УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»
Оценка 4.8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

Оценка 4.8
Лекции
rtf
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»
ЦЕЛИ учебная Ознакомить студентов со сроками и условиями перевода экономики СССР на военные рельсы. Расширить и углубить знания студентов об эвакуации населения и производственных мощностей на восток страны. Показать, как в условиях военного времени использовалась максимальная интенсификация труда, основанная на суровой дисциплине на производстве. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи. воспитательная Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории. Подвести учащихся к пониманию ценности мирного существования. Подчеркивая массовый героизм и самоотверженность нашего народа во имя спасения Родины, указывая на огромную роль тыла в ходе войны, на чрезвычайные условия жизни, труда и быта в тылу, воспитывать уважение к ветеранам войны и тыла.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»
история - 34.rtf
Учебно­методическая карта (план) занятия № 34 Дисциплина Тема занятия История «Советский тыл в годы войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок я и т я н а з   и л е Ц учебная Ознакомить студентов со сроками и условиями перевода экономики                     СССР на военные рельсы. Расширить и углубить знания студентов                 об эвакуации  населения и производственных мощностей на восток страны.                    Показать, как в условиях военного времени использовалась максимальная              интенсификация труда, основанная на  суровой  дисциплине  на производстве. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа и сопоставления                                  исторических событий, их взаимосвязи. воспитательная Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных  страниц истории. Подвести учащихся к пониманию ценности мирного  существования. Подчеркивая массовый героизм и самоотверженность нашего народа                         во имя спасения Родины, указывая на огромную   роль  тыла в ходе войны, на чрезвычайные  условия  жизни, труда и быта в тылу,  воспитывать уважение к ветеранам войны и тыла. обеспечивающие Литература, обществознание, география обеспечиваемые Основы экономики, литература, основы социологии и политологии,  История Иркутской области. ­ д е р п ж е М и з я в с   е ы н т е м Внутренние связи «Тоталитарное общество в СССР», «Причины, цена и значение Великой победы» А.Наглядные пособия   Обеспечение занятия Б. Раздаточный материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная DVD ­ проигрыватель                         Аудитория  Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово , 2006.                        Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнитель­ ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.   История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.215. План занятия 1.Организационный момент – 1 мин. 2.Мотивация – 1 мин. 3.Актуализация базовых данных – 8 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 73 мин. 5. Контроль усвоения знаний ­  3 мин.  6.Подведение итогов ­  3 мин. 7.Домашнее задание ­   1 мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I 1 мин. 1 мин. Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала      Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности и стала серьезным    испытанием для советской страны. Она изменила   судьбу   многих   людей,   повлияла   на мировоззрения   человека.   Стала   границей:   многие стали   делить   время   «это   было   до   войны»,   «это происходило после войны».          Она вызвала огромный морально­политический подъем,   энтузиазм   и   личную   заинтересованность большинства   людей   в   победе   над   врагом   и быстрейшем   окончании   войны.   Это   стало   основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.      В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые   дни   войны   началась   коренная   перестройка всей жизни страны на военный лад.          Иркутская область внесла значительный вклад в усиление обороной мощи страны во время войны. III Актуализация базовых знаний учащихся 8 Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  Вопросы: ­ Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она   возникла?  (союз   государств   и   народов, сложившийся в ходе Второй мировой войны (сразу мин. Опрос после   вторжения   немецких   войск   в   СССР)   против агрессивного   блока   Германии,   Италии,   Японии. Антигитлеровская коалиция включала СССР, США, Великобританию,   Францию   и   Китай,   а   также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие   в   военных   действиях   или оказывавшие  помощь  союзникам.   К  концу  войны   в состав антигитлеровской коалиции входило более 50 государств.) ­ Расскажите о боевых действиях весной­ летом 1942. ­   Какие   изменения   наблюдаем   в   военном искусстве? IY Организация   и   управление   учебно­ 73 мин. познавательной деятельностью студентов План 1. Перевод народного хозяйства на военный лад.       а) необходимость эвакуации;            б) усиление централизации и жизни общества. 2.