Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Оценка 4.7

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
ОБЖ
Взрослым
15.05.2018
Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
ПРОГРАММА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ учебной дисциплины БД.08 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
РП БД.08 АТП-17.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОКОПЬЕВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО­ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной дисциплины  БД.08 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) ПРОКОПЬЕВСК 2017 2 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Организация­разработчик: ГПОУ ППЭТ  Разработчики: Исаенко Н.Г., преподаватель ГПОУ ППЭТ Рецензенты:  Рассмотрена на заседании ЦМК ООД Протокол №  1   от « 1 » сентября    2017 г Председатель ЦМК ООД __________ Юдинских А.З. Согласована  Заместитель директора по УР __________ Вафик А.В. Рекомендована НМС ГПОУ ППЭТ протокол №  1   от « 1  » сентября  2017  г. Утверждена приказом директора ГПОУ ППЭТ №_113/п_ __ от « 1  » сентября  2017  г..  3 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ стр. 4 7 10 11 18 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                 Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения безопасности   жизнедеятельности   в   профессиональных   образовательных   организациях   СПО,   реализующих   образовательную   программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.  Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности   среднего   профессионального   образования   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).  Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующей цели:  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства); задачи:  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;  •   формирование   антитеррористического   поведения,   отрицательного   отношения   к   приему   психоактивных   веществ,   в   том   числе наркотиков;  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.  Программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.  Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   основной   профессиональной   образовательной   программы   СПО   на   базе основного   общего   образования;   программы   подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих;   программы   подготовки   специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).  5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В   современных   условиях   глобализации   развития   мировой   экономики,   усложнения,   интенсификации   и   увеличения   напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно­производственное значение состояния здоровья каждого человека.   Здоровье   становится   приоритетной   социальной   ценностью.   В   связи   с   этим   исключительную   важность   приобретает   высокая профессиональная   подготовка   специалистов   различного   профиля   к   принятию   решений   и   действиям   по   предупреждению   чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой помощи пострадавшим. Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности.  Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья,   государственная   система   обеспечения   безопасности   населения,   основы   обороны   государства   и   воинская   обязанность,   основы медицинских знаний.  Действующее   законодательство   предусматривает   обязательную   подготовку   по   основам   военной   службы   для   лиц   мужского   пола, которая должна проводиться во всех профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. В связи с этим программой предусмотрено проведение в конце учебного года для обучающихся мужского пола пятидневных учебных сборов (35 часов), сочетающих разнообразные формы организации теоретических и практических занятий. В итоге у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.  Для девушек в программе предусмотрен раздел «Основы медицинских знаний». В процессе его изучения  формируются знания в области медицины, умения оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах. Девушки получают сведения о здоровом образе жизни, основных средствах планирования семьи, ухода за младенцем, поддержании в семье духовности, комфортного психологического климата. В программе приведены два варианта примерных тематических планов для организации образовательного  процесса при изучении учебной   дисциплины   «Основы   безопасности   жизнедеятельности»   (I   вариант   —   совместное   обучение   юношей   и   девушек,   II   вариант   — раздельное обучение юношей и девушек) и тематический план проведения учебных сборов для юношей.  Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).  6 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ                      Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая   культура,   экология   и   основы   безопасности   жизнедеятельности»   ФГОС   среднего   общего   образования   15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)                       В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).                В   учебных   планах   ППКРС,   ППССЗ   место   учебной   дисциплины   «Основы   безопасности   жизнедеятельности»   —   в   составе   общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.                    Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося  105 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  70  часов; самостоятельной работы обучающегося 31 час. Консультации 4 часа 7 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ              Содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных   результатов   ФГОС   среднего   общего   образования,   а   также   общих   компетенций   ФГОС   СПО    15.02.07   Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   эффективного   выполнения   профессиональных   задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Результаты освоения ОУД «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС СОО Общие компетенции ФГОС СПО Личностные: ­   Российскую   гражданскую   идентичность,   патриотизм,   уважение   к   своему   народу,   чувства   ответственности   перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального   народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) ­   гражданскую   позицию   как   активного   и   ответственного   члена   российского   общества,   осознающего   свои ОК 1, ОК 3, ОК 4 ОК 1, ОК 3 8 конституционные   права   и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего   чувством   собственного достоинства,   осознанно   принимающего   традиционные   национальные   и   общечеловеческие   гуманистические   и демократические ценности; ­ готовность к служению Отечеству, его защите; ­ формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности ­ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; ­   навыки   сотрудничества   со   сверстниками,   детьми   младшего   возраста,   взрослыми   в   образовательной,   общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах деятельности; ­ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей ­ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ­   Принятие   и   реализацию   ценностей   здорового   и   безопасного   образа   жизни,   потребности   в   физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно­оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков; ­ Бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; ­ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. ОК 3, ОК 9 ОК 1, ОК 3, ОК 8 ОК 3, ОК 6 , ОК 7 ОК 8  ОК 3, ОК 6  ОК 3  ОК 8, ОК 9  ОК 3  ОК 3  ОК 3  Метапредметные: ­   умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы   деятельности;   самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ­ умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ­   владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности,   навыками   разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; ­   готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной   деятельности,   включая   умение ОК 2, ОК 4  ОК 6, ОК 3  ОК 8, ОК 7, ОК 1  ОК 4, ОК 2  9 ориентироваться   в   различных   источниках   информации,   критически   оценивать   и   интерпретировать   информацию, получаемую из различных источников; ­ умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; Предметные: ­ формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности   как   жизненно   важной   социально­нравственной   позиции   личности,   а   также   средстве,   повышающем защищенность   личности,   общества   и   государства   от   внешних   и   внутренних   угроз,   включая   отрицательное   влияние человеческого фактора; ­ получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;  ­ формирование представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;  ­   формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни   как   о   средстве   обеспечения   духовного,   физического   и социального благополучия личности;  ­   освоение   знания   распространенных   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций   природного,   техногенного   и   социального характера;  ­ освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;  ­ развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; ­     формирование   умения   предвидеть   возникновение   опасных   и   чрезвычайных   ситуаций   по   характерным   для   них признакам, а также использовать различные информационные источники;  ­ развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; ­ получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки; ­ освоение знания основных видов военно­профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; ­   владение   основами   медицинских   знаний   и   оказания   первой   помощи   пострадавшим   при   неотложных   состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их ОК 2, ОК 8 ОК 1, ОК 3  ОК 1, ОК 3, ОК 4 ОК 3, ОК 9 ОК 1, ОК 3, ОК 8 ОК 3, ОК 6, ОК 7 ОК 8  ОК 3, ОК 6  ОК 3 ОК 8 ОК 3 ОК 3  ОК 3 ОК 1, ОК 3  10 профилактике  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности» Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      практические занятия      контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: оформление практических работ, отчетов составление конспекта  оформление  презентаций  Самостоятельные индивидуальные проекты 105 70 20 31 3 4 24 10 11 Консультации Промежуточная аттестация в форме    дифференцированного зачета 4    12 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание учебного материала,  практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Тема 1.1. Личная безопасность и сохранение здоровья Раздел 2. Тема 2.1. Государственная система 2 Введение.   Основные   понятия   и   их   определения,   задачи   и   предмет   изучения   безопасности   жизнедеятельности (ОБЖ).   Обеспечение личной безопасности и сохранности здоровья Содержание учебного материала 1 Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Факторы,   способствующие   укреплению   здоровья.   Двигательная   активность   и   закаливание   организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека. Влияние   неблагоприятной   окружающей   среды   на   здоровье   человека.   Основные   источники   загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Вредные   привычки   (употребление   алкоголя,   курение,   употребление   наркотиков)   и   их   профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно­сосудистую систему. Пассивное курение и   его   влияние   на   здоровье.   Наркотики,   наркомания   и   токсикомания,   общие   понятия   и   определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств  при организации дорожного движения.   Репродуктивное   здоровье   как   составляющая   часть   здоровья   человека   и   общества.   