­ изучить литературу по представленной проблеме; ­ определить роль детей в Сталинградской битве; ­   записать     и   использовать   в   проекте   воспоминания   Надежды   Гавриловны Гавриловой, находившейся в Сталинграде в дни битвы; ­   реализовать   творческую   часть   проекта   –   создание   и   постановку   литературно­ музыкальной композиции «Сталинград живет в душе моей…» Предмет исследования – события Сталинградской битвы. Объект   исследования  –   дети,   пережившие   военные   события   под Сталинградом. Новизна   работы  заключается  в  том, что  большая  часть  работы  основана  на воспоминаниях реальных сталинградских   детей, членов общественной организации «Дети Сталинграда». Были   использованы  методы:     анализа   и   интерпретации,   интервьюирование, сопоставительный анализ. Материалы данной работы могут быть использованы на уроках по истории, на уроках мужества и классных часах посвященных Сталинградской битве. Трагедия детей Сталинграда глазами историков и очевидцев Сталинградское сражение вошло в историю человечества как одно из наиболее кровопролитных и страшных, поскольку в ходе этого сражения решалась судьба не только России, но и всего мира. Исследованию Сталинградской битвы посвящены многие сотни  трудов, однако судьбы гражданского населения, детей, переживших то страшное  время, в историографии не отражены должным образом. Из современных российских историков наибольшее внимание судьбам жителей военного Сталинграда уделил В.В. Павлов. Его работа «Сталинград. Мифы и реальность. Новый взгляд»1, вышедшая в свет в 2003 г., содержала многие свидетельства современников событий того   времени.   Бомбардировку   Сталинграда   автор   характеризовал     как   следствие блокады,   организованной   войсками   противника   и   советским   руководством,   «с быстрым   уничтожением   населения,   мгновенным   сжиганием   останков   и   их немедленным погребением в завалах мусора»2.  Судьбе   гражданского   населения   в   Сталинградской   битве   посвящена монография   Т.А.   Павловой   «Засекреченная   трагедия:   гражданское   население   в Сталинградской   битве»3,   вышедшая   в   2005   году.   Стоит   отметить   неординарный 1 Павлов В.В. Сталинград: мифы и реальность. Новый взгляд. – М.: Олма­Пресс, 2003. – 319 с. 2 Там же. – С. 27. 3 Павлова Т.А. Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве. –  Волгоград: Перемена, 2005. – 594 с. подход автора к проблеме морально­ политического единства населения региона и методов его формирования.   Характеризуя события конца лета 1942 г., можно сказать, что 23 августа 1942 года навсегда останется в памяти людей, переживших этот день и последующие дни – полные ужаса, страдания и горя.  Летний воскресный день тогда еще не предвещал ничего трагического: небо   Уставшие   от   налетов   вражеских   ярко   светило   солнце. было   ясное, бомбардировщиков жители Сталинграда занимались своими обычными домашними делами, пользуясь наступившей тишиной. Внезапно небо закрыла темная туча – это появились   фашистские   самолеты,   приближавшиеся   к   городу   и   несущие   с   собой смертоносный груз. Жители едва успели взять детей и добежать до укрытия, как на весь город посыпался град зажигательных, фугасных и осколочных бомб.  Первый секретарь Сталинградского обкома и горкома ВКП(Б), председатель городского   комитета   обороны   А.С.   Чуянов   сделал   в   своем   «Сталинградском дневнике»   следующую   запись:   «В   3   часа   18   минут   дня   объявляется   воздушная тревога.   И   сразу   над   центральной   частью   города   появляются   сотни   тяжелых бомбардировщиков   гитлеровцев.   Одна   волна   сменяет   другую.   Наши   истребители мужественно бросаются в бой, но их слишком мало. Зенитные батареи подавлены. Немцы   методически   сбрасывают   то   зажигательные,   то   тяжелые   фугасные   бомбы. Кромешный ад. Дым пожарищ застилает полуденное солнце. Взрывы страшной силы сотрясают воздух. Горят жилые кварталы, рушатся, как карточные домики, здания школ,   превращенных   в   госпитали,   культурно­бытовые   учреждения.   Отовсюду доносятся   стоны,   крики   раненых.   Смерть   разит   людей   в   квартирах,   подвалах, магазинах, на работе, на улицах. Кто уцелел, ищет спасения в щелях. Пожарные и бойцы   противовоздушной   обороны   делают   все   возможное,   чтобы   не   допустить распространения пожара на уцелевшие объекты, они растаскивают горящие крыши, извлекают   людей   из­под   обломков.   А   с   почерневшего   от   дыма   неба   продолжают сыпаться   бомбы.   Все   основные   коммуникации   города:   водопровод,   электросеть, телеграф и телефонные линии ­ выведены из строя. Разрушены почти все крупные здания,   Госбанк,   гостиницы,   вокзал,   театр,   многие   больницы   и   школы.   