УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»
Оценка 4.9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»
«Начало Второй мировой войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок учебная: Ознакомить с причинами и характером Второй мировой войны. Показать соотношение сил и планы воюющих сторон. Раскрыть основные события начального этапа Второй мировой войны. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа воспитательная: Формировать интерес к изучению предмета обеспечивающие Литература, обществознание, география обеспечиваемые Основы экономики, литература, основы социологии и политологииУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
история - 30.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 30 Дисциплина Тема занятия История «Начало Второй мировой войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок учебная Ознакомить с причинами и характером Второй мировой войны.                                Показать соотношение  сил и планы воюющих сторон. Раскрыть                           основные события начального этапа Второй мировой войны. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа воспитательная Формировать интерес к изучению предмета                           обеспечивающие обеспечиваемые Литература, обществознание, география Основы экономики, литература, основы социологии и                         политологии  я и т я н а з   и л е Ц е ы н т е м ­ д е р п ж е М и з я в с Внутренние связи              «Первая мировая война»,  «Образование СССР и его международное признание», «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930гг.» Обеспечение занятия А.Наглядные пособия  Портрет У. Черчилля, Шарль де Голль Б. Раздаточный  материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское             Аудитория  слово , 2006.      Дополнитель ­ная Бурин С.Н. Новейшая история ХХ­ начало ХХI вв.– М.: Дрофа, 2006. Соловьев   К.А.   Поурочные   разработки   по   новейшей   истории зарубежных стран. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Шубин А.В. Новейшая история ХХ­ начало ХХI вв.– М.: Дрофа, 2006. План занятия 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Мотивация – 2 мин. 3.Актуализация базовых данных – 10 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 65 мин. 5. Контроль усвоения знаний ­  8 мин.  6.Подведение итогов ­ 3  мин. 7.Домашнее задание ­  1 мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I 1 мин. 2 мин. Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала      Каким бы ни был мир в 1920—1930  годах, как ни далек   он   был   от   совершенства.   Победа   стран фашистского блока в войне означала бы шаг назад в мировой истории. Она открыла бы дорогу социальной, политической и культурной деградации человечества. А поэтому все те, кто вел борьбу с агрессорами, вели борьбу   справедливую,   вне   зависимости   от   того, какими были мотивы этой борьбы для каждого из ее участников. При этом нужно иметь в виду, что среди стран   антигитлеровской   коалиции   оказалось   и тоталитарное государство — СССР. Для советского народа   освободительная   антифашистская   война   не стала движением к демократии. Скорее наоборот, как это ни парадоксально, война способствовала укрепле­ нию тоталитаризма. Но это нисколько не уменьшает вклад СССР в разгром фашизма. III Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  Вопросы: ­   Какими   договорами   определялись   параметры системы   международных   отношений   после   Первой 10 мин. Опрос мировой войны? (Версальско – Вашингтонской) ­   В   чем   была   слабость   системы?   (она   не удовлетворяла   проигравших   и   не   устраивала некоторые   проигравшие   страны   (Италию,   Японию), Советская Россия оказалась вне В­В системы) ­ Что мешало западным странам признать Советскую Россию? ­   Какие   страны   первыми   признали   СССР?   (соседи­ страны   Прибалтики,   Финляндия,   Польша,   Турция, Персия, Афганистан, Монголия) ­   Какая   страна   Западной   Европы   первой   признала Советскую   Россию?   (Германия,   как   наименее уверенная   в   своих   силах   и   наиболее   ущемленная   в результате реализации В­В системы; 1922г. – договор в Рапалло) ­ Как вы думаете, почему переговоры между Англией, Францией и СССР закончились неудачей? (стороны не доверяли   друг  другу;  союзники   Англии  и   Франции, Польша   и   Румыния,   больше   боялись   СССР,   чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину больше, чем западные демократии)  ­ Что представлял собой мир накануне войны? Что вы можете рассказать о ведущих странах? ­ Что вам известно о фашизме? Организация и управление учебно­познавательной деятельностью студентов План I.   