УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»
Оценка 5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

Оценка 5
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»
Дисциплина История Тема занятия «Блокада Ленинграда» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок Цели занятия учебная Воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его обитателей во время блокады. Определить значение «дороги жизни» развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа воспитательная Поддерживать интерес у учащихся к изучению истории своего государства. Способствовать осознанию старшеклассниками нравственного долга перед поколением 1940гг. Формировать чувство сопереживания и гордости за соотечественников.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»
история - 36.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 36 Дисциплина Тема занятия История «Блокада Ленинграда» Вид занятия (тип урока) комбинированный урок Время 90 минут учебная Воссоздать картину  жизни и  быта Ленинграда  и его обитателей                  во время блокады.  Определить значение «дороги жизни» развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа воспитательная Поддерживать интерес у учащихся к изучению истории своего                                 государства. Способствовать осознанию старшеклассниками                                нравственного долга перед поколением 1940гг. Формировать чувство                              сопереживания и  гордости за соотечественников. обеспечивающие Литература, обществознание, география обеспечиваемые Основы экономики, литература, психология,                                       основы социологии и политологии, жизнь я и т я н а з   и л е Ц ­ д е р п ж е М и з я в с   е ы н т е м Внутренние связи «Начало Великой Отечественной войны»,  «Оборонительные сражения летом ­  осенью 1941 г.», «Советский тыл в годы войны» Обеспечение занятия А.Наглядные пособия   Б. Раздаточный материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная Медиаустановка               Магнитофон («Ленинградская симфония»                         Д.Д. Шостакович; «Реквием»)            Аудитория  Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово ,  2006.                               Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнитель­ ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.   История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Канторович И. Москва цвета солдатской шинели // Первое сентября.  История.­ N23,2006. Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.215. План занятия 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Мотивация – 2 минуты 3.Актуализация базовых данных – 10 минут 4.Формирование новых знаний и представлений – 65минут 5. Контроль усвоения знаний – 8 минут  6.Подведение итогов­ 3 минуты 7.Домашнее задание – 1 минута Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I 1 мин. 2 мин. Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала                                                                    Эпиграф: Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена, Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна...  Ольга Федоровна Берггольц         Осенью 1941г. фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду. Его   падение,   по   планам   гитлеровцев,   должно   было предшествовать   взятию   Москвы.   Таким   образом, Гитлер рассчитывал достичь большего политического эффекта.           Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее   нечеловеческих   условиях,   ­   это   невиданный   в истории   человечества   образец   трагедии   и   триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить способы и силы для выживания там, где их, казалось бы, и быть не может…                   Сегодня   мы   познакомимся   с   героической обороной Ленинграда. 10 мин. Опрос 65 мин.  Как   складывалась   военно­политическая   жизнь Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  Вопросы: ­ Москвы в 1941 —1945 гг.? ­  Как вы можете оценить значение победы Красной Армии под Москвой? ­   Как   происходило   создание   и   укрепление антигитлеровской коалиции? ­ Что вы знаете о блокаде Ленинграда? Организация   и   управление   учебно­познавательной деятельностью студентов План I. Установление блокады Ленинграда 1. Блокада Ленинграда 2. Подготовка горожан к осаде II. «Дорога жизни» III. Голод в городе IV. Жизнь в блокадном городе V. Витамины для блокадного Ленинграда VI. Прорыв блокады Ленинграда Рассказ преподавателя,  сопровождающийся   демонстрацией слайдов,  беседой и записью  основного материала в  тетрадях,  прослушиванием  музыкальных  фрагментов, чтением  стихотворений и  воспоминаний  блокадников заранее  подготовленными  учащимися Вопросы, ответы и  критерии  теста  демонстрируются на  слайдах (см. приложение) III IY Y YI  Контроль усвоения знаний  1. Выполнение проверочного теста  по теме тесту  «Начало Великой Отечественной войны» 2. Самопроверка 3. Выставление оценок 8 мин. Подведение итогов. 1. Рефлексия        1. Сегодня я узнал...      2. Меня поразило и удивило…      3. Я понял…. 2  . Оценивание работы группы и отдельных учащихся на  занятии (по необходимости) Устно 3 мин. YII Домашнее задание Составить связный рассказ  по теме «Блокада  Ленинграда» 1 мин. Дисциплина: «История» Занятие  36 Тема: «Блокада Ленинграда» I. Установление блокады Ленинграда 1. Блокада Ленинграда 2. Подготовка горожан к осаде План II. «Дорога жизни» III. Голод в городе IV. Жизнь в блокадном городе V. Витамины для блокадного Ленинграда VI. Прорыв блокады Ленинграда Содержание занятия I. Установление блокады Ленинграда 1. Блокада Ленинграда (слайд 1­ 6) В состав группы армий «Север», перед которой стояла задача захвата города на Неве,  входили  29 дивизий, общая  численность войск   достигала  500  тысяч человек. Войска   были   отлично   вооружены   и   оснащены   современными   средствами   связи. Командование группой «Север» Гитлер возложил на генерал­фельдмаршала фон Лееба. Убедившись,   что   штурмом   Ленинград   взять   не   удастся,   немецко­фашистское командование начало планомерную осаду города. (?) ­ Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).  (Петроград, Санкт ­ Петербург)  Ленинград ­ один из красивейших городов мира.  Прямые проспекты и улицы, красивые   площади,   ажурные   мосты   через   Неву   и   многочисленные   каналы. Причудливыми   узорами   на   фоне   неба   вырисовывались   Исаакиевский   собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Медный всадник, Эрмитаж. Здесь создавали   свои   творения   Пушкин   и   Лермонтов,   полились   звуки   музыки   Глинки   и Бородина. На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек,  в т.ч. около  400 тысяч детей. Кроме того,  в пригородных районах, то есть тоже   в   кольце   блокады,   осталось  343   тысячи   человек.  