Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для образовательного учреждения среднего профессионального образования обеспечивает необходимый базовый уровень среднего (полного) общего образования по учебной дисциплине «Русский язык» при подготовке квалифицированных педагогических кадров.
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку на базовом уровне. При составлении рабочей программы было изучено и учтено содержание Примерной программы по русскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы, Примерной программы учебной дисциплины русский язык для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Воителева Т.М., 2008).
РЯ ОУ Раб. пр. ДО.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
Чиркова Н.В. _________________
«_____» ________ ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
РУССКИЙ ЯЗЫК
Уровень образования: среднее (полное) общее образование
Срок обучения: 2 года
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Отделение обучения: очное
1 Белово
2014
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственных стандартов среднего (полного) общего образования по русскому языку
(базовый уровень) (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.), Примерной
программы по русскому языку (Воителева Т.М., 2008) и в соответствии с учебным планом,
согласованным с департаментом образования и науки Кемеровской области и
утвержденным директором ГОУ СПО Беловский педагогический колледж в _______ году.
Ионова Наталья
Программу разработала преподаватель русского языка
Владимировна
Подпись_________________
Дата «____»__________20__г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической цикловой
комиссии социальногуманитарных дисциплин
"___"______________ 20__ г., протокол № ___.
Председатель ПЦК __________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.
протокол № __ заседания МЦК от "____"____________20___ г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение __).
Председатель МЦК __________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.
протокол № __ заседания МЦК от "____"____________20___ г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение __).
Председатель МЦК __________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на 20__ / 20___ учебный год.
протокол № __ заседания МЦК от "____"____________20___ г.
В программу внесены дополнения и изменения (см. Приложение __).
Председатель МЦК ____________
2 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..………………….….4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………….…………………..8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК».……………………..10
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….………………………….….15
МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА……………………………………………….....16
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для образовательного
учреждения среднего профессионального образования обеспечивает необходимый базовый
уровень среднего (полного) общего образования по учебной дисциплине «Русский язык»
при подготовке квалифицированных педагогических кадров.
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта среднего
(полного) общего образования по русскому языку на базовом уровне. При составлении
рабочей программы было изучено и учтено содержание Примерной программы по
русскому языку для средней (полной) общеобразовательной школы, Примерной программы
учебной дисциплины русский язык для профессий начального профессионального
образования и специальностей среднего профессионального образования (Воителева Т.М.,
2008).
Русский язык как учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Содержание рабочей программы «Русский язык», предназначенной для обучения русскому
языку на базе основного общего образования, структурировано на основе
компетентностного подхода.
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи,
связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации
личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития человека.
Цели обучения:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
В результате изучения русского языка на базовом уровне обучающиеся должны
4 знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социальнокультурной, учебнонаучной, официальноделовой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительноизучающее, ознакомительно
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебнонаучной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности;
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса;
5 расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
совершенствования коммуникативных способностей;
развития готовности к речевому взаимодействию,
межкультурному общению, сотрудничеству;
межличностному и
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.
В связи с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная,
языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. В
реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при
изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Коммуникативная
компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при
изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при
изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в
речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию
коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка
обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста
(составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.). Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке
как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения
пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся. Формирование культуроведческой компетенции
может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами,
отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов. Русский язык, как
средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования
и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной
лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся
обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
Содержание дисциплины включает 6 разделов. В программе выделены следующие
разделы: «Язык и речь», «Лексика. Фразеология. Лексикография», «Фонетика. Орфоэпия.
Графика. Орфография», «Морфемика. Словообразование», «Морфология», «Синтаксис.
Пунктуация». В каждом из разделов выделены темы, подлежащие освоению. Наряду с
федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены
региональный и (или) профессиональный компоненты. При изложении учебного материала
различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. При
распределении учебного времени между разделами и темами учитывались сложность их
содержания и объем представленной информации. Изучение русского языка основывается
на знаниях, полученных обучающимися при изучении одноименной дисциплины в основной
общей школе, а также приобретенных на уроках литературы, истории. Структура
6 программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от
общего к частному (конкретному)». При изучении материала преимущественно
используются словесные методы обучения, которые включают рассказ, беседу,
микролекции в сочетании с демонстрацией и наблюдением. Для успешного усвоения
знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной
деятельности в содержание обучения
включено выполнение практических работ,
внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Для реализации программы
применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы).
