УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»
Оценка 4.8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

Оценка 4.8
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»
Дисциплина История Тема занятия «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок ЦЕЛИ учебная Ознакомить с оборонительными сражениями летом-осенью 1941 года, обращая внимание на Смоленское сражение, ситуацию, сложившуюся на Украине. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа воспитательная Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников, интерес к предмету. Формировать любовь к Родине.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»
история - 33.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 33 Дисциплина История Тема занятия                «Оборонительные сражения летом ­ осенью 1941 г.» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок я и т я н а з   и л е Ц учебная Ознакомить с оборонительными сражениями летом­осенью 1941 года,                        обращая внимание на  Смоленское сражение, ситуацию, сложившуюся  на Украине. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа воспитательная Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников,                                        интерес к предмету. Формировать любовь к Родине.                            обеспечивающие обеспечиваемые Литература, обществознание, география Основы экономики, литература, основы социологии и               политологии, жизнь  ­ д е р п ж е М е ы н т е м и з я в с Внутренние связи «Начало Великой Отечественной войны»,  «Оборонительные сражения летом ­ осенью 1941г.»,  «Наступление Красной Армии на заключительном этапе  Великой Отечественной войны» А.Наглядные пособия   Обеспечение занятия Б. Раздаточный материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная Проверочная работа «План Барбаросса»                        DVD­проигрыватель            Аудитория  Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово ,  2006.                            Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнитель­ ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.   История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005. План занятия 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Мотивация – 2 мин. 3.Актуализация базовых данных – 10 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 63 мин. 5. Контроль усвоения знаний ­  10 мин.  6.Подведение итогов ­  3 мин. 7.Домашнее задание ­   1 мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I 1 мин. 2 мин. Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала      22 июня с первыми залпами немецкой артиллерии началось   осуществление   плана   «Барбаросса», предусматривавшего   исчезновение   СССР   с   карты мира   через   считанные   недели.   Планируя   блицкриг, верховное командование немецких вооруженных сил намеревалось достичь линии Астрахань­Архангельск «максимум   через   70   дней»   после   начала   военных действий.            Согласно   документам,   фигурировавшим   на процессе главных немецких военных преступников в г.Нюрнберг,   поверженный   СССР   предполагалось расчленить на 7 государств.       Громадная часть коренного населения обрекалась на   смерть.  расстреливать «каждого, кто посмеет поглядеть на немца косо». Генерал­фельдмаршал  Г.  Рундштедт  полагался   на голод,   который   «действует   гораздо   лучше,   чем пулемет, особенно среди молодежи».         Планировалось   также   в   ближайшие   30   лет   выселить   с   территории   Польши,   Чехословакии   и западных районов СССР более 50 млн. человек, а на эти территории переселить 10 млн немцев, которых   Гитлер   требовал оставались   бы   обслуживать   14   млн.   коренных жителей.   Значительную   часть   населения   Литвы, Латвии   и   Эстонии   предполагалось   переместить   в центральные районы России.    Центральное   место   в   планах   составляли   «соображения» о политике по отношению к русскому народу.  «Речь   идет   не   только   о   разгроме государства   с  центром   в  Москве,   —  говорилось   в одном из дополнений к плану Ост, — достижение этой   исторической   цели   никогда   не   означало   бы полного   решения   проблемы.   Дело   заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ,   разобщить   их...   Важно,   чтобы   на   русской территории   население   в   своем   большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа». Считалось, что их обучение ограничивалось бы   тем,   чтобы   они   запомнили   дорожные   знаки, выучили таблицу умножения, «но только до 25», и научились подписывать свою фамилию.          Уже на первом этапе войны надежды немцев на быстрый   захват   СССР   не   оправдались.   