В   сентябре,   когда   начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. Группа армии «Север» полностью опоясала стальным кольцом Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Лишь узкая полоска водного пространства по   Ладожскому   озеру   связывала   осаждённый   город   с   большой   землёй,   но   и   она подвергалась   непрерывному   артиллерийскому   и   авиационному   воздействию   врага. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады. (?) ­Как вы понимаете слово блокада? Блокада ­ окружение города со всех сторон (термин на доске). Блокада Ленинграда  ­  военная блокада  немецкими,  финскими  и  испанскими войсками во время  Великой Отечественной войны  Ленинграда. Длилась с  8 сентября 1941 года  по  27 января  1944 года  (блокадное кольцо было прорвано  18 января  1943 года) – 872 дня (чаще округляют до 900). 2. Подготовка горожан к осаде (слайд 7­ 8) Горожане начали готовиться к осаде. Днём и ночью воины фронта с помощью населения   создавали  оборонительные   сооружения.  Общая   протяженность   вырытых окопов составила 1000км.   Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Люди бросились изымать средства из сберкасс, за несколько часов был выбран весь денежный запас по городу. У всех магазинов выстроились огромные очереди. На самом деле в осаду мало кто верил, но по старой привычке запасались сахаром, мукой, мылом,   солью.   Даже   по   официальным   данным   спрос   на   эти   продукты   в   некоторых районах увеличился в пять раз. Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее   по   ударной   мощи   налет   вражеской   авиации.  Только   за   один   заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады.  Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, расплавленный сахар тёк по городу, впитывался в землю. Впоследствии эта земля будет продаваться по 100 рублей стакан – верхние слои и по 50 – нижние. Ущерб   складам   был   нанесен   незначительный,   но   сам   факт   пожара   породил устойчивую  легенду, согласно которой при пожаре  сгорели «стратегические запасы продовольствия»,  что и стало причиной последующего страшного голода. На самом деле продуктов, исходя из распределительных норм сентября и численности населения, хватило   бы   городу   всего   на   день­два.  Никакого   серьезного   запаса   в   Ленинграде   в принципе не существовало ­ город жил на привозных продуктах, питаясь «с колес». В конце июля 1941г. в наличии был примерно недельный запас продуктов. Более того, создать  стратегические   запасы   продовольствия   для   города   с   почти   трехмиллионным населением было практически невозможно, тем более в условиях августа ­ сентября того года.  Гитлеровцы расчертили план города на квадраты,  отметив кружочками   целям   они   вели наиболее   важные   кварталы   многолюдные   места.   По   этим артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы с текстом «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле». Как и в Москве многие объекты пришлось маскировать. Например, памятник Петру I. Воздушные пираты не оставались безнаказанными. В сентябре 1941г из 2712 фашистских самолётов, пытавшихся прорваться к Ленинграду, лишь 480 появились над городом, но из них 272 не вернулись на свои базы. Тогда вражеские лётчики изменили тактику и стали бомбить Ленинград ночью, с больших высот.  С   первых   дней   сентября   в   Ленинграде   были   введены   продовольственные карточки.  Закрылись   столовые   и   рестораны.   Весь   скот,   имевшийся   в   колхозах   и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. С 1 октября  рабочие и инженерно­технические работники стали получать по карточкам   400   граммов   хлеба   в   сутки,   все   остальные   —   по   200   граммов.   Резко сократилась выдача других продуктов. С пивоваренных заводов забрали 8000 тонн солода и перемололи их.  На мельницах вскрыли полы и собрали всю мучную пыль. II. «Дорога жизни»  (слайд 9­ 13) Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единствен­ ная коммуникация ­ по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 12 сентября с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, названная «Дорогой жизни». Коммуникация   приобрела  стратегическое   значение  ­   по   ней   направлялись   в город   из   глубины   страны   пополнение   в  войска,   боеприпасы,   топливо.  Непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы на Ладоге делали невозможным судоходство. Судов   на   Ладоге   было   крайне   мало,   и   они   не   смогли   существенно   помочь голодающему городу. В ноябре Ладога стала затягиваться льдом ­ на лед вышли конные обозы, а позднее и   машины.  Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей. Дело в том, что лед был хрупок;  двухтонные грузовики везли по 2­3 мешка, тем не менее, несколько машин затонуло.  Позже к грузовикам стали   прикреплять   сани,   что   позволило   уменьшить   давление   на   лед   и   увеличить количество   груза.   Помогли   и   морозы   ­   если   25   ноября   в   город   завезли   70   тонн продовольствия, то через месяц уже 800 тонн. За это время затонуло 40 грузовиков. Интересный   факт!!!   После   войны   многие   водители   хотели   повторить   путь «Дорогой жизни», это не удалось, т.к. Ладога так крепко больше не замерзала. Перерезать   «Дорогу   жизни»   немцы   стремились   постоянно.   В   первые   недели работы   трассы   немецкие   летчики   безнаказанно   расстреливали   с   бреющего   полета автомашины и бомбами разбивали лед на трассе.  Для прикрытия трассы командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулеметы, а также привлекло  истребительную авиацию.  Дорога   жизни   была   под   особым   контролем,   но   и   на   ней  не   обходилось   без преступлений.  Водители   ухитрялись   сворачивать   с   пути,   расшивали   мешки   с продуктами, отсыпали по несколько килограммов и вновь зашивали. На пунктах приема хищения не обнаруживали ­  мешки принимали не по весу, а по количеству.  Но если факт   кражи   доказывался,   то   водитель   немедленно   представал   перед   военным трибуналом, который обычно выносил смертный приговор. Причинами резкого сокращения запасов продуктов питания является, наряду с установлением блокады, внезапный  захват немцами в начале ноября Тихвинского железнодорожного узла, что исключило подвоз продовольствия к восточному берегу Ладоги. Тихвин был освобожден лишь 9 декабря 1941г., а железная дорога Тихвин ­ Волхов восстановлена и открыта для движения только со 2 января 1942г.  III. Голод в городе  (слайд 14­ 18) С 13 ноября 1941г. норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно­технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные — по 150.  