Масштабы   и   периодизация   Второй   мировой войны 1. Масштабы войны 2. Характер боевых действий 3. Периодизация войны II. Причины и характер Второй мировой войны 1. Причины войны  2. противоборствующих сторон   Планы   и   готовность   к   войне III.  Польская кампания и «странная война» IV. Норвежская и французская компании. «Битва за Англию» V. Перемены в США VI. Завершение складывания гитлеровского блока в Европе IY 65 мин. Рассказ  преподавателя,  сопровождающийся  беседой и записью  основного материала в тетрадях, работой с  атласом,  демонстрацией  портрета каждый должен по  ходу объяснения  отметить максимум  вопросов, которые  можно задать по  изучаемой теме. Y      туальный турнир» Контроль усвоения знаний  1.   «Интеллек              Два студента  соревнуются в своих знаниях. Игра начинается со жребия, кому  первому начинать. Далее первый   участник   должен   задать  вопрос   по   данной теме,   второй   участник   ответить.   Если   он  ответил 8 мин. правильно, то сам задает вопрос, на который отвечает первый участник турнира. Беседа идет до тех пор, пока кто­либо  из участников даст неправильный ответ, либо не сможет задать  вопрос. Победил тот, кто последним дал правильный ответ и задал свой вопрос, оставшийся без   ответа.   На   этом   игра  заканчивается.   (Если   игра заканчивается очень быстро ­ со  второго или третьего вопроса, то с победителем сражается другой игрок.)  2. Выставление оценок Подведение итогов. 1. Рефлексия        1. Сегодня мы изучали...      2. Для меня было открытием…      3. Я думаю…. 2  . Оценивание работы группы и отдельных  учащихся на занятии(по необходимости YI  Устно 3 мин. YII Домашнее задание Составить краткий связный рассказ по теме занятия с  опорой на план 1  мин. Дисциплина: «История» Занятие  30 Тема: «Начало Второй мировой войны» I. Масштабы и периодизация Второй мировой войны План 1. Масштабы войны 2. Характер боевых действий 3. Периодизация войны II. Причины и характер Второй мировой войны 1. Причины войны  2. Планы и готовность к войне противоборствующих сторон III.  Польская кампания и «странная война» IV. Норвежская и французская компании. «Битва за Англию» V. Перемены в США VI. Завершение складывания гитлеровского блока в Европе Содержание занятия I. Масштабы и периодизация Второй мировой войны (?) ­ Что вам известно о Второй мировой войне? 1. Масштабы войны Вторая мировая война  ­  самый крупный конфликт в истории человечества. В ней приняло участие 61 государство мира. На территории, охваченной войной, проживало 80% населения Земли.  Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов человек. Если первая ми­ ровая   война   длилась   чуть   больше   4   лет,   то   вторая   —  6   лет.   Она  стала   наиболее разрушительной из всех войн. 2. Характер боевых действий Вторая мировая война отличалась от первой самим характером боевых операций. Если первая была по преимуществу позиционной войной, в которой оборона была сильней атаки, то во время второй широкое применение танков, авиации, моторизация армии и усиление ее огневой мощи позволили пробивать оборону противника и стремительно выходить к нему в тыл.  Война  стала более маневренной  (маневренный, т.е способный быстро менять направление движения, подвижный), боевые действия более динамичными, их  географический   размах   шире.  Причем   в   ходе   войны   разрушительная   сила   оружия продолжала увеличиваться: к концу ее  появилось ракетное и ядерное оружие— самое страшное оружие XX века. 3. Периодизация войны Хронологически вторую мировую можно разделить на три больших периода.  Первый период — с 1 сентября 1939 года до июня 1942 года. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров.  Второй период — с июня 1942 года по январь 1944 года — время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах перешли в руки стран антигитлеровской коалиции.  Третий период — с января 1944 года до 2 сентября 1945 года — заключительный этап войны, в ходе которого достигнутое превосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в ходе разгрома армий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств­агрессоров и наступил их крах. II. Причины и характер Второй мировой войны 1. Причины войны  Причины,  по   которым   мир   во   второй   раз   оказался   в   состоянии   глобального военного конфликта, существенно отличались от предпосылок любой из предыдущих войн.  