АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»
1
Содержание
Долгосрочный план 3
О языковых целях 6
Среднесрочный план 8
Раздел(7.1A): Физика – наука о природе 8
Раздел (7.1В): Физические величины и измерения 15
2
Преподавая предметное содержание через второй или третий языки, современные школы стремятся создать такую среду, которая способствовала бы изучению, как предметного содержания, так и языка. Каждый предмет имеет свой собственный стиль речи, который можно назвать "академическим языком" конкретного предмета. Академический язык является ключевым инструментом для изучения предметного содержания и улучшения способности думать и работать с понятиями предмета. Большинство учащихся, обучающихся через второй или третий языки, нуждаются в поддержке на протяжении всего процесса обучения для того, чтобы освоить академический язык и предметное содержание. В контексте трехъязычного образования, развитие академического языка на первом языке также требует постоянного внимания, и то ограниченное время, отведенное на обучение через первый язык, должно использоваться эффективно и результативно.
Языковые цели являются важным инструментом для овладения академическим языком. От того, насколько ясно сформулированы языковые цели, будет зависеть понимание учащимися того, что от них ожидается. Кроме того, языковые цели помогут учителям и учащимся создавать, измерять и поддерживать мотивацию к учебе. Учителя-предметники, которые поддерживают постоянный двойной фокус, как на изучение предметного содержания, так и на развитие академического языка, показывают учащимся пример и помогают обучаться и тому, и другому.
Для поддержания обучения академическому языку, учителям рекомендуется включать следующие цели обучения в учебные планы:
• акцентирование внимания учащихся на академическом языке (например, лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения
предмета);
• предоставление рабочего языка на уроке, необходимого для работы с понятиями предметного содержания (например, фразы, необходимые для: работы в группе, умения задавать вопросы, проведения анализа ситуации, дискуссии/дебатов);
• предварительное обучение и, прежде всего, предварительное использование в уместном контексте лексики, включая терминологию и фразы, необходимые для того, чтобы научиться правильно использовать их в предмете;
• использование учащимися всех четырех языковых навыков в различных комбинациях (например, чтение-аудирование, чтение-письмо, чтение-говорение, аудирование-письмо, и т.д.) для достижения различных целей;
• вовлечение учащихся в диалог-дискуссию (например, не принимать односложные ответы от учащихся и не задавать вопросы, ответы на которые просто демонстрируют знание; побуждать учащихся использовать знания для эффективного обсуждения, а также предоставлять богатый лексический запас, чтобы учащиеся могли поддержать диалог);
• развитие навыков обучения, характерных для языка (например, избирательное прослушивание, разъяснение, развитие металингвистического и метакогнитивного осознания, перефразирование и навыки пользования словарем);
• поощрение критического размышления о языке (например, сравнение языков, поощрение учащихся использовать язык более точно, оценивание прогресса в изучении языка);
• постановка языковой цели в начале урока и обсуждение прогресса в достижении этой цели
в конце урока.
Пример языковой цели представлен в каждом разделе учебного плана. Пример языковой цели также включает в себя компоненты академического языка, на использование и запоминание которого важно обратить внимание учащихся. Они указаны под следующими заголовками: (1)
6
лексика и терминология, специфичная для предмета, (2) набор полезных фраз для диалога/письма. Если язык понятен и ясен для учащихся, это поможет им достичь как предметные цели, так и цели в изучении языка.
7
Среднесрочный план
Физика для учащихся 7 класса средней школы
Раздел (7.1A): Физика – наука о природе
Рекомендуемые предварительные знания
Учащиеся из предметов «Естествознание» и «Математика» знакомы с объектами изучения естественно-научных дисциплин.
Контекст
Данный раздел знакомит учащихся с понятиями: физическое явление, физическое тело, вещество, материя. Объясняются цели и задачи предмета в познании мира.
Языковые цели предмета «Физика» в данном разделе
Пример языковой цели с соответствующим академическим языком для учащихся дан ниже.
Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и Серия полезных фраз для диалога/письма терминология
Учащиеся могут: Учащиеся могут: физическое явление, К физическим явлениям относятся …
в устной и письменной форме физические тела, Физические тела характеризуются …
приводить примеры описывать и обобщать вещество, материя Формы существования материи……………… физических явлений, примеры физических явлений. Для того чтобы записать / ввести данные/
информацию/ результаты, мы...
Результаты / выводы / таблица результатов
работы, проделанной нами, показывают, что ...
Как видно из этой таблицы...
Подводя итоги ...
Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. введение «О языковых целях» выше.
Краткий обзор
Данный раздел начинается с введения в предмет физика. Вводятся основные понятия, начинает формироваться предметная лексика. В разделе учащиеся получают начальные навыки научного изучения природы.
Ссылка на
учебную Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности Заметки для учителя (по Учебные ресурсы
программу на уроке методике преподавания)
7.1.A: Физика 7.1.1.1- приводить (W) Предоставьте учащимся Для проведения урока можно Готовые интерактивные
– наука о примеры некоторые примеры физических использовать наглядные упражения
природе физических явлений. Предложите учащимся демонстрации, применяя http://learningapps.org/1680511 явлений; сгруппировать предложенные в виде самые зрелищные опыты. http://learningapps.org/24478
картинок, показывающих примеры Например, электрофорная http://900igr.net/prezentatsii/fi физических явлений, дать им машина, удержание воды zika/Vvedenie-v-
названия. Затем можно обсудить листом бумаги и т.д. fiziku/Vvedenie-v-fiziku.html
правильные названия этих групп.
http://www.procrossword.ru/fiz
Задание можно выполнить при помощи ресурса LearningApps.org. Примеры домашнего ika/vvedenie.html Введите понятие физическое тело, задания:
вещество, материя. классифицировать примеры http://interneturok.ru/ru/school/
физических явлений и physics/7-klass/vvedenie/chto-
(G) Попросите учащихся обсудить в заполнить таблицу. izuchaet-fizika
группах, почему важно изучать Примерное время на Хорошая презентация на физические явления, выполнение: английском языке
классифицировать физические явления 10-15 мин. http://www.cposcience.com/ho
me/Portals/2/Media/post_sale_ по общим признакам (механические,
электрические, световые и т.д.) content/PFC2/presentation_slid
es/PFC2Chapter1.ppt
7.1.1.2 - различать (W)Можно предложить пример Привести те примеры Схема методы научного
научные методы хорошо известного физического физических явлений, истинная познания изучения законов явления, такого как молния. Можно природа которых хорошо http://ssds-
природы; обсудить, какие представления о знакома учащимся, и способы science.weebly.com/5th-grade---
природе этого явления были на установления истины в scientific-inquiry-process.html протяжении истории, и каким образом которых хорошо известны была установлена истинная причина учащимся. этого явления. Затем можно обсудить, какие этапы были пройдены в процессе установления истины. (G)Попросить учащихся
предположить, какие методы научного познания были использованы в ходе исследования того или иного
Контекст
Данный раздел знакомит учащихся с понятиями система отсчета, траектория, путь, перемещение, материальная точка. Изучив данный раздел, учащиеся будут готовы к изучению различных видов движения на более качественном уровне в 9 классе.
Языковые цели предмета «Физика» в данном разделе
Пример языковой цели с соответствующим академическим языком для учащихся дан ниже.
Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и Серия полезных фраз для диалога/письма терминология
Учащиеся могут: Учащиеся могут: траектория, Мы рассчитали скорость...
описывать движение перемещение, скорость Мы сравнили скорость... с ...
объяснять физический смысл используя термины: (скалярная), скорость терминов – система отсчета, траектория, путь, (векторная), средняя Для того чтобы вычислить / определить (среднюю) траектория, путь, перемещение, скорость, скорость, ускорение, скорость, мы измерили ...
перемещение, материальная средняя скорость скаляр, вектор (Средняя) скорость была рассчитана путем ... точка; Мы вывели (среднюю) скорость через...
Для того чтобы записать / ввести данные/
информацию/ результаты, мы...
Результаты / выводы / таблица результатов работы, проделанной нами, показывают, что ...
Как видно из этой таблицы... Подводя итоги ...
Скорость... составляла ...
Скорость, с которой ехал ... составляла ...
Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. введение « О языковых целях» выше.
Краткий обзор
Данный раздел начинается с введения понятий, характеризующих механическое движение. Учащиеся будут заниматься расчетом скорости и ускорения, а также чтением графиков зависимости скорости от времени и расстояния от времени. В ходе изучения раздела учащиеся научатся различать следующие векторные и скалярные величины: расстояние, перемещение, длина, скорость (скалярная и векторная), время .
Ссылка на
учебную п Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности Заметки для учителя (по Учебные ресурсы
рограмму на уроке методике преподавания)
7.1.C: 7.2.1.1 - объяснять (W) Введите понятия траектория, На сайте представлена http://www.learnerstv.com/anim
Механическо смысл понятий – пройденный путь и перемещение, анимация, которая объясняет ation/animation.php?ani=26&cat е движение материальная показав учащимся анимацию или разницу между пройденным =physics точка, видео объекта, движущегося по путем и перемещением.
