УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»
Оценка 4.7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»
ЦЕЛИ учебная Ознакомить студентов с ходом битвы под Москвой. Воссоздать картину жизни и быта Москвы и ее обитателей в условиях военного времени. Определить военно- стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Показать организацию антигитлеровской коалиции. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа воспитательная Поддерживать интерес у учащихся к изучению истории своего их мировоззрения в процессе познания. государства. Показать сопричастность человеческих судеб судьбе Москвы и дать понять, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера, любовь. Способствовать осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 1940гг. Формировать чувство гордости за соотечественников и ответственности за Отечество. учебнаяУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»
история - 35.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 35 Дисциплина Тема занятия История «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок я и т я н а з   и л е Ц учебная Ознакомить   студентов   с   ходом   битвы   под   Москвой.   Воссоздать   картину жизни  и  быта Москвы и ее обитателей  в условиях военного времени.  Определить военно­ стратегическое,  морально­политическое  и  международное  значение победы Красной Армии под Москвой. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов,  Показать организацию антигитлеровской коалиции.                      прививать навыки анализа воспитательная Поддерживать интерес у учащихся к изучению истории своего                                                      их мировоззрения в процессе познания.                                государства. Показать сопричастность человеческих судеб судьбе                           Москвы и дать понять, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа,                             вера, любовь. Способствовать осознанию старшеклассниками                           нравственного долга перед поколением 1940гг. Формировать чувство                          гордости за соотечественников и ответственности за Отечество. обеспечивающие Литература, обществознание, география обеспечиваемые Основы экономики, литература, история Иркутской области, философия, психология, основы социологии и политологии «Начало Великой Отечественной войны»,  «Оборонительные сражения летом ­ осенью 1941 г.», «Советский тыл в годы войны» Обеспечение занятия ­ д е р п ж е М и з я в с   е ы н т е м Внутренние связи А.Наглядные пособия Репродукции: К. Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941  года»,  Д. Обозненко «Соловьиная ночь», А. Лактионов «Письмо с фронта», Б. Тарелкин «Товарищи» Б. Раздаточный материал Приложение («Документ Об эвакуации столицы г. Москвы. г.», таблица Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 «Разница в живой силе и вооружении между Германией и СССР в Московской битве», факты «Это было впервые в Московской битве 1941г.», «Герои­панфиловцы под грифом «Совершенно секретно» Магнитофон («Священная война») Аудитория  В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово , 2006.                                 Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа, 2002. Дополнительна я Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.  История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Канторович И. Москва цвета солдатской шинели // Первое сентября. История.­  N23,2006. Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов   В.В.     Отечественная   история   в   схемах   и   таблицах.   –   М.:   Эксмо, 2005.215. План занятия 1.Организационный момент – 1 минута 2.Мотивация – 3 минута 3.Актуализация базовых данных – 10 минут 4.Формирование новых знаний и представлений – 67минут 5. Контроль усвоения знаний – 7 минуты 6.Подведение итогов­ 1 минута 7.Домашнее задание – 1 минута Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I 1 мин. 3 мин. Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала                                                                   Эпиграф:                                                               «Помните!..                                          Покуда сердца стучатся­ помните!                       Какой ценой завоевано счастье,                                   Пожалуйста, помните!»                                                   Р.Рождественски й Начавшаяся война коренным образом изменила жизнь   населения   СССР,   поставила   жителей   в экстремальные   условия,   заставила   привыкать   к обстановке,   которая   еще   недавно   могла   казаться   им просто невозможной. Сегодня   мы   рассмотрим   как   складывалась военно­политическая   жизнь   Москвы   в   1941— 1945   гг.   Москва   и   в   годы   войны   продолжала оставаться   столицей,   важнейшие   постановления   и приказы   принимались   здесь,   И.   В.   Сталин   всю   войну находился   в   Москве,   первые   шаги   антигитлеровская коалиция сделала именно в Москве…  Любая   война   —   это   не   набор   каких­то абстрактных понятий, а смерть и страдания человека, такого, как каждый из нас. И на уроке пойдет речь о том, как жилось рядовому москвичу в тех условиях, в чем   особенности   его   военной   жизни   по   сравнению   с мирным временем.  Эти   знания   помогут   глубже   понять   сложность прифронтовой   обстановки   на   подступах   к   Москве, наполнить содержанием некоторые понятия, такие как «связь   фронта   и   тыла»,   «всенародная   борьба   за победу»,   а   также   прикоснуться   к   жизни   старших поколений. Вы   ознакомитесь   с   ходом   и   историческим III значением битвы под Москвой. Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  10 мин. Опрос Вопросы: ­ Как изменилась ситуация в мире в конце лета 1939 года? ­   Мог   ли   союз   между   СССР   и   Германией   быть долгосрочным? ­ Какие планы ведения войны и послевоенного устройства были разработаны фашистами? ­ Как проходила подготовка к войне в СССР и Германии? ­ Как развивались события в первые дни войны? ­   Почему,   несмотря   на   упорное   сопротивление,   Красная армия терпит поражение в первые дни войны? ­ Как проходила эвакуация в первые дни войны? Организация   и   управление   учебно­познавательной деятельностью студентов План I. Военно­политическая жизнь Москвы в 1941 —1945 гг. 1. Москва в опасности 2.   Прослушивание   фрагмента   записи     песни «Священная война»  3. времени  Жизнь   москвичей   в   условиях   военного II. Московская битва  1. Соотношение сил противника 2. Контрнаступление Красной Армии 3. Работа с приложением  III. Значение победы Красной Армии под Москвой IV.   Создание   и   укрепление   антигитлеровской коалиции Контроль усвоения знаний  Продолжить предложения Вопросы: 1. Генштаб   находился   на   станции   метро   … (Кировская) 2. Народное   ополчение   ­   это…   (добровольцы   из гражданских лиц, по причине возраста, здоровья IY Y 67 мин. Рассказ преподавателя,  сопровождающийся  беседой и записью  основного материала в  тетрадях, работой с  приложением,  демонстрацией  наглядного материала,  прослушиванием  фрагмента песни. 7 мин. Беседа не пригодные к службе в армии) 3. Первый   налет   на   Москву   люфтваффе произошел… (в ночь с 21 на 22 июля) 4. самым безопасным бомбоубежищем для Москвы становится … (метро) 5. На заводе «Каучук» вместо шин и калош стали выпускать… (аэростаты) 6. В октябре 1941 г. под Вязьмой самолеты «У­2» сбрасывали   нашим   окруженным   бойцам… (патроны и мешки с московскими сухарями) 7. Операция   по   захвату   Москвы   называлась   … 8. («Тайфун») !5  октября  1941г. ГКО   принял  решение  об … (эвакуации столицы) 9. Осадное   положение   предполагало…   (Всякое движение запрещалось с 24 ч до 5 ч утра) 10. Известного   диктора,   который   во   время   войны передавал сообщение звали … (Юрий Левитан) 11. Система   ленд   –   лиза   была   рассчитана   … (предоставление оружия и снаряжения странам антигитлеровской коалиции)   YI  Подведение итогов 1. Дается краткое резюме:   Жестокость Москвичи в экстремальной ситуации раскрыли лучшие    черты   характера,   осознали   свою   личную ответственность. не обесчеловечила людей, в их душах сохранилась и вера, и   сострадание,   и   любовь,   и   надежда.   