Учебно-методический материал по теме"Применение технологии модульного обучения как средство формирования УУд на уроках биологии"
Оценка 4.9

Учебно-методический материал по теме"Применение технологии модульного обучения как средство формирования УУд на уроках биологии"

Оценка 4.9
Раздаточные материалы +2
doc
биология +1
5 кл—9 кл
25.06.2017
Учебно-методический материал по теме"Применение технологии модульного обучения как средство формирования УУд на уроках биологии"
учебно-методический материал по теме"Применение технологии модульного обучения как средство формирования УУД на биологии"могут использовать молодые учителя биологии при проведении уроков в 5-11 классов. В материале представлены инструктивные карты по многим темам, это в настоящее время особо важно, так как детей надо учить самих добывать знания.учебно-методический материал по теме"Применение технологии модульного обучения как средство формирования УУД на биологии"могут использовать молодые учителя биологии при проведении уроков в 5-11 классов. В материале представлены инструктивные карты по многим темам, это в настоящее время особо важно, так как детей надо учить самих добывать знания.
инновационный опыт.doc

 

               Применение технологии модульного обучения на уроках  биологии как

средство формирования универсальных учебных действий.

 В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как дина­мизм и вариативность.

 Необходимость ускоренного социально-экономического развития страны требует от систем образования подготовки высококвалифицированных специалистов, способных трудиться самостоятельно, активно и творчески.   Объективная обусловленность модер­низации школы как ведущего элемента образовательной системы предопределяется изменением социального заказа со стороны общества, который формируется и формулирует­ся теперь уже не только государством, но и семьей.

Обновление социального заказа происходит в соответст­вии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка. В них образование характери­зуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на разви­тие индивида, талантов, умственных и физических способ­ностей ребенка в их самом полном объеме.

       Перед педагогической наукой стоят еще нерешенные задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечили бы самостоятельное  овладение универсальными учебными действиями, могли бы повысить уровень самостоятельного труда обучающихся, способствовали более эффективному развитию личности.

 Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность    принципиально    иного    по    организации    учебно-воспитательного процесса, такого как модульное обучение, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности,   завершенностью   и   согласованностью   циклов знания   и   других   циклов   деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности   создают   ситуацию   выбора   для   учителя    и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессиональ­ного образования.

 Сущность  модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой,  включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных практических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Организация самостоятельного учения школьников:

удовлетворение образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями;

 - мотивационное управление учением;

- развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

               Модульное обучение направлено на  решение основных задач развивающего обучения:  развитие креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, самостоятельности.

          Технология начала применяться мною в  экспериментальном  классе на уроках  в 8 классе.  На уроках  использовались технологические  карты, которые составлялись мной исходя из стандартов второго поколения  и программы основного общего образования по биологии. Они  состояли   из  учебных элементов

         Каждый учебный элемент технологической карты урока преследовал свою цель обучения и являлся законченным элементом.  Используя УЭ-0  на уроке, ребята учились  целеполаганию.  В  данной технологии предполагается  использование УЭ для определения исходного уровня знаний по предыдущей теме, и проверке знаний, полученных на уроке с использованием различных методов контроля и форм работы.  В течение уроков применяется  дифференцированный подход в обучении, заключающийся  в оказании помощи учащимся в усвоении нового материала и развитии умения работать с технологической картой.  В начале работы по данной технологии ребят нужно было приучить работать самостоятельно по картам,  цель урока  излагалась в технологических картах, в руководствах по усвоению учебного материала были четко прописаны действия, которые ребята должны были выполнить на уроке, время их выполнения. В дальнейшем в технологических картах эти два пункта не прописывались и выполнялись ребятами самостоятельно. Большой проблемой стало научить ребят не только выполнять все пункты плана урока, но и нормировать время на их выполнение. Работая с учебником, не все учащиеся могли правильно отсортировать информацию, требовалось большое количество вспомогательных вопросов.  Также у ребят не были привиты азы самоконтроля и взаимоконтроля, для них основным было получить хорошую оценку, а не получить прочные  знания. Поэтому при самопроверке и взаимопроверке завышали баллы. Так как у большинства ребят комбинированный тип памяти: зрительная, слуховая, моторная,  применялись следующие методы обучения: наглядный, словесный, практические  работы (например,  с моделью сердца, изготовление модели Дондерса, определение скорости кровотока и т.д.), самостоятельная работа с учебником и видеофрагментами,тестирование,самоконтроль и взаимоконтроль.                                                                                                                                 Использовались формы работы: индивидуальная, парная, групповая,  фронтальная.    Большинство ребят 8-б класса  в течение года научились   самостоятельно работать с информационными источниками, перерабатывать, анализировать полученную информацию.  Данная технология научила ребят целеполаганию, самостоятельной работе по поиску информации, его осмыслению, умению делать выводы, самоконтролю, что привело, на мой взгляд, к развитию и совершенствованию личности.