относительность кривой (траектории), например, Дайте учащимся задание Рабочий лист на усвоение механического запущенная стрела или брошенный начертить свой маршрут от понятий «путь» и движения; мяч. Спросите учащихся о том, каким дома до школы, сравнить «перемещение» траектория, путь, образом можно оценить, насколько пройденный путь и http://www.dpisd.org/cms/lib4/T перемещение. далеко переместился мяч. Этот перемещение. X01001079/Centricity/Domain/1 вопрос может послужить поводом к 783/Distance-Displacement-
обсуждению разницы между Примеры домашнего задания: Velocity%20Practice%20Proble
пройденным путем и перемещением. описать движение ученика от ms.doc (I) Учащиеся рисуют схему школы до дома, используя
криволинейной траектории, а затем слова материальная точка, http://www.tutorvista.com/physi измеряют расстояние и перемещение, система отсчета, cs/animations/differenceнаходят разницу между этими относительность механического between-distance-and-
величинами. движения, траектория, путь, displacement-animation
перемещение. Примерное время на выполнение: 10-15 мин.
7.2.1.2 - приводить (W) Повторите понятие Подборка ресурсов на
примеры механического движения. Обсудите относительность
относительности один из примеров, когда легко Например, рассмотреть механического движения механического определить скорость тела движение мотоциклиста http://school-
движения; относительно одних тел и сказать, относительно земли и collection.edu.ru/catalog/rubr/3b что тело неподвижно относительно мотоцикла. 19dfa9-7bdf-441a-89e4-
других. Сделать вывод об о том, что fdbf8383e844/110270/ механическое движение На сайте представлена
относительно. анимация, объясняющая Анимация «относительность
Покажите предложенный в ресурсах относительность движения механического движения»
видеоролик. Спросите у учащихся, http://files.school-
как они поняли относительность Примеры домашнего задания: collection.edu.ru/dlrstore/669b2
движения. подготовьте простые примеры b56-e921-11dc-95ffОбсудить большое количество на сложение и вычитание 0800200c9a66/3_1.swf
примеров, помогающее ученикам векторных величин; уверенно приводить примеры тел, используйте побольше которые движутся в одной системе графических заданий. отсчета и неподвижны в другой. Примерное время на выполнение: 10-15 мин.
7.2.1.3 - различать (Е) Используйте измерительную Предложенный вид http://files.schoolпрямолинейное ленту для измерения расстояния 100 деятельности можно провести collection.edu.ru/dlrstore/669b2b59
равномерное и м (10м). Через каждые 10м(1м) по либо во дворе школы или в -e921-11dc-95ff-
неравномерное дистанции стоят ученики с аудитории. 0800200c9a66/3_4.swf движение; секундомерами. Один из учащихся выступает в роли бегуна. Учащиеся с Важно, чтобы ученики Игра «Верю- не верю» секундомерами останавливают свои самостоятельно сделали вывод
секундомеры, как только бегун о том, какое из движений http://learningapps.org/461393 пробегает мимо них. Попросить являлось равномерным, а какое
некоторых из учеников бежать с – нет, сформулировали http://lasch.narod.ru/school/cytol постоянной скоростью, а других с определение этих видов /txt/values.htm переменной скоростью. движений на основе
экспериментальных данных. Подборка ресурсов
(I) Затем полученные данные «Равномерное и
заносятся в таблицу. Учащиеся Примеры домашнего задания: неравномерное движение» используют табличные данные для привести 5 примеров http://school-
нахождения скорости при прямолинейного равномерного collection.edu.ru/catalog/rubr/ffb прохождении каждых 10м (1м) и и 5 неравномерного движения. 3b711-8f44-408c-aea4делают вывод о характере движения. Примерное время на a29842431067/110205/ выполнение:
10-15 мин.
7.2.1.4 - вычислять (W) Вспомнить понятие скорости из Учащиеся могут использовать http://www.physicsclassroom.co скорость и курса математики и объяснить, что датчики движения или
среднюю скорость скорость это расстояние, пройденное секундомер и рулетку для m/mmedia/kinema/trip.cfm движения тел; за единицу времени. измерения скорости.
Расставить значения скорости (G) Предложите учащимся решить Примеры домашнего задания: в порядке возрастания задачи на перевод единиц км/ч в м/с решить 3 задачи разной степени
и обратно. Остановитесь на том, что сложности на расчет средней http://learningapps.org/446143 если мы имеем в виду расстояние, то скорости движения тел.
скорость является скалярной Примерное время на http://lasch.narod.ru/school/cytol
величиной, так как она не имеет выполнение: /txt/values.htm направление. 15-20 мин.
http://files.school-
(G)(E) Учащиеся измеряют collection.edu.ru/dlrstore/44331 расстояние и время для различных 311-b9b8-47b9-bf70видов передвижения, а затем 6e759ffcb621/%5BPH10_02вычисляют среднюю скорость в 007%5D_%5BMA_01%5D.swf
каждом из них. Предлагаемые виды движения могут включать: ходьба, бег, прыжки, прыжки на различные расстояния; скатывание шаров по наклонной плоскости. (I)(f) Учащиеся могут продемонстрировать свои знания об измерении скорости различными путями.
7.2.1.5 - строить график зависимости перемещения от времени, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графиков и в (W) Ранее учащиеся составляли таблицу значения времени, необходимого для прохождения каждых 1м(10 м) при равномерном движении. Этот эксперимент можно повторить или использовать данные для построения графика зависимости координаты либо пройденного пути от времени при равномерном
Можно предложить нескольким учащимся двигаться с разной скоростью, а некоторых учащихся заносить данные в таблицу и представлять в виде графика.
Лучше всего попросить учащихся самостоятельно https://www.youtube.com/watch
?v=lG0AHiVM1JA
Анимация «График скорости при
равномерном движении»
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/e9d8a1 9f-99a9-4991-96a2-
таблицах; движении. определить, какие величины 43733f8d3d33/7_63.swf
Затем учащиеся должны построить являются независимыми, а
таблицу результатов и вычислить какие - зависимыми и самим Анимация «График координаты скорость по формуле: пройденный обозначить их на осях графика. при равномерном движении»
путь / затраченное время для каждого Можно построить и графики
случая. По результатам таблицы зависимости скоростей
построить график. движения учащихся от времени. http://files.school-
(W) Предложите учащимся collection.edu.ru/dlrstore/c29e9b
построить график зависимости Учащиеся могут сделать вывод fe-bb4f-47f6-9bfeпройденного пути от времени, о характере движения, 8f940c8df291/7_64.swf используя знания из курса рассчитать скорость движения. математики.
Примеры домашнего задания: (G) Затем учащиеся должны используя 3-4 графика начертить графики зависимости зависимости координаты от пройденного пути от времени. времени при равномерном Данную работу можно выполнить прямолинейном движении всем классом или в группах в определить их скорости. зависимости от количества Примерное время на учащихся. выполнение:
20-25 мин.
7.2.1.6 - определять (f) Учащиеся должны Можно предложить учащимся Хороший ресурс по по графику продемонстрировать понимание большое количество графиков сравнению графиков зависимости графиков движения, определяя вид движения, чтобы учащиеся зависимости скорости и перемещения тела движения и приводя примеры смогли безошибочно их перемещения от времени от времени, когда движения, которое возможно описать анализировать.
тело: (1) находится этим графиком. http://www.echalk.co.uk/Science в состоянии покоя, Предоставьте учащимся /physics/motion/motionGraphs/
(2) движется с (I)(f) Учащиеся могут оценить несколько заранее motionGraphs.html постоянной понимание графиков зависимости подготовленных графиков
скоростью; пройденного расстояния от времени, зависимости пройденного пути https://phet.colorado.edu/en/sim используя сайт, предложенный в от времени и попросите по ulation/moving-man
колонке с ресурсами. На сайте они графику определить
должны просмотреть видеоклипы с равномерное и неравномерное http://cposcience.com/home/Port
игрой футболистов и сопоставить их
с графиками.
(I) В подведении итогов по разделу попросите учащихся
классифицировать понятия
перемещение, путь, расстояние,
скорость (скалярная и векторная),
время, ускорение на скалярные и
векторные величины.
(W) (G) Для лучшего понимания
графиков координаты для
равномерного движения и
соответствия их уравнениям
координаты можно предложить учащимся встать вдоль прямой,
начерченной мелом на полу.
Указывается направление увеличения
координаты и точка, означающая нулевую координату. Затем на доске записываются несколько уравнений зависимости координаты от времени, а учащимся определить значение начальной координаты, направление и числовое значение скорости. Затем ученики по очереди показывают движение, соответствующее этому уравнению.
