Цель: Создание условий для формирования понятий иумений обучающихся определять гласные и согласные в корне слова.
Задачи:
1) Формировать умение писать буквы гласных и согласных в корне слова.
2) Развивать орфографическую зоркость.
3) Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах, коллективе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, презентация; «учебник 2 класс 1 часть» («21 век »). Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий-М;
Предметные: Учить писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Метапредметные УУД:
Личностные:
1.Развивать интерес к изучению нового материала;
Регулятивные:
1.Развивать умение высказывать свое предположение;
Познавательные:
1.На основе анализа объектов делать выводы;
2.Находить ответы на вопросы.
Коммуникативные:
1. Развивать умение слушать и понимать других;
Этапы |
Содержание урока |
УУД |
I.Мотивирование к учебной деятельности |
- Прозвенел звонок и смолк Всех позвал он на урок. - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Лариса Владимировна. - Тихо сядет первый ряд, второй ряд и еще тише сядет третий ряд. - Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». - Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»? (ответы детей) - Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное. |
Л1 |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5-6 мин)
|
- Ребята, а какой сейчас идёт год? Время года? А какой месяц? День недели? А какое сегодня число? - Молодцы, верно. - Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число (Пятнадцатое ноября), классная работа. - Итак, ребята, посмотрите на слайд, прочитайте девиз нашего урока: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы понимаете смысл пословицы? (Мы каждый день узнаем что-то новое). - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. - А где получают новые знания? (В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета) - Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? (Внимательность, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие) - Кто готов владеть знаниями на уроке, покажите фонарик. 1. Минутка чистописания. - Посмотрите на картинки на экране. - Что вы видите? (укроп, зуб)
- Произнесем эти слова хором, выделяя последний звук. - Какой звук слышится в конце данных слов? ([п]) - Какая буква пишется в конце слова «укроп»? - Подберем проверочное слово. (укропа – «п») - Какой звук слышится в конце слова «зуб»? - Какая буква пишется в конце слова «зуб»? Почему? (ответы детей) -Подберем проверочное слово. (зуба- ы – «б») - Какой вывод сделаем? (мы слышим один и тот же звук, а буквы пишем разные) - Верно. - Чем интересна эта пара букв? (парные согласные) - Назовите другие парные согласные. (в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т). - Запишите буквосочетания :бп,гк -1 ряд, вф,зс- 2ряд , дт,жш- 3ряд. - Кто всё написал, покажите посадкой. 2.Словарная работа. Игра «Умники и умницы». - Все дети любят играть. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Умники и умницы» и вспомним словарные слова. - Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь через запятую с красной строки. Первое слово – с заглавной буквы. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограмму (опасное место в слове). 1. Как называется зимняя стужа? (мороз) 2. Письменная принадлежность для рисования и черчения? (тетрадь) 3. Назовите противоположное слово к слову “деревня”? (город) 4. Загадка: В теплой избе Дед - лесник Летом ходит, Зиму спит. (Медведь) - Как называются слова, которые вы записали в тетрадь?
- Чем отличаются безударные гласные в этих словах от обычных слов? (Не проверяются ударением.) - Проверим. Как записали слово «мороз»? - Проверим второе слово. (Тетрадь) - Сколько букв в данном слове? (7) - Сколько звуков? (6) Почему? (ответы детей) - Разделим слово черточками для переноса. (тет-радь) - Посмотрите на экран. Почему нельзя разделить слово так? Тетр-адь (слова переносят по слогам; букву от слога отделять нельзя) - Молодцы. - Как записали слово «город»? - На какой вопрос отвечает слово «Город»? (что?) - Что обозначает слово «город»? (крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством) - Проверим написание последнего слова (медведь) - Выделим в слове медведь корень. - Молодцы, ребята. 3. Творческое задание. - Проявите свое творчество, придумайте устно предложение или со словом «укроп», или со словом «зуб». - Послушаем некоторые из получившихся предложений. |
Л1 К1 |
III. Выявление места и причины затруднения (2-3 мин)
|
- Ребята, а как вы думаете, зачем надо учиться правильно писать? - Послушайте историю и скажите, почему так получилось? Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», - сказал товарищам Дима. – Колька принесёт». Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол - Почему так получилось?(ответы детей) - Какое правило не знал Дима? - Какой предмет имел в виду Дима? (мяч) - А какой предмет получился в записке? (меч) МЯЧ_ МЕЧ _- Что общего в этих словах? - Чем они отличаются? - Как правильно записать это слово? С м…чом – меч – с мечом С м…чом – мяч – с мячом - Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать? |
К1,
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (5-6 мин) |
- Сформулируйте тему нашего урока? - Тема нашего урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова». - Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? - Цель нашего урока: научиться писать буквы гласных и согласных в корне слова. Составление алгоритма действия. - Итак, ребята, чтобы достичь нашу цель, нужно составить план урока. - Посмотрите перед вами на слайде слова помощники. 1. Научиться…. 2. Выполнить… - Давайте составим план нашего урока. План: 1. Научиться писать буквы гласных и согласных в корне слова. 2. Выполнить упражнения на закрепление этой темы. - Итак, план урока готов. Кто готов по нему работать на уроке, покажите фонарик. |