20 ноября и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать  самую низкую норму за все время блокады ­ 250  граммов на рабочую карточку и 125 грам­ мов­ на все остальные. В Ленинграде начался голод. «Блокадный» хлеб  состоял на 2/3 из примесей (в него добавляли целлюлозу и опилки),  был  сырой.  Это значит, что 125­граммовый  или  250­граммовый  кусок  был совсем   маленьким   и   низкопитательным.  За   этим   жалким   кусочком   нужно   было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно. Бывали дни, когда   бомбежки   срывали   работу   хлебозаводов,   булочные   так   и   не   открывались.   И матери возвращались домой с пустыми руками, где их ждали голодные дети. В такие дни люди не ели ничего. Ни­че­го…  Катастрофическим   было   положение   с   овощами:   большая   часть   урожая осталась на полях в зонах обстрела. Овощей запасли всего по четыре килограмма на человека и поэтому выдавали их только госпиталям, больницам, войскам первой линии. Почти   отсутствовали   картофель.   А   в  Ленинграде   кроме  коренного   населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли войска.  В   городе   резко  возросло   количество   краж,   убийств  с   целью   завладения продуктовыми карточками. Начались налеты на хлебные фургоны и булочные.  В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои,  на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера. Чтобы заполнить пустые   желудки,   заглушить   ни   с   чем   несравнимые   страдания   от   голода,   жители прибегали к различным способам: ловили грачей, охотились за уцелевшими кошками и собаками,  из   домашних  аптечек  выбирали   все,   что   можно   употребить   в   пищу: касторку,   вазелин,   глицерин;  из  столярного   клея   варили   суп,   студень.  В   качестве пищевых   заменителей   использовались  целлюлоза,   хлопковый   и   льняной   жмых, технический альбумин.  Варили  и ели  древесный клей.  Разрезали на куски и варили «суп» из кожаных сапог и туфель Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили  морозы  ­ под  минус 40 градусов.  Замерзли водопроводные и канализационные трубы,  жители остались  без воды — теперь ее можно было брать только из Невы. Вскоре  подошло к концу топливо.  Перестали работать электростанции,  в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать   в   комнатах   железные  печки­времянки.  В   них   сжигали   столы,   стулья, платяные   и   книжные   шкафы,   диваны,   паркетные   плитки   пола,   а   затем   и   книги.   Но подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941г. город оказался в ледяном пле­ ну. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Без воды остались хлебозаводы. В первый же день, когда вместо хлеба выдали муку, стали думать, как выходить из создавшегося положения. Раздался телефонный звонок.  Неожиданно   выход   предложил   адмирал   Балтийского   флота   В.Ф. Трибуц, находившийся в кабинете. На Неве стояли подводные лодки, вмерзшие в лед. Но река промерзла не до дна. Сделали проруби и по рукавам насосами подлодок стали качать воду на хлебозаводы, расположенные на берегу Невы. Через пять часов после нашего разговора четыре завода дали хлеб. На остальных фабриках рыли колодцы, добираясь до артезианской воды.  В декабре 1941г. были зафиксированы первые случаи каннибализма. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение. IV. Жизнь в блокадном городе (слайд   19­   22)  Но  город   жил   и   боролся.  Заводы   продолжали   выпускать военную   продукцию.   Голодные   измученные   люди   находили   в   себе   силы   работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и, тем не менее, там круглосуточно делали танки. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В конце 1941г. производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. В сентябре­октябре 1941г. немецкая авиация совершала по несколько налетов в день,  и   во   всех   случаях   объявлялась   воздушная   тревога.   Люди   уходили   в   укрытия, подвалы и находились там по несколько часов до отбоя. Такое массовое отвлечение рабочих приводило к снижению темпов производства, и было принято решение при появлении одного­двух самолетов тревогу не объявлять. Пришлось пойти и на такой риск ­ фронт требовал оружия.  Привыкнув, многие уже не прятались в бомбоубежищах: кто­то играл со смертью от храбрости или отчаяния, а многие потому, что просто не было сил бегать туда­сюда. Голод делал свое дело: люди таяли на глазах, их просто с каждым днем становилось все меньше и меньше Ленинград подготовился и к возможному прорыву немцев. На этот случай был разработан план уничтожения войск противника. На улицах и перекрестках были возведены  баррикады   и   противотанковые   препятствия,   построено   4100   дотов   и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, пока продолжалась блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. Перед микрофоном в Доме радио была сделана деревянная подставка — на нее опирались выступавшие по радио поэты, писатели, дикторы. 10   декабря   1941г.   директор   Эрмитажа   академик   Орбели   встречал   гостей, пришедших   на   торжественное   заседание,   посвященное   500­летию   поэта   и   ученого Алишера Навои.  Борис   Пиотровский  сделал   доклад   на   тему  «Мотивы   древних   восточных мифов  в произведениях  Навои».  Ученый  Николай Лебедев  прочитал  свои  переводы стихов Навои. У него была последняя степень дистрофии ­ в зал его внесли друзья. Когда начался обстрел, никто не покинул заседание. Советский   композитор,   один   из   крупнейших   композиторов   ХХ   века  Д.Д. Шостакович. Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист   снарядов   и   грохот   орудий   Д.Д.   Шостакович   создает   свою   знаменитую   7 симфонию, которую впоследствии назовут  «Ленинградской».  Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул   по   приказу   штаба   об   эвакуации,   то   финал   написан   в   Куйбышеве.   Там   же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты. Струнную группу подобрали, а с духовой возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты.  Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью­Йорке, летом 1942   года.   После   исполнения   "Ленинградской   симфонии"   один   американских журналистов   написал:   «Какой   дьявол   может   победить   народ,   способный   создавать музыку, подобную этой!» Во   время   премьеры   зал   был   полон   ­   очереди   за   билетами   в   Большой   зал филармонии были длиннее, чем в булочные.  Чтобы   обеспечить  концерт,  артиллеристы,  оборонявшие  город,   исполнили  в тот день собственную симфонию ­ обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.  ♫  Чтение студентом стихотворения Александра Межирова «Музыка».  Звучит отрывок из симфонии. Какая музыка была!  Какая музыка играла, Когда и души и тела  Война проклятая попрала. Какая музыка во всем, Всем и для всех ­ не по ранжиру.  