движение. Например, движение автомобиля из состояния покоя до тех пор, пока скорость не достигнет 60 км/ч является ускоренным; потом движение осуществляется на этой скорости, а затем скорость замедляется до остановки. Убедитесь, в том, что во время пути на определенном участке автомобиль движется с постоянной скоростью.
Учащиеся могут оценить уровень знаний друг друга, изобразив графики зависимости пройденного пути от времени и скорости от времени. Учащиеся могут описать график, используя лексический запас слов. als/2/Media/post_sale_content/P HY2/PresentationSlides/PHY2C hp3.ppt
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/6862bf 70-3b98-4d75-a16835e72a1c103c/7_66.swf
Примеры графиков можно найти на сайтах
http://www.gcse.com/fm/dtg.ht m
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/87431 033-ef21-492e-a7a3dfa914c9f753/7_67.swf веб сайты с некоторыми примерами вычислений
http://cis-science-andtechnology.wikispaces.com/spac e/content
Раздел 7.2A: 7.2.2.11 - измерять (W) Вспомнить единицы измерения Обсудите с учащимися, какие из Весы электронные, набор
Плотность массу тела с массы. Определить, какая величина предложенных весов дают более тел разной массы использованием является основной в СИ. точные значения. электронных, Обсудить правила взвешивания на
пружинных, рычажных весах. Во время выполнения всех этих
рычажных весов; (E) Предложите учащимся измерить видов деятельности объем, масса массу нескольких твердых тел и должны быть записаны в виде жидкости с помощью рычажных, таблицы с соответствующими пружинных и электронных весов. единицами.
Примеры домашнего задания: проводит измерение предмета в домашних условиях с использованием пружинных или электронных весов.
Примерное время на выполнение:
10-15 мин.
7.2.2.12 - (G или I)(E) Спросите у учащихся как Этот вид деятельности может измерительный цилиндр, использовать измерить объем тел правильной формы. быть использован как хорошая нитки, тела неправильной измерительный Важно выполнить несколько возможность отработать перевод формы (отливной сосуд с цилиндр (мензурка) упражнений, которые помогут усвоить единиц в СИ. носиком)
для измерения способ определения объема куба, Демонстрационный
объема жидкости параллелепипеда, цилиндра – удобно Примеры домашнего задания: вариант эксперимента
или твердого тела для определения объема жидкости в используя пустой флакон можно показать при
различной формы известной емкости определить помощи сосуде.
объем флаконов неизвестной http://files.school-
Затем спросите, как определить объем емкости. collection.edu.ru/dlrstore/66 тела неправильной формы. Во время Примерное время на 9b5246-e921-11dc-95ff-
ответов подведите их к необходимости выполнение: 0800200c9a66/lab3_21.swf
Физика для учащихся 7 класса средней школы
Раздел(7.2В): Взаимодействие тел
Рекомендуемые предварительные знания
Учащиеся должны вспомнить и называть единицу измерения массы в системе СИ.
Контекст
В данном разделе учащиеся получают представление о том, что силы действуют на объект, а также поясняется разница между массой и весом. Посредством данного раздела осуществляется подготовка учащихся к изучению гравитационных полей, которые они будут изучать в 9-м классе. А также представлена идея, о том, что силы воздействуют на объект и что трение является силой.
Обязательная к выполнению лабораторная работа:
Изучение упругих деформаций
Изучение силы трения
Языковые цели предмета «Физика» в данном разделе
Пример языковой цели с соответствующим академическим языком для учащихся дан ниже.
Цель обучения по предмету Языковая цель Предметная лексика и Серия полезных фраз для
обучения терминология диалога/письма
Я думаю, что...
На мой взгляд (По моему мнению)...
Я знаю, что ...
Я уверен, что ...
По-моему масса это…, но вес это...
Вес зависит от ..., но масса зависит от . Вес измеряется в ... (единица измерения), в то время как масса измеряется в ... (единицы измерения) Сила имеет направление, точку приложения и модуль (значение). Когда тело начинает двигаться …
Возникает сила трения скольжения…
Учащиеся могут: описывать связь между массой и весом ; приводить примеры полезного и вредного проявления силы трения Учащиеся могут: обсуждать в устной и в письменной форме то, что они уже знают о массе и весе, высказывая свое мнение и развивая свои идеи; устно презентовать полезные и вредные воздействияx трения, используя плакат или презентацию в формате «PowerPoint»
масса, вес, сила тяжести, сила упругости, инерция, деформация (упругая и пластическая), , вещество, динамометр, ускорение свободного падения, жесткость пружины, удлинение/сжатие; трение, трение покоя, трение качения и трение скольжения, полезные и отрицательные проявления силы трения, преимущества силы трения, недостатки силы трения
Трение – это сила сопротивления, возникающая между ….
Трение зависит от …..
Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. введение « О языковых целях» выше. Краткий обзор
Данный раздел начинается с введения понятия инерции и воздействия сил на тело. После этого объясняется разница между массой и весом, и далее приводится объяснение воздействия силы на тело. Учащимся предлагается дать определение массы и веса и описать отношения между ними. Они будут изучать силу упругости и рассчитывать ее с помощью закона Гука. Данный раздел продолжается с введения понятия трения и причин его возникновения. Учащиеся рассмотрят различные виды трения и получат дополнительные знания о положительных и отрицательных эффектах трения.
Ссылка Цели Рекомендуемые виды деятельности на уроке Заметки для учителя (по Учебные ресурсы
на обучения методике преподавания) программ
у
Раздел 7.2.2.1 - (W) Для того, чтобы учащиеся хорошо поняли Это сложное понятие для http://files.school7.2В: объяснять явление инерции, можно привести несколько некоторых учащихся. Им collection.edu.ru/dlrstore/6 Взаимодейс явление хорошо знакомых ученикам примеров из жизни. следует понимать, что для 69b2b5a-e921-11dc-95ffтвие тел инерции и (E) Можно попросить одного из учащихся перемещения объекта с 0800200c9a66/3_6.swf
приводить попробовать бежать по коридору с большой большей массой потребуется
примеры; скоростью и повернуть за угол. Для того, чтобы больше времени для http://interneturok.ru/ru/sc это сделать, ему обязательно нужно будет воздействия. hool/physics/7-
придерживаться рукой. klass/vzaimodejstvie-
После этого эксперимента и приведенных Примеры домашнего задания: tel/inerciya примеров, попросить учащихся выявить общие привести по 5 примеров видео
закономерности и совместно с ними инерции в природе. https://www.youtube.com/wa сформулировать объяснение явление инерции. Примерное время на tch?v=-wM2pa1A_io (W+G) Продемонстрируйте видео об инерции, выполнение: предложите обсудить в группах положительные 15-20 мин.
и отрицательные стороны проявления инерции. Показать простые опыты по демонстрации инерции тяжелых и легких предметов.
(Т) Объяснить, что мерой инертности тела является его масса. Обратиться к учащимся с просьбой предложить варианты измерения массы. После объяснения введите формулу зависимости масс и скоростей взаимодействующих тел.
7.2.2.2 - (W+G) Обсудите с учащимися демонстрации необходим инструктаж по Тренажер
приводить опытов: работе с динамометром. http://files.schoolпримеры На столе лежит брусок. Что необходимо collection.edu.ru/dlrstore/6
действия сил сделать, чтобы изменить положение бруска? Учащимся можно предложить 69b2b5e-e921-11dc-95ffиз Мяч, лежащий на столе, после удара несколько вариантов 0800200c9a66/3_10.swf
повседневной начинает катиться по столу. Что послужило динамометров с разной ценой
жизни; причиной изменения скорости мяча? деления. Можно попросить в Взаимодействие тел Если на пути катящегося мяча поставить парах определить цену деления http://files.school преграду, то он остановится (его скорость и показания динамометра при станет равной нулю). Что в этом случае, действии силы. явилось причиной изменения скорости мяча? 0800200c9a66/3 _8.swf
Примеры домашнего задания:
(W) Попросите учащихся предсказать, что привести по 5 примеров может произойти с неподвижным объектом, действия силы тяжести, силы если они его толкнут. Введите понятие силы. упругости, силы трения.
(Т) Учитель вводит понятие силы, единицы Примерное время на измерения и обозначение. выполнение:
10-15 мин.
