Учебный план как системообразующий компонент

  • docx
  • 23.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебный план как системообразующий компонент.docx

Учебный план как системообразующий компонент
коррекционно-развивающей среды для детей с осложненными
формами психического недоразвития

В начале 1994 г. была предложена новая концепция образовательной и
реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью, разработанная в ИКП РАО в
рамках программы научных исследований в области специальной психологии и
коррекционной педагогики. В соответствии с заявленной концепцией была описана новая
структура школы с 11(12) – летней программой обучения, включая
пропедевтико-диагностический период (0 класс).
Кроме базисного и учебных планов для всех возрастных групп учащихся были
разработаны и апробированы программы обучения детей, которые привнесли заметные
позитивные изменения в динамику психического развития, особенно на этапе начального
обучения: в формирование речевых умений, природопонимания, навыков творческой и
игровой деятельности детей.
Таким образом, подтвердилось предположение относительно того, что основная суть
– не в количестве часов, а в целесообразности отбора того или иного программного
материала, в педагогических способах и методах их обеспечения. Основное значение при
моделировании образовательного пространства для детей с психическим недоразвитием
имеет смысл не столько сам по себе учебный план как документ, а то, какие функции он
выполняет для разновозрастного и разноуровневого их развития, какую смысловую
нагрузку имеют учебные дисциплины, как они соотносятся между собой на каждой
ступени обучения, чем они логически завершаются, а главное – какую практическую
задачу они выполняют для выпускника специальной школы, если иметь в виду, что это
единственный вид учреждения, где он получит знания, необходимые для самостоятельной
жизни.
Можно сколь угодно пессимистически относиться к таким важным структурным
элементам организации учебного процесса, как учебный план, программы, учебники,
отсутствие которых особенно отличает альтернативное образование, но наше твердое
убеждение заключается в том, что никакая творческая инициатива не может заменить
планомерную психологически обоснованную педагогическую систему организации
коррекционного обучения, особенно если речь идет о детях с выраженными нарушениями
умственного развития.
Мы негативно относимся к так называемым «знаниям, умениям, навыкам» – не
считаем возможным даже приблизительно оценивать объем знаний ребенка,
обучающегося по специальной программе, с общепринятых педагогических позиций.
Таких детей в прямом и переносном смысле педагог ведет за руку, его цель –
сотрудничать, помогать ребенку овладевать доступными знаниями.
Предлагаемый нами пример учебного плана – необходимый компонент организации
педагогического процесса, т. к. любая школа является юридическим и финансовым
институтом в общей государственной системе и она должна отвечать неким заданным
нормативам, однако нормативы не могут автоматически переноситься на цели, задачи,
содержание образования, ибо последние нацелены на гуманность и
индивидуально-личностный смысл обучения глубоко умственно отсталых детей и
подростков.
Организация образовательного процесса и педагогической помощи
детям и подросткам со сложным дефектом
Система педагогической помощи и образовательных услуг может быть организована
в условиях СКОУ 8 вида, в ЛПЦ, ПМС центрах, в общеобразовательном учреждении, если
они располагают необходимыми материальными и кадровыми ресурсами. Особая роль
отводится специалистам, имеющим образование по профилям «Олигофренопедагогика»,
«Специальная психология», «Логопедия», «Социальная педагогика», т. к.
психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение названной
категории обучающихся является главным условием организации системы коррекционной
работы.
Учебный план – основной элемент учебного процесса, но применительно к
обучению детей с сложной структурой дефекта его следует рассматривать в качестве
примерного, особенно в части образовательных областей и их предметного содержания.
Учебный план ориентирует учителя-дефектолога на возможные маршруты обучения и
воспитания, где особенно важны: формирование и развитие коммуникативных умений,
устная речь и ее понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в
природе, развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности.
Весь процесс обучения реализуется на основе индивидуально-типологических
особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы.
Программы обучения составляются учителем-дефектологом после направленного
изучения (обследования) возможностей детей психологом, учителем, логопедом,
социальным педагогом. Особого внимания требуют дети с тяжелыми нарушениями речи,
или так называемые «безречевые». Отсутствие или несформированность базовых
компонентов речи не может быть причиной для отказа в коррекционном обучении, т. к.
многие дети, не владея устной речью, понимают словесные инструкции, могут
ориентироваться на речь с помощью знаков, жестов, пиктограмм. Известную трудность в
работе представляют дети с нарушениями движений, с дефицитом произвольного
внимания. Во всех названных случаях решение об обучении принимается ПМПК и
школьным консилиумом в пользу ребенка и его семьи, имея в виду посещение школы 2–3
раза в неделю, надомное обучение, обучение в классе по индивидуальной программе.
Внимательный анализ учебного плана показывает, что процесс обучения детей с
сложной структурой дефекта выстраивается в несколько этапов, где первым этапом
является 0-IV класс, он условно может выступать в качестве пропедевтического. Основная
задача этого этапа, особенно в 0 и 1 классах – подготовить детей к простейшим видам
(доступным для них) учебной деятельности, соблюдение режима учебной деятельности
(не более 30–35 мин.), формирование умений коллективной работы под контролем и с
помощью учителя. Учитель всячески должен избегать эффекта «успеваемости по
предмету», эта задача недостижима по сути, хотя большая часть детей способна освоить
образы букв, печатную основу письма, они научаются различать цвета и формы, считать и
пересчитывать предметы, соотносить их с понятиями «много», «мало», «больше»,
«меньше». Эти и другие учебные умения формируются на наглядно-практической,
предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке
(занятии). Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом
программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке,
рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также
важно для социальной адаптации.
Следующий этап (5–9 класс) – нацелен на выработку у учащихся социально
значимых умений с помощью чтения, письма, счета, природопонимания и безопасной
жизнедеятельности, а также на формирование основ трудовой деятельности
(профильного, прикладного, вспомогательного) и домоводства, как основы для
простейшего самообслуживания: безопасное приготовление пищи, уход за одеждой,
мелкая стирка, глажение, уборка помещения, помощь членам семьи и др. Эта работа, как и
на предыдущем этапе, должна учитывать разброс индивидуальных возможностей детей и
осуществляться в рамках доступных для них образовательных областей.
Третий этап (10–12 класс) – направлен на решение задач социальной интеграции
юношей и девушек со сложной структурой дефекта. Основная цель этого этапа –
минимизация социальной инвалидности, преодоление житейской (бытовой) зависимости
от ближайшего окружения (семьи). Здесь важно активизировать юношей и девушек к их
посильному участию в бытовой, социокультурной, трудовой деятельности. Акцент в
обучении переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном
предъявлении) для решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой
или общественно-полезной деятельности. Предметы учебного плана нацеливают на
разнообразные коммуникативные умения за пределами школы: поликлиника, магазин,
рынок, транспорт, досуг и др. Так, чтение – формирует эталонные качества поведения и
черт характера на примере доступных литературных жанров (сказки, рассказы, короткие
стихотворения, басни); счетные навыки целесообразно применять при расчете денег на
продукты, приготовление пищи, покупку одежды, обуви, посещение досуговых мест и
т. д. В живом мире важно уделить внимание человеку, охране его здоровья, безопасности
поведения в межполовых отношениях и окружающей среде. В школьном компоненте
предусмотрены дополнительные часы на навыки социокультурного поведения, которые
следует использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности
социально-правового содержания. Такие занятия может проводить 1 раз в неделю
социальный педагог.