Учимся мыслить креативно для 2-4 классов15

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие15.docx

Занятие 5.3  Противоречия в ситуациях

 

 

Оборудование: рисунок с иллюстрацией к сказке «Дочь-семилетка».

 

1. Игра «Да-нетка»

 

Учитель для отгадывания предлагает ситуации, учащимся надо найти им объяснение, задавая такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

 

При этом на данном занятии используются только те ситуации, условие которых ориентирует на стереотипное восприятие, а решение предполагает преодоление психологической инерции.

 

Желательно построить работу следующим образом: предложить учащимся для отгадывания подряд 3–4 различные ситуации, причём время решения каждой загадки ограничить (не более минуты, чтобы учащиеся не успели отгадать), после чего провести анализ: что было общего во всех ситуациях, почему не получилось их отгадать?

 

В процессе обсуждения делается вывод, что все загадки содержали противоречие («Такого не может быть!»), и это противоречие следует назвать. Например: «Машина не сможет проехать, если дерево растёт посередине дороги», «Нельзя быть под дождём без прикрытия и не замочить волосы», «Невозможно лететь, если в самолёте нет горючего» и т. д.

 

Далее анализируется, в каком случае данное противоречие могло бы быть устранено. Например, «Если дерево маленькое, только показалось из земли», «Если человек лысый, волос на голове нет», «Если самолёт находится на земле, ещё не взлетел» и т. д. (это и есть ответы задач).

 

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать, почему такие «простые» задачи учащиеся не смогли сразу решить.

 

Возможные варианты ответа: об этом не подумали; условие специально было сформулировано так, что ситуация воспринималась как нереальная; стали думать о другом; сами себе усложнили задачу.

 

В упражнении могут быть использованы следующие задачи на психологическую инерцию (в скобках даны ответы):

 

• По узкой горной дороге ехала машина, вдруг у водителя замерло сердце: за поворотом он увидел дуб, который рос посередине дороги. Что делать? Свернуть некуда: справа скала, слева – пропасть. Как быть? (Ехать прямо, дуб ещё маленький, только пробился сквозь асфальт.)

 

• Был ужасный дождь, человек не взял с собой ни куртки, ни шляпы, ни зонта. Когда он пришёл домой, то вода с него стекала ручьями, однако ни один волос на его голове не промок. Как такое может быть? (Мужчина был лысым.)

 

• Лётчик сообщил по радио: «В баках самолёта нет ни капли горючего!» Диспетчер ответил: «Держитесь! Мы постараемся вам помочь!» Объясните, как удалось избежать аварии. (Самолёт ещё не взлетел.)

 

• К реке одновременно подошли два человека. Как им перебраться на противоположный берег, если имеется только одноместная лодка и вокруг никого? (По очереди, поскольку они подошли к разным берегам реки.)

 

• В равнинах Дикого Запада есть одноколейная железная дорога, которая проходит в тоннеле сквозь гору. Внутри тоннеля никаких развилок, конечно, нет. Однажды ровно в два часа два поезда въехали в тоннель с противоположных сторон и спустя некоторое время благополучно выехали из него. Как такое могло быть? (Один поезд въехал в тоннель в два часа ночи, а второй – в два часа дня.)

 

• Девочка уронила печенье в чашку с какао, но печенье не намокло. Почему? (В чашке был сухой какао-порошок.)

 

• Грузовик мчался с большой скоростью, вдруг на дорогу выскочила собака. Грузовик свернул в сторону и врезался в яблоню. Хотя удар был очень сильным, ни одного яблока и ни одного листочка не упало с дерева. Как такое может быть? (Действие происходило зимой.)

 

• Скрипач нёс музыкальный инструмент своему другу, тоже музыканту. Переходя дорогу, он случайно уронил футляр с инструментом, и трамвай его переехал. Когда опечаленный скрипач рассматривал обломки инструмента, то увидел, что ни одна струна не порвалась. Как такое могло быть? (В футляре лежала флейта.)

 

• У девушки не было при себе водительских прав. Она не остановилась перед шлагбаумом железнодорожного переезда, хотя тот был опущен, затем, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась только через три квартала. Всё это видел милиционер, но он её не оштрафовал. Почему? (Девушка шла пешком.)

 

• Ветер – породистый жеребец, чемпион многочисленных скачек. Длина его привязи – 10 метров, расстояние до стога сена 15 метров. Однако Ветер за ночь съел всё сено. Как ему это удалось? (Он не был привязан.)

 

2. Упражнение «Как такое может быть?»

 

Учитель предлагает учащимся найти объяснение ситуациям с противоречиями. Например: камень бросили в воду, но он не утонул (была зима); наступила ночь, но было светло (это была белая ночь); бумага попала в огонь, но не сгорела (она находилась в металлической коробке); воздушный шарик прокололи иголкой, но он не лопнул (шарик был сдутым); кот заметил на полу мышку, но не побежал за ней (мышка была компьютерная); человек взял книгу, но не смог прочитать ни одной строчки (книга была на иностранном языке, или это был ребёнок); дети увидели большого змея, но не испугались (это был воздушный змей) и др.

 

Кроме того, можно предложить учащимся придумать свои ситуации, в которых содержится противоречие, и объяснить их. Наиболее интересные ситуации записываются в Летопись.

 

3. Рисование с противоречиями

 

Предлагается изобразить заданный объект так, чтобы он одновременно на рисунке был и не был.

