Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.
Оценка 4.6

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
29.03.2018
Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.
ФГОС ДО предполагает ориентиры, по которым можно проектировать индивидуализацию образовательного процесса. В психолого-педагогических условиях ФГОС ДО определены линии индивидуализации,обеспечивающие "уважение взрослых к человеческому достоинству детей ,формированию и поддержке их позитивной самоценности, уверенности в собственных возможностях и способностях". Понимание термина индивидуализация не должно сводится к термину "индивидуальная работа".Статья
104860_Statya.docx
Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса Проблема   индивидуализации   обучения   много   аспектная   как   в теоретическом,   так   и   в   практическом   планах   и   крайне   противоречива   в попытках ее разрешения. Известно, что эффективным является то обучение, при котором   осуществлялся   дифференцированный   подход,   учитывающий индивидуальные особенности школьников. Используемые при этом технологии основываются, как правило, на делении детей на сильных, средних и слабых. Им предлагаются либо задания разного уровня сложности, либо просто варьируется их количество. ФГОС ДО   предполагает ориентиры,   по которым можно проектировать индивидуализацию   образовательного   процесса.   В   психолого­   педагогических условиях   ФГОС   ДО   определены   линии   индивидуализации,   обеспечивающие «уважение   взрослых   к   человеческому   достоинству   детей,   формированию   и поддержке   их   позитивной   самоценности,   уверенности   в   собственных возможностях и способностях». Понимание   термина   индивидуализация   не   должно   сводится   к   термину «индивидуальная работа». Данные понятия тесно связаны, но не идентичны.  В современных источниках термин «индивидуализация образования» трактуется как   создание   оптимальных   условий   для   реализации   потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности детей, уровень их возможностей. Индивидуализация   предполагает   не   только   учет   проблем   и   трудностей ребенка, но и особые достижения и успехи. Основанием   для   содержания   индивидуализации   и   реализации индивидуально­ дифференцированного подхода могут стать разные аспекты: Основание для проектирования  индивидуально­ ориентированного  подхода Проявления Группа детей с проблемами развития Группа детей с опережающим развитием Различия в уровнях усвоения, темпе освоения Темпы освоения содержания Мальчики, девочки Различия в темпе работы, предпочтениях Полушарная асимметрия Пол ребенка Левши, правши, смешанный тип Левши (правополушарные) более интуитивное,  целостное восприятие, эмоционально­ образное мышление, пространственное мышление Правши (левополушарные): аналитичное  рациональное, знаковое мышление Сангвиники, холерики, флегматики,  Скоростные характеристики понимания и  Тип темперамента меланхолики усвоения материала, особенности  эмоционального проявления (в процессе  деятельности, оценке результата и пр.) Состояние здоровья Норма ЧБД Дети с хроническими заболеваниями Группа здоровья, родовые тавмы , заболевания, предрасположенность  к заболеваниям Звезды Предпочитаемые отверженные Данные социометрии Группы детей, особенности самооценки,  особенности контактов со сверстниками и  взрослыми Так   же   стандарт   предполагает «предоставление   возможностей   выбора материалов, видов активности и общения». С целью оптимизации  социальных контактов ребенка со взрослыми и сверстниками целесообразно использовать ситуации  позитивного общения, формирование и развитие групповых традиций (пр.: застенчивому ребенку предлагается ведущая роль в игре или спектакле; традиция групповых выставок, на которые ребенок сам выбирает поделки; в старшем дошкольном возрасте составление визиток­ плакатов о себе; игры по типу «Минута славы» и пр.) С целью преодоления ребенком трудностей в освоении образовательного содержания   важно использовать ситуации практикования: увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, поручений. С   целью   поддержки   детских   интересов,   способностей   и   творчества создаются   условия   для   культурных   практик   в   разных   видах   деятельности (коллекционирование,   рукоделье   и   пр.)   в   разных   центрах   социальной активности. Методическая   линия в   планировании   отражает   формы   включения индивидуальной и дифференцированной работы в календарном планировании. Для   эффективности   работы   в   ряде   случаев   возможно построение индивидуальной   образовательной   траектории   (ИОТ), которая предусматривает   наличие   индивидуального   образовательного   маршрута (содержательный компонент), а так же разработанный  способ его реализации (технологии реализации образовательного процесса). Индивидуальный   образовательный   маршрут   определяется   как целенаправленно   проектируемая   дифференцированная   образовательная программа и основывается на образовательных потребностях воспитанника. ИОТ   разрабатываются   для   детей   с   особыми   образовательными потребностями: ­испытывающих   затруднения   в   освоении   содержания   основной образовательной программы ­ с ОВЗ, инвалидов ­проявляющих склонность к определенному виду деятельности ­проживающих   в   особой   социальной   ситуации   (семьи   эмигрантов, проблемные семьи, принадлежащих к разным религиозным обществам) Однако,   если   планирование   индивидуальной   работы   является обязательным,   то   формирование   ИОТ   является   рекомендованной.   Ее   форма может быть разной в зависимости от решаемых задач. Алгоритм разработки ИОТ: 1.коллегиальное   определение   детей   с   особыми   образовательными потребностями (на основании данных мониторинга). 2.в ходе обсуждения мониторинга определяются проблемные области в развитии ребенка, определяются области успеха на которые можно опереться в дальнейшей работе. Результаты заносятся в «Индивидуальную карту развития ребенка», которая состоит из разделов: ­диагностический паспорт ­индивидуального образовательного маршрута В   разработке   и   реализации   ИОТ   обязательное   участие   принимают родители. Они сообщают педагогам динамику развития ребенка. «Диагностический паспорт» Проблемные зоны  развития Достижения и успехи Итоговые данные Данные для  дополнительного  диагностического  уточнения Выводы: направления и задачи педагогического взаимодействия с ребенком «Индивидуальный образовательный маршрут» Содержание работы  специалиста Задачи Могут быть  организованы по  ОО, проблемам  развития Условия  сопровождения  ребенка в  деятельности Наиболее  эффективные и  результативные  методы и приемы  взаимодействия с  конкретным ребенком Коррекция ИОТ, итоги  реализации Фиксируется успешность  реализации поставленных  задач, вносится  необходимая коррекция. Система форм  организации  взаимодействия с  ребенком (конкретные игры, упражнения с  дальнейшим  усложнением) Методические рекомендации, на которые необходимо опираться реализуя принцип   индивидуализации   и   дифференциации   при   планировании образовательного процесса: ­признание и уважение права ребенка быть уникальным (единственным, не таким как все) ­гармоничное   включения   каждого   ребенка   по   мере   его   опыта, способностей, интересов  в общее дело ­проектирование   индивидуализации   на   различных   уровнях,   с ориентировкой не только на трудности ребенка, но и на его достижения ­учет   разных   оснований   для   проектирования   индивидуально­ дифференцированного подхода ­учет своеобразия индивидуальных проявлений детей ­гибкость и постоянство в процессе осуществления индивидуализации ­единство взглядов на проблему Определенную роль в учебной деятельности и поведении ученика играют также   его   темперамент,   интересы,   склонности,   способности,   характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношений с учителем, учащимися, положение в классном коллективе, состояния здоровья ,настроение. Необходимо   учитывать   некоторые   возрастные   особенности   учащихся начальных классов, в частности их ситуативность, динамичность психических состояний, зависимость обучаемости и податливости воспитательным  влияниям от характера учебной деятельности и поведения, их оценки учителем, учащихся класса   и   самим   учеником;   от   самочувствия   ребёнка   детского   и   младшего подросткового возрастов.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018