Учебный проект "Богатыри"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 17.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебный проект "Богатыри" рассказывает о работе над разными источниками информации о богатырях. Он рассматривает работу в трёх областях: история, литература и искусство. В проекте использованы исторические сведения о богатырях земли Русской. Особое значение уделено Илье Муромцу, как человеку-богатырю. Имеются творческие работы детей. Наш учебный проект можно брать за основу и развивать свои линии работы над проектом. Желаем успеха!Учебный проект "Богатыри" рассказывает о замечательных воинах земли Русской. Особое внимание уделяется Илье Муромцу как человеку - богатырю.
Иконка файла материала Мастер-класса Богатыри.docx
План­конспект мастер­класса Тема: «Учебный проект «Богатыри»»  ( от замысла к воплощению). Цели мастер­класса: ­ предметные: уточнить представление о незнакомых словах, учить различать эти слова в речи,  развивать умение  воспроизводить их значение,   содействовать развитию умения составлять выставку  по рисункам;  ­ познавательные: ориентироваться в информации о богатырях, находить  ответы на вопросы,  используя текст и иллюстрации, делать выводы о  результатах совместной деятельности;   ­ регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности на уроке,  учиться работать по предложенному плану, конструктивно действовать в  ситуации неуспеха, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль; ­ личностные: формировать положительное  отношение к работе; определять  общие правила поведения; формировать умения  работы в парах и  в группах,  выполняя различные роли;  ­ коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и творческой  деятельности, слушать и понимать речь других, договариваться с другими  участниками.  Оборудование: АРМ,  методический и иллюстративный материал для работы над проектом и творческой работы, презентация «Богатыри»,  доски для  индивидуальной и парной работы,  ездовой комплект для лошади (седло,  уздечка), клипы о богатырях:   «Богатыри», «Богатырская наша сила» для  физкультминутки  и  творческой работы «Богатырский конь», обручи, кегли,  подушки, оценочная шкала «Быстро, правильно, красиво»,  икона  преподобного чудотворца «Илии Муромца», смайлики «Солнышко»,  фишки. Ход мастер – класса 1. Организационный момент. (участники мастер ­ класса получают разрезную картинку одного из  богатырей картины В. Васнецова «Богатыри»,  распределяются попредметным областям: история, литература, искусство, образуя группу  для работы над проектом). ­Здравствуйте,  участники мастер­класса! Вы уже образовали группы  для дальнейшей работы. ­ Как вы думаете,  чем мы будем заниматься на мастер­классе? ­ Каким вы хотите видеть  наш мастер­класс?  ­ Покажите своё настроение в начале   мастер  – класса смайликами  «Солнышко».  ­ Может быть,  кто­то из вас догадался о теме мастер­класса?  (Богатыри)  ­ Сегодня мы постараемся создать учебный проект «Богатыри». 2.  Постановка целей и задач мастер – класса. ­ Какие цели и задачи вы поставите для работы над учебным  проектом   «Богатыри»?  (из заготовок  участники определяют цели, задачи проекта,   Слайды №1, 2, 3, 4)  ­ Определите этапы работы над проектом.  (Паспорт проекта оформлен на доске.) 3. Актуализация знаний. ­ Покой всех городов и сёл старинных Стерёг дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу богатырям! (Слайд №5, знакомство  с лексическим значением слова  «богатырь») ­ Продолжая работу над учебным проектом,  давайте выясним, что вы  знаете о богатырях? «Богатырская разминка» 1. Каких русских богатырей знаете? 2. Как назывался главный город на Руси? (Киев) 3. Как называется головной убор богатыря?  (Шлем) 4. Главное оружие Соловья­разбойника? (Свист) 5. Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических  колец, который защищает тело богатыря? (Кольчуга) 6. Назовите врагов богатырей. 7. Какие произведения литературы, музыки, искусства и киноискусства о богатырях вы знаете?­ Молодцы! У вас хороший запас знаний о богатырях! 4. Самоопределение к деятельности. Игра:  «Угадай богатыря»  (Слайды  № 6,7, 8) ­ Какими качествами должен был обладать богатырь?  ­ Могла ли   быть богатырём женщина? 5.  Открытие новых знаний. Работа со слайдом №8 «Женщина ­ богатырь» ­ Что расскажут нам историки и литераторы  о женщине­богатыре?  (чтение исторической справки и отрывков из былины «Про  прекрасную Василису Микулишну) 6.  Первичное закрепление.  ­ Вы уже собрали богатырей, когда объединялись в группы,  кто  автор картины «Богатыри»? (В. М.  Васнецов. Слайды № 9, 10) ­ Дайте краткую характеристику богатырям.   ­ Послушайте мои добавления к характеристике былинных  богатырей: (Алёша Попович  ­ сын  ростовского попа Леонтия, герой былин.  Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет  копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Жила­ была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын­ богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о  Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою  смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и  умное слово скажет. Илья Муромец  ­ самый популярный герой былин, могучий  богатырь.  Родина его –  под городом  Муромом, село Карачарово.  Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три  года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они  исцелили Илью,   наделив его богатырской силой.) 7. Самостоятельная работа у доски.  Игра: «Собери Богатыря в поход» ­ Ну­ка удальцы­молодцы,  соберите богатыря в поход.(Из разрезных картинок  участники мастер­класса собирают:  арсенал и  одежду богатыря,  оформляют выставку детских работ,  объясняя некоторые картинки,  пословицы,  поговорки,  загадки,  реставрируя детские  рисунки.  Слайды № 11, 12.  Пословицы:  «Богатыря узнаешь на поле  брани»,  «Не родом богатырь  славен,  а подвигом»). 8. Включение новых знаний в систему знаний.  ­ При работе с картинками  вам попалось незнакомое оружие  богатырей. Это кистень.   (Даю объяснение, слово  на доске).  Кистень – это оружие кочующего богатыря ­ идеальный инструмент удобный в   транспортировке.   Кистень   представляет   собой   грушевидную   гирю   весом 100­500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие   от   булавы,   кистень   универсален   ­   им   одинаково   можно   поражать врага   и   пешему,   и   конному   воину.   Однако   кистень   требует   от   владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника.                        1) Работа с оценочной шкалой «Быстро. Правильно. Красиво.»  ­ Оцените свою работу по оценочной шкале «Б.П.К.»   (Фишками, участники мастер­класса  оценивают свою работу).  ­ Богатырский конь – друг, помощник на поле брани, пахарь.  Богатыри сами растили и ухаживали за верным другом.  2)  Творческая работа в парах  «Богатырский конь».  (Знакомство  с атрибутами богатырского коня (седло,  уздечка).  Лепка элементов украшения седла и уздечки  на  «индивидуальной»  доске,  выставка творческих работ «Богатырский конь». Творческая  работа выполнятся  под клип «Богатыри») ­ Молодцы, очень творчески потрудились!  Пора и косточки  богатырские размять. 9 . Физкультминутка  с элементами кулачного и ближнего боёв  с кеглями и подушками (под клип «Богатырская наша сила»).10. Закрепление материала. Дополнительные сведения о боях богатырей: Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих  северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни,  вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не  считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом  улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых  воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на  него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно  нанести ответный удар. Знают взрослые и дети, нет его сильней на свете. Одного напомню я ­    Это Муромец Илья.  ­ На нашем мастер­классе мы чуть больше поговорим об Илье Муромце,  так как этот богатырь носит звание богатырь­человек. Очень почитаем русским народом и православной церковью. (Слайды № 13, 14, 15, икона преподобного «Илии Муромца») 11. Обобщение знаний.  1) Работа с разделом «Это интересно».  (Слайды №16, 17) 2) – Кто  из богатырей изображён в рисунках детей?  (Слайды № 18, 19) 3) Викторина. 12.  Итог и рефлексия  мастер­класса. (Слайды №21, 22, 23, 24)  ­ Покажите своё настроение смайликами «Солнышко».  ­ Что вам понравилось?  ­ Какие трудности встретили при работе над проектом?  ­ Оцените свою работу.У меня всё получилось! Выполнили, но испытывали трудность! Было трудно! ­ Желаю вам богатырского здоровья, молодецкой удали!