         Опытно - экспериментальное исследование применения технологии  модульного обучения состояло  из нескольких этапов:

1.  база исследования

8-б класс – экспериментальный

В классе обучалось 20 человек.

8-г класс - контрольный

2. констатирующий эксперимент

Умение самостоятельно ставить цель урока -  5 человек (25%)

Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами  -

7 человек (35%)

Умение работать в парах, группах, индивидуально -  7 человек (35%)

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы -  6 человек (30%)

Умение оценивать себя, других  -  5 человек (25%)

3.  диагностирующий эксперимент

Умение самостоятельно ставить цель урока - 12 человек (60%)

Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами - 14 человек

(70%)

Умение работать в парах, группах, индивидуально -  16 человек (80%)

Умение сравнивать, анализировать, делать выводы  - 15 человек (75%)

Умение оценивать себя, других  - 15 человек (75%)

Диаграмма 1. Умение самостоятельно ставить цель урока

 

Диаграмма 2.  Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами

                      

Диаграмма 3.               Умение работать в парах, группах, индивидуально

Диаграмма 4.  Умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Диаграмма 5.  Умение оценивать себя   и  других

Диаграмма 6.  Результаты обученности по теме:  Кровообращение

Диаграмма 7.  Результаты качества  по теме:  Кровообращение

 

Примеры использования технологии модульного обучения в 5-9 классах

Инструктивная карта учащегося. Тема урока________________________________ФИ___________________

Класс________5_______________________

 

Деятельность учащихся

Руководство по усвоению материала

Шаг 1

Вставить пропущенные по смыслу слова

 

Работа индивидально

 Большинство элементов находится в клетке в виде химических…1

Различают…2…….  и……3……… вещества.  В состав живых организмов входят органические вещества (……4……..,……5……… и……6………..)  и   неорганические вещества(……7…….. и…8………..).                                        

Поставьте 3  балла за  правильный ответ, если ошиблись 1 раз-2 балла, если 2раза -1 балл

Шаг2

Практическая часть «Обнаружение органических  веществ»

Цель работы:

Оборудование:

Результаты записать в таблицу

Что брали ?                    

Что делали?                    

Что получили?

 

 

 

Прочитать ход работы ,определить цель, записать, тему цель, оборудование в тетради

Работа групповая

Ход работы:

 1.Возьмите  в марлевой салфетки комочек теста, промойте его в стакане с водой . Что осталось на салфетке? Капните на клейковину йод. Что произошло?.                                  

2.В стакане  осталась мутная жидкость. Капните  туда 2-3 капли йода. Что произошло?

3.Положите на бумагу ядрышко ореха и раздавите тупым концом карандаша .Что осталось на листе? Какое вещество выделилось?

Результаты записать в таблицу.   Сделайте вывод: какие органические вещества вы обнаружили?

Поставьте 5 баллов ,если выполнили задание правильно, 3 балла,допустили1 ошибку, 2  балла, если 2 и более ошибок

Шаг3

Уметь применить знания. Установите соответствие между веществом и функцией.