Героизм и самоотверженность народа       а) просмотр документального фильма «Иркутские хроники» («В бой идут сибиряки»);            б) условия жизни, труда и быта в тылу;       10 мин. 15 мин. 19 мин.      в) просмотр документального фильма «Иркутские хроники» («Отдали больше, чем могли»). 3. ГУЛАГ в годы войны. 4. Депортация народов. 15 мин. 1 мин. 13  мин. Рассказ преподавателя. Просмотр фильма с  последующей беседой Рассказ преподавателя, сопровождающийся  знакомством с  документами и беседой Просмотр фильма с  последующей беседой Рассказ преподавателя. Рассказ преподавателя, сопровождающийся  знакомством с  документами и беседой Y Контроль усвоения знаний  Вопрос:   ­ Как изменилась жизнь в тылу во время войны? YI  Подведение итогов. 1. Рефлексия        1. Сегодня я узнал...      2. Меня поразило и удивило…      3. Я считаю, что в тылу люди…. 2.     Оценивание работы группы и отдельных  3 Беседа  мин. 3 Устно мин. учащихся на занятии(по необходимости YII Домашнее задание 1. Учебник, стр 234­236 (Загладин Н.В. Истории  Отечества ХХ­ начало ХХI вв.)  2. Письменно ответить на вопрос: «Роль сибиряков в победе над фашизмом» 1  мин. Дисциплина: история Занятие 34 Тема: «Советский тыл в годы войны» 1. Перевод народного хозяйства на военный лад План а) необходимость эвакуации;       б) усиление централизации и жизни общества. 2.Героизм и самоотверженность народа  а) просмотр документального фильма «Иркутские хроники» («В бой идут сибиряки»); б) условия жизни, труда и быта в тылу; в) просмотр документального фильма «Иркутские хроники» («Отдали больше, чем  могли»). 3. ГУЛАГ в годы войны. 4. Депортация народов. 1. Перевод народного хозяйства на военный лад а) необходимость эвакуации      Содержание занятия В самом начале Великой Отечественной войны фашистским агрессорам удалось  оккупировать развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении районы  страны, являвшиеся основной военно­промышленной базой Советского Союза.    где  проживало   40%   всего   населения   страны, Враг вторгся на обширную территорию европейской части СССР и поставил под угрозу районы,   было   расположено 31850 промышленных   предприятий,   из   них  37 заводов   черной   металлургии,   749 заводов тяжелого и среднего машиностроения, 169 заводов сельскохозяйственного, химического, деревообрабатывающего   и   бумагоделательного   машиностроения,   1135 шахт,   свыше 3 тыс. нефтяных скважин, 61 крупная электростанция, сотни текстильных, пищевых  и других предприятий.  До войны эти районы давали  около 71% выплавлявшегося в стране чугуна, 58% стали, 57% проката черных металлов, 63% каменного угля, производили большую часть боевой техники, вооружений и боеприпасов.  Гитлеровцы   надеялись,   как   это   им   удалось   в   порабощенных   странах   Европы, использовать огромный промышленно­экономический потенциал захваченных территорий. Овладев материальными ценностями  и людскими  ресурсами СССР они рассчитывали быстро покончить с советским государством.  В   руки   врага   попали   запасы   природных   ископаемых  огромной   ценности   ­ криворожская железная руда, никопольский марганец, уголь Донбасса.  Через считанные месяцы после начала войны промышленный потенциал СССР оказался уменьшенным почти наполовину. б) усиление централизации и жизни       общества Осуществленная  в Советском Союзе  эвакуация  по своим масштабам и срокам была уникальной производственной операцией.  Без ее успешного выполнения  невозможно было не только  сохранить основную экономическую   базу   страны,   но   и   организовать  прочный   тыл  и   оперативно переключить   народное   хозяйство  на  массовый   выпуск   необходимой   фронту  военной продукции.  Директива   призывала   население  при   вынужденном   отходе  Красной   Армии «угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего». Сама   по   себе   эвакуация,   как   правило,   сопровождается   значительными материальными   и   финансовыми   потерями.  Одно   лишь   прекращение   производственного процесса на тысячах предприятий означало для советского государства ущерб в десятки и сотни миллионов рублей.  Была даже создана специальная Комиссия по эвакуации.   «Эшелоны шли тогда к Востоку, Молча шли, без света, без воды,  Полные внезапной и жестокой,  Горькой человеческой беды». Все основные вопросы пришлось решать уже в ходе начавшейся войны, зачастую в спешке, а порой и без учета конкретной обстановки, что не могло не иметь отрицательных последствий.   (Необходимого   опыта   проведения   столь   экстренного   перемещения производительных   сил   из   западных   районов   страны   на   восток   у   нас   не   было.  Опыт приобретался в ходе военных действий). Внезапность  фашистской  агрессии,  громадные  размеры  развернувшегося  театра военных действий, массированные удары с воздуха, обстрелы, превращение многих городов и сел в арену ожесточенных сражений  ­ все это создало исключительные  сложности  во время   эвакуации,   потребовав   от   советских   людей   огромного   физического   и   морального напряжения.  Все   подряд   эвакуировать   было   невозможно.   (Не   хватало   ни   времени,   ни транспорта). Нужно   было   своевременно   подготовить   оборудование   промышленных   объектов   к демонтажу   и   эвакуации,   которую   приходилось   часто   осуществлять  под   артиллерийским обстрелом и вражескими бомбардировками.  