Созданное германскими  нацистами  государство не могло долго существовать, не прибегая к захватам новых территорий и ресурсов. Нацизм был ориентирован на войну, на уничтожение не только других государств, но и народов, т.е. на геноцид. Близкими   были   и   стремления   союзников   нацизма   –   итальянского   фашизма, японского милитаризма и нескольких диктаторских режимов Восточной Европы. При этом по уровню промышленного производства Германия к 1939 г. опережала любую западноевропейскую страну. Ее военно­ экономическая мощь несла угрозу миру. Таким образом,  главной причиной войны стало стремление фашизма к мировому господству. Успехи   нацизма   и   его   союзников   были   бы   невозможны,   если   бы         их противники смогли объединиться и подавить нацизм в зародыше. Но в 1930 гг. сильнейшие страны мира оказались разобщенными.  После Первой мировой воины и Великой депрессии создатели Версальской системы не были готовы защищать ее силой, верили, или хотели верить, в силу международного права. Некоторые политики   Запада надеялись развернуть гитлеровскую агрессию в сторону СССР.  Стратегия   каждой   из   великих   держав,   выбор   союзников   и   приоритетных   задач определялись целым комплексом факторов.  2. Планы и готовность к войне противоборствующих сторон Основу коалиции, развязавшей войну, составили  Германия, Италия и Япония, преследовавшие вполне совместимые геополитические цели.  Германия  в первую очередь добивалась ревизии Версальской системы, а также образования широкой сферы влияния в Центральной   и   Восточной   Европе.  Италия  стремилась   к   закреплению   своего   военно­ политического   и   экономического   преобладания   на   Балканах   и   в   Северо­Восточной Африке.   Политика  Японии  была   ориентирована   на   территориальную   экспансию   в   ти­ хоокеанском регионе и на Дальнем Востоке. Все   страны   этой   группы   были   ориентированы   на   создание   «нового   порядка», возвращение   к   «естественной»   форме   существования   человека   и   государства,   самому состоянию   тотальной   борьбы,   в   которой   должен   был   родиться   «сверхчеловек»,   хозяин нового мира. Т.о. Вторая мировая война стала итогом целенаправленной деятельности небольшой группы   государств­агрессоров,   которую   мировое   сообщество   оказалось   не   в   состоянии обуздать. Руководители этих государств  несли народам мира ликвидацию демократии, расовое   и   национальное   угнетение,   утверждение   права   сильного   в   международных отношениях.  Агрессивному фашистскому блоку противостояли государства, заинтересованные в   в   системе   международных   отношений,   —  Франция, сохранении   статус­кво   Великобритания, США.  статус–кво – существующее положение. Они  не могли допустить коренной перестройки политической карты мира. Эти державы выступали и за утверждение принципов либеральной демократии.                        Определенной двойственностью отличалась позиция  СССР.  С одной стороны, Советский   Союз  выступал   против   крупномасштабной   насильственной   перекройки политической карты Европы и был заинтересован в укреплении системы коллективной безопасности  как   способе   блокировать   потенциальную   угрозу   капиталистического окружения.   В   то   же   время,   с   учетом   противоречий   между   фашистскими   и демократическими   государствами,   СССР   получал   возможность   гибкого   выбора стратегической линии, в том числе с возможностью включения в передел сфер влияния в Восточной   Европе,   если   таковой   становился   необратимым.   Это   создавало   еще   и возможность экспорта коммунистических идеалов.  Таким образом, помимо прямого соперничества ведущих мировых держав, вторая мировая   война   была   рождена   столкновением   общественных   систем,   идеологических концепций (демократии, коммунизма, фашизма). Угроза войны заставила все ведущие страны мира уже с середины 30­х гг. предпринимать   определенные   шаги   по   наращиванию   вооружений.  Однако относительно пассивная стратегия Великобритании, Франции, США, СССР, обусловленная приоритетом   дипломатических,   а   не   военных   методов   политики,   не   позволила   этим странам провести полную мобилизацию военных ресурсов накануне войны.  Численность французской армии была доведена к августу 1939 г. до 2438 тыс. чел. в сухопутных войсках, 110 тыс. чел. в ВВС (военно­ воздушные силы), 126 тыс. чел. в ВМС (военно­ морские силы). Французская армия располагала 3100 танками, 3335 самолетами. В составе флота было 7 линейных кораблей, 1 авианосец, 19 крейсеров, 77 подводных лодок.  