КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
|
дисциплин профессионального цикла
Протокол № 4 от 28.11. 2017
Составитель: Поливода Т.А. – Учебное пособие «Музицирование как одна из форм работы на уроках по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «Детский музыкальный оркестр», «Музыка и окружающий мир», «Музыкальный театр» для студентов специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». – Рубцовск, 2017, с. 35.
Учебное пособие адресовано студентам специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», а также педагогам, которые работают по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства: «Детский музыкальный оркестр», «Музыка и окружающий мир», «Детский хоровой театр».
В пособии предложены музыкально – дидактические игры и творческие задания в области музицирования на детских инструментах, которые помогут освоить содержание предметов и выработать определенные навыки и умения у обучающихся.
Учебное пособие имеет практическую направленность, предназначенао студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендовано педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
Рецензент: преподаватель высшей категории КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.
Предисловие…………………………………………………………………….. 4
Введение………………………………………………………………………… 5
Структура урока с использованием детских музыкальных инструментов…. 9
Методические рекомендации по организации обучения детей на детских музыкальных инструментах……………………………………………………11
Характеристика детских музыкальных инструментов……………………….14
Музыкально – дидактические игры и творческие задания с использованием детских музыкальных инструментов…………………………………………..16
Этапы обучения игре на детских музыкальных инструментах………………29
Заключение………………………………………………………………………30
Используемые источники……………………………………………………….37
Данное пособие имеет целью оказать методическую помощь студентам в разработке и в проведении уроков (занятий) по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства: «Детский музыкальный оркестр», «Музыка и окружающий мир», «Музыкальный театр», которые изучаются по специальности «Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».
В пособии раскрывается значение, сущность одной из форм обучения – игра на детских музыкальных инструментах, а также указаны пути, методы и задания, которые позволяют их реализовать, исходя из основной концепции программ – сформировать художественную культуру у обучающихся начальных классов в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
Создание пособия – это итог результата теоретического анализа и практического апробирования музыкально-педагогической и научной деятельности известных теоретиков и педагогов в области музыкального воспитания и образования детей (Б.Яворского, Б.Асафьева, Г.Ригиной, О.Радыновой, Д.Кабалевского, Ю.Алиева, Е.Критской, Е.Юдиной, и др.), а также учителей музыки НОО и музыкальных воспитателей ДО г.Рубцовска.
На уроках широко используется инструментальное музицирование – включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов.
При этом педагогом решаются следующие задачи:
– развитие интереса к музыкальным занятиям;
– развитие музыкальности детей, их эмоционального отклика на исполняемые произведения, осмысления жанровой принадлежности сочинения;
– развитие ритмического и тембрового слуха, чувства ансамбля;
– формирование навыков и умений дифференцированного «слышания» музыкальной ткани произведения - вычленения из нее характерных интонаций (подчеркивание мелодических, метроритмических, ладовых, динамических, темповых, тембровых и прочих особенностей), элементов формы (фраза, построение, вступление, заключение, разделы частей композиции), приемов развития; приобретение навыков игры на простейших инструментах - ритмических, звуковысотных, духовых;
– освоение элементов музыкальной грамоты;
– развитие координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах.
Инструментальное музицирование – это, прежде всего, форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования на уроке зависит от нескольких факторов:
– наличия определенного набора и количества инструментов в классе;
– владения педагогом методами и приемами включения инструментального музицирования в драматургию урока;
– уровня музыкального развития конкретного класса и готовности детей к применению инструментов на уроке.
Как показывает практика, на уроках используются, чаще всего, инструменты ритмические: барабаны, бубны, румбы, маракасы, ложки, треугольники и др.; реже – звуковысотные: фортепиано, металлофоны (диатонические и хроматические), пианолы, триолы, органолы и др.; духовые инструменты: блок-флейты, дудочки, разного рода народные инструменты (свистульки, рожки и др.) – применяются редко, так как игра на них, их использование и хранение требует соблюдения специальных санитарно-гигиенических норм.
С чего же начинать обучение детей игре на музыкальных инструментах в условиях коллективных форм занятий музыкой в школе?
Прежде всего, с использования инструментария при исполнении музыки разной жанровой принадлежности, основываясь на игровых приемах включения инструментов в исполнительскую деятельность младших школьников.
На первоначальном этапе освоения различных музыкальных жанров (марш – детский, сказочный, игрушечный и пр., танец – вальс, полька, менуэт, народная пляска, танец в современных ритмах и пр., песня – колыбельная, шуточная, торжественная и пр.), следует предлагать детям задания, направленные на выбор тембра инструмента, который бы соответствовал характеру и настроению музыки, звучащей на уроке.
Так, маршевая музыка в сознании детей, конечно же, ассоциируется со звучанием барабана и трубы. Интонации трубы учащиеся могут исполнять голосом (Та-ра-ра! Ту-ру-ру!) или имитировать ее звучание на воображаемом инструменте. На барабане можно отмечать ритмическую пульсацию музыки, метр (сильную долю такта), характерные ритмические формулы. Примерами маршевой музыки являются марши И.С.Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.Чайковского, «Марш» из «Детской музыки» С. Прокофьева, «Марш» из цикла «Танцы кукол» Д.Шостаковича, «Смелый наездник» из «Альбома пьес для юношества» Р. Шумана и др.
При наличии в классе одного или нескольких барабанов исполнение метроритмических особенностей маршевой музыки можно поручать поочередно учащимся-солистам. Они будут озвучивать маршевую музыку при входе и выходе из класса, при маршировке детей на месте. Последовательность исполнителей устанавливается учителем вместе с учащимися, чтобы каждый ребенок в классе мог побывать в роли барабанщика. Желательно после звучания музыки обсудить с детьми, соответствует ли звучание инструментального сопровождения характеру и настроению пьесы, помогает ли оно, например, более четкой и организованной маршировке всего класса.
Чтобы сочетание движений под марш и звучание барабанов было ритмически организованным, учитель на первом этапе этой работы использует словесные команды, обозначающие начало или конец движения (игры) – «Марш!», «Стоп!», вступление барабанщиков: «Первый – марш!», «Второй – марш!» и т.д.
Усложнение заданий, связанных с исполнением маршевой музыки, обычно направлено на тренировку слухового внимания детей, марширующих и играющих на барабанах: передать смену темпа (быстро, медленно), динамики (громко, тихо), регистра (высокий, средний, низкий) и пр.
По мере развития навыков координации маршевых движений – ног марширующих и рук играющих – следует обращать внимание учащихся на необходимость начала маршировки с левой ноги (руки), одновременной остановки в конце пьесы (услышать «точку», тонику), а также учить их осмысливать грани простейших музыкальных форм: вступление к маршу исполняет один, первую часть – другой, среднюю – третий, репризу, повторение – четвертый, заключение – пятый ученик и т.п. На первоначальном этапе словесные команды учителя помогут выполнению подобного рода заданий.