7.2.2.10 - (W) Предложите учащимся ситуации: Более способные учащиеся Практические методы различать вес На столе находятся мяч, тележка. Какие могут выполнить данную могут быть найдены в и силу силы действуют на эти предметы? работу другим способом, путем интернете тяжести; Покажите на рисунке, предложенном в измерения массы и веса, они http://interneturok.ru/ru/sc ресурсах, силы (вес) действующие на опору. могли бы изменить уравнение, hool/physics/7-
(f)(G) Свои рассуждения и выводы могут чтобы найти значение klass/vzaimodejstvie-
изобразить на плакате. Плакат может включать ускорения свободного падения. tel/sila-sila-tyazhesti
в себя следующие представления: http://interneturok.ru/ru/sc
• В каких единицах измеряется масса? Можно проделать градуировку hool/physics/7 В каких единицах измеряется вес? динамометра при помощи klass/vzaimodejstvie-
• Что такое гравитация? интерактивной лабораторной tel/ves-tela
• Каким образом масса и вес изменяются работы httfizipk:/a/.alcol-m/article/index.ph
(изменяются ли) на Земле и Луне? p?id_article=2268
Примеры домашнего задания:
(I /G) (E) Учащиеся измеряют массу нескольких с помощью безмена определить различных объектов, а затем определяют вес по вес 5-ти предметов в покое, при Градуировка формуле P=mg; резком движении вверх и вниз; динамометра
Затем осуществляют измерение при помощи Сравнить вес 3-х предметов, http://files.schoolдинамометра для того, чтобы определить вес. взвешенных в воздухе и в воде. collection.edu.ru/dlrstore/f
Примерное время на 6c69edd-fdc4-4bbf-800b-
(G) решение качественных и количественных выполнение: abf4767cd10e/50.swf задач. 15-20 мин.
7.2.2.4 - (Е) Предложите учащимся провести Учащиеся должны понимать, Динамометр, пружины определять лабораторную работу: «Исследование что коэффициент жесткости различной жесткости, коэффициент зависимости силы упругости от удлинения может иметь разные значения. линейка, скрепки для жесткости по пружины. Измерение жесткости пружины». Единица измерения жесткости закрепления графику В зависимости от ситуации можно попросить Н/м или Н/см. первоначального и
зависимости учащихся самостоятельно спланировать работу конечного положения
силы и разработать таблицу для записи результатов. Примеры домашнего задания: пружин, набор грузиков упругости от решить 3 задачи разного уровня по 100 г. удлинения;
(G) Учащиеся могут построить график сложности на применение Эластичный шнур
7.1.3.3 - знать зависимости силы относительно растяжения. закона Гука.. (лента), набор грузиков и соблюдать При построении графика важно обсудить, как Примерное время на по 100 г., штатив с технику правильно обозначить зависимые и независимые выполнение: муфтой и лапкой безопасности величины на осях. Можно не давать им готовые 10-15 мин.
в кабинете решения, а попросить высказать свои мнения и Интерактивная
физики; прийти к совместному верному решению. Они Можно провести лабораторная работа должны получить градиент (наклон) и понять, альтернативную работу с https://phet.colorado.edu/e что он и является жесткостью пружины. Затем, резиновым жгутом. n/simulation/hookes-law
они могут использовать жесткость пружины для Работа может быть дополнена определения неизвестного веса или массы, изучением различных которая подвешена на пружине. материалов, которые подаются
растяжению, например, различных шнуров и эластических лент разной толщины.
7.2.2.3 - (W) Обсудите с классом, как они понимают Для начала обсуждения http://classразличать и значение слова «упругий». Чтобы покажите учащимся, видеоклип fizika.narod.ru/9_20.htm приводить продемонстрировать разницу между упругой и или изображение лука и стрелы, примеры неупругой деформацией, покажите им предметы и попросить их выдвинуть http://www.fizika.ru/fakult упругих и или изображения упругих и неупругих предположения о том, как at/index.php?theme=7&id пластических материалов.(ластик, пластилин ,поролон и др.). происходит выстрел из лука с =7258&PHPSESSID=b72
деформаций; Какие виды материалов являются упругими, а точки зрения приложенных gqjjqbbcbi5blo0psinghb4 какие нет? силы.
Попросите учащихся выдвинуть свои
предложения по поводу того, где могут быть Примеры домашнего задания: использованы упругие силы. привести 5 примеров
(I /G) Можно привести несколько иллюстраций пластических деформаций и 5 и попросить учащихся самостоятельно упругих деформаций. сгруппировать эти примеры. Затем можно Примерное время на спросить по какому принципу были разделены выполнение: примеры. 10-15 мин.
(I /G) Ученикам также можно раздать материалы, попросить их деформировать и
7.2.2.9 - (f) Далее учащиеся могут изобразить объект с графически приложенными к нему силами.
находить равнодейству Дать рабочий лист с несколькими движущимися ющую сил, или находящимися в покое телами. Учеников действующих можно попросить указать все действующие на на тело и тело силы.
направленных
вдоль одной (I/f) Учащимся можно предоставить задание прямой; для графического нахождения равнодействующей силы, действующей на тело и направленных вдоль одной прямой.
Например:На тело в горизонтальном направлении действуют две силы – 10 Н и 20 Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов рисунка вы можете предложить? Чему равна равнодействующая этих сил? Масштаб 1 см -5 Н.
(I/f) Для более способных учеников можно дать значения масс, некоторых действующих сил, коэффициента трения поверхности. Учащиеся могут показать в выбранном масштабе все действующие силы и найти результирующую силу.
коэффициент трения. Важно, чтобы была верно показана точка приложения силы и направление. Длины векторов важно выбирать соотвественно длинам других векторов и соотносить с другими силами. Учащиеся могут сделать вывод о том, что если тело находится в состоянии покоя, действующие на него силы в горизонтальном и вертикальном направлении компенсируют друг друга.
Данное задание можно выполнить исходя из способностей учащихся. Обратите внимание учащихся на необходимость соблюдения масштаба в изображении сил для одной задачи. В следующей задаче масштаб может измениться.
Подборка заданий
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/d b96f648-3ce1-4f6d-a879de48e350cfdd/7_85.swf презентация по теме
http://prezentacii.com/pofizike/6182-vidy-silravnodeystvuyuschayasila-pravila-slozheniyasil.html
Интерактивная лабораторная работа
https://phet.colorado.edu/si ms/html/forces-andmotionbasics/latest/forces-andmotion-basics_en.html
https://phet.colorado.edu/e n/simulation/forces-1d
Закрепление - виды сил
7.3А 7.3.1.1 - (W) Можно предложить учащимся ряд Ученики должны всегда понимать https://phet.colorado.edu/en/si Давление описывать картинок, содержащих различные уровни связь между изучаемыми mulation/legacy/states-of строение строения веществ «Физическое тело – закономерностями примерами из matter твердых тел, Вещество – Молекулы – Атомы» на примере жизни, а также видеть связь с
жидкостей и воды или других веществ. Учащиеся могут другими предметами. Первоначальные сведения о газов на основе сами выстроить эту цепочку и сделать строении вещества молекулярного выводы.
строения http://files.school-
вещества; (G) После работы с интерактивным collection.edu.ru/dlrstore/669b
симулятором, учащиеся в парах 2b51-e921-11dc-95ff-
формулируют свои идеи об основных 0800200c9a66/2_2.swf
свойствах веществ в различных агрегатных
состояниях. Можно предложить представить Строение вещества
все их выводы в виде схемы или таблицы, а
затем сравнить ответы каждой пары, сделать http://files.school-
общий вывод. collection.edu.ru/dlrstore/669b
2b55-e921-11dc-95ff-
Предложить учащимся в группах показать
0800200c9a66/2_6.swf пантомиму о строение твердого, жидкого и газообразного вещества
Предложить учащимся работу с диаграммой
Венна (найти сходства и различия)
7.3.1.2 - (D) Продемонстрируйте погружение Можно предложить учащимся пенопластовые блоки, гвозди, объяснять дощечки с гвоздями в песок, затем добавьте проделать этот эксперимент в лоток с песком или физический груз и пронаблюдайте, а потом переверните группах по инструкции и затем крахмалом на каждый стол смысл давления дощечку и погрузите острием в песок. обсудить результаты.
и описывать Спросите учащихся, в каком случае дощечка Примеры простых парных способы его с гвоздями погружается в песок значительно Этот эксперимент поможет вопросов:
изменения; больше и почему. учащимся понять принципы
давления. http://www.nuffieldfoundation.
Используйте вопросы, чтобы подвести org/practical-
учащихся к формуле Давление = Важно обратить внимание
сила/площадь. Нужно также рассмотреть учащихся на правила техники physics/introducing-pressure различные примеры увеличения и безопасности.
уменьшения давления. давление: формула, любопытные данные,
(Е) Попросите учащихся предложить Напомните детям кратные и описание простых опытов
способы получения различных давлений при дольные приставки .
помощи прямоугольного бруска. Учащиеся http://class-
fizika.narod.ru/7_davl.ht m
должны измерить его вес и рассчитать площади трех граней бруска для расчета трех давлений. Учащиеся должны выбрать, какой Деревянный брусок, прибор следует использовать для измерения динамометр, ученическая длины, ширины и высоты кирпича. Обсудить линейка степень точности. Закрепить знания с http://files.school-
помощью простых расчетов. collection.edu.ru/dlrstore/669b
5249-e921-11dc-95ff0800200c9a66/4_1.swf
http://class-
fizika.narod.ru/7_class.htm
7.3.1.3 - (W/G)Для отработки навыков решения Отработку навыков применения Интерактивная контрольная применять качественных и количественных задач можно формулы при решении задач работа
формулу совместно выполнить интерактивную можно выполнить различными
давления при контрольную работу базового уровня в двух способами. Самое главное, чтобы http://files.schoolрешении задач; вариантах (представлена в ссылке). учащимся было предоставлено collection.edu.ru/dlrstore/669b
достаточно интересных и 525c-e921-11dc-95ff-
Если будет достаточно времени, можно разнообразных заданий, которые 0800200c9a66/contr4.swf выполнить задания и второго уровня. позволят запомнить формулу,
понимая ее физический смысл.
