Учимся мыслить креативно для 2-4 классов23

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие23.docx

Занятие 7.2

 

Метод Робинзона

 

 

Оборудование: рисунки с изображениями Робинзона Крузо, рисунки с изображениями головных уборов.

 

1. Игра «Колпак мой треугольный»

 

Учитель предлагает учащимся разучить скороговорку:

 

                               Колпак мой треугольный,

                               Треугольный мой колпак,

                               А если не треугольный,

                               То это не мой колпак.

 

Затем отдельные слова поочерёдно заменяются движениями: сначала произносится скороговорка, в которой вместо слова «колпак» рука кладётся на голову, потом на слово «мой» – руки надо приложить к груди, в следующий раз заменяется слово «треугольный» – из рук делается «домик» над головой. Таким образом, в конце почти вся скороговорка произносится про себя.

 

Игру можно провести с постепенным увеличением темпа или в виде соревнования между командами (рядами), у кого получится более слаженно рассказать и показать.

 

2. Эрудитка «Головные уборы»

 

Учитель сообщает:

 

– Нередко бывают ситуации, когда у человека может не оказаться нужных предметов и приходится придумывать, как и чем их можно заменить. Вспомним Робинзона Крузо, его история описана писателем Д. Дефо: после кораблекрушения английский моряк Робинзон оказался на необитаемом острове, где провёл 28 лет. Он смог выжить благодаря снаряжению, которое удалось спасти с корабля, а также собственной находчивости и смекалке.

 

Хорошо, что к берегу прибило корабль, на котором находились и оружие, и одежда, и посуда, и запасы еды… А если бы корабль перевозил другие предметы, например только различные головные уборы? Все ли они вам знакомы?

 

– …

 

Учитель на доске или на экране демонстрирует изображения различных видов головных уборов, как знакомых, так и малознакомых (сомбреро, цилиндр, кивер, чалма и др.), учащимся надо их назвать (при необходимости учитель даёт краткие комментарии).

 

3. Упражнение «Как помочь Робинзону?»

 

Учитель предлагает учащимся представить, что на корабле находились только головные уборы. Надо придумать, как выжить Робинзону, ведь он должен защищаться от хищников, построить жилище, ему нужны одежда, посуда, мебель, в свободное время надо найти какое-то развлечение и др.

 

Каждая группа получает название одной из «потребностей» и придумывает, как можно решить проблему, находя применение различным головным уборам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что могут быть использованы и отдельные детали (застёжки, завязки, декоративные элементы и др.).

 

При подведении итогов ответы групп можно дополнять и корректировать.

 

4. Упражнение «Шапка-невидимка»

 

Возможные вопросы для обсуждения:

 

– Бывают ещё и волшебные головные уборы, например шапка-невидимка: когда её надеваешь, тебя никто не видит, а ты всё видишь.

 

Представьте себе, что вам подарили шапку-невидимку. Как можно проверить, «работает» ли она?

 

– …(Посмотреть на отражение в зеркале, на стекле, в воде и т. п.)

 

– А если зеркала рядом нет?

 

– … (По тени, надеть и снять в людном месте – посмотреть реакцию и др.)

 

– В сказке «Два клёна» Баба-яга надела шапку-невидимку и пропала. Как её можно обнаружить?

 

– …

 

– По этой сказке сняли художественный фильм. Предложите, как можно показать Бабу-ягу в шапке-невидимке.

 

—..

 

– А как можно нарисовать иллюстрацию к сказке, чтобы было понятно, что Баба-яга есть, но она невидима?

 

– …

 

Можно предложить учащимся нарисовать портрет невидимки. Самые интересные рисунки размещаются в Летописи.

 

5. Упражнение «Где можно использовать?»

 

Учитель называет какой-либо объект, учащимся надо придумать как можно больше способов, где и для чего его можно использовать помимо прямого назначения. Упражнение можно провести в виде игры с мячом, как игру-эстафету между командами или интеллектуальный аукцион (побеждает ученик, который последним назвал ответ).

 

Возможные объекты: лампочка, карандаш, линейка, кружка, кнопки, очки, воздушный шарик, спички.

 

6. Подведение итогов занятия

 

Учитель сообщает, что Робинзон Крузо из любой затруднительной ситуации умел находить выход. Таким же качеством обладал и другой путешественник – Филиас Фогг, у которого было правило: «Используй то, что под рукою и не ищи себе другое!»

 

Учитель предлагает учащимся придумать способы, как Робинзону можно было сообщить о себе (бросить бутылку с запиской, привязать записку к лапке перелётной птицы, дать съесть рыбе, разводить костры и др.).