Учителю музыки при организации процесса инструментального музицирования следует помнить о том, что к более сложному этапу работы над произведением можно переходить лишь тогда, когда большинство учащихся освоят приемы игры на инструменте. Нужно постоянно обращать внимание на то, как сидят или стоят дети во время исполнения музыки, точно ли выполняют указания педагога, правильно ли держат инструменты, как извлекают звук, вслушиваются ли в собственное исполнение.
Исполнение маршевой музыки на барабанах может происходить в рамках созданных педагогом игр-композиций, например, ролевой игры «Игрушечный парад» на музыку «Марша» Д.Шостаковича, при исполнении песен-маршей (класс – хор, солисты – барабанщики), драматизации сказки (например, барабанный бой сопровождает появление Медведя в русских народных сказках «Колобок», «Теремок») и др.
При исполнении песенной музыки лирического характера из предлагаемых на выбор инструментов (барабан, ложки, бубен, треугольник, металлофон) учащиеся выбирают тембр треугольника или металлофона. Нужно предложить ребятам вслушаться в голоса этих инструментов, услышать их мягкий «волшебный» тембр, показать, какими приемами извлекается звук, как держат эти инструменты. Треугольник и металлофон рекомендуется применять при озвучивании эмоционально-образных речевых оборотов, задавая детям при этом определенные мелодические и метроритмические формулы:
Груст-но Лас-ко-во Ве - се-ло Тре-вож – но По- жар!
Наиболее удобными для музицирования на металлофонах и треугольниках являются пьесы с ярко выраженной мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом («Колыбельные» В.Моцарта, И.Брамса, Г.Гладкова, М.Кажлаева, Арии из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха, «Мелодия» А.Рубинштейна, «Грустные песенки» В.Калинникова, П.Чайковского, Г.Свиридова и др.).
При выборе последовательности извлечения звуков на металлофоне нужно определить, какие звуки тонической, субдоминантовой или доминантовой гармонии могут сопровождать звучание пьесы или ее фрагмента. Если возможно деление класса на группы, которые будут исполнять звуки различной гармонической ориентации, то на этом этапе желательно применять запись простейших партитур.
Танцевальная музыка требует от исполнителей также правильного выбора тембра инструментов. Если озвучивается народная пляска радостного, оживленного характера (русские народные плясовые «Камаринская», «Светит месяц», «Из-под дуба, из под вяза» и др.), то для нее подойдут тембры таких инструментов, как: ложки, бубен, румбы. Для того чтобы подчеркнуть сугубо национальный колорит танца, например, «Арагонской хоты» М. Глинки, уместно использовать звучание кастаньет. С хрустально-чистым голосом челесты в «Танце Драже» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского хорошо будет сочетаться звучание треугольника.
Какие свойства танцевальной музыки можно выявлять при помощи элементарных музыкальных инструментов? Ритмическую пульсацию, акценты, особенности фразировки (например, чередование коротких и длинных фраз), характерные ритмические рисуй границы частей музыкальной формы. Для детского музицирования, так же, как и для других видов музыкально-практической деятельности, желательно выбирать пьесы, контрастные по своему содержанию и образно-интонационному строю лирический вальс и веселую народную пляску, неторопливый менуэт и задорную польку.
Обозначенные выше приемы инструментального музицирования можно с успехом использовать и в пьесах, носящих ярко выраженный изобразительный характер («Тамбурин» Ж. Рамо, «Волынка» И.С. Баха, «Полюшко» Л. Книппера, «Кавалерийская» Д. Кабалевского).
Инструментальное музицирование на уроках следует рассматривать лишь, как часть общего и музыкального развития ребенка.
Инструментальное музицирование не должно превращаться в самоцель, его надо сочетать в учебно-воспитательном процессе с другими видами музыкальной деятельности детей.
СТРУКТУРА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Примерная структура урока
1. Речевые игры.
2. Ритмические игры.
3. Пение с аккомпанементом.
4. Игра в оркестре.
5. Озвучивание театральных песен и сказок.
Примерный репертуар основных видов деятельности на уроке
1. Речевые игры:
· Игра с именами «Кто ты?»
· «Здравствуй, клубочек»
· «Кто у нас хороший», муз. А. Александров
· «Прятки»
· «Утята»
· Игры с именами «Я тебя знаю»
· «Ниточка с иголочкой»
· «Отзовись, кого зовут»
· «Птицы»
· «Кто в лесу живет?»
· Игры с именами: «Это Я!», «Давай играть!»
· Скороговорки
· «Антошка»
· «Бармалей»
· «Убежало молоко»
2. Ритмические игры:
· «Кто как едет?»
· «Часики»
· «Игра с погремушками»
· «Дождик»
· «Ку-ку»
· «Эхо»
· «Киска», муз. М. Дюбуа
· «Снежинки – ручейки»
· «Часы»
· «Музыкальный ежик»
· «Три настроения»
· «Приветствие»
· Я и мои друзья»
· «Гроза»
· «Кораблик»
· «Круговой танец»
· «Мы едем, едем, едем»
3. Пение с аккомпанементом:
· «У кота воркота», р.н.п.
· «Гусята», немецкая н.п.
· «Белочки», муз. З. Левиной
· «Куда летишь, кукушечка», р.н.п.
· «Зайчик», укр.н.п.
· «Где был, Иванушка», р.н.п.
· «Дон-дон», р.н.п.
· «Пошла коза по лесу», хороводная песня
· «Как на тоненький ледок», р.н.п.
· «Веснянка», укр.н.п.
· «Вот какие чудеса», муз. А. Филиппенко
· «Веселая дудочка», муз. М. Красев
· «Ходит конь», муз. Т. Рокитянской
· «Охотничья шуточная», польская н.п.
· «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
· «Солнечная капель», муз. С. Соснина
· «Музыкальные загадки», муз. В. Агафонников
4. Игра в оркестре:
· «Сорока, сорока», р.н.п.
· «Полька», муз. М. Глинки
· «Маленький вальс», муз. Д.Кабалевского
· «Музыкальная шкатулочка», муз. С. Майкапара
· «Петушок», р.н.п.
· «Лисички», укр.н.п.
· «Андрей - воробей», р.н.п.
· «Птичьи переклички»
· «В садике», муз. С. Майкапара
· «Звенящий треугольник», муз. Р. Рустамова
· «Лошадка», муз. В. Потоловского
· «Ежик», муз. В. Иванникова
· «Маленькая сказка», муз. С. Майкапара
· «Неаполитанская песенка», муз. П. Чайковского
· «Я на горку шла», р.н.п.
· «Дин-дон», нар. прибаутка
· «Светит месяц», р.н.п.
5. Озвучивание театральных песен и сказок:
· «Зайка и лиса»
· «Три медведя»
· «Теремок»
· «Гроза»
· «Осенняя сказка»
· «Морозко»
· «Веселые путешественники»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
С чего же начинать обучение детей игре на музыкальных инструментах в условиях коллективной формы - урока? Прежде всего, с использования инструментария при исполнении музыки разной жанровой принадлежности, основываясь на игровых приемах включения инструментов в исполнительскую деятельность обучающихся.
