Учебный план как
системообразующий компонент
коррекционно-развивающей среды для детей с осложненными
формами психического недоразвития
В начале 1994
г. была предложена новая концепция образовательной и
реабилитационной
помощи лицам с умственной отсталостью, разработанная в ИКП РАО в
рамках программы
научных исследований в области специальной психологии и
коррекционной
педагогики. В соответствии с заявленной концепцией была описана новая
структура школы с
11(12) – летней программой обучения, включая
пропедевтико-диагностический
период (0 класс).
Кроме базисного и
учебных планов для всех возрастных групп учащихся были
разработаны и
апробированы программы обучения детей, которые привнесли заметные
позитивные
изменения в динамику психического развития, особенно на этапе начального
обучения: в
формирование речевых умений, природопонимания, навыков творческой и
игровой
деятельности детей.
Таким образом,
подтвердилось предположение относительно того, что основная суть
– не в количестве
часов, а в целесообразности отбора того или иного программного
материала, в
педагогических способах и методах их обеспечения. Основное значение при
моделировании
образовательного пространства для детей с психическим недоразвитием
имеет смысл не
столько сам по себе учебный план как документ, а то, какие функции он
выполняет для
разновозрастного и разноуровневого их развития, какую смысловую
нагрузку имеют
учебные дисциплины, как они соотносятся между собой на каждой
ступени обучения,
чем они логически завершаются, а главное – какую практическую
задачу они
выполняют для выпускника специальной школы, если иметь в виду, что это
единственный вид
учреждения, где он получит знания, необходимые для самостоятельной
жизни.
Можно сколь
угодно пессимистически относиться к таким важным структурным
элементам
организации учебного процесса, как учебный план, программы, учебники,
отсутствие
которых особенно отличает альтернативное образование, но наше твердое
убеждение
заключается в том, что никакая творческая инициатива не может заменить
планомерную
психологически обоснованную педагогическую систему организации
коррекционного
обучения, особенно если речь идет о детях с выраженными нарушениями
умственного
развития.
Мы негативно
относимся к так называемым «знаниям, умениям, навыкам» – не
считаем возможным
даже приблизительно оценивать объем знаний ребенка,
обучающегося по
специальной программе, с общепринятых педагогических позиций.
Таких детей в
прямом и переносном смысле педагог ведет за руку, его цель –
сотрудничать,
помогать ребенку овладевать доступными знаниями.
Предлагаемый нами
пример учебного плана – необходимый компонент организации
педагогического
процесса, т. к. любая школа является юридическим и финансовым
институтом в
общей государственной системе и она должна отвечать неким заданным
нормативам,
однако нормативы не могут автоматически переноситься на цели, задачи,
содержание
образования, ибо последние нацелены на гуманность и
индивидуально-личностный
смысл обучения глубоко умственно отсталых детей и
подростков.
Организация
образовательного процесса и педагогической помощи
детям и подросткам со сложным дефектом
Система
педагогической помощи и образовательных услуг может быть организована
в условиях СКОУ 8
вида, в ЛПЦ, ПМС центрах, в общеобразовательном учреждении, если
они располагают
необходимыми материальными и кадровыми ресурсами. Особая роль
отводится
специалистам, имеющим образование по профилям «Олигофренопедагогика»,
«Специальная
психология», «Логопедия», «Социальная педагогика», т. к.
психолого-педагогическое
и социально-педагогическое сопровождение названной
категории
обучающихся является главным условием организации системы коррекционной
работы.
Учебный план –
основной элемент учебного процесса, но применительно к
обучению детей с
сложной структурой дефекта его следует рассматривать в качестве
примерного,
особенно в части образовательных областей и их предметного содержания.
Учебный план
ориентирует учителя-дефектолога на возможные маршруты обучения и
воспитания, где
особенно важны: формирование и развитие коммуникативных умений,
устная речь и ее
понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в
природе, развитие
предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности.
Весь процесс
обучения реализуется на основе индивидуально-типологических
особенностей
детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы.