Социальная   роль женщины   в   современном   обществе.   Репродуктивное   здоровье   женщины   и   факторы,   влияющие   на   него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.  Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного   права   в   Российской   Федерации.   Права   и   обязанности   родителей.   Конвенция   ООН   «О   правах ребенка». Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий 2 3 4 5 6 7 современными молодежными хобби. Практические занятия оценки.  1. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической 2. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. Самостоятельная работа обучающихся: ­ оформление практического  занятия, отчета. ­ составление презентаций по теме «Вредные привычки», «Репродуктивное здоровье», «Безопасное движение на дорогах» Государственная система обеспечения безопасности населения Содержание учебного материала 1         Общие   понятия   и   классификация   чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного   характера. 3 2 16 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 7 16 Уровень освоения 4 1 2 2 2 2 2 2 2 обеспечения безопасности населения 2 3 4 Характеристика   чрезвычайных   ситуаций   природного   и   техногенного   характера,   наиболее   вероятных   для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного   характера.   Отработка   правил   поведения   при   получении   сигнала   о   чрезвычайной   ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).         Единая   государственная   система   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.           Гражданская   оборона   —   составная   часть   обороноспособности   страны.   Основные   понятия   и определения,   задачи   гражданской   обороны.   Структура   и   органы   управления   гражданской   обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.            Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Организация инженерной защиты населения   от   поражающих   факторов   чрезвычайных   ситуаций   мирного   и   военного   времени.   Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.  .     Аварийно­спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно­спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.                 Обучение   населения   защите   от   чрезвычайных   ситуаций.   Основные   направления   деятельности государственных   организаций   и   ведомств   Российской   Федерации   по   защите   населения   и   территорий   от чрезвычайных   ситуаций:   прогноз,   мониторинг,   оповещение,   защита,   эвакуация,   аварийно­спасательные работы,   обучение   населения.   Организация   гражданской   обороны   в   образовательном   учреждении,   ее предназначение.         Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция Российской Федерации — система   государственных   органов   исполнительной   власти   в   области   защиты   здоровья,   прав,   свободы   и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.        Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления   противодействия   экстремистской,   террористической   деятельности   и   наркотизму.   Правила безопасного   поведения   при   угрозе   террористического   акта,   при   захвате   в   качестве   заложника.   Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.     Практические занятия 1. Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.  2. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте.  3. Изучение первичных средств пожаротушения.  4. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и  военного времени. Раздел 3. Тема 3.1. Основы обороны государства и Самостоятельная работа обучающихся: ­ оформление практического  занятия, отчета ­ составление рефератов по теме «ЧС природного, техногенного, и социального характеров» Основы обороны государства и воинская обязанность Содержание учебного материала 1 . История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в сере­ дине XVI века. Военная реформа Петра I, создание 2 2 2 2 2 2 2 2 8 18 2 2 2 2 2 воинская обязанность 2 3 4 5 6   регулярной   армии,  ее  особенности.  Военные  реформы   в России  во  второй  половине  XIX  века,   создание массовой   армии.   Создание   советских   Вооруженных   Сил,   их   структура   и   предназначение.   Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.       Организационная   структура   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации.   Виды   Вооруженных   Сил Российской  Федерации,   рода Вооруженных  Сил  Российской Федерации,   рода войск.  Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно­воздушные силы: история создания, предназначение, структура.   Военно­морской   флот,   история   создания,   предназначение,   структура.   Ракетные   войска стратегического назначения:  история создания,  предназначение, структура. Войска воздушно­космической обороны:   история   создания,   предназначение,   структура.   Воздушно­десантные   войска:   история   создания, предназначение,   структура.   Другие   войска:   Пограничные   войска   Федеральной   службы   безопасности Российской   Федерации,   внутренние   войска   Министерства   внутренних   дел   Российской   Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение     Воинская   обязанность.   Основные   понятия   о   воинской   обязанности.   Воинский   учет.   Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.    Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно­прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования           Призыв   на   военную   службу.   Общие,   должностные   и   специальные   обязанности   военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.           Прохождение военной службы по  контракту.  Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.        Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.      Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы,   независимости   конституционного   строя   в   России,   народа   и   Отечества.   