Чрезвычайно сложно было демонтировать и размещать   на   железнодорожных   платформах   крупногабаритные   грузы:   оборудование электростанций, горной, угольной, металлургии.  Люди   работали  с   громадным   напряжением,  по   нескольку   суток   не   уходя   с   мужество, эвакуируемых   объектов.  Нужны   были   исключительная   выдержка, самопожертвование, преданность делу, чтобы в таких условиях, нередко за несколько часов или дней, проделать огромную, буквально титаническую работу.  В   гигантскую   операцию   по   перебазированию   производительных   сил   страны   уже   в течение первых недель войны были активно включены все виды советского транспорта. Но главная тяжесть при этом выпала на долю железных дорог.  Случалось, что в открытых полувагонах или на платформах ехали люди. Хорошо, если был брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Иногда и этого не было. Здесь же станки или материалы, кое­что из вещей эвакуированных. Именно кое­что. Люди спасались от нашествия варваров, и было, конечно, не до вещей.  При более благоприятной обстановке два­три крытых вагона выделяли для женщин с детьми. Вместо 36 человек в них набивалось по 80­100. Никто, разумеется, не роптал ­ горе объединяло людей, кров которых был захвачен фашистами.  Для оказания помощи государство выделило значительные средства. В эвакуационных пунктах  старшие вагонов получали хлеб и другие продукты. Организовывались  столовые, душевые, санпропускники, было обеспечено снабжение людей кипятком.  Все это, конечно, не означает, что эвакуация советских граждан с самого ее начала протекала гладко и слаженно. Срочно поднять миллионы людей с «обжитых мест», убедив в нависшей над ними смертельной угрозе, в необходимости временно оставить свое жилье, многое из добра, нажитое с таким трудом, а затем организовать их погрузку, перевозку и обеспечить размещение в тылу было чрезвычайно сложно.  Трагично складывалась судьба десятков миллионов тех, кто не смог выехать и оказался в фашистской оккупации, в зоне откровенного геноцида и полного бесправия. Значительная часть наиболее здорового и дееспособного населения принудительно угонялось в Германию для использования на самых тяжелых работах. Всего из временно оккупированных советских областей   фашисты   угнали   в   рабство   4   978   000   человек.   Абсолютное   большинство «остарбайтеров» содержалось в закрытых лагерях, покидать которые они могли только для производства работ.  Мужчины и женщины содержались раздельно, носили робы с нашивкой «остарбайтер». Малейшее нарушение режима карались драконовскими мерами, нередко смертью. На временно оккупированных территориях гитлеровцы привели в действие изуверский план «Ост», установили жесточайший режим голода, террора, насилия и массовых репрессий. Обязательная трудовая повинность ­ 12 ­ 14 часов в день была введена для всех граждан, начиная с 9 летнего возраста.  Путем   специальных   акций   планомерно   уничтожалось   мирное   население.   В   итоге подручные   рейхсфюрера   СС   Гиммлера   расстреляли,   повесили,   замучили   в   концлагерях   и тюрьмах,   заживо   сожгли,   удушили   в   специально   сконструированных   машинах   смерти (газенвагены) более 14 млн. мирных жителей. В Крыму часть мирных граждан была погружена на баржи, вывезена оккупантами и их пособниками в море и потоплена. Таким образом приняли мученическую смерть более 144 тысяч человек. Фашистские каратели не щадили даже детей. Приведем лишь два примера. В течение одной   ночи   в   деревне   Копыщи   Житомирской   области   гитлеровцы   сожгли   заживо,   часть расстреляли   вместе   со   взрослыми   1   347   детей.   В   городе   Ейске   на   Кубани   оккупанты умертвили в газовых камерах 214 детей местного детского дома.  Таких чудовищных злодеяний было множество. Во время эвакуации было немало неполадок: отсутствие транспортов, длительное простаивание   ряда   эшелонов   на  некоторых   станциях   (нередко   из­за  нераспорядительности местных   властей   или   ответственных   лиц),   перебои   со   снабжением   продуктами   питания, кипятком,   потери   родных   в   пути   следования,   кражи   вещей   эвакуируемых,   отсутствие оперативной   медицинской   помощи   и т.п.  Однако,   как   свидетельствовали   сами   участники событий   и   многочисленные   документы,   эти   недостатки   все   же  не   приняли   массового характера.  С   ними   боролись,   их   преодолевали   весьма   решительно   и   последовательно   по законам военного времени.  Перемещению на Восток в первую очередь подлежали квалифицированные кадры рабочих   и   служащих,   старики,   женщины   и   молодежь,   промышленное   оборудование, станки и машины, имущество МТС, колхозов и совхозов, цветные металлы, горючее, хлеб и другие ценности, имеющие государственное значение.  27   июня,   были   приняты   решения  "О   вывозе   из   Ленинграда   ценностей   и   картин ленинградского   Эрмитажа,   Русского   и   других   музеев"  и  "О   вывозе   из   Москвы государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля" . Оба эти постановления и особенно второе, несомненно, свидетельствовали о большой тревоге, которая охватила на шестой день войны Сталина и высшее руководство страны в результате угрожающего развития боевых действий.  