Для того чтобы творить, нужен талант. Для того чтобы заниматься наукой, нужны знания. Литература уникальна тем, что сочетает в себе, казалось бы, несочетаемое: мысль и чувство, полет фантазии и холодный расчет, логику и творчество, отдых и труд. Художественное произведение не может нравиться или не нравиться, его можно понимать или не понимать. А понимание возможно лишь при наличии знаний. «Мысль одухотворенная» — вот что должно стать и средством, и целью при изучении литературы. Общаться с книгой надо наедине, но учиться языку общения (то есть овладевать теорией) лучше вместе. Научить общению с книгой, то есть воспитать квалифицированного, профессионального читателя, желающего читать не только ради развлечения, но и воспринимающего чтение как труд своей души, как эстетическое наслаждение, как приглашение к сотворчеству, — и есть главная цель учителя литературы.
Изучение литературы в школе должно осуществляться с учетом достижений современного литературоведения и эстетики и соответствовать требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Несмотря на функционирование программ литературного образования, в которых теория литературы играет структурообразующую роль, задача разработки системы основных теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий применительно к школьному курсу литературы окончательно не решена. Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы, но по-прежнему остается одной из сложных тем для изучения. Проблема изучения основ теории литературы в школе хоть не нова, но и не решена. Зачастую на уроках литературы в школе теория остается теорией, не имея никакой связи с литературой, существует в стороне от литературного произведения. А на уроках изучения теоретико-литературоведческих понятий отдается предпочтение теории в ущерб литературе. В решении этой проблемы применительно к школьной практике стоит исходить из того, что в школе изучается не литературоведение как наука, а литература как вид искусства. Поэтому теоретико-литературоведческие понятия должны стать для учеников инструментом, который помогал бы им понять образ, увидеть литературную ценность произведения, отличить настоящее произведение искусства от эрзаца.
Целью данной методической разработки игры для 6 класса «Лото по теории литературы» является систематизация и изучение литературоведческих терминов в игровой форме, а также контроль за изученным материалом по теме.
Основные дидактические задачи, соответствующие выдвинутой идее, мы видим в том, чтобы научить школьников устанавливать взаимосвязь между основными категориями и понятиями; формировать важнейшие читательские и аналитические умения. Целенаправленное, систематическое обращение на уроках литературы к вопросам теории литературы содействует решению важных воспитательных задач: формированию эстетических взглядов, эстетического вкуса; воспитанию внутренней потребности читать высокохудожественные литературные произведения и обращаться к образцам высокого искусства в области музыки, живописи, кино; формированию мировоззрения и гражданской позиции; выработке умений верно ориентироваться в окружающем мире и давать адекватные оценки происходящему.
Правила игры (электронная версия)
Предлагается игровое поле с терминами по теории литературы. На каждой странице дано определение одного из терминов. Задача игрока — найти соответствие термина и определения. Для этого необходимо щелкнуть мышкой на термине, которому, как вам кажется, принадлежит данное выше определение. Если ответ выбран неверный, то сектор окрасится в желтый цвет. При верном ответе откроется часть картинки. Для перехода к следующему определению нажмите кнопку «Далее».
В печатной версии игра проходит по правилам игры в лото.
Однако, работая над постижением того или иного теоретико-литературоведческого понятия необходимо помнить, что «нельзя вырвать строчку из песни». И только при целостном восприятии произведения мы сможем показать не только объем и содержание теоретико-литературоведческого понятия, но и его значение, его роль в произведении, ведь теоретико-литературоведческие понятия формируются и закрепляются, прежде всего, в процессе анализа литературного произведения.
Литература
Стратегия модернизации содержания общего образования. Москва, 2001
Г.Ю. Ксензова. Перспективные школьные технологии. Москва, 2001
. А.Г. Кутузов, А.Г. Гутов, Л.В. Колосс. Как войти в мир литературы. 5 класс. Москва, 2001
А.Г. Кутузов и др. Программа по литературе (5-11 классы). // Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. Москва, 2002
Е.А. Акелькина. Курс лекций «Введение в литературоведение»
Лото по теории литературы.doc
Лото по теории литературы для 6 класса
Сочетание стихов,
образующее
единство
Слова, помещенные
перед
текстом
художественного произведения, призванные раскрыть художественный замысел
автора, дать авторскую оценку.
Форма поэтической
речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Определение,
придающее выражению образность, эмоциональность, подчеркивающее один из
признаков предмета
Система событий в
художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и
отношение писателя к изображенному жизненному явлению.
Повтор звуков,
связывающих
две и более строк.
Лото по теории литературы для 6 класса
Заключительный
момент
в развитии
действия художественного произведения.
Действующее лицо художественного
произведения.
Развернутое
высказывание одного лица, не связанное с репликами другого лица.
Жанр
повествовательной литературы; по характеру разделения действия сложнее
рассказа, но менее развернут, чем роман.
Прозаический,
документальный жанр, посвященный современному автору, жизни, фактам, людям.
Переносное
значение слова, основанное на уподоблении одного предмета / явления другому
по сходству или по контрасту.
Лото по теории литературы для 6 класса
Один из
прозаических жанров фольклора, в основе повествования которого лежит
фантастическое.
Устойчивая
формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие
произведения фольклора.
Начальный момент в
разыгрывании событий, изображенный в художественном произведении.
Средство
художественного изображения, основанное на преувеличении.
Высшее напряженное
действие в
художественном произведении.
Жанр русского
фольклора, героико-патриотическая песня, сказание о богатырях и
исторических событиях Древней Руси (IX
– XIII
в.в)
Лото по теории литературы для 6 класса
Небольшое сюжетное
стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычайный случай.
Вид искусства, отражающий
жизнь при помощи слов, письменно или устно.
Высшее напряженное
действие в
художественном произведении.
Переносное
значение слова, основанное на уподоблении одного предмета / явления другому
по сходству или по контрасту.
Повтор звуков,
связывающих
две и более строк.
Система событий в
художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и
отношение писателя к изображенному жизненному явлению.
Лото по теории литературы для 6 класса
Метафора
Строфа
Гипербола
Персонаж
Сюжет
Эпиграф
Лото по теории литературы для 6 класса
Литература художественная
Очерк
Былина
Зачин
Завязка
Эпитет
Лото по теории литературы для 6 класса
Баллада
Легенда
Сравнение
Повесть
Рифма
Кульминация
Лото по теории литературы для 6 класса
Рифма
Развязка
Метафора
Сюжет
Кульминация
Монолог
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.