Вся центральная часть города объята пламенем. От невероятного перегрева воздуха и сотрясений поднимается небывалой силы ветер. Он, как свечу, раздувает огонь…»4. Сотни   самолетов,   совершая   один   заход   за   другим,  планомерно   уничтожали жилые кварталы. История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета.   В   городе   тогда   не   было   скопления   наших   войск,   так   что   все   усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения. Никто не знает ­ сколько тысяч сталинградцев погибло в те дни в подвалах обрушившихся зданий, задохнулись в земляных убежищах, сгорело заживо в домах.  Авторы   сборника,   исследуемого   нами   «Воспоминания   детей   военного Сталинграда»   Сталинграда» пишут о том, какими остались в их памяти те страшные события.    –   члены   Региональной   общественной   организации   «Дети «Из своего подземного убежища мы выбежали наружу, ­ вспоминает Гурий Хватков, ему было 13 лет. – Наш дом сгорел. Многие дома по обе стороны улицы тоже были охвачены пожаром. Отец и мама схватили нас с сестренкой за руки. Нет слов описать, какой мы испытывали ужас. Вокруг все пылало, трещало, взрывалось, мы бежали по огненному коридору к Волге, которую из­за дыма не было видно, хотя она была совсем близко. Вокруг были слышны крики обезумевших от ужаса людей. На узкой кромке берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки. По Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река… Мы бежали вниз по Волге. Вдруг увидели небольшой буксирный пароход. Едва мы поднялись по трапу, как пароход отошел. Оглянувшись, я увидел сплошную стену горящего города».  Если   на   подступах   к   Сталинграду   волею   судеб   оказалась   целая   вязанка разнородных   соединений,   мешающих   его   быстрому   захвату,   с   воздуха   он   был защищен намного слабее5. Сотни   немецких   самолетов,   низко   спускаясь   над   Волгой,   расстреливали жителей, пытавшихся переправиться на левый берег. Речники вывозили людей на 4 Цит. по: Кисилев В.А. Командарм Тимофей Хрюкин. – Раменское: РПИ «Грань», 2010. – С. 61. 5 Исаев А.В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. – М.: Эксмо, 2008. – С. 108. обычных   прогулочных   пароходах,   катерах,   баржах.   Фашисты   поджигали   их   с воздуха. Волга стала могилой для тысяч сталинградцев.  Т.А. Павлова в своей книге «Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве» приводит высказывание офицера Абвера, которого взяли в плен в Сталинграде: «Мы знали, что русских людей надо уничтожать как можно больше,   с   тем,   чтобы   предотвратить   возможность   проявления   какого­либо сопротивления после установления нового порядка в России»6. Вскоре   разрушенные   улицы   Сталинграда   стали   полем   сражения,   и   многих жителей,   чудом   оставшихся   в   живых   во   время   бомбардировок   города,   ожидала тяжелая участь. Они были захвачены немецкими оккупантами. Фашисты выгоняли людей из родных мест и бесконечными колоннами гнали по степи в неизвестность. По пути те срывали обгоревшие колосья, пили воду из луж. На всю жизнь, даже у малых детей, остался страх – только бы не отстать от колонны – отставших пристреливали. В   этих   жестоких   обстоятельствах   происходили   события,   которые   впору   изучать психологам. Какую стойкость способен проявить ребенок в борьбе за жизнь! Борису Усачеву в ту пору было всего пять с половиной лет, когда они вдвоем с матерью ушли из разрушенного дома. Матери предстояло скоро рожать. И мальчик стал уже осознавать, что он – единственный, кто может помочь ей на этой трудной дороге. Они ночевали под открытым небом, и Борис подтаскивал солому, чтобы маме было легче   лежать   на   подмерзшей   земле,   собирал   колосья   и   кукурузные   початки.   Они прошли 200 километров, прежде чем им удалось найти крышу ­ остаться в холодном сарае   в   хуторе.   Малыш   по   обледеневшему   склону   спускался   к   проруби,   чтобы принести воды, собирал дровишки, чтобы обогреть сарай. В этих нечеловеческих условиях на свет появилась девочка.  А вот что вспоминает Маршал Советского Союза А.И. Еременко: «Многое пришлось   пережить   в   минувшую   войну,   но   то,   что   мы   увидели   23   августа   в Сталинграде,   поразило   нас   как   тяжелый   кошмар…  Визг   летящих   с  высоты   бомб смешался   с   гулом   взрывов,   скрежетом   и   лязгом   рушащихся   построек 6 Павлова Т.А. Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве. –  Волгоград: Перемена, 2005. – С. 39. потрескиванием бушевавшего огня. В этом хаосе звуков отчетливо выделялись стоны и проклятия гибнущих, плач и призывы о помощи детей, рыдания женщин. Сердце сжималось   от   сострадания   к   невинным   жертвам   фашистского   людоедства,   ум   не мирился с невозможностью предотвратить мучения сотен мирных людей, особенно детей»7. Дети   военного   Сталинграда   впоследствии   вспоминали   те   ужасные   дни, очевидцами которых им пришлось стать волею судьбы.  Так, А. Арзянцев в книге «Воспоминания детей военного Сталинграда» пишет: «В воскресный солнечный день 23 августа 1942 года наступило необычное затишье. Я и друг Витя решили пойти за водой на Волгу. Мы шли, радуясь теплу, подставляя лицо   яркому   солнцу.   