Они   отстояли Москву, своим подвигом приближая Победу. 2  .Оценивание работы группы и отдельных учащихся на  занятии   времени   1 мин. YII Домашнее задание Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв.­  с. _____________ Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век.­  с. ____________ Составить связный рассказ «Битва за Москву. Жизнь  москвичей в условиях военного времени» 1  мин. Дисциплина: «История» Занятие  35 Тема: «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени» План I. Военно­политическая жизнь Москвы в 1941 —1945 гг. 1. Москва в опасности 2. Прослушивание фрагмента записи  песни «Священная война»  3. Жизнь москвичей в условиях военного времени II. Московская битва  1. Соотношение сил противника 2. Контрнаступление Красной Армии 3. Работа с приложением  III. Значение победы Красной Армии под Москвой IV. Создание и укрепление антигитлеровской коалиции  Содержание занятия I. Военно­политическая жизнь Москвы в 1941 —1945 гг. 1. Москва в опасности Известие   о   нападении   Германии  на   Советский   Союз   явилось   для   большинства москвичей полной неожиданностью. Советская пропаганда буквально накануне твердила о  дружественной   Германии,   о  непобедимости   нашей   армии   и   о   том,   что   если   война   и начнется, то СССР выиграет её в считанные дни.  22 июня никто из жителей Москвы не мог предположить, что  впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подой­ дет к самому сердцу страны и ценой неимоверных усилий нашего народа будет остановлен у стен столицы. В тот момент жители столицы еще не знали, какую военную мощь используют немцы на главном — московском — стратегическом направлении. Талантливейшие   генералы   вермахта   (фон   Бок,   Гудериан,   Клюге  и   др.)   будут призваны   Гитлером   для   реализации  «великой   цели»   —   взятия   советской   столицы, расстояние до которой было около 1000км, скорость немецких танков 60­70км/ч, а впереди было прямое шоссе Минск—Москва.  Тогда, 22 июня, москвичам трудно было поверить, что уже через несколько дней, 10   июля,   группа   армии   «Центр»   выйдет   на   дальние   подступы   к   Москве,   восточнее Смоленска и Ельни. Тогда, в первый день войны, жители Москвы, как, впрочем, и других городов, пребывали в растерянности и недоумении. Предстоял долгий путь к Победе. На улицах городов стихли веселые песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли   митинги   и   собрания.   В   военкоматы   страны   устремились   призывники   и добровольцы.  2. Прослушивание фрагмента записи  песни «Священная война»     Жизнь москвичей в условиях военного времени 3.       26 июня 1941г. находившийся  на Юго­Западном фронте начальник  Генерального штаба Г. К. Жуков был вызван Сталиным в Москву. При участии Жукова было принято решение — немедленно создать глубокую эшелонированную оборону на путях к Москве с целью измотать и остановить противника. В   тот   же   день  станция   метро   «Кировская»  была   закрыта   для   пассажиров. Генштаб готовился к работе под землей. Перрон отгородился от путей высокой фанерной стеной. В одном его углу — узел связи, в другом — кабинет для Сталина.  С 30 июня 1941г. в Москве начал работу чрезвычайный высший государственный орган   под   председательством   И.   В.   Сталина,   наделенный   неограниченными полномочиями, — Государственный Комитет Обороны (ГКО). Трагические события вызвали, как всегда бывало в такие моменты нашей истории, всплеск народной энергии и инициативы. В Москве началось формирование народного ополчения. (?) ­ Что такое народное ополчение и какие его примеры из истории вы  можете привести.  Наиболее яркие факты истории народного ополчения — борьба с иностранными интервентами   в   XVII   в.,   «народная   война»   против   наполеоновского   нашествия   в   XIX столетии. Всегда народное ополчение являлось показателем любви нашего народа к своей Родине.   Вступившие   в   начале   Великой   Отечественной   войны   в   народное   ополчение добровольцы   без   отрыва   от   производства   готовили   себя   к   предстоящим   боям. Формирование народного ополчения проводилось по районам. В   первые   дни   июля   на   всех   предприятиях,   во   всех   учреждениях   и   учебных заведениях столицы прошли многолюдные митинги и собрания, посвященные организации дивизий народного ополчения. Много заявлений поступило и от женщин. Всего в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения.  Обеспечены московские ополченцы были плохо: не каждый имел винтовку. Во всех районах началась боевая подготовка ополченцев. Они обучались обращению с винтовкой, пулеметом,   гранатой;   велась   подготовка   саперов.   На   московских   стадионах   «Юных пионеров», «Динамо» ополченцы учились  стрелять, обучались штыковому бою, пронзая чучела. Были  учреждены   боевые   знамена  ­  символ   верности   Отечеству.  На  знаменах были   вышиты   слова:  «За   Родину!»,   «За   советский   народ!».   Под   этими   знаменами ополченцы давали клятву не жалеть своих сил и жизни в борьбе с врагом. (?) – Считаете ли вы необходимой и действенной такую форму сопротивления, как народное ополчение? Ровно через месяц после начала войны — в ночь с 21 на 22 июля — фашистами был совершён   первый   воздушный  налёт   на   Москву.  К столице   устремились   более   250 вражеских бомбардировщиков. К городу прорвались лишь отдельные самолёты врага.  В   22   часа   07   минут   была   объявлена   воздушная   тревога.   И   лишь   через   5   часов прозвучал   отбой.   22   фашистских   бомбардировщика   были   сбиты   лётчиками   6­го истребительного авиационного корпуса и зенитчиками 1­го корпуса ПВО. Далее налеты продолжались ежедневно.  Над Москвой повисли аэростаты воздушного заграждения, поднятые на высоту 3­ 5км. На улицах и даже на крышах домов расположились зенитки.  В   целях  маскировки  крыши,   фасады   зданий,   асфальт   красили   зеленой   краской. Вокзалы,   мосты,   театры,   церкви   укрывались   разного   рода   фанерными     пристройками, надстройками   и   декорациями.   Большая   заслуга   в   такой   дезориентации   противника принадлежала архитектору Д.Н. Чичулину. Кремлевские звезды были одеты в чехлы.  За одну июльскую ночь исчез под специальными щитами и досками Водоотводной канал,   превратившийся   в   одну   из   «улиц»   Замоскворечья.   Заметное   издалека   здание гидроэлектростанции надстроили фанерным этажом, скрывшим высокие трубы­ориентиры. Создавались   ложные  военные   объекты — дубликаты  реально  действовавших, что, как показало время, оказалось эффективным методом обмана врага.  Однако гитлеровцам всё же удавалось иногда бомбить и Кремль, и Центральный телеграф, и Большой театр (причудливо замаскированный декорациями к опере «Князь Игорь») и другие важные объекты. Бомбежками было разрушено 117 промышленных предприятий, 496 жилых домов, 40 больниц и поликлиник. Пострадали свыше 10 тыс. Москвичей. Самая  тяжелая   бомба (весом   в 1400кг)  упала  у  гостиницы  «Националь».  Бомбу удалось   обезвредить.   Всего   сирена   воздушной   тревоги   прозвучала   в   Москве 141 раз.    Многие   горожане   во   время   налётов   дежурили   на   крышах   и   обезвреживали сброшенные   зажигательные   бомбы   —  «зажигалки».  Огромную   помощь   взрослым   в тушении   пожаров   и   зажигательных   бомб   оказывали   московские   школьники.   