Сегодня   мы познакомимся с тем, как складывалась обстановка на фронте летом ­ осенью 1941г. 10 мин. Опрос III Актуализация базовых знаний учащихся Проверка домашнего задания Вопросы: ­   Охарактеризуйте   основные   направления   внешней политики СССР. ­   Какие   мотивы   подтолкнули   руководство   СССР   к заключению   пакта   о   ненападении   с   Германией   и протоколы к нему? ­ Исключала ли Советская дипломатия участия СССР в Тройственном пакте? ­   Вспомните   материал   предыдущего   занятия   и скажите,   ­ Каковы причины неудач Красной Армии в начале войны? ­   Что   можете   рассказать   о   защитниках   Брестской крепости? IY Организация и управление учебно­познавательной деятельностью студентов 63 мин. План I. Оборонительные бои лета и осени 1941г.  Задача:  во   время   просмотра   фильма     в   тетрадях отметить   хронологию   основных   событий.   По окончанию просмотра  ­ проверка 53 мин. Просмотр фильма  «Барбаросса»,  сопровождающийся  краткими дополнениями  преподавателя. Рассказ  преподавателя. Рассказ преподавателя  (см. приложение) Устно II. Итоги летне­осенней кампании 1941г. III.   Создание   и   укрепление   антигитлеровской коалиции Y YI  Контроль усвоения знаний  1. Письменная проверочная работа, направленная  на проверку восприятия нового материала Подведение итогов. 1. Рефлексия        1. Сегодня я узнал...      2. Меня поразило и удивило…      3. Я понял…. 2  . Оценивание работы группы и отдельных  учащихся на занятии(по необходимости YII Домашнее задание 5 мин. 5 мин. 10 мин. 3 мин. 1  мин. Дисциплина: «История» Занятие  33 Тема: «Оборонительные сражения летом ­ осенью 1941 г.» I. Оборонительные бои лета и осени 1941г.  II. Итоги летне­осенней кампании 1941г. III.  Создание и укрепление антигитлеровской коалиции План Содержание занятия I. Оборонительные бои лета и осени 1941 г.  Дополнение   1.  Этап   тяжелейший   неудач   и   отступления   Красной   армии продолжался   до   декабря   1941г.  Немецкие   войска   рвались   к   Ленинграду,   Москве   и Киеву­ центрам районов, в которых находилось около 70% всех военных заводов страны.  Главную   роль   на   войне   были   призваны   играть   герои   Гражданской   войны. Однако, как показали дальнейшие события, бывшие герои­конники, несмотря на личную храбрость, заслуги и популярность, с этой ролью справлялись плохо. Уже через полтора­ два   месяца   Ворошилова   и   Буденного   освободили   от   должности   главкомов.   27   августа 1942г.   Буденный   был   снят   с   поста   1­го   заместителя   наркома   обороны   (назначен   Г.   К. Жуков). В июле 1941г. были преданы суду, обвинены в трусости, бездействии, сознательном развале   управления   войсками   и   приговорены   к   высшей   мере   наказания   командующий Западным фронтом Д. Г. Павлов, группа генералов Западного и Северо­Западного фронтов. До апреля 1942г. по обвинениям в подобных преступлениях расстреляны 30 генералов. 16 августа   1941г.   издан   приказ   об   ответственности   военнослужащих   за   сдачу   в   плен   и оставление  врагу оружия. По нему пленные командиры  и политработники объявлялись «злостными   дезертирами»,   их   семьи   подлежали   репрессиям,   родные   пленных   солдат лишались льгот. Однако методы устрашения не давали ожидаемого результата.  Дополнение 2.  Итак, уже  в  первые месяцы войны Красной армии пришлось оставить Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, западные области Украины. В результате двухмесячного Смоленского сражения (город оставлен 29 июля, бои на востоке от него продолжались до 10 сентября) германский план молниеносной войны был сорван, однако наступление немцев продолжалось.  Дополнение 3. К концу июля сложилась  угрожающая обстановка для советских войск  в   районе   Киева.  Жуков   предложил   сдать   город.   Возмущенный   предложением Сталин   сместил   его   с   поста.  Новым   начальником   Генштаба   стал   маршал  Б.   М. Шапошников.  Жуков был  назначен командующим Резервного фронта, и ему удалось успешно провести наступательную операцию по разгрому группировки немецких войск  в районе Ельни.  5  сентября  город  был  освобожден.   Это  была  первая, пусть не очень масштабная, победа советского оружия в Великой Отечественной войне. На других направлениях успех сопутствовал вражеским войскам. 1 сентября они  взяли  станцию Мга,  и  Ленинград  попал  в  кольцо  блокады.  Вместе  с  полутора миллионами жителей в городе оказались запертыми 30 советских дивизий. 16 сентября фашисты   вошли   в  Новгород,   перерезали   в   Чудове   Октябрьскую   железную   дорогу, соединявшую Москву с Ленинградом. Дополнение 4.  В середине августа наступавшие  на Москву  войска столкнулись с упорным сопротивлением. В начале сентября гитлеровское командование отдало приказ о переходе войск на московском направлении к временной обороне и  начало готовить наступательную операцию по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун».  