Примеры домашнего задания:
Решить задачи:
1. Человек стоит на опоре. Как можно увеличить давление на опору?
7.3.1.4 - (W) Предложить учащимся просмотреть объяснять анимацию и предложить обсудить давление газа на следующие вопросы: основе 1. Как газ создает давление? молекулярного
строения 2. Как зависит давление газа от
вещества; температуры, объема и от числа молекул в газе?
7.3.1.5 - (D) Покажите учащимся простые выводить демонстрации зависимости давления формулу жидкости от высоты столба и плотности гидростатическо жидкости. Обсудить опыт с учащимися. го давления в
жидкостях и (W)Выведите формулу для давления, применять ее оказываемого жидкостью р =ρgh, используя
при решении определение и формулу давления твердого задач; тела.
2. Масса ученика 30 кг. Какое давление оказывает ученик на пол,если площадь его обуви 30 см2? Примерное время на выполнение:
15-20 мин.
Ученики должны выдвинуть http://files.schoolгипотезу, что причиной давления collection.edu.ru/dlrstore/669b
газа является беспорядочное 524b-e921-11dc-95ff-
движение молекул. 0800200c9a66/4_3.swf
Примеры домашнего задания: Хороший интерактивный Решить задачу на рассчет материал, помогающий гидростатического давления: понять, от чего зависит
1. Высота воды в стакане 10 см. давление газа
Определите давление воды на дно
стакана. https://phet.colorado.edu/en/si Примерное время на mulation/gas-properties выполнение: 10-15 мин.
Заранее подготовить пластиковый Простая демонстрация с
сосуд с отверстиями. помощью U-образных
манометров, газоснабжения, Целесообразно применить простой водных и пищевых манометр, показывающий, как можно использовать столб http://school-
жидкости для измерения давления collection.edu.ru/catalog/search газа /?text=%E4%E0%E2%EB%E5
%ED%E8%E5+%E6%E8%E4
%EA%EE%F1%F2%E8&sub
Соблюдать технику безопасности. mit=%CD%E0%E9%F2%E8&
Почему плотность жидкости важна для
жидкостных манометров? interface=catalog
Примеры домашнего задания:
Используя формулу р = ρgh https://phet.colorado.edu/en/si
решить 5 задач разной сложности. mulation/legacy/under-pressure
Примерное время на
выполнение: http://files.school-
15-20 мин. collection.edu.ru/dlrstore/669b
524e-e921-11dc-95ff-
0800200c9a66/4_6.swf
Игра «Верно- неверно» http://learningapps.org/185491
1
7.3.1.6 - (G) Работа в группах по методу «Мозаика» Порядок проведения: Метод «Мозаика» приводить Каждой Исходной группе дается общее примеры задание. Предоставлен раздаточный Рассадка группами численностью (Источник использования материал. Материал для чтения одинаковый по 3-4 по всему классу.
сообщающихся по продолжительности и сложности. Если в http://festival.1september.ru/art сосудов; группе четыре ученика, то группе задается • Учитель распределяет весь класс icles/537420/) четыре вопроса или задания для каждого на малые группы (в среднем, по 4
ученика этой группы. Вопросы или задания ученика в группе) для того, чтобы распределены в каждой группе состав всех групп соответствовал
самостоятельно учениками. принципам гендерного равенства,
равенства потенциальных
• Все ученики перераспределяются в возможностей участников.
экспертные группы согласно их вопросам
или заданию для работы над общей
проблемой и выводами. В конце обсуждения
каждый ученик становится экспертом в
своем вопросе, поскольку обсудил этот
вопрос с другими учениками в экспертной
машин; (G)Решение задач в группах или парами. сложности. Можно предложить решать по методу
«крестики-нолики»
Работа в парах с Интернет-ресурсом и учебником.
7.3.1.9 - Предложить учащимся выдвинуть гипотезы о Рассматриваются идеи о том, как Стакан с ровными краями, объяснять том, прольется ли вода в опыте. можно было бы измерить вода, лист бумаги или природу (D) показать опыт - стакан с ровными краями атмосферное давление. пластика. атмосферного наполнить водой и накрыть листом бумаги ,
давления и http://files.school-
Придерживая бумагу перевернуть. Если
способы его collection.edu.ru/dlrstore/669b
измерения; убрать руку, то вода не выливается. Рассматриваются опыты 5251-e921-11dc-95ff-
Предложить учащимся обсудить опыт и Торричелли, ртутный барометр и 0800200c9a66/4_9.swf
объяснить данный результат. барометр – анероид.
Рассмотреть природу атмосферного http://files.school-
давления, факторы от которых зависит Можно рассмотреть информацию collection.edu.ru/dlrstore/669b
атмосферное давление. о том, что в некоторых 5252-e921-11dc-95ff-
высокогорных городах 0800200c9a66/4_10.swf
После рассмотрения опыта Торричелли атмосферное давление низкое, с предлагается рассчитать давление столба чем связана и низкая температура ртути при нормальном атмосферном кипения воды.
давлении, а также рассчитать, каким будет значение 1 мм.рт.ст. в Па.
7.3.1.10 - (D) показать опыты: Более способным ученикам можно Воронка, обтянутая
описывать предложить проградуировать эластичной резиной, U-
1) Воронку, обтянутую тонкой резиновой принцип U- жидкостный манометр. Учащиеся образная стеклянная трубка с
пленкой (диафрагмой) соедините с
действия могут самостоятельно предложить водой, резиновая или
образной стеклянной трубкой с водой, манометра и идеи по изготовлению шкалы для пластиковая трубка.
насоса; используя резиновую трубку . манометра и сделать его При нажатии диафрагмы , воздух внутри самостоятельно в классе или в Стакан с напитком, трубка.
воронки и левой части U – образной трубки качестве домашнего задания.
сжимается так, что уровень воды меняется.
3) предложить учащимся объяснить, как
6. Сделайте вывод о зависимости/ независимости выталкивающей силы от
объема.
7. (Дополнительное задание) Выясните,
зависит ли FА от плотности ж жидкости.
Для этого погрузите тело в раствор
поваренной соли. Определите вес тела в соленой воде, вычислите выталкивающую силу и результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
8.Сравните показания, сделайте вывод
7.3.1.12 - (W) Совместно с учащимися вывести Также можно провести Анимация со звуком «Откуда объяснять формулу силы Архимеда через силы исследование, сравнив плавучесть появляется сила Архимеда» природу давления, действующие на различные грани предметов различной плотности
выталкивающей куба. Нужно добиться того, чтобы ученики для закрепления понимания http://files.school-
силы в смогли самостоятельно объяснять природу учащихся. collection.edu.ru/dlrstore/4413
жидкостях и выталкивающей силы. 1462-79cd-4602-bdfa-
газах; (D) Показать демонстрацию опыта Архимеда Ареометры являются примером 9243b26203a2/7_212.swf
с ведерком. данной теории, а также того, как
большие грузовые суда могут http://files.school-
(G) работа с интернет-ресурсом, учебником. плавать в море collection.edu.ru/dlrstore/669b
(Е/G) Предложите учащимся два 5258-e921-11dc-95ffодинаковых листа алюминиевой фольги. Из 0800200c9a66/4_16.swf одного листа слепить кораблик, а другой
смять в плотный комок. Проверить Опыт Архимеда плавучесть этих предметов. Объяснить
полученный результат https://www.youtube.com/watc
h?v=VDYZqhIHf7k
(Е/G) Поместить в воду одинаковые кубики
со стороной 2см из таких материалов, как Подводная лодка воск, пробка, металл, дерево, стекло, а затем
обсудить результаты. Необходимо сравнить https://www.youtube.com/watc
7.3.1.14 - исследовать условия
плавания тел;
7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в
кабинете физики (G) (Е) Предложите учащимся спланировать исследовательскую работу с использованием списка оборудования.
Учащиеся должны самостоятельно сформулировать идеи о том, когда тела находятся на поверхности жидкости, внутри и тонут. Ученики должны правильно использовать предметную терминологию. (G) Можно сделать эту работу и другим способом – при помощи виртуальной лабораторной работы, дав учащимся дифференцированные задания, например: -Докажите условие, при котором тело плавает на поверхности (внутри, тонет) жидкости при помощи данных виртуальной лаборатории.
-Определите погружением плотность тела объемом 10 л и массой 6 кг при погружении этого тела в жидкость плотностью 1,2 г/см3. - Проверьте справедливость двух формул для определения силы Архимеда при помощи данных виртуальной лаборатории. 15-20 мин.
