УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»
Оценка 4.6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

Оценка 4.6
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»
Дисциплина История Тема занятия «Начало Великой Отечественной войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок-комментарий учебная Рассказать студентам о начале Великой Отечественной войны. Ознакомить учащихся с причинами летней катастрофы 1941г. Показать процесс мобилизации страны на войну, значение народного ополчения. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа воспитательная Формировать интерес к изучению истории и художественной литературы, описывающей исторические события.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»
история - 32.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 32 Дисциплина Тема занятия История «Начало Великой Отечественной войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок­комментарий учебная Рассказать студентам о начале Великой Отечественной войны. Ознакомить  учащихся с причинами летней катастрофы 1941г. Показать процесс мобилизации страны на войну, значение народного ополчения. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа воспитательная Формировать интерес к изучению истории и художественной                                    литературы, описывающей исторические события.                           обеспечивающие обеспечиваемые Литература, обществознание, география Основы экономики, литература, основы социологии и                                          политологии, жизнь я и т я н а з   и л е Ц ­ д е р п ж е М и з я в с   е ы н т е м Внутренние связи «Начало Второй мировой войны», «СССР в 1939­1941гг.» «Оборонительные сражения летом ­ осенью 1941г.» «Причины, цена и значение Великой победы» А.Наглядные пособия                  Портрет маршала Жукова Г.К. Обеспечение занятия Б. Раздаточный материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная DVD­проигрыватель                     Аудитория  Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово ,  2006.                            Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнитель­ ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.   История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005. План занятия 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Мотивация – 2 мин. 3.Актуализация базовых данных – 10 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 57 мин. 5. Контроль усвоения знаний ­  15 мин.  6.Подведение итогов ­  3 мин. 7.Домашнее задание ­   2 мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. 1 мин. 2 мин. II Мотивация Проблемность изучения нового материала                  Эпиграф:  «Высокая   судьба   выпала   на   нашу   долю защитить нашу страну и спасти измученный врагами   мир.   Наша   священная       война, которую       навязали       нам       захватчики, станет войной порабощенной Европы». освободительной                                                         И. Эренбург ­ Соотнесите эпиграф с темой нашего занятия. ­ Предположите, о чем пойдет речь на занятии? ­   Как   вы   считаете,   в   чем   состоит   значимость исторических знаний и памяти о событиях Великой Отечественной войны? Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  Вопросы: ­ Что вам известно о фашизме? ­ Расскажите о начале Второй мировой войны. III 10 мин. Опрос IY Организация и управление учебно­познавательной деятельностью студентов 57 мин. I. Нападении фашистских войск   План II. Героическая оборона Брестской крепости        1. Доклад студента о защитниках Брестской       крепости       2. Просмотр фильма «Брестская крепость» III. Периодизация Великой Отечественной войны IV.   Причины   неудач   Красной   Армии   в   первые месяцы войны Y YI  YII V. Мобилизация страны на войну. Народное  ополчение   История   в   лицах. VI. Константинович    Жуков     Георгий Контроль усвоения знаний  Написать эссе по теме на выбор:  «Защитник Брестской крепости­ Николай  Плужников» «Героическая оборона Брестской крепости» Подведение итогов. 1. Рефлексия        1. Сегодня мы изучали...      2. Причины летней катастрофы 1941г. в том …      3. Для меня было открытием… 2  . Оценивание работы группы и отдельных  учащихся на занятии(по необходимости Домашнее задание 1. Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI  вв.­ с. 222­224. 2. Оформить плакат памяти по выбору  «Брестская крепость» «Они уходили на фронт» «Великие полководцы Великой Отечественной  войны» 4 мин. Рассказ  преподавателя. 