Учимся мыслить креативно для 2-4 классов7

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 7.docx

Занятие 2.3

 

Сочинение загадок по «действиям»

 

 

Оборудование: рисунки с изображениями Снегурочки и Снежной королевы; схемы для сочинения загадок, комплекты треугольников из бумаги или картона.

 

1. Отгадывание загадки

 

Занятие начинается с загадки:

 

 

 

Красивая, но не кукла;

 

грустная, но не Пьеро;

 

из снега, но не снеговик.

 

 

Данная загадка является «ловушкой»: если учащиеся предлагают ответ: «Снегурочка», учитель говорит: «Нет, была загадана Снежная королева»; если называют: «Снежная королева», учитель отрицает: «Нет, Снегурочка!»

 

Затем проводится обсуждение: почему не смогли отгадать загадку, ведь она составлена правильно? какие слова (признаки) нужно было назвать, чтобы не ошибиться? (черты характера, возраст и др. – т. е. признаки должны быть не случайными, а характерными, наиболее значимыми).

 

Учитель демонстрирует изображения Снегурочки и Снежной королевы, учащиеся придумывают про них загадки по характерным признакам.

 

2. Упражнение «Составляем алгоритм»

 

Учитель сообщает, что кроме загадок по «похожести» и по «признакам» бывают загадки по «действиям».

 

Учитель демонстрирует новую опорную схему и предлагает составить последовательность действий для сочинения загадки (аналогично изученным):

 

 

 

 

 

 

 

 

Например:

 

1) выбрать объект;

 

2) назвать его действия (заполнить левый столбец (ответить на вопрос «Что делает?»);

 

3) назвать объекты, выполняющие такие же действия (заполнить правый столбец, ответив на вопрос: «Что делает так же?»);

 

4) добавить слова-связки «но не»;

 

5) прочитать полученную загадку.

 

Затем учащимся предлагается сочинить загадки по действиям про Снегурочку и про Снежную королеву, опираясь на сюжеты сказок.

 

3. Упражнение «Учимся сочинять загадки»

 

Учитель сообщает:

 

– Снегурочка была добрая девочка и во всём видела только хорошее, а Снежная королева была злая, нехорошая и замечала вокруг только плохое…

 

Даже об одном и том же предмете у них будут разные мнения. Например, что скажет про мячик Снегурочка?

 

– … (С ним можно играть.)

 

– А на что обратит внимание Снежная королева?

 

– … (Он может разбить окно.)

 

– И получается, что предмет один, а загадки могут быть противоположными…

 

Каждая группа получает схему для сочинения загадки и название объектов, про которые нужно придумать загадки, исходя из заданной роли: «от лица Снегурочки» (нужно назвать положительные действия объекта: что хорошего он делает) и «от лица Снежной королевы» (назвать отрицательные действия: что плохого он делает).

 

Примеры объектов для сочинения загадок: компьютер, пылесос, дождь, снег, кот, бабочка, мел, мотоцикл, фейерверк и др.

 

Возможны варианты проведения данного этапа: каждая группа получает название одного объекта и придумывает про него две противоположные загадки либо группа получает название «роли» и несколько объектов (в этом случае в каждых двух группах должны быть одинаковые объекты).

 

При проверке оценивается соответствие загадки алгоритму и заданной ролевой ситуации. Наиболее интересные загадки записываются в Летопись.

 

4. Игра на внимание «Лёд и пламя»

 

Правила игры: когда звучит слово «лёд» – учащиеся сжимают пальцы в кулаки или потирают ладони («руки замёрзли»), когда произносят «пламя» – шевелят пальцами, изображая язычки огня.

 

Игра проводится в быстром темпе на выбывание, слова «пламя» и «лёд» чередуются в произвольном порядке.

 

5. Упражнение «Сочиняем загадки»

 

Учитель предлагает учащимся в парах или индивидуально составить загадки по «действиям» про любые объекты, при этом обращает внимание, что действия должны быть не общими, а характерными для данного объекта.

 

Наиболее оригинальные загадки записываются в Летопись.

 

6. Решение проблемных ситуаций

 

Учитель делает вывод о том, что Снегурочка и Снежная королева помогли учащимся научиться сочинять загадки, и предлагает в благодарность помочь им решить проблемы в сказках.

 

Обсуждение способов решения проблем: «Как могла Снегурочка прыгнуть через костёр, чтобы не растаять?», «Как Снежная королева могла перестать быть одинокой, не похищая Кая?» Наиболее интересные ответы записываются в Летопись.

 

7. Подведение итогов занятия

 

Учитель сообщает, что, для того чтобы освободиться из плена, Каю нужно было выложить из льдинок слово «вечность», а учащимся, чтобы закончить занятие, надо выложить из треугольников слово «звонок».

 

Каждая пара учащихся получает комплект из различных треугольников (не менее 20). При проверке выполнения задания учитывается не только скорость выполнения, но и рациональность использования фигур (чем меньше – тем лучше!) Наиболее интересные варианты заносятся (наклеиваются или перерисовываются) в Летопись.

 

 

 

Занятие – творческий отчёт

 

Учащимся предлагается придумать свои загадки про любые объекты, при этом схемы могут быть комбинированными (в одной загадке могут быть указаны и признаки, и действия объекта). Желательно, чтобы учащиеся иллюстрировали «сборники» собственными рисунками-отгадками.

 

Занятие может быть проведено в виде игры-соревнования между командами, когда учащиеся вначале демонстрируют полученные «сборники» загадок, а потом загадывают загадки друг другу.