Учебно-методический комплекс по дисциплине «География» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» .УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии).
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Система менеджмента качества
ППССЗ 19.02.10 – ОУД. 12 2016
Нормативные документы
УТВЕРЖДАЮ
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК ______ Зам. директора по УР
_________________________
_________________________ ______Л.С.Панькова
Протокол № ___ от_____20__г.
Председатель ЦМК ___________ (Ф.И.О.)
«____» 20___г.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ
общеобразовательного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
19.02.10 Технология продукции общественного питания
по специальности
Ляшкова В.В, преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых
Составители:
технологий и сервиса»
Сафина В.Г, заместитель директора по НМРг. Холмск
2016
Учебнометодический комплекс по дисциплине «География» составлен в
соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины,
изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего
профессионального образования по специальности 19.02.10 «Технология
продукции общественного питания» утвержденном приказом Министерства
образования и науки РФ от «12» ноября 2009 г. № 588.
Учебнометодический комплекс по дисциплине (далее УМКД)
География входит в общеобразовательный цикл ППССЗ и является частью
основной профессиональной образовательной программы
ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
по
специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»,
разработанной в соответствии с ФГОС НПО третьего поколения.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий,
задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек
рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной
аттестации (при наличии).
2СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
Выписка из ФГОС
2.
3. Образовательный маршрут
4. Содержание дисциплины
5. Краткое содержание теоретического материала программы
6. Лабораторные работы
7. Практические работы
8. Самостоятельная работа
9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10. Текущий контроль
11. Итоговый контроль по УД/МДК
31. ВВЕДЕНИЕ
Учебнометодический комплекс по дисциплине География создан для
работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к
текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень
практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем
дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также примерные вопросы
и задания по итоговой аттестации.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических
работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по
практическим работам необходимо для допуска к зачету по дисциплине.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная
подготовку устных сообщений,
внеаудиторная работа, включающая
докладов; написание конспектов, рефератов; работу с контурными картами,
дополнительной литературой и другими источниками, составление
кроссвордов и др.
По итогам изучения дисциплины проводится зачетная контрольная
работа.
4ВЫПИСКА
из ФГОС СПО по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Дисциплина «География»
Требования к результатам освоения ППССЗ по специальности
19.02.10 Технология продукции общественного питания
В результате освоения дисциплины студенты должны
уметь:
определять ресурсную базу для жизни и хозяйственной деятельности человека
по географическим характеристикам;
объяснять географические законы и закономерности современного
промышленного и сельскохозяйственного производства, международного
географического разделения труда (МГРТ), географическую суть глобальных
проблем человечества;
называть и показывать на карте все программные географические объекты;
определять особенности экономикогеографического положения объектов;
прогнозировать изменения в структуре и размещении населения и хозяйства в
мире, в МГРТ;
5 место России в МХ и МГРТ;
прогнозировать пути решения современных глобальных проблем человечества;
использовать полученные знания при изучении других учебных дисциплин.
В результате освоения дисциплины студенты должны
знать:
изменение политической карты мира под влиянием современных
международных отношений;
ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов
суши, Мирового океана, климатических, космических на качественно новом
этапе взаимодействия общества и природы;
последствия опустынивания, обезлесения;
последствия антропогенного загрязнения геосферы;
темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира;
темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду;
тенденции создания единых энергетических,
информационных систем в мировом хозяйстве;
транспортных и
изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов мира и
отдельных стран;
миграционные процессы в мире и влияние их на состав и структуру
трудовых ресурсов;
причины демографического взрыва и демографического кризиса в ряде
стран и регионах мира и их последствия;
распространение мировых религий на планете;
особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства;
различия в уровнях экономического развития стран и регионов;
изменение пропорций между производственной и непроизводственной
сферами промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и
обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;
6 географические особенности стран «новой индустриализации»,
«переселенческого типа», « нефтеэкспортирующих»;
специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности
состава, структуры их хозяйства, участие в МГРТ;
причины возникновения глобальных проблем человечества, стратегию
устойчивого развития.
Общие компетенции
Код
ОК1
ОК2
ОК3
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность
исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителе
рабочую
Анализировать
ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной
деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
Результат освоения
Знать сущность и социальную
значимость
будущей
профессии;
Уметь проявлять к будущей
профессии
устойчивый
интерес
Знать методы и способы
выполнения
задач;
профессиональных
Уметь
организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество
Знать алгоритмы действий в
чрезвычайных
ситуациях;
Уметь принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях, в т. ч. ситуациях
риска,
и нести за них
ответственность
7ОК4
ОК5
Осуществлять
необходимой
выполнения профессиональных задач.