Британская армия насчитывала 897 тыс. чел. в сухопутных войсках (1261 тыс. чел. вместе с доминионами), 193 тыс. чел. в составе ВВС (206 тыс. чел.), 180 тыс. чел. в составе ВМС (194 тыс. чел.). Великобритания обладала достаточно мощным флотом (15 линейных кораблей, , 7 авианосцев, 64 крейсера, 58 подводных лодок), а также развитой системой ПВО. В составе королевских военно­воздушных сил было 1456 самолетов, а около 2000 машин находилось в резерве.  Несмотря   на   заключение   гарантийных   договоров   Великобритании   и   Франции   с рядом восточноевропейских стран военная доктрина обеих держав исходила из приоритета оборонительных задач.  Для французской армии ключевое значение имела подготовка к позиционной войне, в том числе на мощной пограничной оборонительной линии «Мажино».  В рамках британской имперской  военной стратегии приоритет отдавался защите морских коммуникаций, морской и воздушной обороне метрополии.  Ударной силой американской армии, насчитывавшей к 1939 г. лишь 544 тыс. чел. (включая 200 тыс. чел. в Национальной гвардии), являлся военно­морской флот, в составе которого было 15 линейных кораблей, 5 авианосцев, 36 крейсеров, 99 подводных лодок. Но военная   стратегия   США   носила   сугубо   оборонительный   характер   и   была   связана   с изоляционистским внешнеполитическим курсом страны. Странам фашистского блока, изначально обладавшим не столь мощным военным потенциалом,  удалось не только в значительной степени завершить мобилизацию ресурсов накануне войны, но и расширить военно­промышленную базу.  Японская армия достигла в 1939 г. 1240 тыс. чел. На ее вооружении состояло 1 тыс. самолетов, более 2 тыс. танков. Японский флот включал 10 линкоров, 6 авианосцев, 35 крейсеров, 56 подводных лодок. Отличительной чертой японских вооруженных сил была высокая   степень   подготовки   личного   состава,   тщательно   разработанная   стратегия поэтапного   стратегического   наступления   на   огромном   пространстве   тихоокеанского региона.  Степень   готовности   итальянской   армии   к   ведению   крупномасштабных   боевых действий была несоразмеримо меньшей, несмотря на значительную численность личного состава   —   1753   тыс.   чел.   Приоритетное   значение   придавалось   развитию   ВВС, насчитывавших   в   1939   г.   более   2800   самолетов,   и   ВМС,   имевшего   в   своем   составе   4 линейных корабля, 22 крейсера, 105 подводных лодок. Несмотря на попытки разработать военную   доктрину   глобального   характера,   итальянская   армия   была   преимущественно ориентирована на ведение локальных боевых действий в Северо­Восточной Африке и на Балканах.  В   сложном   положении   находилась   германская   армия   —   вермахт.   Ограничения Версальского мирного договора долгое время препятствовали наращиванию военной мощи Германии. Но в течение нескольких лет после прихода Гитлера к власти нацистам удалось сформировать не только многочисленную, но и весьма боеспособную армию. В 1939 г. в ее составе находилось 2750 тыс. чел., 3200 танков, свыше 4 тыс. самолетов.  Правда,   техническая   база   вермахта   была   достаточно   устаревшей.   Многие   виды военной   техники   лишь   начинали   поступать   на   вооружение.   Не   удалось   завершить   и программу создания мощного ВМФ. К началу войны в строю находилось 2 линкора, 5 крейсеров, 57 подводных лодок.  Сильной   стороной   германской   армии   была   новаторская   тактика   ведения   боевых действий. Ее основу составили планы «блицкрига» («молниеносной войны») — внезапного стремительного   нападения  при   тесном   взаимодействии   всех   родов   войск,   усиленной бомбардировке городов и коммуникаций в первые же дни войны, широком использовании диверсионных групп и десантных подразделений в тылу противника с концентрированными танковыми   ударами,   окружением   и   уничтожением   крупных   соединений   противника.   В сочетании с тщательной разработкой оперативно­стратегических планов каждой кампании, высоким   профессионализмом   офицерского   корпуса,   комплексной   морально­ психологической   подготовкой   личного   состава   и   быстрым   наращиванием   военного производства внутри страны вермахт получал шанс достаточно эффективно вести военные действия на территории большей части европейского континента, в том числе и на два фронта. III.  Польская кампания и «странная война» Вторая   мировая   война   началась   с   нападения   Германии   на   Польшу   1 сентября   1939   года.  