Ребята обертывали руки смоченными водой кепками, хватали за стабилизаторы килограммовые бомбы, с силой ударяли их о мостовую, горючее   вещество выливалось  и «зажигалки» гасли…  Многие подростки были награждены медалями «За отвагу». В те дни было популярно четверостишье: Когда фашисты по ночам  Над улицами кружатся,  Нужны три вещи москвичам:  Вода, песок и мужество! Довоенная   и   военная   Москва   отличалась  множеством   деревянных   построек  в центре, а еще больше их было в Сокольниках, Самотечных переулках, на Хорошевском шоссе. В целях пожарной безопасности многие деревянные сооружения были снесены. В пожарных, которые в военное время работали на износ, население видело своих спасителей:   они   и   завалы   разбирали,   и   спасали   из­под   обломков   людей,   рискуя   своей жизнью, помогали погорельцам. Только, в ночь на 22 июля 1941г. в Москве возникло 1900 загораний.  С   Белорусского   вокзала   ежечасно   отходили   на   фронт   эшелоны   с   войсками, боеприпасами, продовольствием, приходили составы с ранеными. Во время бомбежек здесь взрывались вагоны со снарядами и цистерны с горючим. Тушили эти пожары все москвичи.  На набережных Москвы ­ реки, Яузы, на московских прудах были оборудованы 50 насосных станций. Жители Москвы делали водоемы, обкладывая вырытые котлованы глиной. Метро  для   всей   Москвы  становилось   самым   безопасным   бомбоубежищем. Поэтому движение поездов прекращалось не в час ночи, а в 8 часов вечера. С 8:30, вне зависимости от объявления тревоги, в метро пускали «детей и женщин с детьми до 12 лет»; взрослым вход разрешался только после сигнала тревоги.  Ночевали  москвичи в тоннелях на деревянных щитах, уложенных на рельсы.  На платформах и в открытых вагонах, как правило, располагались женщины и маленькие дети, для которых расставляли кроватки. На каждой станции была питьевая вода, можно было купить продукты. Несмотря на опасность, на то, что нервы у людей были напряжены, здесь царила атмосфера спокойствия, внимания друг к другу. Кстати, за три месяца ­ сентябрь, октябрь, ноябрь 1941г. ­ в метро родилось 243 ребёнка. Жизнь продолжалась.  Один из москвичей описал в дневнике своё пребывание на станции метро «Сокол» во время налёта фашистской авиации в августе 1941г.:  «Внизу в четыре ряда на полу лежат люди, больше женщины и дети. Лежат они в определённом порядке. Каждая  семья имеет свой  участок. Стелют  газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по­разному. Пьют чай, даже  с  вареньем.  Ходят  друг   к другу   в  гости.  Тихо  беседуют.   Играют   в  домино... Многие читают книгу, вяжут... По обе стороны тоннеля стоят поезда, где на диванах спят маленькие дети». Во время фашистских налётов в московском метрополитене бывали и трагические случаи. В ночь на 23 июля прямым попаданием на перегоне “Смоленская­Арбат” было пробито перекрытие тоннеля. Волной, осколками и обломками перекрытия были убиты 14 человек... Днём, в 16—17 час. 23 июля в районе станции “Арбат” была сброшена фугасная бомба. Воздушной тревоги ещё не было. Население  в панике бросилось к станции, где вследствие паники при падении на лестнице были задавлены 46 человек... На станции метро «Курская» был открыт филиал Государственной исторической библиотеки,  а   на   станции  «Арбатская»   преподаватели   и   аспиранты   Московской консерватории давали концерты. На улицах Москвы было малолюдно. Прохожие одеты однообразно ­ в основном в   Все   зрелищные   Не   слышно   детских   голосов. одежду   защитного   цвета. предприятия, столовые закрывались в 22 часа 45 минут.  Число жителей за полгода уменьшилось вдвое, до двух с половиной миллионов. Жизнь города была полностью подчинена фронту. (?)  – Каким был рабочий режим   в военное время и как это отражалось на здоровье людей? Война   изменила   трудовой   ритм   города.   Все  отпуска   отменялись  и   заменялись денежной компенсацией. (за исключением отпусков по состоянию здоровья)  Руководители предприятий имели право устанавливать обязательные сверхурочные часы работы (до 3 часов в день).  В декабре 1941 г. была введена  уголовная ответственность  (от 5 до 7 лет)  за самовольный уход рабочих с предприятий военной промышленности. Рабочие порой по нескольку суток не выходили из цехов и спали здесь же, рядом со станками. Моссовет   пересмотрел   ассортимент   изделий,   производившихся   довоенной Москвой:  °   на   смену   копилкам,   пудреницам,   духам,   сумочкам   пришли   затворы,  вещевые мешки, дезинфицирующие средства.  °   На   заводе   «Каучук»   вместо   шин     и   калош   клеили  аэростаты   воздушного заграждения;  ° на Втором часовом заводе ­ взрыватели к  минам;  ° на заводе фруктовых вод ­ бутылки с горючей смесью;  ° протезный  завод им. Семашко выпускал миноискатели;  ° фабрика «Рот­Фронт»  ­ пшеничный и гречневый концентраты,  °   Москва   поставила   фронту   первой   военной   зимой   76   тыс.   автоматов, отремонтировала   около   1200   самолетов,   а   также   различное   оружие.   Многие   заводы наладили производство противотанковых «ежей», колючей проволоки, ремонт танков. Более полусотни предприятий изготовляли  снаряды для «катюш»,  а установки для них монтировались на грузовые автомобили московским заводом «Компрессор».  ° На полную мощность работали в Москве сухарные цеха: в октябре 1941 г. Под Вязьмой   самолеты   «У­2»   сбрасывали   нашим   окруженным   бойцам   патроны   и   мешки   с московскими сухарями. На многих традиционно «мужских» работах в военные годы трудились женщины: вагоновожатые и водители, милиционеры в юбках типичны для тогдашней Москвы.  К станкам встали и подростки 12—14 лет.  Женщины и подростки дежурили в госпиталях, рыли окопы, тушили пожары. Они становились донорами, они спасали жизнь сотням, тысячам раненых. На   заводе   им.   Владимира   Ильича   через   руки   каждой   работницы   за   12   часов проходило  1100   снарядов   весом   по   9кг.  Сборку   снарядов   приходилось   осуществлять вручную,  выполняя  за  смену  12—13 тыс.  операций.   Женщины  отдавали   все  свои  силы фронту. Преодолевать усталость им помогали сила духа и вера в победу. 18 июля  1941г. в Москве, городах и пригородах Московской области были введены карточки на продовольственные товары и промышленные товары Рабочим полагалось 600г хлеба, рабочим оборонных заводов ­ 700г, служащим ­ 500г, иждивенцам ­ 400г. Хлеб был  из муки грубого помола, но без него москвичи не оставались.   В   начале   декабря   ввели   нормированную   продажу   соли   ­   400г   в   месяц   на человека, спичек ­ 3 коробка.     Позднее из­за нехватки продовольствия  в Москве была разрешена коммерческая продажа.  «В   городе   начался   голод,  ­   свидетельствует   современница,   ­  конечно,   не   тот ...средневековый голод, который устроили в Ленинграде, но по карточкам выдавали только хлеб: иждивенческая карточка ­ 250г (это всего лишь вдвое больше блокадного пайка), карточка служащего ­ 400г, рабочая ­ 55 г».  Другой   москвич   вспоминает   о   своём   детстве:  «Голод   был,   самый   настоящий голод. Фирменным… блюдом был суп из очисток. Ещё, помню, ели  мурцовку  ­ это вода, накрошенный хлеб, лук и подсолнечное масло. Мурцовка ходила в… деликатесах, вроде   какой­нибудь   солянки   в   ресторане.   Вещи   продавали,   чтобы   выжить.   Мама, кажется,   отдала   гардероб,   шестнадцать   катушек   ниток   и   что­то   из   папиной одежды тёте Фене с первого этажа за пол­литровую банку риса! И то считалось, что она её пожалела и “уступила”». Голодные   обмороки   не   были   редкостью   в   первую   московскую   военную   зиму. Многим помогла выжить «пронинская» мука ­ выданные сверх всякой нормы в октябре 1941г. по распоряжению тогдашнего председателя Моссовета В.П.Пронина два пуда муки на человека.  