поиск
для
информации,
эффективного
Использовать
коммуникационные
профессиональной деятельности.
информационно
в
технологии
Работать в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами
ОК6
ОК7
Исполнять воинскую обязанность, в том
числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
в
использовать
Знать круг профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития; Уметь
осуществлять
поиск и
использование информации,
необходимой
для
эффективного выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и лич
ностного развития
Знать современные средства
коммуникации и возможности
передачи информации;
Уметь
информационно
коммуникационные
технологии
профессиональной
деятельности
Знать
основы
профессиональной этики и
психологии в общении с
окружающими;
Уметь
правильно строить отношения
с коллегами, с различными
категориями
граждан,
устанавливать
психологический контакт с
окружающими.
Знать принципы здорового
образа жизни, приёмы и
способы
в
профессиональной
деятельности в условиях
военной службы;
Уметь
организовывать свою жизнь в
соответствии с социально
значимыми представлениями
о здоровом образе жизни,
поддерживать
должный
уровень
физической
подготовленности,
необходимый
для
использования
воинскую
обязанность, в том числе с
применением
полученных
профессиональных знаний
адаптации
По итогам изучения дисциплины проводится зачет .
82. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ГЕОГРАФИЯ
Формы отчетности, обязательные для сдачи
практические занятия
Точки рубежного контроля
Итоговая аттестация
3. Таблица 1
Количество
Контрольная
работа
9УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
______________________ Мартынов Д.А
«_______»____________2016г
10ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Система менеджмента качества
ФГОС ППССЗ 19.02.10
ОУД. 12 ГЕОГРАФИЯ
Версия № 2
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
Введено с
НД
«01» сентября 2014 г.
Количество листов: 49
специальности (специальностей) среднего профессионального образования
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
код, наименование специальности(ей) / профессии
Холмск
2016г.
Информационные данные
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА –преподавателем .
2. Программа соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований
к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными
документами системы менеджмента качества.
2.УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения в соответствии с требованиями СТСТОТиС 06
12.
3.. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
114. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
является интеллектуальной собственностью ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»и не может быть полностью или
частично воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБПОУ
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего
руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
Экз № 2
Экз № 3
Экз № 4
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
ЦМК профессионального цикла
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
БИБЛИОТЕКА
Рабочая программа учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования, утвержденного приказом Министерства
среднего
образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы
учебной дисциплины «География» для профессий начального
профессионального
образования и
специальностей
среднего
12профессионального образования.
Разработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса».
13ОДОБРЕНА
цикловой комиссией
преподавателей гуманитарных дисциплин
Протокол № 2 от «03» октября 2016 г.
Председатель _________ /Л.И.Давыденко/
Составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом
среднего (полного) общего образования,
утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413,
и примерной программой учебной дисциплины
«География» для профессий начального
профессионального
и
специальностей среднего профессионального
образования,
одобренной Департаментом
государственной политики и нормативно
правового регулирования в сфере образования
Минобрнауки России 16.04.2008 г.
образования
Заместитель директора
по УР ______________ /Л.С.Панькова/
14СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
5
7
13
15
15ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебной дисциплины «География»
предназначена для изучения географии в учреждениях начального и среднего
профессионального образования, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных
рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы
среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования в
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» (письмо Департамента
государственной политики и нормативноправового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 031180) география в
учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и
среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается как
базовый учебный предмет.
При освоении специальностей СПО технического профиля – в объеме 36
часов.
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном
и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов
глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения
географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
16
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических,
геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и
крупнейших стран;
воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально
экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира,
тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира
в условиях стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций,
простого общения.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)
общего образования базового уровня.
Программа содержит материал, включающий систему комплексных
социальноориентированных знаний о размещении населения и хозяйства,
особенностях,
динамике и территориальных следствиях главных
экологических, социальноэкономических и иных процессов, протекающих в
17географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и
природы, адаптации человека к географическим условиям проживания,
географических подходах к развитию территорий.