Военные   планы   германской   армии   учитывали   возможность вступления Англии и Франции в войну. Поэтому  предусматривался разгром Польши в ходе «молниеносной войны», «блицкрига» с дальнейшей переброской войск на запад. Прорыв обороны противника проводился мощными танковыми ударами, после чего в прорывы вводились механизированные части, которые начинали быстрое продвижение в глубь обороны противника. Обязательным   условием   такой   войны   было   завоевание   господства   в   воздухе. Доктрина   «блицкрига»   была   выбрана   Гитлером   не   только   по   военным,   но   и   по экономическим соображениям. Он не хотел полного перевода промышленности на военный лад,   как   было   в   годы   первой   мировой   войны.   Как   мы   помним,   это   привело   тогда   к быстрому падению жизненного уровня населения.  Поскольку   военные   действия   в   рамках   стратегии   «блицкрига»   проводились кампаниями,   то   военная   промышленность   успевала   в   перерыве   между   ними   создавать необходимые запасы вооружения и боеприпасов. Против Польши было сосредоточено 2/3 сухопутных сил вермахта, что обеспечило значительный   перевес   над   польской   армией.   Немецкая  авиация   захватила   господство   в воздухе; подвергала бомбардировке города, транспортные узлы и дороги, сея панику среди мирного населения, тормозя мобилизацию и выдвижение польских войск к границе. И хотя планы вермахта не были реализованы  полностью, уже 16 сентября столица Польши — Варшава — была окружена. Осажденная Варшава сражалась до 28 сентября. 17 сентября, в день, когда правительство Польши покинуло страну, в нее вступили советские войска, почти не встретившие сопротивления польской армии. 28 сентября 1939 года был подписан советско­германский договор о дружбе и границах.  Он   зафиксировал   раздел   Польши   и   уточнил   линию   советско­германской границы. Земли с чисто польским населением оказались  в составе Германии. В «сферу интересов»   СССР   была   передана   Литва.   Эти   изменения   позволили   Советскому   Союзу именовать раздел Польши «освободительным походом» ради воссоединения с Западной Украиной и Западной Белоруссией.  Польша   стала   первой   жертвой   Германии.  Началось   систематическое уничтожение евреев, польской интеллигенции. Вводилась трудовая повинность, и сотни тысяч поляков были вывезены на принудительные работы в Германию. Покончив с Польшей, Германия стала перебрасывать освободившиеся войска к   франко­германской   границе.  И   французские,   и   английские   военачальники придерживались   оборонительной   стратегии,   рассчитывая   на   повторение   позиционной войны.  В 1930 годах Франция возвела вдоль всей границы с Германией полосу мощных оборонительных сооружений — «линию Мажино», которая считалась неприступной.  Значительно меньше внимания уделялось совершенствованию военной техники — танков   и   авиации,   сыгравших   решающую   роль   во   второй   мировой   войне.   Задачей английских и французских войск при наличии «линии Мажино» было прикрытие границы Франции с Бельгией и Люксембургом. Эти две страны объявили о своем нейтралитете. И хотя было очевидно, что Германия опять его нарушит, ни Англия, ни Франция ничего не предпринимали.   На   этом   участке   французской   границы   союзники   вообще   не   имели контакта с немецкой армией.  В итоге никаких активных действий англо­французские войска не вели.  Французские журналисты назвали этот период «странной войной».  Явное нежелание правительственных и военных кругов западных стран обострять конфликт   с   Германией   объяснялся   рядом   причин.   Командование   английской   и французской армии по­прежнему ориентировалось на стратегию позиционной войны и на­ деялось на эффективность оборонительной линии «Мажино», прикрывающей восточные границы Франции. Память о колоссальных потерях времен первой мировой войны также заставляла проявлять крайнюю осторожность. Наконец, многие политики этих стран рас­ считывали на локализацию начавшейся войны в Восточной Европе, на готовность Германии удовлетвориться   первыми   победами.   Иллюзорность   такой   позиции   показало   самое недалекое будущее. IV. Норвежская и французская компании. «Битва за Англию» Новый   удар   германской   армии   был   нанесен   по  Дании  и Норвегии  —  региону, чрезвычайно важному в стратегическом отношении  (чтобы иметь надежные базы для развертывания  морских  операций   в  Северной  Атлантике).  С  нейтралитетом  этих  стран Гитлер и не думал считаться.  9 апреля 1940 года немецкие войска высадились в Копенгагене и нескольких портах Норвегии.  