Представлена статья на тему Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
В основе современных образовательных технологий, в том числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам, лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам.
В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий.В статье приводятся общедидактические особенности в обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения английскому языку с учетом гендерных различий.
Шайдурова Валентина Федоровна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
ГБОУ "Школа №106"
СанктПетербург
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
В основе современных образовательных технологий, в том
числе коммуникативной методики обучения иностранным языкам,
лежит личностноориентированный подход, позволяющий учитывать
индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым
признакам.
В статье приводятся общедидактические особенности в
обучении мальчиков и девочек, даются рекомендации для обучения
английскому языку с учетом гендерных различий. На примере
урока английского языка в 7 классе по теме «Географическое
положение Соединенного Королевства Великобритании» даны
методические приемы обучения мальчиков и девочек.
При написании рекомендаций был использован опыт работы
учителей мужской и женской гимназий г. Ливерпуль
(Великобритания), а также опыт учителей иностранных языков
ГБОУ «Школа № 106» г. СанктПетербурга, где автор работает
более 20 лет в классах с раздельным обучением мальчиков и
девочек.
Ученые физиологи и психологи считают, что у мальчиков и
девочек различное строения мозга и психологическое развитие идет
разными темпами [3, 5, 7] и делают следующие выводы [1, 2, 6, 8]:
в большинстве случаев мозг девочек достигает зрелости
раньше, чем у мальчиков;
девочки обладают лучшими вербальными способностям и в
основном общаются через вербальную коммуникацию, мальчики же
1
не способны быстро и точно выражать через слова чувства и
реакции;
женщины лучше контролируют импульсивное поведение,
мальчики чаще физически демонстрируют природную агрессию;
у мужчин лучше развиты определенные части правого
полушария, это дает им большие преимущества для
пространственного восприятия и абстрактного мышления;
у женщин лучше функционирует память, мальчики лучше
запоминают, если информация имеет логическую связь или она
имеет для них важное значение ;
девочки и женщины лучше слышат, чем мальчики и мужчины,
иногда мальчикам нужно говорить громче.
Общедидактические особенности обучения мальчиков и девочек.
[1, 5, 6, 8]
Дедуктивное и индуктивное мышление:
при формировании понятий мальчики используют метод
дедукции: находят общий принцип, а затем применяют его к
частным случаям; дедуктивный процесс идет у них быстрее,
поэтому у мальчиков лучше результаты при тестировании, когда
надо сделать множественный выбор;
девочки чаще используют индуктивный метод мышления, их
легче обучать практическим навыкам, устной и письменной речи;
Абстрактное и конкретное мышление:
мальчики лучше производят вычисления, не видя и не трогая
предметы, хорошо усваивают материал, записанный на доске в виде
знаков и символов, графиков и диаграмм, таблиц;
девочки лучше производят мыслительные операции, когда
знаки и символы перенесены в реальный мир в виде предметов,
картинок;
Использование языка:
во время обучения девочки предпочитают учить чтолибо
вслух, проговаривая изучаемый материал; мальчики – молча;
девочки формируют понятия с помощью простого языка,
насыщенного конкретными деталями; мальчики любят жаргон или
закодированный язык.
Логика и доказательства:
2
девочки слушают лучше, слышат большую часть сказанного и
легко запоминают мелкие детали разговора;
мальчики обычно слышат меньше и для лучшего запоминания
им требуется логическая последовательность и четкие
доказательства.
Использование пространства:
во время обучения девочки мало двигаются;
мальчикам движение помогает стимулировать мозг и снижать
импульсивность поведения.
Использование группового обучения:
и мальчики и девочки хорошо усваивают учебный материал
при групповой работе, причем мальчики предпочитают
структурированные команды, а девочки – свободные объединения;
мальчики меньше времени тратят времени на управление
процессом работы в команде, быстро выбирают лидеров и
ориентируются на достижение цели; девочкам иногда приятно
просто общение в группе;
неофициальная иерархия важна для мальчиков, и часто они
плохо учатся, если они находятся на ее нижних ступенях; для
девочек это не характерно.
На примере урока в 7 классе рассмотрим, какие методические
приемы можно
применять, используя общедидактические особенности в обучении
мальчиков и девочек.
Тема урока: «Географическое положение Соединенного
Королевства Великобритании»
Введение новых слов и географических названий
Девочки: введение слов с помощью «Люльки» (прием
многократного повторения слов под музыку)
Мальчики : игра в географическое ученики лото получают
карточку, если правильно произнесли новое слово.
Работа с текстом «Великобритания»
Девочки:
Учащиеся слушают рассказ учителя, изучают
карту.
3
Ответы на вопросы учителя ( работа в парах по
учебнику)
Мальчики
1). Чтение текста индивидуально и работа с картой
2). Ответы на вопросы учителя
3). Заполнение таблицы для закрепления материла
Источники
Бим И.Л. Личностноориентированный подход – основная
стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе,
№2, 2002г., с. 11.
Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике
обучения языкам.Ж. Иностранные языки в школе, №1, 1999 г., с.
21.
Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
Гвоздева А.В.и др. Индивидуальные особенности восприятия и
познания при изучении иностранного языка. Ж. Иностранные
языки в школе, №5, 1999г., с. 73.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе.
М.,1991
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных
мира. СПетербург, 1998.
Ключникова З.И. Психологические особенности обучения чтению
на иностранном языке. М.,1983г..
Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных
различий в формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г.
4