 

1.задание выполняем

 в паре

 

 .Оранические вещества                            Функция

А.Белки                                                     1.Защита организма от инфекций

Б.Жиры                                                     2.Энергетическая

Г. Углеводы                                             3.Предохраняют организм от потери тепла                       

Проверить с эталоном «5»- все совпадает, «4» имеется 1 ошибка, «3»-имеются 2 и более ошибки

 

Рефлексия

- знаю органические вещества , могу обнаружить их самостоятельно

-сомневаюсь, что знаю органические вещества  и смогу их самостоятельно обнаружить

-не знаю  органические вещества, не смогу их обнаружить самостоятельно

Прочитать стр.39-46, привести свои примеры тел  и веществ письменно, выписать в 2 столбика физические и химические явления

Выставьте себе отметку :  11-13 баллов- «5»

Шаги

Баллы

Отметка

1 шаг

 

 

2 шаг

 

 

3 шаг

 

 

Устные ответы

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта  урока по теме:

 

Номер учебного элемента -УЭ

Деятельность учащихся

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ  -1

 Определить исходный уровень знаний по теме: « Животные Растения» Ученики  вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки

А-растения;

 Б- животные 

1. Питание путём всасывания воды и минеральных солей

 2.. Наличие хлоропластов 
3.Фотосинтез. (Автотрофы). 
4.Активное движение 
5.. Отсутствие хлоропластов 
6..Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).

 

 

Каждый работает в группе самостоятельно

 Поменяться тетрадями друг с другом, проверить выполнение задания и сверить с ответами на доске.

 Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

УЭ-2

Тема урока:

Цель урока

 

 

Запись в тетрадь. Исходя из темы урока определить цель урока

УЭ-3

Цель: изучить общую характеристику грибов

 Прочтите текст §13 на стр.57-58, ответьте на вопрос, ответ обсудите в группе.

1.      Каково строение клетки у грибов?

2.      Черты сходства грибов с растениями

3.      Черты сходства грибов с животными

 

 

 

 

УЭ-4

Уметь  применять знания, полученные на уроке

Выполнить тест: 
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что: 
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу; 
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; 
в) они не размножаются спорами и не имеют органов; 
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 
2. Надземная часть белого гриба называется: 
а) грибницей; 
б) пеньком; 
в) шляпкой;

г) плодовым телом
3. По способу м телом. питания грибы делятся

а) автотрофы
б) гетеротрофы
4) . Как называется взаимовыгодное сожительство разных организмов:

а) симбиоз;         б) грибокорень;

в) грибница;                    г)автотроф.

5. К грибам паразитам относится: 
а) Подберезовик; 
б) Гриб-трутовик; 
в) Опёнок. 
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

 

 

Проверить с эталоном

 «5»- все совпадает

«4»-имеется одна ошибка

«3» две ошибки и

 

УЭ-5

Рефлексия:

Как вы оцениваете работу вашей группы?

Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-6

Домашнее задание. ; прф №13, понятия

Выберите задание

1.Составить кроссворд огрибах

2.Составить презентацию о значении грибов  (  5-7 слайдов)

3.Составить синквейн

Запись в дневниках

 

Выставьте себе отметку :       16-17- баллов- «5» 

УЭ

Баллы

Отметка

УЭ-1

 

 

УЭ
-3

 

 

УЭ-4

 

 

Устные ответы

 

 

Итого

 

 

                                                   14-15  баллов- «4»

                                                   10-13 балла- «3»        

 

 

  

 

Инструктивная карта  урока по теме: Животные

Номер учебного элемента –УЭ

Деятельность учащихся

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ  -1

 Определить исходный уровень знаний по теме: « Бактерии. Растения»

Распределить организмы по царствам

A –Бактерии

Б – Растения

1.Мхи

2.Бациллы

3.Водоросли

4.Спириллы

5.Вибрионы

6.Собака

7. Голосеменные

8.Кошка

9.Жук

10.Папоротники

 

Каждый работает в группе самостоятельно

 Поменяться тетрадями друг с другом, проверить выполнение задания и сверить с ответами на доске.

 Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

УЭ-2

Тема урока:

Цель урока

 

 

Запись в тетрадь. Исходя из темы урока предположите цель урока

УЭ-3

Цель: изучить особенности строения одноклеточных животных

1.Прочитать прф №12, страница 52-53 и ответить на вопросы:

1.Где можно встретить одноклеточных животных?

2.Какое они имеют строение на примере строения простейшего –амебы (рисунок 44)

3.Как они питаются?

4.Каковы их размеры?

5.Значение простейших.

