Учебное занятие "Проектная деятельность"
Оценка 4.6

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология +1
Взрослым
28.01.2017
Учебное занятие "Проектная деятельность"
Приложение к занятию
Публикация является частью публикации:
занятие.docx
Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области Открытое занятие «Проектная деятельность» Подготовила: Касаткина Оксана Николаевна педагог дополнительного образования  МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Бирюч Название разработки: открытое занятие. Название   и   форма   проведения: комбинированное занятие  «Проектная   деятельность», Пояснительная записка  словесный   (объяснение,   рассказ,   беседа,   диалог, Цель: формирование представлений учащихся о проектной деятельности. Задачи: Продолжать знакомить с понятием проектная деятельность, с целями и правилами ее ведения. Учить правилам работы над проектом. Развивать наблюдательность, память мышление. Воспитывать умение слушать других и прислушиваться.  Форма проведения: занятие – изучение нового материала. Метод   проведения: консультация), наглядный, проектный и проектно­конструкторский  Возраст детей: 11 – 12 лет. Условия для проведения: отдельный кабинет. Оборудование:  ноутбук,   презентация   занятия,   ватманы   с   названиями проектов, конверты с карточками (рефлексия, задания для самостоятельной работы), маркеры  Методические   советы   на   подготовительный   период:  педагог   готовит карточки для рефлексии, карточки с заданиями для самостоятельной работы, презентацию занятия. План открытого занятия I. Организационный момент. II. Основные этапы занятия. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. III. Итог занятия. Рефлексия.  Рефлексия. Проверка знаний по теме «Календарь работы цветовода». Что такое проектно­исследовательская деятельность.  Классификация проектов.  Выбор темы проекта.  Этапы проектной деятельности. Задания по группам «Составление проекта». Ход открытого занятия Ход I. Организационный момент. Педагог:  Здравствуйте,   ребята,   проходите   в   кабинет,  выбирайте   для   себя удобное место. На столах перед вами лежат конверты трех цветов, выберите, пожалуйста,   по   одному   себе,   и   пересядьте   за   столы   с   табличками соответствующего цвета, конверты сохраняйте до конца занятия. А для чего они нужны, я вам расскажу позже. II. Основные этапы занятия. 1. Рефлексия. Педагог:  У каждого из вас в конверте находятся карточки с изображением лиц,     выражающих   разные   эмоции.   Пожалуйста,   выберите   ту   карточку, изображение на которой больше всего соответствует вашему настроению, и прикрепите ее на ватман с маркировкой вашего цвета. Чистые ватманы с маркировкой расположены на стене или доске. 2. Проверка знаний по теме «Календарь работы цветовода» Педагог:  Замечательно, теперь я вижу с каким настроением вы пришли на занятие и постараюсь вам его поднять или не испортить. А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшую игру, для того чтобы проверить как вы усвоил материал прошлого раздела. Итак, все внимание на экран. Игра «Вопрос­ответ» в форме презентации по теме «Календарь работ цветовода» 1 слайд 2 слайд 3 слад 4 слайд 5 слайд На какие группы можно распределить растения? Выберите растения, цветущие весной Почему   у   комнатных   растений   осенью   то   же   начинается листопад Основная работа с комнатными растениями весной Уход за комнатными растениями зимой 3. Что такое проектно­исследовательская деятельность.  Педагог: Молодцы, хорошо усвоили прошлую тему, и, надеюсь, вы будете ее помнить и применять свои знания на практике. Педагог:  А сейчас мы приступаем к изучению новой темы, которая звучит так: «Проектная деятельность». Наша   задача   сегодня,   выяснить,   что   же   такое   проект,   проектная   и проектно­исследовательская   деятельность   и   познакомиться   с   правилами   и последовательностью работы над проектом. Ранее мы уже с вами начинали работать над проектом «Фиалковый рай», но его для вас разрабатывала и планировала я, сегодня же, я вам расскажу, как же самим создать проект и работать по нему. Итак, что же такое проект? Проект ­ одна из форм исследовательской работы. Проект   ­   совокупность   приёмов,   операций,   которые   помогают   овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Проект всегда направлен на достижение конкретных целей.  