Учимся составлять исторический портрет
Составление исторической характеристики на уроке истории необходимость, обусловленная осознанием значимости понимания особенностей характера исторической личности для определения отношения к его деятельности.
Исторический портрет - это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре, государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет отражает самые основные сведения об историческом деятеле. Для написания исторических портретов разработаны специальные алгоритмы (памятки)[1].
5 класс
Алгоритм характеристики исторического деятеля
1.
Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную
дату)?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3.
Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался
своей цели?
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с
ним людей, для развития культуры.
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
6-11 классы
Алгоритм
характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Особенности воспитания. Характер человека.
4. Отношения с семье и ближайшим окружением
5. Основные
направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
6. Результаты деятельности:
- чего добился
- как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается
неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых
Алгоритм характеристики деятеля культуры
1.
Время жизни
2. Особенности эпохи
- идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
- отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре
Алгоритм характеристики государственного деятеля
1.
Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия,
проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям
привели), оценки деятельности современников, историков
Алгоритм характеристики военачальника
1.
Время жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
- в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка
планов военных операций)
- в чем заключалась новизна применяемой тактики
- деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности
Существуют различные методы составления исторического портрета:
а) Постепенны сбор информации в течение нескольких уроков. Такой метод позволяет ученику самостоятельно искать информацию, обсуждать результаты своих поисков на уроке с учителем и другими учениками, составить собственное представление об историческом деятеле.
б) Составление портрета исторического деятеля в течение одного урока, предваряющего изучение эпохи. В этом случае, основная работа по подбору информации достается учителю. Он имеет возможность предложить учащимся ознакомиться с данными учебника, дополнительной информацией из исторических источников, трудов историков, учебными видеофильмами и только после этого сформировать характеристику по шаблону.
в) Самостоятельный поиск учащимся всей необходимой информации для составления исторического портрета. Этот метод позволят учащимся проявить собственную инициативу и дает возможность самостоятельного определения вида представления результата работы – доклад, презентация, плакат, инфографика и т.д. Но этот метод имеет и минус – чаще всего он приводит к использованию учащимися только одно источника.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение исторической личности в контексте изучаемых событий необходимо. Оно имеет вариативность осуществления. Однако процесс обучения учащихся составлению исторических портретов необходимо контролировать и направлять хотя бы на первом этапе – 5-6 классов до того момента, как навыки приобретут устойчивый вид.
Л.В. Кононова,
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
МО «СОШ № 44 им. Героя России Н.В. Исаева» г. Саратова
Скачано с www.znanio.ru
[1] О.Г. Веряскина и др. Тетрадь-тренажер. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение. Издательство "Легион", Ростов-на-Дону, 2013 г. стр. 12-13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.