Описание работы представлено в ресурсах.
Важно, чтобы ученики могли не только объяснить условия плавания тел на основании соотношения плотностей тел и действующих на них сил, но и может привести примеры кораблей, подводных лодок, воздушных шаров, рыб и попросить объяснить физические закономерности их движения. 35e4d93181ae/76.swf
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/669b 2b38-e921-11dc-95ff0800200c9a66/index_listing.ht ml
Описание лабораторной работы http://testent.ru/load/0-0-0-35820
Объяснение условий плавания тел
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/669b 525a-e921-11dc-95ff0800200c9a66/4_18.swf
Виртуальная лабораторная работа:
https://phet.colorado.edu/en/si mulation/legacy/density
весы, гири, мензурка, пробирка с пробкой, песок, сосуд с водой, нитка, фильтровальная бумага, сосуд с концентрированным раствором соли.
Ссылка на Цели учебную обучения программу Раздел 7.2.3.1 - 7.3B: объяснять Работа и физический мощность смысл механической работы;
Рекомендуемые виды деятельности на уроке
(W) Обсудить, что учащиеся понимают под «работой» в повседневной жизни.
(D) Показать примеры и видео фрагменты, объясняющие учащимся, что механическая работа совершается, если на тело действует сила и под действием этой силы тело перемещается. Задайте вопрос: Как увеличить совершаемую работу?
(W) Ввести уравнение «работа = сила х расстояние, пройденное под действием силы» (A= FS). Объясните, что выполненная работа измеряется в джоулях, сила измеряется в ньютонах, а пройденное расстояние в метрах.
Можно попросить учащихся самостоятельно распределить ряд примеров на три группы: «Положительная механическая работа»,
«Отрицательная механическая работа» и «Механическая работа не совершается». Важно, чтобы учащиеся могли объяснить почему они так решили.
(G)(E) Учащиеся исследуют эффект увеличения воздействия силы на выполненную работу. Тележка протягивается вдоль поверхности на заданном расстоянии с помощью динамометра. Измеряется
Заметки для учителя (по методике Учебные ресурсы преподавания)
Учащиеся должны выдвинуть http://classпредположение, что продвижение fizika.narod.ru/7_rabota.htm объекта или увеличение веса (силы) повлечет за собой увеличение выполненной работы.
http://files.school-
Такие исследования можно collection.edu.ru/dlrstore/669b5 проводить с помощью датчиков, 25f-e921-11dc-95ffпримеры можно найти на сайте в 0800200c9a66/5_1.swf колонке с ресурсами.
Примеры домашнего задания:
Предложить 3-4 качественные задачи на мощность и работу; Примерное время на выполнение:
20-25 мин. http://www.hayshighindians.co
m/academics/classes/csadams/sr
physics/LABS/Worklab.pdf
расстояние и необходимое усилие. Для изменения массы на тележку помещаются гири. Учащиеся рассчитывают выполненную работу в каждом конкретном случае, а затем строят график, чтобы продемонстрировать, что увеличение силы ведет к увеличению работы.
7.2.3.7 - (W) Вывести физический смысл мощности Эта работа очень нравится http://files.schoolобъяснять можно на примере одной и той же работы, учащимся, если все правильно collection.edu.ru/dlrstore/669b5 физический совершенной за разные промежутки времени. организовать. Необходимо 260-e921-11dc-95ffсмысл Обсудите с учащимися связь мощности и приготовить достаточное 0800200c9a66/5_2.swf мощности; скорости, т.к. двигатели автомобилей, количество оборудования и
которые едут быстрее развивают большую разделить учащиеся на группы, http://www.hayshighindians.co
мощность. котороые могут продуктивно m/academics/classes/csadams/sr (E/G) Очень наглядным является эксперимент physics/LABS/Worklab.pdf
работать. Ученики могут понять
по определению мощности, развиваемой
физический смысл мощности. человеком при различных видах физической
нагрузки. Описание лабораторной
Объясните, что двигатель обеспечивает силу. работы
Что такое номинальная мощность двигателя? https://prettygoodphysics.wikisp
aces.com/file/view/Human%20P ower%20Lab.doc/31357893/Hu man%20Power%20Lab.doc 7.2.3.8 - (W) Продемонстрируйте учащимся видеоклип Используйте данную работу для Подборка заданий
применять или фотографии старых и новых способов развития знаний о мощности и ее «Механическая работа и
формулы транспортировки тел, например, поезд с связи со скоростью и, мощность» механической паровой тягой и др. Попросите учащихся следовательно, объемом работы,
работы и выдвинуть предположения по поводу самого проделанной за определенное http://files.schoolмощности при эффективного из предложенных способов. количество времени. collection.edu.ru/dlrstore/59609 решении задач; (G)(E) Учащиеся проводят исследование, 395-59b7-4c74-b1f0-
направленное на вычисление мощности. be09cf24a6c2/58.swf
Сначала они измеряют вес какого-либо
объекта, например, тяжелой книги. Затем они Ознакомьтесь с правилами http://www.nuffieldfoundation.o
измеряют расстояние от пола до рабочей безопасности при выполнении rg/practical-physics/student-
поверхности стола. Затем один из учащихся
поднимает книги с пола на рабочую данной работы power поверхность стола, в течение 30 сек. В то
время как партнер считает, сколько книг поднято. Выполненную работу можно
рассчитать, используя общий вес поднятых Данное задание может быть Штатив универсальный, книг и общее расстояние. Результат можно использовано в качестве стержень, зажим-насадка, разделить на 30 сек, чтобы вычислить дополнительного задания Блоки сдвоенные, Блоки
мощность. подвижные, стержень для
(Е) Предложите учащимся измерить блока держатель для грузов, мощность, развиваемую при подъеме груза на гиря с прорезью, 10 г гиря с высоту. Предоставьте им готовую схему прорезью, 50 г секундомер установки и оборудование. рулетка, нить ,ножницы
Физика для учащихся 7 класса средней школы
Раздел (7.4A): Энергия
Рекомендуемые предварительные знания
Учащиеся знают из раздела 7.3C формулу механической работы. Виды энергии и переход энергии из одного вида в другой учащиеся должны вспомнить из курса «Естествознания» и «Введение в науку». Контекст
В данном разделе рассматривается превращение энергии из одного вида в другой. Изучение раздела подготавливает учащихся к изучению закона сохранения энергии в 9-м классе.
Языковые цели предмета «Физика» в данном разделе Пример языковой цели с соответствующим академическим языком для учащихся дан ниже.
Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и Серия полезных фраз для терминология диалога/письма
Учащиеся могут приводить: Учащиеся могут: энергия, потенциальная энергия, В настоящем докладе кратко примеры на переходы энергии из в устной или в письменной кинетическая энергия, изложены идеи моего одного вида в другой и форме представлять переходы механическая работа, Дж исследования ...
применять закон сохранения энергии из одного вида в другой (джоуль). Источниками информации для механической энергии; моего исследования послужили ...
Я узнал, что энергия теряется, когда ...
Закон сохранения энергии рассматривает …..
Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. введение « О языковых целях» выше.
Краткий обзор
Данный раздел начинается со ссылки на идею передачи энергии и включает объяснение принципа сохранения и превращения энергии на простых примерах.
Ссылка Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности на уроке Заметки для учителя (по Учебные ресурсы
на методике преподавания) програ мму
Раздел 7.2.3.2 - (W) Предложите учащимся игру «Ассоциация»: Слова могут быть следующие: Наклонная плоскость,
7.4A: различать два напишите на доске слово «Энергия». Учащиеся электростанция, калорийная брусок, шары разной
Энергия вида называют свои слова или выражения и записывают еда, энергосберегающий режим, массы, тележки на механической их на доске. Подведите учащихся к мысли, что энергосберегающая лампа, пружинах и т.п.
энергии; существует несколько видов энергии. электрическая энергия и т.д.