Почти   70%   перемещенных   из   России   промышленных   объектов   размещалось   на Урале,   в   Западной   Сибири,   Средней   Азии   и   Казахстане.  Вместе   с   перебазированными фабриками и заводами на Восток прибыло до 30­40% рабочих, инженеров и техников. Всего же по железным и шоссейным дорогам, а также водным и воздушным путям с начала войны до конца 1941г. было переправлено в тыловые районы более 12 млн. человек. Колхозы и совхозы восточных районов страны приняли во втором полугодии 1941г. около 2млн. 394 тыс. голов скота, перемещенного из прифронтовой полосы.  Важной   задачей   являлось   рациональное   размещение   эвакуированных   объектов   и людей.   (Вопросы   расселения,   трудоустройства   и   бытового   обслуживания   прибывших) Примерно  треть всех прибывших расселялась в городской местности, а остальные ­ в сельской.  Нередко  переброшенные в тыл предприятия начинали свою жизнь буквально на пустом месте. Возведение цехов и монтаж оборудования зачастую проходили одновременно. Работы   не   прекращались   ни   днем,   ни   ночью.   Под   открытым   небом,   в   непогоду,   в   лютые сибирские и уральские морозы, при ледяном пронизывающем ветре люди рыли котлованы, строили железные дороги, разгружали поезда, монтировали оборудование.  1 февраля 1942г. по указанию ГКО во всех регионах тыла была проведена перепись прибывшего из угрожаемой зоны СССР населения.  Можно только поражаться, как в таких экстремальных условиях удалось провести столь сложную и трудоемкую работу. Материалы, составляющие несколько сотен объемистых папок и долгие годы хранившиеся в секретном архивном фонде, позволяют определить более точную численность эвакуированных в первые месяцы войны, их возрастной и национальный состав, основные профессии, прежние и новые должности и адреса.  Уже предварительное изучение данных указанной переписи  позволяет, к примеру, опровергнуть, встречающиеся сегодня утверждения, будто из угрожаемых районов вывозились преимущественно лица  русской национальности и семьи «одних комиссаров»,  что при ее осуществлении якобы господствовали различные проявления  национальной дискриминации, антисемитизма и т.п.  Нельзя не отметить и такие строгие правила, которыми постоянно руководствовались  семьи   при государственные   органы,   занимавшиеся   вывозом   гражданского   населения: эвакуации  не  разобщались  и  жители  умеренных  и  особенно  южной полосы в  северных районах страны, как правило, не размещались.  В   своем   абсолютном   большинстве   местные   жители   многонациональных   восточных регионов   страны   проявляли  большое   радушие   и   гостеприимство   по   отношению   к эвакуированным   беженцам   войны,  делясь   с   ними   своим,   зачастую   и   без   того   тесным   и скудным кровом, одеждой, продуктами, лекарствами и др.  Многие сибиряки, уральцы, жители центральных районов, республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана брали в свои семьи эвакуированных детей­сирот. Только Узбекистан, где зародилось движение за усыновление эвакуированных детей­ сирот, принял 200 тыс. малышей и подростков, оставшихся без родителей. Все они нашли здесь отеческое внимание, приют и заботу. Настоящий гражданский подвиг совершили кузнец из Ташкента Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри, усыновившие и воспитавшие 16 сирот, среди которых были русские, узбеки, чуваши, татары, казахи, евреи и цыгане. Садовод из г. Ош (Киргизская ССР) Иминахун Ахмедов усыновил 13 детей. У этих патриотов нашлось немало последователей.  Хотя эвакуация в СССР в 1941­1942 гг. сопровождалась неизбежными потерями, ее главная цель ­ спасти от фашистских захватчиков миллионы советских граждан, основную часть промышленных и сельскохозяйственных ресурсов и других материальных ценностей ­ была успешно достигнута.  2. Героизм и самоотверженность народа  а) просмотр документального фильма «Иркутские хроники» («В бой идут сибиряки») (?) ­ Почему стала возможной переброска войск с восточных границ государства? (?) – В каких боях проявили себя наши земляки? (?) – Чем отличались сибирские дивизии? б) условия жизни, труда и быта в тылу В   небывало   короткие   сроки   экономика   Советского   Союза  перестроилась   на военный лад, превратилась в четко отлаженное военное хозяйство и в ходе войны превзошла экономику стран фашистского блока. Уже   29   июня   была   разработана   директива,   в   которой   определялись   основы хозяйственной   политики   на   время   войны.   Ею   предусматривались   различные мобилизационные   мероприятия  в   области   народного   хозяйства,   а   именно   ­  введение трудовой   повинности,  оперативное  регулирование   работы   предприятий   и   учреждений, переход железных дорог на военный график, обеспечивавший первоочередное и   быстрое передвижение военных эшелонов. Повсеместно вводился новый трудовой режим.  Документ 1 Указ Президиума Верховного Совета СССР о режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время «В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли  право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих  обязательные   сверхурочные   работы   продолжительностью  от   одного   до   трех часов в день. 2.   