Но   вдруг   услышали   страшный   гул   самолетов   и   увидели огромную тучу фашистской авиации. Сразу померкло солнце, нас охватил страх. Не успели мы опомниться, как на землю посыпался град бомб. В ужасе, взявшись за руки,   мы   повернули   к   своему   жилью.   Невообразимый   грохот   и   треск   заставили бежать еще быстрей, а я все крепче сжимал Витину руку. Рядом раздался сильный взрыв. На мгновение я почувствовал, что бегу один. Вити рядом не было. Как в кошмарном сне, бросив оторванную Витину руку, я бежал, не чувствуя земли. Едва добежав до сарая, воздушной волной меня швырнуло внутрь его. Я потерял сознание. До сих пор во сне и наяву меня мучает эта трагедия с Витей, и страшный вопрос его мамы: «А где Витя?». Нам тогда было по 10 лет»8. М. Карасева оставила следующее воспоминание: «В нашей семье было четверо детей. Я самая старшая. В 1941 году, закончив 7 классов, я строила планы и надежды на счастливое будущее. Но война все изменила. 23 августа 1942 года смертоносны груз градом рухнул на Сталинград… Во дворе раздался оглушительный взрыв от разорвавшейся бомбы. Меня завалило, контузило, и я стала терять сознание. Надо мной склонилась плачущая мама. Я была ранена в руку и ногу. Маму срочно позвали в   летнюю   кухню.   Там   находились   мой   брат   Федя   и   его   друг   Петя   со   своими 7 Еременко А.И. Сталинград. – М.: Воениздат, 1961. – С. 148. 8 Воспоминания детей военного Сталинграда. – М.: Региональная общественная организация «Дети  военного Сталинграда в г. Москве», 2010. – С. 135. родителями. Большой осколок угодил Феде в голову, и он, не приходя в сознание, умер. Пете оторвало руку и ноги. Он был в сознании и просил о помощи, но оказать ее   никто   не   смог.   Петиного   отца   ранило   в   грудь.   Тринадцатилетнего   Федора   и пятнадцатилетнего Петра мы похоронили в глубокой воронке от бомбы…»9. Так,  К. Владимирова вспоминает: «Мама была домохозяйкой. Но когда враг стал подходить к Сталинграду, то маму послали на оборону Сталинграда. Сначала строили железную дорогу, а потом за городом рыли окопы и противотанковые рвы. К 23 августа маму отпустили домой. С этого дня началась страшная бомбежка города. На соседнем дворе упала бомба. Мы с братом успели добежать до убежища, а мама задержалась в доме. Осколком от бомбы маму убило. Потом приехала санитарная машина и забрала мамочку. Больше мы ее не видели. В соседнем доме жила большая семья в 11 человек. У них было два убежища. Но от прямого попадания бомбы все погибли»10. Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой, лежала в доме, где хозяйничали фашисты: «Помню, как один молодой немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, носу, грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять». В эти страшные мгновения, не зная чужого языка, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность,  и   что   она   не   должна   даже   пискнуть,  не   то   чтобы   крикнуть:  «Мама!» Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга,   стремление   сделать,   что   было   в   их   силах,   чтобы   «помочь   сражающейся Родине»,   как   ни   высокопарно   сегодня   это   звучит.   Но   такими   сталинградцы.    были   юные После   оккупации,   оказавшись   в   глухом   селе,   одиннадцатилетняя   Лариса Полякова вместе с матерью  пошла работать в госпиталь. Взяв медицинскую сумку, в мороз и пургу каждый день Лариса отправлялась в неблизкий путь, чтобы принести в госпиталь медикаменты и перевязочные средства. Пережив страх бомбежек и голод, 9 Там же. – С. 137. 10 Воспоминания детей военного Сталинграда. – М.: Региональная общественная организация  «Дети военного Сталинграда в г. Москве», 2010. – С. 138. девочка нашла в себе силы ухаживать за двумя тяжелоранеными бойцами. Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем   ползает   в   соседний   подвал,   где   расположился   артиллерийский   командный пункт. Офицеры, заметив огневые точки врага, по телефону передавали команды на левый   берег   Волги,   где   находились   артиллерийские   батареи.   Однажды,   когда фашисты предприняли очередную атаку, взрывом разорвало телефонные провода. На глазах   Толика   погибли   двое   связистов,   которые   один   за   другим   пытались восстановить связь. Фашисты были уже в десятках метров от КП, когда Толик, надев маскхалат,   пополз   искать   место   обрыва.   Вскоре   офицер   уже   передавал   команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Толик со своими родными был   в   нашем   подвале,   и   я   была   свидетелем   того,   как   капитан,   передав   матери буханки   хлеба   и   консервы,   благодарил   ее   за   воспитание   такого   отважного   сына. Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4­й класс.    