Учебный проект по технологии как средство развития экономического мышления учащихся
Оценка 4.9

Учебный проект по технологии как средство развития экономического мышления учащихся

Оценка 4.9
doc
28.03.2022
Учебный проект по технологии как средство развития экономического мышления учащихся
Рузина Е.В._Статья.doc

Учебный проект по технологии как средство развития экономического мышления учащихся

Е.В. Рузина

С.В. Юдакова, научный руководитель, доцент, канд.пед.наук

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

г. Владимир

На современном этапе развития российского образования особо актуальными являются задачи, связанные с формированием у учащихся умений, позволяющих успешно ориентироваться, адаптироваться и действовать в быстро меняющихся рыночных условиях. Результаты проявляются в умениях самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, умениях осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач на основе развитых процессов мыслительной деятельности. В этой связи учитель должен средствами своего учебного предмета развивать экономическое мышление обучающегося.

Особый интерес вызывает предметная область «Технология», имеющая широкие возможности для развития экономического мышления учащихся. Действительно, важными целями изучения технологии в системе основного общего образования является овладение учащимися следующими умениями: проектировать и создавать продукты труда; проявлять экономическое мышление при организации своей деятельности; самостоятельно оценивать свою готовность к предпринимательской деятельности в сфере технологий, а также к рационально вести домашнее хозяйство; вести расчет себестоимости продукта труда; давать примерную экономическую оценку возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; быть готовыми к труду в сфере материального производства или сфере услуг.

Достижение обозначенных целей, на наш взгляд, зависит от методически грамотной организации работы учащихся над учебным проектом по технологии, поскольку проектная деятельность активизирует механизмы экономического мышления личности.

Вопросы развития экономического мышления учащихся рассмотрены в работах М.М. Винокуровой, В.С. Дудик, З.И. Добрыниной, В.Д. Попова, М.У. Пискунова и др.

Сущность учебного проекта по технологии раскрыты в трудах И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева и др.

Несмотря на то, что проблема развития экономического мышления обучающегося рассмотрена достаточно глубоко, вопросы реализации обозначенной цели средствами учебного проекта по технологии остаются открытыми. В этой связи в исследовательской работе поставлены следующие задачи:

- выявить сущность экономического мышления;

- выделить особенности учебного проекта по технологии;

- проанализировать педагогический опыт организации проектной работы по технологии в аспекте развития экономического мышления учащихся;

- провести диагностику экономического мышления учащихся;

- разработать методику организации работы учащихся над учебным проектом по технологии.

В науке представлены разные подходы к определению экономического мышления. В исследовании придерживаемся позиции В. В. Бондаренко и под экономическим мышлением понимаем способность принятия оптимальных решений, оценки альтернативы, которые были выявлены, способность выбирать и давать оценку результату собственного выбора [1].

Показателями экономического мышления являются:

- умения находить альтернативные, т.е. возможные варианты решений экономических задач;

- умения давать предварительную оценку ожидаемых плюсов и минусов доступных вариантов решений экономических задач;

- умения выбирать оптимальные пути решений экономических задач;

- умения давать оценку результату своего выбора.

В предметной области «Технология» метод проектов - это комплексный процесс, который формирует у школьников общеучебные компетенции, основы технологической грамотности, культуры труда.

В. Д. Симоненко раскрывает учебный проект по технологии как самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, которое выполнено при участии учителя [2]. Цель проекта — воплощение нового, эффективного, конкурентоспособного и, отвечающего потребностям человека изделия. Это могут быть различного рода изделия или услуги. Проектная деятельность по технологии подразумевает осуществление поискового, конструкторского, технологического, заключительного этапов ее реализации.

На основании анализа педагогического опыта организации проектной деятельности по технологии можно сделать следующие выводы:

- проекты способствуют подготовке учащихся к реальным условиям их жизнедеятельности;

- экономическое обоснование проекта выделяется как один из важных критериев его качества;

- работа над учебным проектом формирует умения находить альтернативные варианты решений экономических задач, выбирать и давать оценку наиболее оптимальным решениям.