Р1
|
|
|
|
V. Реализация построенного проекта (5-6 мин)
|
1. Работа по теме урока. - Итак, у меня для вас задание, посмотрите на слайд, перед вами загадка, вам необходимо исправить ошибки, - Прочитайте загадку Жыл у нас за стиной Беспокойный сосе.. До утра не гасил он Электрический све.. - Какие ошибки встречаются при написании слов? - Давайте их проанализируем. - Какая ошибка попущена в слове «жил»? - Как пишется это слово? Почему? (слово «жил» пишется с буквой И, т. к. жи-ши пиши с буквой и) - Какая ошибка допущена в слове стена? (безударная гласная в корне Е) - Как пишется это слово? (с буквой Е) - Почему? (потому что можно подобрать проверочное слово стены) - В каких словах нам необходимо проверить гласную в корне слова, прежде чем записать это слово? (в слове «стена») Вывод: Итак, сделаем вывод, как же можно проверить гласную букву в корне слова? Вывод: Чтобы проверить гласную букву в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово. - Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? (Бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими) - Одинаковы ли последние звуки в выделенных словах? (ответы детей) - Какой согласный звук мы слышим в конце слова сосед? Т - Какой согласный звук мы слышим в конце слова свет? Т - Можно ли проверить согласный в корне слова, прежде чем записать это его? Если да, то давайте подумаем, как? - Как? (изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звонкие звуки) - Итак, сделаем вывод, как же можно проверить согласную букву в корне слова? Вывод: Чтобы проверить согласную букву в корне слова, необходимо изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки. - Давайте еще раз прочитаем первый пункт нашего плана? - Ответили мы на него? (да) 2. Динамическая пауза. Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо... Получается на славу. - Прочитаем второй пункт нашего плана. 3. Работа в парах. - Ребята, я вам раздала карточки с заданиями. Поработайте в парах и выполните задание. Вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы. - Но помните, что при работе в парах, мы слушаем друг друга, умеем уступать, умеем договориться, быть доброжелательными и терпеливыми. Р…КА ДОРО…КА З…МА ХЛЕ… В…ЛНА ОШИ…КА Л…НЕЙКА САПО… ТР…ВА РУКА… - Проверьте свои ответы, с ответами на слайде - Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании, парного согласного в корне? - Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг, Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лёд на льды – Будешь грамотным и ты.
- Итак, ребята, ответили мы на второй пункт нашего плана? (да) 4. Физминутка. - Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки вперед. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаете, руки в стороны. Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить.тень, день, дверь, зверь, пеньки, деньки. 5. Работа в рабочей тетради. - Прочитаем второе слово? (шаг) - Как изменим слово так, чтобы ударный гласный в корне стал безударным? (шаги) - Запишите - Прочитаем следующее слово
и т. д. - Откройте свои рабочие тетради на странице 45, посмотрите на задание 1, перед вами текст, давайте его прочитаем. Наступила весна. С юга потянул тёплый ветер, нагоняя тяжёлые сизые тучи, и когда они укрыли всё небо, пошёл первый весенний дождь. Он шёл весь вечер и всю ночь. Но вот слегка посветлело. На прозрачном зеленоватом небе стали вырисовываться вершины леса. - Как проверить написание слов с подчёркнутыми буквами? (ответы детей) - Выпишите эти слова, рядом запишите проверочные слова. - Проверим, как проверочные слова у вас получились. Самостоятельная работа. - Прочтите текст на слайде. Снег укутал диревья. Дупв мохнатой шабке. На ветках бирёз белый иней. Ёлочка спряталась в сугроп. Не страшен диревьям холот и марос! - Что вы заметили? (В нём допущены орфографические ошибки). - Ошибки на какие правила допущены? (ответы детей)
Задание по вариантам: - 1-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на безударную гласную. - 2-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на написание согласной в корне слова. - Обозначьте орфограмму. - Записываем слова в строчку, через запятую. - Проверим, что у вас получилось - Какие слова выписал 1 вариант? (деревья, берез, деревьям, мороз) - Какие слова выписал 2 вариант? (дуб, шапке, сугроб, холод, мороз) - Верно, ребята, вы большие молодцы! ________________________________________________________________________________
|
Л1 Р1 П1 П2 К1
|
VI. Итог, рефлексия (1-2 мин) |
Итог - Ребята, наш урок подходит к концу. - Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться писать буквы гласных и согласных в корне слова) - Поднимите руку, если мы достигли поставленной цели. - Посмотрите на план нашего урока и хлопните столько раз, сколько пунктов плана выполнено. - В каком случае нам необходимо проверить согласную в корне слова, прежде чем записать это слово? (Если корень заканчивается на парный по звонкости -глухости согласный звук) Рефлексия - Если вам все было понятно на уроке и не возникало трудностей поднимите две руки, если были трудности – правую руку, если было совсем непонятно – левую руку. Выставление оценок - За урок получают оценку «5» - …; оценку «4» - …; оценку «3» - … - Спасибо вам, урок окончен. |
П1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.