Учимся по методике глобального чтения
Оценка 4.8

Учимся по методике глобального чтения

Оценка 4.8
Домашнее обучение +2
docx
родителям
Детсад
03.06.2017
Учимся по методике глобального чтения
Введение. Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические элементики». Установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть буква - звук - слог - слово) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно-энергетического потенциала, ситуацию ранних психических и телесно-моторных нарушений. Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют повсеместно отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье. Методики «Глобального чтения» Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана . Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга...», в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире. В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально- фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму. Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов. Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. В России по аналогичной схеме работает А. Маниченко , автор развивающей программы «Читаем с пеленок». Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами? Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно- логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками. Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования. В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста. Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении: - замены и смешения звуков при чтении, - побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, - искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др. - нарушения понимания прочитанного, - аграмматизмы при чтении. Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии. Как правило, сначала учитель просит прочитать слово (фразу, предложение, абзац) «сильному» ученику (который уже умеет читать), затем «среднестатистическому», и только потом тот же текст читают «слабые». Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл ясен, что «должно получиться» - понятно, текст становится подтверждением ожидаемого смысла, происходят процессы «узнавания», «закрепления», «формирования новых ассоциаций» - происходит процесс эффективного обучения. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале - узнаем смысл написанного. Методики глобального чтения в практике работы детей с нарушениями развития. В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще. До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово целиком, а не собираем его по частям. Обучение глобальному чтению детей содействует улучшению у них фонематического слуха, преодолению смешения звуков, близких по месту и способу артикуляции, приучает к более четкому произнесению окончаний, которые дети часто опускают, способствует формированию звукобуквенного анализа. Кроме того, у детей расширяется словарный запас, уточняется смысловое значение многих слов.
Методика глобального чтения.docx
Учимся по методике глобального чтения. Исследования   речевой   и   графической   психомоторики   вскрыли,   что традиционный вербально­фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические элементики».   Установлено,   что   такая   методика   не   только   глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко­речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно­ элементный принцип обучения чтению (то есть буква ­ звук ­ слог ­ слово) изначально   вводит   ребенка   в   специфическую   психоэмоциональную   и речемоторную напряженность.  Именно   она   –   один   из   факторов   формирования   напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно­энергетического потенциала, ситуацию   ранних   психических   и   телесно­моторных   нарушений. Вот   почему   многие   специалисты   настойчиво   рекомендуют   повсеместно отказаться   от   вербально­фонемного   принципа   овладения   чтением   как технологии,   закрепощающей   ребенка   и   негативно   отражающейся   на   его психомоторном развитии и здоровье. Методики «Глобального чтения» Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана1. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении   длительного   времени   регулярно   воспринимает   зрительно   и   на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.  В   результате   обработанной   мозгом   информации,   ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно 1 Страубе Е.А. Методика раннего развития Глена Домана. Главная книга родителей. – Эксмо, 2013.- С. 240 так   догадались   лечить   больных   детей   врачи   Института   Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана).  Это   целая   история,   поиск,   неудачи   описывается   в   знаменитой   книге Домана  «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга...»,  в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.  В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально­ фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову.  Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи.  Когда   мы   учим   ребенка   говорить,   мы   не   объясняем   ему   правила изменения   слов   по   родам   и   числам,   падежные   окончания.   Когда   мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать.   По   таким   же   естественным   принципам   и   законам   идет   и обучение  в глобальном методе письменному языку ­ чтению, печатанию, а впоследствии письму.  Сильной   стороной   детей   с   «особенностями   развития»   является зрительная   память.   Она   компенсирует   им   отсутствие   или   притупленность других органов восприятия.  У   таких   детей   есть   потрясающая   способность   воспринимать информацию   целиком   (глобально)   ­   это   означает,   что   мозг   ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.   Несмотря   на   неустойчивость   внимания,   дети   с   синдромом   Дауна   и аутизмом   с   легкостью   воспринимают   и   запоминают   тысячи   зрительных   и слуховых   объектов.   Кроме   того,   обучение   глобальному   чтению   позволяет развивать   импрессивную   речь   и   мышление   ребенка   до   овладения произношением.   Т.е.   таким   методом   можно   научить   даже   неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.  В   России   по   аналогичной   схеме   работает   А.   Маниченко2,   автор развивающей   программы   «Читаем   с   пеленок».   Авторы   методики   считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами.  Мышление же неразрывно связано с речью. Суть обучения состоит в том,   что   ребенку   в   течение   нескольких   секунд   показывают   карточку   с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок.  Дети   запоминают   сначала   целые   слова,   а   лишь   потом   начинают разделять их по буквам.  Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами? Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга   –   правополушарность,   левополушарность   и   двуполушарность. Естественно,   мозг   работает   как   единое   целое,   но   преобладание   в   работе полушарий   отмечается.   Доминирование   левого   полушария   –   словесно­   склонность   к логический   характер   познавательных   процессов, абстрагированию   и   обобщению,   оперирование   знаковыми   системами; доминирование   правого   полушария   –   конкретно­образный   тип   мышления, развитое   воображение,   одномоментное   схватывание   большого   числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.  2 А. А. Маниченко Как воспитать ребенка умным. Челябинск: Бэби Эксперт, Умница, 2009. – 256 с. У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7­9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило,   доминируют.   Это   эмоциональность,   впечатлительность,   наглядно­ образное   мышление;   подвижность   (двигательная   активность   является важнейшим   свойством   данного   возраста);   неустойчивость   внимания   – запоминают   то,   что   интересно;   у   многих   детей   проявляются   признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д.  Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) ­ это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г.   Домана   является   то,   что   разработанная   врачами   для   лечения   детей   с нарушениями   умственной   деятельности,   она   активизирует   мозговую деятельность   ребёнка   и   на   фоне   этого   формирует   определённую   систему знаний.  Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает   устать,   отвлечься,   потерять   интерес   к   процессу.   При   этом эффективность   теряется,   если   материал   (карточки   со   словами) демонстрируется медленно (более 3­5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание   программы   и   темп   работы   строго   индивидуальны,   не   требует проверки   усвоения   материала   (ответного   озвучивания)   и   может использоваться   в   работе   как   с   детьми   с   высоко   развитой   речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками.  Однако, при  всех  положительных  моментах,  использование методики американских   врачей   Института   Развития   Человеческого   Потенциала (Филадельфия,   США)   и   её   адаптированного   варианта   (Центр   Раннего развития   «Умница»,   Россия)   в   условиях   дошкольных   образовательных учреждений   проблематично, существующей российской системы образования.    поскольку   требует   перестройки   всей В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста. Кроме   того,   технология   глобального   чтения   позволяет   устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении: ­ замены и смешения звуков при чтении, ­ побуквенное чтение ­ нарушение слияния звуков в слоги и слова, ­ искажения звуко­слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных   и   гласных   при   отсутствии   стечения,   в)   добавлении   звуков,   г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др. ­ нарушения понимания прочитанного, ­ аграмматизмы при чтении.  Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного   мозга,   улучшает   интеграцию   мозга   (взаимодействие   между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.   Как   правило,   сначала   учитель   просит   прочитать   слово   (фразу, предложение, абзац) «сильному» ученику (который уже умеет читать), затем «среднестатистическому», и только потом тот же текст читают «слабые». Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл   ясен,   что   «должно   получиться»   ­   понятно,   текст   становится подтверждением   ожидаемого   смысла,   происходят   процессы   «узнавания», «закрепления»,   «формирования   новых   ассоциаций»   ­   происходит   процесс эффективного обучения. Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом   еще   слова   соединить,   чтобы   получилось   какое­то   предложение,   и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале ­ узнаем смысл написанного.  Методики глобального чтения в практике работы детей с нарушениями развития. В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще. До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово целиком, а не собираем его по частям.  Обучение   глобальному   чтению   детей   содействует   улучшению   у   них фонематического слуха, преодолению смешения звуков, близких по месту и способу   артикуляции,  приучает   к   более   четкому   произнесению   окончаний, которые дети часто опускают, способствует формированию звукобуквенного анализа.   Кроме   того,   у   детей   расширяется   словарный   запас,   уточняется смысловое значение многих слов. Задачи, которые ставятся и решаются в процессе работы: ­   создание   ситуации   успеха,   т.к.   дети,   страдающие   органическими нарушениями, часто стесняются своего недостатка и негативно относятся к различным логопедическим заданиям. Опыт показал, что дети более охотно выполняют   задание   по   запоминанию   табличек,   чем   другие   упражнения.   И работа   по   обучению   чтению   становится   отправной   точкой   в   процессе преодоления застенчивости, негативизма. ­ обучение детей пониманию устной формы речи и письменной речи на основе слухо­зрительного восприятия. ­   развитие   образной   памяти,   наглядно­предметного   мышления, восприятия   речи,   которая   в   сознании   ребенка   впервые   соотносится   с целостной структурой, графическим знаком – словом. ­ развитие мелкой моторики рук и пространственного восприятия. Кроме того, беспорными плюсами методики глобального чтения являются то, что:  обучение происходит в игре;  ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,  у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;  метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания. К минусам данной методики можно отнести то, что: зачастую   малыши,  читающие   карточки,  не   узнают   эти  же   самые   слова,  написанные, предположим, другим цветом;  многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется   потом   со   школьной   программой,   у   него   чаще   возникают проблемы с грамотностью. Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на   слоги,   выделять   части   слова.   Именно   на   этом   базируются   законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит. Основные принципы методики Домана Глен Доман выделил несколько базовых принципов, на которых и построил свою методику. Вот эти принципы: • лучшими педагогами для ребенка являются его родители; • маленькие дети хотят учиться, причем они уверены, что нет ничего лучше учебы; • дети хотят научиться всему, чему только возможно, прямо сейчас; • наилучшую способность к обучению имеют дети до 7 лет; • каждый ребенок может стать гением, а раннее развитие ему в этом поможет; • обучение должно проходить в форме игры, которую необходимо прекратить прежде, чем ребенок устанет; • новизна и быстрота – вот главные способы поддержать любознательность ребенка; • никаких проверок усвоенного материала ребенку устраивать не нужно; • чтобы мозг человека развивался, нужно его использовать.  Занятия   по методике   Домана можно   охарактеризовать   следующим образом.   В   течение   дня   несколько   раз   в   спокойной   обстановке   ребенку показывают  карточки, предоставляющие информацию из разных категорий. Показ должен происходить очень быстро – по 6 секунд на карточку (1 секунда на сам показ и 5 секунд на проговаривание названия). В идеале, методика Домана предусматривает ежедневную демонстрацию 5 карточек из 5 разных категорий (всего 25 карточек). Демонстрация должна происходить 3 раза в день   с   постепенным   уменьшением   времени   работы   с   каждой   карточкой   и увеличением   предлагаемых   категорий.   Согласно   наблюдениям,   ребенок полностью усваивает информацию из одной карточки за 30 показов. На   карточках,   разделенных   по   категориям,   могут   быть   написаны большими красными буквами слова, нанесены изображения животных, людей, предметов. Таким образом, малыш не «застревает» в буквенно­звуковом этапе (что, по мнению Домана, тормозит его развитие), а сразу воспроизводит целые слова. Минимальной   единицей   информации   Доман   называет   факты.   