УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
Оценка 4.9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

Оценка 4.9
Лекции
doc
история
Взрослым
14.02.2017
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
Тема занятия «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок Цели занятия учебная Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны. развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа воспитательная Воспитывать чувство гордости за соотечественников, чувство патриотизмаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
история - 37.doc
Учебно­методическая карта (план) занятия № 37 Дисциплина Тема занятия История «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны» Время 90 минут Вид занятия (тип урока) комбинированный урок учебная Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы,               доказать, что эта битва положила начало коренному перелому развивающая Формировать понятийный аппарат, логическое мышление  студентов,   прививать навыки анализа в ходе Второй мировой войны. я и т я н а з   и л е Ц воспитательная Воспитывать чувство гордости за соотечественников,                                    чувство  патриотизма                           обеспечивающие обеспечиваемые Литература, обществознание, география Основы экономики, литература, основы социологии и политологии  ­ д е р п ж е М е ы н т е м и з я в с Внутренние связи «Орловско­Курская дуга. Завершение коренного  перелома во Второй мировой  войне», «Наступление Красной Армии на заключительном этапе  Великой Отечественной войны» Обеспечение занятия А.Наглядные пособия   Б. Раздаточный материал В.Технические средства обучения  Г. Место проведения Д. Литература: Основная DVD ­ проигрыватель                               Аудитория  Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ­ начало ХХI вв. – М.: Русское слово ,  2006.                            Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа,  2002. Дополнитель­ ная Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ­ начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005. Арсланов Р.А., Блохин В.В.   История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2­х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.  Гринин Л. Е. История России XX века. ­ Волгоград: Учитель, 1994 Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001. Кириллов В.В.  Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005. План занятия 1.Организационный момент ­ 1 мин. 2.Мотивация – 2 мин. 3.Актуализация базовых данных – 8 мин. 4.Формирование новых знаний и представлений – 64 мин. 5. Контроль усвоения знаний ­  10 мин.  6.Подведение итогов ­  4 мин. 7.Домашнее задание ­   1 мин. Элементы занятия, учебные вопросы Время Формы, методы обучения и контроля. Примечания № эле­ мента I 1 мин. 2 мин. Организационный момент Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.  Знакомство с целями и задачами занятия. II Мотивация Проблемность изучения нового материала                                                                   Э пиграф: «Сам   Сталинград   стал   символом мужества, стойкости русского народа и вместе   с   тем   символом   величайшего человеческого страдания…» У. Черчилль В   1942   году   произошло   событие,   которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй   мировой   войны.   Западные   исследователи считают   таким   событием   Битву   у   Эль­Аламейна (Северная   Африка).   Отечественные   историки   что   таким   событием   была утверждают, Сталинградская битва. ­ Вижу, вы удивлены. Почему? ­ Значит, какой вопрос возникает? ­ Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока? (Сталинградская   битва   –   начало   коренного перелома в ходе Второй мировой войны). III Актуализация базовых знаний учащихся Проверка   домашнего   задания   и   ранее   изученного материала  Вопросы: 1. Проверка домашнего задания: ­   Какие   основные   битвы   Великой   Отечественной   войны можете назвать? ­ Что знаете о блокаде Ленинграда? ­ Что можете рассказать о битве за Москву? ­   Расскажите   о   том,   как     помогали   приблизить   победу люди, находящиеся в тылу в годы войны? Какие изменения произошли в их жизни?  8 мин. Опрос IY Организация и управление учебно­познавательной деятельностью студентов 64 мин. План I.  Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны  II. Город­фронт III. Сражение под Эль­Аламейном  IV. Значение Сталинградской битвы 20 мин. Рассказ  преподавателя,  сопровождающийся  беседой и  самостоятельным  конспектированием  основного материала в тетрадях. V. Просмотр фильма «Родина – мать»  44 мин. Демонстрация фильма Y YI  YII Контроль усвоения знаний  1. Написать эссе по одной из выбранных тем:  1. «…Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою» 2. «От рожденья земля не видала  Ни осады ни битвы такой…» Подведение итогов. 1. Чтение (по желанию) эссе    2. Выставление оценок за активную работу. Домашнее задание Учебник, стр. 232 – 233  (Загладин Н.В. Истории  Отечества ХХ­ начало ХХI вв) 10 мин. 4 мин. 1  мин. Темы записаны на  доске Устно Дисциплина: «История» Занятие  37 Тема:  «Сталинградская   битва   –   начало   коренного   перелома   в   ходе   Второй   мировой войны» План I. Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны  II. Город­фронт III. Сражение под Эль­Аламейном  IV. Значение Сталинградской битвы V. Просмотр фильма «Родина – мать»  Содержание занятия I. Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны  (?) – Прочитайте еще раз тему занятия. Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?  Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению Основные события коренного перелома:  1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.  2. Курская битва.  3. Битва за Днепр.  Этапы Сталинградской битвы: 1. 17 июля – 18 ноября 1942г. – оборонительные бои. 2.   18   ноября   1942г.–2   февраля   1943г.   ­   контрнаступление   советских   войск   под Сталинградом. (План контрнаступления в районе Сталинграда был назван «Уран»). А теперь давайте познакомимся с ходом битвы. По ходу просмотра постарайтесь выполнить следующие задания: а) составьте в тетрадях хронику событий, б) выпишите фамилии участников событий, фронты, командующих, в) определите значение битвы. II. Город­фронт Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.   В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда и для тех, кто находился в тылу. Летом 1942г. обстановка складывалась  далеко не в пользу   нашего   государства. Имея  полное   превосходство   в  силах,   противник   вел   бешеное   наступление.   Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6­й армии до 25 июля. Но упорное сопротивление советских войск спутало планы врага. (?)   ­   Ребята,   почему   именно   Сталинград   стал   целью   захвата   гитлеровской армии? Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России.  В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ.  Главной артерией, по которой «черное золото»  поступало  в  центр страны,  была  Волга,   по   ней   переправляли   и донской   хлеб.  Взять   под   контроль   реку   означало   бы   лишить   двигатели   топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб.  Потому,  не  считаясь   с  потерями,   гитлеровцы   основные  удары   летом­осенью   1942  года нацелили на Сталинград.  Эта битва существенно отличается от тех сражений, которые мы с вами уже разбирали.  По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941   года.   В   нём   приняли   участие   немецкие   самолеты   под   командованием В.   Рихтгофена.   За   один   день   противник   совершил  более   2000   вылетов.  Это   самая скорбная дата в истории Сталинграда. Город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.   Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Это был акт террора,  предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести   из   строя   городские   службы,   вызвать   панику,   деморализовать   защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск.  «Весь город охвачен пожаром,  ­ с удовольствием запишет в дневнике немецкий офицер Вильгельм Гофман, ­  по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление».  (?) ­ Сталинград не всегда имел такое название. А как еще в разные времена  называли город? (Царицын, Волгоград) Чтение стихов. Читают заранее подготовленные студенты От рожденья земля не видала  Ни осады ни битвы такой: Содрогалась земля и краснели поля, ­  Все пылало над Волгой рекой. За каждый дом… но не было домов – Обугленные, страшные остатки… За каждый метр –  но к Волге от холмов С тягучим воем наползали танки… И оставались метры до воды  и Волга холодела от беды. Верный присяге русский солдат ­  Он защищал Сталинград. Кто ты? С Днепра или с Дона? Где твоя Родина, брат? Под боевые знамена  Всех нас собрал Сталинград. Тучи клубятся над Волгой  Бой от зари до зари… Все мы теперь Сталинградцы,  Все мы теперь волгари. «Стоять на смерть, ни шагу назад!» – Такой был девиз у наших солдат И жизни своей не жалели они Врага изгоняя с родимой земли. Открытые степному ветру,  Дома разбитые стоят. На шестьдесят два километра В длину раскинут Сталинград. Как будто он по Волге синей В цепь развернулся, принял бой, Встал фронтом поперек России – И всю ее прикрыл собой! Натиск немцев отражали войска Юго­Восточного и Сталинградского фронтов под единым командованием генерал­полковника  А. И. Еременко.  Основная тяжесть борьбы выпала  на долю  армий,  возглавляемых  В. И. Чуйковым, М. С. Шумиловым, А. И. Лопатиным;  дивизий   А. И.  Родимцева,  И.  И.  Людникова,   на   долю   всех   жителей города­героя.  Бои   не   прекращались   даже   в   ночное   время.   В   результате   к   середине   ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.  В   дни   Сталинградской   битвы  Мамаев   бугор   (курган)  стал   ключевой   позицией обороны   города.   Кто   держал   вершину   кургана   в   своих   руках,   тот   господствовал   над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943   года)   бушевала   жесточайшая   битва.   В   дни   боёв,   даже   зимой,   курган   чернел,   как обугленный. Здесь  насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.  В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: «За Волгой для нас земли нет!». Их землёй,   их   последним   шагом,   последним   боем   и   последним   вздохом   был   этот Сталинградский берег, залитый кровью. Когда   судьбу   Сталинграда   решали   уже   минуты,   к   этому   огненному   берегу   под бомбами и снарядами прорвались  из­за Волги пробитые осколками  бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31­й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган. Из   воспоминаний   А.И.   Радимцева:  «…Отбивать   высоту   102,0   нам   пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый   поднимавшийся   в   воздух   Як   или   Ил   приходилось   10   «мессершмитов»   или «юнкерсов».   В   центре   города   на   бетонной   стене   написаны   слова:   «Здесь   стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть». Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприна, поднявший в атаку на крутой склон кургана бойцов своей роты. Простой,   ничем   непримечательный   Сталинградский   дом,   отмеченный   на   карте фельдмаршала   Паулюса   как   крепость.   