«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»
Оценка 4.6

«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
русский язык
16.05.2022
«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»
Цель: Создание условий для формирования понятий иумений обучающихся определять гласные и согласные в корне слова. Задачи: 1) Формировать умение писать буквы гласных и согласных в корне слова. 2) Развивать орфографическую зоркость. 3) Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах, коллективе.
«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».docx

Тема: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

Цель: Создание условий для формирования понятий иумений обучающихся определять гласные и согласные в корне слова.

Задачи:

1) Формировать умение писать буквы гласных и согласных в корне слова.

2) Развивать орфографическую зоркость.

3) Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах, коллективе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, презентация; «учебник 2 класс 1 часть» («21 век »). Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий-М;

Предметные: Учить писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Метапредметные УУД:

Личностные:

1.Развивать интерес к изучению нового материала;

Регулятивные:

1.Развивать умение высказывать свое предположение;

Познавательные:

1.На основе анализа объектов делать выводы;

2.Находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

1. Развивать умение слушать и понимать других;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Содержание урока

УУД

I.Мотивирование к учебной деятельности
(1-2мин)

- Прозвенел звонок и смолк

  Всех позвал он на урок.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Лариса Владимировна.

- Тихо сядет первый ряд, второй ряд и еще тише сядет третий ряд.

- Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

- Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»? (ответы детей)

- Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.

Л1

II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном учебном

действии

(5-6 мин)

 

- Ребята, а какой сейчас идёт год? Время года? А какой месяц? День недели? А какое сегодня число?

 - Молодцы, верно.

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число (Пятнадцатое ноября), классная работа.

 - Итак, ребята, посмотрите на слайд, прочитайте девиз нашего урока:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Мы каждый день узнаем что-то новое).

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

- А где получают новые знания? (В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета)

- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? (Внимательность, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие)

- Кто готов владеть знаниями на уроке, покажите фонарик.      

1. Минутка чистописания.

- Посмотрите на картинки на экране.

- Что вы видите? (укроп, зуб)

 

- Произнесем эти слова хором, выделяя последний звук.

- Какой звук слышится в конце данных слов? ([п])

 - Какая буква пишется в конце слова «укроп»?

- Подберем проверочное слово. (укропа – «п»)

- Какой звук слышится в конце слова «зуб»?

- Какая буква пишется в конце слова «зуб»? Почему? (ответы детей)

-Подберем проверочное слово. (зуба- ы – «б»)

- Какой вывод сделаем? (мы слышим один и тот же звук, а буквы пишем разные)

- Верно.

- Чем интересна эта пара букв? (парные согласные)

- Назовите другие парные согласные. (в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т).

- Запишите буквосочетания :бп,гк -1 ряд, вф,зс- 2ряд , дт,жш- 3ряд.

- Кто всё написал, покажите посадкой.

2.Словарная работа.

Игра «Умники и умницы».

- Все дети любят играть. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Умники и умницы»  и вспомним словарные слова.

- Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь через запятую с красной строки. Первое слово – с заглавной буквы. Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограмму (опасное место в слове).

1. Как называется зимняя стужа? (мороз)

2. Письменная принадлежность для рисования и черчения? (тетрадь)

3. Назовите противоположное слово к слову “деревня”? (город)

4. Загадка:

В теплой избе

Дед - лесник

Летом ходит,

Зиму спит. (Медведь)

- Как называются слова, которые вы записали в тетрадь?

 

- Чем отличаются безударные гласные в этих словах от обычных слов? (Не проверяются ударением.)

- Проверим. Как записали слово «мороз»?

- Проверим второе слово. (Тетрадь)

- Сколько букв в данном слове? (7)

- Сколько звуков? (6) Почему? (ответы детей)

- Разделим слово черточками для переноса. (тет-радь)

- Посмотрите на экран. Почему нельзя разделить слово так? Тетр-адь (слова переносят по слогам; букву от слога отделять нельзя)

- Молодцы.

- Как записали слово «город»?

- На какой вопрос отвечает слово «Город»? (что?)

- Что обозначает слово «город»? (крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством)

- Проверим написание последнего слова (медведь)

- Выделим в слове медведь корень.