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
текущий контроль в форме устных и письменных опросов, тестов;
промежуточный контроль в форме диктанта;
итоговый контроль в форме экзамена (тестирование или изложение, на выбор
студентов) в IV семестре.
Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании
оценки за экзамен с учетом оценок текущего и промежуточных контролей.
В соответствии с рабочим учебным планом специальности дисциплина «Русский
язык» изучается на первом и втором курсах общим объемом 175 часов. Из них на
лекционные занятия предусмотрено выделение 60 часов, на практические занятия 57
часов, на внеаудиторную самостоятельную работу студентов 58 часов.
7 ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на методической цикловой комиссии
социальногуманитарных дисциплин Заместитель директора по УР
Протокол № ___________________ от Чиркова Н.В.
"____"__________________20_____ г _____________
Председатель МЦК_______________ "____"________________20__ г
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины русский язык
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Шифр
раздела,
темы
Наименование разделов и тем
Количество часов
Макс.
Нагруз
сам.
обязательной
аудиторной
нагрузки
в т.ч.
практ
всего
Раздел 1. Язык и речь.
1.1 Русский язык на лингвистической карте мира.
1.2 Язык и речь.
1.3 Стили и типы речи.
1.4 Информационная переработка текста.
1.5 Лингвостилистический анализ текстов.
Раздел 2. Язык как система.
Лексикология. Фразеология. Лексикография.
2.1 Слово в лексической системе языка.
2.2 Межсловные отношения в русской лексике.
2.3 Лексика русского языка с точки зрения ее
активного и пассивного запаса
2.4 Лексика русского языка с точки зрения ее
происхождения и сферы употребления.
2.5 Фразеологические единицы языка
2.6 История лексикографии.
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
3.1 Фонетика как раздел лингвистики
3.2 Фонетический анализ слова.
3.3 Орфоэпические и акцентологические нормы
3.4 Значение письма в истории цивилизации.
29
2
2
21
2
2
12
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
8
16
16
12
2
2
4
2
2
12
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
6
2
2
2
10
2
2
2
2
2
1
1
3.5 Принципы русской орфографии. Орфограмма
Раздел 4. Морфемика. Словообразование.
4.1 Морфема как значимая часть слова.
4.2 Способы словообразования.
Раздел 5. Морфология.
5.1 Морфология как раздел лингвистики.
5.2 Имя существительное.
5.3 Имя прилагательное.
5.4 Имя числительное.
5.5 Местоимение.
5.6 Наречия и наречные слова. Слова категории
состояния.
5.7 Глагол. Причастие. Деепричастие.
5.8 Предлог.
5.9 Союз.
5.10 Частица.
5.11 Междометия и звукоподражательные слова.
5.12 Переход из одной части речи в другую
Морфологический анализ.
Раздел 6. Синтаксис. Пунктуация.
6.1 Синтаксис
как раздел языкознания.
Синтаксические единицы.
6.2 Словосочетание.
6.3 Простое предложение.
6.4 Осложненное предложение.
6.5 Сложное предложение.
6.6 Способы передачи чужой речи.
6.7 Синтаксический и пунктуационный анализ
предложения.
Всего по дисциплине
2
30
4
26
44
2
4
2
4
4
4
6
2
2
2
2
10
51
2
4
6
8
15
2
14
175
22
22
8
8
12
12
58
2
8
4
4
36
2
4
2
4
4
4
6
2
2
2
2
2
39
2
4
6
8
15
2
2
4
2
2
18
2
2
2
2
2
4
2
2
19
2
4
6
7
117
57
Преподаватель русского языка
Н.В. Ионова
9 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел 1. Язык и речь
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и
общество. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Язык и
культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и
других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевой деятельности. Речевая
ситуация и ее компоненты. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста. Понятие о русском литературном языке и
языковой норме. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи. Литературный язык и язык
художественной литературы.
Функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные
признаки, сфера использования. Культура разговорной речи. Научный стиль речи и его
основные жанры: доклад, статья, сообщение и др. Официальноделовой стиль речи, его
признаки, назначение, жанры официальноделового стиля: заявление, доверенность, расписка,
резюме и др. Культура учебнонаучного и делового общения (устная и письменная формы).
Публицистический стиль речи, его назначение, основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Культура публичной речи.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительновыразительных средств и др.
Текст с точки зрения единства всех сторон содержания и формы. Текст: признаки,
структура, тема, основная мысль, средства и виды связи предложений в тексте.
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац
как средство смыслового членения текста. Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
10 Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков
создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров.
Лингвостилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка. Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов
различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Самостоятельная работа
Подбор и анализ текстов различных типов и стилей профессиональной тематики.
Раздел 2. Язык как система. Лексикология. Фразеология. Лексикография
Язык как система. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Типы лексических единиц по значению.
Межсловные отношения в русской лексике. Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы и их употребление.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы,
историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая
предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология.
Русские пословицы и поговорки. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская
лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика,
лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы), профессионализмы,
терминологическая лексика. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.
Фразеологические единицы языка. Фразеологизмы и их отличие от слова.
Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические
словари. Лексикофразеологический разбор.
История лексикографии. Словари русского языка. Сравнительная работа с текстами
статей разных лингвистических словарей.
Практические занятия
Межсловные отношения в русской лексике.
Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
Лексика с точки зрения ее происхождения.
11 Фразеологические единицы языка.
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в
стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Нормы произносительные и нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.
Использование орфоэпического словаря.
Графика как раздел лингвистики. История письма и его значение в истории
цивилизации. Алфавит.
Орфография. Принципы русской орфографии. Орфограмма. Правописание гласных
(проверяемые,
глухие,
непроизносимые, удвоенные) букв. Гласные после шипящих и Ц. Правописание букв ЭЕ,
Й. Правописание ЬЪ. Гласные после шипящих и Ц. Употребление прописных букв.
чередующиеся) и согласных (звонкие,
непроверяемые,
Практические занятия
Фонетический анализ слов.
Раздел 4. Морфемика. Словообразование
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Правописание приставок. Гласные ИЫ
после приставок.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Словообразовательный анализ. Нормы словообразования. Речевые ошибки, связанные с
неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Морфемный анализ слов.
Словообразовательный анализ.
Самостоятельная работа
Исследовательский проект на одну из тем: «Компьютерный жаргон»,
«Студенческий жаргон», «Использование профессиональной лексики студентами
педагогического колледжа», «Говоры народов Сибири», «Использование фразеологизмов в
творчестве беловских поэтов», «Детское словотворчество», «Словотворчество моей
семьи» и др.
Раздел 5. Морфология
12 Морфология как раздел лингвистики.
Грамматические признаки слова
(грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция).
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное. Лексикограмматические разряды имен существительных. Род,
число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний имен существительных.
Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексикограмматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени
прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное.
Лексикограмматические разряды имен числительных.
Правописание числительных.
Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с
существительными разного рода.
Местоимение.
Значение местоимения.
Лексикограмматические разряды
местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных
окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Причастие как особая форма глагола. Образование
действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний
причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание ННН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с
причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Деепричастие как особая
форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в
предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Наречие. Грамматические признаки и степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от словомонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте. Слова категории состояния (безличнопредикативные слова).
Отличие слов категории состояния от словомонимов. Группы слов категории состояния и
их функции в речи.
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в
течение, в продолжение, вследствие и др.) от словомонимов. Употребление предлогов в
составе словосочетаний и с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы,
зато от словомонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы
как средство связи предложений в тексте.
13 Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с
разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц
в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Переход из одной части речи в другую.
Морфологические признаки частей речи как условие выбора написания орфограммы.
Морфологический и орфографический анализ слова. Грамматические нормы в
использовании служебных частей речи.
Практические занятия
Правописание и употребление различных частей речи.
Морфологический анализ частей речи.
Самостоятельная работа
Сравнительная таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
Раздел 6. Синтаксис. Пунктуация
Синтаксис как раздел языкознания. Основные единицы синтаксиса: словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства
синтаксиса.