 

 

 

Если выделили свойства правильно, порставьте-5 баллов;

Если перечислили не все, то

 

3 балла

УЭ-4

Уметь  применять знания, полученные на уроке

Тест

1.Организмы, состоящие из одной клетки, имеющей ядро и обладающей всеми признаками живого, называются:

А)вирусы         Б) бактерии         В) одноклеточные       Г) молекулы

2. Животных, тела которых имеют разнообразные клетки, называют:

А) одноклеточные      Б) многоклеточные      В) простейшие      Г) бактерии

3. Для животных характерны признаки:

А) питаются готовыми органическими веществами, активно передвигаются, имеют органы чувств

Б) растут всю жизнь, малоподвижны, автотрофы

В) состоят из одной клетки, не имеющей ядра

4. Многие животные приносят пользу человеку, например:

А) переносят болезни     

Б) дают продукты питания

В) поедают семена и плоды культурных растений

 

Проверить с эталоном

 «5»- все совпадает

«4»-имеется одна ошибка

«3» две ошибки и

 

УЭ-5

Рефлексия:

1.Знаю основные свойства животных, объясню другому

2.Сомневаюсь, что знаю

3.Не знаю

 

УЭ-6

Домашнее задание. Выполнить лабораторную работу «Наблюдение за передвижением животных» ; прф №12

Выберите задание

1.Составить кроссворд о животных

2.Составить презентацию о значении животных (  5-7 слайдов)

3.Составить синквейн

Запись в дневниках

 

Выставьте себе отметку :       14-15 баллов- «5» 

УЭ

Баллы

Отметка

УЭ-1

 

 

УЭ
-3

 

 

УЭ-4

 

 

Устные ответы

 

 

Итого

 

 

                                                  10-13 баллов- «4»

                                                  8-9  балла- «3»        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта  урока по теме: Современные представления о возникновении жизни на Земле (9 класс)

 

Номер учебного элемента -УЭ

Деятельность учащихся

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ  -1

 Определить исходный уровень знаний по теме: «Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания» Задание 1. Установите соответствие между понятием и его определением

1.Панспермия

2. Витализм

3 Абиогенез

 А. Теории, согласно которой жизнь возникла в

    результате некоего сверхъестественного события в

    прошлом, что чаще  всего означает божественное

    творение.

4.Креационизм

Б. Возникновение живых организмов из неживой

     материи.

5. Биогенез

 

В. Теория, согласно которой живое может возникнуть 

    только из  живого.

 

 

Г. Теория, согласно которой «семена жизни» были 

     занесены на Землю из космоса вместе с метеоритами

     или космической пылью.

 

Д. Теория, согласно которой  всюду присутствует

      «жизненная сила», которую достаточно лишь

      «вдохнуть», и неживое  станет живым.

Каждый работает в группе самостоятельно

 Поменяться тетрадями друг с другом, проверить выполнение задания и сверить с ответами на доске.

 Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

УЭ-2

Тема урока:

Цель урока

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь. Исходя из темы урока предположите цель урока

УЭ-3

Задание для 1 группы

1.Изучите текст учебника с.136 «Условия возникновения жизни на Земле» 

2.Ответьте на вопросы:

- Когда и из чего образовалась Земля?

-Какой была Земля в начале?

-Каков состав первичной атмосферы Земли?

- Что происходило в результате разогревания Земли?

-Какие хим. соединения из атмосферы растворялись в воде?

- К чему привело накопление в воде орг. Веществ?

- Кто,  как и когда доказал, что именно так шли процессы на Земле?  

3. Составьте план статьи и приготовьте выступление от группы.

Если ответили правильно, поставьте-5 баллов;

Если перечислили не все, то

 

3 балла

УЭ-4

Уметь  применять знания, полученные на уроке

Тест   Выберите один правильный ответ:

1.Опыты Л.Пастера доказали возможность:

  А) самозарождения жизни;

  Б) появление живого только из живого;

  В) занесение «семян жизни» из космоса;

  Г) биохимической эволюции.

2.В соответствии с гипотезой А.И.Опарина жизнь:

  А) переносится с планеты на планету;

  Б) появилась одновременно с появлением Земли;

  В) зародилась на Земле в водах первичного океана;

  Г) существует вечно.

3.В первичной атмосфере Земли не было:

  А) водорода;

  Б) кислорода;

  В) метана;

  Г) паров воды.

4.Биогенез - это:

  А) развитие биологии;

  Б) философское учение;

  В) возникновение живого от живого;

  Г) изучение природы.