В   подвалах,   земляных   норах,   подземных   трубах   –   всюду,   где   прятались жители   Сталинграда,   несмотря   на   бомбежки   и   обстрелы,   теплилась   надежда   – дожить до победы. Об этом, вопреки жестоким обстоятельствам, мечтали и те, кто был угнан немцами из родного города за сотни километров.  В подвалах, земляных норах, подземных трубах – всюду, где прятались жители Сталинграда, несмотря на бомбежки и обстрелы, теплилась надежда – дожить до победы. Об этом, вопреки жестоким обстоятельствам, мечтали и те, кто был угнан немцами из родного города за сотни километров. Ираида Модина, которой было 11 лет,   рассказывает   о   том,   как   они   встречали   бойцов   Красной   Армии.   В   дни Сталинградской  битвы их семью – мать и троих детей фашисты загнали в барак концлагеря.  Чудом  они  выбрались  из  него  и на  другой  день  увидели,  что  немцы сожгли   барак   вместе   с   людьми.   От   болезней   и   голода   умерла   мать.   «Мы   были полностью истощены и напоминали ходячие скелеты, – написала Ираида Модина. – На головах – гнойные нарывы. Мы с трудом двигались… Однажды наша старшая сестра Мария за окном увидела всадника, на шапке которого была пятиконечная красная звезда. Она распахнула дверь и упала в ноги вошедшим бойцам. Я помню, как   она   в   рубашке,   обхватив   колени   одного   из   бойцов,   сотрясаясь   от   рыданий, повторяла: «Спасители наши пришли. Родные мои!» Бойцы кормили нас и гладили наши обстриженные головы. Они казались нам самыми близкими людьми на свете»11. В   печати   тех   лет   не   сообщалось,   насколько   тяжелой   оставалась   жизнь   в разрушенном Сталинграде. Выбравшись из своих убогих убежищ, жители еще долго ходили   по   узким   тропкам   среди   бесконечных   минных   полей,   на   месте   их   домов стояли обгорелые печные трубы, воду носили с Волги, где еще оставался трупный запах, пищу готовили на кострах12. Герои нашего исследования – люди, которым во время этих страшных событий было совсем мало лет. То, что не мог увидеть воин на поле боя, видели и запомнили они. Живая, образная детская память запечатлела на всю жизнь суровую и пугающую правду Сталинградского сражения. Как удалось пережить это безумное время детям, что они чувствовали, чем жили, на что надеялись? Этих   людей   осталось   очень   мало.   Они   уходят,   унося   с   собой   бесценные свидетельства   великой   трагической   истории   своей   Родины.   И   их   рассказы, пронзительные   и   эмоциональные,   в   сочетании   с   сухими   фактами,   ранее неизвестными, создадут картину подлинного масштаба Сталинградской битвы. 11 Воспоминания детей военного Сталинграда. – М.: Региональная общественная организация  «Дети военного Сталинграда в г. Москве», 2010. – С. 157. 12 Егорова Г.В. Детство, опаленное войной // Журнал Руководителя. – 2010. – № 3 (147). – С. 12. Воспоминания о Сталинградской битве Гавриловой Надежды Гавриловны “Дети ­ завтрашние судьи  наши,  это критики  наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни… их отношение друг к другу, к человеку, миру складываются во время войны, когда одни дети играют с трупами, другие вместе  со взрослыми принимают  непосредственное участие в войне… и мне кажется, что взрослым следует знать, как мыслят дети о войне”.                        Максим Горький «Июль сорок второго выдался на редкость жарким. Нещадно палило солнце. Жарко, душно. И пыль, пыль. Родители строго­настрого наказывали старшему брату далеко от дома не отлучаться, присматривать за младшими   ребятишками. Мы все были еще совсем маленькими: брату 9 лет, мне – 7 лет, маленькому Боре – 4 года и мама могла не выходить на рытье укреплений. Но она уходила в район Мечетки – это северо­западнее Тракторного завода и там работала целыми днями, оставив нас на попечение   соседей,   а   когда   налетали   немецкие   самолеты   и   бомбили,   я   сильно плакала, так как многие мамочки не возвращались, их убивало.                                 Очень   было   страшно,   когда   немецкие   самолеты   начинали   бомбить   город, смешивая все живое с землей. Все вокруг горело. Страшен был сам рев самолетов. До сих пор испытываю страх перед ними.    Одна за другой сыпались и сыпались бомбы, сметая   все   на   своем   пути,   горели   и   рушились   дома;   в   одном   страшном   месиве смешались грохот, стоны, крики... ...    Вместе с другими   семьями, нам   удалось   спрятаться в каком­то тесном и душном подвале, где ни у кого не было ни пищи, ни воды. Мать, прижав к себе маленького Борю, повторяла слова молитвы: «Николай­угодник, спаси и помоги».  Все   мужчины   нашей   семьи   ушли   на   фронт   еще   в   начале   войны,   25   августа мобилизовали   в   армию   и   отца,   у   которого   до   этого   времени   была   бронь.   