Военнослужащий   — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально­психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды   воинской   деятельности   и   их   особенности.  Особенности   воинской   деятельности   в  различных   видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально­этическим качествам призывника. Основные   понятия   о   психологической   совместимости   членов   воинского   коллектива   (экипажа,   боевого расчета).   Военнослужащий   —   подчиненный,   строго   соблюдающий   Конституцию   РФ   и   законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.    Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско­правовая,   материальная,   уголовная).   Дисциплинарные   взыскания,   налагаемые   на   солдат   и 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 матросов,   проходящих   военную   службу   по   призыву.   Уголовная   ответственность   за   преступления   против военной   службы   (неисполнение   приказа,   на­   рушение   уставных   правил   взаимоотношений   между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). Соблюдение норм международного гуманитарного права.     Военно­профессиональная   деятельность:   порядок   подготовки   граждан   по   военно­учетным специальностям, особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно­учебных заведениях.     Боевые   традиции   Вооруженных   Сил   России.   Патриотизм   и   верность   воинскому   долгу   —   основные качества   защитника   Отечества.   Воинский   долг   —   обязанность   по   вооруженной   защите   Отечества.   Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота. Ритуалы   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации.   Ритуал   приведения   к   военной   присяге.   Ритуал вручения   боевого   знамени   воинской   части.   Вручение   личному   составу   вооружения   и   военной   техники. Проводы   военнослужащих,   уволенных   в   за­   пас   или   отставку.   Символы   воинской   чести.   Боевое   знамя воинской части —  символ воинской чести,  доблести  и славы.  Ордена —  почетные награды  за воинские отличия   и заслуги  в бою  и  военной службе.   Практические  занятия   Изучение  способов   бесконфликтного общения и саморегуляции. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки Элементы   начальной   военной   подготовки:   назначение   Строевого   устава   ВС   РФ,   назначение,   боевые свойства   и   общее   устройство   автомата   Калашникова,   меры   безопасности   при   обращении   с   автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Практические занятия 1. Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.         2.  Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки Самостоятельная работа обучающихся: ­ оформление практического  занятия, отчета ­ составление презентации по теме»Боевые традиции ВС России», «История вооруженных сил РФ» Основы медицинских знаний Содержание учебного материала 1 7 2 3 Раздел 4.  Тема 4. 1. Основы медицинских знаний        Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».      Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией      Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.             Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении.  Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки.   Первая   помощь   при   венозном   кровотечении.   Смешанное   кровотечение.   Основные   признаки внутреннего кровотечения.    Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах.   Первая   помощь   при   химических   ожогах.   Первая   помощь   при   воздействии   высоких   температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. 2 2 2 2 8 18 2 2 2 2 2 2 Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на    Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления организм человека. Основные степени отморожений.  инородных тел из верхних дыхательных путей.    Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.        Первая   помощь   при   отсутствии   сознания.   Признаки   обморока.   Первая   помощь   при   отсутствии кровообращения   (остановке   сердца).   Основные   причины   остановки   сердца.   Признаки   расстройства кровообращения   и   клинической   смерти.   Правила   проведения   непрямого   (наружного)   массажа   сердца   и искусственного дыхания        Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных   болезней.   Индивидуальная   и   общественная   профилактика   инфекционных   заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.      Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие   на   здоровье   ребенка.   Беременность   и   гигиена   беременности.   Признаки   и   сроки   беременности. Понятие патронажа, виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины       Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи Практические занятия 3. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях.  4. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания. Самостоятельная работа обучающихся: ­ оформление практического  занятия, отчета ­ составление презентации по темам « Первая доврачебная помощь», «Ранние половые связи», «Формирование  здорового образа жизни» ­Подготовка к дифференцированному зачету Примерные темы индивидуальных проектов - Изучение ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. - Изучение ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания - Исследование причин возникновения экстремизма. - Пути снижения факторов риска для жизни и здоровья при террористическом акте. - Изучение режима дня обучающихся. - Исследование влияния личностных качеств на поведение в ЧС. - Изучение истории возникновения новых родов войск. - Исследование качества продуктов питания. - Изучение сформированности системы знаний о здоровом образе жизни у обучающихся. - Изучение динамики эпидемиологической ситуации в Кемеровской области. Консультации  Обязательная учебная нагрузка Самостоятельная работа 4 5 6 7 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 4 70 31 105 Всего: Тематический план проведения учебных сборов (для юношей) Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения Раздел 1.