Содержание программы ориентируется, прежде всего, на развитие
географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения
обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего
образования, социализации личности.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное
представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них
познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать
знания о системности и многообразии форм территориальной организации
современного географического пространства, углубить представления о
географии мира; на основе типологического подхода дать представления о
географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Программа обладает рядом особенностей:
– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает
разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность
учащихся;
– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и
производств мирового хозяйства;
– увеличен объем содержания по географии России;
– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только
зарубежных стран, но и России;
– типология стран учитывает особенности их социальноэкономического
развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными
источниками географической информации – картами, статистическими
материалами, геоинформационными системами.
18Практикоориентированные задания, проектная деятельность обучаемых,
выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является
неотъемлемой частью учебного процесса.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих
принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний,
которые обеспечат обучающимся учреждений НПО и СПО успешную
адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности,
исполнению общегражданских ролей.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии СПО. Рабочая программа составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, и примерной программы
учебной дисциплины «География» для профессий начального
профессионального
профессионального образования.
образования и
специальностей
среднего
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «География» относится к циклу «Общеобразовательная
подготовка».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
19В результате освоения учебной дисциплины студент должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по
уровню социальноэкономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические
аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом
разделении труда.
уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации гео
графические тенденции развития природных, социальноэкономических
и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
20
применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и
геоэкологическими объектами,
изменениями под влиянием разнообразных факторов;
процессами и явлениями,
их
составлять комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде
ли, отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
для выявления и объяснения географических аспектов различных теку
щих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социальноэкономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира
в условиях глобализации, стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных
видов человеческого общения.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 53 часов, в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка 36 часов;
21 самостоятельная работа студента 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа (всего)
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
Объем часов
53
36
17
222.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
23Наименование
разделов и тем
1
Введение
Тема 1.
географической
информации
Источники
Тема 2.
Политическая карта
мира.
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа студентов
Объем
часов
Уровень
освоения
2
3
1
2
1
2
1
4
1
1
12
1
2
24
1/1
1/2
1/3
и
представления
География как наука. Традиционные и новые методы географических
исследований, Виды географической информации, ее роль и использование в
жизни людей. Геоинформационные системы
Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Статистические материалы.
Другие способы и формы получения
географической информации:
использование космических снимков,
моделирование. Геоинформационные системы как средство получения,
обработки
пространственнокоординированных
географических данных. Международные сравнения
Практические занятия
Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный.
Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные
географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения
тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистической информации и геоинфорационных систем разной
формы и содержания; обработка, анализ и представление географической
информации в графической и картографической форме.
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием
рекомендаций преподавателя.
1/4
1/5
Страны на современной политической карте мира. Их группировка по
площади территории, по численности населения. Примеры стран.
Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу
населения в странах разных типов. Примеры стран.
Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты
Практические занятия
Знакомство с политической картой мира.
Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран
мира; географию международных конфликтов.
Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и
размерам территории.
Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально
экономическим показателям
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием
рекомендаций преподавателя.
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран.
Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура25Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«География».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Атлас экономическая и
социальная география мира» 15 шт.;
комплект контурных карт 15 шт.
плакаты (Физическая карта мира, Политическая карта мира, Субрегионы
зарубежной Европы, Природные условия и ресурсы России).
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Основные источники:
26Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
1. Максаковский В.П.
География.
Учебник для 10 кл.
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
2. Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально
экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для учреждений
начального и профессионального образования. М.: Издательский центр
«Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1.
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. М., 2005.
2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. М., 2005.
3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы
к учебнике «Экономическая и социальная география мира». М., 2005.
4. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10
кл.М.,2005
5. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие.
ПРПО. М., 2008.
6. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования. М., 2008
7. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и
ответах. М., 2007.
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией
8.
Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд.
СПО. М„ 20005.
27Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
9. Атлас экономической и социальной географии мира. М.: АСТ ПРЕСС,
2002.
12. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1
и ч . 2.М., 2005.
13. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6
10 кл. М., 1997.
14.
Большая школьная энциклопедия. Том 1. М., 2007.
Интернетисточники:
1. Экономикогеографическое расположение России Форма доступа:
http
geograflcheskoe
:// geography
/ ekonomiko
polozhenie
. kz / slovar
rossii
/
2.
3.