5.Коацерваты - это:

  А) пузырьки жидкости, окруженные белковыми оболочками;

  Б) бактерии;

  В) высокомолекулярные органические соединения;

  Г) молекулы белка, обособленные от массы воды

 

 

 

Проверить с эталоном

 «5»- все совпадает

«4»-имеется одна ошибка

«3» две ошибки и

 

УЭ-5

Рефлексия:

1.Знаю  объясню другому

2.Сомневаюсь, что знаю

3.Не знаю

 

УЭ-6

Домашнее задание. Параграф 31 и одно задание на выбор

-Гуманитарии могут порассуждать на тему  Возможно ли сегодня,  в современных условиях повторное  зарождение жизни? Жду от вас эссе

1.Составить кроссворд о животных

3.Составить синквейн

Запись в дневниках

 

Выставьте себе отметку :       14-15 баллов- «5» 

УЭ

Баллы

Отметка

УЭ-1

 

 

УЭ
-3

 

 

УЭ-4

 

 

Устные ответы

 

 

Итого

 

 

                                                  10-13 баллов- «4»

                                                   8-9 балла- «3»        

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока (8класс)

Тема: Скелет человека

УЭ-0

Цель урока:

 

УЭ-1

 

Цель: Определить исходный уровень знаний по теме «Скелет»     1. что обозначено цифрами?

     

 

01   

 

2.  что обозначено цифрами?

36_07

3.  ответьте на вопросы теста

1.  какие из костей имеют полуподвижное соединение

а) мозговой отдел черепа

б) тазовые кости

в) ребра

2.  какие  из костей  являются губчатыми

а) лопатки

б) тазовые кости

в) плечевые

3.   за счет чего кости растут в длину

а) за счет желтого костного мозга

б) за счет хрящевых прослоек  костей

в) за счет органических веществ костей

Взаимопроверка.

Выполните задание, оцените работу соседа по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните тест.

УЭ-2

Цель: Изучить скелет позвоночника, скелет конечностей человека

Самостоятельная работа с учебником

1.  Используя учебник,  найдите ответы на вопросы:

1.  чем представлен  скелет туловища человека, какие отделы в нем выделяют

2.  какое строение имеют позвонки, в чем  отличие поясничных и шейных позвонков

3.  какое количество позвонков входит в каждый отдел позвоночника человека

4.  какими свойствами обладает позвоночник человека, с какими особенностями строения  это связано.

5.  какое значение имеет грудная клетка

6.  две нижние  пары  ребер с грудиной не связаны, какое это имеет значение

7.  какие кости входят в состав пояса верхних и нижних конечностей, какую функцию они выполняют

9. выполните практическую работу на стр. 45, 46  и сделайте выводы о работе плечевого пояса и лучевой кости

8.  Выполните задание

1. зарисуйте позвонок человека, отметьте его составные части.

Прочитайте цель.

 

Выполните работу.

УЭ-3

Цель: проверь знания,  полученные на уроке

Выполните задание  1,2 на стр.  48 письменно в тетради

 

 

УЭ-4

Параграф 8,9    подготовьтесь к проверочной работе по теме « скелет человека»

 

Технологическая карта урока

Тема: Мышцы: строение, значение

УЭ-0

Цель урока:

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1

 

Цель: Определить исходный уровень знаний

1.  По каким признакам можно предположить наличие перелома костей:

а) потеря подвижности конечности, изменение формы сустава

б) припухлость в области голеностопного сустава, отек

в) сильная боль, усиливающаяся  при попытках движения

2.  какие меры предпринимают  в случае повреждения ребер:

а) накладывают шину и прибинтовывают ее к грудному и поясничному отделу

б) забинтовывают широкой повязкой после глубокого вдоха больного

в) забинтовывают широкой повязкой после глубокого выдоха больного

3 плечевой пояс  состоит из:

а) лучевая кость, ключица, лопатка, предплечье

б) локтевая кость, ключица, лопатка, предплечье

в) ключица, лопатка

4.  в грудном отделе позвоночника располагается:

а) 10 пар ребер, соединенных полуподвижно грудиной      б) 12 пар ребер, соединенных полуподвижно с грудиной            в)12 пар ребер, 10 из которых соединены  полуподвижно с грудиной

г)12 пар ребер, 8 из которых соединены  полуподвижно с грудиной

5. в позвоночнике выделяют:

а) 4 отдела

б) 5 отделов

в) 6 отделов

 

Взаимопроверка.