Осилим... Выстоим ... Спасем ...  Ах, не до жиру ­ быть бы живу ... И через всю страну струна  Натянутая трепетала, Когда проклятая война И души и тела топтала. Стенали яростно, навзрыв,  Одной единой страсти ради  На полустанке ­ инвалид  И Шостакович ­ в Ленинграде. Город продолжал жить. 25 декабря 1941г. произошло первое повышение норм выдачи хлеба: рабочим на 100 граммов, служащим, иждивенцам и детям на 75 граммов. 24 января 1942г. ввели новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паек снова был увеличен. Жителей старались эвакуировать. Эвакуация из города началась еще в конце ноября 1941г., но массовый характер она приняла лишь в январе 1942г., когда окреп лед. Из блокадного Ленинграда уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные,   раненые   и   инвалиды.  Эвакуации   подлежали   также  научные   работники, студенты, учащиеся ремесленных училищ, рабочие эвакуируемых заводов и их семьи. Самая высокая смертность  была зафиксирована в январе 1942г. ­ за один месяц умерло 96 751 человек.  За ноябрь 1941г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941г.­ 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942г. ­ 200тысяч человек. Среди них и ленинградская девочка Таня Савичева.   Хуже   всего   приходилось   детям.   Когда   умирают   взрослые   ­   это   тяжело,   но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.  Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была   и   маленькая   записная   книжка,   которую   вела   двенадцатилетняя   ленинградская девочка Таня Савичева.  Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия ­ трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь.  «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».  «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все». «Осталась одна Таня».     «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка ­ документа, обвиняющего фашизм.   Таня   так   и   не   узнала,   что   не   все   Савичевы   погибли,   их   род   продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945­м году она вернулась в родной город,  в  родной  дом,   и  среди   голых   стен,  осколков  и   штукатурки   нашла  записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.  Таню обнаружила санитарная команда, обходившая ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. В эвакуации врачи два года боролись за ее жизнь, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми.  Рядом с ее могилой­ стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника  «Цветок жизни», под Санкт­ Петербургом,   на   третьем   километре   блокадной   «Дороги   Жизни».   «Дневник   Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт­Петербург), его копия ­ в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время фашистской блокады, и на Поклонной горе в Москве. Таня   Савичева   родилась   25   января,   в   день   поминовения   святой   мученицы Татианы. Оставшиеся  в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются за общим столом и поют  «Балладу о Тане Савичевой»  (композитор Е. Дога, слова В. Гина), которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя ­ как набат на всех наречьях…»    ♫   Звучит отрывок из поэмы «Дневник и сердце» С.Смирнова и   подготовленным учеником зачитываются отрывки из дневника Тани под музыкальное сопровождение из «Реквиема» Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе ­ пресечется род наш человеческий. Сергей Смирнов ТАНЯ САВИЧЕВА (из поэмы «Дневник и сердце») На берегу Невы,  В музейном зданье, Хранится                   очень скромный                                   дневничок.  Его писала  Савичева Таня. Он        каждого пришедшего                                        влечет. Пред ним стоят                          сельчане,                                      горожане, От старца ­ До наивного мальца. И письменная               сущность содержанья Ошеломляет  Души и сердца. Это ­ всем живущим                                   в назиданье, Чтобы каждый                          в суть явлений                                                вник, ­ Время Возвышает Образ Тани И ее доподлинный дневник. Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки.  И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки. В каждом слове ­                   емкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и  многогранной, И … почти молчанье о себе... Это смертный приговор                                    убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это ­ боль, которая клубится. Это ­ сердце,                           что летит сюда... Время удлиняет расстоянья Между всеми нами                                  и тобой. Встань пред миром,                               Савичева Таня, Со своей Немыслимой судьбой! Пусть            из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она, Пусть живет,                       не ведая старенья, И гласит Про наши времена!  Как жили дети осажденного города? О чем думали, о чем мечтали? Мы можем узнать об этом, обратившись к «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется «Ленинградские дети».  Текст читают заранее подготовленные студенты Текст 1. «Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как­то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось,  что темень сплошная стоит все время,   я   научилась   различать   циферблат   часов.   И   до   сих   пор,   к   стыду   своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят ­ хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось». (?)   ­  Это   раннее   взросление,   можно   сказать,   старение   детей.   Какие ключевые, главные фразы в тексте можете выделить?  «Не существовало ни утра, ни вечер, ... темень». Если время для этих детей не существует, то какое оно? «Мама должна покормить меня». Времени нет, так как дети не спали. Детство, как мы его понимаем, в военном Ленинграде не существовало. Текст 2. «Дети­старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего   не   понимающие.   Немцы,   война,   фашисты   где­то   там   за   городом,   да   и   сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были   темнота,   голод,   сирены,   взрывы,   ­   непонятно,   почему   все   это   обрушилось   на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе». Текст  3.  «…Помню,  как  мама,  когда  она  еще  ходила,  положив  на  стол  три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это ­ завтрак, это ­ обед, это ­ ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, то становились совсем   крошечными.   Мама   учила   меня,   что   хлеб   нельзя   откусывать,   его   надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго  определенное   время,  ожидание   которого,  наверное,   и  составляло  смысл   всей моей детской жизни…» Текст   4.   «…Помню,   как   человек,   который   жил   в   смежной   с   нами   квартире, однажды начал стучать нам в стенку и страшным голосом кричать: «Дайте хлеба! Дайте хлеба!   Дайте   хлеба!..»   Я   и   Ирина   громко   плакали.   Мама   тихим   голосом   пыталась успокоить нас и плакала сама. Человек кричал долго. Сначала громко, потом все тише, тише… На следующий день я зашел в эту комнату. Человек был мертв».  Текст 5. «Мама рассказывала мне (уже взрослому), что однажды, в самом начале зимы, может быть, в конце ноября — начале декабря, когда она еще была на ногах, пошла на продуктовый рынок, чтобы выменять на вещи каких­нибудь продуктов. Звучит это дико, но такой рынок существовал, где за золото, бриллианты и иные ценные вещи можно было выменять хлеб и другие продукты.  Не знаю, что такое ценное понесла она в тот раз на рынок, ибо жили мы не богато, но ей удалось выменять кусок холодца. Когда же дома она стала его делить на части, то нашла в нем ноготь с пальца человеческой руки. «Холодец» она выкинула».  (?) ­ Ваши впечатления? Что вас больше всего потрясло? В   истории   есть   немало   примеров,   когда   крепости   и   города   сдавали   из­за эпидемий. Ленинграду удалось этого избежать. Одним из самых страшных бедствий для города зимой 1941/42 г. стали полчища крыс.  Особенно страдали от них обессилевшие от голода дети и старики. Крысы не только   уничтожали   и   без   того   скудные   запасы   продовольствия,   они   были   и потенциальными   разносчиками   чумы.  Крыс   ловили,   пытались   даже   травить,   но вскоре   оставили   эти   попытки   ­   чтобы   не   отравить   людей  (крыс   тоже   ели,   если удавалось   их   поймать).   И   тогда   санитарные   врачи   применили   известный   метод: отловленных крыс  заразили крысиным тифом, опасным только для животных, и выпустили в популяцию. 25 марта 1942г. исполком Ленгорсовета принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на  работы по очистке  дворов, площадей и набережных. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили город от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов — весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. К концу апреля в Ленинграде начали ходить трамваи. Документ с грифом «Секретно» датирован 5 апреля 1943 года и называется «Из отчета городского Управления предприятиями коммунального обслуживания по работе за год войны с июля 1941 по июль 1942г. Раздел «Похоронное дело».  За   грифом «секретно»   просто цифра  1 093 695.  Столько трупов захоронено городским   Управлением   предприятиями   коммунального   обслуживания   города Ленинграда за 365 дней. Какие же секретные материалы скрывает этот документ? Остававшиеся в живых уже не имели ни сил, ни возможности хоронить своих   покойников.  На   кладбищах   наблюдалось   массовое  подкидывание   покойников. Работники не успевали хоронить сотни и сотни трупов в траншеях и ямах кладбищ. В январе 1942г. трупы стали подкидывать к больницам, поликлиникам, выбрасывать на лестницы, во дворы. Предприятия и организации тайком грузовиками вывозили трупы на близлежащие к кладбищам улицы.  Решить   проблему   только   силами   работников   коммунального   хозяйства становилось невозможным. Началось самое худшее – людоедство. Охранять кладбища было некому. С кладбищ началось массовое похищение частей разрубаемых тут же на месте   трупов   (особое   пристрастие   отмечалось   к   детским   трупам).   На   кладбищах находили   черепа,   из   которых   были   извлечены   мозги,   на   Серафимовском   кладбище находили   покойников,   от   которых   оставались   только   головы   и   ступни.   Еврейское кладбище больше походило на мясобойню. Трупы похищались и использовались в пищу с улиц, с кладбищ, из квартир.  Подрывников   и   копальщиков,   грузчиков   приравняли   к   фронтовикам. Водителям   грузовиков   за   каждую   вторую   и   последующую   ходку   выдавали дополнительно по 100г хлеба и 100г водки или вина. Были установлены нормы погрузки на   каждую   автомашину   в   зависимости   от   тоннажа:   на   пятитонку   –   100   трупов,   на трехтонку – 60, на полуторку 40.  Позднее   было   разрешено   сжигать   трупы   в   термических  (на   кирпичном заводе).  С наступлением весны и таяния снега стали появляться «подснежники». Чьи­то   руки   высовывались   из­под   снега   и   молили   о   предании   земле,   в   оттаявших глазницах   лужицы   талой   воды   отражали   равнодушное   питерское   солнце.   Просыхали волосы покойников и шевелились на весеннем ветру.  А истощенные дистрофики тянулись туда, поближе к бомбам, к линии фронта: под обстрелом рыться в картофельных полях, ища гнилую случайную картошку.  До   наступления   тепла   трупы   было   необходимо   кремировать   во   избежание эпидемий. Город успешно справился с этой задачей. После эвакуации Эрмитажа в подвалах здания было обнаружено 109 тел. Это были умершие сотрудники Эрмитажа, которых администрация складывала в подвалы музея.   Гуляя   по   роскошным   залам   и   любуясь   совершенством   сокровищ   Эрмитажа, помните об этих подвалах.  Подобного опыту Ленинграда массового захоронения не знала история никогда и   нигде   в   мире.   Работники   коммунальных   служб   проявляли   героизм,   сопоставимый только с подвигами на поле боя. Только  представим себе этот смрад, отвращение пока еще   живого   человека   к   мертвому,   вспухшему   от   разложения   телу,   телам,   сотням, тысячам тел, постоянный ужас, вонища, черви, гноище! Многие могильщики умирали на дне выкопанных ими траншей и могил. Только благодаря самоотверженности могильщиков город не пал жертвой повальной эпидемии.  Страшный   документ!   История   не   знает   такого   второго   документа.   Ни   один город   не   испытал   того,   что   выпало   на   долю   Ленинграда.   Нигде   и   никогда   не   было столько жертв среди мирного населения. V. Витамины для блокадного Ленинграда (слайд 23­ 28) 1. В войну погибло от цинги людей больше, чем от пуль и снарядов.  Цинга, сопровождающаяся   нервными   расстройствами,   потерей   мышечной   силы,   быстрой утомляемостью и инфекционными заболеваниями.  уа аа Цинг  (синоним скорб т)   ­ болезнь,  вызываемая   острым  недостатком витамина   C  (аскорбиновая   кислота).   Недостаток   витамина   C   приводит   к нарушению синтеза коллагена, соединительная ткань теряет свою прочность.  Симптомы   ­   вялость,   быстрая   утомляемость,   ослабление   мышечного тонуса,   ревматоидные   боли   в   крестце   и   конечностях   (особенно   нижних), расшатывание и выпадение зубов; хрупкость кровеносных сосудов приводит к кровоточивости дёсен, кровоизлияниям в виде тёмно­красных пятен на коже.  Группа   ученых   решила   немедленно   приступать   к   разработке   препарата, содержащего витамин С.  Как источник аскорбиновой кислоты выбрали хвою. Дело в том, что еще 200 лет назад в России хвою использовали для лечения цинги и даже экспортировали в аптеки Западной   Европы.   