Учебные программы основной школы 2017 г.

  • pptx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4_основная школа_220217 + ТУП.pptx

Учебные программы основной школы

2017 г.

Обновление учебных программ в системе среднего образования

Интеграция отечественного и международного опыта

Интегрированные предметы, межпредметная интеграция

Внутрипредметная интеграция, сквозные темы в предметах

Интегрированный подход в обучении

Влияние современных тенденций в мире и вызовы 21 века

На что должно быть направлено современное школьное образование?


Изучены труды казахских просветителей, отечественных и зарубежных ученых
Изучен опыт казахстанских школ и достижения в области среднего образования различных стран
Изучены стандарты и учебные программы Финляндии, Сингапура, Кореи, Китая, Великобритании, США, России и др.
Изучены результаты международных исследований TIMSS, PISA

…Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.
Из послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 31 января 2017 г.


«Тәрбиесіз берілген білім – адамзаттың қас жауы» (Әл - Фараби).

Отыз сегізінші сөзінде ғылымды әл-Фарабидің үлгісімен сала-салаға бөліп, ұстаздарға ғылым негізін жоспарлы және жүйелі түрде бала түсінігіне ұғымды, қызықты, тартымды етіп оқытуға, білімді өмір талабымен ұштастыра беруге кеңес береді (Абай)

«Шын білім тәжірибеде ғана туады. Білім жолының негізі – тәжірибе болады, жаттап алып білген білім кісіден сұрап киген тон сияқты. Тойда тонымды бер деп шешіп алғандай, жаттап алып білген білім мектептің табалдырығын аттай бере естен шығады да ұмытылады» (Әлихан Бөкейханұлы).
.

«Ескі пргораммның кемшілігі: а) қай адамның өмірінің түрліше керексіз, пайдасыз, қысыр біліммен баланың басын қатыратын. б) Мектеп бүгінгі қолма-қол өмірді, тұрмысты, саясатты оқытпай, баланың күндегі көріп-біліп жүрген қызық көретін нәрсесін үйрептей, алда қашанғы өткенді, тарихты, алыстағы елдерді, жерлерді жаттап, кітаптан оқытып, заманнан алыстататын. с) Баланың өз бетімен білім, өнер табуына бөгет болатын жасықтыққа, қорқақтыққа үйрететін.... ж) Пәндердің бірімен-бірі байланыспайтын, жазылса үйлеспейтін, үйлеспек тұрсын біріне-бірі қайшы кеп, бірінің шын дегенін, бірі өтірік мансұқ кеп отыратын» (Жүсіпбек Аймауытұлы).

5

Результаты Казахстана в PISA

Согласно результатам PISA (2012) казахстанские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в умениях:
осуществлять поиск, обработку и анализ информации;
проводить эксперименты, наблюдения и строить на их основе гипотезы, проверять предположения, делать выводы и заключения;
связывать приобретаемую в школе систему знаний со своим жизненным опытом;
решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы.

Естественнонаучная грамотность учащихся (%)

Читательская грамотность учащихся (%)

Математическая грамотность учащихся (%)

PISA оценивает функциональную грамотность учащихся по 6 уровням сложности: учащиеся ниже 2-го уровня считаются функционально неграмотными



Концептуальные подходы к разработке
обновленных учебных программ

6

Ценности «Мәңгілік ел»*

Ценности, определенные в Стандартах образования

Преданность и патриотизм
Независимость Казахстана и Астана

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность
(уважение и соблюдение законов РК, служение интересам Казахстана, участие в развитии страны, преданность ценностям, идеям и общему делу народа и страны, социальная ответственность)

Трудолюбие
Общество Всеобщего Труда
Экономический рост на основе индустриализации и инноваций

Труд и творчество
(умение организовать свою работу, активность, инициативность, добросовестность, увлеченность в работе, достижение лучшего результата, честность, усердие)

