"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости
Оценка 4.6

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

Оценка 4.6
Рабочие тетради
docx
ОБЖ
1 кл
20.04.2017
"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций, создавшаяся социальная обстановка требует от детей максимальной адаптации. В связи с этим проблема формирования жизнестойкости современной молодежи приобретает особую актуальность. Предлагаемое пособие представляет собой сборник, в который вошли материалы по теории и технологии формирования жизнестойкости, по развитию жизнеутверждающих установок обучающихся в образовательном процессе, информация о деятельности центра по данному направлению. Рабочая тетрадь, прежде всего, ориентирована на педагогов образовательных организаций, но также будет интересно и социальным педагогам, учителям, классным руководителям и родителям.Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций, создавшаяся социальная обстановка требует от детей максимальной адаптации. В связи с этим проблема формирования жизнестойкости современной молодежи приобретает особую актуальность. Предлагаемое пособие представляет собой сборник, в который вошли материалы по теории и технологии формирования жизнестойкости, по развитию жизнеутверждающих установок обучающихся в образовательном процессе, информация о деятельности центра по данному направлению. Рабочая тетрадь, прежде всего, ориентирована на педагогов образовательных организаций, но также будет интересно и социальным педагогам, учителям, классным руководителям и родителям.
программа по жизн готова.docx
Лобанова Л.В. Программа обязательного курса занятий  по формированию навыков жизнестойкости  детей «Учимся успешно преодолевать трудности» 2016                                      Пояснительная записка     Новое   направление   для   педагогов   начальных   классов   и   родителей младших   школьников.   Начало   школьного   образования   –   основа   будущей жизни подрастающего поколения. Новые Федеральные стандарты начальной школы диктуют современные требования к проведению учебных занятий и внеурочной деятельности. Комплекс новых требований жизни к социальному облику выпускника   начальной школы побуждает выделять жизнестойкость как ведущий компонент его личностных качеств.  В современном изменяющемся мире   совокупность   физических,   моральных,   нравственных   достоинств   будет представлена  личностью  выпускника  исключительно  в том случае, если в любой момент он сможет выдерживать проверку на прочность и устойчивость всех своих жизненных позиций.   В отечественной литературе такую устойчивость личности к экстремальным ситуациям определяют новым в педагогике понятием «стойкость» или   «жизнестойкость».   Жизнестойкость   востребуется   в   ситуациях,   в   которых представлена угроза для человека и проявляется в таком реагировании, которое обеспечивает его выживание, адаптацию и развитие. Программа   включает   курс   занятий   для   детей, осваивающих   программу   начального   общего   образования (объем 34 часа)  Необходимость   разработки   программы   вызвана   анализом   выявленных затруднений детей, а именно: сложности в установлении межличностных отношений в учебном коллективе сверстников, подверженность манипуляциям извне, неумение самостоятельно принимать решения, зависимость самооценки от окружающих.  Подобная   ситуация   связана   с   тем,   что   именно   в   младшем   школьном   и подростковом   периодах   нередко   возникают   условия,   когда   внутренние   ресурсы психологической   защиты   и   приспособление   личности   к   требованиям   среды оказываются недостаточными.  Цель курсов занятий для детей, осваивающих программы начального общего образования,     создание   условий   для   формирования   и   развития   навыков жизнестойкости   средствами   интерактивных   методов   и   психолого­педагогических технологий.     Задачи   курса   занятий   для   детей,   осваивающих   программу начального общего образования:  воспитание   навыков   целенаправленного   произвольного   поведения   –  способность   выполнять   поставленную   задачу,   планировать   свою   деятельность   и действовать по правилам; развитие   способности   к   адекватному   реагированию   в   изменяющихся условиях   жизнедеятельности,   а   именно   принимать   точку   зрения   другого, формулировать   просьбу   и   обращение   за   помощью   к   сверстникам   и   взрослым   в сложных жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений: умение слушать и вступать в диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем;   интегрироваться   в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Предварительный этап:   ознакомление с историей развития ребенка (вновь прибывшего); наблюдение   за   детьми   в   разных   видах   деятельности   (игровой, творческой, трудовой, физкультурно­оздоровительной);  беседа с ребенком (формирование мотивации на совместную работу, презентация программы курса).  