Папа сутками  не выходил с Тракторного  завода, он на  конвейере  собирал танки Т­34, которые сразу шли на фронт. В его трудовой книжке записано: «Уволен в виду ухода в РККА 25 августа 1942 года. Военный билет № 482866 и далее: служба в Красной Армии по 25 сентября 1945 года». Мама долго плакала. Впереди зима, ничего нет, дети маленькие. Что с нами будет? Пока шли уличные бои,  мы сидели в каком­то тоннеле. Какие были продукты, все поели, одолевал голод, но особенно страшно мучила всех жажда. Какие­то две женщины сказали, что неподалеку от тоннеля есть вода и мне подружка Рая говорит: «Надя, давай потихоньку вылезем и возьмем воду». Рая вылезла первая, взяла ведро с водой. Но тут разорвался снаряд,  и ее убило сразу. Где­то в середине сентября решили идти на разбитую переправу, там отправляли людей на лодках за Волгу. Собралось много людей. Пришел пароход с людьми,   и хотели забрать еще, но не пришлось. Все лодки и пароход с людьми разбомбили. Люди плыли живые и мертвые, вся вода в Волге была красная от крови. Помню женщину,   разорванную   пополам,   возле   нее   лежал   мертвый   грудной   ребенок, которому оторвало ручку и ножку.  Побрели мы от переправы прочь. Мама несла на руках маленького Борю. А я несла   чайник   с   водой   пополам   с   кровью.   Мы   нашли   какой­то   блиндаж   и   там остановились. Бабушка замесила из муки тесто, расстелила свой белый платочек и положила подсушить лепешки. Но тут опять началась бомбежка. Бомба попала в угол. Я с испугу крикнула, накрывая собой брата, и мне полный рот насыпало земли, я чуть не задохнулась. Потом бабушка выковыривала у меня землю изо рта ложкой. После этого я долго не могла разговаривать. Мы берегом пробирались все дальше и дальше. Дошли до Мамаева кургана, там были немцы, а наши на берегу Волги. Хотелось есть, а есть­то было нечего. Там до войны   были   огороды,   но   урожай   был   убран,   оставались   лишь   кочерыжки,   где­то маленькая свекла или морковка. Я ползала  и  это все собирала, боялась умереть с голода. Это были жуткие, длинные месяцы. Мы нашли приют в бомбоубежище какого­то дома, где кроме нас пряталось еще огромное количество женщин, стариков и детей. В августе и сентябре главной проблемой была вода. Осенью пришел холод, а голод был все время. Что есть? Ели кошек, собак. Вкус мерзлой картошки я не забыла до сих пор. Из лебеды пекли какие­то лепешки. Ели «калачики» ­ это семена сорняка. Конечно,  рыли корни солодика. И с Мечетки приносили плитки – «шоколадки». Это сланец­глина,   который   нам   казался   сладким.   Праздником   были   дни,   когда   мама доставала куски жмыха – это спрессованные отруби, которые давали животным. А макуха – это спрессованные семечки подсолнуха, которые грызли вместе с кожурой. Ели все, что не было горьким. А наверху не прекращали бомбить и стрелять. Наступила зима. Холод. Вода и дрова стали основной целью жизни, которая могла оборваться в любой момент. Мама и бабушка остались живы,  хотя еле ходили от голода и с обмороженными ногами. Мы все кучей сидели в одном длинном конце подвала. В другой конец иногда заходили наши солдаты, но однажды зашли немцы. Все страшно испугались. Они что­то громко кричали, обыскивали всех и у одной из женщин нашли пистолет. Ее вывели из подвала и тут же расстреляли. После этого выходить из подвала еще больше боялись. В феврале 43 года мы перебрались в землянку на берегу Волги напротив завода. Все   еще   стоял   жуткий   холод   и   голод.   Мама   слышала,   что   некоторые   ездят   за продуктами   в   город   Сальск.   Поехала   и   она.   В   товарных   вагонах   на   открытых платформах с трудом добралась она до Сальска. Там работала в госпиталях, меняла вещи на еду. Привезла половину мешка муки и кусок сала! Был праздник. Мы к тому времени с бабушкой перебрались в стоявший рядом 2­х этажный дом, в котором остались   только   перекрытия.   Газетами   отделили   себе   комнату   и   стали   жить впятером. Этот дом мы долго потом вспоминали и называли «бумажным домом». Много жителей и все слышно.  Моя мама работала на восстановлении школы № 34, потому что вышел приказ, чтобы школа открылась к учебному 1944 году. Это потом уже в 60­е годы было выстроено это здание. Стали приезжать с фронта отцы. Вот и в нашу комнату постучали,  и вошел папа. Радости   было   –   не   передать!   Повисли   у   него   на   шее   все   втроем.   Потом   стали осматривать,   многие   тогда   приходили   без   руки,   без   ноги.   А   папа   целый.   Он рассказывал, что три раза был ранен, лежал в госпиталях, но Бог дал, выжил. Нет,  не дай Бог всему этому повториться! Тяжело мне было листать страницы прошлого, но надо помнить это страшное время, передавать в рассказах молодому поколению, чтобы не допустить больше такой беды. Заключение До войны в Сталинграде была установлена скульптура ­   группа   танцующих ребят. Они радостно кружились, крепко держась за руки, словно так, не разлучаясь, не размыкая рук, собирались пройти по жизни до самого ее конца.  И когда  в город ворвалась война, дети так и не разомкнули рук, не разорвали кольца дружбы, хотя кругом   был   кромешный   ад.   