Некоторым подспорьем стали подмосковные огороды:  «Как­то стало известно, что в Раменках брошены огороды, и туда ездили зимой вырубать из земли морковку,  ­ пишет современница, А.Андреева.  ­ Я тоже поехала с топором и за целый день нарубила килограмм моркови».  Подобные   факты   описаны   и   в   сочинении   И.Опарина:  «Не   хватало   жителям также и продовольствия. Но была возможность найти пропитание. В подмосковных колхозах после уборки капусты оставались зелёные листья. Они лежали подо льдом и снегом толщиной 50 см. Они были мороженные, но люди брали их с удовольствием. Чтобы   добыть   себе   эти   листья,   население   затрачивало   много   труда.   Люди вооружались топорами, лопатами, мешками, ломами и отправлялись на поиски. Ехали на трамваях, троллейбусах и на своих двоих — и приходили на поле, покрытое снегом... По дороге, ведущей к полю, шла лавина народу, а с поля, счастливые и улыбающиеся, покрякивая под своей ношей, шли уже нарывшие себе на неделю пропитание люди...»  С наступлением весны «появилась трава, а с ней ­ тоже не одни радости, — вспоминает   М.Г.Рабинович.   ­   Изголодавшиеся   люди   набросились   на   травки,   не   зная, какие из них съедобные, какие ядовитые. Одно время казалось, что вызванные этим болезни принесут не меньший урон, чем зимняя стужа...…» Была перестроена работа городского транспорта.  Движение поездов метрополитена сократилось на 6 часов в сутки. Главным   средством   передвижения   по   предфронтовой   Москве   был   трамвай. Именно   трамваи   помогли   в   строительстве   оборонных   сооружений   на   окраинах,   при переброске воинских частей, перевозке раненых. Чтобы дезориентировать вражеские самолёты, вечерами Москва погружалась во тьму. Уличное освещение не включали, и первое время транспорт блуждал по городу в полной   темноте.   В   ноябре   на   фарах   трамваев   и   троллейбусов   появились  фар­диски, которые делали свет от фар невидимым сверху.  Так   что   военными   вечерами   москвичи   могли   видеть   над   собой   звёздное   небо. Помимо   звёзд   в   небе   были   хорошо   видны   полотняные  сферы   аэростатов.  Во   время воздушных   налётов   их   поднимали   на   тросах   над   особо   важными   объектами;   при столкновении с аэростатом самолёты противника разбивались. Осенью   1941г.   оставшиеся   в   городе   жители   строили  оборонительные   рубежи, сооружали баррикады.  В любую погоду до кровавых мозолей трудились здесь до 600 тыс. москвичей, 2/3 из них были женщины. На   подступах   к   городу   ставили  противотанковые   заграждения,   в   домах оборудовали   огневые   точки.  До   поздней   осени   москвичи   долбили   заледенелую   землю, укрепляли оборону. В   декабре,   в   Москве   было   холодно   (7   декабря   —  28°С   ).  И   в  Хорошеве,   и   на Красной Пресне, и у Киевского вокзала разгружали торф, предназначенный для печного отопления. Открылись пункты для снабжения жителей дровами. Позаботились   москвичи   и   о  музейных   ценностях:  коллекции   Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, Оружейной палаты были эвакуированы   в   Сибирь.  Вскоре   после   эвакуации   Третьяковки   в   ее   пустых   залах разорвались бомбы, а 22 июля 1941г. 8 бомб удали  в музей на Волхонке.  Москвичи   не   сдавались,   и   их  дух   поддерживали   деятели   культуры.  Так,   в осажденной Москве остались многие артисты Большого театра, музыкального театра им Станиславского и Немировича­Данченко. В неотапливаемых зданиях играли оркестры, а   балерины   танцевали   в   легких   костюмах   на   сцене.   Как   оценить   ту   радость,   которую искусство несло людям? Спектакли проходили в переполненных залах, часто прерываясь воздушной тревогой. Иногда,   собравшись   в   затемненных   квартирах,   включали  патефоны  и   слушали Утесова,   К.   Шульженко.  О   чем   тогда   могли   говорить   москвичи?   Может   быть,   они вспоминали  давние времена,  или мечтали  о, скорой победе, или  пытались  смириться  с полученными   похоронками,   а   может   быть,   пересказывали   полученные   с   фронта «треугольнички»?  Самым   любимым   у   многих   было   стихотворение  К.   Симонова   «Жди   меня»  ­ ожидание и надежда стали своеобразным девизом наших женщин.  Поднимали настроение москвичей и вселяли уверенность в себя песни, написанные в этот период. Их тексты переписывались при свете коптилок, пересылались в письмах на фронт. Музыкальной темой Великой Отечественной войны стала  «Священная война»  (В. И. Лебедев­Кумач и А. В. Александров), которая впервые прозвучала в 20 числах июня 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве, когда наши эшелоны уходили на запад. Эта песня выражала самые сильные чувства людей. В Москве пели знаменитую «Катюшу», «Землянку», «Синий платочек». Эти песни в годы войны овдовевшим и ожидающим мужей с фронта женщинам напоминали о семье, любви, поднимали настроение, придавали силы. В журнале «Новый мир» было опубликовано стихотворение  М. Лисянского «Моя Москва»,  весной 1942г. композитор И. Дунаевский написал музыку, и получилась песня, популярности которой не было равных. На 23  километре Ленинградского шоссе, где осе­ нью 1941г. был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова: И врагу никогда не добиться,  Чтоб склонилась твоя голова,  Дорогая моя столица,  Золотая моя Москва! В   одном   из   официальных   документов   немецкой   контрразведки   (май   1942г.) говорится:  «Из   опросов   агентов   вырисовывается   следующая   картина   положения   в Москве к началу марта 1942 года... Жизнь в Москве в своём внешнем проявлении не очень   отличается   от   довоенной.   Работают   все   виды   транспорта,   за   исключением автобусов   и   такси.   Школы,   за   некоторым   исключением,   закрыты.   Театры   и   кино открыты...   В   последние   месяцы   советское   правительство   всё   больше   ограничивало мероприятия, враждебные Церкви. Недавно даже было объявлено о свободе Церкви. Все   сохранившиеся   храмы   были   открыты,   их   посещает   много   народа.   Регулярно проводятся богослужения, в которых звучат молитвы о свободе Русской земли».  24   июля   генерал   –   фельдмаршал   фон   Бок   внес   последние   коррективы   в   план операции «Тайфун» (операция по захвату Москвы). По требованию Гитлера капитуляция Москвы исключалась. Москва должна быть разрушена артиллерией и воздушными налетами. Жуков   вспоминал,   что   особенно   усложнилась   обстановка   14   и   15   сентября. Назревала катастрофическая ситуация. Сталин оценивал ситуацию как безнадежную. Москвичи   с   замиранием   сердца   открывали   страницы   газет,   читая   заголовки: «Гитлеровские орды угрожают жизненным центрам страны...», «Враг наступает...», «Взбесившийся фашистский зверь угрожает Москве...».  Кроме того, 16 октября 1941г. через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоте врага устремился отряд танков. В 15км. от Кремля все захватчики были уничтожены (приведенный факт некоторые ветераны оспаривают).  Чувство обреченности породило панику.  Десятки тысяч москвичей пытались в беспорядочном бегстве покинуть город. Все с узлами, чемоданами, упакованными продуктами.  Вот некоторые выдержки из документов тех дней: «У   хлебного  киоска   на  Трубной   площади  давка,  хулиганство,  ломают  киоски. Рабочие   молокозавода   держали   директора   с   молочными   продуктами.   Вот Крестьянская застава. Десятки тысяч народа. Давка. Публика преграждает путь, останавливает машины, вытаскивает шофера, выбрасывает вещи».  «По неполным данным, из 438 предприятий, учреждений столицы сбежало 779 руководящих работников. Ими было похищено 1 млн. 484 тыс. рублей и угнано 100 легковых и грузовых автомобилей». (?)  – Как вы думаете, почему эти факты стали известны лишь в последние годы? (?)  ­ В чем опасность панических настроений? А как бы вы поступили в этой конкретной исторической ситуации? Трудно с позиции сегодняшнего дня называть этих людей трусами. Кто вправе их судить? 15 октября 1941г. ГКО принял решение об эвакуации столицы. ( приложение) Документ Об эвакуации столицы г. Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 г. «Совершенно секретно. Особой важности. Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, Государственный Комитет Обороны постановил: 1.   Поручить   т.   Молотову   заявить   иностранным   миссиям,   чтобы   они   сегодня   же эвакуировались в Куйбышев... 2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем Председателя СНК т. Молотовым (т.Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке). 3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в         г. Куйбышев, а основной группе Генштаба — в Арзамас. 4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД ­ т. Берия и т. Щербакову — произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию). Председатель Государственного. Комитета Обороны И. Сталин» *** Планировалось  взорвать более тысячи предприятий: 12 мостов, городские и подмосковные   электростанции,   вокзалы,   автобазы,   здания   Центрального   телеграфа, Большого театра и т.п. Однако официальные  сводки скрывали  нависшую над Москвой опасность. Вопросы к документу (?) ­ Считаете ли вы, что в тех условиях перечисленные меры были необходимы и по­другому было нельзя? (?)  ­   Представьте   себя   жителями   военной   Москвы.   Какой   пункт   этого постановления мог бы вас огорчить, вызвать недоумение и панику? Почему? Интересно, что ветераны, вспоминая то время, единодушно говорят, что Москву сдавать не собирались ­ готовились биться до последней капли крови. Однако Сталин, как видно, такой поворот событий не исключал. Берия,   Маленков,   Каганович  уговаривали   Сталина   покинуть   Москву,   но,   зная состояние дел, было нетрудно понять, что если он покинет город, то его сдадут фашистам. Кто бы поверил, что Москву удержат, если Верховный Главнокомандующий покинул свой пост? И Сталин остался. Из Москвы в ночь с 15 на 16 октября среди прочих наркоматов эвакуировался и НКВД.   На   Волгу   была   переведена   и   находившаяся   под   следствием   большая   группа генералов, всей душой рвавшихся на фронт, на защиту Родины... Однако тревожная обстановка в городе нарастала.  Прорыв линии фронта привёл к тому, что к исходу 7 октября, по словам маршала Г.К.Жукова, «все пути на Москву, по существу, были открыты».  По словам современника, с этого момента «у людей уже появилось неверие в то, что   Москву   удастся   удержать,   народ   побежал   из   города...   Начинался   исход   из Москвы... Так продолжалось дня три».  По   словам   жительницы   столицы   В.Василевской,  «смятение   началось   ночью   16 октября... Меня разбудил  необычайный шум. На втором  этаже теперь находилось ремесленное   училище   и   было   радио.   Я   остановилась,   прислушиваясь   к   сообщениям. Одно было страшнее другого. Один за другим были сданы близлежащие от Москвы города. Наконец, как раздирающий душу крик, раздались слова: “Неприятель прорвал линию нашей обороны, страна и правительство в смертельной опасности”. Началось нечто   невообразимое:   ремесленники   вместе   со   своими   учителями   ушли   пешком   в Горький, на заводе рабочие уходили, кто куда, уезжали семьями в деревни, забирали казённое   имущество.   Начальство   тайком   ночью   на   машинах   “эвакуировалось”   в глубокий   тыл.   Москва   бросила   работу,   люди   бесцельно   “гуляли”   по   улицам...   На вокзале не было электропоездов, а в городе не было машин, не работало метро. На улицы беззастенчиво спускались сброшенные с неприятельских самолётов листовки с надписями, вроде такой: “Москва не столица. Урал не граница”». Население, привыкшее к идеологическому прессингу и директивам, явно ощущало растерянность руководства и недостаток информации.  16 октября Москву постоянно бомбили, тревога объявлялась через каждые 2 часа, но это не было препятствием для «исхода» москвичей на восток.  Очевидец   М.Г.Рабинович   свидетельствует:  «…Выйдя   на   бульвары,   я   впервые понял, что происходит в городе. По кольцу шли перегруженные донельзя, обвешанные людьми   и   узлами   трамваи…   Навстречу   мне   бежала   разгорячённая,   несмотря   на холод, взбудораженная  толпа  — и  каждый почти  нёс  или  вёз  какие­то пожитки. Попадались и кошки, и фикусы, и, конечно, швейные машинки… Старики и старухи надрывались   под   тяжестью   огромных,   разваливавшихся   узлов…   Это   был единственный день за многие годы, когда не работало наше метро… Как мы потом узнали, вагоны метро тоже повезли эвакуированных далеко на восток». Очевидцы   вспоминают,   что   по   шоссе   Энтузиастов   двигалась   беспорядочная толпа беженцев. Одним из часто встречавшихся видов транспорта стал пружинный матрас от железной кровати с приделанными шарикоподшипниковыми колёсами. На этих   матрасах   везли   нехитрый   скарб   и   маленьких   детей.   Пахло   гарью,   по   улицам летали   обрывки   горящей   бумаги   —   остатки   уничтожавшейся   документации различных учреждений.  Другой очевидец, поэт Г.Сапгир, вспоминает о дне 16 октября 1941г.: «Безвластие было в Москве. Всё раздавали, я прекрасно помню, как у магазина с мешками бежали взрослые, подростки оглядывались, но никто за ними не гнался... Просто раздавали населению   рис,   муку,   сахар.   А   войска   уходили   —   обозы   с   лошадьми,   пушки   везли, уходили.  По  шоссе.  Через  центр.  И тут  же  шли в  обратную сторону...  обученные сибиряки в добротных полушубках, с автоматами за спиной, с лыжами на плече...»  Паника   в   городе   росла.   18   октября   один   из   журналистов   записал   в   дневнике: «...Кругом кипит возмущение, громко говорят, кричат о предательстве, о том, что “капитаны   первыми   сбежали   с   кораблей”,   да   ещё   прихватили   с   собой   ценности... Истерика наверху передалась массе. Начинают вспоминать все обиды, притеснения... Страшно   слушать.   Говорят   кровью   сердца.   Неужели   может   держаться   город,   у которого   такое   настроение?   И   опять   —   всё   в   тумане.   В   очередях   драки,   душат старух,   давят   в   магазинах,   бандитствует   молодёжь,   а   милиционеры   по   2—4 слоняются по тротуарам и покуривают. “Нет инструкций”». Для   нормализации   обстановки   в   Москве   были   приняты  экстренные   меры.   19 октября 1941г. в Москве было введено осадное положение. (?) – Что это значит, как вы думаете?  Всякое движение ­ как отдельных лиц, так и транспорта ­ запрещалось с 24 ч до 5 ч утра. Один из пунктов постановления ГКО об осадном положении гласил: «Нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду Военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага... расстреливать на месте».  За два месяца действия этого положения на месте были расстреляны 16 человек; 357   человек   расстреляны   по   приговорам   военного   трибунала;   осуждены   на   тюремное заключение на разные сроки 4741 человек.  Эти меры, а также то, что москвичи почувствовали снова твёрдую руку власти, возымели   своё   действие,   у   многих   возродилась   вера   в   непобедимость   СССР   и   в неизбежность победы.  Москвичка С.С.Урусова вспоминает: «Выступил сам маршал Жуков... Твёрдым и спокойным,   уверенным   голосом   он   сказал,   что   Москва   объявляется   на   военном положении, что он берёт в свои руки жизнь и порядок в городе, и тут же перечислил связанные с военным положением требования — довольно стеснительные и жёсткие. Мне   сейчас   даже   трудно   описать   всеобщее   чувство   облегчения,   успокоения,   почти радости. Кто­то о нас заботится, нас не собираются оставить на произвол судьбы, немца к нам, может быть, и не пустят». На 6 ноября было назначено проведение торжественного заседания, посвященного 24   годовщине   Великой   Октябрьской   революции.  