Диагностический этап (организуется с педагогом­психологом совместно с социальным педагогом и учителями):   включает:  диагностика   детей,   осваивающих   программу   начального   общего образования,   методику   определения   школьной   дезадаптации (Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко), диагностическую беседу Т. Ю. Андрущенко «Мой круг   Дерево. Человек», социометрическую   методику   Т.А.   Репиной   «Секрет»,   методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.  рисуночный     общения»,   Дж.Бука   «Дом. тест Формирующий этап: Проблемно ­ ориентированный практикум с элементами тренинга. Заключительный этап:    итоговая диагностика; выработка рекомендаций для оказания самопомощи; индивидуальное   психологическое/социально­педагогическое консультирование подростков по их запросу;  оформление   выставки   психолого­педагогической   литературы   и тематических буклетов. Курс   занятий   для   детей,   осваивающих   программу   начального   общего образования, включает 8 тем, которые раскрываются через освоение теоретических и   практических   вопросов,   а   также   предусматривают   диагностические   и контрольные задания. Длительность   одного   занятия   30­45   минут   в   зависимости   от   возрастного состава детей (соответствует длительности урока).  Структура занятия включает следующие части: Разминка   Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, на атмосферу доверия.   Основная часть Цель:   создание   условий   для   решения   задач,   заявленных   в   содержании тематического курса – формирование и развитие навыков жизнестойкости детей. Содержание   основной   части   занятия   включает:   психотехнические   игры   и упражнения, решение проблемных ситуаций, групповую дискуссию, в соответствие с темой встречи. Также здесь могут быть использованы элементы психомышечной тренировки, релаксационные упражнения, задания с использованием элементов арт­ терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы. Заключительная часть Цель: создание условий для развития рефлексивных способностей участников группы.  В заключительной части участники обмениваются мнениями, впечатлениями и дают собственную оценку происходящему, получают домашнее задание. Кроме того, каждый  член группы  имеет  возможность  обратиться за  обратной  связью  к любому участнику либо дать ее сам.           Методы работы: 1) сюжетно­ролевые игры; 2) элементы арт­терапии; 3) сказка­терапия; 4) беседа; 5) тренинг; 6) лепка; 7)  просмотр   и   обсуждение   мультипликационных   и   художественных фильмов. Ожидаемые результаты освоения курса занятий для детей, осваивающих программу начального общего образования: Третий класс: «Могу ли я принимать самостоятельное решение» 1.  Цель: формирование навыка принятия решения коллективно и персонально. Отработка личной стратегии принятия самостоятельного решения: ­ планировать свою деятельность и действовать по заданным правилам; ­ прислушиваться и принимать точку зрения другого; ­  стремиться  к   размышлению   и  поиску   возможных  решений   в  проблемных ситуациях; 2. Четвертый класс: ­   проявлять   навыки   произвольного   поведения:   способность   выполнять поставленную задачу;  ­   уметь   реагировать   в   изменяющихся   условиях   жизнедеятельности   (при изменении условий проживания или учебного коллектива); ­ формулировать просьбу и обращение за помощью к сверстникам и взрослым в сложных жизненных ситуациях; ­  проявлять коммуникативные умения: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;  ­   интегрироваться   в   группу  сверстников   и   строить   продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.   Планируемые результаты     Благодаря этой программе дети прежде всего должны усвоить такие  понятия как жизнестойкость, самообладание, жизнелюбие, толерантность,  саморегуляция, а также научиться при помощи этих понятий самостоятельно  справляться с проблемами проявляя активность в их решении. Уметь сделать  правильный, осознанный, позитивный выбор в сложной жизненной ситуации.  Учебно­тематический план курса занятий для детей, осваивающих  программу начального общего образования. час дата 1 класс Теперь я ­ ученик. Введение в школьную жизнь. Я и моя семья. №                                  Темы занятий 1 2 3 Моё свободное время. 4 Личная безопасность на улице. 5 Правила безопасного поведения на дороге. Поведение в общественном транспорте. 6 Безопасность в доме. Где живет страх. 7 Телефон – это средство связи. 8 Игрушки. Компьютерные игры. 9 Развитие волевых качеств на уроках физической  культуры 10 Здоровье и я ­ неразлучные друзья. 11 Эмоции и здоровье. Детская реклама здорового образа  жизни. 12 Пожарная безопасность. 13 Мои права и обязанности. 14 Один  дома (правила безопасного  поведения в доме). 15 Ядовитые и съедобные растения. 16 Сюжетно – ролевая игра «Дети в роли родителей и  учителей. 17 Итоговое занятие. Какого человека можно назвать  жизнестойким. 