УЧЕБНый ПРОЕКТ
ЗАДАНИЕ 1.
Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|||
Раздел 1 Механика |
|
24 |
|
|
|||
Тема 1.1 Кинематика |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||
|
1 |
Введение. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. Относительность механического движения. Системы отсчёта. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) |
|
1 |
|
||
|
2
|
Графическое представление движения |
|
|
|
||
|
Лабораторная работа № 1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. |
2 |
|
|
|||
|
Практическое занятие № 1. Решение задач по теме «Механическое движение». |
2 |
|
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся № 1. Обработка результатов лабораторной работы. Самостоятельная работа № 2. Решение задач по теме «Кинематика». |
2 2 |
|
|
|||
Тема 1.2 Динамика |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
|||
|
1
|
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. |
|
2 |
|
||
|
2 |
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. |
|
|
|
||
|
3 |
Закон сохранения механической энергии. |
|
|
|
||
|
Лабораторная работа № 2. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. |
2 |
|
|
|||
|
Практическое занятие № 2. Решение задач по теме «Законы динамики».
|
2 |
|
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся № 3. Обработка результатов лабораторной работы. |
4 |
|
|
|||
Раздел 2 Статическая физика
|
|
12 |
|
|
|||
Тема 2.1 Молекулярно-кинетическая теория |
Содержание учебного материала |
8 |
|
|
|||
|
1
|
Основные положения МКТ. Атом и молекула. Количество вещества, постоянная Авогадро, молекулярная масса, давление. Температура, температурные шкалы. Модель идеального газа. |
|
2 |
|
||
|
2
|
Газовые законы. Закон Бойля- Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Постоянная Больцмана. Уравнение состояния идеального газа.
|
|
|
|
||
|
Практическое занятие № 3. Решение задач по теме «МКТ». |
2 |
|
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся № 4. Решение задач по темам «МКТ», «Газовые законы». |
2 |
|
|
|||
Раздел 3 Электродинамика |
|
24 |
|
|
|||
Тема 3.1 Электрическое поле |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|||
|
1
|
Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. |
|
1 |
|
||
|
2 |
Электрическое поле. Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. Напряжённость поля. Точечный заряд. Эквипотенциальная поверхность. |
|
|
|
||
|
3 |
Постоянный электрический ток. Электрическая цепь. Сила тока, напряжение, ЭДС источника тока.Электрическое сопротивление. |
|
|
|
||
|
4 |
Закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи. Последовательное и параллельное соединение потребителей. |
|
|
|
||
|
Лабораторная работа № 3. Исследование свойств смешанного соединения потребителей.
|
2 |
|
|
|||
|
Практическое занятие № 4.Решение задач по теме «Электрическое поле».
|
2 |
|
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся № 5. Обработка результатов лабораторной работы.
|
4 |
|
|
|||
Тема 3.2 Магнитное поле |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|
|||
|
1 |
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Правило буравчика. Правило правой руки. Сила Ампера. Правило левой руки. Сила Лоренца. |
|
2 |
|
||
|
2 |
Механическое взаимодействие проводников с током. Принцип суперпозиции. |
|
|
|
||
|
Практическое занятие № 5. Решение задач на тему «Магнитное поле». |
2 |
|
|
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся № 6. Решение задач на тему «Магнитное поле».. |
2 |
|
|
|||
Раздел 4 Колебания и волны |
|
8 |
|
|
|||
Тема 4.1 Механические колебания и волны |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
|
1 |
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. |
|
1 |
|
||
|
2 |
Математический маятник. Пружинный маятник. |
|
|
|
||
|
Самостоятельная работа № 7. Решение задач по теме «Механические колебания и волны». |
2 |
|
|
|||
Тема 4.2 Электромагнитные волны |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
|||
|
1 |
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. |
|
1 |
|
||
|
2 |
Свет как электромагнитная волна. Интерференция света. Дифракция света. |
|
|
|
||
|
Самостоятельная работа обучающихся № 8. Решение задач по теме «Электромагнитные волны». |
2 |
|
|
|||
Дифференцированный зачет |
68 |
|
|||||
Задание 2.
Класс, дата, предмет: 1 курс, 20.10.2020, Физика
Тема урока: Графическое представление движения.
Тип урока: изучения «открытия» новых знаний
Вид урока: лекция
Цели урока:
Содержательная: рассмотрение вопросов графического представления движения, зависимости величин движения, формирование объективной необходимости изучения нового материала.
Деятельностная: формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, комплекты линеек, карандашей, калькуляторов.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. |
Подготавливает учащихся к восприятию материала. Создаёт эмоциональный настрой на учебную деятельностью. Осуществляет контроль уровня имеющихся знаний. 1. Что называется механическим движением? 2. Какие физические величины характеризуют механическое движение? 3. Рассказать об этих физических величинах по плану. (Определение, обозначение, единица измерения в системе СИ) 4. Какое движение называют равномерным? Приведите примеры. 5. Что показывает скорость при равномерном движении? 6. Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела? 7. Какое движение называют неравномерным? Приведите примеры. 8. Как определить среднюю скорость при неравномерном движении тела? 9. По слайду №1* устно решается задача на перевод единиц измерения скорости в систему СИ.
|
Отвечают на вопросы учителя. Настраиваются на работу по определению характеристик движения.
