Учимся мыслить креативно для 2-4 классов20

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие20.docx

Занятие 6.3  Системный оператор

 

 

Оборудование: рисунки с изображениями кареты, автомобиля, летающей тарелки, берёзы; схема системного оператора.

 

1. Игра «Шифровка»

 

Учитель сообщает, что на занятии учащиеся познакомятся со стихотворением, но сначала нужно отгадать его название.

 

На доске или на экране демонстрируется зашифрованная запись:

 

 

 

 

 

 

 

 

Желательно, чтобы учащиеся отгадывали слова не по отдельным буквам (это не «Поле Чудес»!), а старались называть их полностью, т. е. учащимся самим нужно догадаться, какие могут быть пропущены буквы в словах, что обозначают стрелки между буквами, какая связь может быть между словами, чтобы к ним относились предлоги «от» и «до».

 

Если загадка вызывает трудности, можно дать подсказку: записать в средние клетки букву А.

 

(Ответ: «От кареты до ракеты».)

 

2. Обсуждение «Это чудо или нет?»

 

Учитель предлагает учащимся предположить по названию, о чём может рассказываться в стихотворении С. Михалкова, затем читает его (в сокращении):

 

                               Люди ездили по свету,

                               Усадив себя в карету.

                               Но пришёл двадцатый век –

                               Сел в машину человек.

                               Тут пошло такое дело!

                               В городах затарахтело.

                               Шум моторов, шорох шин –

                               Мчатся тысячи машин…

                               Корабли такими были –

                               Как игрушечные, плыли.

                               Плыли месяц, плыли год…

                               Появился пароход!

                               А сегодня в океаны

                               Выплывают великаны.

                               Удивляет белый свет

                               Быстрота морских ракет…

                               Лишь одним ветрам послушный,

                               Поднимался шар воздушный.

                               Человек умел мечтать,

                               Человек хотел летать!

                               Миновал за годом год…

                               Появился самолёт!

                               В кресло сел, завтрак съел.

                               Что такое? Прилетел!

                               Ну, а это, ну, а это –

                               Кругосветная ракета!

                               От кареты до ракет!

                               Это чудо или нет?

 

Вопрос автора переадресовывается учащимся. При этом контрольного ответа нет, принимаются все аргументированные мнения. Вместе с тем можно предложить учащимся назвать и другие «чудеса», которые нас сегодня окружают, и объяснить, что в них чудесного с точки зрения человека из прошлого.

 

3. Упражнение «Знакомимся с системным оператором» На доске или на экране демонстрируется схема системного оператора (пустая, без надписей):

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель сообщает:

 

– В прошлом люди ездили на каретах, сейчас – на машинах, в будущем, возможно, будут перемещаться на аэромобилях, похожих на летающие тарелки… (соответствующие изображения прикрепляются к доске или отображаются на экране).

 

– Значит, система «машина» в прошлом называлась «карета», а в будущем может получить название «аэромобиль»… (на схеме учитель делает или отображает соответствующие надписи).

 

 

 

 

 

 

 

 

– А почему системы изменяются? Чем были неудобны кареты? Почему изобрели автомобиль?

 

– …

 

Вариант ответа: карета не могла самостоятельно приходить в движение, роль двигателя выполняли лошади, которых нужно было содержать; скорость была небольшая, а места упряжка занимала много и др.

 

– А какие проблемы есть у современных машин, почему сейчас их продолжают совершенствовать?

 

– …

 

Вариант ответа: выхлопные газы загрязняют воздух, скопление машин образует пробки, нередко происходят аварии и др.

 

– Как вы думаете, если на смену автомобилям придут летающие тарелки, будет ли в этом что-нибудь плохое, или всё полностью станет хорошо?

 

– …

 

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что процесс развития не останавливается, так как в любом объекте есть что-то хорошее и что-то плохое, что следует изменять.

 

– В процессе развития изменяется не только название и внешний вид системы, но и её составные части и местонахождение, т. е. подсистемы и надсистемы… (на схеме учитель делает или отображает соответствующие надписи).

 

Пример заполненной схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

– Сравните, что общего и какими подсистемами различаются карета и машина? машина и аэромобиль?

 

– …

 

– Какие надсистемы были у кареты?

 

– …

 

– Какие надсистемы исчезли или, наоборот, появились, когда изобрели машины?

 

– …

 

– Какие надсистемы могут появиться у аэромобилей?