Проведение пятидневных учебных сборов 2 Содержание учебного материала 1 Содержание учебного материала 1 2. Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке прохождения сборов Осмотр казармы Организация обеспечения безопасности в условиях повседневной деятельности, распорядок дня 3 40 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 3 2 3 4 1 1 1 1 3 3 1 2 2 Наименование разделов и тем 1 Введение Тема 1.1 Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности военной службы Тема 1.2 службы Тема 1.3 службы Организация караульной Тема 1.4 Строевая подготовка Тема 1.5 Огневая подготовка Тема 1.6 Тактическая подготовка Тема 1.7 Медицинская подготовка Тема 1.8 Организация внутренней Назначение и состав суточного наряда, обязанности дневального Подготовка суточного наряда, несение внутренней службы Содержание учебного материала 1 2 Содержание учебного материала Организация караульной службы 1 2 Несение караульной жизни Содержание учебного материала 1 2 Содержание учебного материала 1 2 .3 Содержание учебного материала 1 2 3 Содержание учебного материала 1 Содержание учебного материала Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия Передвижение строем Техника безопасности при стрельбе, правила ведения огня из автомата Разборка­сборка автомата, чистка, смазка, хранение автомата, работа частей и механизмов Практическая стрельба Обязанности солдата, порядок выполнения команд, маскировка, выбор места для стрельбы Ознакомление с образцами вооружения мотострелковой дивизии Вооружение стрелкового отделения, действия солдат в бою Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с поля боя Радиационная, химическая и биологическая защита Тема 1.9 Физическая подготовка 1 Средства и способы индивидуальной защиты, преодоление зараженного участка местности. Содержание учебного материала 1 2 3 Зачетное занятие Кросс 1 км Челночный бег, подтягивание Метание гранаты, разучивание упражнений комплекса утренней зарядки 1 2 2 2 40 Итого  3 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Основные источники: 1. Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2015.   2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для учреждений сред. проф. Образования/Н.В. Косолапова Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2014.  3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности   [Текст]. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования/Н.В. Косолапова Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2013.  Дополнительные источники: 1.   Косолапова,   Н.В.   Основы   безопасности   жизнедеятельности[Текст]:   электронный   учебник   для   учреждений   нач.   и   сред.   проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2015.  2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013. 3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования/Н.В. Косолапова Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2013. 4.     Косолапова   Н.В.,   Прокопенко   Н.А.,   Побежимова   Е.Л.   Безопасность   жизнедеятельности   [Текст]:   электронное   приложение   к учебнику для учреждений сред. проф. образования/ Н.В. Косолапова Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2014.  5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности [Текст]  : электронный учебно­методический комплекс для учреждений сред. проф. образования/ Н.В. Косолапова Н.В. Прокопенко – Москва.: Издательский центр «Академия», 2014. 6. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 кл. [Текст]:   / Учебник   для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.П. Миронов, С.Н. Вангородский. – 5–е изд., стереотип. – Москва.: Дрофа, 2013. – 288 с.: ил. 7. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 11 кл. [Текст]:   / Учебник   для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.П. Миронов, С.Н. Вангородский. – 5–е изд., стереотип. – Москва.: Дрофа, 2014. – 280 с.: ил 8. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст]   : учебник для студентов сред. проф. образования/В.Ю.Микрюков – Москва.: Издательский центр «Академия», 2014. 9. Микрюков В.Ю. Основы военной службы[Текст]   : учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса/ В.Ю.Микрюков – Москва.: Издательский центр «Академия», 2014. 10. Микрюков В.Ю. Азбука патриота . Друзья и враги России [Текст/ В.Ю.Микрюков – Москва.: Издательский центр «Академия», 2014. 11.   Конституция   Российской   Федерации   (принята   всенародным   голосованием   12.12.1993)   (с   учетом   поправок,   внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №   6­ФКЗ, от 30.12.2008 № 7­ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — №  4. — Ст. 445.  12. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14­ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410. 20 13. Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223­ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.  14. Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63­ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.  Интернет­ресурсы: 1. Новости – ОБЖ ­  Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: obzh.ru    2.   Персональный   сайт   ОБЖ.   Основы   безопасности   жизнедеятельности:   лекции   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа:  www.audit­ Kontakt.com     3. Электронный ресурс]. – Режим доступа: 0bj.ru       4. Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ. Учебные фильмы, плакаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bez.econavt.ru

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Учебно-методический комплекс дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки  15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018