тексты по чтению
(W) Чтение с пометками. Предложите учащимся
прочесть текст о кинетической и потенциальной http://www.nado5.ru/e-
энергиях, записать определения в тетрадях. Инструкцию расположить на book/ehnergiyaрабочем столе ноутбука или potencialnaya-i-
(D) Предложите несколько простых опытов, разослать, используя ресурс kineticheskayaдемонстрирующих совершение работы за счет https://www.edmodo.com/ ehnergiya изменения кинетической энергии, потенциальной
энергии поднятого тела и потенциальной энергии Используйте http://fizika-
пружины. Попросите учащихся ответить на вопрос: дифференцированный подход к lekcii.ucoz.ua/load/10_ предлагаемым ресурсам. klass/zakony_sokhrane
nija/mekhanicheskaja_e
7.2.3.3 - (W) Показать видео с примерами движущихся При решении задач нужно http://11book.ru/images
применять объектов, таких как автомобили или самолеты, помнить, что учащиеся 7 класса /shcoolbook_ru/9/7формулу поезда. Какие объекты обладают наибольшей не могут производить 9_fsz_l.pdf кинетической кинетической энергией? Подвести учащихся к математические действия по энергии при выводу о том, что увеличение массы и или скорости извлечению квадратного корня. http://files.schoolрешении задач ведет к увеличению кинетической энергии объекта. Рекомендуем ограничится collection.edu.ru/dlrstor
нахождением энергии или e/669b5263-e921-11dc-
(W) Попросите учащихся объяснить, почему массы. 95ff-
грузовик имеет большую кинетическую энергию, 0800200c9a66/5_5.swf
чем легковой автомобиль, когда они движутся с Примеры домашнего задания:
одинаковой скоростью? Решить 3-4 расчетные задачи на http://files.school-
формулу кинетической энергии. collection.edu.ru/dlrstor
(G) (f) Решение задач на применение формулы Примерное время на e/669b2b3e-e921-11dc-
кинетической энергии Ek=mv2/2 выполнение: 95ff-
15-20 мин. 0800200c9a66/index_li
sting.html
7.2.3.4 - (W) Показать учащимся фотографии гор, скал, Напомнить учащимся, что потенциальная
применять смотровых площадок высотных зданий. потенциальная энергия может энергия
формулу быть и энергией упруго
потенциальной Обсудите с учащимися почему необходимо деформированной пружины http://11book.ru/images энергии тела, соблюдать технику безопасности в таких местах? /shcoolbook_ru/9/7-
поднятого над Примеры домашнего задания: 9_fsz_l.pdf
Землей при (W) Повторить c учащимися понятие энергия, Решить 3-4 расчетные задачи на
решении задач потенциальная энергия при помощи интерактивных формулу потенциальной http://files.school-
упражнений. энергии. collection.edu.ru/dlrstor
Примерное время на e/669b5262-e921-11dc(G) Предложить учащимся задачи на применение выполнение: 95ff-
формулы Ep=mgh. 10-15 мин. 0800200c9a66/5_4.swf
http://files.school-
collection.edu.ru/dlrstor e/669b2b3d-e921-11dc-
95ff-
0800200c9a66/index_li sting.html
7.2.3.5 - (D) Покажите эксперименты на превращение Инструкцию расположить на http://files.schoolприводить энергии из одного вида в другой из предложенной в рабочем столе или разослать, collection.edu.ru/dlrstore/ примеры ресурсах ссылки. Какие превращения энергии используя ресурс 669b5264-e921-11dcпереходов происходят? https://www.edmodo.com/ 95ff-
энергии из 0800200c9a66/5_6.swf одного вида в (I) Используйте ссылку из колонки с ресурсами
другой https://www.youtube.co
Предложите учащимся пошаговую инструкцию m/watch?v=RZWpqKb
работы с интерактивным ресурсом в парах или RVIQ,
индивидуально, по окончании, предложите обсудить
в парах просмотренное. Превращение
потенциальной
энергии в
кинетическую
https://www.youtube.co m/watch?v=8lAlSHbC5o
7.2.3.6 - (G) Решение качественных и количественных задач Можно использовать подборку Симулятор
применять закон в группах. заданий из колонки с https://phet.colorado.edu/
сохранения ресурсами. en/simulation/energyмеханической Важно приготовить достаточное количество skate-park-basics
энергии при заданий, чтобы отработать глубокое понимание При определении скорости
решении задач; закона сохранения и превращения энергии. тела, падающего с Подборка заданий определенной высоты,
(G) Предложите учащимся составить диаграмму учащиеся могут не знать, как http://files.schoolсэнки на тему: «Превращение энергии». извлекать число из-под collection.edu.ru/dlrstore/
квадратного корня. 60b68d84-c781-4c18-
81d4-
Поэтому важно подобрать fd4c2bd07118/61.swf
задания, учитывающие уровень
математических знаний Диаграммы учащихся.
http://www.e-
Примеры домашнего задания: sankey.com/en/
Решить 3-4 задачи на закон
Учащиеся могут: Учащиеся могут: простые механизмы, рычаг, Если вы делаете ..., то я сделаю ... объяснять понятие момент силы устно и письменно блок, наклонная плоскость, винт, Давайте сделаем ...,сначала, а и приводить примеры из анализировать результаты клин, сила ,момент силы, плечо затем мы можем сделать ...
повседневной жизни исследования и давать примеры, силы, центр масс, по часовой Как насчет того, чтобы сделать ... объясняющие применение стрелки, против часовой стрелки, Что произойдет, если мы ...?
простых механизмов. равновесие(баланс) Я согласен / не согласен с вами.
Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. введение « О языковых целях» выше.
Краткий обзор:
Данный раздел начинается с повторения понятий массы и веса. Затем учащиеся знакомятся с вращающими силами, они исследуют условие равновесия тел, имеющих ось вращения. Учащиеся будут применять условия равновесия в практических ситуациях.
Ссылка Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности на уроке Заметки для учителя (по Учебные ресурсы
на методике преподавания) програ мму
Раздел 7.2.4.1- (W) (I) Урок можно начать с одного из Примеры включают лом, Простые механизмы.
7.4B: приводить впечатляющих примеров использования простых тачку, плоскогубцы, Блок. http://classМоменты примеры механизмов – строительство египетских пирамид. открывалку для бутылок, fizika.narod.ru/7_blok.htm сил использования Как стало возможным передвижение и подъем таких гаечный ключ
простых тяжелых грузов? Можно показать и другие примеры http://classмеханизмов и использования простых механизмов, затем fizika.narod.ru/7_vorot.htm формулировать обсудить, какие преимущества дают такие
«Золотое механизмы? Всегда ли они дают выигрыш в силе? https://www.youtube.com/w правило Попросите учащихся измерить вес некоторых atch?v=Awd-KNb1C70 механики»; объектов при помощи динамометра. Для некоторых объектов это не возможно сделать, так как их вес Обратить внимание на https://www.youtube.com/w больше пределов измерения динамометра. показания динамометра при atch?v=TwDs9tEA2QY
(D)Продемонстрируйте возможность измерения с использовании простых
использованием простых механизмов. Обсудите механизмов (они будут http://files.school-
какие изменения произвели эти механизмы. разные) collection.edu.ru/dlrstore/66 (W) (D) Показать учащимся несколько примеров 9b5266-e921-11dc-95ffпростейших механизмов (рычагов первого и второго 0800200c9a66/5_8.swf рода, блоки подвижный и неподвижный, винт,
наклонная плоскость), при помощи, которых можно Нет необходимости https://www.youtube.com/w совершить работу. говорить о atch?v=3O0otKdrPWA&list
Спросите у учащихся как можно поднять груз с производительности =PLeOlm2kq0Hcsf8lUVldL большим весом, приложив меньшую силу. машин. 9PqCF28Hqb3pv&index=5
Продемонстрируйте учащимся несколько простых Примеры домашнего https://www.youtube.com/w механизмов, облегчающих выполнение работы задания: atch?v=B0y_wwbBcPU&in
(блок, кусачки, ножницы и др.) Что объединяет эти На примерах рисунков dex=10&list=PLeOlm2kq0 механизмы? простых механизмов, Hcsf8lUVldL9PqCF28Hqb Подведите учащихся к мысли, что они все имеют 3pv
определить их назначение и ось вращения и что использование простых
применение. механизмов позволяет приложить меньшую силу, https://www.youtube.com/w
Задача на расчет момента приложенную на большем расстоянии и что все atch?v=L0xSPwSyjmg&ind простые механизмы можно привести к двум видам: сил. ex=14&list=PLeOlm2kq0H наклонная плоскость и рычаг. Примерное время на csf8lUVldL9PqCF28Hqb3p
(W) сформулируйте с учащимися «Золотое правило выполнение: v механики» 10-15 мин.
7.2.4.2 - (W) В начале урока предложите учащимся простые Необходимо обратить https://www.youtube.com/w объяснять опыты, описанные в ссылках ресурса. внимание учащихся, как atch?v=2RPuG362_mI&list физический Для объяснения увиденного предложите изучить меняется применение =PLeOlm2kq0Hcsf8lUVldL
смысл понятия понятие «Момент сил» рычага первого и второго 9PqCF28Hqb3pv&index=2
«момент силы»; рода.
(D) Демонстрация рычагов первого и второго рода. http://class-
Задайте вопрос, что изменилось в распределении напомните учащимся fizika.narod.ru/van9.htm. сил и длины плеча. технику безопасности при
выполнении лабораторных http://class-
(I) Работа с интернет ресурсом. Предложите опытов. fizika.narod.ru/7_prmehispo учащимся пошаговую инструкцию работы с l.htm
интерактивным ресурсом в парах или Примеры домашнего индивидуально, по окончании, предложите обсудить задания: Штатив, рычаг, отвес, в парах просмотренное. Привести 5 примеров набор грузов, динамометр.