Применяли   ее   и   во   время   русско­шведской   войны.   Надежный источник этого сырья ­ хвойные леса ­ росли в ближнем пригороде Ленинграда.  Руководителем   проекта   назначили  Алексея   Дмитриевича   Беззубова    и поручили в самый короткий срок разработать технологию производства витаминного препарата на основе хвои как в промышленных, так и в домашних условиях… Ученые с заданием справились. Хвойную лапку сортировали, мыли, отделяли иглы от древесины, опять мыли и разминали.   Затем   экстрагировали   витамин С,   обрабатывая   размятую   хвою   0,5%­ным раствором   уксусной,   или   лимонной,   или   виннокаменной   кислоты   (благо   их   в предостаточном количестве можно было найти на складах кондитерских предприятий). Полученный настой фильтровали и расфасовывали в бутылки, стеклянные баллоны или бочки. Этот зеленоватый кисленький напиток менее всего походил на лекарственную микстуру.  100   ­   200   граммов   хвойного   настоя   ежедневно   поддерживали   необходимый уровень витамина С в организме.  С помощью сотрудников института хвойные установки быстро организовали в больницах, на предприятиях, в научных и учебных учреждениях, в некоторых воинских частях.  О том, как приготовить, хвойный настой в домашних условиях, многократно передавали по ленинградскому радио. Каждое утро истощенные женщины тянулись в лес, состригали хвойные лапки, набивали ими мешки и на колясках, санках, лошадях переправляли на заготовительные пункты. Это был тяжелый труд.  2.   Для   госпиталей,   больниц,   детских   учреждений   рекомендовали   еще   одно противоцинготное   средство  ­  суп   из   проросшего   гороха.  Было   известно,   что проросшие семена растений содержат витамин С, поэтому, прежде чем варить суп, горох надо было замачивать и проращивать.  В   одной   тарелке   такого   супа   содержалось   около   двух   доз   аскорбиновой кислоты.  Особенно хорошими вкусовыми качествами и высокой витаминной активностью отличалась   продукция   ликеро­водочного   завода.   Лишь   три   небольших   организации выпускали   хвойный   настой,   практически   не   содержащий   аскорбиновую   кислоту. Оказалось, что истощенные рабочие, нарушая инструкцию, не разминали хвойные иглы, а только стригли их ножницами. Поэтому экстракция была малоэффективной.  Анализ   пробы   супа   из   одного   госпиталя   показал,   что   витамина   С   там   нет совсем.   Несколько   раз   меняли   пробы   ­   результат   тот   же.   В   чем   дело?   Решили побеседовать   с   поварихой:   как,   мол,   варите?   Выяснилось:   повариха   пользовалась опытом некоторых домашних хозяек и добавляла в суп питьевую соду.  Так   суп   быстрее   варился   и   экономилась   драгоценная   энергия.   Но   при   этом аскорбиновая кислота разрушалась, о чем женщина, конечно, не подозревала.  Хвойные настои, гороховые супы очень помогли ленинградцам. Эпидемии цинги в блокадном городе не было.  3. Но в конце 1941 года из­за  недостатка белков  в пище появилась и стала распространяться не менее страшная болезнь ­ алиментарная дистрофия.   Алиментарная дистрофия (синоним ­ голодная болезнь)  ­ болезнь, связанная   с   длительным   недостаточным   и   неполноценным   питанием, характеризующаяся   истощением,   расстройством   обмена   веществ   и   функций всех органов и систем организма. Собрали   совещание,   стали   перебирать   все   источники   полноценного   белка: мясо, рыба, молочные продукты, яйца.  Но где их взять в блокадном Ленинграде? Могли подойти хлебопекарные и пивные дрожжи, богатые белками. Но дрожжевые и пивоваренные заводы не работали.  Проанализировать   образцы  гидролизных   дрожжей  на   содержание   в   них витаминов группы В. Оказалось, что в этих дрожжах, приготовленных  из древесных опилок, много полноценных белков. Это был реальный выход из положения.  Первое дрожжевое производство организовали на кондитерской  фабрике им. А.И. Микояна.  Предельно   упрощенная   схема   производства   выглядела   так.   Измельченную древесину подвергали кислотному гидролизу, то есть несколько часов перемешивали в водном растворе серной кислоты. Затем кислоту нейтрализовали известью. Выпавший осадок   сульфата   кальция   и   прочие   нерастворенные   примеси   отфильтровывали   и получали раствор глюкозы.  В этот  многократно очищенный раствор как в питательную среду помещали дрожжевую затравку.  Первые   партии   дрожжей   сначала   осторожно   испробовали   для   лечения дистрофии в одной из больниц и вскоре получили хороший результат. Люди оживали на глазах, в буквальном смысле слова «как на дрожжах». У них был хороший витаминный состав (B1, В2, РР), и полноценного белка содержалось более 50%. 4.   Ученые   не   прекращали   работу:   потребность   в   витаминных   препаратах нарастала… Приходилось   решать   и   непредвиденные   задачи.   В   конце   1941   года зарегистрировали   заболевания  пеллагрой  ­   из­за  недостатка   в   питании витамина РР (никотиновая кислота).  Пеллагра   (от   итал.   pelle   agra   —   шершавая   кожа)  ­   заболевание, развивающееся   вследствие   недостатка   в   организме   никотиновой   кислоты (витамина РР из группы В).  Причиной развития пеллагры является либо недостаточное потребление с пищей   никотиновой   кислоты,   либо   аминокислоты   триптофана,   из   которой никотиновая   кислота   может   быть   синтезирована   в   организме   человека. Основными симптомами пеллагры являются чешуйчатый дерматит, поражающий открытые участки кожи, понос и депрессия. Нужен был никотин. На бездействующих  табачных фабриках был организован сбор   табачной   пыли.   Ее   выметали   с   чердаков,   из   вентиляционных   труб.   Из   пыли выделяли никотин, а затем окисляли его до никотиновой кислоты ­ витамина РР.  5.   Вскоре   понадобился  каротин   (провитамин А).  Растворами   этого соединения в растительном масле лечили обморожения. Поскольку моркови, богатой каротином, не было, его извлекали из тех же игл хвои по собственной технологии.  Витаминному институту  предложили подумать о том, как использовать дикорастущие растения ­ дополнительный источник витаминов.  Руководителей города беспокоило, что жители и особенно бойцы на передовой и зенитчики начнут заболевать куриной слепотой (из­за нехватки витамина А).  Куриная слепота  ­ расстройство способности видеть при сумеречном или ночном освещении Оказывается, это заболевание распространилось на многих фронтах и особенно ощутимо   отражалось   на   разведке:  разведчики   не   могли   ночью   идти   на   задание, поскольку в двух шагах ничего не видели.  Прежде всего, решили обратиться за консультацией  в Ботанический сад АН СССР.   Оставшиеся   в   живых   сотрудники   сада   рекомендовали   использовать  лебеду, борщевик, купырь лесной, щавель, крапиву, одуванчики.  