Словосочетание: строение, виды связи слов в словосочетании, нормы построения
словосочетаний, синтаксический разбор, значение словосочетания в построении
предложения.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонационное
богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения
(определение, приложение, обстоятельство, дополнение) и их роль в построении текста.
Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в
форме подлежащего (сказуемого).
Осложненное предложение. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных
членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и
уточняющими членами. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения, их отличие от знаменательных словомонимов,
употребление в речи; стилистическое различие между ними, использование вводных слов
как средства связи предложений в тексте.
14 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение: виды, знаки препинания в
сложносочиненном предложении, употребление в речи. Сложноподчиненное предложение:
виды, структура, знаки препинания в сложноподчиненном предложении, использование в
разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении, использование в речи.
Способы передачи чужой речи. Замена прямой речи косвенной. Оформление диалога.
Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложения. Знаки препинания в
сложном предложении с разными видами связи.
Сложное синтаксическое целое как компонент текста, его структура и анализ.
Практические занятия
Синтаксический анализ словосочетания.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений разных видов.
Самостоятельная работа
Анализ речи окружающих, текстов собственного сочинения и работ других
обучающихся с точки зрения соблюдения языковых норм. Рекомендации по устранению
ошибок различных типов.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
1. Аксенова, М.Д. Русский язык. Языкознание. Энциклопедия [Текст] / М.Д. Аксенова.–
М.: Аванта +, 2012.
2. Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы [Текст] / М.Т. Баранов. М.: АСТ
ЛТД, 2010.
3. Воителева, Т.М. Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в
вузы [Текст] / Т.М. Воителева. – М.: Дрофа, 2011.
4. Герасименко, Н.А. Русский язык [Текст] / Н.А. Герасименко. М.: Академия, 2012.
5. Касаткин, Л.Л. Русский язык [Текст] / Л.Л. Касаткин. М.: Академия, 2013.
Дополнительная литература
1. Бройде, М.Е. Русский язык в диктантах [Текст] / М.Е. Бройде. – М.: Рольф, 2010.
2. Бройде, М.Е. Русский язык в упражнениях и играх [Текст] / М.Е. Бройде. – М.: Рольф,
2011.
3. Влодавская, Е.А. Изложения по русскому языку [Текст] / Е.А. Влодавская. М.:
Экзамен, 2012.
4. Гайбарян, О.Е. Тесты по русскому языку [Текст] / О.Е. Гайбарян, А.В. Кузнецова. –
РнД: Март, 2012.
5. Касаткин, Л.Л. Сборник упражнений по русскому языку [Текст] / Л.Л. Касаткин, М.Л.
Каменчук. М.: Академия, 2012.
15 6. Новикова, Л.И. Контрольные и проверочные работы по русскому языку [Текст] / Л.И.
Новикова. – М.: Экзамен, 2012.
7. Охременко, Н.В. 400 диктантов и тестов по русскому языку [Текст] / Н.В. Охременко,
О.В. Федина. – М.: Аквариум, 2011.
8. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов [Текст] / Д.Э
Розенталь. М.: Оникс, 2012.
Интернетресурсы
1. Весь курс русского языка: [Электронный ресурс] / www.ivalex.vistcom.ru
2. Емельянова, М.Н. Практикум по русскому языку [Электронный ресурс] /М.Н.
Емельянова // www.oshepik.ru. – 2007. №4. –С.2933.
3. Лекционный материал по предмету: Русский язык: [Электронный ресурс] /
www.orehipK.ru.
4. Повышение грамотности: [Электронный ресурс] / www.festival.1semtember.ru
5. Электронная библиотека диссертационных работ: [Электронный ресурс] / www.lib.uaru
6. Электронная библиотека реферативных работ:
http://www.bestreferat.ru
7. Современный русский язык [Электронный ресурс]; http://morfema.ru/publ/
8. Валгина, Е.С. Современный русский язык [Электронный ресурс]; http://www.hiedu.ru/e
books/xbook107/01/index.html?part073.htm
9. Словари, источники, энциклопедии [Электронный ресурс]; http://www.lebed.com/slovo
10. История русского языка [Электронный ресурс]; http://www.ruscenter.ru/33.html
[Электронный ресурс]
/
МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА
I. Примерный вариант экзаменационной работы для проведения письменного
экзамена по русскому языку в форме тестирования
Оценка
«3» (удовлетворительно)
«4» (хорошо)
«5» (отлично)
Критерии оценки выполнения работы
Число баллов, необходимое для получения
10–14
15–24
(не менее 1 задания из дополнительной части)
25–35
Обязательная часть
1. (1 балл). Определите, в каких словах, верно, выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук, и подчеркните их.