Лица,   не   достигшие   16   лет,   могут   быть   привлечены  к   обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. 3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью, — в течение шести месяцев кормления. 4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере. 5.   Отменить   очередные   и   дополнительные   отпуска,   заменив   их   денежной компенсацией   за   неиспользованный  отпуск   во   всех   государственных,   кооперативных   и общественных   предприятиях   и   учреждениях.   Отпуска   предоставлять   лишь   в   случае болезни.   Отпуска   по   беременности  и   родам   предоставлять   в   соответствии   со   ст.   14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР  М. Калинин,                              Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин                             Москва, Кремль. 26 июня 1941 года».  (?) – Ознакомьтесь с документом 1 и скажите, как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем? Считаете ли вы подобные меры необходимыми?  (был  увеличен   рабочий   день,   отменены  очередные   и   дополнительные  отпуска, вводились сверхурочные работы, повышена ответственность за нарушение дисциплины на производстве)  (?) ­ Чем, на ваш взгляд, объяснить специальную статью указа о молодежи, не достигшей 16 лет к июню 1941г.? В годы войны участников трудового фронта ценили  зачастую наравне с фронтовиками.  Характер и режим  труда людей в тылу мало чем отличался от многих видов работ во фронтовой полосе. Нагрузка была чудовищная.  Кроме основной работы, подавляющее большинство людей трудилось также по  сверхурочных   работах.  Они  заготавливали   топливо   и мобилизации   на продовольствие  для   фронта   и   тыла,  вручную   разгружали   многотонные   составы  с каменным   углем,  принимали   вагоны   с   ранеными,   возводили   оборонительные сооружения, дежурили в госпиталях, в качестве доноров сдавали кровь. На тяжелых работах многие подростки были покалечены. Среди   этих   людей,   возможно,   были   и   их   родные   (прабабушки,   бабушки, дедушки). Война затронула каждую семью. Именно самоотверженный труд тыловиков обеспечивал армию всем необходимым для победы. За   особые   отличия   в   тылу   198   человек   были   удостоены  звания   Героя Социалистического Труда. 16 млн.  человек награждены медалью  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».  Война подорвала здоровье  народа. Плохо устроенный быт,  недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей. Работа тыла развертывалась под лозунгом «Все для фронта, все для победы!»  Ни   одно   высокоразвитое   в   техническом   отношении   государство   не   могло сравниться с СССР по полноте и рациональности  использования экономических и военно­экономических возможностей.  В 1942 году советская промышленность из одного миллиона   тонн   выплавленной   стали   производила   самолетов   в   4,4   раза,   танков   в   6,8   раза больше,   чем   Германия.   Каждая   единица   мощности   электростанций   и   каждый   километр железных дорог в СССР использовались в три раза эффективнее, чем в Германии. Проблему создания военного хозяйства наш народ решил в невиданно короткий срок ­ за шесть месяцев. Германии для перевода экономики на военные рельсы в мирных условиях, когда работу ее промышленности никто не нарушал, понадобилось почти семь лет, США – четыре.  Когда   на   исходе   1941   года   критическое   положение   сложилось   с   боеприпасами,   в частности   с   порохом   ­   этим   «хлебом   войны»   (пять   из   восьми   пороховых   заводов эвакуировались   и   находились   в   пути),   был   отдан   приказ   за   4,5   месяца   создать   новый пороховой гигант.  Возводила  завод в  глухой  тайге  20­тысячная  армия  строителей  под  руководством полковника Ионы Саввича Кузьмича. Строители совершили невозможное: за четыре месяца, на две недели раньше срока, в жестокие морозы соорудили первую, а еще через полгода ­ вторую и третью очереди так нужного фронту завода. Повсюду перекрывались нормы мирного времени, рождались  новые, эффективные формы соревнования.  В  1941г.  по  почину  молодого   токаря   Горьковского  автозавода  Ф. Букина  комсомольско­молодежные бригады начали выполнять план не менее чем на 200%: одну норму за себя, другую ­ за товарища, ушедшего на фронт.  Движение «двухсотников» стало   массовым,   охватило   предприятия   всей   страны.   Вскоре   возникло  движение «трехсотников», «пятисотников» и даже «тысячников».  …Нам за долгие годы большого труда Не придётся, родные, краснеть перед вами, Мы работаем так, боевые друзья, Чтоб могли вы скорее дойти до Берлина. Мы даём по две нормы: одну за себя, А другую ­ за мужа, за брата, за сына. Было   внесено   множество   предложений   по  усовершенствованию   производства.   В 1943г. на заводах, изготавливающих танки и боеприпасы, реализация 28 тысяч предложений позволила высвободить более 10 тысяч рабочих. Интеллектом   наших   ученых,   конструкторов   и   инженеров   создавались   новые   типы самолетов и танков, орудий и минометов которые по своим характеристикам превосходили военную технику противника.  Например,   благодаря   усилиям   выдающихся  авиаконструкторов  А.Н.   Туполева, С.В. Ильюшина, С.М. Лавочкина, А.С. Яковлева, В.