Гражданское равенство
Толерантность
Общность истории, культуры и языка

Уважение
(толерантность, гуманизм, позитивное отношение к окружающему миру, теплые чувства и заботливое отношение к родителям, к семье, к старшим, к друзьям)

Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и  региональных проблем

Сотрудничество
( стремление к согласованной, слаженной работе с людьми для достижения общих целей, готовность поддержать и оказать им помощь, доверие)

Честность
Светское общество и высокая духовность
Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе

Открытость
(честность, транспарентность, искренность в личных и деловых отношениях, бескорыстное отношение к делу, способность воспринимать чужое мнение и выражать свою точку зрения)

Культ учености и образования

Образование в течение всей жизни
(мотивация для обучения, уважение научного познания, развитие потенциала личности, ответственность за свое обучение, высокая мобильность )

7

* Из послания Президента РК «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 17 января 2014 года;
Из выступления Лидера нации Нурсултана Назарбаева на церемонии вступления в должность Президента Республики Казахстан, 29 апреля 2015

Подход к определению ожидаемых результатов по предметам

смысл естественнонаучных понятий: «макро- и микромир», «гипотеза», «сферы Земли», «план» и «условные знаки», «азимут», «человеческая раса», «материки и океаны», «круговорот веществ», «выветривание», «горообразование», «климатические процессы», «явления», «состояние вещества», «свойства вещества», «частицы», «диффузия», «смеси», «искусственные вещества», «фотосинтез», «пигменты», «температура», «тепловая энергия», «превращение энергии», «движение», «гальванические элементы», «экосистемы», «факторы среды», «одноклеточные», «многоклеточные организмы», «экологические проблемы», «охрана природы» и др.


многообразие окружающего мира, взаимосвязь природных явлений и процессов; причины природных явлений и процессов, происходящих в живой и неживой природе; принципы систематизации многообразия объектов и процессов в природе; важность естественнонаучных знаний для многих видов деятельности человека, параметры объектов макро- и микромира, способы взаимодействия оболочек Земли, закономерности размещения населения, свойства живых организмов и др.

свои знания и умения для: формулирования вопроса исследования и предположения, вычисления средне - арифметического значения при повторных измерениях и выявление тенденций; составления простых планов местности в соответствии с правилами оформления планов; приготовления растворов с определенным составом, вычисления массовой доли растворенного вещества, определения причины движения тел; работы с микроскопом, изготовления временных микропрепаратов; исследования наличия различных пигментов у растений и необходимых условия для протекания фотосинтеза; измерения атмосферного и артериального давления, используя соответствующие приборы и др.

объекты исследования естественных наук, примеры образования некоторых веществ в природе, а также вещества, полученные искусственным путем; процессы, протекающие в живой и неживой природе, влияние экологических факторов на функционирование экосистем, переход энергии веществ в экологической пирамиде и др.

гипотезы возникновения жизни на Земле, классификацию организмов по царствам живой природы и видам экосистем, классификацию веществ, знания для обсуждения преимуществ и недостатков открытий, изменивших мир и др.

современное развитие естественных наук, условия существования человека на Земле в прошлом и настоящем, идеи для будущих исследований в науке и др.

Организация ожидаемых результатов (на примере естествознания)

Знает

Понимает

Применяет

Анализирует

Синтезирует

Оценивает

Цели обучения направлены на развитие у учащихся знаний, понимания, умения применять, анализировать, синтезировать и оценивать свои знания

Спиральный подход в построении целей обучения (пример) по предмету «Математика» (на примере целей обучения по математике, раздел «Метрические соотношения»)

предшкола - производить измерения предметов окружающего мира

2 класс - строить плоские фигуры и развертки пространственных геометрических фигур

3 класс - строить прямоугольный треугольник по заданным сторонам, окружность и круг по заданному радиусу

6 класс- вычислять длину окружности и площадь круга

10 класс - вычислять расстояния между двумя точками, между точкой и прямой, между точкой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми в пространстве