2 мин. 30мин. 4 мин. 10 мин. 4 мин. Доклад студента  Просмотр фильма  «Брестская крепость» Запись в тетради Рассказ преподавателя в ходе которого  студенты  самостоятельно  кратко конспектируют материал Запись в тетради  понятий 3 мин. Сообщение студента   Письменное  выполнение задания Устно 15 мин. 3 мин. 2  мин. Дисциплина: «История» Занятие  32 Тема: «Начало Великой Отечественной войны» План 1. Доклад студента о защитниках Брестской крепости 2. Просмотр фильма «Брестская крепость» I. Нападении фашистских войск   II. Героическая оборона Брестской крепости       III. Периодизация Великой Отечественной войны  IV. Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны  V. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение  VI. История в лицах. Жуков  Георгий  Константинович  I. Нападении фашистских войск  Содержание занятия Шел 1941 год ... Уже по брусчатке завоеванных европейских  государств  мощно гремели танки. Уже властно звучала немецкая речь на Балканах и в Африке, в Париже и Варшаве... Уже  немецкие   дивизии  сосредоточились  на  границе  Советского   Союза.   Это  был апогей фашизма. Острие гигантской военной машины было направлено на восток, на нас ­ главную   цель   «Третьего   рейха».   На   западных   границах   была   сосредоточена   огромная военная   мощь   фашистской   Германии   и   ее   сателлитов:   Венгрии,   Италии,   Румынии, Финляндии. Заранее был составлен план нападения.  сателлит  ­   государство,   формально   независимое,   но   фактически   подчиненное другому (обычно — более крупному) государству. Вечером   21   июня   маршалам  Семену   Константиновичу   Тимошенко  и  Жукову Георгию  Константиновичу стало известно, что на рассвете начнется война. Это сообщил перебежчик,   немецкий   военнослужащий…   Была   составлена   Директива   Советского Правительства о приведении военных округов в боевую готовность. Передача директивы в округа была закончена в 00 ч. 00 мин. 22 июня. Но было уже поздно. К тому же немецким диверсионным группам, заброшенным на нашу территорию, удалось   в  ряде  мест   нарушить   проволочную  связь,  а   радиосредствами  войска  Красной Армии были обеспечены плохо. Цветок в росинках весь, К цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, Влезали в танки, Закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся Земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной. Всего каких­то пять минут осталось! С.Щипачев   Германия напала на Советский Союз на рассвете воскресного дня 22 июня 1941. На   советско­германской   границы   немецкие   войска   начали   боевые основных   участках   действия в 3 часа 15 минут. Война началась вероломно, без объявления. Уже гибли люди, горели города и села, уже на всем протяжении от Балтийского моря до Черного шли бои, а немецкий посол в Москве   еще   только   садился   в   автомобиль,   чтобы   поехать   в   Народный   Комиссариат иностранных   дел   и   вручить   советскому   наркому   заранее   подготовленное   заявление Гитлера, в котором говорилось о войне Германии с Советским Союзом. В   этом   заявлении   говорилось,   что   якобы   Советский   Союз   хотел   напасть   на Германию, поэтому Германия с целью защиты объявила войну СССР. (?) ­ Как вы думаете, сам Шуленберг (посол) верил в это? Вряд ли... Не случайно, что он в 1944 году стал участником заговора против Гитлера и был казнен.  До   середины   дня   советский   народ   оставался   в   неведении   о   начавшейся   войне. Председатель СНК И. В. Сталин отказался выступить с обращением к стране. Видимо, он чувствовал вину за тяжкий просчет и внезапность нападения бывшего союзника. Только в полдень 22 июня по Всесоюзному радио выступил  В. М. Молотов и объявил о германском нападении   на   Советский   Союз.   Молотов   закончил   лаконичное   выступление   словами, ставшими программными для всех дней войны:  «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Никто не знал, не предполагал, что впереди 1418 дней войны... II. Героическая оборона Брестской крепости  1. Доклад студента о защитниках Брестской крепости Первой встретила врагов Брестская крепость. В городе и на станции ночью, 21 июня, погас свет, забарахлил водопровод. Сначала думали   ­   случайная   авария,   недосмотр   дежурных   слесарей.   Но   выяснилось,   что   дело гораздо сложнее и с поломкой быстро не управиться. Вдруг прервалась связь со штабом округа: в нескольких местах вырезали десятки метров провода. Связь восстановили через час. В половине четвертого ночи командарма позвали к телеграфному аппарату. Командующий округом сообщил: «В эту ночь ожидается провокационный   налет   фашистских   банд   на   нашу   территорию»,   ­   и   приказал   «банды пленить, но государственную границу не переходить». Разрешалось объявить боевую готовность, скрытно занять ДОТы в укрепрайоне. Но приказ   из   округа   непростительно   опоздал.   