На первоначальном этапе освоения различных музыкальных жанров
(марш — детский, сказочный, игрушечный и пр., танец — вальс, полька, менуэт, народная пляска, танец в современных ритмах и пр., песня - колыбельная, шуточная, торжественная и пр.) следует предлагать детям задания, направленные на выбор тембра инструмента, который бы соответствовал характеру и настроению музыки, звучащей на уроке. Так, маршевая музыка в сознании детей, конечно же, ассоциируется со звучанием барабана и трубы. Интонации трубы учащиеся могут исполнять голосом («Та – ра - ра! Ту – ру - ру!») или имитировать ее звучание на воображаемом инструменте. На барабане можно отмечать ритмическую пульсацию музыки, метр (сильную долю такта), характерные ритмические формулы. Примерами маршевой музыки являются марши И.С.Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Марш» из «детской музыки» С. Прокофьева, «Марш» из цикла «Танцы кукол» Д. Шостаковича, «Смелый наездник» из «Альбома пьес для юношества» Р. Шумана и др.
При наличии в классе одного или нескольких барабанов исполнение метроритмических особенностей маршевой музыки можно поручать поочередно учащимся-солистам. Они будут озвучивать маршевую музыку при входе и выходе из класса, при маршировке детей на месте. Последовательность исполнителей устанавливается педагогом вместе с учащимися, чтобы каждый обучающийся в классе мог побывать в роли барабанщика. Желательно после звучания музыки обсудить с детьми, соответствует ли звучание инструментального сопровождения характеру и настроению пьесы, помогает ли оно, например, более четкой и организованной маршировке всего класса.
Чтобы сочетание движений под марш и звучание барабанов было ритмически организованным, педагог на первом этапе этой работы использует словесные команды, обозначающие начало или конец движения (игры) — «Марш!», «Стоп!», вступление барабанщиков: «Первый — марш!», «Второй — марш!» и т.д.
Усложнение заданий, связанных с исполнением маршевой музыки, обычно направлено на тренировку слухового внимания детей, марширующих и играющих на барабанах: передать смену темпа (быстро, медленно), динамики (громко, тихо), регистра (высокий, средний, низкий) и пр.
По мере развития навыков координации маршевых движений — ног марширующих и рук играющих — следует обращать внимание учащихся на необходимость начала маршировки с левой ноги (руки), одновременной остановки в конце пьесы (услышать «точку» - тонику), а также учить их осмысливать грани простейших музыкальных форм: вступление к маршу исполняет один, первую часть — другой, среднюю — третий, репризу, повторение — четвертый, заключение — пятый ученик и т.п. На первоначальном этапе словесные команды педагога помогут выполнению подобного рода заданий.
Педагогу при организации процесса инструментального музицирования следует помнить о том, что к более сложному этапу работы над произведением можно переходить лишь тогда, когда большинство учащихся освоят приемы игры на инструменте. Нужно постоянно обращать внимание на то, как сидят или стоят дети во время исполнения музыки, точно ли выполняют указания педагога, правильно ли держат инструменты, как извлекают звук, вслушиваются ли в собственное исполнение.
Исполнение маршевой музыки на барабанах может происходить в рамках созданных педагогом игр - композиций, например ролевой игры «Игрушечный парад» на музыку «Марша» Д. Шостаковича, при исполнении песен - маршей (класс — хор, солисты — барабанщики), драматизации сказки (например, барабанный бой сопровождает появление Медведя в русских народных сказках («Колобок», «Теремок») и др.
При исполнении песенной музыки лирического характера из предлагаемых на выбор инструментов (барабан, ложки, бубен, треугольник, металлофон) обучающиеся выбирают тембр треугольника или металлофона. Нужно предложить ребятам вслушаться в голоса этих инструментов, услышать их мягкий «волшебный» тембр, показать, какими приемами извлекается звук, как держат эти инструменты. Треугольник и металлофон рекомендуется применять при озвучивании эмоционально - образных речевых оборотов, задавая детям при этом определенные мелодические и метроритмические формулы: «Груст-но». «Лас-ко-во», «Ве - се- ло», «Тре-вож – но», « По- жар!»
Наиболее удобными для музицирования на металлофонах и треугольниках являются пьесы с ярко выраженной мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом («Колыбельные» В. Моцарта, И. Брамса, Г. Гладкова, М. Кажлаева, Арии из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха, «Мелодия» А.Рубинштейна, «Грустные песенки» В.Калинникова, П.Чайковского, Г.Свиридова и др.).
При выборе последовательности извлечения звуков на металлофоне нужно определить, какие звуки тонической, субдоминантовой или доминантовой гармонии могут сопровождать звучание пьесы или ее фрагмента. Если возможно деление класса на группы, которые будут исполнять звуки различной гармонической ориентации, то на этом этапе желательно применять запись простейших Партитур.
Танцевальная музыка требует от исполнителей также правильного выбора тембра инструментов. Если озвучивается народная пляска радостного, оживленного характера (русские народные плясовые «Камаринская», «Светит месяц», «Из - под дуба, из под вяза» и др.), то для нее подойдут тембры таких инструментов, как ложки, бубен, румбы. Для того чтобы подчеркнуть сугубо национальный колорит танца, например «Арагонской хоты» М. Глинки, уместно использовать звучание кастаньет. С хрустально - чистым голосом челесты в «Танце Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского хорошо будет сочетаться звучание треугольника.
Какие свойства танцевальной музыки можно выявлять при помощи элементарных музыкальных инструментов? Ритмическую пульсацию, акценты, особенности фразировки (например, чередование коротких и длинных фраз), характерные ритмические рисунки, границы частей музыкальной формы, для детского музицирования, так же как и для других видов музыкально - практической деятельности обучающихся, желательно выбирать пьесы, контрастные по своему содержанию и образно-интонационному строю: лирический вальс и веселую народную пляску, неторопливый менуэт и задорную польку. Обозначенные выше приемы инструментального музицирования можно с успехом использовать и в пьесах, носящих ярко выраженный изобразительный характер («Тамбурин» Ж. Рамо, «Волынка» И. С. Баха, «Полюшко» Л. Книппера, «Кавалерийская» д. Кабалевского).
Эффективность этой работы с детьми зависит от многих факторов: от степени методической подготовленности учителя, его умения подбирать музыкальный материал, разумно встраивать этапы работы над музыкальным произведением в каждом конкретном классе, последовательно формировать навыки индивидуального и коллективного музицирования, комплектовать инструментарий в зависимости от его применения в условиях урочной и внеурочной работы.
Инструментальное музицирование надо сочетать в учебно-воспитательном процессе с другими видами музыкальной деятельности - слушанием музыки, пением, музыкально - ритмическими движениями, изучением элементов музыкальной грамоты.
Успешность инструментального музицирования на уроках даст импульс для продолжения этой работы во внеурочное время, создания детских инструментальных ансамблей, оркестров, которые могут стать украшением любой школы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования на уроке зависит от нескольких факторов:
- наличия определенного набора и количества инструментов для детского музицирования в кабинете;
- владения учителем методами и приемами включения инструментального музицирования в драматургию урока;
- уровня музыкального развития конкретного класса и готовности детей к применению инструментов на уроке.