9 класс - исследовать взаимное расположение прямых, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве

4 класс - находить площадь и периметр комбинированных фигур

7 класс - решать вычислительные задачи, применяя свойства
равнобедренного и равностороннего треугольников

11 класс - вычислять объемы многогранников и тел вращения

1 класс - измерять длины сторон, находить периметр предметов окружающего мира

5 класс – находить площадь поверхностей открытых и закрытых фигур, имеющих форму параллелепипеда и куба

8 класс - решать задачи на нахождение приближенных числовых значений элементов треугольника

9

Обучение языковым предметам

КОММУНИКАТИВНОЙ
овладение обучающимися коммуникативной компетенцией, что является одним из основных требований современного общества;
обогащение словарного запаса (в т.ч. академического), развитие навыков устной и письменной речи;


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
овладение знаниями и навыками на неязыковых предметах;
приобретение универсальных навыков работы с текстом, с графической, аудиовизуальной информацией и т.д. , которые будут использованы учащимися в постижении разных наук на протяжении всей жизни;

МЫСЛИТЕЛЬНОЙ
развитие мыслительных навыков высокого порядка учащихся (мышление и язык взаимно обусловливают друг друга);
развитие исследовательских навыков и навыков критического мышления;

РЕГУЛЯТИВНОЙ
приобретение важных для жизни в социуме навыков, необходимых для полноценного общения и способствующих развитию личности.



Используются:
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
2. ТЕКСТЫ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
3. АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ

По обновленным программам изучение языка осуществляется в соответствии с его важнейшими функциями*:

* Борис Норман, Основы языкознания функции языка, журнал «Русский язык» №45/2001

Изучение языковых дисциплин

грамматика

словарный запас

правила правописания

?!

пунктуация

через коммуникативный подход

развитие речи

Один из главных фокусов коммуникативного подхода это развитие читательской грамотности учащихся, т. е. развитие способности к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, использование их содержания для достижения собственных целей, развитие знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Формирование коммуникативных навыков в ходе изучения сквозных тем
на примере 7-8 классов

«Структура семьи и семейные ценности» «Обычаи и традиции»
«Научные открытия и технологии в мире и Казахстане» «Мир профессий»
«Путешествия и достопримечательности»
«Музыка в современном обществе»
«Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?»

Результаты анализа ОЭСР
и исследований PISA

Система общего среднего образования РК сравнительно слаба в практическом применении учащимися математических знаний и развитии навыков высокого уровня мышления .

Учащиеся Казахстана имеют самые низкие баллы в области «Неопределенность и данные» и по компетенции «Интерпретация».

Математическая область «Неопределенность и данные» состоит из компонентов «Вычисление вероятности» и «Статистика».

классы

Подразделы

часы

2013

2016

5-6

Множества. Диаграммы. Комбинаторика.

16

17

7-8

Элементы статистики

5

14

9

Элементы комбинаторики. Элементы теории вероятностей.

6

17

10-11

Комбинаторика и бином Ньютона. Вероятность. Случайные величины и их числовые характеристики. Элементы математической статистики.

12

42

Всего часов

39

90

Увеличен объем учебной нагрузки по разделу
“Статистика и теория вероятностей”

Пример. Проведена проверка в 100 компаниях. Даны значения количества работников в компании (чел)
23 25 24 25 30 24 30 26 28 26 32 33 31 31 25 33 25 29 30 28 23 30 29 24 33 30 30 28 26 25 26 29 27 29 26 28 27 26 29 28 29 30 27 30 28 32 28 26 30 26 31 27 30 27 33 28 26 30 31 29 27 30 30 29 27 26 28 31 29 28 33 27 30 33 26 31 34 28 32 22 29 30 27 29 34 29 32 29 29 30 29 29 36 29 29 34 23 28 24 28
Рассчитать числовые характеристики: мода, медиана, размах ряда.
Построить: полигон частот, столбчатую и круговую диаграммы.
Раскрыть смысловую сторону каждой характеристики.