Неприступной   крепостью   сделали   этот   дом несколько   солдат   под   командованием   сержанта  Я.Ф.   Павлова  и   лейтенанта  И.Ф. Арсеньева.  У   них   не   хватало   боеприпасов,   продовольствия,   воды.   Они   были   почти отрезаны от своих и  58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт.  Небольшая группа советских воинов,  обороняя  этот  дом,  уничтожили   столько  гитлеровцев,   сколько  они  не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов. «Остров   Людникова»…  Его   не   найдёшь   среди   многочисленных   волжских островов. Нет его ни на одной карте мира. «Островом Людникова» в дни боёв называли узкую полосу земли между Волгой и заводом «Баррикады».  Тогда здесь на смерть стояли воины дивизии Ивана Ильича Людникова. Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды. Но эти 300 метров немцы не прошли. Бои продолжались 40 дней и 40 ночей.  О   мужестве   наших   защитников   говорили   сами   немцы.   Извлечение   из   дневника убитого   под   Сталинградом   гитлеровца:  «…Нам   надо   пройти   до   Волги   только   один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы». А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана: «1   сентября:   неужели   русские   действительно   собираются   сражаться   на   самом берегу Волги? Это же безумие! 8 сентября: …безрассудное упрямство. 11 сентября: …фанатики. 13 сентября:…дикие звери! 16 сентября: Варварство…это не люди, а черти. 27 октября: Русские ­ это не люди, а какие­то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком». Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10­ 12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и   только   там,   где   уже   не   осталось   в   живых   ни   одного   батюковца.   Четыре   месяца беспрерывных   боёв   выдержала   дивизия   Батюка.   «Ни   шагу   назад!»   ­   стало   клятвой защитников Сталинграда. Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы… Они отстояли город на Волге. Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком­бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам  оторваться  от  земли.   Кончились  патроны,  гранаты.  Паникаха,  взяв  бутылки с горючей   жидкостью,   пополз   навстречу   танку.   Когда   из   разбитой   пулей   бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул   назад.   Поднявшись   во   весь   рост,   живым   факелом   рванулся   он   навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины…  Подвиг   Паникахи   запечатлён   в   камне,   в   памятнике­ансамбле   на   Мамаевом кургане. Николай   Сердюков…  В   одной   из   атак   он   закрыл   своим   телом   амбразуру вражеского дзота. Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке. И   многие,   многие   другие…   Наверное,   каждый   согласится   со   словами   генерал­ лейтенанта В.И. Чуйкова: «Но живут и будут жить в памяти народа были о подвигах героев Сталинграда. Были, похожие на легенды» 19   ноября   1942   г.   предутреннюю   тишину   донских   степей   разорвали   мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго­Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюш».  Войска обоих фронтов одновременно  перешли в наступление,  прорвали   оборону   противника   и,  ломая  его ожесточенное   сопротивление,   пошли   вперед.   23   ноября   соединения   фронтов встретились.  Группировка   противника   численностью   в   330   тысяч   человек   с многочисленной техникой попала в окружение.  Командование   вермахта   приняло   решение   удерживать   Сталинград  и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота  12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров. 10 января громом орудий и реактивных установок начался  завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64­й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары  советских войск подавили  последние  очаги сопротивления.  2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.  Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в   районе   Сталинграда   и  вдохновила   силы   сопротивления   Европы   на   дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны. III. Сражение под Эль­Аламейном  А  что   же   происходило   у   Эль­Аламейна?  23   октября   ­   3   ноября   1942г.   8­я английская  армия  Монтгомери  начала   наступление   против   немецко­итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта.  Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско­германском фронте – 260 дивизий… IV. Значение Сталинградской битвы (?) ­ Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны? (?) ­ В чём же значение Сталинградской битвы? (?) ­ Назовите причины победы советских войск в этой битве. V. Просмотр фильма «Родина – мать»  О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого   события во   многих   городах   мира   воздвигнуты   обелиски   и   монументы.   В   одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей  и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда... В Волгограде есть уникальный памятник, посвященный этой битве «Родина – мать». Я предлагаю ознакомиться с интересными фактами его строительства. Беседа, направленная на проверку восприятия фильма:   (?) ­ Какие интересные факты о Сталинградской битве вы узнали из фильма? (?) – Почему название «Мамаев бугор» сменилось на «Мамаев курган» (?) – Кто предложил идею создания? Что можете рассказать о скульпторе? (?) – Какие моменты фильма заставили вас удивиться?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ «Сталинградская битва –  начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017