Программы
обучения составляются учителем-дефектологом после направленного
изучения
(обследования) возможностей детей психологом, учителем, логопедом,
социальным
педагогом. Особого внимания требуют дети с тяжелыми нарушениями речи,
или так
называемые «безречевые». Отсутствие или несформированность базовых
компонентов речи
не может быть причиной для отказа в коррекционном обучении, т. к.
многие дети, не
владея устной речью, понимают словесные инструкции, могут
ориентироваться
на речь с помощью знаков, жестов, пиктограмм. Известную трудность в
работе
представляют дети с нарушениями движений, с дефицитом произвольного
внимания. Во всех
названных случаях решение об обучении принимается ПМПК и
школьным консилиумом
в пользу ребенка и его семьи, имея в виду посещение школы 2–3
раза в неделю,
надомное обучение, обучение в классе по индивидуальной программе.
Внимательный
анализ учебного плана показывает, что процесс обучения детей с
сложной
структурой дефекта выстраивается в несколько этапов, где первым этапом
является 0-IV
класс, он условно может выступать в качестве пропедевтического. Основная
задача этого
этапа, особенно в 0 и 1 классах – подготовить детей к простейшим видам
(доступным для
них) учебной деятельности, соблюдение режима учебной деятельности
(не более 30–35
мин.), формирование умений коллективной работы под контролем и с
помощью учителя.
Учитель всячески должен избегать эффекта «успеваемости по
предмету», эта
задача недостижима по сути, хотя большая часть детей способна освоить
образы букв,
печатную основу письма, они научаются различать цвета и формы, считать и
пересчитывать
предметы, соотносить их с понятиями «много», «мало», «больше»,
«меньше». Эти и
другие учебные умения формируются на наглядно-практической,
предметной основе
с широким использованием игровых приемов на каждом уроке
(занятии).
Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом
программы), но
они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке,
рисованию, навыкам
самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также
важно для
социальной адаптации.
Следующий этап
(5–9 класс) – нацелен на выработку у учащихся социально
значимых умений с
помощью чтения, письма, счета, природопонимания и безопасной
жизнедеятельности,
а также на формирование основ трудовой деятельности
(профильного,
прикладного, вспомогательного) и домоводства, как основы для
простейшего
самообслуживания: безопасное приготовление пищи, уход за одеждой,
мелкая стирка,
глажение, уборка помещения, помощь членам семьи и др. Эта работа, как и
на предыдущем
этапе, должна учитывать разброс индивидуальных возможностей детей и
осуществляться в
рамках доступных для них образовательных областей.
Третий этап
(10–12 класс) – направлен на решение задач социальной интеграции
юношей и девушек
со сложной структурой дефекта. Основная цель этого этапа –
минимизация
социальной инвалидности, преодоление житейской (бытовой) зависимости
от ближайшего
окружения (семьи). Здесь важно активизировать юношей и девушек к их
посильному
участию в бытовой, социокультурной, трудовой деятельности. Акцент в
обучении
переносится на умение использовать учебные знания (в самом элементарном
предъявлении) для
решения повседневных жизненных задач, а также участие в трудовой
или общественно-полезной
деятельности. Предметы учебного плана нацеливают на
разнообразные
коммуникативные умения за пределами школы: поликлиника, магазин,
рынок, транспорт,
досуг и др. Так, чтение – формирует эталонные качества поведения и
черт характера на
примере доступных литературных жанров (сказки, рассказы, короткие
стихотворения,
басни); счетные навыки целесообразно применять при расчете денег на
продукты,
приготовление пищи, покупку одежды, обуви, посещение досуговых мест и
т. д. В живом
мире важно уделить внимание человеку, охране его здоровья, безопасности
поведения в
межполовых отношениях и окружающей среде. В школьном компоненте
предусмотрены
дополнительные часы на навыки социокультурного поведения, которые
следует
использовать для психологических практикумов, простейшей осведомленности
социально-правового
содержания. Такие занятия может проводить 1 раз в неделю
социальный
педагог.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.