Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
27.03.2018
Представлена статья на тему Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
В основе современных образовательных технологий, в том числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам, лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам.
В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий.В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий.
СТАТЬИ.docx
Шайдурова Валентина Федоровна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
ГБОУ "Школа №106"
СанктПетербург
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
В основе современных образовательных технологий, в том
числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам,
лежит личностноориентированный подход, позволяющий учитывать
индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым
признакам.
В статье приводятся общедидактические особенности в
обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения
английскому языку с учетом гендерных различий. На примере
урока английского языка в 7 классе по теме «Географическое
положение Соединенного Королевства Великобритании» даны
методические приемы обучения мальчиков и девочек.
При написании рекомендаций был использован опыт работы
учителей мужской и женской гимназий г. Ливерпуль
(Великобритания), а также опыт учителей иностранных языков
ГБОУ «Школа № 106» г. СанктПетербурга, где автор работает
более 20 лет в классах с раздельным обучением мальчиков и
девочек.
Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и
девочек различное строения мозга и психологическое развитие идет
разными темпами [3, 5, 7] и делают следующие выводы [1, 2, 6, 8]:
в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости
раньше, чем у мальчиков;
девочки обладают лучшими вербальными способностям и в
основном общаются через вербальную коммуникацию, мальчики же
1
не способны быстро и точно выражать через слова чувства и
реакции;
женщины лучше контролируют импульсивное поведение,
мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию;
у мужчин лучше развиты определенные части правого
полушария, это дает им большие преимущества для
пространственного восприятия и абстрактного мышления;
у женщин лучше функционирует память, мальчики лучше
запоминают, если информация имеет логическую связь или она
имеет для них важное значение ;
девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины,
иногда мальчикам нужно говорить громче.
Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек.
[1, 5, 6, 8]
Дедуктивное и индуктивное мышление:
при формировании понятий мальчики используют метод
дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к
частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее,
поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда
надо сделать множественный выбор;
девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их
легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;
Абстрактное и конкретное мышление:
мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая
предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде
знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;
девочки лучше производят мыслительные операции, когда
знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов,
картинок;
Использование языка:
во время обучения девочки предпочитают учить чтолибо
вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча;
девочки формируют понятия с помощью простого языка,
насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или
закодированный язык.
Логика и доказательства:
2
девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и
легко запоминают мелкие детали разговора;
мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания
им требуется логическая последовательность и четкие
доказательства.
Использование пространства:
во время обучения девочки мало двигаются;
мальчикам движение помогает стимулировать мозг и снижать
импульсивность поведения.
Использование группового обучения:
и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал
при групповой работе, причем мальчики предпочитают
структурированные команды, а девочки – свободные объединения;
мальчики меньше времени тратят времени на управление
процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и
ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно
просто общение в группе;
неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они
плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для
девочек это не характерно.
На примере урока в 7 классе рассмотрим, какие методические
приемы можно
применять, используя общедидактические особенности в обучении
мальчиков и девочек.
Тема урока: «Географическое положение Соединенного
Королевства Великобритании»
Введение новых слов и географических названий
Девочки: введение слов с помощью «Люльки» (прием
многократного повторения слов под музыку)
Мальчики : игра в географическое ученики лото получают
карточку, если правильно произнесли новое слово.
Работа с текстом «Великобритания»
Девочки:
Учащиеся слушают рассказ учителя, изучают
карту.
3
Ответы на вопросы учителя ( работа в парах по
учебнику)
Мальчики
1). Чтение текста индивидуально и работа с картой
2). Ответы на вопросы учителя
3). Заполнение таблицы для закрепления материла
Источники
Бим И.Л. Личностноориентированный подход – основная
стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе,
№2, 2002г., с. 11.
Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике
обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с.
21.
Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
Гвоздева А.В.и др. Индивидуальные особенности восприятия и
познания при изучении иностранного языка. Ж. Иностранные
языки в школе, №5, 1999г., с. 73.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе.
М.,1991
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных
мира. СПетербург, 1998.
Ключникова З.И. Психологические особенности обучения чтению
на иностранном языке. М.,1983г..
Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных
различий в формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г.
4
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.