 

– …

 

– Мы сейчас обсуждали систему «машина» при помощи схемы, которая называется «системный оператор». Системный оператор помогает упорядочить, или систематизировать, знания. Давайте вспомним всё, что мы говорили, и составим связный рассказ о машине.

 

Описание всегда начинается с названия системы и её предназначения, затем говорится о её основных подсистемах и надсистемах, после этого рассказывается о том, какой была система в прошлом, о её подсистемах и надсистемах и в конце делают предположения, какой может стать система в будущем, какие у неё будут подсистемы и надсистемы.

 

В данной последовательности составляется коллективный рассказ, учитель может указывать соответствующие экраны.

 

4. Упражнение «Работаем с «пятиэкранкой»

 

Учитель сообщает:

 

– Системный оператор может быть сокращённым, и тогда из «девятиэкранки» он превращается в «пятиэкранку»… (учитель стирает с доски или убирает с экрана «лишние» экраны).

 

В этом случае план рассказа состоит из следующих пунктов (на схеме соответственно проставляются номера):

 

1. Название, назначение системы.

 

2. Основные подсистемы и их назначение.

 

3. Основные надсистемы.

 

4. Какой была система в прошлом? Чем она не устраивала?

 

5. Что хотелось бы изменить сейчас? Какой может быть система в будущем?

 

Пример заполненной схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем каждая группа получает название одного из современных технических средств, нужно составить о нём рассказ.

 

Примеры объектов: компьютер, мобильный телефон, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, DVD-проигрыватель, плеер, ксерокс, принтер.

 

В случае если учащиеся затрудняются назвать систему в прошлом, следует предложить уточнить назначение объекта и подумать, как данную функцию люди реализовали раньше.

 

При подведении итогов группы рассказывают о заданном объекте, рассказы оцениваются с точки зрения соответствия предложенному плану и развёрнутости описания, учитель или другие учащиеся могут корректировать и дополнять ответы групп.

 

5. Упражнение «Описываем объекты»

 

Учитель предлагает учащимся описать любой объект по плану. При подведении итогов оценивается соответствие плану и полнота описания. Наиболее интересные рассказы записываются в Летопись.

 

6. Упражнение «Путешествие» по системному оператору»

 

Учитель читает стихотворение Р. Сефа «Чудо»:

 

                               Ты ещё

                               Не видел

                               Чуда?

                               Никогда

                               Не видел

                               Чуда?

                               Вот беда –

                               Не видел чуда!

                               Так сходи

                               И посмотри.

                               Ты увидишь

                               Просто чудо,

                               Удивительное

                               Чудо:

                               Там,

                               Где магазин

                               «Посуда»,

                               Возле дома

                               Номер три…

 

Учитель предлагает учащимся предположить:

 

– Как вы думаете, о каком чуде идёт речь? Что это может быть?

 

– …

 

– А вот как заканчивается стихотворение:

 

                               Сквозь асфальт

                               У перекрёстка

                               Пробивается

                               Берёзка.

 

Почему обыкновенную берёзу автор назвал чудом?

 

– …

 

– По этому стихотворению снят мультфильм, в котором действие происходит в отдалённом будущем: мы видим супертехнологичный город, сверхскоростные средства передвижения, обилие автоматики и электроники и от всего этого веет каким-то металлом и холодом… Почему именно такое окружение выбрали для берёзки?

 

– …

 

– Значит, нам показали такое будущее, когда кругом будут только машины и автоматы и живое растение станет чудом…

 

Опишите, что будет на других экранах, если берёзку поместить в будущее… (учитель помещает изображение берёзы на «пятиэкранке»).

 

– …

 

– А если берёза станет настоящим? Как это может быть? Что будет в этом случае на остальных экранах?

 

– …

 

– А может ли одна берёзка быть подсистемой? Что тогда будет системой?

 

– …

 

А для какой системы берёза может быть надсистемой?

 

– …

 

В конце делается вывод, что одна и та же система может быть рассмотрена с различных точек зрения и тогда соответственно изменяется содержание и остальных экранов.

 

7. Подведение итогов занятия

 

Учитель сообщает, что чудом может быть и техническая новинка, и природное явление, если умеешь удивляться, и читает стихотворение В. Шефнера:

 

                               Не привыкайте к небесам, тянитесь к ним, тянитесь!

                               Не привыкайте к чудесам, дивитесь им, дивитесь!

                               За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье,

                               Всё будет так и всё не так через одно мгновенье…