"Учимся общаться с ребёнком"

  • docx
  • 17.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект семейной гостинной
Иконка файла материала Учимся общаться с ребёнком.docx

 «Учимся общаться с ребёнком»

Цель: Ознакомление участников с методами общения в семье; Побудить родителей делиться своим опытом семейного общения и воспитания; способствовать преодолению родителями трудностей в общении и взаимодействии с детьми.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков родителей.

2. Формирование умений слышать и слушать собеседника.

3. Развитие чувства понимания и взаимоподдержки в коллективе родителей.

Продолжительность занятия: 1 час.

Материал: бейджики на каждого участника, ручки на каждого участника, бумага, фломастеры, задания на каждого участника, магнитно-маркерная доска, мяч.

План проведения.

Ведущий предлагает родителям сыграть в игру «Европейский город» (для снятия напряжения и настрой на совместную работу) - все участники, это жители города, которые, собравшись в определённое время на городской площади, здороваются друг с другом под каждый удар городских часов (бубен). 

Один удар – здороваются ладонями, два удара – «здороваются» спинами, три удара – похлопывают по плечу.

Вступление.

« Почему важно общаться с ребёнком правильно?» - фраза записана на доске. Родители дают ответы, которые записываются.

Ведущий рассказывает родителям о значении общения с ребёнком для его развития.

 «Проблемные», «трудные», «непослушные», «дети с комплексами», «забитые» – это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Практическими психологами открыт был важный факт: оказалось, что большинство родителей, которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.

Другая часть родителей, более или менее осознает, в чем именно нуждаются их дети, пытаются вести себя иначе.

Из всего сказанного следует вывод, что родителей надо обучать способам правильного общения с ребёнком.

После того, как все родители высказались, психолог делает вывод о схожести проблем, которые возникают у родителей в общении с детьми. Давайте вместе сформулируем несколько правил эффективного общения с ребёнком, как чему необходимо следовать взрослым, чтобы правильно общаться с ребёнком.

Существуют 2 формы сообщения в общении с ребёнком:

«  Я – сообщение»,

« Ты – сообщение».

Например: используя «Ты – сообщение»

Родитель устал, он говорит ребёнку: «Ты меня утомил» - ребёнок слышит и делает вывод «Я – плохой!»;

Используя « Я – сообщение»

Родитель устал, он говорит ребёнку: «Я очень устал» - ребёнок слышит и делает вывод «Папа устал».

Уважаемые родители постарайтесь сформулировать, что слышит и как может реагировать ребёнок, когда родитель использует «Ты – сообщение» - ответы родителей; «Я – сообщение» - ответы родителей.

Ведущий, как эксперт делает общий вывод по 2 формам сообщений.

Цель « Я – высказывания» не заставить кого-то, а сообщить своё мнение, чувство, потребность.

        «Ты – высказывание» - это программирование ребёнка на всю жизнь и программирование его пессимистического сценария, «Ты всегда добиваешься своего нытьём!» или «Мама часто говорила, что в нашей семье, все женщины несчастны».

 

Чтобы конструктивно общаться с ребёнком существует схема

«Я – высказывания»:

1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица  («Я расстраиваюсь…» )

2. Говорим о причине негативного чувства,  в обобщенной форме (« Когда дети не убирают за собой игрушки после игры…»)

3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка («…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

 

Полученные знания закрепляются родителями в упражнении:

1.     «Измени Ты – сообщение», задание раздаётся на карточках, примерное содержание:

 

A.   «Ты постоянно не можешь завязать шнурки!»

B.    «С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь!»

C.   «Ты жадина, ты не поделился конфетой с сестрёнкой!»

 

Родители зачитывают получившиеся фразы.

   Ведущий: Но не редко можно услышать от взрослых такое обращение к ребенку: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь лениться…» В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят, «только, если».

Давайте подумаем, насколько Вам самим удается принимать своих детей.

2.     Упражнение «Самодиагностика родителей

Родителям предлагается закрыть глаза и вспомнить сколько раз за предыдущий день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько раз – с отрицательным (упреком, замечанием, критикой).

Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств.

Взрослые не всегда могут понять истинные чувства ребенка.

3.     Упражнение «Нарисуй чувства»

Участникам раздаются проблемные ситуации на листах двух цветов, каждый выбирает листок понравившегося цвета. До начала выполнения ситуация не обсуждается. Каждый участник,  прочитав свою ситуацию, на листе рисует «смайлик», отражающий чувства, описанные в проблемной ситуации (2 ситуации).

Проблемные ситуации:

1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её 3-х летний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

2. Мама с 5-ти летней дочкой собираются гулять; мама говорит, что нужно одеться потеплее, на улице холодно, но дочка капризничает и не хочет надевать «эту уродскую шапку».

Родители обсуждают ситуации демонстрируют свои «смайлики» и делается вывод о том, что большинство правильно считывает чувства ребёнка или у взрослых имеются затруднения.

Ведущий: Родителям предлагается сформулировать фразы по данным ситуациям используя схему: «Я-высказывания».

Ответы записываются на магнитно - маркерной доске. Выбирается максимально точная фраза.

Когда практическими действиями – показать, научить, направить ребёнка не возможно. В таких случаях лучше всего его послушать.

Следующий принцип, с которым мы с вами познакомимся, называется активное слушание – это значит «возвращать» ребёнку в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Если вы хотите послушать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, можно слегка притянуть ребенка к себе, или придвинуть свой стул к нему поближе.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует ему задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Также в беседе важно «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше помолчать. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

4.     Игровое упражнение «Мой идеальный ребенок».

Когда общаешься, всегда важно помнить, что твой собеседник хороший человек, даже если это твой разбушевавшийся малыш. Данное упражнение поможет нам это прочувствовать.

Ведущий предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребёнка  перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребёнка, но они обязательно сформируются.

Например: «У Натальи Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, всегда придумывает новые игры».

Рефлексия.

Передавая мячик, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течение сегодняшней встречи. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком? При передаче мяча старайтесь смотреть в глаза собеседнику.

Рекомендация ведущего по самообразованию родителей: «Уважаемые родители, если Вы захотите больше узнать, о правилах общения со своим ребенком, то Вы можете поближе познакомиться с книгой «Общаться с ребенком. Как?»  Ю.Б. Гиппенрейтер».

 

 

Приложение.

 

Ситуации для отработки упражнения « Я – высказывание»

( взяты из книги Ю.Б. Гиппенрейтер)

Выдаётся для заполнения участниками встречи дома

 

Ситуация

Ваше чувство

«Я-высказывание»

Ребенок шалил за столом, и, несмотря на предупреждение, пролил чай.

 

 

Ребенок собирается в детский сад, надевая грязные брюки. И отказывается надевать другие, чистые.

 

 

Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается.

 

 

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

 

 

Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта.

 

 

Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также