М. Петлякова, А.И. Микояна, А.А. Микулина,   П.О.   Сухого  и   др.,   за   время   войны   фронт   получил   около   28   новых   типов самолетов. Появились более совершенные истребители «Ла­5», «Як­9», «Як­7»; было освоено серийное производство штурмовика «Ил­2», прозванного «истребителем танков», аналога которому в германской промышленности так и не удалось сделать.  Уже осенью 1942 года наши   ВВС   приблизились   к   господству   в   воздухе,   которое   полностью   завоевали   над «люфтваффе» в ходе Курской битвы. Неоценимую роль сыграли исследователи во главе с академиком АН СССР Патоном Е.О.  в   области  электросварки.  Введение   этих   уникальных   новшеств   в   несколько   раз увеличило   производительность   танковых   заводов   и   способствовало   тому,   что сконструированный   А.А.   Морозовым,   М.И.   Кошкиным,   Н.А.   Кучеренко  танк   Т­34, составлявший основу наших бронетанковых сил, оказался лучшим танком второй мировой войны. Примечателен  такой факт. В своих воспоминаниях  о войне создатель гитлеровских бронетанковых   сил  Х.   Гудериан  писал:  «В   ноябре   1941   года   видные   конструкторы, промышленники   и   офицеры   приезжали   в   мою   танковую   армию   для   ознакомления   с русским   танком   Т­34,   превосходящим   наши   боевые   машины.   Предложение   офицеров­ фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т­34, не встретило у конструкторов никакой   поддержки.   Конструкторов   смущало,   между   прочим,   не   отвращение   к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т­ 34». В   конце  1943г.   началось   производство   нового   тяжелого   танка «ИС», который превосходил однотипный фашистский танк «пантера». Неописуемый   страх   наводили   на   немцев   залпы   сконструированных   советскими учеными   и   конструкторами   реактивных   установок,   получивших   у   фронтовиков   название «Катюша». С августа 1941 года по почину коллектива московского завода «Красный пролетарий» рабочие   стали   ежемесячно   отчислять   в   Фонд   обороны   однодневный,   двухдневный   и трехдневный заработок. Труженики села засевали сверхплановые «гектары обороны», урожай с которых безвозмездно сдавался государству. Из своих личных запасов сельчане отправляли в Фонд   обороны   продовольствие,   шерсть,   волокно,   кожи,   из   которых   изготавливалось обмундирование и снаряжение для войск. Массовой   формой   шефства   трудящихся   над   Вооруженными   Силами   в   годы   войны стали подарки фронтовикам. Осенью 1941 года колхозники Избердеевского района Тамбовской области выступили зачинателями патриотического движения сбора средств на вооружение армии и флота. Они призвали земляков: «Братья и сестры! Люди колхозной деревни! Поддержите наш почин, организуйте   сбор   средств   на   строительство   танков.   Дадим   Красной   Армии   могучую колонну   движущихся   крепостей   и   назовем   ее   «Тамбовский   колхозник».  За   две   недели собрали на строительство танковой колонны 43 миллиона рублей.  Колхозники   Горьковской   области   собрали   60   миллионов   рублей   для   создания авиаэскадрильи «Валерий Чкалов».  Танк   Т­34   под   названием   «Грозный»   был   построен   на   Государственную   премию, которую Алексей Толстой получил в 1943 году за трилогию «Хождение по мукам». Писатель передал премию целиком в распоряжение ГКО. В том же году Толстой лично вручил танк экипажу.  Когда началась война, русская женщина Мария Орлова проводила на фронт мужа, трех сыновей и дочь. В 1941 году под Ленинградом погиб ее сын Владимир. В боях на дальних подступах к Берлину пал и другой ее сын ­ Василий. На свои сбережения М.И. Орлова купила танк и попросила передать его танковой части, в которой сражался Герой Советского Союза полковник Василий Орлов. Его боевые товарищи назвали дорогой подарок светлым именем "Мать­Родина". Боевая тридцатьчетверка прошла сквозь огонь многих сражений и дошла до Берлина.   Затем   танк   установили   у   здания,   где   был   подписан   исторический   акт   о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Всего   за   годы   войны   добровольные   взносы   народа   в   Фонд   обороны   составили огромную сумму в 118,2 миллиарда рублей. На эти средства создавалась значительная часть вооружения   и   боевой   техники.   Именами   коллективов,   которые   вносили   средства   на укрепление армии и флота называли танковые колонны, авиаэскадрильи, военные корабли. Укреплению народного духа способствовала активная деятельность творческой интеллигенции: писателей, музыкантов, актеров, режиссеров, художников. В  августе  1942  г.,  осознав  свой  явно  недостаточный  профессионализм  в  военных делах, Сталин сделал  заместителем Верховного Главнокомандующего Г. К. Жукова. При назначении на высшие командные посты Сталин ставит на  первый план теперь уже не личную преданность и политическую благонадежность, а военное мастерство.  (?) – Вспомните, как складывались отношения Советского государства и Церкви перед войной? (террор   против   Церкви:   к   1941   г.   Было   расстреляно,   умерло   от   голода   и болезней в лагерях 130 тыс. представителей православного духовенства) Во время войны усилилось влияние русской православной церкви, были открыты сотни   православных   храмов.   