Практическая часть исследовательской работы осуществлялась в период педагогической практики в МБОУ «Вяткинская средняя общеобразовательная школа» Владимирской области. Урочная деятельность проводилась в 7-ом классе (14 человек).

Новизной исследования выступает разработанная с целью диагностики экономического мышления учащихся ситуационная задача «Удивительный мир вязания крючком»: «Вязание крючком – очень древний вид ремесла. Основали это ремесло мужчины. Но потом это занятие перешло женщинам. Сейчас не встретишь мужчину, за вязанием. Свое начало вязание крючком берет в Англии и во Франции 16 век. Вязание крючком — процесс ручного создания полотна, кружева, игрушек и одежды из нитей с помощью вязального крючка. Это давно известное занятие, которое продолжает оставаться распространенным в настоящее время, благодаря возможности быстро и легко создавать одежду, элементы ее отделки, а также салфетки, скатерти, украшения, игрушки и многое другое. Вам предлагаются фотографии изделий в технике вязания крючком. Вы должны сделать выбор изделия для самостоятельного изготовления в процессе проектной деятельности и написать эссе «Почему я выбрал (название изделия с фотографии) для проектной работы».

Проанализировав ситуацию, учащиеся должны сделать выбор и написать эссе с обоснованием своего решения. Анализ результатов ситуационной задачи проводился по следующим критериям: доступность, себестоимость, трудоемкость, назначение.

Было выявлено, что 5 (35,7%) учащихся при выборе изделия для самостоятельного изготовления главным показателем указали доступность, т.е. возможность максимально просто изготовить изделие, из доступных материалов, оборудования, с учетом накоплен­ных знаний и опыта. Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала салфетку в технике вязания крючком, так как ее просто изготовить», «Я выбрала игрушку, так как для ее изготовления имеются все материалы и оборудование».

Показатель себестоимости изделия характеризуется в основном затратами на материалы, электроэнергию, оплату труда и ценой изделия. Этот показатель при выборе изделия для самостоятельного изготовления указали лишь 2 (14,3%) учащихся. Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала для самостоятельного изготовления салфетку в технике вязания крючком, так как для ее изготовления потребуется минимальные затраты на материалы, что и будет определять низкую цену изделия».

Показатель трудоемкости показывает соотношение трат ресурсов и времени. Значение отображает время, которое нужно потратить на изготовление одного изделия. Расчет его потребуется для планирования выполнения изделия в рамках проекта. Такой показатель в своем эссе указали 3 (21,4%) учащихся. Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала шапочку в технике вязания крючком, так как для ее изготовления понадобится не так много времени».

Показатель «назначение» характеризует сущность изделия, свойства изделия, которые определяют основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливает область применения изделия. При выборе изделия для самостоятельного изготовления этот показатель выделили 4 (28,6%) учащихся. Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала кофточку для самостоятельного изготовления, так как ее можно использовать в повседневной жизни».

Следует отметить, что все учащиеся (100%) в первую очередь обосновали свой выбор по привлекательности изделия. Привлекательность характеризуется внешним видом, формой, отделкой изделия, цветовым решением. Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала болеро, так как мне понравилась его необычная форма», «Еще я выбрала эту шапочку за то, что у нее очень красивая отделка в виде цветов», «Мой выбор пал на кофточку, она мне понравилась больше всех среди представленных вариантов» и т.д.

Практическую значимость имеет разработанная методика организации проектной деятельности учащихся, в основу которой взята учебная программа «Технология: программа. 5-8 классы» [3]. Урочная деятельность проводилась по разделу «Технологии творческой и опытнической деятельности». Объект труда – изделие, выполненное в технике вышивки атласными лентами.

Перспективно-тематический план включает темы уроков: «Художественные ремесла: вышивка атласными лентами»; «Конструирование декоративной подушки в технике вышивки атласными лентами»; «Изготовление декоративной подушки в технике вышивки атласными лентами»; «Экономическое обоснование проекта»; урок-выставка «Атласные ленточки».