30 сентября немецкие войска  приступили  к осуществлению  операции  «Тайфун». Началась   битва   за   Москву.   Под   командование   фельдмаршала   Бока   было   стянуто   три четверти германских войск. Им противостояли три советских фронта. При этом советские войска значительно  уступали немецким в танках, авиации, противотанковой и зенитной артиллерии. Германское   командование   полагало,   что   к   декабрю   1941г.   силы   Красной   армии будут полностью исчерпаны. Между тем 59 новых советских пехотных и 17 кавалерийских дивизий   ждали   приказа   вступить   в   бой.   30   ноября   Жуков   представил   Сталину   план контрнаступления под Москвой. Дополнение 5. Окруженный Киев пал 19 сентября. 655 тыс. советских солдат были пленены. Выйдя за пределы Украины, немецкие войска взяли Белгород, Курск, Харьков, овладели  частью  Донбасса,  вышли   на подступы  к  Ростову­на­Дону  и  создали  угрозу прорыва   на   Кавказ,  сдана   врагу   героически   сражавшаяся   73   дня   и   оказавшаяся   в глубоком тылу противника  Одесса. Более 100 тыс. ее защитников и большое количество различной   техники   и   вооружения   было   перевезено   в   Крым   кораблями   и   судами Черноморского   флота.   К   концу   октября   фронт   на   полуострове   приблизился  к Севастополю. Беспримерное по ожесточенности сражение за Севастополь, длилось (с 30 октября) 250 дней и ночей. Был захвачен Орел, Ржев и Калинин. 9 октября пресс­секретарь Гитлера заявил: «Все военные задачи решены, с Россией покончено».  II. Итоги летне­осенней кампании 1941г. Итоги летне­осенней кампании 1941г. были ужасающими. К   1942г.   безвозвратные  потери   личного   состава  советских   войск  составили более     3 млн. человек (убиты,   умерли от ран, пропали без вести, пленены). Вместе с санитарными потерями (раненые, контуженные, заболевшие) потери увеличивались до   4,5 млн. человек.  То  большое преимущество в танках и самолетах, которое имела Красная армия в начале войны, растаяло. Противник захватил треть железнодорожных путей.  Страна   потеряла  треть   самого   плодородного   клина   пахотной   земли,   имея теперь хлеба и мяса на душу населения вдвое меньше, чем до войны.  Производство жизненно важных для военной индустрии алюминия, меди, марганца   упало   на   две   трети.  Потеря  трехсот   военных   заводов  резко   сократила поступление в армию снарядов, мин, бомб. Падение производства боеприпасов продолжалось до конца года. Выпуск самолетов сократился с 2,3 тыс. в сентябре до 627 в ноябре. С лета 1941 г. отправлена на фронт лишь половина   запланированного   количества   танков.   Объем   валовой   продукции промышленности СССР с июня по ноябрь 1941 г. уменьшился в 2 раза. Большая часть военных заводов еще перемещалась на восток. Сотни тысяч квалифицированных рабочих были   либо   убиты,   либо   мобилизованы   в   армию,   их   заменили   ранее   не   работавшие   на производстве женщины, подростки, старики. Однако Челябинский тракторный завод уже размещал   на   своих   площадях   оборудование   Харьковского   дизелестроительного   завода, производившего   непревзойденный   дюралюминиевый   мотор   для   Т­34,   и   цеха   частично эвакуированного   из   Ленинграда   Кировского   завода.   В   декабре   1941   г.   падение промышленного   производства   в   стране   удалось   остановить,   а   с   марта   1942   г.   начать быстрое его наращивание. Неудачи первого этапа войны поставили под сомнение коренные, казавшиеся ранее незыблемыми  идеологические   постулаты,   определявшие  жизнь  общества,  внутреннюю  и внешнюю   политику   государства.   Создание   антигитлеровской   коалиции   приглушило антиимпериалистическую   пропаганду.   В   беседе   с   У.   А.   Гарриманом,   возглавлявшим делегацию США на московском совещании представителей СССР, США и Великобритании (29 сентября — 1 октября 1941г.), Сталин сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию... Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание Сталина было явным признаком существенного пересмотра идейных основ партийно­политической работы в армии и стране. Отсюда — демонстрация готовности   уважать   традиционные   верования,   воскрешение   вдохновляющих   традиций старой русской армии, выразившееся, в частности, в возрождении гвардейских званий (18 сентября 1941г.).  Слово «гвардия», появившееся в России еще в петровское время, всегда означало самые отборные, боеспособные, отличающиеся особым мужеством войска. 7 ноября 1941г., выступая с трибуны Мавзолея, Сталин призвал уходящих на фронт солдат   помнить   имена   тех,   кто   создал   и   защитил   Россию,   ее   исторических   героев   — Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.  10   декабря   1941г.   