Датское   правительство   в   тот   же   день   объявило   о   капитуляции, норвежское же призвало армию и народ к сопротивлению и обратилось за помощью к Англии. Но инициатива и перевес сил были на стороне Германии. Большая часть Норвегии оказалась захвачена, власть передана местному фашисту Видкуну Квислингу, само имя которого   стало   символом   предательства.   Король   и   правительство   были   вывезены   с остатками норвежской армии в Англию. Захват   Норвегии   значительно   укрепил   позиции   Германии   на   морских   ком­ муникациях. Однако военно­морские силы Рейха понесли в ходе этой операции тяжелые потери — 10 эсминцев, 3 крейсера, 4 подводные лодки.  Английский флот потерял примерно такое же количество кораблей (1 авианосец, 2 крейсера,   1   корвет,   9   эсминцев),   но   его   потенциальные   возможности   были   гораздо большими. С этого времени активные боевые действия на море со стороны Германии стали возможны лишь за счет применения подводных лодок. Во время разгрома Норвегии полным ходом шла подготовка к наступлению немцев против англо­французских войск. Командование вермахта планировало нанести, как и в 1914 году, основной удар через территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга. Отличие заключалось в том, что если в 1914 году германские войска по плану Шлиффена пошли через Бельгию на Париж, то в 1940 году главный удар был направлен в стык границы Бельгии и Люксембурга с Францией через горы Арденны — и далее прямо к побережью пролива   Ла­Манш.   Англо­французские   войска   были   бы   рассечены.   Предполагалось прижать основную группировку войск противника к побережью и уничтожить ее. После этого вермахт поворачивал бы на юг и громил остатки французских войск. Наступление   началось   10   мая   1940   года.   Как   и   в   Польше,   вермахт   действовал танковыми «клиньями», пробивая оборону и  выходя в тыл обороняющемуся противнику. Уже 20 мая немецкие войска вышли к Ла­Маншу, окружив и прижав к побережью в районе Дюнкерка   340­тысячную   группировку   союзных   войск.   Английское   командование распорядилось   об  ее  эвакуации.  В течение двух недель  под непрерывным  огнем и бомбежками, используя все суда, способные взять на борт людей, включая про­ гулочные   яхты,   англичане   эвакуировали   большую   часть   окруженных   войск. Техника   была   оставлена   врагу.  Тем   временем  немецкие   войска   продвигались   к столице Франции и 14 июня вошли в нее. Это была настоящая   военная ката­ строфа. Еще через два дня глава правительства Франции маршал Филипп Петэн запросил перемирия. Оно было подписано в том же Компьенском лесу и в том же штабном вагоне маршала Фоша, где в 1918 году было заключено другое перемирие, означавшее поражение Германии.  Франция разделялась на две части: северная была оккупирована Германией, в южной, с центром в городе Виши, сохранялась власть французского правительства и небольшая армия. Флот подлежал разоружению.  Колонии   оставались   под   административным   контролем   французов.   Вишистское правительство, возглавляемое Петэном, проводило прогерманскую политику. Конституция Франции   была   заменена   новыми   конституционными   актами,   давшими   ему   практически неограниченную власть. С демократией во Франции было покончено.  Но далеко не все французы смирились с поражением. Генерал  Шарль де Голль призвал   к   продолжению   борьбы.  Вынужденный   выехать   в   Англию,   он   создал   там комитет   «Свободная   Франция»,  ставший   одним   из   центров   притяжения   сил антифашистов. К концу лета 1940 года только Англия противостояла агрессии Германии в Европе.  Укрепилась решимость англичан сражаться с фашизмом. Свидетельство тому — отставка   Чемберлена   и   назначение   премьер­министром  Уинстона   Черчилля  — сторонника бескомпромиссной борьбы с Германией. По настоянию командующего германскими ВВС Германа Геринга Англия должна была   быть   подвергнута   тотальным   воздушным   бомбардировкам,   что,   по   его   мнению, заставило бы англичан капитулировать. Почти вся авиация Германии была переброшена в Северную Францию и началась  битва за Англию.  В ней приняло участие около двух с половиной   тысяч   немецких   самолетов.   Начавшись   в   июле   1940   года,   эта   битва продолжалась   до   поздней   осени,   когда   ухудшившиеся   погодные   условия   положили   ей конец.   Совершенствовалась   английская   система   ПВО,   все   с   большим   успехом использовавшая радарные установки, приборы, искажающие радиолучи, применяемые для наведения немецких самолетов на цели, фальшивые радиомаяки и другие технические но­ винки.  