Сталин   был   вынужден   согласиться   на   избрание  патриарха, которым в 1943г. решением Поместного собора стал Сергий.  Именно в ходе войны  в сознании народа начинают происходить колоссальные изменения.  Очевидно,   что  без   пробуждения   личной   ответственности,   осознания каждым собственной необходимости и  значимости мы бы не выиграли войну. Именно с этими изменениями в сознании людей Сталин начнет борьбу сразу же после победы. в) просмотр документального фильма «Иркутские хроники» («Отдали больше, чем  могли»). (?) – Как помогали наши земляки фронту? 3. ГУЛАГ в годы войны Вклад в дело победы в виде добычи полезных ископаемых, производства снарядов, пошива  обмундирования   внесли  заключенные   ГУЛАГа  (к   началу   войны   количество заключенных достигло чудовищных размеров ­ 2 млн. 300 тыс. чел.; в 1943г.­ 983 974 чел.). В справке о числе заключенных, используемых в народном хозяйстве в годы войны, приводятся   следующие   цифры:   лесоповал   ­   400   тыс.   чел.;   шахты   ­  1   млн.;   сельское хозяйство ­ 200 тыс.; поставка предприятиям по договорам ­ 1 млн.; обслуживание лагерей ­ 600 тыс.; изготовление лагерного инвентаря ­  600 тыс.; строительные работы ­ 3,5 млн. человек. (?) ­ Как вы можете объяснить сохранение огромного числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте? (?) ­  Какую роль играла система ГУЛАГа в создании и  укреплении тоталитарной системы в стране, в судьбах отдельных людей, целых народов? 4. Депортация народов Некоторое смягчение в годы войны тоталитарного режима не меняло его сущности. В течение   военных   лет   Сталин   предпринимал  акции   по   разобщению   и   наказанию   целых народов.  В 1943­1944гг. жертвой геноцида стали калмыки, которые были загнаны в товарные вагоны и переселены в восточные районы страны. Тогда же были выселены  карачаевцы, в 1944г. ­ чеченцы, ингуши, крымские татары. При   выселении   использовались   войска   НКВД,   огромное   количество   транспорта, столь   необходимого   на  фронте   и   в   тылу.   Депортированных   разместили   в   Средней   Азии, Казахстане,   Сибири.   Никого   не   смущало,  что   среди   депортированных   находились   отцы, матери, жены и дети тех, кто сражался на фронте, и даже Герои Советского Союза.  Документ 2 Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. «По   достоверным   данным,   полученным   военными  властями,   среди   немецкого населения,   проживающего   в   районах   Поволжья,   имеются   тысячи   и   десятки   тысяч диверсантов   и   шпионов,   которые   по   сигналу,   полученному  из   Германии,   должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. О   наличии   такого   большого  количества   диверсантов   и   шпионов  среди  немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти» В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев Поволжья или в прилегающих районах,   и   случится   кровопролитие,   Советское  правительство   по   законам   военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум  Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все   немецкое   население,   проживающее   в   районах   Поволжья,   в   другие   районы   с   тем, чтобы  переселяемые  были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Казахстана, а также другие соседние местности. В связи   с   этим   Государственному   Комитету   Обороны   предписано   срочно   произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселенцев немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах».  Документ 3 Телеграмма. Государственный Комитет Обороны — И. Сталину «...Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя   из   нежелательности   дальнейшего   проживания   крымских   татар   на   пограничной окраине   Советского   Союза,   НКВД   СССР   вносит   на  Ваше  рассмотрение   проект  решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма. Считаем   целесообразным  расселить   крымских   татар   в  качестве спецпоселенцев  в районах Узбекской ССР для использования на работе как в сельском хозяйстве — колхозах и совхозах, так и в промышленности, и на транспорте. Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ВКП(б) Узбекистана тов. Юсуповым. По предварительным данным, в настоящее время в Крыму насчитывается 140—160 тыс.   населения.   Операция   по   выселению   будет   начата   20—21   мая   и   закончена   1   июля. Представляя при этом проект постановления, прошу Вашего решения.                                                                    10 мая 1944 г.                                                                 Народный комиссар внутренних дел СССР                                                                    Л. Берия».  (?)  –  Как в документах объясняются причины выселения народов? Считаете ли вы эти объяснения убедительными?  (?) – Возможно ли, на ваш взгляд, говорить о предательстве целого народа?  (?) – Какими силами и как проводилось выселение народов? Какова была в этом роль армии, НКВД, правительства?  (?) – Как можно объяснить методы, применяемые при выселении народов? Почему с ними соглашалось большое число людей, участвовавших в выселении?   (?)  –  Как   документы   характеризуют   национальную  политику   сталинского руководства в военные и послевоенные годы? Документ  1   Указ Президиума Верховного Совета СССР о режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время «В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли  право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР как для всех рабочих и служащих предприятия, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих  обязательные   сверхурочные   работы   продолжительностью  от   одного   до   трех часов в день. 2.   Лица,   не   достигшие   16   лет,   могут   быть   привлечены  к   обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. 3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью, — в течение шести месяцев кормления. 4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере. 5.   Отменить   очередные   и   дополнительные   отпуска,   заменив   их   денежной компенсацией   за   неиспользованный  отпуск   во   всех   государственных,   кооперативных   и общественных   предприятиях   и   учреждениях.   Отпуска   предоставлять   лишь   в   случае болезни.   Отпуска   по   беременности  и   родам   предоставлять   в   соответствии   со   ст.   14 постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г.                              Председатель Президиума Верховного Совета СССР  М. Калинин,                              Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин                             Москва, Кремль. 26 июня 1941 года». Документ 2   Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. «По   достоверным   данным,   полученным   военными  властями,   среди   немецкого населения,   проживающего   в   районах   Поволжья,   имеются   тысячи   и   десятки   тысяч диверсантов   и   шпионов,   которые   по   сигналу,   полученному  из   Германии,   должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. О   наличии   такого   большого  количества   диверсантов   и   шпионов  среди  немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти» В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев Поволжья или в прилегающих районах,   и   случится   кровопролитие,   Советское  правительство   по   законам   военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум  Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все   немецкое   население,   проживающее   в   районах   Поволжья,   в   другие   районы   с   тем, чтобы  переселяемые  были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Казахстана, а также другие соседние местности. В связи   с   этим   Государственному   Комитету   Обороны   предписано   срочно   произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселенцев немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах». Документ 3   Телеграмма. Государственный Комитет Обороны — И. Сталину «...Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя   из   нежелательности   дальнейшего   проживания   крымских   татар   на   пограничной окраине   Советского   Союза,   НКВД   СССР   вносит   на  Ваше  рассмотрение   проект  решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма. Считаем   целесообразным  расселить   крымских   татар   в  качестве спецпоселенцев  в районах Узбекской ССР для использования на работе как в сельском хозяйстве — колхозах и совхозах, так и в промышленности, и на транспорте. Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарем ВКП(б) Узбекистана тов. Юсуповым. По предварительным данным, в настоящее время в Крыму насчитывается 140—160 тыс.   населения.   Операция   по   выселению   будет   начата   20—21   мая   и   закончена   1   июля. Представляя при этом проект постановления, прошу Вашего решения.                                                                 10 мая 1944 г.                                                                 Народный комиссар внутренних дел СССР                                                                    Л. Берия».    Документ 4   Телеграмма Л. Берии Сталину  «Для усиления проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско­ войсковым мероприятиям проведено следующее: 1. Было доложено председателю СНК Чечено­Ингушской АССР Молаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения. Молаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые будут ему даны в связи с выселением. Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объяв­ лено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения. <...> 40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами   прикреплены   к   24   районам   с   задачей   подобрать   из   местного   актива   по   каждому населенному пункту 2—3 человека для агитации. Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено­Ингушетии духовными лицами Б. Арсановым, А. Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов. <...> Выселение начинается с рассвета 23 февраля с. г., предполагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать   выходу   населения   за   территорию   населенных   пунктов.   Население   будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена    для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.                                  22 февраля 1944 г. Л. Берия».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Советский тыл в годы войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017