Ударные инструменты. Ложки. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья – берется в правую. Бьют третьей ложкой скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Ложками также ударяют по зажатым в ногах половникам (при игре сидя). Мастера - виртуозы сочетали удары ложками о половники с ударами ложками о колено или плечо. Детям можно предложить более простой вариант игры на ложках, ударяя ими друг о дружку.
Колокольчики по форме и размеру неодинаковы, что определило разнообразие их названий на Руси (бухарь, балабончик, гремок, погремок, громышок, колоколец, глухарь, ширкунок). Звон бубенцов нес радость и по народному поверью оберегал от напастей и сглаза, поэтому бубенцами украшали дуги и уздечки лошадей, гармошки, бубны. В основном используется прием – встряхивания, легкое колебание колокольчиком.
Коробочка – небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон кленовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук из него извлекается ксилофонными палочками. Часто игрой на коробочке имитируется стук каблучками в танце.
Металлофон – музыкальный инструмент, источником звука которого являются металлические пластины. Звук извлекается посредством специальных палочек. Различают металлофоны диатонические и хроматические.
Треугольник – ударный инструмент высокой тесситуры в форме равнобедренного треугольника из стального прута.
Тарелки – два металлических диска из специального сплава. Играют на тарелках, ударяя одну о другую встречным скользящим движением. Различают открытый удар (после удара тарелки остаются свободно звучащими) и закрытый (после удара звук гасится прижиманием тарелок к плечам). Применяется инструмент в колористических целях.
Барабан – ударный инструмент, полый корпус которого служит резонатором. Звук извлекается ударом деревянных палочек по мембране (натянутой коже).
Духовые инструменты. «Симоны» и «Вермоны» - детские духовые инструменты немецкого производства. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента.
Кугиклы – многоствольная флейта, изготовляемая обычно из камыша. В комплекте, как правило, 3-5 трубок одинакового диаметра и разной длины, при этом верхние стволы концов открыты, а нижние – закрыты. В прошлые времена играли на кугиклах только женщины и только ансамблем. Как правило, такая игра имела живой, танцевальный характер и сопровождалась приплясами.
Свистульки – открытая снизу трубка с пальцевыми отверстиями и свистящим приспособлением в верхней части. Аналогичные названия – дудка, сопель.
Струнные музыкальные инструменты. Гусли звончатые – щипковый инструмент крыловидной или трапециевидной формы. Играют на них либо пальцами обеих рук, либо пальцами только левой руки, правая в таком случае служит для приглушения струн. На гуслях можно играть как одноголосные мелодии, так и многоголосные аккорды.
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
«Веселые колокольчики»
Цель: познакомить детей с колокольчиками. Выучить песню «Зима» М. Красевой.
- Хорошо и весело катаются зимой дети на санках. Но будет еще веселее, если к этим саночкам привязать колокольчики. Вот они какие: веселые и звонкие! Сейчас вы будете исполнять песня с сопровождением колокольчиков на вступление и окончание ( «как будто санки с колокольчиками катятся с горки»).
- Видите, песенка наша прозвучала веселее, звонче и ярче. Нам помогли колокольчики. Послушайте еще раз, как они звонят.
Динь – динь – динь,
День – день – день,
Мы играем целый день!
И еще играть нам хочется
На веселых колокольчиках!
«Веселая дудочка»
Цель: познакомить детей с дудочкой. Разучивание французской народной песни «Слышишь песню у ворот».
- Вы видели овец? А, как их еще называют? (барашки) Что же они кушают? А кто их пасет? Кто охраняет, оберегает их? (пастух)
- Показать дудочку, рассказать сказку о ней, показать приемы игры.
- Какая хорошая дудочка, звонкая да певучая! Кто поиграет нам на дудочке, а мы все попляшем?
«Мы наденем свои юбочки
И пойдем плясать под дудочку!»
«Два брата - барабана»
Цель: познакомить детей с барабаном. Развитие чувства ритма (умение реагировать на смену ритмического рисунка движениями).
На столе педагога лежат два барабана.
- Вам знаком этот инструмент? Послушайте, как играет 1 барабан.
4/4 I I I I / I I I I /
- Я тоже умею играть не хуже, говорит 2 барабан. Послушайте!
4/4 I I I I I I I I / I I I I I I I I /
- Вот ведь какая штука. Барабаны у нас одинаковые, а играют по-разному. Чем отличается их игра?
- Один барабанит редкими ударами, медленно, а другой барабанит часто мелкими ударами, побыстрее.
- Давайте поиграем. Если редкие удары, то вы - маршируете, а если побыстрее, то вы – бегаете. Слушайте внимательно и вовремя переходите от шага к бегу. (Проводиться игра)
«Музыкальный домик»
Цель: развивать у детей умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Шесть карточек с изображением какого-либо музыкального инструмента (бубен, барабан, треугольник, тарелки, металлофон, триола). Педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нём живут различные музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложную мелодию на каком - либо инструменте так, чтобы дети не видели. Ребёнок, исполняющий задание, определяет на слух инструмент и показывает карточку с соответствующим изображением в окошечко домика.
Музыкальный репертуар: используются знакомые детям песенки -попевки.
«Тихо - громко»
Цель игры: закреплять умение в различении оттенков музыки: «тихо», «громко», «не слишком громко».
Три квадрата. Цвет квадрата условно соответствует определённому динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат - тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской - более громкому звучанию, ярко окрашенный квадрат - громкому звучанию. Педагог использует карточки - квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки, показывает их детям. Дети в зависимости от цвета играют звуки на шумовых инструментах в определенной динамике (синий – тихо, красный – громко, зеленый – не очень громко).
«Три медведя»
Цель игры: развитие чувства ритма.
Игровой материал - плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле — Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.
- Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А, в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? Послушайте, кто первый зашел в избушку? (выстукивает ритмический рисунок на инструменте, на одном или двух звуках, дети называют, кто пришел.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А, теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)
«Веселые подружки»
Цель: развитие чувства ритма
Игровой материал - плоские фигурки кукол из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по - разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д. У детей - деревянные ложки по две на каждого.
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
- Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Педагог выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. С каждой фигуркой ритм меняется (на следующем уроке, дети должны определить ритм , какой девочки прозвучал). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
«Музыкальная поляна»
Цель: закрепление знаний о длительности звуков. Составление простых попевок
Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Несколько больших и маленьких васильков, ромашек, роз для выкладывания на столе (большой цветок – долгий звук, маленький – короткий звук).
- Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на поляну. А, там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка.
«Василек, василек, мой любимый цветок.»,
«Ромашка, ромашка – белый лепесток»,
«Розочка, розочка – ты цвети для всех!».
Вызванный ребенок выкладывает цветочками ритм попевки.
Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребенок.
«Большие и маленькие»
Цель: учить детей различать короткие и долгие звуки.
Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
« Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки - звуки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки - звуки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!»
Разучить произведение, прохлопать ритмический рисунок мелодии, простучать на музыкальных инструментах. Сочинить свою песенку, где «маленькие» и «большие» образы – птица и птенчики, мама, папа и дети (долгие и короткие звуки).
«В лесу»
Цель: развивать у детей звуковысотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагается поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и показывают картинку. Педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
«Выложи мелодию»
Цель: развитие ритмического слуха, упражнение детей в определении ритмического рисунка мелодии.
Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем показывает детям, как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки. Педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок и исполнить на инструменте. Или наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.
«Зайцы»
Цель: упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного. Педагог рассказывает о том, что в одном доме жили - были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А, когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по музыке, что делают зайцы? Сочинить свой ритм, свою мелодию на инструменте - дети «спят», дети «пляшут»
«Лесенка»
Цель: различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки. Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее. Сочинить свою песенку с движением вверх и вниз, проиграть ее на металлофоне
«Музыкальная карусель»
Цель: учить детей различать изменение темпа в музыке.
Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.
«Еле, еле, еле - еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А, потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите!» (останавливаются).
Разучить, прохлопать ритм, определить движение мелодии и сочинить свою песенку про карусель.
«Найди маму»
Цель: развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (до1 – до2).
Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
- Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском.
- А мама курочка им отвечает:
«Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!»
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
Сочинить ритм – диалог курочки и цыплят, утки и утят, проиграть на инструменте, используя диапазон – до1 и до2 октав.
«Определи по ритму»
Цель: передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка. Разучить несколько попевок, прохлопать их ритм, а на последующих уроках определять их названия по ритму (ритм должен быть выразительным и разнообразным).
«Слушай внимательно»
Цель: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Развитие тембрового слуха.
Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки. Подобрать музыкальные инструменты близкие по своей тембровой окраска к характеру музыки (песня – треугольник, марш – барабан, танец – бубен и т.д.).
«Три поросенка»
Цель: учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до - ми - соль).
Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают, кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка. Далее один из детей играет звуки тонического трезвучия, а остальные дети узнают «имя поросят».
«Узнай бубенчик»
Цель: упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия).
После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета – Динь, средний бубенчик зеленого цвета – Дан и нижний бубенчик красного цвета – Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук – высокий, средний или низкий.
«Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.»
Далее один из детей играет звуки тонического трезвучия, а остальные дети узнают «имя бубенчиков».
«Композитор»
Цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребёнка в рамках решения художественных задач. Набор детских музыкальных инструментов, ударных и звуковысотных, из которых ребёнок сам выбирает нужные для практического воплощения своего художественного замысла.
Игра проводится с каждым ребёнком индивидуально. Ход игры строится по образцу творческого процесса. Ребёнку предлагается исходная задача: передать в инструментальном воплощении один из понравившихся сюжетов, предложенных педагогом. Сюжет ребёнок может выбирать сам или придумать. Для активизации ассоциативного мышления и фантазии ребёнка сюжет должен иметь программный подзаголовок: «В гостях у героев любимых сказок», «Весеннее пробуждение природы», «Гроза» и т.д. После выбора сюжета ребёнок самостоятельно (или с помощью педагога) размышляет о логике его построения. Дальше выбирает средства выразительности и приёмы, с помощью которых хотел бы воплотить задуманный музыкально - игровой образ, и музыкальные инструменты для воплощения своего художественного замысла, а затем оформляет результаты творческого процесса в импровизации на музыкальных инструментах. Таким образом, в результате музыкально - творческой игры ребёнок «проживает» творческий процесс, начиная с рождения замысла до реального его воплощения.
«Дирижер»
Цель: формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре; развивать навыки невербального общения, творческие способности в музыкально- исполнительской деятельности.
Три контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Участвует от четырёх до десяти человек. Трое участников исполняют роли музыкантов, четвёртый – дирижёр, а все остальные – зрители. Начало и окончание игры дирижёр обозначает взмахом руки. Дирижёр побуждает музыкантов (вместе или по очереди) играть в соответствии с его жестами. Когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четвёрка.
В процессе игры ребёнок-дирижёр не должен давать никаких словесных указаний. К творческому процессу детей побуждают только его мимика и жесты. Чтобы было легче вести игру, дирижёр может стать на какое-то возвышение, можно дать дирижёрскую палочку. Игру на инструментах можно заменить вокалом.
«Мы – барабанщики»
Цель: развивать музыкально - творческие способности детей.
Детям читается двустишие:
«Мне купили барабан, я сейчас сыграю вам.
Марш играю я с утра, тра-та-та! Тра-та-та!»
Играющие сочиняют на данный текст мелодию в ритме марша, затем проигрывают этот ритм (или другой) на барабане. Причем каждый участник игры должен сочинить свою мелодию и свой ритм. Выигравшим считается тот, у кого получился самый интересный марш. Если дети затрудняются в выполнении задания, можно петь по одной строчке(педагог и ребенок либо двое детей), аналогично проигрывается ритм.
«Играем в солдаты»
Цель: развивать воображение, чувство ритма.
Педагог беседует с детьми о музыке П.И.Чайковского («Детский альбом»), напоминает, что одна из пьес называется – «Марш деревянных солдатиков». Солдатики устроили свой парад, они бодро маршируют ровными рядами, сопровождая ходьбу игрой на маленьких музыкальных инструментах. Далее прослушивается музыка, дети отмечают, что солдатики играют на игрушечных трубах и барабанах во вступлении первой и третьей частях – бодро и громко, а во второй части - тише. После прослушивания музыки детям предоставляется возможность поиграть с солдатиками, либо самим изобразить их игру на барабане.
«Какой инструмент лишний?»
Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о музыкальных инструментах.
На столе выкладывается картинки с изображением инструментов, слушают музыкальное произведение и определяют на слух состав инструментов и откладывают те картинки, где изображены инструменты, которые не прозвучали в пьесе.
«Сказка о двух тучках».
Цель: развитие тембрового слуха. Прослушать стихотворение и «оркестровать» его, подобрав те инструменты, которые по своему тембру близки поэтическим образам. В. Татаринов «Прогулка»
По небу туча большая плыла (медленные удары – металлофон)
Тучку поменьше за ручку вела (треугольник – быстрые удары)
Тучная туча, все время ворчала, (низкие звуки у металлофона)
И головою сердито качала. ( - ***- )
Вдруг налетел озорной ветерок («ш-ш-ш» - дуем коробочки)
Тучка-летучка – скорей наутек…
«Трах-тарарах!» - заругал ее гром (тарелки + барабан).
Тучка-летучка – обратно бегом (треугольник)
Так вот гуляли туча и тучка.
Бабушка-туча и тучка внучка.
«Белый пух»
Цель: развитие творческих навыков, фантазии.
С использованием ручных жестов, инструментов передать характеристику поэтических образов. Дети становятся в свободном порядке, выполняют образные жесты.