Лишь   за   20   минут   до   его   начала прозвучал отбой воздушной тревоги. Для проведения заседания был выбран зал  станции «Маяковская».  Днем   здесь   были   установлены   стулья   и   кресла,     принесенные   из Концертного зала  им П.И. Чайковского,  Театра  сатиры,  кинотеатра «Москва». Из зала Чайковского доставили пианино для концерта. Артистической же для участников концерта служил стоящий с открытыми дверями поезд метро, окна одного из вагонов которого были занавешены. Был в этом поезде и вагон­буфет: чай, бутерброды, булочки, мандарины ­ интересное сочетание с общей обстановкой осени 1941г. Из артистической вел прямую радиотрансляцию диктор Юрий Левитан. С докладом выступил И. В. Сталин. Перелом массовых настроений был окончательно закреплён  парадом 7 ноября на Красной площади, а также радиовыступлениями Сталина 6 и 7 ноября.  Парад готовился в обстановке строгой секретности.  Один   из   его   участников,   В.И.Ступин,   вспоминает:  «...В   ночь   на   7   ноября   нас подняли в 4 часа утра. Я тогда подумал: идём воевать. Куда движемся — никто не объясняет.  Вступаем  на Петровку.  На тротуарах  стоят   жители.  Потом  кто­то написал, что они приветствовали участников парада. Нет, женщины занимали очередь за хлебом. А о том, что будет парад, и подумать не могли. Спускаемся к Большому театру.   И   только   здесь   замечаем   что­то   необычное.   Конница,   моряки.   Гулкая тишина. Нам объявили приказ: идём на парад. Если прорвутся немецкие самолёты — не поддаваться панике, сохранять выдержку и спокойствие... В тот день небо было заодно с людьми. Оно стало цвета солдатской шинели. Повалил густой мокрый снег. Самая подходящая для такого парада погода — меньше угрозы с воздуха». Командующим парадом был назначен генерал­лейтенант Артемьев (командующий Московской зоной обороны), принимать парад должен был С. М. Буденный. Большие,   сложности   возникли   с  оркестром  ­   его   расформировали.   Часть музыкантов оказалась в воинских частях гарнизона, остальные уехали на фронт. И вдруг 2 ноября капельмейстеру В. И. Агапкину объявили, что он назначен главным дирижером, приказали   собрать   сводный   оркестр   из   разрозненных   групп   музыкантов,   в   помощь москвичам вызвали оркестр из Горького. Чтобы на Красной площади оркестра пока не было   слышно,   репетиции   проходили   в   Хамовниках,   в   Манеже,   где   в   мирное   время устраивались конные состязания. Играли марш «Прощание славянки». Парад   начали   на   2   часа   раньше,   чем   до   войны.   Погода   была   холодной,   небо пасмурным, шел снег. В целях маскировки осенью 1941г. Мавзолей прятали под макетом двухэтажного фанерного дома с мансардой; перед парадом макет разобрали. У входа в Мавзолей, как и в мирное время, стояли часовые, хотя гроб с телом Ленина в июле­ после первой бомбежки — эвакуировали в Тюмень. Парад продолжался 1 час 20 минут; он стал одновременно и  проводами на фронт. (?) – Как вы считаете, так ли необходим был в это время парад? Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Куликов так вспоминает этот день:  «У   нас,   людей   военных,   особое   отношение   к   Красной   площади.   Нами   она воспринимается, прежде всего, как место проведения парадов. А парад — это смотр войск, проводимый по случаю торжеств государственного и военного значения. Тот парад был особым исключением из правил, проходил не в день торжества, а в пору всенародной беды. В нем таилась огромная мобилизующая сила. Тогда, после парада, мы твердо поверили, что устоим». (?)   ­   Обращаясь   с   трибуны   Мавзолея   к   солдатам,   Сталин   завершил   свою   речь словами:   «Пусть   вас   в   этой   войне   вдохновляют   героические   образы   наших   предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова...» Комментируя   обращение   Сталина,   иностранные   наблюдатели   отмечали,   что   в   нем выражена   надежда   больше   на   исконный   русский   патриотизм,   нежели   на   официальную идеологию. Согласны ли вы с этим мнением? Подтвердите ответ известными вам фактами. (вспомните героев Бреста) Ведомством  Геббельса  был   заранее   заготовлен   один   из   еженедельных   выпусков трофейной   кинохроники.  Комбинированная   съемка   изображала   церемониальный   марш завоевателей по Красной площади. Парад был смонтирован задом   наперед – от Храма Василия   Блаженного   к   историческому   музею.   Гитлеровцы     маршировали   в   легком обмундировании, шествие было заснято в ясный теплый день (расчет на молниеносную войну!), были даже отпечатаны пропуска и пригласительные билеты на немецкий парад по поводу взятия Москвы, только дата на них не была проставлена. Были подготовлены и парадные мундиры. В   первые   военные   месяцы   тайно   для   большинства   москвичей   из   города   были высланы немцы, многие из которых были коренными жителями столицы.  Одна из современниц вспоминает: «10 сентября 1941 года я и мой отец получили повестку: явиться в районное управление НКВД. В это время у меня очень тяжело болел ребёнок... Вместо меня в НКВД отправился мой муж. Вернулись они с отцом в три часа ночи. Муж сказал, что меня как жену русского оставят в Москве, а родители и младший брат Рихард (16 лет. — Авт.) будут отправлены в ссылку в Карагандинскую область. Утром 19 сентября за ними пришла машина. Я хотела было спуститься вниз, во двор, чтобы проводить дорогих мне людей, но уполномоченный мне не разрешил, “чтобы   не   давать   повод   для   разговоров”.   Мы   не   знали,   что   всех   немцев   начали выселять из столицы...» Начавшееся 5 декабря 1941 г. контрнаступление советских войск сильно укрепило моральный дух горожан.  Однако в бытовом отношении москвичам становилось всё тяжелее.  «Дома стояли тёмные, неотапливаемые, с выбитыми окнами от взрывных волн вражеских фугасок, ­ писал в сочинении ученик 7­го класса 29­й школы И.Опарин. ­ Люди в комнатах сидели в шубах, валенках, перчатках и изредка выходили на улицу немного пройтись. В комнатах было от 5 до 7 градусов. Электричество было выключено на всю зиму, и люди сидели в темноте... Газ в дома не подавался за отсутствием топлива. Жители пили холодную воду и ели хлеб, остальное если и было, то не на чем было его разогреть...» II. Московская битва 1. Соотношение сил противника К контрнаступлению под Москвой привлекались войска  Западного  (командующий генерал   армии   Г.   К.   Жуков),  Калининского   (генерал­полковник   И.   С.   Конев)   и  Юго­ Западного (маршал С. К. Тимошенко) фронтов.  Замысел   контрнаступления   заключался   в   одновременном   разгроме   угрожающих Москве ударных группировок группы армий «Центр».   (?) – Сравните разницу в живой силе и вооружении между Германией и СССР  в Московской битве Параметры сравнения СССР Германия солдат и офицеров орудий и минометов танков самолетов 1100 тыс., 7,7 тыс. 774 1 тыс 1708 тыс. 13,5 тыс 1170 615 Решить исход сражения должны были боевой дух войск, воля и талант полководцев. Моральный   дух   германских   войск   был   существенно   надломлен.   Их   потери   на Восточном фронте к декабрю 1941г. оказались в три раза больше, чем за всю кампанию в Польше и на Западном фронте.   2. Контрнаступление Красной Армии 16   декабря   завершился   первый   этап   контрнаступления.   К   этому   дню   советские войска разбили ударные танковые группировки противника и продвинулись от исходной линии  севернее столицы  на 60 км, а южнее — на 120 км. Тем самым была  устранена опасность   захвата   Москвы   германскими   войсками.   Советское   командование   отдало распоряжение о продолжении преследования противника. В битве под Москвой только с 16 ноября по 5 декабря германские войска потеряли 155   тыс.   человек   убитыми   и   ранеными,   около   800   танков,   300   орудий   и   до   1,5   тыс. самолетов.  