Были разработали способы консервирования, а кулинары составили рецепты салатов, супов.  С   мая   1942г.   в   городе   проводили   широкую  пропаганду   дикорастущих:  по радио, в печати, на собраниях, лекциях, совещаниях. Ведь была опасность и отравления, потому что в Ленинградской области произрастают и сильно ядовитые растения: цикута, лютик и др.  Рекомендованные рецепты можно использовать и сейчас… Ведь вошло в моду варенье из одуванчиков "...1. Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4­5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему   количеством   чистой   воды   и   поставить   на   огонь.   При   первых   признаках закипания   воду   слить,   желуди   пропустить   через   мясорубку.   Полученную   массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу   смолоть   на   кофейной   мельнице.   При   установке   мельницы   на   крупный   помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке ­ мука для лепешек.  2. Корни   лопуха   отварить,   нарезать   небольшими   кусочками.   Подавать заправленными каким­либо соусом. 3. Исландский лишайник вымочить в растворе питьевой соды в течение суток, раствор   слить,   а   лишайник   залить   на   сутки   чистой   водой.   Воду   слить,   лишайник измельчить   и   разварить   в   течение   1,5­2 часов   до   получения   студенистой   массы. Посолить, добавить лавровый лист, перец, лук. Остудить, добавить уксус, разлить в тарелки. Полученный студень имеет грибной запах".  Что это? Советы вегетарианской кухни? Отчасти да. Эти и другие подобные блюда   употребляли   в   пищу   люди,   которым   пришлось   стать   вегетарианцами   в   силу тяжелейших   жизненных   обстоятельств.   Рецепты   взяты   из   уникальной   книги,   авторы которой   ­   сотрудники   Ботанического   института   АН   СССР   имени   академика В.Л. Комарова. Написана она в блокадном Ленинграде.  Что самое удивительное, в брошюре нет ни слова о блокаде, о голоде. Просто пособие по определению, сбору и употреблению в пищу дикорастущих растений. Только по месту и году издания можно догадаться о главной задаче книги. Конечно, одних рецептов   было   мало,   большое   значение   имели   хорошие   рисунки,   помогающие распознавать съедобные растения. Ведь встречается немало ядовитых трав, грибов, ягод. Многие   дикорастущие   растения   употреблялись   и   употребляются   в   пищу человеком с давних времен. Например, крапива, щавель, лебеда. Но есть и много таких, которые не встречаются в нашем меню просто по незнанию.  Так,   в   Японии   и   Китае   стрелолист   обыкновенный   и   лопух   войлочный культивируют   как   овощные   растения;   мука   из   корней   сусака   зонтичного   ­   продукт питания якутов; желуди различных видов дубов издавна применяют для производства суррогатов кофе. В Ирландии высушенные головки клевера измельчали и прибавляли в хлеб. В Германии и Австрии различные виды клевера употреблялись на приготовление супов,   как   шпинатное   растение.   А   кто   в   детстве   не   ел   нежные   листочки   кислицы обыкновенной?  Не все из  предлагаемых  растений  пригодны в пищу в сыром виде. Поэтому некоторые  растения   рекомендовалось  определенным  образом  обрабатывать:   готовить пюре, супы, оладьи, котлеты, а для хранения ­ квасить, солить, сушить.  В   общественном   питании   широко   использовалось   желе,   приготовленное   из растительного   молока,   соков,   глицерина   и   желатина.   Отходы   после   помола   овса использовались   для   изготовления   овсяных   киселей,   ягодное   пюре   получали   из клюквенных отходов.  VI. Прорыв блокады Ленинграда  (слайд 29­ 32) В конце сентября 1941г. надежды войск группы армий «Север» на тёплые квартиры в Ленинграде рассеялись в прах.  2   декабря   1942г.   Ставка   Верховного   главнокомандующего   утвердила  план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный «Искра».  Местом   прорыва   блокады   был   избран   узкий   выступ,   разделявший   войска фронтов. 12 января 1943г., в 9 часов 30 минут, утреннюю тишину разорвал залп катюш­ во   всей   полосе   наступления   началась   артиллерийская   подготовка.   Как   только   она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К полудню 18 января произошла встреча двух фронтов — блокада была прорвана. В   этот   же   день   принято   решение   о   форсированном   строительстве железнодорожной   ветки,   которая   связала   бы   Ленинград   со   страной.   За   18   дней строители проложили линию Шлиссельбург­Поляна протяженностью 33 км. и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители  Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. 14 января 1944г., в 9 часов 35 минут, по противнику открыли огонь тяжелые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия.   Видя   реальную   угрозу   окружения,   немцы   отступили.   С   освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята. Падение   Ленинграда   могло   стать   роковым   для   страны:   был   бы   утерян Балтийский флот, порты Мурманск и Архангельск, через которые шла помощь от союзников, уникальные промышленные объекты.  Приказ Гитлера недвусмысленно гласил: «Ленинград должен исчезнуть с карты мира».   Фюрер   неоднократно   требовал   сравнять   город   с   землей,   истребить   все   его население,   задушить   голодом,   подавить   сопротивление   защитников   массированными воздушными и артиллерийскими ударами. Город не мог надеяться на снисхождение. В случае   захвата   Ленинграда   его   жители   были   бы   обречены   —   немцы   кормить   их   не собирались. Это в оккупированном Париже могла продолжаться обычная жизнь ­ против СССР велась война на уничтожение. Сколько человек погибло в блокаду — точных данных нет и, вероятно, никогда уже   не   будет.   В   документах   советской   стороны   на   Нюрнбергском   процессе фигурировала   цифра   в   650   тысяч   умерших.   Эти   данные   основаны   на   примерном количестве   захороненных   на   двух   самых   больших   мемориальных   кладбищах   — Пискаревском и Серафимовском. Однако с первых же дней войны в Ленинград хлынул поток беженцев из западных районов страны. Сколько было эвакуировано и умерло по дороге — неизвестно. Разные исследования позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч   погибших   в   блокадном   Ленинграде.   Когда   полностью   была   снята   блокада,   в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей. На   северной   окраине   Ленинграда   есть   печально­торжественное   поле Пискаревское мемориальное кладбище. Высоко над братскими могилами возвышается бронзовая фигура скорбной и строгой женщины, олицетворявшей собой Родину­ мать. Сергей Смирнов ТАНЯ САВИЧЕВА (из поэмы «Дневник и сердце») На берегу Невы,  В музейном зданье, Хранится                   очень скромный                                   дневничок.  