Белый пух, снежный пух,
Все, все, все в пуху вокруг (Вращение кистями)
Пух на шапках, (Погладить по голове)
Пух на шубках, (Погладить по плечам)
Пух на бровках, (Мимика лица)
Пух на губках. (Вытянутые губки)
Как щекотно! Ух! (Пальчиками – по щекам)
Кто щекочет? Пух!
(Развести руки в стороны
и вверх – на последнее слово).
На следующем уроке разделить детей на 2 группы:
1-я группа читает ритмодекламацию с образными жестами
2-я группа играет на музыкальных инструментах.
1. «Поймай звук»
2. Цель: развитие музыкальной памяти. Играющие стоят или сидят полукругом около учителя. Педагог играет на инструменте звуки и предлагает поймать его на ладошку и спеть голосом на «ля» одновременно. Потом в роли педагога выступает обучающийся.
«Ритмическое эхо»
Цель: развитие ритмического слуха. Педагог создает игровую ситуацию, в результате которой дети, как бы оказываются в лесу и слышат чьи-то шаги. По шагам (ритмическому рисунку) они определяют, кто это шагает, и повторяют этот ритм, как эхо.
«Сложи песенку»
Цель: развитие творческих навыков, фантазии.
Детям предлагается поиграть – выложить мелодию (фразу) знакомой песни, используя музыкальное лото. Мелодии для этой цели подбираются простые, построенные на повторяющихся звуках, поступенном движении вверх или вниз, либо на терцовых ходах.
«Кого встретил колобок?»
Цель: развитие творческих навыков, фантазии, тембрового слуха.
Детям предлагается рассказать сказку «Колобок» на новый лад, используя инструменты, а все должны по звуку определить образы – герои сказки, кого встретил колобок в лесу.
«Море»
Цель: развитие творческих навыков, фантазии, тембрового слуха.
Предлагается мысленно отправиться в путешествие по морю. Но, море все время разное – то спокойное, то взволнованное, а то очень бушующее. Что же ждет ребят впереди? Поможет понять музыка. Педагог играет 2 пьесы в мажоре и в миноре, которые передают разные состояния, а дети определяют, какое море по характеру в данный момент. Потом оркестровать пьесы шумовыми инструментами.
«Тише - громче в бубен бей» – Дети делятся на 2 команды. Каждой команде дается бубен. Педагог говорит, что сейчас игра будет на внимание – когда он скажет слово «день», ребенок должен играть громко на бубне. Если он скажет слово «ночь», ребенок играет тихо.
«Чудесный мешочек» – В мешочек помещают бубен, барабан, треугольник. Педагог, находясь за спиной детей, вынимает из мешочка инструмент и играет на нем, дети узнают его и называют.
«Угадай мелодию» – Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Детям наигрываются знакомые им мелодии, они узнают их по 2-7 звукам, а потом напевают.
«Поезд»
Цель: развивать чувство ритма, самостоятельность в ритмических импровизациях, динамический слух.
Дети садятся кругом. Педагог задает пульс (движение поезда). Дети хлопают, наслаивая от 1 до 10 ребенка, а затем наоборот, что имитирует приближающийся и удаляющийся поезд.
«Спой колыбельную песенку»
Цель: развивать навыки песенного творчества, учить петь в жанре колыбельной
- Закройте глазки ладошками и представьте, что наступила ночь.
«Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит во лесок.» или
«Котя, котенька-коток,
Котя – кругленький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.»
- Какая музыка по характеру? (тихая, нежная, плавная, напевная, ласковая, добрая, песенная)
- Как называется такая песня? (колыбельная)
- А, почему ее так назвали? (потому, что пели, качая колыбель, где лежит ребенок)
- А, кто хочет спеть и сыграть колыбельную песенку нашей кукле? Спойте!
- Кто хочет придумать свою песенку кукле и спеть ее без слов? (ребенку дают куклу и он, покачивая ее, поет свою песенку).
«Конкурс юных композиторов»
Цель: учить сочинять мелодии, соответствующие характеру, настроению предложенного текста. Педагог читает поочередно выразительно знакомые четверостишья и просит детей сочинить на них свои мелодии в соответствии с характером текста и предложенными интонациями.
«Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко,
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!»
«Антошка, Антошка,
Соломенная ножка.
Сам с вершок,
Голова с горшок!»
«Тили-бом, тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила!»
«Волк и коза»
Цель: учить сочинять песенки персонажей известной детям сказки, перевоплощаясь в эти образы.
Педагог с детьми вспоминает сюжет сказки «Волк и семеро козлят». Затем предлагает сочинить свои песенки на слова:
«Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла».
Но, при этом оговаривается, что если это мама-коза, то песенка будет ласковой, нежной, напевной, будет звучать высоко, а если будет петь волк, то песня будет низкая, хриплая, грозная.
(Педагог дает детям тональную настройку, предлагает начальные интонации, а кто-то из детей сочиняет. Или можно петь с детьми по цепочке – один ребенок - 1 строчку, другой – 2 строчку и т.д.)
«Веселые погремушки»
Цель: развивать умение подбирать знакомые движения, соответствующие разным частям музыкальным произведения, играть на музыкальных инструментах разными приемами.
Педагог предлагает прослушать музыкальное произведение «Упражнение с погремушками» С.Вилькорейской и определить, сколько в нем частей, какие они по характеру – одинаковые или нет.
Затем детям предлагается придумать танец – на 1часть музыки танцуют девочки, на вторую – мальчики, на третью – все вместе. Движения в 1 и 3 части быстрые, энергичные, во 2 – более сдержанные, четкие.
На втором этапе детям предлагается дополнить свой танец игрой погремушек.
«Солнышко и дождик»
Цель: учить детей подбирать музыкальные инструменты, соответствующие по тембру разным настроениям – весело, грустно.
Педагог предлагает поиграть в игру «Солнышко-дождик». Для этого дети выбирают инструменты, которые соответствуют по тембру звучания пьесам «Дождик» Г.Лобачева и «Солнышко» Е.Тиличеевой, и играют на них вместе с педагогом (радостно – бубны, погремушки, ложки; грустно – треугольники, маракасы, колокольчики).
«Три дождика»
Цель: учить детей с помощью музыкальных инструментов передавать образы природы, изменяя характер звучания, способ игры на инструментах.
Педагог ведет с детьми беседу о том, какой бывает дождик? (грустный – осенний, радостный – весенний, теплый ливень – летний). Затем с помощью педагога дети выбирают инструмент – металлофон и разными способами звукоизвлечения передают разный дождик (грустный – редкие равномерные удары на 1-2 пластинах металлофона, радостный – подвижный ритм и темп, скачки на 8, 7, 6…, ливень – глиссандо вниз и вверх)
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
· Слушание инструментального произведения или песни.
· Анализ средств музыкальной выразительности, определение характера, настроения музыки, музыкального образа произведения.
· Характеристика тембровой окраски инструментов, исполняющих музыку, выявление особенностей оркестровки.
· Определение фразировки, логических ударений, которые можно подчеркнуть звучанием инструментов.
· Прохлопывание ритмического рисунка.