3класс № Наименование тем час теоретические практические контрольно – диагностичес кие 1. 2. 3 4.. 5.   Что такое жизнестойкость?   прав Азбука ребёнка. Твоя   визитная карточка. Чрезвычайные ситуации   какими бывают? Безопасное поведение   ­   что это такое? ­ они   2 2 2 2 2 Как   тренировать Узнай свои права. Мои права.   уверенность в себе?   Как   научиться выявлять   и   предвидеть опасности? Что   может   человек? Положительное влияние. Отрицательное влияние. Составление   своих жизненных­ ценностей. с/р игра «Расскажи о себе». с/р игра «Ссоримся и миримся». Практикум уве­ ренного поведения в  опасных ситуациях. (помощь,  самопомощь.  Службы экстренной  помощи.) 6.   Это случиться может с   2 Продукты   под   контролем. Тренинг подарили телефон» «Мне   с/р   игра   «Встреча   с незнакомыми людьми» Как   общаться принимать решения. с/р первый!» успешно и   игра «Я­     с/р игра «Светофор» Первая помощь. Службы   экстренной помощи.   Телефон   –это   игрушка или необходимый предмет в современном мире. Инструктаж учащихся. для   Учись взаимодействовать. Принимал   ли   ты   сам (сама) решение? Что   нужно   сделать, чтобы вырасти здоровым?   Правила поведения на  дорогах и на улице. Почему   это   явление природы     считается опасным? Как   защитить   свой дом? Что ты должен знать о компьютере? 7. 8. 9. каждым. Дети и телефон Пожар   в   школе, кинотеатре,   на стадионе. Огонь и человек. Природные катастрофы. Страх и паника. 10 Множество решений. 2 2 2 2 11 Хотим   здоровыми. быть 2 2 2 2 2 2 2 12 Опасности есть и в   городе   и   в посёлке. Гололёд.  13. 14 Мой   дом   –   моя 15 крепость. Безопасный компьютер (телевизор). 16 Азбука ОБЖ для учеников начальной школы. 17 Подводим   итоги Что   я   знаю   о жизнестойкости?   Учимся эффективно распоряжаться временем Учебно­тематический план курса занятий 4 класс. №  п /п 1 Наименование блоков, тем  Мои  представления о  жизнестойкой  Все го час ов 1 В том числе теоретические практические контрольно –  диагностические 1. Определение жизнестойкости. 2. Знакомство с тетрадью. личности 2 Жизнестойкий  человек и как им  стать? «Общение в  моей жизни» «Я и мои  возможности» . Я среди других.  Я ­ в мире  сверстников.  Я – в мире  взрослых. «Учимся  сотрудничать» «Основные  жизненные  ценности» 3 4 5 6 7 9 1 0 1 1 1 2 1 3 8 Мои ценности:  жизнь, здоровье,  время, друзья,  семья, успехи «Учимся  преодолевать  трудности »  Риск­ дело  благородное.  Самосохранение,  самоспасение,  самопомощь. «Я принимаю  самостоятельно е решение» Практикум  нестандартных  решений в  трудных  жизненных  ситуациях Мои маленькие  добрые дела    Решение и  здоровье 1 Мои права и  обязанности.  1 2. Рисунки. 2 2 2 4 4 1 4 4 2 2 1 1 1 Для чего нужно  общение?  1 «Чтобы познать  мир, надо познать  себя» 1 «Люди не  похожие на меня» 2 «Интервью» с/р  игра  « Знакомство» 2  Игра:  «Три дела  сразу», «Театр» 1 «Обсуждение  притчи» 1 «Учись   властвовать  собой» 1 «Я и мое  будущее» 1. Рисунки или  презентация . 1 «Как поступить  если…» 2  «Настроение» ,  «Поставь себя на  место другого» 2  Деловая игра: «Что мы ценим в людях и в себе», «Что, сколько  стоит ?» 2. Правила дружбы. 3. Семейные  традиции. 3  «Сказочное  путешествие в мир  трудностей»,«Лепка  трудностей»,  Тренинг: Я сумею, я  смогу» 1 тест «Дом –  дерево – человек» 1 Методика  мотивационных  предпочтений 1.  «Могу ли я  принимать  решение  самостоятельно» 1. Какие службы  могут быстро  помочь человеку?» 2 с/р игра: «Поход в  магазин», Тренинг:  «Вера в себя» с\р игра «Я один  дома» 1 методика:  «Исследование  гибкости  мышления» 1.Зачем человеку  нужны подарки? 1.Какого человека  можно назвать  здоровым? 1.Права ребёнка.   2. Психологическая  игра: «Репортер» 2. Тренинг  «Здоровый образ  жизни». 2. с/р игра «Мои  1 Методика  «Лесенка» 1. В здоровом теле­ здоровый дух. 2.    Декларация  прав ребенка. правила игры». 1 1. Какие трудные  ситуации в твоей  жизни были и как  ты с ними  справился  (справилась)? 2. Службы экстренной  помощи. 1. Сотовый  телефон – это  игрушка или  необходимый  предмет? 1 Правила  коллективной  работы. с/р игра «Вместе мы  команда». Тренинг «Как  перейти речку?» 4 Формирование  умения постоять  за себя,  отстаивать свои  права, сказать  «нет» Тренировка  принятия  решения,  обращения за  помощью и  преодоления  трудной  жизненной  ситуации.  Службы  экстренной  помощи Особенности  принятия  коллективного и  индивидуального решения.  Тренировка  предлагать и  отстаивать свою  точку зрения при  принятии  коллективного  решения Подводим  итоги Что я  знаю о  жизнестойкости?  1 5 1 6 1 7 1 Презентация  « Жизнестойкость  – это…» с/р игра « Вместе мы  гимназисты,  барнаульцы  и,  просто,  жители  Алтайского края» 15 Тренинг «Я всё  смогу…» 4 Итого 34 7                                            Список литературы: 1 2 Битянова Н.Р. Психология личностного роста. ­ М., 1995. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики   и  реабилитации.  