был   отдан   приказ   о   снятии   со   всех   военных   газет   лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», чтобы он не мог «неправильно ориентировать некоторые   прослойки   военнослужащих».  Спасение   страны   и   социализма   виделось   в превращении войны в отечественную, национальную, а не классовую.  III.  Создание и укрепление антигитлеровской коалиции После   нападения   Германии   на   Советский   Союз   правительства   Англии   и США заявили о поддержке СССР в его борьбе против агрессии. Они не верили, что он сможет   оказывать   длительное   сопротивление   немецким   войскам   (британская   разведка определяла этот срок и 10 дней), но были заинтересованы в том, чтобы оказывать помощь. «Не для того, чтобы обеспечить ошеломляющую русскую победу, а для того, чтобы удерживать Германию связанной до тех пор, пока наш собственный вес в войне не станет решающим», ­ так считали в военных кругах США. Как бы то ни было, жизненные интересы СССР и ведущих стран западной демократии на ближайшее время совпадали. Вечером   22   июня  глава   британского   кабинета  У.   Черчилль  объявил   по   Би­би­си   о намерении   предоставить   СССР  «всю   возможную   помощь».  Президент   США  Ф. Рузвельт сделал такое же публичное заявление на пресс­конференции 24 июня. 12   июля   1941г.   в   результате   переговоров   в   Москве  подписано   советско­ английское соглашение о совместных действиях в войне с Германией.  Обе страны обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, не вести с Германией переговоры и не заключать перемирие или мирный договор иначе, как с обоюдного согласия. Аналогич­ ные   соглашения   были   заключены   с   находящимися   в   изгнании   правительствами Чехословакии   и   Польши.   В   соответствии   с   ними   на   территории   СССР   создавались чехословацкие и  польские военные формирования. В августе 1941 г. Великобритания и США подписали декларацию о целях   войны, получившую   наименование  «Атлантическая   хартия».  В   ней   говорилось,   что территориальные   изменения   по   итогам   войны   возможны   лишь   по   согласию заинтересованных в том государств, что они будут уважать право народов самим выбирать формы   правления,   создавать   равные   возможности   для   экономического   сотрудничества. Советское правительство выразило согласие с основными принципами хартии. Однако вопрос   об   открытии   второго   фронта   против   Гитлера   в   Северной   Франции, поставленный Сталиным в послании У. Черчиллю, не встречал понимания. Премьер­ министр английского правительства считал, что Англия для этого «не могла быть готова ранее лета 1943г.». Более   конкретных   результатов   удалось   достичь   на   конференции   СССР,   США   и Англии по вопросам военных поставок (Москва, 19 сентября — 1 октября 1941г.). США и Англия обязывались ежемесячно с октября 1941 по июнь 1942г. поставлять в СССР 400 самолетов,   500   танков,   200   противотанковых   ружей,   материалы   военного   значения. Советское   правительство   в   свою   очередь   обязалось   поставлять   союзникам   сырье   для производства военной продукции. Нашей стране предоставлялся беспроцентный кредит на сумму в 1 млрд.   долларов.   7   ноября   1941г.   президент   США   принял   решение   о распространении   на   Советский   Союз   действия  закона о  ленд­лизе.  По   этому   закону США   предоставляли   оружие   и   снаряжение   любой   стране,   оборона   которой становилась жизненно важной для США.  Материалы, поставленные по ленд­лизу и уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся оплачивались полностью или частично и могли быть затребованы обратно. Помощь по ленд­лизу, без сомнения, укрепляла военную мощь СССР.  В стоимостном выражении американские поставки СССР с учетом транспортных расходов и услуг составили около 11 млрд долларов (24 % общей суммы американских расходов по ленд­лизу). По ряду видов помощи — танки и самолеты, особенно грузовые автомобили, консервы — помощь была существенной. Оценивая значимость ленд­лиза, А. И. Микоян полагал, что без него «мы бы наверняка еще год­полтора лишних провоевали». Связь с союзниками становилась более осязаемой в дни битвы под Москвой и по другим   причинам.  7   декабря   1941г.   Япония   без   объявления   войны   напала   на американскую   военно­морскую   базу   Пёрл­Харбор.  На   следующий   день   США объявили войну Японии, то же самое сделала и Англия.  11 декабря Германия и Италия объявили войну США.   1 января  1942г.  26 государств  антифашистской  коалиции (включая СССР  и Китай)   подписали   декларацию,   по   которой   обязались   использовать   свои   военные   и экономические   ресурсы   против   фашистского   блока.   Впоследствии   к   декларации присоединились более 20 стран. Все вместе они стали называться  «Объединенными Нациями».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017