кухОнный, докУмент, обОстрить, нАчав.
2. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:
дисц...плина, ц…рк, делегац…я, мотоц…клист, ц…фра
16 3. (1 балл) Определите, какие из сочетаний слов употреблены в переносном значении,
подчеркните их:
золотые руки; золотые украшения; серебряное кольцо; серебряный голос.
4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.
пр…красные отношения, пр…дорожное кафе, пр…морский бульвар, пр…шить
пуговицу, сделать пр…вивку, пр…бывание на природе.
с приставкой при
с приставкой пре
5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн.
Запишите их в две колонки:
земля…ой, кожа…ое, бли…ая, серебря…ый, стекля…ый, песча…ый.
с н
с нн
6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их
и напишите правильно.
пара ботинок, двое ножниц, ящик помидор, пять апельсин
7. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с
нарушением синтаксической нормы) и поставьте около него знак «+».
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше
покупателей.
«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20е годы ХХ
века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина
совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
8. (1 балл). Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и.
Светит веселое солнце и природа пробуждается ото сна;
Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице;
Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.
9. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения.
Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и
подчеркните его.
Возражая против отдельных положений доклада,
большую роль играет культура спора.
присутствующие в целом согласились с докладчиком.
выступление в целом произвело хорошее впечатление.
10. (1 балл). В четырех следующих предложениях знаки препинания не расставлены.
Прочитайте и определите предложение, в котором нужно поставить одну запятую,
вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».
Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или
тростниковыми циновками.
Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
17 Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных
тропических лесов.
11. (1 балл). Определите, в каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно
употребить ДИПЛОМАНТ и отметьте его знаком «+».
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта
ДИПЛОМАТОВ.
Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в
заключительном концерте.
12. (1 балл) Определите, в каких предложениях нужно поставить тире. Вставьте тире и
подчеркните эти предложения
Цапля птица беззащитная.
Жизнь прекрасна и удивительна.
Наша задача выбрать достойное дело в жизни.
13. (1 балл) Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:
Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 14–16
(1)... (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на
компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным
образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в
компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на
внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения
букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется
кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с
помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)...
компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.
14. (1 балл). В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите
какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и
отметьте его знаком «+».
Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки
Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в
информации.
числовой форме.
файлах.
15. (1 балл). Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в
Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в
шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.
Однако
Кроме того
18 Иными словами
16. (1 балл). Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической
основой во втором (2) предложении приведенного выше текста.
информация должна
информация должна быть преобразована
информация преобразована
Дополнительная часть
17. (3 балла) Прочитайте внимательно ниже приведенный текст. Из приведенных в скобках
паронимов выберите нужные, подчеркните их.
1. В моей жизни это было самое (памятливое, памятное) событие. 2. Этот
молодой депутат сумел (сыскать, снискать) доверие у горожан. 3.
(Генеральское, генеральное) сражение было проиграно. 4. Все лето стояла
(нестерпимая, нетерпимая) жара. 5.
(Дефективные, дефектные) вещи
подлежат обмену. 6. В конце соревнования (авторитарному, авторитетному)
жюри предстоит назвать победителя. 7. (Голодовка, голодание) поможет
нашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём изза плохого
питания. 8. (Одел, надел) пальто и вышел вон. 9. (Абонемент, абонент) на
связи, говорите. 10. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
18. (3 балла) Прочитайте текст.
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь это две пятых
пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но
и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля,
энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в
планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте и отметьте его знаком «+».
Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического
развития России уделяется большое внимание.
Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая
сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.
В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание
потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот
регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные
природные богатства.
19. (3 балла). Определите, слитно или отдельно следует писать в каждом из данных
предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов,
которые надо писать слитно, двумя чертами – те, которые пишутся отдельно.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ)
найти покой в родном имении.
19 Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена
(ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он
приобрёл настоящую известность.
Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
20. (10 баллов) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе
препинания.
Мне х...телось д...брат...ся до Болдино путем Пушкина через Владимир
Муром Арзамас...
До Мурома д...брались быстро. Утром з...стряли часа на два у п...р..правы
через Оку так как панто(н,нн)ый мост был ра...веден чтобы пр...пустить
груз...вые пар...ходы. Время пр...шло (не)заметно пр...ятно было смотреть как
гр...мадные суда пр...скальзывают в у...кую щель. По шо...е ехать было
(н...)в...зможно спл...шные ямы к...лдобины и ч...рные глубокие лужи.
А как чу...ствовал себя Пушкин в своем возке п...р...валивающ...мся
(с)боку(на)бок. Пушкин любил ездить и если жалов...лся в стихах на скуку
глуш(?) да снег то это была чисто п...этическая жал...ба (н...)имеющ...я
отн...шения к тому живому уд....вольствию с каким он пускался в путь...
(От)туда п...лтора ст...летия наза... пр...мчался Пушкин чтобы
...существить пр...дначертанье рока д...быть денег для жени...ьбы на первой
красавице Рос...ии и п...дставить гру...ь под пули.
II. Примерный текст изложения с творческим заданием
Внимательно изучите текст. Напишите по нему сжатое или подробное изложение
(вид работы укажите).
НЕМНОГО ОБ ИНТЕРНЕТЕ
Вокруг этой информационной сети сложилось свое количество мифов, которые,
пожалуй, и перечислять не стоит. А на самом деле по своей сути Интернет – это
большойбольшой справочник. На самые разные темы. Поэтому и относиться к этой
сети следует соответственно. Вообще сегодня уже планируется сделать доступ в
Интернет чуть ли не с помощью обычных телевизоров (кстати, телетекст – это
первый шаг в этом направлении). Так что и эта всемирная сеть приближается к
нашим пылесосам и чайникам с огромной скоростью. И бояться ее – все равно, что
бояться телефонной книги.
В интернете можно обнаружить массу полезных сведений: свежие новости;
содержание газет и журналов (скоро получить электронную копию будет быстрее и
дешевле, чем выписывать издания); бесплатные объявления, которые можно самим
помещать в сеть прямо с домашнего компьютера; разные базы данных – адреса и
телефоны учреждений и граждан, наличие лекарств в аптеках… Конечно,
информации так много, что в ней легко закопаться, но этот только в первое время.
Потом вы найдете в сети нужные вам страницы и будете обращаться к ним
прицельно, не тратя много времени.
20 И полезной информации в сети много больше, чем вредной! Да, можно
натолкнуться и на порнографию, и на фашистскую агитацию – но не чаще, чем в
обычной жизни (кстати, сейчас многие поисковые системы вводят в обращение
фильтры, делающие недоступными при поиске подобные «нехорошие» страницы). И
опять же многое зависти от самого человека. В конце концов, если он наткнется на
книжку «Майн Кампф» и после этого вступит в фашистскую организацию – значит,
сам был внутренне к этому готов. И не важно, где он эту книгу откопал: в Интернете,
на библиотечной полке или у приятеля.
Но информация – только одна часть Интернета. Вторая и, пожалуй, главная –
общение. В сети можно найти массу всяких клубов по интересам, побеседовать,
обменяться посланиями. Особенно это актуально для тех, кто не способен к
реальному общению – в первую очередь для людей с ограниченными физическими
возможностями. А потом уже для тех, кому проще познакомиться виртуально.
Противники говорят, что, если застенчивому человеку позволить знакомиться в
Интернете, он никогда не научиться общаться с людьми. Но все же Интернет лучше,
чем одинокое сидение в четырех стенах изза той же застенчивости! Виртуальное
общение может послужить своеобразным тренингом общения реального. А потом уж
каждый волен решать сам, что ему нравится больше: оставаться на виртуальном
уровне или потихоньку переходить к настоящему.
(По Н. Нарицыну).
Задание (объем сочинения – не менее 150 слов).
1. Какие проблемы поднимает автор? Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем (избегайте чрезмерного цитирования). Какова позиция автора?
2. Почему вы согласны (не согласны) с автором прочитанного текста? Свой ответ
аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
21
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Учебно-методический комплекс по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.