Выполните тестовое задание, оцените работу соседа по парте.

 

УЭ-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Изучить основные типы мышц, их строение и значение

Самостоятельная работа с учебником.

Ответьте на вопросы:

1. какие виды мышечной ткани вы знаете, где они расположены, какую функцию выполняют

2.  какое строение имеет скелетная мышца рис. 27 стр. 51

3.  заполните  таблицу,  используя параграф 10

Группа мышц

Место расположения

Значение

 

 

 

Прочитайте цель.

 

Выполните работу.

УЭ-3

Цель: проверь знания, полученные на уроке

Ответьте на вопросы 2, 3, 4, 6 устно в классе

Выполните задание.

 

УЭ-4

Запиши домашнее задание

Параграф 10 ответь письменно на вопросы 1, 5 в тетради стр. 54

 

Технологическая карта урока

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Тема урока: работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопия

 

Цель урока:

Внимательно прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь.

Исходя из темы урока, предположите какая цель нашего урока.

УЭ-1

Цель: Определить исходный уровень знаний по теме

1.  Ответьте на вопросы: 

а) чем мимические мышцы отличаются от  жевательных

б) каким общим свойством обладают все мышцы

в) какие органы образованы гладкой мышечной тканью

2.Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву выпишите на листок контроля

Тест

1. о какой мышечной ткани идет речь: ткань сокращается медленно

а) гладкая мышечная ткань

б) поперечнополосатая

2. какие мышцы тела  участвуют в движение тела, его поворотах, и наклонах

а) мышцы ног

б) мышцы спины

в) мышцы живота

3.  за что отвечает круговая мышца рта

а)  движение щек

б) речь

в) движение уха

4.  какая из мышц отвечает за дыхание

а) большая грудная

б) мышца живота

в) диафрагма

г) мышца ног

5.какая мышца обеспечивает сохранения вертикального положения тела

а) большая грудная

б) мышца живота

в) диафрагма

г) мышца ног

6.с помощью чего прикрепляются скелетные мышцы к костям

а) суставы

б) непосредственно

в) головки

3 Проверьте свои ответы на доске. 6 баллов –высокий уровень, 5 баллов – средний уровень, 4 балла и менее – низкий уровень. Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

 

 

Работайте вместе с классом.

 

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка своих знаний.

УЭ-2

Цель: Изучить основные признаки нарушения осанки и плоскостопия, меры профилактики, проверить осанку и наличие плоскостопия у себя

1. прослушайте рассказ учителя

Ответьте на вопросы, используя  параграф 12 стр.  57:

1. что называется осанкой, какие выделяют признаки правильной осанки

2.приведите примеры причин, влияющих на нарушение осанки

3. перечислите заболевания, связанные с нарушением осанки 

4.выпишите основные правила, которым должен следовать человек, чтобы у него не возникли нарушения осанки

5. выполните практическую работу на стр. 59

Ответьте на вопросы, используя  параграф 12 стр. 60

6. перечислите признаки плоскостопия

7.выпишите основные правила, которым должен следовать человек, чтобы у него не возникло плоскостопие

 

Задание 1,2,3 ,4 выполните самостоятельно.  Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Поработайте в парах, выполните задание №5.

Задание 6,7 выполните самостоятельно.

 Каждый правильный ответ

 оценивается 1 баллом.

 

УЭ-3

Цель : проверить знания, полученные в ходе работы на уроке

2.Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву выпишите на листок контроля

Тест

1. привычное положение тела человека в покое и при движении называется:

а) плоскостопие

б) норма

в) осанка

2.боковое искривление позвоночника называется:

а) сутулость

б) лордоз

в) сколиоз

3.появление S- образной стопы у человека, это пример:

а) плоскостопия

б) нормы

в) искривления осанки

Работайте самостоятельно.

Каждый правильный ответ оценивается

1 баллом.

 

 

УЭ-4

Итог урока.

Ответьте на вопросы:

1.Какую тему урока вы сегодня изучили?

2. Что нового узнали на уроке?

