Учимся мыслить креативно для 2-4 классов12

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие12.docx

Занятие 4.3  Фантограмма

 

 

Оборудование: таблица на доске, карточки с буквами, карточки с приёмами фантазирования и характеристиками объекта.

 

1. Игра «Координаты»

 

На доске изображена таблица, в каждой ячейке которой находится карточка, на обратной стороне некоторых из них записаны буквы слова «фантограмма» (рис. 1.). Учащиеся поочерёдно называют координаты различных клеток (аналогично игре «Морской бой», например: 2–Б, 5–Г, 1–Д), учитель переворачивает соответствующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все буквы не будут открыты (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Упражнение «Знакомимся с приёмом «Фантограмма»

 

Учитель предлагает учащимся прочитать полученное слово и догадаться, что оно обозначает.

 

– Давайте попробуем вместе разобраться. Это слово состоит из двух частей. Первая часть «фанто-» – это сокращение слова …

 

– … (Фантазия, фантастический.)

 

– Какие слова со второй частью вам известны?

 

– …(Орфограмма, телеграмма, кардиограмма.)

 

– Что может обозначать «-грамма»?

 

– …(«Запись», «написанное» (в переводе с греческого).)

 

Значит, «фантограмма» – это «фантастическая запись». При помощи фантограммы мы сегодня будем учиться придумывать фантастические объекты и истории.

 

Но для этого клетки в таблице должны иметь названия…

 

Учитель прикрепляет карточки по горизонтали.

 

1. Объект.

 

2. Признаки / свойства.

 

3. Части объекта.

 

4. Среда обитания / месторасположение.

 

5. Питание / источник энергии.

 

6. Способ передвижения.

 

Если учащиеся знакомы с понятиями «система», «подсистема», «надсистема», то можно использовать их (соответственно № 1, 3, 4).

 

Затем по вертикали прикрепляются карточки с изученными приёмами фантазирования:

 

A. Оживление.

 

Б. Увеличение уменьшение.

 

B. Ускорение замедление.

 

Г. Дробление объединение.

 

Д. Наоборот.

 

Далее выбираются 1–2 различных объекта, характеристики которых кратко называются. Например:

 

1. Мыши.

 

2. Шустрые, мелкие, грызуны…

 

3. Голова, туловище, лапки, хвост…

 

4. В поле, в лесу, на чердаке…

 

5. Семена, зерно…

 

6. Бегают, лазают…

 

Или:

 

1. Облака.

 

2. Пушистые, дымчатые, изменчивые…

 

3. Капельки воды.

 

4. «На небе» (высоко в атмосфере).

 

5. Ветер (потоки воздуха).

 

6. «Летят» («бегут», «парят»)…

 

Или:

 

1. Плот.

 

2. Деревянный, квадратный, самодельный…

 

3. Брёвна, крепления…

 

4. Река, озеро…

 

5. Течение.

 

6. Плывёт, перевозит…

 

После чего учитель называет одну из характеристик объекта и приём фантазирования (желательно выборочно, подбирая наиболее интересные сочетания), а учащиеся придумывают соответствующие изменения и последствия.

 

При этом варианты предъявления задания могут быть различными.

 

Например:

 

Хвост мыши и приём «оживление»? Среда обитания мышей и приём «уменьшение»? Свойство «грызуны» и приём «ускорение»? Способ питания мышей и приём «наоборот»? Способ передвижения мышей и приём «объединение»?

 

Или:

 

Опишите, что произойдёт, если облака станут зеркальными? твёрдыми? колючими? Как вы представляете «прыгающие облака»? облака со свойствами радуги? подземные облака?

 

Или:

 

Придумайте плот для клетки с координатами 1 – Д (2 – Г, 3 – А, 4 – Б, 6 – В).

 

Возможен вариант, когда приём фантазирования применяется только к одной из характеристик, а затем соответственно описываются и другие изменения. Например: «Если мыши станут размером с гору (приём «увеличение») – как они будут питаться? передвигаться? где будут жить?», «Облака превратились в домашних питомцев (приёмы «оживление», «уменьшение») – как их кормить? выгуливать? где содержать? какую пользу они будут приносить?»; «Использовали приём «ускорение» и получили реактивный плот – из каких частей он состоит? что служит источником энергии? для чего применяется? где находится?» и т. п.

 

3. Эрудитка «Волшебный предмет»

 

Учитель сообщает:

 

– Изменения в сказках обычно происходят не сами по себе, а когда сказочный герой использует волшебные предметы. Например, Карик и Валя стали размером с насекомых, когда выпили уменьшающую жидкость профессора Енотова; чтобы стать смелым, нужно было проглотить волшебные пилюли из жёлтого чемоданчика; чтобы вызвать джинна, нужно потереть лампу Аладдина; а чтобы позвать Летучих Обезьян, нужно приказать Золотой шапке…

 

Затем учитель называет различные сказочные ситуации, учащимся необходимо назвать, какой волшебный предмет может помочь сказочному герою.

 

Примеры ситуаций:

 

• Какой предмет может перенести героя сказки через горы и леса? (Ковёр-самолет)

 

• Какой предмет показывает сказочному герою путь? (Волшебный клубок, пёрышко)

 

• Какой предмет заставит всех вокруг плясать? (Гусли-самогуды, рожок)

 

• Какой предмет поможет победить Чудо-юдо? (Меч-кладенец)

 

• Какой предмет может помочь узнать, что делается на белом свете? (Наливное яблоко на золотом блюдечке, волшебное зеркальце, волшебная книга)

 

• Какой предмет может помочь оживить мёртвого? (Живая вода)

 

• Какой предмет делает невидимым? (Шапка-невидимка)

 

• Какие предметы преграждают путь преследователю? (Гребешок, полотенце)

 

• Какой предмет возвращает молодость? (Молодильные яблоки)

 

• Какой предмет исполняет желания? (Волшебная палочка, волшебное кольцо)

 

Упражнение может быть организовано в виде соревнования между командами.

 

4. Упражнение «Придумываем сказку»

 

При помощи фантограммы каждой группе необходимо придумать необычный объект и описать его приключения. Желательно, чтобы изменение свойств объекта «обосновывалось» использованием соответствующих волшебных предметов.

 

Возможен вариант, когда определяется место действия (например: «волшебный лес», «волшебное озеро», «волшебный магазин», «волшебный планетарий» и др.), совместно обсуждаются объекты возможных изменений, а затем каждая группа выбирает один объект для фантазирования.

 

Подведение итогов может быть организовано в виде коллективного рассказа.

 

5. Подведение итогов занятия

 

Рекомендуется на фантограмме отметить ячейки, которые соответствуют придуманным сюжетам. Затем учитель предлагает учащимся сделать вывод об эффективности использования фантограммы для активизации воображения (пустые ячейки могут «подсказать» идею для придумывания сказки для занятия – творческого отчёта).