Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятий аэробикой, является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием или попросту тренировкой.
Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным звеном общего процесса подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующимиОсновной, наиболее действенной и эффективной формой занятий аэробикой, является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием или попросту тренировкой.
Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным звеном общего процесса подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующими
УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СПОРТИВНОЙ
АЭРОБИКЕ
Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятий
аэробикой, является урок, в спорте называемый учебнотренировочным
занятием или попросту тренировкой.
Уроки составляются согласно педагогическим принципам и по своему
содержанию должны соответствовать возрастным особенностям, физическим
возможностям занимающихся, и решать в единстве задачи оздоровления,
обучения и воспитания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным
звеном общего процесса подготовки гимнасток. Он должен быть связан с
предшествующими и последующими звеньями и вносить определённый вклад
в физическое развитие, образование и воспитание занимающихся.
в
постоянном
заключается
Основная цель при занятиях видами спорта с гимнастической
овладении
направленностью
сложнокоординационными двигательными навыками, которые оцениваются в
условиях соревнованиях по таким критериям, как качество исполнения,
трудность и композиция упражнений. В связи с этим имеет место
многообразие типов занятий, которое объясняется сложностью и множеством
задач, которые необходимо решать спортсменам и тренерам как на
протяжении одного занятия, так и в течение достаточно большого интервала
времени. Поэтому в большинстве сложнокоординационных видов отмечается
достаточно чётко выраженная типология учебнотренировочного занятий в
соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Выделяют несколько
типов занятий:
учебное;
контрольное;
модельное;
разминочное («зарядка»).
тренировочное;
занятия по специальной и общей физической подготовке;
восстановительное;
Учебное занятие характерно для подготовительного периода учебно
тренировочного процесса, когда закладывается техническая основа будущих
композиций. Разучиванию новых элементов, а также поддержек, «пирамид»
могут посвящаться практически целые занятия. Помимо этого осваиваются
новые элементы аэробной хореографии, построения и перестроения,
фрагменты новой программы.
При планировании такого занятия должны решаться следующиевопросы: выделить элементы и соединения для овладения на данном занятии,
определить порядок их разучивания в соответствии с технической,
физической и психологической сложностью, задать примерное количество
повторений основных разучиваемых элементов и общую продолжительность
занятия.
Тренировочное занятие направлено на закрепление и совершенствование
освоенных упражнений и композиций в целом, воспитание специальной
выносливости путём многократного выполнения соревновательных
комбинаций и их частей. Это основной тип занятий при подготовке к
соревнованиям.
Основой построения уроков по спортивной аэробике, как и любого
другого урока по физической культуре, являются биологические
закономерности функционирования организма,
определяющие его
работоспособность и логика развёртывания учебновоспитательного процесса.
Это обуславливает деление урока на три части: подготовительную, основную
и заключительную. В одной учащиеся подготавливаются к решению
поставленных задач с помощью относительно лёгких упражнений; в другой
решают главные задачи, т.е. выполняют сложные упражнения; в третьей
необходимо содействовать более быстрому протеканию восстановительных
процессов,
чтобы учащиеся могли перейти к последующей
высокопроизводительной деятельности или отдыху.
Продолжительность частей уроков может быть разная; это зависит от
задач урока, специфики выбранных упражнений, особенностей занимающихся
и других факторов.
Подготовительная часть урока.
Назначение подготовительной части урока как отмечают специалисты,
это подготовка занимающихся к предстоящей работе путем решения
следующих задач:
1. организация занимающихся и ознакомление их с задачами и содержанием
предстоящей работы;
2. подготовка организма занимающихся к основной части урока:
развёртывание вегетативных функций и разогревание двигательного
аппарата;
3. разносторонняя специальнофизическая подготовка;
4. формирование и совершенствовании двигательной культуры и базовой
технической подготовки занимающихся.
Есть два пути решения этих задач:
традиционная гимнастическая разминка;
разминка танцевального характера, с использованием средств
танцевальной аэробики .
Подготовительная часть урока по традиционной методике состоит из
следующих фрагментов: упражнения «по кругу» (ходьба, бег, ОРУ и т.д.);
разминочные упражнения «по диагонали» и на середине (прыжковые
упражнения, махи ногами, базовые аэробные шаги и т.д.);
упражнения на растягивание мышечносвязачного аппарата.
При этом каждый фрагмент имеет свою логику построения. Столь
сложная структура, такое большое количество и разнообразие средств
подготовительной части урока обусловлено тем, что основное назначение
подготовительной части урока с занимающимися младшего школьного
возраста заключается не столько в оперативной подготовке занимающихся к
предстоящей работе, но, главным образом, в перспективной подготовке
опорнодвигательного аппарата гимнастов к будущим спортивным
достижениям.