На   Брестскую   крепость   и   город   противник обрушил   огонь   более   6000   орудий   и   минометов.   Сотни   самолетов   сбрасывали смертоносный груз. Противник имел почти 10­кратное превосходство в силах. 2. Просмотр фильма «Брестская крепость» Дополнение преподавателя 1.  В архиве   45 пехотной  дивизии  врага  обнаружено донесение:  «Ошеломляющее   наступление   на   крепость,   в   которой   сидит   отважный защитник,   стоит   много   крови.   Русские   дрались   настойчиво   и   упорно,   они   показали превосходную выучку и замечательную волю к сопротивлению». Это потом, уже к концу войны узнали, что значит превосходная выучка, воля к сопротивлению. Потом, в 1944 году, когда заговорили камни: «...Умираю,   но   не   сдаюсь...»,     «...Нас   осталось   пятеро…»,   «...Нас   было   18,   а сейчас я один...»,   «...Чертовски жить хочется...», «Защитники с честью выполнили свой долг. Мало кто остался жив...» Дополнение   преподавателя   2.  О   бессмертном   подвиге   защитников   Брестской крепости   сказано   и   написано   немало.   Лучшими   произведениями   художественной литературы, на мой взгляд, являются 2 книги: документальный роман Сергея  Смирнова «Брестская крепость» и роман Бориса Васильева «В списках не значился». 19­летний   лейтенант  Николай   Плужников,   только   что   окончивший   училище, направлен на службу в Брестскую крепость. Он прибывает туда в ночь с 21 на 22 июня 1941 года.   А   в   4   часа   утра   началась   война.   Он   рвется   в   полк,   ведь   он   еще   даже   не   сдал документы, он в списках еще не значится... Но кругом идет бой... 10 месяцев защищал Николай Плужников Брестскую крепость, а 12 апреля 1942 года из подвала навстречу врагам вышел невероятно худой, не имеющий возраста человек с седыми волосами и слепыми глазами. В этот день ему исполнилось 20 лет. Отрывок из романа Бориса Васильева «В списках не значился». «Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый   ремнем   ватник,   сквозь   дыры   на   брюках   виднелись   голые,   распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали   чудовищно   раздутые   черные   отмороженные   пальцы.   Он   стоял,   строго выпрямившись,  высоко  вскинув  голову,  и не отрываясь,  смотрел на солнце  ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы. И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что­то негромко сказал. Назовите ваше звание и фамилию, ­ перевел Свицкий. Я ­ русский солдат. Голос   прозвучал   хрипло   и   громко,   куда   громче,   чем   требовалось:   этот   человек долго прожил в молчании и уже плохо управлял своим голосом. Свицкий перевел ответ, и генерал снова о чем­то спросил. ­   Господин   генерал   настоятельно   просит   вас   сообщить   свое   звание   и   фамилию­ Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переставая, дрожащими руками размазывая слезы по впалым щекам. Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей насмешке:  ­ Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте? Это   были   последние   его   слова.   Свицкий   переводил   еще   какие­то   генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по­прежнему глядя на солнце, которого не видел. Подъехала санитарная машина, из нее поспешно выскочили врач и два санитара с носилками.   Генерал   кивнул,   врач   и   санитары   бросились   к   неизвестному.   Санитары раскинули носилки, а врач что­то сказал, но неизвестный молча отстранил его и пошел к машине. Он   шел   строго   и   прямо,   ничего   не   видя,   но   точно   ориентируясь   по   звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. И   вдруг   немецкий   лейтенант   звонко   и   напряженно,   как   на   параде,   выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости. А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел. Возле машины он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие,   широко   открытые   глаза.   Упал   свободным   и   после   жизни,   смертию   смерть поправ». Дополнение преподавателя 3.  На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Совсем недалеко от Москвы: меньше суток идет поезд. Здесь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боев, и вы можете спуститься в подвалы 333 полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела. Если будете там, не спешите. Вспомните. И поклонитесь. А в музее вам покажут оружие, которое когда­то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто­то торопливо  зашнуровывал  ранним утром 22 июня. Вам покажут  личные вещи   защитников   и   расскажут,   как   сходили   с   ума   от   жажды,   отдавая   воду   детям   и пулеметам.   