Факты являются   базисом   любого   учения   или   умения,   факты   –   основа   знаний   и интеллекта   в   целом.   Факты,   используемые   в   обучении,   Доман   называет битами, сравнивая человеческий мозг с компьютерами. Усвоение ребенком конкретных   бит   с   огромной   скоростью   –   прямой   путь   к   развитию   его интеллекта. Цель Домана – познакомить ребенка с большим количеством точных и интересных   фактов,   которые   будут   систематизированы   по   определенным категориям и разделам знаний – как в компьютере. Минусом такой методики является «компьютеризация» мозга ребенка, усвоение только четких понятий, без   учета   оттенков   значений.   Например,   ребенок   усвоит   тезис:   «Это насекомое ­ жук», но не сможет усвоить тезис: «Это красивое, блестящее насекомое – жук». Обучение чтению по методике Глена Домана  Работу по обучению глобальному чтению проводять поэтапно. Первый этап включает в себя чтение коротких слов, обозначающих хорошо   знакомые   ребенку   предметы,   в   которых   произношение   например, «папа», «мама», «дом» .не расходится с написанием.     Далее   учат   детей   подкладывать   таблички   с   названиями   предмета (написанные печатными буквами, не вычленяя отдельных букв) к игрушкам или картинкам.             Очень часто по мере того, как неговорящие дети учатся узнавать слова,   они   начинают   проговаривать   их.   Не   страшно,   если   слова   при   этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи ребенка.  Постепенно буквенный состав слова запоминается. В дальнейшем, по мере   формирования   навыка   чтения   –  узнавания,  необходимость   в   рисунке отпадает.   Для детей, знакомых с буквами, это задание не составляет труда, но и они   охотно   занимаются   глобальным   отгадыванием   слов.   Этот   вид   занятий непосредственно   не   влияет   на   процесс   обучения   послоговому   чтению,   но привлекает   внимание   к   написанию   слов,   улучшает   зрительную   память, придает ребенку уверенность, ведь он умеет делать что­то «взрослое».           По мере достижения детьми уровня свободного чтения слов этого типа,   включаем   в   чтение   слова,   в   которых   произношение   расходится   с написанием, используя надстрочные знаки            А               Ф        ЛОПАТА, АВТО                       На втором этапе предлагаем аналогичные таблички со словами действиями (глаголы единственного числа, III лица), например, «идет», «ест», «лежит». Также как на первом этапе, к табличкам подкладываются картинки с   изображением   действия.   Как   только   ребенок   научился   узнавать   слова, следует складывать предложения, например, «мама спит». Одновременно   с   обучением   глобальному   чтению   надо   учить   ребенка складывать слова из разрезной азбуки. Свое понимание значений знакомых слов, воспринятых в письменной форме, а также сложенных из букв разрезной азбуки, дети проявляют разными способами: а) находят соответствующий предмет; б)   рисуют   или   лепят   его   изображение,   делают   аппликацию   или постройку; в)   выполняют   сами   или   с   помощью   игрушек   соответствующие   слову действия.     Параллельно с этим учат детей печатать знакомые слова, сначала при предъявлении таблички­слова, а затем без нее.  В   процессе   печатания   слов   предлагаем   обвести   букву   пальцем, карандашом   по   кальке,   вылепить   из   пластилина,   выложить   веревочкой, нарисовать в воздухе.     Умение   глобально   прочитывать   несколько   десятков   слов  –  важная часть процесса обучения чтению.      У ребенка появляется интерес к буквам, словам. Но самое важное – научить его узнавать слоги.      Это является третьим этапом работы. Здесь используем чтение слов с   открытыми   слогами.   Это   уже   не   глобальное   чтение,   а   аналитическое, поэтому предлагаются только те слоги, которые ребенок сможет правильно произнести. Ему не говорят, какие буквы написаны на табличке.  Важно научить ребенка узнавать слог, а не произносить название букв. Необходимо просить его, показывая соответствующую табличку, сказать «ма» (а не «эм», «а» или «мэ», «а»). Последовательность предъявляемых слогов: согласные с гласной «а», затем «у», «ы», «о», «и», «я», «е», «ю», «ё». Гласные буквы,   являющиеся   слогом   в   некоторых   словах,   пишутся   на   отдельных табличках для составления таких слов, как «Яша», «уха», «ива». После того, как дети запомнили слоги со звуком «а», предлагается составление слов из этих слогов («жара», «ваза», «рана»).      После двухсложных слов можно предложить трехсложные слова и короткие фразы: «канава», «каюта», «я шагаю».      Также   как   и   на   предыдущих   этапах   параллельно   предлагается составлять слоги и слова из разрезной азбуки и печатать эти слова. По мере того, как ребенок осваивает чтение слов и коротких фраз по слоговым табличкам, можно предложить ему читать эти же слова и фразы, но уже написанные на больших листах бумаги крупным шрифтом.             