 

Желательно использовать объекты из рассмотренных «да-неток», например: «Нарисуйте машину так, чтобы машины не было», «Нарисуйте дерево, чтобы оно было и в то же время его не было», «Изобразите дождь, не рисуя его», «Нарисуйте самолёт так, чтобы изображения самолёта не было» и т. д.

 

Учитель может предложить для рисования один сюжет или несколько на выбор. При подведении итогов рисунки демонстрируются на доске и обсуждаются способы разрешения противоречий с точки зрения оригинальности.

 

Если рассматривалось несколько сюжетов, желательно сравнить, какие варианты были использованы в каждом случае и возможно ли перенесение данного способа на другой сюжет. Например, если на рисунке «Дождь есть – дождя нет» нарисована лужа, то на рисунке «Дерево есть – дерева нет» аналогично можно изобразить пень и т. д.

 

Наиболее интересные рисунки размещаются в Летописи.

 

4. Решение проблемных ситуаций

 

Учитель сообщает, что такие хитрые загадки нередко встречаются в сказках. Например, в русской народной сказке «Дочь-семилетка» царь приказал, чтобы дочь бедняка прибыла к нему во дворец «ни голая, ни одетая; ни пешком, ни на лошади; ни с гостинцем, ни без подарочка». Девочка придумала, как можно это сделать: на себя набросила сеть, села верхом на зайца, а в подарок дала перепёлку, которую тут же отпустила (на доске или на экране учитель может продемонстрировать соответствующее изображение).

 

Учитель предлагает учащимся придумать другие решения загадок.

 

Каждая группа учащихся получает название одной из ситуаций, необходимо придумать несколько разных вариантов решения.

 

Примеры ответов учащихся:

 

– «ни голая, ни одетая»: сделать одежду из травы (из перьев, из ракушек…), надеть только шляпку (носки, перчатки…), нарисовать платье на коже, перепутать предметы одежды (брюки надеть на руки, а лапти на голову) и др.;

 

– «ни пешком, ни на лошади»: ехать верхом на собаке (на гусе, на поросёнке), на метле (в корыте, на санках), идти на ходулях, рядом с лошадью, запрыгивать на неё и спрыгивать с неё и др.;

 

– «ни с гостинцем, ни без подарочка»: подарить завянувшие цветы (разбитую вазу, порванную фотографию, рисунок на песке), показать подарок и бросить его в воду и др.

 

Наиболее интересные решения записываются в Летопись.

 

5. Упражнение «Необычные движения»

 

Учитель предлагает учащимся выполнить различные действия типа «двигаться и не двигаться», «стоять и не стоять», «приседать и не приседать», «смотреть и не смотреть», «хлопать и не хлопать», «поворачиваться и не поворачиваться», «прыгать и не прыгать» и т. д.

 

Во время выполнения упражнений учитель обращает внимание на оригинальность способов выполнения задания.

 

6. Упражнение «Хитрые загадки» Учитель сообщает:

 

– Хитрые загадки в сказках встречаются не очень часто, но можно научиться их придумывать самостоятельно. Для этого вначале нужно выбрать пару противоположных признаков, например «вкусный – невкусный»; затем – объект, к которому эти признаки могут относиться, например «пирог»; потом нужно придумать сказочную ситуацию, в которой надо решить такую загадку. Например: «Заблудилась Алёнушка и вышла к избушке на курьих ножках. А злая Баба-яга ей говорит: «Испечёшь для меня пирог – отпущу, не сможешь – съем тебя. Только пирог должен быть вкусным, потому что я сладкое люблю, и невкусным, чтобы злость не пропала, я же Баба-яга!» Как Алёнушке выполнить это задание?» Или возьмём другую пару противоположных признаков – «высокий – низкий», объект – «полёт», ситуацию: «Малыш и щенок захотели, чтобы Карлсон с ними полетал. Только Малыш хочет лететь на большой высоте, а щенок – на маленькой. Как быть Карлсону?»

 

Решение этих задач можно предложить по группам: мальчики решают задачи про Алёнушку, девочки – про Карлсона. При подведении итогов ответы групп можно дополнять.

 

Например: сделать сладкий пирог с червяками и пиявками; испечь пирог, который быстро портится; вкусный пирог посыпать золой; приготовить много вкусных пирогов, чтобы Баба-яга ими объелась; сделать пирог из сырого теста и обмазать его вареньем и др. Или: покатать друзей по очереди, чередовать подъёмы и спуски, летать высоко, но над крышами; лететь низко на далёкое расстояние, а Малыша посадить боком, и др.

 

Затем класс делится на несколько групп, каждая из которых придумывает хитрую загадку (по плану: противоположные признаки, объект, сюжет) и несколько отгадок на неё.

 

Учащиеся могут выбирать противоположные признаки самостоятельно, или их предлагает учитель.

 

Возможные пары противоположных признаков: чёрный – белый, весёлый – грустный, трудный – лёгкий, горячий – холодный, высокий – низкий, быстрый – медленный, мокрый – сухой, большой – маленький, открытый – закрытый, новый – старый, крепкий – хрупкий, длинный – короткий и др.

 

По окончании работы каждая группа предлагает свою загадку классу и после выслушивания ответов свои варианты решения.

 

Наиболее интересные загадки вместе с решениями записываются в Летопись.

 

7. Подведение итогов занятия

 

Желательно, чтобы содержание вопросов рефлексии было связано с темой занятия, например: «Можно ли про сегодняшнее занятие сказать так: «Мы и учились и не учились. Почему?», «Можно ли сказать так: «Мы в классе сегодня были и не были?», «Как вы можете объяснить, что занятие сейчас закончится и не закончится?» и др.