|
2. Выделение проблемного поля. |
Создаёт для учащихся ситуацию недостаточности знаний. Предлагает решить производственную ситуацию, которая их должна подвести к цели урока. Слайд № 2* Представьте, что вы являетесь менеджером крупной транспортной компании, осуществляющей грузоперевозки по всей стране. Вам необходимо отслеживать перемещение автомобиля с важным грузом, и передавать эти сведения своему руководителю. Каким образом Вы будете это делать? ( Возможна организация инсценировки) А какие сведения Вы у водителя будете узнавать? Если передвижение груза происходит на большие расстояния и занимает продолжительное время, каким способом целесообразнее и удобнее менеджеру это делать? Ставит перед учащимися вопрос: как записывать информацию?
|
Анализируют ситуацию. Делать звонки водителю в заранее установленное время. Загруженность трассы, качество дороги, состояние его здоровья. Но главное, на каком километре дороги он сейчас находится. Предлагают в виде таблиц, в которых отражать время и координату или рисовать диаграммы…
|
3. Совместная с учащимися постановка целей. |
Создаёт условия, при которых учащиеся смогут сформулировать цель урока. Отгадайте ключевое слово темы сегодняшнего урока. Предлагает разгадать ребус. Слайд №3* Какова цель нашего урока? Формулирует тему урока. |
Разгадывают ребус. График. Ребята формулируют цель урока: научиться строить и читать графики движения тел. Записывают в тетрадь число и тему урока.
|
4. Совместный поиск путей решения проблемы. |
Организует работу в микрогруппах. Создаёт условие для решения возникшей проблемы в недостаточности знаний. Ребятам в группах по 4 человека предлагается решить задачу, в ходе которой они самостоятельно строят графики зависимости скорости и пройденного пути от времени. Слайд №4* Кошка на расстоянии 6 метров от дерева, за которым сидела, увидела воробья, внимательно разглядывающего букашек в траве. Стараясь не отвлекать его внимание, она в течение 4 секунд медленно передвигалась в его направлении, и прошла путь 2 метра. Затем ей пришлось затаиться на 4 секунды. Оставшееся расстояние кошка преодолела «стремительным» рывком, который длился 2 секунды. Но воробей улетел. Задание: Построить графики зависимости скорости, пройденного пути и координаты от времени. Координирует деятельность учащихся. Слайд №5* Осуществляет проверку выполнения задания. Слайд №6* Задаёт вопросы: Проанализируйте только график зависимости координаты от времени. Можно ли узнать из графика перемещение? Как Вы это сделали?
|
Учащиеся анализируют условие, записывают дано. Приходят к выводу, что для построения графика удобнее информацию представить в виде таблицы. Вычисляют скорость кошки на каждом участке. По данным таблицы выстраивают в тетради графики зависимости скорости, пройденного пути и координаты от времени. Можно. S1=Х1-Х0 S2=Х2-Х1 S3=Х3-Х2
|
5. Закрепление во внешней речи. |
Предлагает решить задачи , в которых отрабатываются навыки работы с графическим способом описания движения. Слайд № 7* Предлагает устно решить задачи. Оценивает индивидуальный ответ учащегося .
Слайд №8* Оценивает индивидуальный ответ учащегося.
|
Учащиеся анализируют зависимость каких величин представлена на графике. Скорости от времени. Изменение скорости тела с течением времени. Решают задачу на установление соответствий. Учащиеся анализируют зависимость каких величин представлена на графике. Отвечают на поставленные вопросы. Начальная скорость движения. Направление движение. Промежуток времени. У первого скорость увеличивается, а у второго уменьшается. Второй автомобиль остановился. Нет.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой |
Организует работу в парах при работе учащихся у доски. Организует диагностику первичного усвоения новых знаний при чтении графиков. Слайд № 9*
Слайд № 10*
Подводит учащихся к выводу о целесообразности представления механического движения графическим методом. С чего надо начинать анализ любого графика? В чём преимущество представления информации в графической форме?
|
К доске вызываются два ученика для оформления решения задачи. Учащиеся на местах оформляют решение задачи в тетрадях. С анализа данных на координатных осях. Кратко, лаконично, без лишней информации.
|
7. Практическое закрепление опыта. |
Оценивает результат восприятия учебного материала с последующим его анализом. Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу в парах. Слайд № 11* Учащимся выдаёт лист с заданием. Работа выполняется на этом листе. Собирает листы с заданием и включает Слайд № 12*. с правильными ответами.
|
Подписывают лист. Выполняют задание в парах.
|
8. Инструкция по выполнению домашнего задания |
Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания, Слайд №14*
|
Учащиеся записывают домашнее задание. |
9. Рефлексия. |
Предлагает заполнить лист рефлексии. Слайд №13* Оцените по пятибальной шкале: 1. Вам удалось на уроке показать свои знания. 2. Вы узнали интересные факты. 3. Ваше состояние на уроке было комфортным. 4. Как вы оцениваете свою готовность к выполнению проверочной работы. 5. Вам хочется выполнить домашнюю работу? Ответьте: ДА или НЕТ. Презентация помогала Вам усваивать материал? Она поддерживала вашу работоспособность на уроке? |
Учащиеся заполняют лист, отвечая на вопросы. |
* Приложение 1 |
Приложение 1
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд № 9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Список литературы.
1. Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотсикй. –М.: Просвещение, 2012.
2. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8 – 10 классов средней школы. – М.:Просвещение. 2011.
3. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей:учебник. – М., 2012.
4. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2012.
5. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2010.
6. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2011.
7. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2011.
8. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2010.
9. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2010.
10. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): Учебник. – М.: Мастерство, 2012.
11. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. «Решение ключевых задач по физике для профильной школы» -2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.