Обязательно   включает   в   себя   четкое   и   последовательное   выполнение взаимосвязанных действий. Имеет   ограниченную   протяженность   во   времени,   с   определенным началом и концом. Проект   возникает   как   результат   проектной   деятельности (проектирования). Может быть индивидуальный, когда над проектом работает один   человек,   групповой,   когда   работает   небольшая   группа   людей   и коллективный – здесь в реализации проекта может работать все объединение. Например, проект «Фиалка – мой любимы цветок», выполнил учащийся объединения «Комнатное  цветоводство»  Иванов  Иван.  Скажите, это  какой проект? Ответы детей Педагог:  Это   индивидуальный   проект,   потому   что   его   разработал   и реализовал один человек, а вот если бы его выполняли несколько учащихся, тогда было бы указано, что проект выполнили учащиеся такие­то. 4. Классификация проектов.  Педагог: Какие же бывают проекты?  Исследовательские   проекты   ­     проекты,   в   ходе   которых   проводят эксперименты, изучают что­либо, а потом оформляют полученные результаты в виде плакатов, буклетов или компьютерных презентаций.  Игровые проекты ­ они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких­либо героев, вы предлагаете своё решение изучаемых задач.  Информационные   проекты   –   здесь   вы   собираете   и   анализируете информацию по какой­либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.  Творческие проекты – вот тут­то вам представляется огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.   Педагог: Какой вид проекта нам наиболее приемлем? Ответы детей 5. Выбор темы проекта.  Педагог: На выбор темы для проекта влияют некоторые факторы:  тема проекта может быть сформулирована на основе рекомендаций педагога, учреждения в соответствии с планом работы. Тема для проекта может быть вашей инициативой. Чаще всего тематика проектов основывается на изучении какого­либо актуального вопроса современной жизни.  6. Этапы проектной деятельности.  Педагог:  Итак,   когда   вы   определились   с   темой   проекта,   приступаем   к формулировке цели и задач проекта.  В   проекте   обязательно   должна   быть   решена   какая­либо   проблема. Выполняется проект самостоятельно автором и результаты проекта должны быть материальными и иметь практическую значимость.  Дальше   разберем,   как   же   создается   проект.   Он   включает   в   себя несколько этапов:  1 этап – это подготовка проекта. На этом этапе вы формулируете проблему, которую будете разрешать в ходе реализации проекта. Формулируете гипотезу, то есть тот факт, который вы будете доказывать или опровергать. Здесь вы должны объяснить важность данного проекта. На данном этапе вы создаете группу участников проекта, если он у вас будет групповой или коллективный, определяете направления работы.  Далее вы формулируете цели и задачи проекта. Что же такое цель проекта и как она должна строиться? Цель – это то, чего вы хотите добиться в ходе реализации своего проекта. Например,   проект   «Улитка   –   ахотина»,   целью   данного   проекта   будет   – изучение жизни улитки – ахотина. Проект «Птицы – наши друзья». Цель проекта – изучение разнообразия мира птиц. После того, как вы сформулировали цель, необходимо сформулировать задачи, т.е. раскрыть вашу цель. Подробно расписать действия, которые вы будете выполнять для достижения цели. Например, все тот же проект «Улитка ­ ахотина», где цель – изучение жизни улитки, задачи будут звучать так: Сбор информации об улитке Ахотина; Подбор иллюстраций с изображением улитки; Опрос одноклассников, знают ли они улитку Ахотина; Наблюдение за жизнью улитки; Фотографирование улитки в разных ситуациях; Изготовление методички, книжки, буклета «Жизнь улитки Ахотина»; Создание благоприятного микроклимата для жизни улитки в аквариуме и т.д. Т.е.   вы   указываете   в   задачах   конкретные   дела,   которые   необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат. Педагог:  Сейчас   мы   проверим,   как   вы   разобрались   с   целями   и   задачами проекта. Перед   вами   закреплены   ватманы   с   маркировкой   цвета   определенного стола, т.