Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам В основе современных образовательных технологий, в том числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам, лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам. В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий.В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий.
Иконка файла материала СТАТЬИ.docx
Шайдурова Валентина Федоровна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, ГБОУ "Школа №106" Санкт­Петербург Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам                                           В основе современных образовательных технологий, в том  числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам,  лежит личностно­ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым  признакам.          В статье   приводятся общедидактические особенности в  обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения   английскому языку с учетом гендерных различий.  На примере  урока английского языка в 7 классе по теме  «Географическое  положение Соединенного Королевства Великобритании»  даны  методические приемы обучения  мальчиков и девочек.            При написании рекомендаций был использован опыт работы  учителей  мужской и женской гимназий г. Ливерпуль  (Великобритания),  а также опыт учителей иностранных языков  ГБОУ «Школа № 106»  г. Санкт­Петербурга, где автор работает  более 20 лет в классах с раздельным обучением мальчиков и  девочек.       Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и  девочек различное строения мозга и психологическое развитие идет  разными темпами [3, 5, 7] и делают следующие выводы [1, 2, 6, 8]: в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости  раньше, чем у мальчиков; девочки обладают лучшими вербальными способностям и в  основном общаются через  вербальную коммуникацию, мальчики же    1          не способны быстро и точно выражать через слова чувства и  реакции; женщины лучше контролируют импульсивное поведение,  мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию; у мужчин лучше развиты определенные части правого  полушария, это дает им большие преимущества для  пространственного восприятия и абстрактного мышления; у женщин лучше функционирует память,  мальчики лучше  запоминают, если информация имеет логическую связь или она  имеет для них важное значение  ; девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины,  иногда мальчикам нужно говорить громче.   Общедидактические особенности  обучения мальчиков и девочек.  [1, 5, 6, 8]          Дедуктивное и индуктивное мышление: при формировании понятий мальчики используют метод  дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к  частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее,  поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда  надо сделать множественный выбор; девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их  легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;          Абстрактное и конкретное мышление: мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая  предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде  знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;  девочки лучше производят мыслительные операции, когда  знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов,  картинок;          Использование языка: во время  обучения девочки предпочитают учить что­либо  вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча; девочки формируют понятия с помощью  простого языка,  насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или  закодированный язык.         Логика и доказательства: 2     девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и  легко запоминают мелкие детали разговора; мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания  им требуется логическая последовательность и четкие  доказательства.           Использование пространства:           во время обучения девочки мало двигаются;           мальчикам движение  помогает стимулировать мозг и снижать  импульсивность поведения.           Использование группового обучения: и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал  при групповой работе, причем мальчики предпочитают  структурированные команды, а девочки – свободные объединения;  мальчики меньше времени тратят времени на управление  процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и  ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно  просто общение в группе; неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они  плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для  девочек это не характерно.   На примере урока в 7 классе рассмотрим, какие методические  приемы можно применять, используя общедидактические особенности в обучении  мальчиков и девочек. Тема урока: «Географическое положение Соединенного  Королевства Великобритании»  Введение новых слов и географических названий Девочки: введение слов с помощью «Люльки» (прием  многократного повторения слов под музыку)     Мальчики : игра в географическое ученики лото ­ получают  карточку, если правильно произнесли новое слово.  Работа с текстом «Великобритания» Девочки:                                                          Учащиеся слушают рассказ учителя,    изучают  карту.                                                3 Ответы на вопросы учителя ( работа в парах по  учебнику)                      Мальчики                                  1). Чтение текста индивидуально и работа с картой        2). Ответы на вопросы учителя                                                       3). Заполнение таблицы для закрепления материла                                                                 Источники  Бим И.Л. Личностно­ориентированный подход – основная  стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе,  №2, 2002г., с. 11.  Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике  обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с.  21.  Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.  Гвоздева А.В.и др. Индивидуальные особенности восприятия и  познания при изучении иностранного языка. Ж. Иностранные  языки в школе, №5, 1999г., с. 73.  Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе.  М.,1991  Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных  мира. С­Петербург, 1998.  Ключникова З.И. Психологические особенности обучения чтению  на иностранном языке. М.,1983г..  Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных  различий в формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г. 4