Англия выстояла, не капитулировала. И это была, пожалуй, первая победа в борьбе с Гитлером. Угрожающее   положение   сложилось   для   Англии   и   в   ходе   битвы   за   Атлантику. Получая 50% сырья и продовольствия по морю, она оказалась чрезвычайно зависимой от морских коммуникаций.  Поскольку по всем классам надводных кораблей Германия уступала Англии, она, как и в годы Первой мировой войны, сделала ставку на подводный флот. Имея к началу войны в наличии около 200 подводных лодок, Германия начала беспощадную войну против транспортных  судов. Летом 1940 года  был  период,  когда Англия  жила  только  за счет накопленных ранее неприкосновенных запасов. V. Перемены в США Начало войны вызвало перемены в настроениях американцев и в политике администрации   Рузвельта.  США   начали   поставлять   снаряжение   Англии   и   Франции. Были изменены законы о нейтралитете. Но американцы упорно не хотели втягиваться в военные   действия.   В   ходе   предвыборной   кампании   1940   года,   когда   Рузвельт   вопреки традиции   выдвинул   свою   кандидатуру   на   третий   президентский   срок,   он   пообещал американцам не посылать солдат на войну. Американцы симпатизировали англичанам, и стремление правительства помочь им не вызывало возражений. Проблема заключалась в том, что у Англии вскоре кончились запасы золота и иностранной валюты для закупки вооружений   в   США.   Рузвельт   предложил   передавать   вооружение   как   бы   в   аренду дружественным странам. 11 марта 1941 года американский конгресс принял закон о ленд­ лизе,   который   дал   такое   право   президенту.   В   США   началось   быстрое   развертывание военной промышленности.  ленд­лиз  ­ система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам ­ союзникам по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой   войны.   Система   ленд­лиза   была   предложена   президентом   Франклином Рузвельтом,   когда   выяснилась   неспособность   Великобритании   оплачивать   деньгами поставки американского военного снаряжения и продовольствия. В октябре 1941 г. был подписан протокол о поставках помощи СССР по ленд­лизу на общую сумму в 1 млрд. долларов.  VI. Завершение складывания гитлеровского блока в Европе (?) – Каким цветом на карте обозначены страны фашистского блока? (?) – Каким цветом на карте обозначены страны антифашистского блока? 22 сентября 1940 года Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт —   фактически   договор   о   разделе   мира.   В   течение   1940—1941   годов   к   договору присоединились страны­сателлиты (союзники) фашистской Германии: Румыния, Венгрия, Болгария, Словакия, Хорватия. сателлит  ­   государство,   формально   независимое,   но   фактически   подчиненное другому (обычно — более крупному) государству В   ноябре   1940   года   СССР   вел   переговоры   о   присоединении   к   пакту.   На   этих переговорах   обсуждалось   новое   разграничение   интересов   Германии,   Италии,   СССР   и Японии.   СССР   выдвинул   претензии   на   контроль   над   черноморскими   проливами   и потребовал расширения своего влияния на Балканах. Но по вопросу о Балканах Германия не могла пойти на уступки: Румыния была единственным источником нефти для вермахта. Гитлер предлагал СССР экспансию на юг, в сторону Персидского залива, возникли острые разногласия. 1.Что означает кодовое название «Барбаросса»? В связи с чем, а может быть кем было дано такое название?  Назовите дату начала осуществления плана  «Барбаросса» 2. Каким образом  в годы войны проходила трудовая мобилизация ? Какое значение она имела? 3.Что характерно для Советской науки в годы войны? Что нового создано, открыто? 4.Дайте характеристику народному ополчению? 5.Подумайте, почему лидеры Великобритании и США заявили о своей поддержке СССР в войне с Германией? Дайте оценку договору о ленд­лизе. 6.Какие последствия имел срыв германского плана «молниеносной войны» для ее дальнейшего развития?  Мировой войны? 7.В чем смысл «затяжной войны» ?  8.Почему Сталинградскую битву считают одним из величайших   сражений Второй 9.Как  и почему в ходе войны меняется отношение правительства к церкви?                     10.В чем смысл приказа № 227? 11Что означает кодовое название «Тайфун»?                                        12На что была рассчитана операция «Цитадель»? Где произошло крупнейшее  танковое                                     сражение Второй  Мировой войны? 1.