Цели обучения:
строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы (5 кл);
анализировать статистическую информацию, представленную в виде таблицы или полигона частот (7кл).

Пример из раздела программы «Элементы статистики»

Математика

Изменения в содержании учебных программ по математике

включено изучение вероятностных моделей реальных явлений и процессов, оценка числовых характеристик случайной величины по выборочным данным.

1. Расширена тематика раздела «Статистика и теория вероятностей»

2. Исключено изучение уравнений и неравенств с параметрами

уравнения данного типа не имеют непосредственного практического применения, и в то же время являются сложными для учащихся.

3. Исключены задания на формирование навыка использования таблицы В.Брадиса

современные технические средства дают возможность быстро и с большой точностью находить эти значения.

программа направлена на развитие умений строить математические модели для описания процессов в различных контекстах, развитие исследовательских навыков через решение прикладных задач

1. Числа
2. Алгебра
3. Геометрия
4. Статистика и теория вероятностей
5. Математическое моделирование и анализ

Содержание курса математики распределено по пяти разделам, которые изучаются в начальной, основной и старшей школе:

Обеспечивается последовательное развитие и углубление знаний и навыков в каждом следующем классе на протяжении всего курса обучения математике, то есть соблюдается принцип преемственности и углубления.




Частицы вещества
Закономерности химических реакций
Энергетика в химии
Химия вокруг нас
Химия и жизнь



Физические величины и измерение
Механика
Тепловая физика
Электричество и магнетизм
Геометрическая оптика
Элементы атомной и ядерной физики
Основы астрономии
Современная физическая картина мира

Многообразие, структура и функции живых организмов
Размножение, наследственность, изменчивость, эволюционное развитие
Организмы и окружающая среда
Прикладные интегрированные науки

ХИМИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

В основу структуры курса биологии положено последовательное изучение концептов: питание, транспорт веществ, дыхание, движение, координация и регуляция, размножение, рост и развитие, наследственность и изменчивость объектов. Данный подход обеспечивает систематическое повторение наиболее важных фундаментальных понятий и концепций на каждом этапе обучения. По действующим программам изучаются отдельные курсы: ботаника, зоология, анатомия и др.

«Химия», «Физика», «Биология»

Содержания программ по предметам пересмотрены с учетом современного развития естественнонаучных и технических отраслей экономики, добавлены новые разделы и темы. В программах заложен подход «от практики к теории», что подразумевает получение новых знаний и формирование навыков в результате проведения проектных, исследовательских, практических и лабораторных работ. В результате чего увеличено количество практических и лабораторных работ.

Разделы учебных программ:

Преемственность содержания предметов естественно-научного цикла

Обеспечивается последовательное развитие и углубление знаний, навыков по естественно-научным дисциплинам

определять источники электрической энергии;
различать виды энергии;
различать температуру и тепловую энергию;
называть источники энергии;
называть и приводить примеры процессов, протекающих с выделением и поглощением энергии;

различать два вида механической энергии;
применять формулу кинетической энергии при решении задач;
объяснять взаимосвязь работы и энергии;

Энергия


составлять пищевые цепи и пищевые сети;
сравнивать водные и наземные экосистемы;
сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии;





исследовать условия для жизни растений;
сравнивать группы растений в зависимости от среды обитания;
исследовать взаимосвязь между растениями и животными;
объяснять процессы взаимоотношений в пищевой цепи
определять компоненты экосистемы









определять виды и источники природных ресурсов;
исследовать основной состав почвы;
определять области применения некоторых полезных ископаемых;
приводить примеры образования некоторых веществ в природе и веществ, полученных искусственным путем;
определять месторождения полезных ископаемых в Казахстане и области их применения;





изучить влияние процесса добычи минеральных ресурсов на окружающую среду;
определить опасность и причины загрязнения воды, объяснять
способы очистки воды;
называть месторождения металлов в Казахстане и объяснять процессы их добычи, влияние на окружающую среду;