Всего с начала войны и до конца 1941 г. войска Германии и ее союзников потеряли на Восточном фронте 274 тыс. убитыми, 803 тыс. ранеными, 58 тыс. пропавшими без вести. Имперский министр вооружения  фон Тодт  29 ноября 1941 г. заявил Гитлеру: «Войну   необходимо   немедленно   прекратить,   поскольку   она   в   военном   и   военно­ экономическом отношении уже проиграна».  Гитлер   не   захотел   признать   правоту   министра.   В   дальнейшем   убеждать   его пришлось   главным   образом   советским   военным   вождям,   овладевшим   современным военным искусством. В 3 ч ночи 5 декабря 1941 г. при температуре минус 30 градусов на заснеженные передовые позиции германских войск обрушились войска советских фронтов.  Эффект внезапности сработал в полной мере. Немецкие войска дрогнули и начали отступать. Продвигаясь вперед, советские войска за первые шесть дней отбили у врага 400 городов и деревень. Были освобождены г.Клин, Калинин, Волоколамск, Калуга, Великие Луки. Наступающим войскам открывалась варварская  жестокость врага. В Московской битве   возникало   то,   что   И.   Г.   Эренбург   назвал  «подлинной   ненавистью   к   врагу»,  что переводило   в   реальность   сталинское   предостережение:  «Если   немцы   хотят   иметь истребительную войну с народами СССР, они ее получат».  Воспитывая   ненависть   к   врагу,   советские   идеологи   всеми   средствами   нагнетали критически­негативную характеристику германского государства и его армии. И, напро­ тив, побуждая граждан СССР защищать его от врага, усиливали апологетику советского общества, выделяли и поддерживали достоинства его защитников, замалчивали недостатки. За   месяц   кровопролитных   боев   были   освобождены   Московская,   Тульская   и значительная   часть   Калининской   области.   Однако   к   марту   1942г.   мощь   советского наступления иссякает  — сибирские  дивизии  понесли  тяжелые  потери. Развить  успех в контрнаступлении советских войск по всему фронту, которое продолжалось до 20 апреля 1942 г., не удалось. Не   достигла   целей   наступательная   операция   в   районе   Барвенково   (к   югу   от Харькова), проведенная 18—31 января 1942 г. Сил и искусства для ее успешного развития явно не хватало. Неудачей окончилась попытка прорвать блокаду Ленинграда.      3. Работа с приложением  Прочтите документы «Это было впервые в Московской битве 1941г.», «Герои­панфиловцы под грифом «Совершенно секретно» и подготовьтесь отвечать на вопросы. Вопросы к документам: (?) – Какие факты вам показались интересными? (?) – Что вы знаете о героях – панфиловцах? Почему возник миф об этих героях? III. Значение победы Красной Армии под Москвой Тем   не   менее   главным   событием   первого   года   Великой   Отечественной   войны, одного   из   самых   горьких   в   русской   истории,   стал  явный   переход   стратегической инициативы   к   СССР  и  первое   крупное   поражение   Германии  в   битве   под   Москвой. «Блицкриг»   был   окончательно   сорван:   перед   Германией   вырисовывалась   перспектива затяжной и гибельной для нее войны.  Союзные   Германии  Турция   и   Япония   воздержались   от   выступления   против СССР. Начался подъем антифашистского сопротивления в Западной Европе.  Советский Союз превращался в решающий фактор Второй мировой войны. IV. Создание и укрепление антигитлеровской коалиции  После   нападения   Германии   на   Советский   Союз  правительства   Англии   и   США заявили о поддержке СССР в его борьбе против агрессии. Они не верили, что он сможет оказывать длительное сопротивление немецким войскам (британская разведка определяла этот срок в 10 дней), но были заинтересованы в том, чтобы оказывать помощь.  «Не для того, чтобы обеспечить ошеломляющую русскую победу, а для того, чтобы удерживать Германию связанной до тех пор, пока наш собственный вес в войне не станет решающим», — так считали в военных кругах США.  Как   бы   то   ни   было,   жизненные   интересы   СССР   и   ведущих   стран   западной демократии на ближайшее время совпадали.  Вечером 22 июня глава британского кабинета У. Черчилль объявил по Би­би­си о намерении предоставить СССР «всю возможную помощь».  Президент   США  Ф. Рузвельт  сделал   такое  же   публичное   заявление   на  пресс­ конференции 24 июня. 12   июля   1941г.  в   результате   переговоров   в   Москве  подписано   советско­ английское   соглашение  о   совместных   действиях   в   войне   с   Германией.  Обе   страны обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, не вести с Германией переговоры и не заключать перемирие или мирный договор иначе, как с обоюдного согласия. Аналогич­ ные   соглашения   были   заключены   с   находящимися   в   изгнании   правительствами Чехословакии (18 июля) и Польши (30 июля). В соответствии с ними на территории СССР создавались чехословацкие и польские военные формирования. В августе 1941г. Великобритания и США подписали декларацию о целях войны, получившую   наименование  «Атлантическая   хартия».  В   ней   говорилось,   что территориальные   изменения   по   итогам   войны   возможны   лишь   по   согласию заинтересованных в том государств, что они будут уважать право народов самим выбирать формы   правления,   создавать   равные   возможности   для   экономического   сотрудничества. Советское   правительство   выразило   согласие   с   основными   принципа ми хартии.  Однако вопрос об открытии второго фронта против Гитлера в Северной Франции, поставленный   Сталиным   в   послании   У.   Черчиллю,   не   встречал   понимания.   Премьер­ министр английского правительства считал, что Англия для этого «не могла быть готова ранее лета 1943 г.».  В   сентябре   —   октябре   1941г.   в   Москве  проходила  первая   трехсторонняя конференция,   обсуждавшая   практические   проблемы  англо­американо­советского сотрудничества. Конкретных результатов удалось достичь на конференции по вопросам военных  поставок.   США   и   Англия   обязывались   ежемесячно   с   октября   1941   по   июнь 1942г.   поставлять   в   СССР   400   самолетов,   500   танков,   200   противотанковых   ружей, материалы   военного   значения.   Советское   правительство   в   свою   очередь   обязалось поставлять   союзникам   сырье   для   производства   военной   продукции.   Нашей   стране предоставлялся беспроцентный кредит на сумму в 1 млрд. долларов.  7 ноября 1941 г. президент США принял решение о распространении на Советский Союз   действия   закона   о  ленд­лизе  от   11   марта   1941г.  По   этому   закону   США предоставляли  оружие   и  снаряжение  любой  стране,  оборона  которой  становилась жизненно важной для США. Материалы, поставленные по ленд­лизу и уничтоженные, утраченные   или   потребленные   во   время   войны,   не   подлежали   после   ее   окончания никакой   оплате.   Оставшиеся   оплачивались   полностью   или   частично   и   могли   быть затребованы обратно. Американские поставки СССР с учетом транспортных расходов и услуг составили около 11 млрд. долларов (24% общей суммы американских расходов по ленд­лизу). По ряду видов помощи — танки и самолеты, особенно грузовые автомобили, консервы — помощь была существенной.  Связь с союзниками становилась более осязаемой в дни битвы под Москвой и по другим причинам.  7 декабря 1941 г. Япония без объявления войны напала на американскую военно­ морскую базу Перл­Харбор. На следующий день США объявил войну Японии, то же самое сделала и Англия.  11 декабря Германия и Италия объявили войну США.  1   января   1942г.  26   государств   антифашистский   коалиции   (включая   СССР   и Китай)   подписали   декларацию,   по   которой   обязались   использовать   свои   военные   и экономические   ресурсы   против   фашистского   блока.  