Что означает кодовое название «Барбаросса»? В связи с чем, а может быть кем было дано такое название?  Назовите дату начала осуществления плана  «Барбаросса» 2. Каким образом  в годы войны проходила трудовая мобилизация ? Какое значение она имела? 3.Что характерно для Советской науки в годы войны? Что нового создано, открыто? 4.Дайте характеристику народному ополчению? 5.Подумайте, почему лидеры Великобритании и США заявили о своей поддержке СССР в войне с Германией? Дайте оценку договору о ленд­лизе. 6.Какие последствия имел срыв германского плана «молниеносной войны» для ее дальнейшего развития?  Мировой войны? 7.В чем смысл «затяжной войны» ?  8.Почему Сталинградскую битву считают одним из величайших   сражений Второй 9.Как  и почему в ходе войны меняется отношение правительства к церкви?                     10.В чем смысл приказа № 227? 11Что означает кодовое название «Тайфун»?                                        12На что была рассчитана операция «Цитадель»? Где произошло крупнейшее  танковое                                     сражение Второй  Мировой войны? 1.Что означает кодовое название «Барбаросса»? В связи с чем, а может быть кем было дано такое название?  Назовите дату начала осуществления плана  «Барбаросса» 2. Каким образом  в годы войны проходила трудовая мобилизация ? Какое значение она имела? 3.Что характерно для Советской науки в годы войны? Что нового создано, открыто? 4.Дайте характеристику народному ополчению? 5.Подумайте, почему лидеры Великобритании и США заявили о своей поддержке СССР в войне с Германией? Дайте оценку договору о ленд­лизе. 6.Какие последствия имел срыв германского плана «молниеносной войны» для ее дальнейшего развития?  Мировой войны? 7.В чем смысл «затяжной войны» ?  8.Почему Сталинградскую битву считают одним из величайших   сражений Второй 9.Как  и почему в ходе войны меняется отношение правительства к церкви?                     10.В чем смысл приказа № 227? 11Что означает кодовое название «Тайфун»?                                        12На что была рассчитана операция «Цитадель»? Где произошло крупнейшее  танковое                                     сражение Второй  Мировой войны? Приложение 1 Уинстон Черчилль Сэр ии аи еи  У нстон   Леон рд   Сп нсер­Черчилль государственный   и политический   деятель,  премьер­министр   Великобритании  в  1940—1945  и  1951—1955   годах, военный, журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1953), сэр. —  британский  По   данным   опроса,   проведённого   в  2002   году  компанией  BBC,   его   считают   самым выдающимся британцем в истории. Черчилль, Уинстон (1874—1965). Его мать была американкой, а отец — третьим сыном герцога Мальборо. (Он не унаследовал этот громкий титул, который в Англии передается только старшему сыну.) Но в любом случае Уинстон Черчилль принадлежал к узкому кругу английской аристократии. Он получил соответствующее воспитание сначала дома, потом в закрытых частных школах в Аскоте и Хэрроу. Правда, нелюбовь Черчилля к латыни закрыла ему дорогу в Кембридж или Оксфорд — самые знаменитые английские университеты, но он закончил военное училище в Сандхерсте — кузницу британского офицерства. В 1895 году Черчилль начал службу в гусарском полку, но вскоре ушел из армии, чтобы заняться   политикой.   В   1900   году   его   избрали   членом   палаты   общин.   Как   политика   Черчилля отличали целеустремленность, напористость и бескомпромиссность. При этом он был незаурядной и очень колоритной личностью. Будучи одним из лучших ораторов   Англии,   он   оказался   талантливым   журналистом.   Его   перу   принадлежали   также исторические   исследования,  замечательные  воспоминания  и  даже   романы.  В 1953  году он был удостоен Нобелевской премии по литературе. Кроме того, он занимался живописью и настолько хорошо изучил ремесло каменщиков, что был принят в их профсоюз. Побывав в 1895 году на Кубе, он на всю жизнь пристрастился к сигарам, которые стали неотъемлемой частью образа Черчилля. В отличие от большинства людей, он предпочитал работать ночью, а не днем. До своего назначения на пост премьер­министра Черчилль приобрел колоссальный опыт как государственный деятель: он был морским министром, военным министром, министром финансов. Черчилль  был среди тех немногих английских  политиков,  которые критиковали  тактику умиротворения и неустанно требовали в 30­х годах крепить военную мощь Великобритании. Шарль де Голль

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Начало Второй мировой войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017