Занятие 3.2
Синтез «да-неток»
Оборудование: лист с заданиями для работы в группе.
1. Игра «Кто-то теряет, а кто-то находит»
Учитель напоминает, что на прошлом занятии учащиеся отгадывали «да-нетку» про Золушку, которая потеряла туфельку, а нашла принца, и предлагает учащимся назвать, что или кого ещё можно потерять и найти.
Правила игры: мальчики называют «находки» (имена существительные мужского и среднего рода), девочки – «потери» (имена существительные женского рода).
Желательно, чтобы учащиеся употребляли не только конкретные, но и абстрактные имена существительные; использовали переносное значение слов. Например, можно найти – решение, покой, адрес, недостаток, счастье и др.; можно потерять – осторожность, работу, дорогу, любовь, голову и др.
Упражнение можно проводить в виде игры с мячом или эстафеты между командами.
2. Обсуждение «Поиск аналогий»
Учитель на доске или на экране демонстрирует названия различных сказок:
Андерсен Х.-К. Дюймовочка
Андерсен Х.-К. Дикие лебеди
Андерсен Х.-К. Русалочка
Андерсен Х.-К. Снежная королева
Перро Ш. Спящая красавица
Гуси-лебеди (русская народная сказка)
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (русская народная сказка)
Царевна-лягушка (русская народная сказка)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что во всех данных сказках героиня что-то или кого-то теряет, что-то или кого-то находит, и предлагает учащимся ответить, можно ли сказать, что к сюжету любой из этих сказок подходит «да-нетка»: «Она потеряла её и нашла его».
По результатам обсуждения названий сказок их можно объединить в следующие группы: сказки, к которым «да-нетка» относится полностью; к которым «да-нетка» относится частично; сказки, сюжеты которых в данной «да-нетке» не отражаются.
Возможен вариант работы, когда формулировка «да-нетки» корректируется, приводится в соответствие с сюжетом.
3. Упражнение «Редактирование «да-неток» Учитель сообщает:
– А вот перед вами «да-нетки», которые составили дошкольники. Несмотря на то что дети очень старались их придумывать, они из-за возраста не могут ещё «оторваться» от конкретных деталей, придумать загадку в общем виде, так, чтобы она подходила не к одной сказке, а к нескольким…
Ваша задача – изменить формулировки «да-неток» таким образом, чтобы они стали относиться не к одной сказке, а к нескольким с аналогичным сюжетом.
Рекомендуется групповая форма выполнения задания, все группы получают одинаковые листы с «да-нетками» для редактирования, в конце работы проводится обсуждение. Примеры «да-неток»:
– Она его снесла, и все огорчились. («Курочка Ряба»)
– Он изменил голос, и они ему открыли. («Волк и семеро козлят»)
– Она заблудилась, а потом медведь её принёс. («Маша и медведь»)
– Он убежал, и его съели. («Колобок»)
– Она вошла в чужой дом и там что-то поломала. («Три медведя»)
– Он её посадил, а вытащить сам не смог. («Репка»)
– Он стоял в поле, а его разломали. («Теремок»)
Дополнительно можно предложить учащимся назвать сказки, к которым может относиться новая, «отредактированная» «да-нетка».
4. Обсуждение «Признаки волшебной сказки»
Учитель демонстрирует названия сказок, записанные по группам: в одной – волшебные сказки, в другой – бытовые (могут быть использованы названия из предыдущих упражнений) и предлагает учащимся объяснить, по каким признакам сгруппированы сказки.
В процессе обсуждения формулируются отличительные признаки волшебных сказок: наличие добрых и/или злых волшебных сил (феи, колдуны, ведьмы, чудовища и др.), магических предметов (волшебная палочка, волшебный клубок и др.), различных превращений, необычного (таинственного) места действия и т. д. Что же касается бытовых сказок, то всё «волшебство» сводится к тому, что животные и предметы разговаривают.
5. Игра на внимание «Бывает – не бывает»
Правила игры: когда звучит название того, чего не может быть (волшебного существа, волшебного места, волшебного предмета и др.), ученики закрывают лицо руками; если называется реальный объект, опускают руки вниз.
Названия того, что бывает, и того, чего не бывает, чередуются в произвольном порядке, игра проводится в быстром темпе на выбывание.
Примеры «волшебных» слов для игры (из русского фольклора):
Баба-яга, ведьма, водяной, гусли-самогуды, жар-птица, живая вода, Змей Горыныч, избушка на курьих ножках, кикимора, ковёр-самолёт, кот Баюн, Кощей, Лихо одноглазое, меч-кладенец, молодильные яблоки, Морозко, остров Буян, русалка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, тридевять земель, тридевятое царство, Финист – Ясный Сокол, царь Горох, Чудо-юдо, шапка-невидимка.
6. Упражнение «Придумываем «да-нетки»
Учащимся предлагается придумать «да-нетки» по сюжету любой сказки, после чего класс отгадывает персонаж или название сказки. Наиболее интересные «да-нетки» записываются в Летопись.
7. Упражнение «Мы с тобою так похожи!»
На доске записываются имена сказочных героев из числа персонажей придуманных «да-неток». Необходимо назвать 2–3 признака сходства между «соседями»: первым и вторым (название первого стирается), вторым и третьим (название второго стирается) и т. д. Последнего сказочного героя сравнивают со всеми ранее названными персонажами: «Что общего есть у всех?»
8. Подведение итогов занятия
Занятие заканчивается придумыванием «да-нетки» про любой предмет в классе или в школе. Например: «Он лежал, потом писал, а в конце поменьше стал» (мел), «Его никто не видел, но все услышали» (звонок) и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.