Учебно-познавательная игра. Литературная дуэль «По страницам комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Оценка 4.6

Учебно-познавательная игра. Литературная дуэль «По страницам комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
04.03.2018
Учебно-познавательная игра. Литературная дуэль «По страницам комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Конспект. Литературная дуэль.Ревизор..doc

 Список литературы:

1.      Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org

2.      Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс [Текст] / И.В.Золотарева, Т.А.Крысова. – М.: ВАКО. 2003. – 336 с.

3.      Козак, О.Н. Литературные викторины [Текст] / О.Н.Козак. – СПб.: СОЮЗ. 1999. – 272 с.

4.      Турбин, В.Н. Герои Гоголя [Текст] / В.Н.Турбин – М.: Просвещение. 1983. – 220 с.

5.      Тропа к Гоголю [Текст] / под ред. Ю.В.Манна. – М.: Детская литература. 1976. – 280 с.

 

 

 

Литературная дуэль

             «По страницам комедии «Ревизор»

                     Учебно-познавательная игра

Цель игры: осознание детьми непреходящего значения литературной классики на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; проверка в занимательной форме знания учащимися произведения Н.В.Гоголя; развитие памяти и внимания; воспитание любви к книге, чтению.

Оборудование:     1.  Мультимедийная установка.

                                         Микрофоны

                                      2. Презентация игры.    

                                      3. Портрет Н.В.Гоголя. 

                                      4. Выставка книг-произведений Н.В.Гоголя.

                                  5. Художественная выставка репродукций по произведениям Н.В.Гоголя. 

                                  6. Плакат “Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним     разом  посмеяться над всем”.

                                  7. Плакат “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”;

 

ВСТУПЛЕНИЕ

  Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя.

Издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы.

 Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

              В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками.

               Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех.

             Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас

          Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию начала 19 века, вновь перелистаем страницы гениальной комедии Н.В.Гоголя, 

 побываем в уездном городишке N, “до которого три года скачи, не доскачешь”, совершим небольшое путешествие по его неухоженным улицам,

           найдём объяснение странной вещи: “как фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силой страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят”,- именно так писал о комедии Г.А.Гуковский.

 

                                         Ход игры

№ слайда

Деятельность

Слайд №1

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

     №2

Вступление.  Портрет.

  Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя.

Издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы.

 Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

              В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками.

Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров.  Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех.

             Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу.  Мы вновь перелистаем страницы гениальной комедии Н.В.Гоголя, 

Сегодня у нас состоится

Литературная дуэль  (по страницам комедии «Ревизор»)

между командами 1 и 2 группы, за подготовку которых отвечают старосты: Маша и Саша. Они и будут вызывать участников каждой дуэли.

Для подготовки двух поединков приглашаю по 1 художнику и 1актёру,которые получат задания  (ватман и карандаши для создания иллюстрации к пьесе; учебник и №№ явлений, которые они  должны будут показать нам через 20 минут). Заранее были определены по

 4 актёра в каждой группе, но какие сцены им предстоит сыграть, они узнают только сейчас.

 (ПАКЕТ ВЫДАТЬ)

  Идите готовиться.

Слайд № 3

 

Разминка –старосты читают выразительно!

О каком произведении Н.В.Гоголя идет речь?

1гр.    «Сегодня, 19 апреля, на Александринском театре в первый раз …, оригинальная комедия в 5 действиях. Сочинение Н.Гоголя… Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество…»                                     

  Газета «Санкт-Петербургские ведомости» за 19 апреля 1836 г.

2гр.  «Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня…Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия»    Н.В.Гоголь

Слайд № 4

 

 Это, конечно же, речь идёт о знаменитой пьесе Н.В.Гоголя.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…, все несправедливости…, и за одним разом посмеяться над всем,»- писал                                                          Н.В.Гоголь в «Авторской исповеди»

Афиша 1-го спектакля

Слайд № 5

 

Историческая справка

Постановка комедии «Ревизор». Чтение комедии автором.

   Слайд № 6

             №7

 

 

  ИТАК, НАЧНЁМ ЛИТЕРАТУРНУЮ ДУЭЛЬ. Секундантами наших дуэлянтов будут:

1

2

3                   Дуэль 1 (1+1)

 ВЫБОР: Кто будет отвечать первым ? ( каждому взять такое кол-во спичек из коробка, которое соответствует правильному ответу и не показыватьсразу.)  Перед вами несколько дат, соответствующих дням рождения русских писателей. Когда родился Н.В. Гоголь?

1. 26.05.1799                                      3. 03.10.1814

2. 20.03.1809                         4. 23.11.1803

Итак, 1-й выстрел достался….

 

Слайд № 8

 

Конкурс по биографии Н.В.Гоголя. Продолжите фразу: «Я знаю, что…». По очереди называют ИНТЕРЕСНЫЕ факты биографии Н.В.Гоголя. Победит тот, кто назовет больше фактов. А насколько они были интересными и правильными оценят наши секунданты.

Например: «Я знаю, что Н.В.Гоголь родился в деревне Васильевка Полтавской губернии»…

                СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

             Уважаемые секунданты, кто выиграл?

     Слайд №9

                №10

 

 

  Дуэль 2 (1+1)

     Отвечает представитель   команды, чья очередь стрелять.

Блиц-опрос:

В каком году был написан «Ревизор»?     В 1836 г.

Кто подсказал Гоголю сюжет комедии? А.С.Пушкин

Где состоялось первое представление пьесы? В Александринском театре г. Петербурга

Кто из членов правительства на нем присутствовал? Император Николай I

Слайд № 11

 

  • Сколько действий в комедии?  (пять)
  • Назовите пословицу, которая  используется в начале комедии Н.В.Гоголя.

Пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»  используется в качестве эпиграфа.  

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

Слайды № 12

             

 

 

 

 

 

 

Проверь себя

              №13

 

 

 

 

 Дуэль 3 (1+1)

Отвечает представитель  команды, чья очередь стрелять.

  Поясните значение термина:

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Монолог – продолжительная речь одного лица.

Кульминация – самая напряженная точка в развитии действия.

Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т.п.

Развязка – событие, завершающее действие.

Завязка – событие, с которого начинается действие.

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

 

Когда мы читаем то или иное произведение, характеризуем героев, то в нашем сознании предстают разнообразные  картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в какой обстановке находятся.

Слайды №№

             14-25

 

 

 

 

 

 

 

Дуэль 4 (2+2)   

 Отвечает представитель  команды, чья очередь стрелять

  Вам необходимо  по иллюстрациям или сцене из спектакля на слайдах узнать героев комедии

№ 15 – Городничий.

№ 16 – Бобчинский и Добчинский.

№ 17– Хлестаков.

№ 18 – Марья Антоновна.

№ 19 – Анна Андреевна.

№ 20 – Осип.

№ 21– судья Ляпкин-Тяпкин.

№ 22 – попечитель богоугодных заведений Земляника

№ 23 – Городничий и квартальные.

№ 24– почтмейстер Шпекин.

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

 

   Слайды 

   №25

Проверь себя

   26-27

 

Дуэль 5 (2+2)

 Отвечает представитель  команды, чья очередь стрелять  

Поясните значение слова, написанного на карточке  (вытягивается карточка сопернику).Становятся спиной к экрану, чтобы не видно было , что там (СЕКУНДАНТЫ СЛЕДЯТ ВНИМАТЕЛЬНО,чтобы условия дуэли не нарушались)

Инкогнито – тайно, под чужим именем.

Городничий-начальник уездного города

Щелкопер – презрительное название писателя, журналиста.

Партикулярное платье – штатское, неформенное.

Моветон – человек дурного тона.

Елистратишка – коллежский регистратор, чиновник самого низшего, 14-го класса.

Жуировать – наслаждаться.

Пассаж – случай, происшествие.

Ключница – служанка. ведавшая съестными припасами.

Подорожная – документ о маршруте и праве пользоваться почтовыми лошадьми.

Ливрея – форменная парадная одежда для лакеев, швейцаров.

Острог – тюремное здание, где содержались  осуждённые преступники.

Финтифлюшка – глупость, пустяк.

Забрить лоб – сдать в солдаты.

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

Слайд № 28

Дуэль 6 (1+1)

  Чтецы (отрывок наизусть).  Отвечает представитель  команды, чья очередь стрелять

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

Слайды №29

       № 30-33

 

 

Дуэль 7 (1+1)

 Отвечает представитель  команды, чья очередь стрелять  По иллюстрациям на слайдах озаглавьте сцену из комедии «Ревизор».

№ 30 – «К нам едет ревизор!»

№ 31– Возвращение Хлестакова после осмотра города.

№ 32 – Рассказ Хлестакова.

№ 33 – Немая сцена

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

Слайд № 34

Дуэль 8 (1+1)

 Конкурс наших художников. Начинает представитель  команды, чья очередь стрелять.

 СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

   Слайд №35

              №36

 

Дуэль 9 (2+2)  Знатоки содержания.

 Отвечает представитель  команды, чья очередь стрелять .

Блиц-опрос:

Имя и отчество Хлестакова? Иван Александрович

Кому пишет письмо Хлестаков? Другу Тряпичкину

Кто говорит, «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»? Ляпкин-Тяпкин

Кто такой квартальный? Полицейский, надзиравший за порядком в определенном квартале города

Слайды

№№ 37-38

 

 

Продолжи фразу:

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам… (пренеприятное известие: к нам едет ревизор).

 Все, как мухи… (выздоравливают).

Сегодня мне всю ночь снились какие-то… (две необыкновенные крысы).

У меня легкость… (необыкновенная в мыслях).

·  Я с Пушкиным…( на дружеской ноге).

·  Чему смеётесь?.. (Над собою смеётесь!)

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же… (стулья ломать? От этого убыток казне).

Я могу от любви… (свихнуть с ума).

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Уважаемые секунданты, кто выиграл?

Слайды

№№ 39-40

Дуэль10 (4+4)

 Инсценировка. Начинают представители  команды, чья очередь стрелять

 ( явл.12,13,14,15 действия IV

СПАСИБО. ДУЭЛЬ ОКОНЧЕНА.

Слайд № 41

            №42

        Слово для окончательного решения нашим секундантам.

Поздравляем победителей!

 

 

Я благодарна всем вам, ребята, за подготовку и участие в игре. «Загадку личности Гоголя каждый прикасающийся к нему – «заколдованному месту» русской литературы – может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги. Гоголь помогает понять человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.


Список литературы : 1.

Список литературы : 1.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение

Вступление. Портрет. Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству

Вступление. Портрет. Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству

Дуэль 1 (1+1) ВЫБОР: Кто будет отвечать первым ? ( каждому взять такое кол-во спичек из коробка, которое соответствует правильному ответу и не показыватьсразу

Дуэль 1 (1+1) ВЫБОР: Кто будет отвечать первым ? ( каждому взять такое кол-во спичек из коробка, которое соответствует правильному ответу и не показыватьсразу

Проверь себя №13

Проверь себя №13

Щелкопер – презрительное название писателя, журналиста

Щелкопер – презрительное название писателя, журналиста

Слайд №35 №36

Слайд №35 №36
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018