Израненная,   изрешеченная   пулями   сталинградская скульптура   навсегда   стала   символом   поруганного   детства.     Война   в   жестокой слепоте своей соединила  несоединимое: детей и кровь, детей и смерть.  У   детей   войны   разные   судьбы,   но   всех   их   объединяет   общая   трагедия   ­ невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие участники Сталинградской битвы как могли,   противостояли   войне.   У   них     был   свой   мир,   с   особыми   трудностями   и радостями,   с   собственной   шкалой   ценностей.   Поэтому   поколению   детей   военной поры   было   присуще   раннее   осознание   своего   гражданского   блага,   стремление сделать, то, что было в их силах, чтобы помочь  Родине, как ни высокопарно сегодня это звучит. Но такими были  и остаются дети Сталинграда.    Список использованной литературы 1. Внуков Н.А. Огненное кольцо. – Л.: Детская литература, 1981. – 38 с. 2. Воспоминания детей военного Сталинграда. – М.: Региональная общественная организация «Дети военного Сталинграда»  2010. – 208 с. 3. Егорова Г.В. Детство, опаленное войной // Журнал Руководителя. – 2010. – № 3 (147). – С. 11­13. 4. Еременко А.И. Сталинград. – М.: Воениздат, 1961. – 504 с. 5. Исаев А.В. Сталинград. За Волгой для нас земли нет. – М.: Эксмо, 2008. – 448 с. 6. Киселев В.А. Командарм Тимофей Хрюкин. – Раменское: РПИ «Грань», 2010. – 336 с. 7. Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград – город­герой. – М.: Советская Россия, 1973. – 286 с. 8. Павлов В.В. Сталинград: мифы и реальность. Новый взгляд. – М.: Олма­Пресс, 2003. – 319 с. 9. Павлова   Т.А.   Засекреченная   трагедия:   гражданское   население   в Сталинградской битве. – Волгоград: Перемена, 2005. – 594 с. 10.Самсонов А.М.  Сталинградская  битва:   монография. – 3­е  изд.,  доп. –    М.: Наука, 1983. – 621 с. 11.Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943: энциклопедия / Под ред. М.М. Загорулько. – Волгоград: Издатель, 2007. – 512 с. 12.Усик   Б.Г.   Народное   ополчение   Сталинграда:   монография.   –   Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. –183 с. 13.Хлынина   Л.   Трагическая   дата   в   истории   Сталинградской   битвы   // http://www.admkamyshin.info/2011/08/22/tragicheskaya­data­v­istorii­ stalingradskoj­bitvy.html Приложение 1 Сценарий литературно­музыкальной композиции, посвященной 71­ой годовщине  победы в Сталинградской битве «Сталинград живет в душе моей» (Звучит спокойная музыка) I чтец (взрослый):  Москва,   ул.   Шаболовка,   37,   радиостанция   «Маяк»,   на   передачу   «Ищу человека». Дорогая Агния Львовна! Вот уже много лет я ищу свою маму, которую потерял во время бомбежки. В смутном рое детских воспоминаний  особенно ярко запечатлелась эта картина…. I чтец (ребенок): (Звуки бомбежки) Вокруг все горит и все люди куда­то бегут. И мы бежим вместе со всеми. У мамы на одной руке грудная сестренка, в другой тяжелый мешок с вещами. Кажется, мы бежим к мосту. Слышен ужасный гул, мама кричит, что это немецкие самолеты. Мы бежим к придорожной канаве, падаем в нее. Какой жуткий свист и вой! Мама! Мама! (На  фоне бомбежки женский голос читает молитву «Отче наш»,  постепенно звуки бомбежки стихают и в наступившей тишине голос напевает колыбельную) (Постепенно нарастая, звучит тема «Нашествия» Д. Шостаковича) III чтец (взрослый): Шла, как захватчица война,  Шла сапогами по страданью   И женщин, и детей она                   Все время облагала данью IV чтец (взрослый): Из дневника немецкого офицера: «Наш полк перешел Дон и настойчиво продвигается на Восток. Какие у Советов просторы! После войны эта земля станет нашей. Верим, что фюрер скоро победоносно завершит эту войну. По его словам, шестая армия может покорить небо. А что же тогда говорить о земле?» IV чтец (взрослый):  23августа, воскресенье. В   16   часов   18   минут   массированная   бомбардировка   Сталинграда.   В   течение   дня   противником   было  началась произведено  2  тысячи   самолетовылетов.   Город   был  разрушен, 40  тысяч    жителей ранены и погибли. На экране кадры горящего огня. Девочка с лентой танцует «Танец огня»  (Вивальди «Лето», танец длится одну минуту) (Альбинони «Адажио», на фоне слайд­шоу) Мальчик:  Я посмотрел на небо и увидел, что оно потемнело от самолетов. И тут началось. Бомбы свистели, визжали, бомбили все подряд. Все побежали прятаться кто куда. А мы вскочили в убежище к соседям. Все стояли с открытыми ртами, чтобы   не   оглохнуть.   Детей   было   много,   мы   все   от   страха   кричали,   а   взрослые, схватившись за головы, выли почище волков. Солдат: На центральном участке целыми днями идут бои с целью прорыва в город с запада.   