География России Форма доступа: http
Экономическая
география
:// geography
Форма
. kz / rossiya
/
доступа:
:// dic
. academic
http
4. Экономикогеографические карты. Форма доступа:
/153191/
. ru / dic
/ bse
. nsf
http
:// dic
. academic
. rU
/ dic
. nsf
/ bse
/ l 53186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%
Географический атлас учителя средней школы.
D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE
5.
Большой атлас географических карт России и мира. Атлас
карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа:
http
map
:// kontur
-
. ru / geographical
_ techer
_579244.
_ scool
_ atlas
html
28Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов. – Режим
доступа: http://fcior.edu.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
знать/понимать:
основные географические понятия и
термины; традиционные и новые
методы географических исследований;
особенности размещения основных
видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные
сочетания; численность и динамику
населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую
специфику; различия в уровне и
качестве жизни населения, основные
направления миграций; проблемы
современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и
территориальной структуры мирового
1. Интерпретация результатов
наблюдений за деятельностью
обучающегося в процессе
освоения
образовательной
программы.
Выявление мотивации к
2.
изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
защиты практических занятий;
тестирования;
домашней работы;
отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной
29Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
хозяйства, размещения его основных
отраслей; географическую специфику
отдельных стран и регионов, их
различия по уровню социально
экономического развития,
специализации в системе
международного географического
разделения труда; географические
аспекты глобальных проблем
человечества;
особенности современного
геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в
международном географическом
разделении труда.
уметь:
определять и сравнивать по разным
источникам информации гео
графические тенденции развития
природных, социальноэкономических и
геоэкологических объектов, процессов
и явлений;
оценивать и объяснять
ресурсообеспеченность отдельных стран
и регионов мира, их демографическую
ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации
населения и производства, степень
природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных
территорий;
применять разнообразные источники
географической информации для
проведения наблюдений за природными,
социальноэкономическими и
геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их
работе согласно инструкции
(представление
реферата,
информационного сообщения).
4. Итоговая аттестация в форме
контрольной работы.
30Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
изменениями под влиянием
разнообразных факторов;
составлять комплексную
географическую характеристику
регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие
карты, модели, отражающие
географические закономерности
различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты
различной тематики.
3.1. Лабораторные работы (не предусмотрено)
1.1. Практические занятия
№
практ
ическо
го
заняти
я
1
Наименование
содержание
программе
темы
и
занятий по
Колво
часов
Формы и методы
контроля
Тема 1.1. Современная политическая карта мира
1.Составление
систематизирующей
таблицы «Типология стран
мира»
1
Оценка
таблицы
выполнения
23
Тема 1.2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и
охрана окружающей среды.
2.Составление картосхемы
размещения крупных
месторождений полезных
ископаемых и районов их
1
Оценка
картосхемы
выполнения
31Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
выгодных территориальных
сочетаний;
3.Семинар «Антропогенные
загрязнения атмосферы,
гидросферы, литосферы.
Причины и последствия.
1
Оценка
картосхемы
выполнения
Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства.
4.Составление картосхемы
размещения основных
промышленных районов
мира.
Тема 2.1. Зарубежная Европа
1
Оценка
картосхемы
выполнения
1
5.Составление
сравнительной экономико
географической
характеристики двух стран
«Большой семерки»
Тема 2.2. Зарубежная Азия. Австралия и Океания.
Оценка
характеристики
составления
4
5
67
6.Характеристика
специализации основных
сельскохозяйственных
районов Индии.
7.Отражение на картосхеме
международных
экологических связей
Японии.
1
1
Оценка
характеристики
составления
Оценка
картосхемы
выполнения
8
Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества
8.Семинар «Понятие о
глобальных проблемах
человечества»
1
Оценка устных ответов
3.4.Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические
рекомендации)
32Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
Виды самостоятельной работы:
работа с контурными и настенными контурными картами;
подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
написание рефератов, минисочинений, письменных развернутых ответов на
вопросы;
составление характеристик по плану, конспектовсхем,
картосхем,
тематических тезаурусов;
оформление практических работ и формулировка выводов;
сбор информации.
Формы контроля самостоятельной работы:
проверка (защита, отчёт);
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации к организации самостоятельной работы
(требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения,
срок сдачи, критерии и показатели оценивания)
Общие требования к оформлению письменных работ
Для написания самостоятельной работы лучше использовать листы писчей
бумаги стандартного формата А4. Текст следует писать на одной стороне листа,
который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а
верхнее и нижнее поля по 2 см ( это придает работе аккуратный вид и удобно при
сшивании листов). Текст работы может быть написан от руки или отпечатан. Все
33Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
фотографии, рисунки, схемы, карты ( если они необходимы и дополняют текст)
выполняет сам автор.
Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из
книг, журналов, открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это
считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого
уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение
текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2.
В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера
страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового
листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
В конце работы обязательно следует привести список информационных
ресурсов.
Методические указания к написанию реферата
1. Требования к оформлению титульного листа.
В верхней части листа указывается название учебного заведения (в правом
верхнем углу), в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И.О. обучающегося,
номер группы, внизу – город
2. Оглавление.
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует
составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и
списка литературы.
34Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
3. Основные требования к введению.
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы
реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в
науке, с его сложностью для изучения. А также в связи с многочисленными
вопросами и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо
показать. Почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое
может иметь практическое значение. Введение должно содержать краткий обзор
изученной литературы. Объем введения составляет не более 23 страниц.
4. Требования к основной части реферата.
Основная часть реферата содержит материал, отобранный для рассмотрения
проблемы. Средний объем основной части реферата 1015 страниц. Материал
должен быть распределен на главы или параграфы. Необходимо сформулировать их
название и соблюдать логику изложения. Основная часть реферата кроме
содержания, выбранного из разных источников, должна включать в себя
собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы,
опирающиеся на приведенные факты.
5. Требования к заключению.
Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по
параграфам или главам, обращается внимание на выполнение поставленных во
введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким,
вытекающим из основной части. Объем заключения 23 страницы.
6. Основные требования к списку литературы.
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по
первым буквам фамилий авторов или по названию сборников). Необходимо
указывать место издания, название издательства, год издания.
35Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
Реферат должен быть предоставлен на рецензию не позднее, чем за неделю до
защиты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
И РАБОТЕ С КОНТУРНЫМИ КАРТАМИ
Как оформить контурную карту
36Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
1. Подпиши название работы в верхнем левом углу карты.
2. Найди нужный объект в атласе и, используя ориентиры, нанеси его на
контурную карту.
3. Используя в качестве образца подписи атласа, нанеси название объекта
на контурную карту.
4. Все, что показано на контурной карте, обозначь и расшифруй в условных
обозначениях.
Правила работы с контурными картами
1. На контурные карты наносятся только те географические объекты,
которые предусмотрены заданием учителя по теме занятия.
2. Все
надписи осуществляются только черной
гелевой
пастой( гидрографические объекты можно надписывать синей пастой,
границы государства – красной).
3. Города, столицы государств подписываются строго перпендикулярно
параллелям.
4. Названия государств, регионов подписываются по протяженности
территории.
5. Все надписи осуществляются печатным шрифтом.
6. Если невозможно географический объект подписать на карте, его нужно
обозначить цифрой и сделать сноску в условном обозначении.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА К
ТЕКСТУ И РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
37Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
Последовательность действий при составлении плана к тексту.
1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
1. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы,
т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
2. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом
плана.
3. Просмотреть текст еще раз. Чтобы убедиться в правильности установления
границ смены мыслей и точности формулировок.
Как составлять конспект или план к тексту учебника
.
1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам
текста.
2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было
бы озаглавить текст абзаца.
3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.
1. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно,
применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть
включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним,
заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.
2. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа,
и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз
посмотреть в тексте или уточнить у учителя.
Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3
текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради,
тогда им будет легко пользоваться.
38Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА
Требования к написанию конспекта.
1. Определи цель составления конспекта.
2. Внимательно ознакомься с произведением.
3. Конспект следует писать от имени составителя.
4. После цитат нужно указывать страницу произведения.
5. Выделяй слова, фразы, абзацы.
6. Не искажай мысль автора.
7. Конспект пиши четко и разборчиво.
8. В конспекте выделяй главное.
Правила конспектирования.
Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.
Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и
записать.
Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое
слово, используя цвета маркеров.
Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры,
даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы,
39Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ППССЗ 19.02.10УМК ОУД.122016
выводы и дополнения
дополнения из выступлений сокурсников,
преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие
быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех –
например; ? – сомнение, вопрос; NB важный теоретический материал; PS
выучит; и– при писка, написанная после; ∆ ново; др.
Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
Объем конспекта должен превышать одну треть исходного текста.
Правила написания доклада (сообщения)
1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.
2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.
3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и
обобщения).
4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.
Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение –
3 минуты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
40