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
(1-6 классы )

Биосфера, экосистема, популяция

Природные
ресурсы

ФИЗИКА

ХИМИЯ

БИОЛОГИЯ

Формирование целостного понимания законов природы на основе интеграции содержания программ физики, химии, биологии

(на примере изучения электрических явлений в живых и неживых системах)

Учащиеся понимают физический, химический и биологический смысл электрических явлений

Учащиеся подготовлены к изучению таких интегрированных дисциплин, как биофизика и физическая химия

Учащиеся умеют работать с приборами, регистрирующими электрические явления в живых и неживых системах

Учащиеся понимают, что электричество – это универсальное проявление физических законов, которые характерны как для живых, так и для неживых систем

Понимание условий возникновения электрического поля, изменения свойств раствора электролита в зависимости от его химического состава

Понимание водного раствора как внутренней среды организма для объяснения причины возникновения электрических явлений на клеточном, тканевом и организменном уровнях

География

Содержание предмета раскрывается через изучение следующих разделов:

Преемственность географических знаний и навыков между уровнями школьного образования

Методы географических исследований
Картография и географические базы данных
Физическая география
Социальная география

5. Экономическая география (природные ресурсы, тенденции и показатели развития мирового хозяйства)
6. Страноведение с основами политической географии

Экономическая и социальная география

Физическая география

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА


ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Предмет «Естествознание» 1-6 класс

Методы познания природы (1-4 кл.)
Живая природа (1-4 кл.)
Вещества и их свойства( 1-4 кл.)
Земля и космос (1-4 кл.)
Вселенная, Земля, человек (5-6 кл.)
Процессы в живой и неживой природе
(5-6 кл.)
Экология и устойчивое развитие (5-6 кл.)

1. Методы географических исследований
2. Картография и географические базы данных
2.1 Географические карты
2.2. Географические базы данных
3. Физическая география
3.1 Литосфера
3.2 Атмосфера
3.3 Гидросфера
3.4 Биосфера
3.5 Природно-территориальные комплексы

Предмет «Познание мира» (1-4 классы)
2. Природа моей страны
2.1 Ориентирование на местности
2.2 Погода и климат
2.3 Природные условия и их значение
2.4 Туризм

Предмет «Естествознание» (5-6 класс)
2.7 География населения

4. Социальная география
4.1 География населения
5. Экономическая география
5.1 Природные ресурсы
5.2 Социально-экономические ресурсы
5.3 Отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства
5.4 Тенденции и показатели развития
мирового хозяйства
6. Страноведение с основами политической
географии

Исторические дисциплины в школе: цели и задачи


«Не зная прошлого, истории, трудно понимать настоящее, предположить будущее»
Аль-Фараби


Главной функцией исторических дисциплин в школе является формирование у учащихся исторического сознания

Историческое сознание - знание истории, осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков, социальное прогнозирование (исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего), осознание ответственности за свою деятельность. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

«История Казахстана», «Всемирная история»






1. Содержание программ в каждом классе представлено по периодам в хронологической последовательности и включает такие аспекты как: (1)развитие социальных отношений; (2) развитие культуры; (3) развитие государства; (4)экономическое развитие Казахстана.


2. Обучение строится на основе исторических концептов: изменение и преемственность; причина и следствие; доказательство; сходство и различие; значимость; интерпретация.


3. Из класса в класс предусмотрено последовательное развитие навыков исторического мышления - ориентация во времени и пространстве, интерпретация исторических источников, объяснение и анализ исторических событий.


4. Оптимизировано содержание исторических дисциплин посредством укрупнения тематических разделов;


5. Установлена межпредметная связь между историческими дисциплинами;

Информатика

1. Начальные навыки работы с текстом, графикой, презентацией, мультимедиа, работа в сети Интернет перенесены из программы основной школы в начальную;

2. Добавлены новые разделы

Игровая среда программирования (Лого, Scratch);

Интегрированная среда разработки программ (С/C++, Python, Delphi, Lazarus);

Разработка мобильных приложений, Теория дизайна

Раздел изучается на протяжении периода обучения с 5 по 11 классы.