Эмоциональные   и  стрессовые   расстройства   у детей и подростков. – М., 1995. 3 Гаджиева   Н.М.   Основы   самосовершенствования.   Тренинг самосознания. ­ Екатеринбург, 1998. 4 Гаврилова   Т.И.   Программа   психологического   семинара “Стремление   к   успеху”   для   работы   с   детьми   и   подростками   //   Семейная психология и семейная терапия. ­ 2000. № 1.  5 Гнездилова, О.Н., Фокина, Н.В., Развитие личности подростка в современной школе. М.: МПСИ, Воронеж: «Модэк», 2006. 160 с. 6 Гребенкин,   Е.В.,   Школьная   конфликтология   для   педагогов   и родителей. Ростов­н/Дону: Феникс, 2013. 171 с.  7 Дорохова   М.В. социально­ психологического   тренинга   на   тревожность   у   подростков.   //   Журнал практического психолога. ­ 1996. № 6.   Исследование   влияния   8 Ипатов,   А.   Подросток:   от   саморазрушения   к   саморазвитию (программа психологической помощи). СПб: Речь, 2011. 112 с. 9 Козлов   Н.   Лучшие   психологические   игры   и   упражнения.­ Екатеринбург, 1997. 10 Лидерс   А.Г.   Психологические   игры   с   подростками.   //   Журнал практического психолога. ­ 1996. № 2 – 5. 11 Лидерс   А.Г.  Методика   проведения  тренинга   личностного   роста для подростков. 12 Овчарова,   Р.В.   Справочник   социального   педагога.   М.:   ТЦ «Сфера», 2007. 480 с. 13 Прихожан,   А.М.,   Толстых,   Н.Н.   Психология   сиротства.СПб.: Питер, 2005. 400 с. 14 Прихожан   А.   М.   Диагностика   личностного   развития   детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с. 15 Программа   и   методические   рекомендации   психологического кружка учащихся 4 – 6 классов “Учимся общению”. ­ Киев, 1991. 16 Психолого­педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 224с. 17 Психическое развитие воспитанников детского дома./   Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.  18 Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 286с. 19 Ромек В.Г., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. 256с. 20 Сартан   Г.Н.   Психотренинги   по   общению   учителей   и старшеклассников. М.: Смысл, 1993. 32с.  21 Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия   социальной   адаптации)   /   Под   ред.   Е.Г.   Трошиной.   СПб.:   Речь, 2003. 216 стр. 22 Фопель   К.   Психологические   группы:   Рабочие   материалы   для ведущего: Практическое пособие/пер.с нем. 3­е изд., ­ М.:Генезис, 2001. – 256 с. 23 Цукерман, Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2003. 128с. 24 Шарапановская   Е.В.   В   кого   он   такой?   Воспитание   и   обучение детей с патологиями шейного отдела позвоночника и ММД. ­ Барнаул, 2000. 25 Шепелева   Л.Н.   Программы   социально­психологических тренингов. СПб.: Питер, 2006. 426с. 26 Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. ­ Спб., 1997.  27. Гражданкина Л.В., к.п.н., доцент кафедры психологии.  28.Колпакова   Н.В.,   руководитель   НМЦ   развития   психолого­ педагогического образования АКИПКРО.  Приложение № Тематика родительских собраний класс ответственные Родители – главные воспитатели 1 2 Жизнь ребенка и его успехи в школе 3 4 5 Авторитет   родителей   и   его   влияние   на развитие личности ребенка 6 7 8 9 Нравственные законы семьи – законы жизни 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Как   развивать   самостоятельность   детей, родительский контроль. 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4 Приложение Жизнестойкость – система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента:   вовлеченность,   контроль,   принятие   риска.   Выраженность   этих компонентов   и   жизнестойкости   в   целом   препятствует   возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых. Сопротивляемость  –   это   способность   к   сопротивлению   тому,   что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Устойчивость  ­   психологический   конструкт,   означающий сопротивляемость болезни или способность бороться со стрессом.      в   способности   состояние   преодолевать Эмоциональная   устойчивость  ­   неподверженность   эмоциональных состояний   и   процессов   деструктивным   влияниям   внутренних   и   внешних   —   интегральное   свойство   психики, условий.   Эмоциональная   устойчивость выражающееся     излишнего эмоционального   возбуждения   при   выполнении   сложной   деятельности. Эмоциональная   устойчивость     уменьшает   отрицательное   влияние   сильных эмоциональных   воздействий,   предупреждает   крайний   стресс,   способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических   факторов   надежности,   эффективности   и   успеха деятельности   в   экстремальной   обстановке.   