Бой   идет   даже   не   за   улицы,   не   за   кварталы:   за   каждый   дом,   за   каждую ступеньку. Вот мы уже, кажется, захватили этаж, но противник получил по горящим крышам подкрепление и снова разгорается бой. Бомбардировщики превращают город в груду камня. Мать:  Вокруг, куда ни бросишь взгляд, выжженная земля. Горы камня, воронки, одиноко   высящиеся   капитальные   стены,  от   домов   остались   одни   слепые   фасады. Чуть заметны в темноте скелеты бывших зданий. Жить можно только в подвалах. Все и вся зарылись в землю. (Звучит та же музыка, что и в начале) II чтец (ребенок):  Нас перевозили дальше в тыл. А всюду на дороге нам встречались бойцы Красной Армии. Они брали нас на руки, крепко прижимали к себе… III чтец (ребенок): Они были очень запыленные и усталые… IV чтец (ребенок): Они угощали нас сахаром и сухарями… (На фоне песни «Темная ночь» бойцы «пишут» письма домой) I  боец:  Здравствуйте,   моя   дорогая   жена   Станислава,   дочь   Валенька   и   мама! Простите, что я плохо пишу: пишу на коленях, на клочке бумаги. Спешу сообщить, что я жив, скоро вступаем в бой. II  боец:  Здравствуйте, Зиночка и Леня! Поздравляю вас с Новым годом. Желаю, чтобы он был годом наших счастливых встреч на освобожденной от фашистов земле, чтобы мы снова собрались в нашей замечательной Москве. III боец: Дорогая Вера, солнце, голубка моя! Сердце мое замирает от радости при одной той мысли, что ты, может быть получишь это письмо мое, что ты и сын и доченька увидите мой почерк, узнаете, что я жив и здоров. III чтец (взрослый):  Мы в квартирах теплых сидели, И подумать никто не мог, Что бывают на свете щели, Блиндажи и еще землянки, Замаскированный порог, Умывальник в консервной банке, Искаженные злобой рты. Треугольник домой без марки И дыхание санитарки И заржавленные бинты… (Звучит тема «Нашествия») IV чтец (взрослый): Из дневника немецкого офицера: «Этой войне не видно конца. Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они знают усталости, не ведают страха, не боятся огня… Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда…» VII чтец (взрослый): Хоть с той поры промчалось уж полвека, Но до сих пор я помню Сталинград, Я, Отто Мюллер, той войны калека, Безрукий клерк, ­ ни званий, ни наград. Когда вы на Мамаевом кургане Проходите у выщербленных стен, ­ На горельефе я, как на экране, Из той колонны, что плетется в плен. Земля дрожала в грохоте и свисте, Мы грызли ржавый лед – сойдешь с ума!­ Я был контужен…Ночью мои кисти Перекусила русская зима. (Вивальди  «Времена года. Зима») Солдат: В 8 часов 50 минут перешли в атаку пехота и танки. Глинобитные домики  дрожали. Казалось, что сырой утренний воздух на огневых позициях стал теплее  на  градус от прикосновения к тысячам горячих артиллерийских стволов. И тут же небо  заполнилось новым звуком: урчащим, тугим, широким – на запад шли наши   самолеты. (Левитан о победе под Сталинградом) (Музыка из к/ф «Список Шиндлера») Мать:  Ночью из Заволжья люди увидели,   как небо над Сталинградом осветилось сотнями   ракет.   Немецкая   армия   капитулировала.   Тут   же   ночью   с   того   берега   в Сталинград пошли люди.   Со Сталинградского обрыва казалось, что люди, идущие через   Волгу,   возникают   из   степного   тумана,   что   их   лепит   мороз   и   ветер.   Они вываливали   из­под   земли,   слесари,   токари,   пахари,   плотники,   землекопы.   Они отбились от врага, перепахали камень, железо и глину. В Сталинград возвращалась душа, возвращалась свобода. Мальчик: В конце зимы мы вернулись в город с того берега Волги. От нашего дома остались одни головешки, бабушки уже не было в живых, она погибла в первые дни бомбежек,   не   было   известий   и   от   отца.   Но   мы   были   счастливы:   В   Сталинграде кончилась война. (выступление Гавриловой Надежды Георгиевны «Дети военного Сталинграда») VIII чтец (взрослый): На передачу «Ищу человека», Барто Агнии Львовне. «Во время одной из бомбежек я оказалась под развалинами моего дома. Оттуда меня вытащили раненой и отвезли в больницу. Моя четырехлетняя дочь находилась с соседкой   в   бомбоубежище.   Когда   я   вышла   из   больницы,     мне   сообщили,   что   ее отправили в детский приемник. Когда я пошла по этому адресу, то оказалось, что девочки   там   нет.   Все   мои   попытки   найти   ее   до   настоящего   времени   оказались напрасными. Много лет я живу надеждой отыскать мою девочку». I чтец (ребенок): Мама у меня была красивая, с длинными, толстыми косами. II чтец (ребенок): Мама у меня была молодая, очень ласковая. Я однажды ударилась об дверь, а она плакала, что мне больно. III чтец (ребенок): Иголка тупая, эта иголка тупая, вышивать нельзя. Я из­за иголки плачу, а не из­за мамы. IV чтец (ребенок):  У меня все время надежда, что я найду маму. В детском доме я все   думала,   что   сейчас   войдет   женщина   и   спросит:   нет   ли   здесь   девочки Люборосовой Тамары? (Взрослые и детские голоса перебивают друг друга) I голос (взрослый): Тридцать лет ищу свою дочь – Шуру Королеву. У нее на левой ручке, ниже локтя, выжжен номер 77325. I голос (детский): Я была очень непослушная. Один раз падала в колодец. Между бровями у меня шрам – клюнул петух. Очень любила спать с кошкой. II голос (взрослый): Мой сын Толя Ферапонтов был