-  Молодцы, ребята.

3. Творческое задание.

- Проявите свое творчество, придумайте устно предложение или со словом «укроп», или со словом «зуб».

 - Послушаем некоторые из получившихся предложений.

Л1

К1

III. Выявление

места и причины

затруднения

(2-3 мин)

 

- Ребята, а как вы думаете, зачем надо учиться правильно писать?

- Послушайте историю и скажите, почему так получилось?

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, поиграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», - сказал товарищам Дима. – Колька принесёт». Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол

- Почему так получилось?(ответы детей)

- Какое правило не знал Дима?

- Какой предмет  имел в виду Дима? (мяч)

- А какой предмет получился в записке? (меч)

МЯЧ_ МЕЧ _- Что общего в этих словах?

- Чем они отличаются? 

- Как правильно записать это слово?

С м…чом – меч – с мечом

С м…чом – мяч – с мячом

- Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?

К1,

 

IV. Построение

проекта выхода из

затруднения

(5-6 мин)

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Тема нашего урока: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова».

- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока?

- Цель нашего урока: научиться писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Составление алгоритма действия.

- Итак, ребята, чтобы достичь нашу цель, нужно составить план урока.

- Посмотрите перед вами на слайде слова помощники.

1. Научиться….

2. Выполнить…

- Давайте составим план нашего урока.

План:

1.     Научиться писать буквы гласных и согласных в корне слова.

2.     Выполнить упражнения на закрепление этой темы.

- Итак, план урока готов. Кто готов по нему работать на уроке, покажите фонарик.

Р1

 

 

 

 

V. Реализация

построенного

проекта

(5-6 мин)

 

1. Работа по теме урока.

- Итак, у меня для вас задание, посмотрите на слайд, перед вами загадка, вам необходимо исправить ошибки,

- Прочитайте загадку

Жыл у нас за стиной

Беспокойный сосе..

До утра не гасил он

Электрический све..

- Какие ошибки встречаются при написании слов?

- Давайте их проанализируем.

- Какая ошибка попущена в слове «жил»?

- Как пишется это слово? Почему? (слово «жил»  пишется с буквой И, т. к. жи-ши пиши с буквой и)

- Какая ошибка допущена в слове стена? (безударная гласная в корне Е)

- Как пишется это слово? (с буквой Е)

- Почему? (потому что можно подобрать проверочное слово стены)

- В каких словах нам необходимо проверить гласную в корне слова, прежде чем записать это слово? (в слове «стена»)

Вывод: Итак, сделаем вывод, как же можно проверить гласную  букву в корне слова?

Вывод: Чтобы проверить гласную букву в корне слова, необходимо подобрать проверочное слово.

- Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? (Бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

- Одинаковы ли последние звуки в выделенных словах? (ответы детей)

- Какой согласный звук мы слышим в конце слова сосед? Т

- Какой согласный звук  мы слышим в конце   слова свет? Т

- Можно ли  проверить согласный в корне слова, прежде чем записать это его? Если да, то давайте подумаем, как?

- Как? (изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звонкие звуки)

- Итак, сделаем вывод, как же можно проверить согласную букву в корне слова?

Вывод: Чтобы проверить согласную букву в корне слова, необходимо изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки.

- Давайте еще раз прочитаем первый пункт нашего плана?

- Ответили мы на него? (да)

2. Динамическая пауза.
Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо...

Получается на славу.

- Прочитаем второй пункт нашего плана.

3. Работа в парах.

- Ребята, я вам раздала карточки с заданиями. Поработайте в парах и выполните задание. Вам необходимо вставить в слова пропущенные буквы.

- Но помните, что при работе в парах, мы слушаем друг друга, умеем уступать, умеем договориться, быть доброжелательными и терпеливыми.

Р…КА              ДОРО…КА         

З…МА              ХЛЕ…

В…ЛНА           ОШИ…КА

Л…НЕЙКА     САПО…

ТР…ВА            РУКА…

- Проверьте свои ответы, с ответами на слайде
- У кого так, покажите фонарик
- На какое правило были подобраны слова?
- Чему сейчас учились?
- Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании, безударного гласного в корне?
- Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
То его немедленно
Ставь под ударение.

- Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании, парного согласного в корне?

 - Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд на льды –

Будешь грамотным и ты.

 

- Итак, ребята, ответили мы на второй пункт нашего плана? (да)

4. Физминутка.

- Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки вперед. Если слово начинается на глухой парный согласный - встаете, руки в стороны.

 Зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить.тень, день, дверь, зверь, пеньки, деньки.

5. Работа в рабочей тетради.
-
Откройте рабочую тетрадь на странице 46.
- Измените слова так, чтобы ударный гласный в корне стал безударным
- Первый пример у вас дан (снег- снега)

- Прочитаем второе слово? (шаг)

- Как изменим слово так, чтобы ударный гласный в корне стал безударным? (шаги)

- Запишите

- Прочитаем следующее слово и т. д.
Работа в рабочей тетради.

- Откройте свои рабочие тетради на странице 45, посмотрите на задание 1, перед вами текст, давайте его прочитаем.

Наступила весна. С юга потянул тёплый ветер, нагоняя тяжёлые сизые тучи, и когда они укрыли всё небо, пошёл первый весенний дождь. Он шёл весь вечер и всю ночь.

Но вот слегка посветлело. На прозрачном зеленоватом небе стали вырисовываться вершины леса.

- Как проверить написание слов с подчёркнутыми буквами? (ответы детей)

- Выпишите эти слова, рядом запишите проверочные слова.

- Проверим, как проверочные слова у вас получились.

Самостоятельная работа.

- Прочтите текст на слайде.

Снег укутал диревья. Дупв мохнатой шабке. На ветках бирёз белый иней. Ёлочка спряталась в сугроп. Не страшен диревьям холот и марос!

- Что вы заметили? (В нём допущены орфографические ошибки).

- Ошибки на какие правила допущены? (ответы детей)

 

Задание по вариантам:

- 1-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на безударную гласную.

- 2-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на написание согласной в корне слова.

- Обозначьте орфограмму.

- Записываем слова в строчку, через запятую.

- Проверим, что у вас получилось

- Какие слова выписал 1 вариант? (деревья, берез, деревьям, мороз)

- Какие слова выписал 2 вариант? (дуб, шапке, сугроб, холод, мороз)

- Верно, ребята, вы большие молодцы!

­­­­­­­­________________________________________________________________________________

 

Л1

Р1

П1

П2

К1

 

VI. Итог, рефлексия (1-2 мин)

Итог

 - Ребята, наш урок подходит к концу.

 - Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться писать буквы гласных и согласных в корне слова)

 - Поднимите руку, если мы достигли поставленной цели.

- Посмотрите на план нашего урока и хлопните столько раз, сколько пунктов плана выполнено. - В каком случае нам необходимо проверить согласную в корне слова, прежде чем записать это слово? (Если корень заканчивается на парный по звонкости -глухости согласный звук)

Рефлексия

 - Если вам все было понятно на уроке и не возникало трудностей поднимите две руки, если были трудности – правую руку, если было совсем непонятно – левую руку.

Выставление оценок

- За урок получают оценку «5» - …; оценку «4» - …; оценку «3» - …

- Спасибо вам, урок окончен.

П1

 


 

Тема: « Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

Тема: « Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

Этапы Содержание урока

Этапы Содержание урока

Произнесем эти слова хором, выделяя последний звук

Произнесем эти слова хором, выделяя последний звук

Чем отличаются безударные гласные в этих словах от обычных слов? (Не проверяются ударением

Чем отличаются безударные гласные в этих словах от обычных слов? (Не проверяются ударением

МЯЧ_ МЕЧ _- Что общего в этих словах? -

МЯЧ_ МЕЧ _- Что общего в этих словах? -

Электрический све.. - Какие ошибки встречаются при написании слов? -

Электрический све.. - Какие ошибки встречаются при написании слов? -

Прочитаем второй пункт нашего плана

Прочитаем второй пункт нашего плана

Итак, ребята, ответили мы на второй пункт нашего плана? (да) 4

Итак, ребята, ответили мы на второй пункт нашего плана? (да) 4

Задание по вариантам: - 1-й вариант

Задание по вариантам: - 1-й вариант
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022