Впоследствии   к   декларации присоединились  более 20 стран. Все вместе  они стали называться  «Объединенными Нациями». Как видим, Москва выстояла ценой неимоверных усилий солдат и мирных жителей. Враг был отброшен. 5 августа 1943г. в Москве прогремел первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода. Он не был похож на яркий, многоцветный, праздничный салют, но навсегда остался   в   памяти   москвичей.   Начиная   с   этого   периода,   столица   салютовала   армии­ победительнице. Вечером   1   октября   1944г.   на   улицах   Москвы   появились   освещенные   трамваи, троллейбусы. С 30 апреля 1945г. Было отменено затемнение. По радио звучала вёселая музыка. Москвичи срывали шторы  из плотной черной бумаги. Зажигались уличные фонари, засветились московские окна. Скоро конец войне. 24 июня 1945г. на Красной площади в Москве проходил Парад Победы. Командовал им К. К. Рокоссовский, принимал парад Г. К. Жуков. Поверженные фашистские знамена были брошены к подножию Мавзолея. (?) ­ Какие события произвели на вас наиболее сильное впечатление, почему? (?)  ­ Как вы думаете, в чем состоит нравственный долг молодого поколения перед ветеранами? Документ Об эвакуации столицы г. Москвы. Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941 г. Приложение  «Совершенно секретно. Особой важности. Ввиду   неблагоприятного   положения   в   районе   Можайской   оборонительной   линии, Государственный Комитет Обороны постановил: 1.   Поручить   т.   Молотову   заявить   иностранным   миссиям,   чтобы   они   сегодня   же эвакуировались в Куйбышев... 2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с   заместителем   Председателя   СНК   т.   Молотовым   (т.Сталин   эвакуируется   завтра   или   позднее, смотря по обстановке). 3. Немедля эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в                 г. Куйбышев, а основной группе Генштаба — в Арзамас. 4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД ­ т. Берия и т. Щербакову   —   произвести   взрыв   предприятий,   складов   и   учреждений,   которые   нельзя   будет эвакуировать, а также всего электрооборудования метро (исключая водопровод и канализацию). Председатель Государственного. Комитета Обороны И. Сталин» Разница в живой силе и вооружении между Германией и СССР в Московской битве Параметры сравнения СССР Германия солдат и офицеров орудий и минометов танков самолетов 1100 тыс., 7,7 тыс. 774 1 тыс 1708 тыс. 13,5 тыс 1170 615 Это было впервые в Московской битве 1941г.  С.С.   Гошко    лейтенант 2   июля.  Лётчик   11­го   истребительного   авиационного   полка   (6­й   истребительный   авиационный корпус) на   самолёте   Як­1   сбил   самолёт­разведчик Хе­111. В ходе атаки на самолёте Гошко отказало вооружение. Оставалось одно оружие­ таран. И наш лётчик успешно применил его. С.С. Гошко совершил посадку на повреждённом самолёте на ближайшей площадке. Это был первый воздушный таран в небе Подмосковья. На борту фашистского самолёта находился полковник фашистского генерального штаба. Он был настолько   уверен   в   благополучном   исходе   полёта,   что   взял   с   собой   важные   документы: оперативные карты, шифры и др., которые стали достоянием нашего командования. 11 июля. Московские художники Кукрыниксы, Г. Савицкий, П. Староносов, Д. Моор, П. Соколов­ Скаля и др.  выпустили первый номер изогазеты «В бой за Родину».  Газета печаталась в 2—3 краски на листах большого формата и вывешивалась на улицах столицы, на крупных предприятиях, посылалась в действующую армию. Её рисунки изображали боевые эпизоды, мужество и отвагу советских воинов в смертельной схватке с врагом. 14 июля.  Под  Оршей  первые   залпы   по  врагу  произвела   отдельная   экспериментальная   батарея реактивной артиллерии  («Катюша»)  под командованием капитана И.А.Флёрова, положив начало боевому применению этого качественно нового вида оружия. 18 июля. В газете «Правда» помещена первая из военных карикатур художника Бориса Ефимова «Берлинская   разбойничья   банда».   В   дальнейшем   центральная   печать   регулярно   печатала сатирические рисунки Кукрыниксов, Б.Ефимова, В.Дени (со стихами С.Маршака), О. Верейского, Ю. Ганфа. (15 сентября 2006 года Борис Ефимович Ефимов отметил своё 106­летие.) 20 июля. На экраны столицы вышел первый номер киносборника «Победа за нами». Последующие номера выпускались через каждые 10 дней. В работе над кино сборником участвовали известные писатели, художники, композиторы. 29 июля. На площади Свердлова (ныне Театральная площадь) Москвы была организована первая выставка сбитых немецких самолётов, на всеобщее обозрение выставлен германский самолёт 10­88, сбитый на подступах к Москве.  Из четырёх членов его экипажа двое были убиты, а двое взяты в плен. 3 августа. Прошёл первый всесоюзный воскресник железнодорожников, в котором участвовало более   1  млн.   человек.   Заработанные   деньги   (около   20 млн.   рублей)   переданы   в   Фонд  обороны страны. На станции «Москва» Московско­Киевской железной дороги работали 1400 человек, на «Московской   Окружной»   —   4731,   в   депо   «Москва­Сортировочная»   —   8000   человек.   Многие выполнили нормы на 300—350%. В   ночь   на   7   августа   1941 г.  Впервые   произвёл   таран   в   ночном   воздушном   бою   младший лейтенант Виктор Талалихин, сбив на подступах к Москве вражеский бомбардировщик. 7 августа.  Состоялась  первая радиопередача из цикла «Большой театр  — фронту!»  Перед микрофоном выступили ведущие артисты театра — В.Борисов, М.Михайлов, Н.Ханаев и др. 9 августа   на   Западный   фронт   в   район   Вязьмы   выехала  первая   концертная   бригада   московских артистов во главе с директором Мосэстрады Б.Филипповым. В составе бригады — В. Хенкин, М. Гаркави, И. Бодров, Л. Русланова, Т. Ткаченко и др. Герои­панфиловцы под грифом «Совершенно секретно» Одним из самых известных подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, стал подвиг 28 панфиловцев — воинов дивизии, которой командовал генерал­майор И.В.Панфилов. События, как их рисуют многочисленные книги о панфиловцах, развивались так: 15 ноября 1941 г. немецкие войска приступили к последнему рывку к Москве, фронт в некоторых местах на 25км приблизился к городу.  Наши войска оказывали героическое сопротивление фашистам. 16 ноября в Подмосковье, в районе разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе, герои­панфиловцы в четырёхчасовом бою подбили 18 танков и все погибли, в том числе и политрук В.Г. Клочков, произнесший перед боем легендарные слова: «Отступать некуда, позади Москва!»  Двадцати восьми панфиловцам в 1942 г. было присвоено звание героев Советского Союза; их именами названы улицы. О подвиге 28 героев слагались стихи и песни; так, уже в 1942г. была написана поэтом Анатолием Сафоновым «Песня о двадцати восьми», начинающаяся строфой:  «Кружилась в поле злая осень, Летела поздняя листва... А их в окопе — двадцать восемь, Но за спиной у них Москва» Мало   кто   знает,   что   уже   вскоре   после   войны   Военная   прокуратура   СССР   возбудила секретное уголовное дело по расследованию обстоятельств боя под Дубосековом.  Это   дело   возникло   по   следующей   причине:   выяснилось,   что   несколько   человек­ панфиловцев, которым посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, живы и, по их показаниям,   ни   в   каком   бое   врукопашную   против   танков   не   участвовали.   Обстоятельства расследования привели прокуратуру к выводу, что в действительности бой был, но участвовало в нём не 28, а большее число воинов (около ста, в том числе и политрук Клочков, погибший в том бою). При этом некоторые из «двадцати восьми» на самом деле не погибли и даже не были на данном участке сражения.  Однако   тогда,   после   войны,   решили   не   разоблачать   хорошо   известную   в   народе   легенду   «О двадцати восьми»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017