И   вы   непременно   остановитесь   возле   знамени   —   единственного   знамени, которое пока нашли. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. Крепость не пала. Крепость истекла кровью. Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев и неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома! Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат. Много,   очень   много   экспонатов   хранит   музей   крепости.   Эти   экспонаты   не умещаются на стендах и в экспозициях: большая часть их лежит в запасниках. И если вам удастся заглянуть в эти запасники, вы увидите маленький деревянный протез с остатком женской туфельки. Его нашли в воронке недалеко от ограды Белого дворца — так называ­ ли защитники крепости здание инженерного управления. Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почетный караул. Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжала в Брест старая женщина. Она не спешила уходить, с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходила на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ по 2­е ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ. Целый день старая женщина читала эту надпись. Стояла возле нее, точно в почетном карауле. Уходила. Приносила цветы. И снова стояла, и снова читала. Читала одно имя. Семь букв: «НИКОЛАЙ»… III. Периодизация Великой Отечественной войны Великая Отечественная война делится на три периода.  Первый   период  (22   июня   1941г.   ­   18   ноября   1942г.)   включает   в   себя стратегическую   оборону   Красной   Армии,   разгром   немецко­фашистских   войск   под Москвой, провал блицкрига. В ходе второго периода (19 ноября 1942г. ­ 31 декабря 1943г.) произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Третий   период  (1   января   1944г.   ­   9   мая   1945г.)   ознаменован   разгромом фашистского блока и безоговорочной капитуляцией Германии.  Военные   историки   выделяют   отдельно   начальный   период   войны,   который   занял менее месяца. Нет единого мнения и в отношении войны с Японией. Некоторые историки склонны считать эту войну четвертым периодом (9 августа — 2 сентября 1945г.); другие рассматривают это событие как самостоятельную дальневосточную кампанию. IV. Причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны Сложившуюся летом ­ осенью 1941г. обстановку на советско­германском фронте   можно   охарактеризовать   как  катастрофическую.  Несмотря   на мужественное   сопротивление,   Красная   Армия   с   тяжелыми   боями   отступала,   потеряв только за первые  три недели войны около 850 тыс. человек, 3,5 тыс. самолетов, до половины   танков,   имевшихся   в   пограничных   округах.  К   середине   июля   противнику удалось продвинуться на  300­600 км в глубь страны,  потеряв при этом лишь  100 тыс. человек убитыми. 1. Прежде всего, на СССР была обрушена мощь сверх­подготовленной к войне страны.  Пришедший   к   власти   фашистский   режим   направил   все   усилия   на   развитие военного   производства.   За   период   с   1934   по   1940г.   оно   увеличилось   в   22   раза,   а численность вооруженных сил Германии возросла в 35 раз. В 1941 г. на гитлеровскую Гер­ манию   работала   промышленность   практически   всей   Европы,   ей   поставляли   сырье нейтральные страны. К весне 1941г. вооруженные силы Германии обслуживались почти 5тыс. предприятий на оккупированных территориях. Ее промышленный потенциал в 1,5­2 раза превосходил промышленную базу СССР. 2. Немцы превосходили численностью людских ресурсов. Используя для работы в военной промышленности население стран­сателлитов, гитлеровцы поставили под ружье большую часть немецкого населения. В 1941г. Гитлер бросил против СССР основные силы, оставив в Западной Европе лишь оккупационные войска. В июне 1941г. армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек против 3 млн. советских войск западных пограничных ок­ ругов. 3. Фашистская Германия обладала богатым боевым опытом, накопленным за два года войны. 4. Высокая техническая оснащенность немецкой армии делала ее мобильной и маневренной. 5. В отличие от вермахта Красная Армия накануне войны находилась в процессе реорганизации   и   перевооружения,   который   не   был   завершен.  Современных   видов вооружения в Красной Армии недоставало, что делало войска малоподвижными и снижало их   боеспособность.   Тем   не   менее   к   лету   1941   г.   Красная   Армия   в   целом   даже имела численное превосходство над вермахтом в танках и самолетах. Не уступала она и в артиллерии. Исходя   из   этого,   причины   поражения   нашей   армии   в   начальный   период   войны следует искать не столько в соотношении сил и средств, сколько в умении распорядиться ими. 6. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими репрессиями.   Из   пяти   маршалов   репрессии   унесли   трех   (А.   И.   Егорова,   М.   Н. Тухачевского,   В.   К.   Блюхера),   из   456   полковников   —   401.   Всего   перед   войной   было репрессировано 70 тыс. командиров, из них 37 тыс. в армии и 3 тыс. во флоте. Столь больших потерь высшего и старшего командного состава и в такой короткий срок наша армия не несла даже во время войны. В мировой истории трудно найти прецедент, когда одна из сторон накануне смертельной схватки так бы ослабила сама себя.  Между тем для подготовки майора необходимо 10—12 лет, а командарма — 20. Даже Г. К. Жуков в начале войны по своей подготовке никак не равнялся Тухачевскому или Егорову. Не имевшие времени на приобретение опыта командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления — это нередкие явления первых боев. Инициативные действия командиров сковывались обстановкой всеобщего страха и подозрительности, неограничен­ ным режимом личной власти Сталина.  Выступая на совещании руководителей вермахта 23 ноября 1939г., Гитлер сделал вывод: «Россия в настоящее время опасности не представляет. В ближайшие один или два года сохранится нынешнее положение». То,   что   количественное   и   качественное   ослабление   состава   РККА   подтолкнуло Гитлера к форсированию событий, отмечал и маршал А. М. Василевский: «Без 37­го года, возможно, и не было бы вообще войны в 1941г.. В том, что Гитлер решился начать войну в 1941г., большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел». И хотя незадолго до нападения Германии  на СССР была  увеличена численность академий,   созданы     новые   училища,   около   четверти   репрессированных   были реабилитированы,   тем   не   менее   в   качественном   отношении   нанесенный   армии   урон восполнить   не   представлялось   возможным.   Репрессии   высшего   командного   состава продолжались и в начале войны. В армии имели место массовые неоправданные жертвы и массовые расправы.  Так, 16 августа 1941г. был издан приказ № 270, согласно которому окруженным предписывалось сражаться до конца; тех, кто «струсит» — уничтожать, а их семьи арестовывать;   часть,   решившую   сдаться,   уничтожить   всеми   наземными   и воздушными средствами. Репрессивная   политика   причинила   огромный  вред   советской   военной   науке. Многие   ведущие   конструкторы   военной   техники   (А.   Н.   Туполев,   П.   О.   Сухой   и   др.) разрабатывали образцы новой техники, находясь в тюрьме. 7. В связи с репрессиями накануне войны приостановилась разработка военной теории.  Не   нашли   понимания   у   Сталина   и   наркома   К.   Е.   Ворошилова   теоретические разработки   М.   Н.   Тухачевского,   который   еще   в   1936г.   обоснованно   предупреждал   о вероятной войне в 1939­1940 гг. в Европе и возможности внезапного нападения Германии на СССР. Напротив, К. Е.  Ворошилов  был  поборником устаревшей  военной  доктрины. Сформулированная в 20­х годах при активном участии М. В. Фрунзе военная доктрина практически не пересматривалась. Были выдвинуты лишь тезисы о том, что мы «малой кро­ вью» будем вести войну, перенеся ее на территорию противника, и превратим ее в войну мирового   пролетариата   с   мировой   буржуазией.   Подобные   установки   не   допускали возможности   прорыва   крупных   сил   противника   на   большую   глубину,   поэтому   армия овладевала наступательной тактикой, а между тем, в первые месяцы войны мы вынуждены были отступать и вести оборонительные бои.  Маршал И. X. Баграмян признавал:  «Мы перед войной главным образом учились наступать.   А  такому  важному   маневру,   как  отступление,   не   придавали   должного значения. Сейчас мы расплачиваемся за это».  Из­за того, что предполагалось мощным ударом отразить нападение противника и перенести боевые действия на его территорию, больше   половины   наших   боеприпасов,   техники,   горючего   было   складировано   вблизи границы и за первую неделю в значительной степени было либо уничтожено, либо захвачено противником. К моменту, когда немецкие войска уже проникли в глубь советской территории на 15­20   км,   И.   В.   Сталин,   не   зная   реальной   обстановки,   отдал  директиву   №   3.  Она предусматривала «переход наших войск к контрнаступательным действиям». 8. Одним из факторов наших неудач является в определенной степени внезапность для   советского   народа   нападения   Германии   на   СССР.  Народное   сознание   было деформировано   установкой   на   дружбу   с   фашистской   Германией.   