Его писала  Савичева Таня. Он        каждого пришедшего                                        влечет. Пред ним стоят                          сельчане,                                      горожане, От старца ­ До наивного мальца. И письменная               сущность содержанья Ошеломляет  Души и сердца. Это ­ всем живущим                                   в назиданье, Чтобы каждый                          в суть явлений                                                вник, ­ Время Возвышает Образ Тани И ее доподлинный дневник. Над любыми в мире дневниками Он восходит, как звезда, с руки.  И гласят о жизненном накале Сорок две святых его строки. В каждом слове ­                   емкость телеграммы, Глубь подтекста, Ключ к людской судьбе, Свет души, простой и  многогранной, И … почти молчанье о себе... Это смертный приговор                                    убийцам В тишине Нюрнбергского суда. Это ­ боль, которая клубится. Это ­ сердце,                           что летит сюда... Время удлиняет расстоянья Между всеми нами                                  и тобой. Встань пред миром,                               Савичева Таня, Со своей Немыслимой судьбой! Пусть            из поколенья в поколенье Эстафетно Шествует она, Пусть живет,                       не ведая старенья, И гласит Про наши времена!  Текст   1.   «Восьмилетней   Жанне   блокада   вспоминается   как   страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина,   обитая   кусками   ватного   одеяла,   в   которой   мать   носила   обед.   Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть   этот   хлеб   сразу.   Как­то   не   существовало   ни   утра,   ни   вечера.   Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят ­ хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось». ____________________________________________________________________ Текст   2.   «Дети­старички,   безулыбчивые,   молчаливые,   вялые,   все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где­то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, ­ непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных  землях.  Мы говорим о малышах,  те кто постарше,  быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе». ____________________________________________________________________ Текст 3. «…Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это ­ завтрак, это ­ обед, это ­ ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, то становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни…» ____________________________________________________________________ Текст 4. «…Помню, как человек, который жил в смежной с нами квартире, однажды начал стучать нам в стенку и страшным голосом кричать: «Дайте хлеба! Дайте хлеба! Дайте хлеба!..» Я и Ирина громко плакали. Мама тихим голосом пыталась успокоить нас и плакала сама. Человек кричал долго. Сначала громко, потом все тише, тише… На следующий день я зашел в эту комнату. Человек был мертв».  _____________________________________________________________________ Текст 5. «Мама рассказывала мне (уже взрослому), что однажды, в самом начале зимы, может быть, в конце ноября — начале декабря, когда она еще была на ногах, пошла на продуктовый рынок, чтобы выменять на вещи каких­нибудь продуктов.   Звучит   это   дико,   но   такой   рынок   существовал,   где   за   золото, бриллианты и иные ценные вещи можно было выменять хлеб и другие продукты.  Не знаю, что такое ценное понесла она в тот раз на рынок, ибо жили мы не богато, но ей удалось выменять кусок холодца. Когда же дома она стала его делить на   части,   то   нашла   в   нем   ноготь   с   пальца   человеческой   руки.   «Холодец»   она выкинула». Проверочный тест по теме: Великая Отечественная война II вариант 1. Найдите верное высказывание: а) план «Барбаросса» предусматривал молниеносную войну против СССР; б) по плану «Барбаросса» основным являлось южное направление удара; в) план «Барбаросса» вступил в силу после разгрома Великобритании. 2. Найдите лишнюю среди причин неудач советских войск на начальном этапе войны: а) предвоенные репрессии командного состава ослабили армию; б) немецкая армия имела перевес в живой силе и технике; в) часть советских войск сражалась с Японией на втором фронте. 3. Важным итогом удержания Ленинграда явилось: а) невозможность переброски немецких армий «Север» для взятия Москвы; б) открытие второго фронта в Европе; в) отказ Японии вступать в войну против СССР. 4. Сталинградская битва началась: а) 17 июля 1942 г.; б) 17 августа 1942 г.; в) 21 сентября 1943 г. 5. Коренной перелом в Великой Отечественной войне наступил в ходе: а) Сталинградской битвы; б) Ясско­Кишиневской операции; в) Сражались за Брежскую крепость. 6. Одной из основных причин победы советских войск в Московской битве является: а) значительный численный перевес советских войск; б) активизация боевых действий западных союзников СССР против Германии; в) героизм Красной Армии. 7. Основной итог Курской битвы состоит: а) в открытии второго фронта в Европе; б) в окончательном переходе стратегической инициативы к советскому командованию; в) в окружении и разгроме немецкой группы армии «Центр». 8. Совместите битвы и их основное значение: а) Сталинградская битва б) Курская битва      1. уничтожение группы армии «Центр»      и освобождение Белоруссии 2. завершение коренного перелома      в войне 3. начало коренного перелома в войне  4. разгром группы армии «Север» в) Ленинградско­Новгородская операция г) операция «Багратион»               9. Проблема недостатка рабочей силы на производстве решалась путем: а) автоматизации производства; б) сокращения числа промышленных предприятий; в) использование женского и подросткового труда. 10. Объедините в логические пары: а) Г.К. Жуков акта о         1. подписание от имени СССР                  капитуляции Германии б) Р.Я. Малиновский, А.М. Васильевский  в) И.В. Сталин г) М.В. Кантария, М.А. Егоров  2. получение звания генералиссимус 3. командование советскими войсками     в   войне против Японии 4. вооружение знамени победы над           рейхстагом Критерии оценок и эталон ответов  к тесту «Великая Отечественная война». I вариант 1­б; 2­а; 3­а; 4­а; 5­а; 6­б; 7­а; 8­а; 9­а; 10­б. «5» ­ 9, 10 правильных ответов;                            «4» ­ 7, 8 правильных ответов;                              «3» ­ 5,6 правильных ответов; «2» ­ < 5 правильных ответов. II вариант 1­а; 2­г; 3­а; 4­а; 5­а; 6­в; 7­б; 8: а­3, б­2, в­4, г­1; 9­в;  10:а­1, б­3, в­2, г­4. «5» ­ 15,16 правильных ответов;                           «4» ­ 13,15 правильных ответов;                           «3» ­ 8,12 правильных ответов;                            «2» ­ < 8 правильных ответов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Блокада Ленинграда»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017