момент силы из
повседневной жизни. Примерное время на выполнение: 10-15 мин.
7.2.4.3 - (W)Эта тема является очень интересной для Подготовить пластины http://classэкспериментальн изучения. Учеников можно заинтересовать, показав разной формы из плотной fizika.narod.ru/van3.htm о определять несколько опытов по равновесию тел. Важно бумаги, штатив, отвес, положение обратить внимание, что устойчивое равновесие тела иглу. Напомнить учащимся На сайте представлены центра масс зависит от положения центра тяжести тела. В 7 о том, что у тел правильной ссылки на другие плоской фигуры классе будет рассматриваться простейший случай формы центр тяжести упражнения, которые вы определения центра тяжести тела – центр масс совпадает с можете использовать плоской фигуры. Перед выполнением геометрическим центром.
лабораторной работы предложите учащимся https://www.youtube.com/watc
ознакомиться с ссылкой в ресурсе, составить план h?v=Pt8Mb6i5ZeA работы по определению центра тяжести плоской
фигуры правильной формы и произвольной. https://www.youtube.com/watc
h?v=Ashora2iHng – на
(f) (E) Учащиеся используют отвес, чтобы казахском языке определить центр тяжести плоской фигуры (пластинки). Они подвешивают пластину на булавке, закрепленной на стенде. Затем подвешивают отвес на булавке и отмечают отвесную линию. Далее учащиеся подвешивают пластину с другой точки и повторяют процесс. Там, где линии пересекаются, располагается центр масс.
7.2.4.5 - (G)(E) Предложите учащимся проделать напомните учащимся Виртуальная лабораторная
экспериментальн лабораторную работу «Определение условия технику безопасности при работа о определять равновесия рычага», Предоставить учащимся выполнении лабораторных
условия несколько досок из дерева или метровые линейки, опытов. https://phet.colorado.edu/en/ равновесия проволоку для подвешивания доски и грузов, simulation/balancing-act
рычага штатив, набор грузов. Затем учащиеся, перемещая Примеры домашнего грузы добиваются равновесия данного рычага и задания: Интересный виртуальный
убеждаются в справедливости равенства момента Задача на установление эксперимент с
сил при равновесии. равновесия рычага возможностью
используя правило усложнения заданий -
(Е)(f) Дайте задание написать выводы по работе и
7.1.3.3 - знать и привести примеры применения простых моментов сил. «Конструктор качелей» соблюдать механизмов. Примерное время на технику выполнение: http://files.school-
безопасности в 10-15 мин. collection.edu.ru/dlrstore/d4 кабинете физики
SED-07_1-0-
00%5D_%5BIP_002-
01%5D.swf
7.2.4.4 - (G)(I) (f) Решите задачи на применение правила При выполнении работы http://www.nuffieldfoundati формулировать моментов сил для тела, находящегося в равновесии обратите внимание on.org/practical-
и применять по формуле M=Fd учеников на точное physics/see-saw-weighingправило выполнение задания. Для device
моментов сил Можно предложить учащимся задания на некоторых учеников можно для тела, применения правила моментов для различных типов предложить проверку и находящегося в простых механизмов, особенно для невесомых и рычага второго рода.
равновесии при весомых рычагов, рычагов первого рода, на которые http://files.schoolрешении задач; подвешено несколько тел и одновременно collection.edu.ru/dlrstore/ae
приложены другие силы. Важно, чтобы ученики могли все решенные задачи объяснить при помощи
условия равновесия рычага с использованием 7_02%5D_%5BIL_02предметной терминологии. 1%5D.swf
7.2.4.6 - (W) Обсудите идею о том, сохраняется ли напомните учащимся Оборудование: две экспериментальн механическая энергия в различных процессах в технику безопасности при гладкие дощечки разной о определять реальных жизненных ситуациях? Почему же тогда выполнении лабораторных длины, штатив с муфтой и КПД наклонной работа, совершаемая при подъеме тела по наклонной опытов. лапкой, динамометр, плоскости; плоскости и вертикально не равны между собой? В Напомнить о брусок, набор грузов, чем причина потери энергии? необходимости линейка
определения цены деления
(E) Предложите учащимся в парах приборов Виртуальная лабораторная
7.1.3.3 - знать и экспериментальное задание: «Определение КПД В качестве альтернативы работа
соблюдать можно интерактивное задание по проделать
наклонной плоскости».
технику https://phet.colorado.edu/en/
безопасности в определению КПД. simulation/legacy/ramp-
кабинете физики forces-and-motion
|
|
|
|
|
Физика для учащихся 7 класса средней школы
Раздел (7.4C): Космос и Земля Рекомендуемые предварительные знания
Учащиеся должны вспомнить названия планет Солнечной Системы из курсов «Естествознание» и «Введение в науку»
Контекст
В данном разделе представляется идея о том, что длительность дня, месяца и года связаны с движением Земли и Луны. Также в разделе развиваются идеи о временах года. Изучение раздела готовит учащихся к изучению движения искусственных спутников.
Языковые цели предмета «Физика» в данном разделе
Пример языковой цели с соответствующим академическим языком для учащихся дан ниже. Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и Серия полезных фраз для терминология диалога/письма Учащиеся могут: Учащиеся могут: год, месяц, Земля, Солнце, Луна, Времена года бывают…… объяснять понятия день, месяц и описывать Солнечную систему с ось, времена года, восток, запад, День …. дольше?
год с точки зрения движения тел помощью слов:, что, как много, север, юг, полдень, весна, лето, День и ночь…………..
Солнечной системы как долго, когда, где, почему, осень, зима. Сколько дней нужно, чтобы ...?
который, и, используя Год длится ……………. сравнительные формы: длиннее, Солнце ……………Луны.
короче, больше, меньше, Летом день длиннее, потому что ... отвечать на вопросы. Зимой ночь длиннее, потому что
Для создания других языковых целей, и для дополнительного руководства по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. введение « О языковых целях» выше.
Краткий обзор
Данный раздел начинается с введения информации об орбите Земли вокруг Солнца, и о том, каким образом она влияет на длину дня и года. Учащиеся затем будут развивать идеи о временах года, а также рассматривать связь между движением Луны и продолжительности месяца.
Ссылка Цели обучения Рекомендуемые виды деятельности на уроке Заметки для учителя (по Учебные ресурсы
на методике преподавания) програ мму
Раздел 7.7.1.1 - сравнивать (W) Начните урок с опроса учащихся о том, что Вопросы истории видео
7.4C: геоцентрическую и они знают о Строении Солнечной системы. астрономии можно оценить https://www.youtube.com/w Космос гелиоцентрическу После обсуждения задайте следующий вопрос. по итогам сопоставления atch?v=_8tiyv1-jOw и земля ю системы; Как вы думаете, а всегда ли люди знали, как постеров и обсуждения устроена Вселенная? Обсудите с ними как видео https://www.youtube.com/w менялись взгляды на устройство мироздания. atch?v=g5HeRiLSvo8
(G/f)В группах составьте постеры о развитии представлений о Вселенной. астрономический журнал
http://biofile.ru/kosmos/281
(f) Просмотрите видео. Проведите обсуждения. 6.html
7.7.1.2 - (I)(f) После просмотра видеофрагмента. Видео смотреть с 4 https://www.youtube.com/watc систематизировать Разделите класс на 2-3 группы и предложите минуты h?v=vXpSUxvuhyM объекты составить постер «Состав Солнечной системы». Обратите внимание https://www.youtube.com/w Солнечной Если есть сильные группы, предложите указывать учащихся на то, что кроме atch?v=z8aBZZnv6y8 системы астрономические сведения для каждой планеты. планет в СС существуют и Информация о другие объекты малых планетах: (W) Предложите учащимся просмотреть все https://www.youtube.com/w
постеры и вернуться к своим и внести изменения. Примеры домашнего atch?v=c4yEGRCdQo4
задания: метеритах:
Для детального рассмотрения некоторых Презентация о различных https://www.youtube.com/w объектов Солнечной системы можно объектах солнечной atch?v=zv5VQcDeJhU использовать компьютерные планетарии, такие системы. http://www.stellarium.org/ru как Stellarium (5 слайдов). /
Некоторые идеи и
Примерное время на
выполнение: иллюстрации можно брать
10-15 мин. с сайтаhttp://college.ru/astronomy /
course/content/content.html
http://tvway.ru/index.php?fil e=11650 7.7.1.3 - объяснять (D) Продемонстрируйте смену дня и ночи, Некоторые вопросы: видеоматериал о смене смену времён года используя лампу в качестве солнца, и попросите Земля вращается вокруг времен года: и длительность дня учащихся, двигаться подобно движениям Земли, Солнца или же Солнце и ночи на разных чтобы показать, что день наступает только на вращается вокруг Земли? https://www.youtube.com/w
широтах освещенной Солнцем стороне Земли. Земля движется вокруг atch?v=ZK7lYMkXAtA
Луны, или же Луна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.