Результаты работы на уроке:

Если вы получили  15, 14 баллов за урок у вас оценка 5,   13, 12,11, баллов за урок у вас оценка 4 10 ,9,  8 баллов за урок у вас оценка 3  , менее 7 баллов оценка 2.

 

 

 

 

УЭ-5

Прочитайте параграф 12, выполните практическую работу на стр.61.  Подготовьтесь к итоговой контрольной работе по теме « Опорно-двигательная система».

 

Ответы

УЭ-1:   1-а, 2-в,3-б, 4-в,5-г,6- б

УЭ-2:

1.   осанка - это привычное положение тела человека в покое и при движении

2.  неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки на тело, натренированность мышц, неправильная посадка

3.  сколиоз, сутулость

4.  при переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно, правильно сидеть за столом при работе

5.  форма стопы плоская, в результате которой возникает усталость

6.  ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми, не носить узкую и тесную обувь на высоком каблуке

УЭ-3 : 1-в, 2- в, 3-б

Технологическая карта урока

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Тема урока: Строение и работа сердца

Цель урока:

Внимательно прочитайте тему урока и запишите

 ее в тетрадь.

Исходя из темы урока,

предположите, какая цель нашего урока.

УЭ-1

Цель: Определить исходный уровень знаний по теме иммунитет, кровь

1.  Ответьте на вопросы

1.почему военные, участвующие в боевых действиях, носят на шее медальоны с указанием группы крови и резус фактора

2.  приведите доказательства утверждения « Кровь-это носительница жизни»

3.  в чем отличие артериальной и венозной крови

2.Выполните тестовое задание. Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ, и соответствующую ему букву запишите ответы в тетрадь

Тест

1.  вакцинация относится к:

а) искусственному пассивному виду иммунитета

б) искусственному активному  виду иммунитета

в) естественному пассивному виду иммунитета

г) естественному  активному  виду иммунитета

2. готовые антитела содержатся:

а) в вакцине

б) в сыворотке

3.Выберите органы, относящиеся к иммунной системе (несколько):

а) костный мозг

б) печень

в) селезенка

г) лимфатические узлы

д) почки

4. гуморальный иммунитет:

а) уничтожение чужеродных тел осуществляют фагоциты

б) посторонние тела удаляются с помощью антител лимфоцитов

3. Проверьте свои ответы на доске. 6 баллов –  оценка «5» , 5 баллов – оценка «4», 4 балла - оценка «3» и менее – низкий уровень, оценка «2».  Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

 

 

Работайте вместе с классом.

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Время - 5 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поменяйтесь тетрадями друг с другом  и проверьте выполнение теста,

сверьтесь с ответами на доске.

УЭ-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: изучить особенности строения сердца, работу сердца и его регуляцию

Используя параграф 17 стр. 80, найдите ответы на вопросы:

1) в какой полости  тела располагается сердце.

2) какое значение имеет околосердечная сумка

3) из каких трех слоев состоит стенка сердца

4)  Используя  макет сердца  и рисунок учебника 41 стр. 80, найдите:

4 камеры сердца: два желудочка и два предсердия,  створчатые клапаны, полулунные клапаны

5)какое значение имеют створчатые клапаны, полулунные клапаны

6)сравните строение стенок правого и левого желудочка, выясните, в чем отличие строения

Просмотрите фильм и ответьте на вопросы

1. какие 3 фазы работы сердца выделяют

2.  заполните таблицу

Фазы сердечного цикла

Положение клапанов (открыты, закрыты)

Направление движения крови

Время, сек.

Сокращение

(систола) предсердий

Створчатые__________

Полулунные_________

 

 

Сокращение (систола) желудочков

Створчатые__________

Полулунные_________

 

 

Общее расслабление (диастола)

Створчатые__________

Полулунные_________

 

 

3. почему сердце «не устает»

4.в чем заключается нервная и гуморальная регуляция работы сердца

5.какое значение имеет автоматическая работа сердца, в чем она заключается

6.как называется прибор, измеряющий работу сердечной мышцы

7.  какое значение имеет тренировка сердца

Сделайте вывод:

каковы особенности строения  и работы сердца.

 

 

 

Задание  №1,2,3 выполните

самостоятельно.  Каждый

правильный ответ

оценивается 1 баллом.

Поработайте в группах,

выполните задание №4 , №5.