отправлен в детский приемник. Архивы не сохранились, следы сына исчезли II  голос (детский):  У нас над кроватью  висел большой ковер, на  котором  были вытканы страшные рожи, и я их очень боялся. III голос (взрослый): Во время эвакуации мой сын девяти лет Петя Хитреня отстал от поезда. На правой руке нет указательного пальца, оторван снарядом. III голос (детский): Отец пришел прощаться, а я спрятался под стол. Отец принес огромный кулек яблок. IV голос (взрослый): Ночью подводы с нашими детьми поехали, мы их не догнали. С тех пор ищу Фаню и Борю Дубинштейн. IV голос (детский): Помню мальчика, который был старше меня. Он мне выдергивал молочный зуб. Привязал ниточку за зуб и второй конец нитки натянул. Но когда зуб вырвался, мальчик упал. Кем он мне был не знаю. (Пока звучат голоса, на их фоне нарастает тревожная музыка. Она обрывается вместе с голосами. На сцене стоят чтецы дети и взрослые, зажав уши руками) (Потихоньку начинает звучать «Ave Maria») IV чтец (взрослый): Из письма немецкого врача Курта Ройбера жене из немецкого «котла» под Сталинградом от 26 декабря 1942 года. «Я долго размышлял, что нарисовать и возникла идея Мадонны, то есть матери с ребенком. Картина выглядит так: головы матери и ребенка склонены друг к другу и покрыты   большим   платком.   Мне   приходят   на   ум   слова   Иоанна:   «Свет.   Жизнь. Любовь».   Представьте   наше   положение:   мы   во   мраке,   окружены   ненавистью   и смертью, но наша тоска по свету, жизни и любви бесконечно велика…» (На фоне  «Ave Maria» звучит молитва на немецком языке) ( Стихи читаются на фоне начинающихся «Журавлей»  в исполнении М. Бернеса) III чтец (взрослый):  Шла как захватчица война, Но справились с годиной злою, Ведь кров и слезы – это гнев, И гнев убил войну войною. Приложение 2 Описание реализации проекта Проект в ходе реализации прошел три этапа: I этап: Установочный Современные  дети   и  подростки  узнают  о   событиях   Великой   Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко имеет возможность смотреть лучшие документальные и художественные фильмы   военной тематики.   А людей, которые были очевидцами этих   событий,   становится   все   меньше,   ветераны   войны   уходят   из   жизни. Опросив обучающихся МОУ  СШ  № 49,    мы  выяснили,  что они имеют довольно поверхностные знания о событиях Сталинградской битвы,  и о таком явлении,  как дети Сталинграда. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом   важном   и   трагичном   событии   нашей   Родины   и   всего   мира   в   ХХ     веке   – Великой Отечественной войне. Именно поэтому мы решили обратиться к указанной теме и начать работу над проектом «Детство, опаленное войной», который рассчитан на обучающихся среднего и старшего  школьного возраста. Проект призван побудить подростков   поразмышлять   о   преемственности   поколений,   лучше   узнать   историю Сталинградской битвы, узнать об участии в ней детей военной поры. На   одном   из     классных   часов   была   затронута   тема   детей­героев     Великой Отечественной войны. Выяснилось, что ребята мало знают о детях, которые жили во время   войны.   Так   в   ходе   обсуждения   была   выявлена   проблема.   Мы   решили ликвидировать это незнание и организовали работу над проектом. Но прежде чем приступить   к   разработке   проекта,   мы   решили   провести   изучение   общественного мнения, проведя анкетирование обучающихся 7­х классов. Цель   анкетирования:  выяснить,   является   ли   данная   проблема   актуальной     для обучающихся МОУ СШ № 49.  Из диаграммы видно, что тема является актуальной для большинства подростков, а знаний по данной теме ребятам явно не хватает. Результаты анкетирования обучающихся МОУ СШ № 49 Назвали детей героев сталинграда Назвали воевавших родственников 120Всего опрошенных 100 ни одного имени не назвали 80 60 Участвовавших в сталинградской битве Важна эта тема для вас 40 20 0 II этап: Поисково­исполнительский На   этом   этапе   мы   изучили   литературу   по   представленной   проблеме   и разделились на две группы: творческая группа занялась разработкой  и постановкой литературно­музыкальной композиции по заявленной тематике, а исследовательская группа   работала   над   сбором   материала,   сумев   привлечь   к   этой   деятельности прабабушку   ученицы   7   «Б»   класса   Мосоловской   Валерии   –   Гаврилову   Надежду Гавриловну. Собранный материал  представлен в форме учебно­исследовательской работы. III этап: Заключительный На   заключительном   этапе   была   проведена   встреча   с   ветеранами,   детьми военного   Сталинграда,   где   прошла   презентация   литературно­музыкальной композиции,  а  также   материалы  проекта  использовались   для проведения уроков мужества в среднем и старшем звене МОУ СШ № 49.

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»

Учебно-исследовательский проект «Детство, опаленное войной»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017