Учимся составлять исторический портрет
Оценка 4.9

Учимся составлять исторический портрет

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
история
5 кл—11 кл +1
11.04.2024
Учимся составлять исторический портрет
Содержит информативные памятки для учащихся
Учимся составлять исторический портрет.docx

Учимся составлять исторический портрет

Составление исторической характеристики на уроке истории необходимость, обусловленная осознанием значимости понимания особенностей характера исторической личности для определения отношения к его деятельности.

Исторический портрет - это короткий рассказ о каком-либо правителе, деятеле культуре, государственном деятеле, военачальнике и т.д. Исторический портрет отражает самые основные сведения об историческом деятеле. Для написания исторических портретов разработаны специальные алгоритмы (памятки)[1].

5 класс

Алгоритм характеристики исторического деятеля

1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем добивался своей цели?
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие - неодобрение?

 

6-11 классы 

Алгоритм  характеристики правителя
1. Время жизни
2. Титул, положение
3. Особенности воспитания. Характер человека.

4. Отношения с семье и ближайшим окружением

5. Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика
6. Результаты деятельности:
- чего добился
- как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых

 

Алгоритм характеристики деятеля культуры

1. Время жизни
2. Особенности эпохи
- идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве
- отражение общественных проблем в произведениях
3. Творческие достижения и влияние на современников и потомков
4. Место в российской и мировой культуре

 

Алгоритм характеристики государственного деятеля

1. Время жизни
2. Звание, чин, сфера деятельности
3. Основные направления деятельности и их характеристика (реформы, мероприятия, проекты, законотворчество)
4. Результаты (завершенность реформ или их неудача, к каким последствиям привели), оценки деятельности современников, историков

 

Алгоритм характеристики военачальника

1. Время жизни
2. Звание
3. Военные кампании, в которых участвовал
4. Заслуги
- в чем проявилось участие в военных действиях (руководство сражениями, разработка планов военных операций)
- в чем заключалась новизна применяемой тактики
- деятельность, направленная на укрепление армии, флота
5. Результаты и значение деятельности   

 

Существуют различные методы составления исторического портрета:

а) Постепенны сбор информации в течение нескольких уроков. Такой метод позволяет ученику самостоятельно искать информацию, обсуждать результаты своих поисков на уроке с учителем и другими учениками, составить собственное представление об историческом деятеле.

б) Составление портрета исторического деятеля в течение одного урока, предваряющего изучение эпохи. В этом случае, основная работа по подбору информации достается учителю. Он имеет возможность предложить учащимся ознакомиться с данными учебника, дополнительной информацией из исторических источников, трудов историков, учебными видеофильмами и только после этого сформировать характеристику по шаблону.

в) Самостоятельный поиск учащимся всей необходимой информации для составления исторического портрета. Этот метод позволят учащимся проявить собственную инициативу и дает возможность самостоятельного определения вида представления результата работы – доклад, презентация, плакат, инфографика и т.д. Но этот метод имеет и минус – чаще всего он приводит к использованию учащимися только одно источника.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение исторической личности в контексте изучаемых событий необходимо. Оно имеет вариативность осуществления. Однако процесс обучения учащихся составлению исторических портретов необходимо контролировать и направлять хотя бы на первом этапе – 5-6 классов до того момента, как навыки приобретут устойчивый вид.

 

Л.В. Кононова,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории 

МО «СОШ № 44 им. Героя России Н.В. Исаева» г. Саратова


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] О.Г. Веряскина и др. Тетрадь-тренажер. Подготовка к ЕГЭ. Историческое сочинение. Издательство "Легион", Ростов-на-Дону, 2013 г. стр. 12-13. 

Учимся составлять исторический портрет

Учимся составлять исторический портрет

Алгоритм характеристики военачальника 1

Алгоритм характеристики военачальника 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2024