е. для каждого стола свой ватман. На каждом из них написана тема проекта,   я   предлагаю   вам   посовещаться   и   записать   цель   и   задачи   своего проекта. Дети выполняют задание, педагог контролирует и помогает (1 проект – «Собака – друг человека», 2 – «Комнатные растения в доме», 3 – «Первоцветы нашего города») Педагог: Молодцы, вы отлично справились с заданием, а значит, мы можем продолжать дальше. После   того,   как   вы   определились   с   целями   и   задачами   проекта необходимо   составить   план   работы.   План   должен   быть   реальным, достижимым. План должен учитывать не только конечные результаты вашего проекта, но и пути их достижения. Затем   вы   распределяете   обязанности   внутри   команды,   если   это коллективный   или   групповой   проект,   составляете   бюджет,   если   это необходимо   в   проекте   и   формируете   общественное   мнение,   т.е. распространяете листовки по проблеме, проводите встречи, интервью и т.д. Педагог: И вот только после всего этого начинается 2 этап проекта. 2 этап – реализация проекта. На данном проекте вы должны выполнить все, что ранее запланировали. Ищете   себе   деловых   партнеров,   которые   могут   оказать   вам   какую­либо помощь  в  реализации  проекта.  Это  могут  быть  организации, руководители учреждений, даже сам педагог может быть для вас деловым партнером. Далее вы проводите все запланированные мероприятия. Педагог:  И   итогом   вашего   проекта   будет   3   этап   –   итоги   работы   над проектом.   Здесь   вы   анализируете   соответствие   поставленной   цели   и достигнутых   результатов   и   информируете   общественность   о   результатах работы. 7. Задания по группам «Составление проекта» Педагог: Вот мы с вами и разобрали, что такое проект, что такое проектная деятельность, этапы проекта и план работы над проектом. Сейчас   я   предлагаю   вам   выполнить   задание.   У   вас   у   каждого   есть конверты,   которые   вам   раздавались   в   начале   занятия.   В   этих   конвертах находятся карточки с описаниями разных этапов проекта. У каждого стола свой проект – вы помните. Задание следующее, прочитав все карточки, вы должны   правильно   распланировать   свой   проект   и   поместить   его   на   ваш ватман. Учащиеся выполняют задание III. Итог занятия.  Педагог:  Хорошо,   вы   справились   с   заданием,   и   сейчас   я   предлагаю   вам защитить свой проект, т.е. рассказать все этапы работы и реализации проекта. Учащиеся защищают проекты Педагог: Молодцы, я увидела, что вы хорошо усвоили тему и хочу надеяться на   то,   что   теперь   у   вас   появится   желание   заниматься   проектной   и исследовательской деятельностью не только под моим руководством, но и самостоятельно находить и решать проблему. Педагог:  А теперь давайте вернемся к карточками с изображением лиц на ватманах, и я предлагаю вам определиться с настроением на конец занятия, и, если кому­то это необходимо, заменить свою картинку на другую, с другим выражением лица. Я очень рада, что настроение к концу занятия ни у кого не испортилось, а у кого­то наоборот еще и улучшилось. На этом наше занятие закончилось, желаю всем успехов в проектной и исследовательской деятельности.  Методические советы организаторам и постановщикам Занятие   лучше   проводить   в  просторном   кабинете.   Заранее   разместить ватманы   для   выполнения   практической   части,   установить   маркировку   на столы для распределения учащихся на группы. Методические советы на период ближайшего последействия В итоге занятия учащимся предлагается защитить проекты, на которых они   учились   правилам   работы   над   проектом.   Так   же   учащимся   можно предложить дома подготовить свой небольшой проект, написать цель, задачи, и план по реализации. Список литературы 1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие  для  учителей и  классных руководителей,  студентов  средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов­ на­Дону: Издательство «Учитель», 2001. – 176 с.

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"

Учебное занятие "Проектная деятельность"
Скачать файл