 

 

 

 Просмотрите

фильм и ответьте

 на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разберите ответы

на вопросы

совместно с

и сделайте

вывод:

каковы

особенности строения

и работы сердца.

 

Цель: проверить знания, полученные в ходе работы на уроке:

1.внимательно рассмотрите рисунок. Какие части сердца обозначены  под цифрами:

 

                    

2. устно выполните задание

Какие утверждения верны:

1. при сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, кровь движется в желудочки

2. околосердечная сумка ослабляет трение сердца

3.полулунные клапаны расположены между предсердиями и желудочками

4. нервная регуляция работы сердца обеспечивается за счет  импульсов от нервной системы

5. высокая работоспособность сердца обеспечивается за счет того, что сердце отдыхает по времени больше, чем работает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверьтесь с

ответами на доске.

Подсчитайте общее количество баллов за урок, УЭ-1 и УЭ-3.

Итог:

Если вы набрали

14, 13 баллов

оценка «5».

Если вы набрали

12, 11 баллов –

оценка «4».

Если вы набрали

10,  9, 8 баллов –

оценка «3».

Если вы набрали

 менее 7 баллов –

повторите темы и подготовьтесь

к зачету.

УЭ-4

Цель: Закрепить знания, полученные в ходе урока

Прочитайте параграф 17,ответьте  на вопросы 1,2,3,4 устно

Дополнительно для желающих, составьте кроссворд по теме кровь,  строение и работа сердца, иммунитет

Запишите домашнее задание.

                          

             Таким образом, я пришла  к выводу, действительно использование технологии модульного обучения способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, а это позволяет им самим добывать знания под руководством учителя.

 

 

 

 


Применение технологии модульного обучения на уроках биологии как средство формирования универсальных учебных действий

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии как средство формирования универсальных учебных действий

При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей

При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей

Дондерса, определение скорости кровотока и т

Дондерса, определение скорости кровотока и т

Диаграмма 2. Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами

Диаграмма 2. Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами

Диаграмма 5. Умение оценивать себя и других

Диаграмма 5. Умение оценивать себя и других

Примеры использования технологии модульного обучения в 5-9 классах

Примеры использования технологии модульного обучения в 5-9 классах

Энергетическая Г. Углеводы 3

Энергетическая Г. Углеводы 3

УЭ-2Тема урока: Цель урока

УЭ-2Тема урока: Цель урока

Проверить с эталоном «5»- все совпадает «4»-имеется одна ошибка «3» две ошибки и

Проверить с эталоном «5»- все совпадает «4»-имеется одна ошибка «3» две ошибки и

Составить кроссворд огрибах 2

Составить кроссворд огрибах 2

Каковы их размеры? 5.Значение простейших

Каковы их размеры? 5.Значение простейших

Выставьте себе отметку : 14-15 баллов- «5»

Выставьте себе отметку : 14-15 баллов- «5»

Г. Теория, согласно которой «семена жизни» были занесены на

Г. Теория, согласно которой «семена жизни» были занесены на

В соответствии с гипотезой А

В соответствии с гипотезой А

УЭ -3

УЭ -3

Взаимопроверка. Выполните задание, оцените работу соседа по парте

Взаимопроверка. Выполните задание, оцените работу соседа по парте

Выполните задание 1. зарисуйте позвонок человека, отметьте его составные части

Выполните задание 1. зарисуйте позвонок человека, отметьте его составные части

Взаимопроверка. Выполните тестовое задание, оцените работу соседа по парте

Взаимопроверка. Выполните тестовое задание, оцените работу соседа по парте

Цель урока:Внимательно прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь

Цель урока:Внимательно прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь

Проверьте свои ответы на доске

Проверьте свои ответы на доске

Задание 1,2,3 ,4 выполните самостоятельно

Задание 1,2,3 ,4 выполните самостоятельно

УЭ-5 Прочитайте параграф 12, выполните практическую работу на стр

УЭ-5 Прочитайте параграф 12, выполните практическую работу на стр

УЭ-1Цель: Определить исходный уровень знаний по теме иммунитет, кровь 1

УЭ-1Цель: Определить исходный уровень знаний по теме иммунитет, кровь 1

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

УЭ-3

УЭ-3

УЭ-2

УЭ-2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017