Советская   пресса   и пропаганда представляли Германию как «великую миролюбивую державу». Вплоть до 22 июня   1941г.   в   Германию,   согласно   подписанному   в   1940г.   советско­германскому экономическому соглашению, шли эшелоны с хлебом и сырьем. И хотя многие отчетливо сознавали, что войны с Германией не избежать, тем не менее, в глазах советских людей нападение Германии 22 июня было и вероломным, и внезапным.  Однако   в   стратегическом   и   тактическом   плане   это   нападение   внезапным   не являлось. Другое дело, что советские войска приграничных районов, не приведенные  в боевую готовность, не успевшие под ударами вермахта принять все меры противодействия, растянутые по всей границе, были застигнуты врасплох. Сведения   о   готовящемся   нападении   на   СССР   поступали   из   самых   различных источников, начиная от разведчиков и кончая некоторыми государственными деятелями. Уже   через   11   дней   после   утверждения   Гитлером   плана   «Барбаросса»   в   Москве   были получены сведения о начале подготовки Германии к войне против СССР. Весной 1941г. разведуправление докладывало И. В. Сталину, В. М. Молотову, К. Е. Ворошилову, С. К. Тимошенко данные о наращивании и распределении по театрам военных действий вооружённых сил Германии. О готовящемся нападении Сталина предупреждали советские разведчики (Р. Зорге, Л. Треппер и др.). Информация поступала от послов в Англии и Германии. У. Черчилль предупреждал о перемещении германских войск, и даже германский посол в СССР Шуленберг намекал на скорое начало войны. Однако   Сталин   ошибочно   оценивал   сложившуюся   обстановку,   очевидно, рассчитывая   оттянуть   посредством   дипломатических   переговоров   столкновение   с Германией страны, не подготовленной к войне. Он отказывался верить фактам, относя их к «лживым и провокационным». Таким образом, точные и надежные разведданные оказались бесполезными в русле неэффективной   политики.   За   допущенные   руководством   ошибки   и   просчеты   солдаты расплачивались своими жизнями, героическими усилиями сдерживая сильнейшую армию противника. V. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение 30   июня   1941г.   был  создан   Государственный   Комитет   Обороны  (ГКО)   ­ чрезвычайный  орган  власти,  решения  и распоряжения   которого  имели силу  закона. ГКО   возглавил   И.В.   Сталин.  3   июля   1941г.   он   выступил   по   радио   с   обращением,   в котором начавшаяся война была названа всенародной, Отечественной войной. ГКО   принял   меры   по   организации   обороны   страны   с   привлечением   всех   ее социально­экономических и военных ресурсов. Была объявлена мобилизация, поставившая под   ружье   дополнительно   5,3   млн.   человек.   Приступили   к   эвакуации   людей   и промышленного   оборудования   из   районов,   которым   угрожало   вражеское   нашествие.   В районах боевых действий и прифронтовой полосе вводилось военное положение.  Мобилизация  ­  приведение   кого­либо   или   чего­либо   в   активное   состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой­либо цели.  Страну охватил патриотический подъем. Героическое сопротивление наступающему противнику приобрело массовый характер. Люди спешили в военкоматы, добровольцами уходя на фронт.  4   июля   1941г.   ГКО   принял  постановление   о   формировании   народного ополчения,  в   которое   записывались   те,   кто   по   возрасту   или   состоянию   здоровья   не подлежали призыву в армию. Народное ополчение (в Великой Отечественной войне) ­ добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации.                                                              VI. История в лицах. Жуков  Георгий  Константинович  Сообщение студента Жуков  Георгий  Константинович (1896—1974) Великим   сыном   России   называют   этого   замечательного   русского   полководца, которому наша страна, весь народ обязаны многими победами в Великой Отечественной войне. Детство   Георгия   Константиновича   прошло   в   деревне   Стрелковка  Калужской области. Здесь, в бедной крестьянской семье, в бревенчатой избе под соломенной крышей родился будущий маршал. Его военная деятельность началась еще в молодости, во время Первой мировой войны. В 1918г. он вступил в Красную Армию и закончил гражданскую войну командиром эскадрона.  Перед Великой Отечественной войной Г. К. Жуков был одним из крупных советских военачальников. Свою первую звезду Героя Советского Союза и звезду Героя Монгольской Народной Республики Жуков получил за успешное руководство операцией по разгрому японских захватчиков на реке Халхин­Гол (в Монголии) в 1939г. Во   время   Великой   Отечественной   войны   Жуков   был   первым   заместителем Верховного Главнокомандующего, в разное время командовал  пятью фронтами.  