Занятие 6.3 Системный оператор
Оборудование: рисунки с изображениями кареты, автомобиля, летающей тарелки, берёзы; схема системного оператора.
1. Игра «Шифровка»
Учитель сообщает, что на занятии учащиеся познакомятся со стихотворением, но сначала нужно отгадать его название.
На доске или на экране демонстрируется зашифрованная запись:
Желательно, чтобы учащиеся отгадывали слова не по отдельным буквам (это не «Поле Чудес»!), а старались называть их полностью, т. е. учащимся самим нужно догадаться, какие могут быть пропущены буквы в словах, что обозначают стрелки между буквами, какая связь может быть между словами, чтобы к ним относились предлоги «от» и «до».
Если загадка вызывает трудности, можно дать подсказку: записать в средние клетки букву А.
(Ответ: «От кареты до ракеты».)
2. Обсуждение «Это чудо или нет?»
Учитель предлагает учащимся предположить по названию, о чём может рассказываться в стихотворении С. Михалкова, затем читает его (в сокращении):
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришёл двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин…
Корабли такими были –
Как игрушечные, плыли.
Плыли месяц, плыли год…
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет…
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год…
Появился самолёт!
В кресло сел, завтрак съел.
Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это –
Кругосветная ракета!
От кареты до ракет!
Это чудо или нет?
Вопрос автора переадресовывается учащимся. При этом контрольного ответа нет, принимаются все аргументированные мнения. Вместе с тем можно предложить учащимся назвать и другие «чудеса», которые нас сегодня окружают, и объяснить, что в них чудесного с точки зрения человека из прошлого.
3. Упражнение «Знакомимся с системным оператором» На доске или на экране демонстрируется схема системного оператора (пустая, без надписей):
Учитель сообщает:
– В прошлом люди ездили на каретах, сейчас – на машинах, в будущем, возможно, будут перемещаться на аэромобилях, похожих на летающие тарелки… (соответствующие изображения прикрепляются к доске или отображаются на экране).
– Значит, система «машина» в прошлом называлась «карета», а в будущем может получить название «аэромобиль»… (на схеме учитель делает или отображает соответствующие надписи).
– А почему системы изменяются? Чем были неудобны кареты? Почему изобрели автомобиль?
– …
Вариант ответа: карета не могла самостоятельно приходить в движение, роль двигателя выполняли лошади, которых нужно было содержать; скорость была небольшая, а места упряжка занимала много и др.
– А какие проблемы есть у современных машин, почему сейчас их продолжают совершенствовать?
– …
Вариант ответа: выхлопные газы загрязняют воздух, скопление машин образует пробки, нередко происходят аварии и др.
– Как вы думаете, если на смену автомобилям придут летающие тарелки, будет ли в этом что-нибудь плохое, или всё полностью станет хорошо?
– …
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что процесс развития не останавливается, так как в любом объекте есть что-то хорошее и что-то плохое, что следует изменять.
– В процессе развития изменяется не только название и внешний вид системы, но и её составные части и местонахождение, т. е. подсистемы и надсистемы… (на схеме учитель делает или отображает соответствующие надписи).
Пример заполненной схемы:
– Сравните, что общего и какими подсистемами различаются карета и машина? машина и аэромобиль?
– …
– Какие надсистемы были у кареты?
– …
– Какие надсистемы исчезли или, наоборот, появились, когда изобрели машины?
– …
– Какие надсистемы могут появиться у аэромобилей?
– …
– Мы сейчас обсуждали систему «машина» при помощи схемы, которая называется «системный оператор». Системный оператор помогает упорядочить, или систематизировать, знания. Давайте вспомним всё, что мы говорили, и составим связный рассказ о машине.
Описание всегда начинается с названия системы и её предназначения, затем говорится о её основных подсистемах и надсистемах, после этого рассказывается о том, какой была система в прошлом, о её подсистемах и надсистемах и в конце делают предположения, какой может стать система в будущем, какие у неё будут подсистемы и надсистемы.
В данной последовательности составляется коллективный рассказ, учитель может указывать соответствующие экраны.
4. Упражнение «Работаем с «пятиэкранкой»
Учитель сообщает:
– Системный оператор может быть сокращённым, и тогда из «девятиэкранки» он превращается в «пятиэкранку»… (учитель стирает с доски или убирает с экрана «лишние» экраны).
В этом случае план рассказа состоит из следующих пунктов (на схеме соответственно проставляются номера):
1. Название, назначение системы.
2. Основные подсистемы и их назначение.
3. Основные надсистемы.
4. Какой была система в прошлом? Чем она не устраивала?
5. Что хотелось бы изменить сейчас? Какой может быть система в будущем?
Пример заполненной схемы:
Затем каждая группа получает название одного из современных технических средств, нужно составить о нём рассказ.
Примеры объектов: компьютер, мобильный телефон, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, DVD-проигрыватель, плеер, ксерокс, принтер.
В случае если учащиеся затрудняются назвать систему в прошлом, следует предложить уточнить назначение объекта и подумать, как данную функцию люди реализовали раньше.
При подведении итогов группы рассказывают о заданном объекте, рассказы оцениваются с точки зрения соответствия предложенному плану и развёрнутости описания, учитель или другие учащиеся могут корректировать и дополнять ответы групп.
5. Упражнение «Описываем объекты»
Учитель предлагает учащимся описать любой объект по плану. При подведении итогов оценивается соответствие плану и полнота описания. Наиболее интересные рассказы записываются в Летопись.
6. Упражнение «Путешествие» по системному оператору»
Учитель читает стихотворение Р. Сефа «Чудо»:
Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда –
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«Посуда»,
Возле дома
Номер три…
Учитель предлагает учащимся предположить:
– Как вы думаете, о каком чуде идёт речь? Что это может быть?
– …
– А вот как заканчивается стихотворение:
Сквозь асфальт
У перекрёстка
Пробивается
Берёзка.
Почему обыкновенную берёзу автор назвал чудом?
– …
– По этому стихотворению снят мультфильм, в котором действие происходит в отдалённом будущем: мы видим супертехнологичный город, сверхскоростные средства передвижения, обилие автоматики и электроники и от всего этого веет каким-то металлом и холодом… Почему именно такое окружение выбрали для берёзки?
– …
– Значит, нам показали такое будущее, когда кругом будут только машины и автоматы и живое растение станет чудом…
Опишите, что будет на других экранах, если берёзку поместить в будущее… (учитель помещает изображение берёзы на «пятиэкранке»).
– …
– А если берёза станет настоящим? Как это может быть? Что будет в этом случае на остальных экранах?
– …
– А может ли одна берёзка быть подсистемой? Что тогда будет системой?
– …
А для какой системы берёза может быть надсистемой?
– …
В конце делается вывод, что одна и та же система может быть рассмотрена с различных точек зрения и тогда соответственно изменяется содержание и остальных экранов.
7. Подведение итогов занятия
Учитель сообщает, что чудом может быть и техническая новинка, и природное явление, если умеешь удивляться, и читает стихотворение В. Шефнера:
Не привыкайте к небесам, тянитесь к ним, тянитесь!
Не привыкайте к чудесам, дивитесь им, дивитесь!
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье,
Всё будет так и всё не так через одно мгновенье…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.