Особенности изучения программирования

игровая среда программирования (5-6 классы)

интегрированная среда разработки программ (7-9 классы)

объектно-ориентированное программирование (10-11 классы);
web-программирование (10-11 классы);
разработка мобильных приложений (10-11 классы)

Полученные знания и навыки находят практическое применение как на уроках информатики, так и при изучении других предметов

Разделы учебной программы: 1. Компьютерные системы; 2. Информационные процессы; 3. Компьютерное мышление;
4. Здоровье и безопасность

Изменения в содержании учебной программы

Художественный труд

Содержание предмета построено по пяти образовательным линиям:

Образовательные области и учебные предметы

Количество часов в неделю по классам

Нагрузка, часы

5

6

7

8

9

Недельная

Годовая

Инвариантный компонент

I

Язык и литература

11

55

1870

1

Казахский язык

3

2

13

442

2

Казахская литература

2

3

12

408

3

Русский язык и литература

3

15

510

4

Английский язык

II

Математика и информатика

6

30

1020

5

Математика

5

25

850

6

Информатика

1

5

170

III

Естествознание

2

7

8

27

918

7

Естествознание

2

-

4

136

8

Физика

-

2

6

204

9

Химия

1

2

5

170

10

Биология

2

6

204

11

География

IV

Человек и общество

4

5

21

714

12

История Казахстана

2

10

340

13

Всемирная история

1

5

170

14

Основы права

-

1

34

15

Самопознание

1

5

170

V

Технология и искусство

3

1

9

306

16

Музыка

1

2

68

17

Художественный труд

2

1

7

238

Физическая культура

3

15

510

18

Физическая культура

3

15

510

Инвариантная учебная нагрузка

29

32

33

34

157

5338

Вариативный компонент

Элективные курсы

3

1

2

3

12

408

Индивидуальная и групповая работа

1

5

170

Вариативная учебная нагрузка

4

2

3

4

17

578

Объем максимальной учебной нагрузки

33

34

36

38

174

5916

Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан  от 7 июля 2016 года № 432  
Типовой учебный план (обновленного содержания) основного среднего образования для классов с казахским языком обучения

Образовательные области и учебные предметы

Количество часов в неделю по классам

Нагрузка, часы

5

6

7

8

9

Недельная

Годовая

Инвариантный компонент

I

Язык и литература

13

65

2210

1

Русский язык

3

2

13

442

2

Русская литература

2

3

12

408

3

Казахский язык и литература

5

25

850

4

Английский язык

3

15

510

II

Математика и информатика

6

30

1020

5

Математика

5

25

850

6

Информатика

1

5

170

III

Естествознание

2

7

8

27

918

7

Естествознание

2

-

4

136

8

Физика

-

2

6

204

9

Химия

1

2

5

170

10

Биология

2

6

204

11

География

IV

Человек и общество

4

5

21

714

12

История Казахстана

2

10

340

13

Всемирная история

1

5

170

14

Основы права

-

1

34

15

Самопознание

1

5

170

V

Технология и искусство

3

1

9

306

16

Музыка

1

2

68

17

Художественный труд

2

1

7

238

Физическая культура

3

15

510

18

Физическая культура

3

15

510

Инвариантная учебная нагрузка

31

34

35

36

167

5678

Вариативный компонент

Элективные курсы

1

-

1

4

136

Индивидуальная и групповая работа

1

3

102

Вариативная учебная нагрузка

2

1

2

7

238

Объем максимальной учебной нагрузки

33

34

36

38

174

5916

Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 июля 2016 года № 432
Типовой учебный план (обновленного содержания) основного   среднего образования для классов с русским языком обучения