Ставка Верховного Главнокомандования посылала его на самые ответственные направления. «Жуков   —   это   значит   победа»,  —   говорили   о   нем,   о   его   полководческом искусстве. Те, кто спустя многие годы изучали военные операции, которые он разрабатывал и которыми руководил, восхищаются смелостью мысли полководца. В   полководческом   искусстве   Георгия   Константиновича   отразились   черты   его незаурядной   личности.   В   самые   тяжелые   минуты   войны,   когда   положение   казалось безвыходным,   никто   никогда   не   видел   его   подавленным   или   растерянным. Сосредоточенность,   целеустремленность   помогали   полководцу   находить   правильное решение.  В литературе  нередко  подчеркивается    жесткость маршала.  Но следует  иметь  в виду, что сам характер войны, создавал ситуацию, в которой военачальнику приходилось принимать крайние меры. И все же Жуков стремился, чтобы понесенные Красной Армией жертвы были минимальными.  Венцом его полководческого таланта были знаменитые операции на Висле и Одере, завершившиеся последним гигантским сражением войны — штурмом и взятием Берлина. Подпись маршала Жукова стоит на документе о принятии безоговорочной капитуляции фашистской Германии, подписанном в Берлине в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. 24 июня 1945г. Г. К. Жуков принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. После   войны   он   в   разное   время   был   главнокомандующим   сухопутными   войсками, министром обороны СССР. Страна увенчала его высшими знаками отличия. Г. К. Жуков ­ четырежды Герой Советского   Союза.   Но   самой   лучшей,   самой   дорогой   наградой   ему   была   и   остается всенародная любовь. Жуков Георгий Константинович Великим сыном России называют этого замечательного русского пол­ ководца,   которому   наша   страна,   весь   народ   обязаны   многими   победами   в Великой Отечественной войне. Детство   Георгия   Константиновича   прошло   в   деревне   Стрелковка Калужской области. Здесь, в бедной крестьянской семье, в бревенчатой избе под соломенной крышей родился будущий маршал. Его военная деятельность началась   еще   в   молодости,   во   время   Первой   мировой   войны.  В   1918г.  он вступил   в   Красную   Армию   и   закончил   гражданскую   войну   командиром эскадрона.  Перед   Великой   Отечественной   войной   Г.   К.   Жуков   был   одним   из крупных советских военачальников. Свою первую звезду Героя Советского Союза и звезду Героя Монгольской Народной Республики Жуков получил за успешное руководство операцией по разгрому японских захватчиков на реке Халхин­Гол (в Монголии) в 1939г. Во   время   Великой   Отечественной   войны   Жуков   был   первым заместителем Верховного Главнокомандующего, в разное время командовал пятью фронтами. Ставка Верховного Главнокомандования посылала его на самые ответственные направления. «Жуков   —   это   значит   победа»,   —   говорили   о   нем,   о   его полководческом искусстве. Те, кто спустя многие годы изучали военные операции, которые он разрабатывал   и   которыми   руководил,   восхищаются   смелостью   мысли полководца. В   полководческом   искусстве   Георгия   Константиновича   отразились черты   его   незаурядной   личности.   В   самые   тяжелые   минуты   войны,   когда положение казалось безвыходным, никто никогда не видел его подавленным или   растерянным.   Сосредоточенность,   целеустремленность   помогали полководцу находить правильное решение.  В литературе нередко подчеркивается  жесткость маршала. Но следует иметь   в   виду,   что   сам   характер   войны,   создавал   ситуацию,   в   которой военачальнику   приходилось     принимать   крайние   меры.   И   все   же   Жуков стремился, чтобы понесенные Красной Армией жертвы были минимальными.  Венцом  его   полководческого   таланта  были   знаменитые   операции   на Висле и Одере, завершившиеся последним гигантским сражением войны — штурмом и взятием Берлина. Подпись маршала Жукова стоит на документе о принятии безоговорочной капитуляции фашистской Германии, подписанном в Берлине в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. 24 июня 1945  г.  Г.  К. Жуков принимал  Парад  Победы  на  Красной площади в Москве. После войны он в разное время был главнокомандующим сухопутными войсками, министром обороны СССР. Страна увенчала его высшими знаками отличия. Г. К. Жуков — четырежды  Герой Советского Союза. Но самой лучшей, самой дорогой наградой

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Великой Отечественной войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017