На основе перспективно-тематического плана разработаны методы обучения, ориентированные на развитие экономического мышления учащихся.

Тема урока: «Художественные ремесла: вышивка атласными лентами» (поисковый этап проекта). Метод обучения – выполнение творческого задания.

Задание: «Разработать идеи проекта «Декоративная подушка в технике вышивки атласными лентами», оформив карту «Описание декоративной подушки в технике вышивки атласными лентами».

Критерии выполнения задания: доступность изготовления изделия (мои знания и опыт, возможности освоения техники вышивки атласными лентами); экономия затрат на инструменты и материалы (ленты, ткань для подушки, иглы и т.п.); описание потребности (стремления получить то, что хочу); полезность изделия (применение).

Тема урока: «Конструирование декоративной подушки в технике вышивки атласными лентами» (конструкторский этап проекта). Метод обучения – разрешение проблемной ситуации.

Проблемная ситуация: «Мы имеем два варианта технологической карты по изготовлению изделия в технике вышивки атласными лентами. На основе анализа предлагаемых доступных вариантов технологической карты необходимо принять решение о выборе и разработке технологической карты по изготовлению декоративной подушки в технике вышивки атласными лентами. Решение обосновать».

Тема урока: «Экономическое обоснование проекта».

Метод обучения – решение задачи.

Задача: рассчитать затраты на материалы, электроэнергию, амортизационные отчисления и себестоимость изготовления декоративной подушки в техники вышивки атласными лентами; определить цену изделия и возможную прибыль. Результаты оформить в таблицу «Экономическое обоснование декоративной подушки в технике вышивки атласными лентами».

Тема урока: Выставка «Атласные ленточки» (заключительный этап проекта).

На уроке организуется выступление учащихся с презентацией проектных изделий по плану:

- тема и название проекта;

- цели и задачи;

- разработка вариантов;

- обоснование выбора материалов и инструментов;

- технология изготовления;

- экономическое обоснование;

- экологическое обоснование;

- контроль качества изделия;

- реклама изделия.

По итогам работы выставки выбираются победители в номинациях: «Самая оригинальная идея проекта»; «Самый экономичный проект»; «Атласные ленты в руках мастера»; «Особое назначение»; «Для пользы близких».

Работа над учебным проектом диагностировалась в процессе включённого наблюдения и по анализу текущих и итоговых результатов деятельности учащихся. Выявлены результаты работы над проектом в аспекте развития экономического мышления:

-  преобладание познавательного интереса к проектной деятельности;

- успех в поиске и реализации решений экономических задач;

- правильность предварительной оценки ожидаемых достоинств и недостатков доступных вариантов решений экономических задач;

- объективность в оценке результата своего выбора.

 

Список использованных источников

1.                     Пищик, В.И. Особенности и способы формирования экономического мышления школьников и студентов / В.И. Пищик, Е.В. Стурова // Психология обучения. - 2015. -№5. - с.131-144.

2.                     Симоненко, В.Д. Технология, труд, черчение 5 класс / под ред. Симоненко В.Д.- М.:2012- 224 с.

3.                     Тищенко, А.Т. Технология: программа. 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана- Граф, 2012. - 148 с.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Учебный проект по технологии как средство развития экономического мышления учащихся

Учебный проект по технологии как средство развития экономического мышления учащихся

В науке представлены разные подходы к определению экономического мышления

В науке представлены разные подходы к определению экономического мышления

Свое начало вязание крючком берет в

Свое начало вязание крючком берет в

Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала болеро, так как мне понравилась его необычная форма», «Еще я выбрала эту шапочку за то, что у нее…

Учащиеся в своем эссе писали: «Я выбрала болеро, так как мне понравилась его необычная форма», «Еще я выбрала эту шапочку за то, что у нее…

На уроке организуется выступление учащихся с презентацией проектных изделий по плану: - тема и название проекта; - цели и задачи; - разработка вариантов; - обоснование…

На уроке организуется выступление учащихся с презентацией проектных изделий по плану: - тема и название проекта; - цели и задачи; - разработка вариантов; - обоснование…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022