При подготовке к ЕГЭ по русскому языку необходимо теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам оформить в виде таблиц,схем,используя методику структурирования учебного материала. Составление схем помогает сравнивать ,анализировать материал.Для выявления закономерностей нужно создать алгоритм решения некоторых заданий.После усвоения теоретического материала следует тренировка в выполнении разного вида заданий,пока умение применять знания не перейдёт в устойчивый навык.Для успешной подготовки к ЕГЭ также необходимо использование личностно-ориентированного похода.
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.docx
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Свою педагогическую деятельность я ориентирую на качественную
подготовку ученика к итоговой аттестации.
Начинаю подготовку к ЕГЭ уже в 5 классе. С 5 класса ученики в
записывают весь теоретический
специальных тетрадяхсправочниках
материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц,
алгоритмов, моделей, блоков, правил.
Для решения экзаменационных тестов по русскому языку нужны прочные
знания в области орфографии, знание основных правил русского языка. С
этой целью на каждом уроке с 5 класса работаем над орфограммами,
вырабатываем орфографическую зоркость, умение видеть, распознавать
орфограммы. Систематизируем орфограммы, распределяем по частям
речи и оформляемся в виде таблицы. При изучении синтаксиса работа над
орфограммами продолжается. Учащиеся начинают анализ предложения с
объяснения написания букворфограмм в словах. Разбор предложения
проводится также в формате ЕГЭ. Например, при изучении однородных
членов предложения, ССП учащиеся расставляют знаки препинания,
выбирают два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я
включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5го класса,
помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, готовя их к
формату ЕГЭ. Постепенно работа в таком формате становится привычной
практически для учащихся.
Интенсивная подготовка к ЕГЭ начинается, конечно, 10,11 классах. На
первом занятии знакомлю учащихся со структурой экзаменационной
работы, демонстрационными тестами, бланками и КИМами, критериями
оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, рекомендую
школьникам, какими интернетресурсами они могут воспользоваться.
Чтобы в 10,11 классах составить план подготовки к ЕГЭ, необходимо
выявить пробелы в знаниях учащихся в области орфографии, пунктуации. С
этой целью провожу проверочную работу.
Организую повторение материала на каждом уроке по темам. Вспоминаем и
восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с
помощью лекций, презентаций, семинаров. Затем подбираю тренировочные
упражнения для закрепления, провожу тематические тесты.
Очень эффективна самостоятельная работа учащихся. Дети сами находят и
повторяют материал по определенной теме, после того как я сообщаю , где
можно найти нужные сведения. Для некоторых учащихся я сама составляю
папки – справочники, в которых к каждому заданию составлен алгоритм его
решения.
Контролирую, чтобы все учащиеся были обеспечены контрольно
измерительными материалами. Пользуемся в основном сборниками И. П.
Цыбулько, Н.А. Сениной. Учащиеся дома самостоятельно решают также
онлайнтесты. Типовые тестовые задания помогают проработать каждую
тему.
Ошибки, допущенные детьми при выполнении тестовых заданий,
анализируются, проводится работа над ошибками. Правильность выполнения
каждого задания отмечается в специальном журнале («Подготовка к ЕГЭ»).
Через некоторое время снова проводу промежуточный тест и проверяем. И
снова работаем над ошибками. Для каждого учащегося предлагаю картину
его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения
этих пробелов.
Ученик, усвоив теоретический материал, тренируется в выполнении
разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не
перейдёт в устойчивый навык. Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно ориентированного подхода.
После анализа работы делю класс на группы по уровню подготовки, провожу
дополнительные занятия с каждой группой отдельно, в разное время.
Некоторые учащиеся получают индивидуальную консультацию.
При разборе 4 задания обращаю внимание учащихся на то, что орфоэпия
русского языка очень непоследовательна, подвижность ударения создаёт
объективные трудности при выборе правильного ответа. Провожу на уроках
орфоэпические разминки, в которые включаю слова из орфоэпического
минимума ЕГЭ.
Очень часто допускают учащиеся ошибки в задании 5. Для подготовки к
данному заданию использую словарь паронимов, в котором даются примеры
их употребления. Для большей результативности даю задание составить
собственные предложения с использованием паронимов. Например,
рассмотрим пару «дипломантдипломат». Первое слово обозначает человека,
награждённого дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале, а
второе занимающегося дипломатической деятельностью, работой в области
внешних отношений; или же человека, действующего тонко, умело.
Нацеливаю также детей на заучивание словаря паронимов. При выполнении
задания рекомендую использовать алгоритм:
внимательно прочитайте все предложения;
определите лексические значения каждого из словпаронимов путём
подбора синонимов и антонимов или учёта того, с какими словами
может сочетаться каждый из них;
укажите правильный ответ.
Несмотря на то что над орфограммами в корне слова работаю с 5 класса
систематически, учащиеся допускают ошибки, связанные с нахождением слова с проверяемой гласной в корне в 9 задании. Поэтому при отработке
этого задания применяю алгоритм, который мне кажется наиболее
эффективным:
1.Вычеркните слова с чередующимися гласными, так как они не будут
являться правильным ответом:
1.1. внимательно прочитайте каждое слово и найдите слова с чередующейся
гласной в корне (гар – гор, зар – зор, клан – клон, твар – твор, лаг – лож,
бир – бер, пир – пер, дир – дер, тир – тер, мир – мер, блист – блест,
стил – стел, жиг – жег, чит – чет, кас –кос, раст – ращ – рос, скак –
скоч, мак – мок, равн – ровн). Следует помнить, что есть на слова с
омонимичными корнями: гореть гора, росли роса и т.д.
2) к оставшимся словам подберите проверочные, помня о том, что среди них
могут быть словарные слова, безударная гласная в которых требует
запоминания;
3) если вы нашли словарное слово, то можете его вычеркнуть, так как оно не
будет являться правильным ответом;
4) если к слову вам удалось подобрать проверочное, в котором неясный
гласный звук попал под ударение и отчётливо слышится, то вы нашли
правильный ответ.
Для выполнения задания 26 учащимся даю термины тропов и
стилистических фигур вместе с примерами. Определение терминов
необходимо выучить наизусть, так как методом исключения вы нельзя
решить это задание. К занятиям по работе с заданием 26 подбираю примеры
из художественных текстов, затем выполняем тестовую работу. Повожу
работу над ошибками, после работаем над теми изобразительными средствами
языка, в определении которых дети затрудняются.
Алгоритм выполнения задания. 1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся
подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство
вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д.
Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов.
Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а
тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в
большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера
предложений в задании пишут через "". Однородные члены через ",".
Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в
скобках.
В течение одиннадцатого класса провожу тренинги и тестирования учащихся
по материалам единого государственного экзамена, так как тренировочное
тестирование одна из эффективных форм контроля при подготовке к ЕГЭ.
В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный
учитель способен готовить школьника к экзамену в форме ЕГЭ. В учебно
методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество
разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также
комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя – правильно
выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.
Очень важно также, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к
экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален
времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую
подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и
внимание уделено только подготовке). Истина проста. Для успешной сдачи
экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность
подготовки к нему.
Учебно-методический материал
Учебно-методический материал
Учебно-методический материал
Учебно-методический материал
Учебно-методический материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.