Чтение слов с закрытыми слогами и со стечением согласных – четвертый этап работы.  На   табличках   над   каждой   согласной   буквой   ставится   достаточно заметная   точка.   Объясняем,   что   эти   буквы   надо   произносить   отрывисто. Сначала   предлагаются   глухие   согласные,   потом   звонкие.   Выбранный согласный звук должен располагаться в конце слова, затем в середине и в начале («лук», «буква», «крючок»). Слова с «й» и «ь» читаются, не обсуждая, что это за буква. При знакомстве с «ъ» предлагаем детям не читать эту букву вообще. Заключительный, пятый этап работы, ­ чтение текста. Чем меньше возраст ребёнка, тем более вызывающим будет этот шаг. Помните, что к этому моменту вы сумели достаточно развить и укрепить его зрительный аппарат. Если к тому времени, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребёнку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости, не возникнет особых проблем. Если же вы приступили к чтению  книг, когда  ребёнку еще  нет и 2 лет, то с уверенностью можно предположить,   что   вам   придется   сделать   самим   или   приобрести   для   него книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает ­ прекрасно, поскольку такое   чтение   по   Доману будет   способствовать   скорейшему   развитию   и созреванию его мозга. Большое значение на данном этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить дитя читать. Чтобы не ошибиться в выборе книги, как источника ценной для ребёнка информации, приведём несколько правил: 1 Её словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов. 2 Она должна содержать слова и предложения уже знакомые ребенку 3 В ней должно быть не более 1­го предложения на страницу. 4 Высота печатного шрифта должна составлять не менее 1 см. 5 Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них. Содержание книги является чрезвычайно важным аспектом. Если при выборе книга покажется вам интересной, то почти наверняка она понравится и   вашему   малышу.   В   случае   если   вы   сочтёте   понравившуюся   вам   книгу немного   трудной,   не   спешите   отказываться   от   неё.   Лучше   слегка   помочь ребёнку   в   процессе   её   чтения,   чем   купить   слишком   примитивную   книгу, которая может ему наскучить. После   того,   как   все   эти   условия   соблюдены,   можете   приступать   к чтению.   Сядьте   вместе   с   ребенком   и   начните   читать   ему   книгу.   Если   он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно ­ прекрасно. Впрочем, это во   многом   зависит   от   его   возраста   и   личных   особенностей.   Чем   моложе ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает. Чтение   по   слогам   помогает   увидеть   ритмический   рисунок   слова   и нормализовать ритм устной речи у заикающихся детей.  Известно,   что   запинки   чаще   возникают   при   произнесении   слов   со сложной слоговой структурой, при стечении согласных и в словах, которые дети недостаточно уверенно делят на слоги («де­ревь­я» или «де­ре­вья»). Нужно также отметить, что заикающиеся дети склонны использовать более сложные   слова   и   речевые   обороты,   чем   те,   к   которым   готова   их артикуляционная   моторика,   и   послоговое   чтение   является   профилактикой запинок при использовании ими этих структур.             Как показывают материалы диагностики психического развития воспитанников детского сада, используемая система обучения чтению детей обеспечивает   необходимый   уровень   подготовки   их   к   обучению   грамоте   в школе.  И, наконец, школьная программа такова, что к концу второй четверти первоклассник должен уметь прочесть не только текст из «Букваря», но и условие задачи, задание к упражнению. И если ребенок недостаточно хорошо с этим справляется, то он начинает маскировать запинками свое неумение читать. Поэтому крайне важно, чтобы к моменту поступления в школу дети читали как можно лучше.  Заключение. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме – примерно по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения   слов   по   родам   и   числам,   падежные   окончания   и   пр.   –   это естественный процесс, мы просто с ним разговариваем и создаем для него условия, в которых он воспринимает правильную устную речь – воспринимает глобально.   Он   просто   элементарно   впитывает   и   запоминает   возможности использования  родного языка ­ слов и их сочетаний, без всякой опоры на правила.  Мы даже наоборот всячески поощряем его (ребенка) словотворчество и «умные   ошибки»,   которые   начинают   возникать   именно   тогда,   когда   мозг накопил   определенное   количество   речевой   информации   и   начинает   ее анализировать.   По   таким   же   естественным   принципам   и   законам   идет   и обучение (в глобальном методе) письменному языку ­ чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения

Учимся по методике глобального чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017