· Выбор инструментов для шумовой оркестровки.
· Показ приемов игры на разных инструментах.
· Объяснение очередности игры каждой группы инструментов.
· Раздача инструментов детям по оркестровым группам.
· Исполнение музыкального произведения с использованием шумовых инструментов.
· Анализ исполнения.
В заключении представлены примеры поэтапного обучения игре на музыкальных инструментах на протяжении нескольких уроков
«Смелый пилот» Е. Тиличеевой
1. Программное содержание. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.
Методика проведения. Первоначально попевку исполняет педагог. Дети усваивают ее, прохлопывают ритмический рисунок.
2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок попевки.
Методика проведения. Дети исполняют попевку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок, затем поочередно играют на ударных инструментах - бубне, трещотке, ложках. Педагог исполняет аккомпанемент.
3. Программное содержание. Обучать игре на металлофоне. Точно
передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Педагог предлагает детям вспомнить попевку и пропеть ее. Педагог выкладывает карточками ритмический рисунок попевки, исполняет ее на металлофоне. При этом обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют (двое - трое детей), вся группа поет.
4. Программное содержание. Учить детей правильным приемам
звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Педагог играет знакомую попевку на металлофоне, дети должны ее узнать. Затем дети исполняют ее поочередно. Если кто-то затрудняется, педагог приходит на помощь. Дети получают домашнее задание.
5. Программное содержание. Правильно передавать в игре на
металлофоне ритмический рисунок. Учить играть ансамблем.
Методика проведения. Ребенок исполняет попевку на металлофоне с музыкальным сопровождением. Вся группа пропевает ее. Повторное исполнение на металлофоне сопровождается игрой на различных ударных инструментах.
6. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на металлофонах. Одновременно начинать и заканчивать игру.
Методика проведения. Педагог предлагает сыграть попевку двум детям поочередно. Если исполнение обоих будет верным, дети повторяют ее одновременно (металлофоны расположены на специальных подставках или небольших столиках).
Обращается внимание детей на необходимость слышать друг друга и музыкальное сопровождение. Дети исполняют попевку дважды. Затем вызываются другие ребята. Они также вначале исполняют попевку поочередно, затем играют вместе. Ребята получают задание поиграть ансамблем в группе.
7. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на двух металлофонах. Придерживаться общего темпа.
Методика проведения. Дети играют знакомую попевку на двух металлофонах. Если мелодия исполняется без ошибок, можно предложить сыграть ее одновременно на четырех инструментах. Остальные пропевают попевку, передавая в хлопках ее ритмический рисунок.
На последующих уроках можно повторять попевку в исполнении ансамбля (три - четыре металлофона, ударные инструменты - бубен, трещотки, колотушки, коробочки и др.). Детям предлагается играть попевку самостоятельно в свободное от уроков время.
«Дождик» (русская народная мелодия)
1. Программное содержание. Учить детей петь мелодию, построенную на двух звуках. Правильно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Дети слушают попевку в исполнении педагога, который обращает внимание ребят на легкое звучание, вступление фортепианной партии. Ребята поют попевку, передают хлопками ее ритмический рисунок.
2. Программное содержание. Осваивать навыки игры на металлофоне на двух звуках. Развивать звуковысотный слух.
Методика проведения. Дети поют попевку, одновременно показывая высоту звуков движением руки. При повторном исполнении группа детей передает ритмический рисунок попевки на бубне, трещотке, барабане. Затем педагог играет мелодию на металлофоне, обращая внимание детей на пластинку, с которой начинается мелодия. Детям предлагают отсчитать шестую пластинку от начала и начать игру. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему.
3. Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения. Развивать самостоятельность детей.
Методика проведения. Дети поочередно исполняют знакомую мелодию на металлофоне с фортепианным сопровождением. Педагог обращает внимание ребят на вступление. Добивается чистого звучания.
4. Программное содержание. Закреплять у детей навык
совместной игры, развивать чувство ритма.
Методика проведения. Дети, прослушав вступление, поочередно исполняют мелодию на металлофоне (два - три раза). Затем один ребенок подыгрывает на треугольнике, ударяя палочкой в конце каждой музыкальной фразы, изображая капельки дождя. Обратить внимание детей на заключительную часть фортепианного исполнения.
5. Программное содержание. Продолжать осваивать навыки
совместной игры.
Методика проведения. Двое детей поочередно исполняют на металлофоне знакомую мелодию. Если ошибки не допускаются, они играют ее одновременно на двух металлофонах. Обращается внимание детей на одновременное начало после вступления. Мелодия исполняется два - три раза разными детьми.
6. Программное содержание. Учить детей играть ансамблем.
Методика проведения. Дети исполняют знакомую
мелодию одновременно на двух - трех металлофонах, остальные подпевают попевку. Педагог исполняет аккомпанемент.
7. Программное содержание. Продолжать учить
совместной игре.
Одновременно начинать и заканчивать мелодию.
Методика проведения. Педагог предлагает детям исполнить мелодию попевки на трех-четырех инструментах с аккомпанементом. Обращает их внимание на одновременное начало после вступления, остальные дети пропевают попевку.
8. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры,
развивать творческую активность.
Методика проведения. Педагог исполняет мелодию на металлофоне, дети определяют ее. Затем играют на нескольких металлофонах, двое - трое ребят подыгрывают на треугольниках, изображая капельки дождя, остальные дети пропевают попевку. К игре на музыкальных инструментах привлекаются малоактивные ребят.
«Гори ясно» (русская народная мелодия)
1. Программное содержание. Познакомить детей с песней. Учить
правильно передавать ее ритмический рисунок.
Методика проведения. Педагог исполняет песню с музыкальным сопровождением. Дети усваивают мелодию, запоминают слова, пропевают, прохлопывая ритмический рисунок мелодии.
2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.
Методика проведения. Дети исполняют песню с музыкальным сопровождением, показывая рукой высоту звуков. Группа ребят передает ритмический рисунок мелодии на бубнах, барабане, коробочках. Песня повторяется два - три раза.
3. Программное содержание. Продолжать осваивать навыки игры на металлофоне.
Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, указывая пластинки, на которых следует играть мелодию (ля - ми). Они отмечены цветными кружочками, если пластинки нецветные. Во время игры детей следит за правильным положением молоточка в руке. Если ребенок ошибается, педагог помогает ему (просит пропеть песню, прохлопать ритмический рисунок и после этого повторить мелодию на металлофоне). Так опрашиваются двое-трое детей.
4. Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения, развивать самостоятельность.
Методика проведения. Дети пропевают песню с музыкальным сопровождением. Педагог просит ребенка отсчитать на металлофоне шестую пластинку и играть с нее знакомую мелодию. Педагог играет аккомпанемент, остальные дети пропевают песню.
5. Программное содержание. Осваивать навыки игры на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Педагог предлагает определить по мелодии знакомую песню. Затем дети поют ее, одновременно группа ребят передает ритмический рисунок мелодии на трещотках, деревянный ложках, коробочках. Двое - трое детей исполняют мелодию на металлофоне, педагог аккомпанирует на фортепиано.
6. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры.
Методика проведения. Педагог предлагает
исполнить мелодию на металлофонах поочередно двум детям. Если они играют без ошибок, можно повторить игру одновременно на двух инструментах. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети прислушивались к музыкальному сопровождению, игре товарища.
7. Программное содержание. Учить играть ансамблем.
Методика проведения. Дети исполняют мелодию песни на двух-трех металлофонах. Если кто-либо ошибается, то проигрывает мелодию отдельно.
8. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры.
Развивать творческую активность, соблюдать общую динамику.
Методика проведения. Дети определяют песню по ритмическому рисунку, исполненному на бубне. Затем поют ее с аккомпанементом. Трое - четверо детей исполняют мелодию на металлофонах, несколько ребят передают ритмический рисунок на бубнах, коробочке, трещотках, ложках. Педагог обращает внимание детей, когда следует играть тихо и когда громко.
«Светит солнышко» (русская народная мелодия)
1. Программное содержание. Познакомить детей с песней, развивать чувство ритма.
Методика проведения. Педагог исполняет песню с музыкальным сопровождением, предлагает детям спеть ее. Повторное исполнение сопровождается ритмическими хлопками.
2. Программное содержание. Чисто интонировать мелодию, развивать звуковысотный слух.
Методика проведения. Дети пропевают песню сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. Показывают рукой высоту звуков. При повторном исполнении подгруппа детей передает ритмический рисунок на палочках.
3. Программное содержание. Осваивать навыки игры на металлофоне, правильно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Педагог исполняет мелодию на металлофоне, дети определяют ее. Затем ребята пропевают песню, выкладывают ритмический рисунок (коротких и долгих звуков) карточками на парте. Педагог предлагает кому-либо из детей сыграть мелодию на металлофоне, указывая пластинку, с которой следует начать. Если ребенок ошибается, педагог приходит ему на помощь. Песня повторяется другим ребенком.
4. Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения.
Методика проведения. Дети поочередно проигрывают мелодию знакомой песни, одновременно пропевая ее. Педагог учит их опускать молоточек по центру пластинок, не задевая соседние.
5. Программное содержание. Учить детей совместной игре,
одновременно начинать и заканчивать исполнение.
Методика проведения. Сначала дети играют мелодию песни
на металлофоне поочередно. Затем исполняют ее одновременно на двух инструментах.
6. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры,
развивать чувство ритма.
Методика проведения. Педагог предлагает исполнить мелодию одновременно двум - трем детям. Остальные поют, прохлопывают ритмический рисунок мелодии. Затем песню исполняют другие ребята.
7. Программное содержание. Учить детей играть ансамблем.
Методика проведения. Дети исполняют мелодию песни на
трех- четырех металлофонах. Группа детей передает ритмический рисунок на палочках, ложках, остальные поют.
8. Программное содержание. Закрепить навыки совместной игры.
Активизировать самостоятельную деятельность.
Методика проведения. Двое - четверо детей исполняют мелодию на металлофонах, остальные передают ритмический рисунок на ударных инструментах (выбираются по желанию). С каждым новым исполнением состав детей меняется.
«Звенящий треугольник» Р. Рустамова
1. Программное содержание. Познакомить детей с пьесой. Учить
воспринимать ее ритмичный характер.
Методика проведения. Педагог предлагает детям прослушать новую пьесу. Поясняет ее название, раскрывает характер, уточняет темп. Затем исполняется вновь, с сопровождением треугольник, еще раз уточняет название пьесы.
2. Программное содержание. Учить детей воспринимать ритмический рисунок пьесы.
Методика проведения. Исполнение пьесы на фортепиано и треугольнике. Дети вспоминают ее название. При повторном исполнении педагог обращает внимание на ритмический рисунок, передаваемый на треугольнике. Предлагает детям прохлопать его.
3. Программное содержание. Развивать у детей чувство ритма.
Методика проведения. Взрослые исполняют пьесу, а дети передают
хлопками ритмический рисунок одновременно со звучанием треугольника. Повторяется дважды.
4. Программное содержание. Осваивать навыки игры на треугольнике. Правильно передавать ритмический рисунок.
Методика проведения. Дети слушают пьесу в исполнении взрослых, передают хлопками ее ритмический рисунок. Затем педагог напоминает приемы правильного звукоизвлечения на треугольнике, уточняя: «Треугольник следует держать в левой руке, ударять палочкой посередине его горизонтальной части. Звук должен быть легким и коротким». Педагог предлагает ребенку сыграть на треугольнике и передать ритмический рисунок пьесы.
5. Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения, развивать чувство ритма.
Методика проведения. Педагог исполняет пьесу на фортепиано. При повторной игре ребенок исполняет ритмический рисунок самостоятельно на треугольнике. Педагог следит за правильным положением инструмента в его руках.
6. Программное содержание. Осваивать навыки игры на
треугольнике.
Методика проведения. Дети поочередно передают ритмический рисунок на треугольнике. Педагог исполняет фортепианное сопровождение. Пьеса повторяется два-три раза.
7. Программное содержание. Осваивать навыки игры ансамблем.
Методика проведения. Двум - трем детям предлагают одновременно играть на треугольниках, прислушиваться друг к другу. Педагог исполняет фортепианное сопровождение. Пьеса повторяется несколько раз с другими детьми.
8. Программное содержание. Закреплять навыки совместной игры в ансамбле.
Методика проведения. Четверо - пятеро детей играют на треугольниках. Педагог исполняет фортепианное сопровождение. Другой подгруппе ребят предлагают бубен, барабан, деревянные ложки (инструменты дети выбирают по желанию). Дети играют ансамблем.
Создание такого ансамбля доставляет детям радость, побуждает их к самостоятельному творчеству.
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
3. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М.: АСТ, 2001. – 211 с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Феникс, 2008. – 217 с.
5. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. –2-е изд. – М.: Владос, 2007. – 148 с.
6. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». – М., ВЛАДОС, 2000. – 206 с.
7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Астрель, 2005. – 134 с.
8. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 2007. – 119 с.
9. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. – 94с.
10. Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.-М., 1982. - 250 с.
11. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 119 с.
12. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СП6, 2005. - с. 384.
13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей. - М., 1994. – 223 с.
14. Тютюнникова Т. Э. Оркестровый урок // Музыкальный руководитель. – 2008. - № 9. 30 с.
15. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. 210 с.
16. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Ред.-сост. Л.А. Боренбойм. – М, 1978. – 132 с.
Интернет - ресурсы
1. «Дошкольная педагогика». http://www.doshped.ru
2. «Воспитатель ДОУ». http://doshkolnik.ru
3. «Детский сад от А до Я».— http://detsad-journal.narod.ru
4. «Воспитание дошкольника». — http://dovosp.ru
5. Портал "Сеть творческих учителей" http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
6. Музыка в школе http://www.art-in-school.ru/music/index.php?page=00
7.
Музыкальная
палитра http://www.muspalitra.ru/
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.