«Испарение воды
листьями»
Подготовила:
Касаткина Оксана Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Интерактивная игра
«Кто хочет стать ботаником»
Правила игры
1.50 / 50
2.Звонок другу
1
ТУР
Обмен веществ растений
Первым при прорастании семени
появляется корень:
1.
Главный
2. Боковой
3.
Придаточный
4. Главный и
боковой
Мочковатая корневая система
характерна для растений :
1. Ржи и лопуха
3. Лопуха и одуванчика
2. Пшеницы и ржи
4. Одуванчика
и подорожника
Стержневая корневая система
характерна для растений :
1. Одуванчика
и подорожника
2. Подорожника
и лопуха
3. Все ответы верны
4. Лопуха и одуванчика
2
ТУР
Фотосинтез – основа жизни
доказать,
в
что
листьях
Как
органические
вещества
растений
образуются в процессе фотосинтеза
только на свету:
3. Поставить растение в
1. Поставить растение на
свет, а затем с помощью
темное место и
проверить
йодной
пробы
содержание в нем
определить содержание
крахмала
йодной
в нем крахмала
2. Одно растение надо
пробой
любого растения в
поставить на свет, а
в
другое
темное
природе и с
помощью йодной
Затем
помещение.
пробы определить
проверить
йодной
наличие в нем
пробой
содержание
крахмала в растениях
крахмала
4. Срезать лист у
произойдет
с
Что
растением
картофеля, листья которого объел
колорадский жук:
1. Не
3. Начнет лучше
образует
клубни
2. Погибнет
куститься
4. Ничего не
произойдет
Какие вещества образуются в процессе
фотосинтеза:
1. Кислород
и
3. Углекислый газ и
вода
сахар
вода
2.
Кислород и
4. Сахар и вода
Что растение выделяет при дыхании:
1. Кислород
3. Углекислый газ
2. Водород
4. Азот
Основные
участвующие в процессе дыхания:
органические
вещества,
1. Жиры
2. Белки
3. Минеральные
соли
4. Углеводы
В результате какого процесса растение
выделяет воду:
1. Дыхание
3. Питание
2. Фотосинтез
4. Размножение
Что такое вода? Это струйка
из крана,
Это волны и шторм на морях
океанах.
В запотевшей бутылке напиток
в руке,
И в ключе, и в колодце, и в
ручейке.
Да, бывает вода в состоянии
разном.
В жидком, твердом она. Даже в
газообразном.
Мы не видим ее или не
замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело
ощущаем.
С.Олегова
Тема занятия: «Испарение воды листьями»
о
процессах,
формирование
представлений
которые
Цель:
учащихся
происходят в растении.
Задачи: знакомить учащихся с одной их
функций листа – испарение воды.
Расширять знания учащихся о строении и
значении листа для всего растения.
Воспитывать
растениям, желание заботиться о них.
бережное
отношение
к
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
обеспечивает
•вода
передвижение
питательных и минеральных веществ по
растению;
•вода обеспечивает растению упругость;
•вода
прорастания семян растений и т.д.
•не накопив достаточного количества
запасных питательных веществ, в суровую
зиму растение подмерзает.
влияет
также
на
качество
Испарение – это процесс
перехода жидкой воды в
газообразную
В любом живом
растении
содержится около
80% воды.
Если растению не
хватает воды, то
растение
замедляет рост, а
без воды совсем,
как
знаете,
у
листья
него
вянут,
растение
вы
Устьице
Замыкающие
клетки
Устьичная
щель
Функция: газообмен
Устьице листа томата под электронным
микроскопом
Значение испарения
Способствует
передвижению
воды в растении.
Предохраняет
листья от
перегрева
оказывает
большое влияние
на климат
Опыт
«Для чего растению нужно
испарение»
Намочите водой одну
руку.
Что вы
почувствовали?
Вывод ?
Какой руке
холоднее?
Факторы, влияющие на
испарение воды растениями
температура
влажность
Состояние устьиц
Время суток
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
влево
Вправо,
наклоняет:
Раз – наклон,
Два – наклон
Зашумел листвою клен.
Опыт № 1
веточку
•Полейте растение отстоянной
водой и одну
этого
растения поместите в прозрачный
стакан
•Накройте его полотенцем
•На следующем занятии проверьте,
что произойдет в стакане.
Опыт № 2
•Нам понадобится три прозрачных
стана с водой
•Уровень воды в них отметьте
маркером.
• Первый стакан оставьте с водой
•Во второй стакан с водой добавьте
масло
•В третий добавьте масло и
поставьте веточку бальзамина
•На следующем занятии проверьте,
как изменился уровень воды в
стаканах и почему это произошло.
Опыт № 3
•Нам понадобится стакан с водой,
масло, веточка бальзамина и весы.
•Поставьте веточку в стакан с
водой
•Налейте на поверхность масла
•Взвесьте стакан с водой
•Показатели запишите
•На следующем занятии сделайте
повторное взвешивание и
проверьте, сколько воды
испарилось через листья такой
маленькой веточки за такой
промежуток времени.
Экологическое задание
У Маши в доме росло очень много комнатных растений.
Мама Маши занималась разведением цветов и постоянно за
ними ухаживала: поливала, опрыскивала, мыла, протирала
листочки. Однажды мама заболела и не смогла столько
внимания уделять своим любимцам. Машенька очень жалела
маму, поэтому решила ей помочь. Она полила все растения,
помыла их, а чтобы порадовать свою мамочку, решила
некоторые из них протереть маслом, чтобы листочки
блестели. Скоро мама пошла на поправку и, поднявшись с
постели, увидела, что у некоторых растений пожелтели
листья, и оно начинает погибать.
Как вы думаете, что случилось с комнатными
растениями и почему?