Подготовительная часть урока танцевального характера также имеет
свою структуру и состоит из трёх частей: вводной, аэробной (танцевальной) и
престреч.
Вводная часть посвящена общей разминке, разогреванию и подготовке
к предстоящей работе. Основная задача – создание так называемой
кинестетической собранности, т.е. моральной подготовки занимающихся к
предстоящей работе.
Средством решения этой
задачи является выполнение
низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном
темпе, по принципу «сверху вниз»: наклоны головы в стороны, вперёд,
круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперёдназад, подъёмы
пятки и т.д. во время вводной части разминки должна происходить фиксация
правильного положения корпуса и постановки ног.
Аэробная часть состоит из следующих фрагментов:
базовых шагов аэробики, которые выполняются с нарастающей
амплитудой и акцентом на правильную технику, при этом они
соединяются в связки с добавлением координации рук;
танцевальной аэробики с использованием различных танцевальных
направлений (джаз, фанк, хипхоп, латина, рокнролл, фольклорные
танцы и т.д.). Каждую разновидность танцевальной аэробики
характеризуют движения и музыка, соответствующие определенному
стилю танца. Специфические танцевальные движения способствуют
развитию пластичности и координационных способностей.
В аэробной части решаются следующие задачи:
развиваются координационные способности;
повышаются функциональные возможности организма;
улучшается эмоциональное состояние занимающихся.
Престреч – предварительное растягивание мышц, которые будут
задействованы в основной части урока.
Задачи престреча: увеличить растяжимость мышц и эластичность синовиальных
образований;
увеличить подвижность в суставах;
усилить кровенаполнение мышц.
Средством решения этих задач являются упражнения динамической
растяжки, преимущественно мышц ног и поясницы.
Основная часть урока, как правило, подчинена решению задач
технической подготовки.
Процесс технической подготовки в спортивной аэробике связан с
приобретением ряда качеств и навыков, т.е. овладением значительным
количеством упражнений, специфичным для данного вида спорта, и
повышением качества их исполнения.
Наиболее существенными аспектами в содержании технической
подготовки признаны следующие:
1. овладением элементами «начальной» школы гимнаста. К таким
простейшим навыкам относятся, умение сохранят осанку в разных
положениях и при приземлениях; выполнение упражнений с
соблюдением гимнастического стиля (с прямыми ногами, оттянутыми
носками и т.д.), умение двигаться в соответствии со специфичными
характеристиками музыкального сопровождения и т.д.
2. овладение базовыми двигательными действиями универсального
назначения, обеспечивающими структурнотехническую базу любого
упражнения:
умение гасить поступательное и вращательное движение при
приземлениях;
умение осуществлять эффективное отталкивание руками и ногами;
умение сохранять при различных движениях определённую позу тела
(динамическую осанку);
умение сохранять статическую устойчивость и т.д.
3. овладение профилирующими элементами.
4. овладение классификационными элементами. Классификационными
элементами в спортивной аэробике можно считать необходимый
минимум упражнений, которым должен владеть спортсмен на
конкретном этапе тренировочного процесса для того, чтобы
справляться с упражнениями своего разряда.
Заключительная часть урока.
Заключительная часть урока достаточно вариативна и зависит от
решаемых задач на уроке. Чаще всего в заключительной части урока
осуществляется специальная физическая подготовка гимнасток.
При выборе средств СФП за основу была принята система,
разработанная специалистами в области спортивной гимнастики. Это
объясняется следующим. Вопервых, в гимнастике физическая подготовка насегодняшний день располагает чёткой научнообоснованной методологией,
включающей в себя систему целенаправленных воздействий с целью
обеспечения надёжной подготовленности спортсмена к соревновательной
деятельности.
Вовторых основанием для применения специально
подобранных гимнастических упражнений явился обобщенный опыт
достижения высоких результатов в спортивной аэробике спортсменами,
пришедшими в неё из спортивной гимнастики.
Основными средствами СФП в спортивной гимнастике, а, следовательно
и в спортивной аэробике являются, прежде всего, сами соревновательные
упражнения, а также специальные подготовительные упражнения, сходные по
структуре с соревновательными упражнениями, либо входящие составной
частью в технику выполнения гимнастического элемента, владение которым
гарантирует двигательную подготовленность гимнаста и обеспечивают
прогрессирующие развитие необходимых качеств.