Благодаря   эмоциональной устойчивости,   как   качеству   личности,   в   экстремальных   условиях обеспечивается   переход   психики   на   новый   уровень   активности:   такая перестройка се побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности. Права ребенка Права ребенка, несмотря на наличие соответствующей Конвенции ООН и  постоянную пропаганду — одна из темных лошадок правового статуса  человека. О правах человека все худо­бедно знают, понимая под человеком  совершеннолетнего, взрослого и отказывая детям — а именно так принято  называть всех тех, кто младше 18­ти в этом статусе. Но дети являются  носителями прав и свобод, то есть обладают правосубъектностью с рождения, а значит их права и свободы являются правами и свободами человека.  А как обстоят дела с дееспособностью и деликтоспособностью, спросите вы?  До 6 лет ребенок считается физиологически недееспособным в силу  отсутствия у него необходимой формы мышления — мышления абстрактного, не связанного с конкретными предметами, затем вопрос дееспособности и  деликтоспособности упираться в автономию воли — т. е. способность  самостоятельно принимать решения, которую ребенок формирует к 14­ти  годам и способности нести за свои решения и поступки ответственности, возникающей с 16­ти лет при уголовных преступлениях и с 18­ти в остальных  случаях.  В Конвенции о правах ребенка закреплены следующие положения:  1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.  2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая  гражданство, имя и семейные связи.  3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и  религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной,  письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с  помощью других средств по выбору ребенка.  4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или  психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или  грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или  любого другого лица, заботящегося о ребенке.  5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую  защиту и помощь, предоставляемые государством.  6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,  умственного, духовного, нравственного и социального развития.  Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен  вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его  достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное  участие в жизни общества.  7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение,  включая социальное страхование. 8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на  развитие личности, талантов и умственных и физических способностей  ребенка в их самом полном объеме.  9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию  своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или  языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.  10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и  развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно  участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.  11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от  выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его  здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному,  моральному и социальному развитию.  12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и  сексуального совращения.  13. Государство обязано сделать так, чтобы ни один ребенок не был  подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим  достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен  свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы  ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой  соответствующей помощи.  14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным  перемещением и невозвращением детей из­за границы.  15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного  гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы  лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.  Поскольку эти права закреплены на конвенциональном, международном  уровне национальное законодательство не может им противоречить, оно  напротив, должно их развивать и расширять.  Помимо указанных выше прав ребенок, согласно российскому  законодательству имеет:  • право на защиту своих прав и интересов, осуществляемую законными  представителями,  • право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и  другими родственниками в порядке, установленном законом, если он  находится в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под  стражу, нахождение в медицинской организации и другое),  • право на учет мнения ребенка в семейных делах и на обязательное согласие  мнения ребенка старше 10 лет в ряде предусмотренных Семейным кодексом  случаев (смена имени и фамилии, восстановление и ограничение родительских прав в отношении ребенка, усыновление),  • право в доступной форме получать информацию о состояние собственного  здоровья, с 15 лет — право на добровольное информированное согласие на  медицинское вмешательство,  • с 10 лет — право вступления в детские, с 14 — в молодежные организации и  объединения,  • в возрасте 6­14 лет — самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки,  сделки направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие  нотариального удостоверения, сделки по распоряжению "карманными  деньгами", • в возрасте 14­18 лет ­ право на право собственности, на распоряжение  своими доходами и имуществом с согласия законных представителей,  исключая распоряжении заработком и доходами, авторскими правами,  мелкими бытовыми сделками и отношениями с банками,  • право на труд (с 14 лет — с согласия законно представителя и органа опеки  и попечительства имеют право на легкий труд, не причиняющий вред  здоровью, с 15 лет — без согласия оных, с 16 — в свободное от учебы время)  с сокращенной продолжительностью рабочего времени,  • с 14­16 лет — в зависимости от законодательства субъекта федерации  ребенок может вступать в брак,  • с 14 лет — ответственность за некоторые виды уголовных преступлений  (убийство, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбор,  совершение терракта и т. д.), с 16 лет — полная уголовная и  административная ответственность,  • с 14 лет — право управления велосипедом на дорогах общего пользования, с 16 — мотоциклом или мотороллером. Международные документы о защите прав детей.        Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и  Конвенция ООН о правах ребенка.        Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV)  Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного  нормативного документа сказано: «…принимая во внимание, что  человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная  Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью  обеспечить детям счастливое детство»[1]. Правам  ребенка (им согласно  документу является человеческое существо в  возрасте до 18 лет) в Конвенции посвящено 54 статьи. Их принято делить на  несколько групп: 1. Основные права: на жизнь, имя, гражданство и др. 2. Права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь. 3. Права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка:  право на свободу мнений, свободу совести, религии и др. 4. Права, сохраняющие здоровье и содействующие физическому развитию  детей. 5. Права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в  частности право на образование. 6. Права, защищающие ребенка в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и др.       Возможности реализации прав ребенка в различных регионах и  государствах, конечно, неодинаковы. Но все государства, подписавшие  конвенцию, обязаны выполнять ее положение в соответствии с ее «духом и  буквой». А дух конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно  больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».  Глава 2. Права ребенка в школе.   Для выяснения степени уровня знаний школьников,  некоторым  учащимся  были заданы следующие вопросы: 1. Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе? 2. Какие права в нашей школе вы имеете? 3. Какие обязанности есть у учеников в нашей школе?       Опрошенные респонденты отметили в основном, что у них есть право   на    бесплатное образование  и на неприкосновенность. К обязанностям  школьников они отнесли: посещать школу, добросовестно учиться,  осуществлять дежурство по школе и классу, не портить имущество школы,  соблюдать дисциплину.         В нашей школе имеются определённые правила поведения: 1. Общие правила поведения. 2. Поведение на занятиях. 3. Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятий. 4. Поведение учащихся в столовой. 5. Обязанности дежурного по классу. 6. Рекомендации к внешнему виду учащихся. Глава 3. Права ребенка дома       Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства,  отвечающий за социализацию новых поколений. Некоторые права детей дома: 1. Право на жизнь; 2. Право не подвергаться насилию; 3. Право на личную неприкосновенность; 4. Право на проживание в семье; 5. Право на заботу и содержание со стороны родителей; 6. Право на получение образования в школе в учебное время; 7. Право на организацию отдыха, занятости, досуга.  Обязанности родителей (законных представителей): 1. Не допускать того, чтобы несовершеннолетние в учебное время  находились в Интернет ­ залах, развлекательных комплексах и  заведениях. 2. Не допускать употребления несовершеннолетними психотропных и  (или) одурманивающих веществ, алкогольной продукции, курения  табака. 3. Принимать меры по недопущению участия несовершеннолетних в  конкурсах красоты.  4. Принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в  игорных заведениях; организациях, пропагандирующей насилие и  жестокость, порнографию, наркоманию.  5. Принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних без  сопровождения родителей в организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной  продукции,  пива. Классный час "Азбука прав ребёнка"  Цели:  •    познакомить с основными правами ребёнка, прописанными в "Конвенции ООН о правах  ребёнка", •    показать значимую роль семьи в исполнении этого закона; •    развитие речи и памяти учащихся; •    способствовать воспитанию чувства уважения к семье, •    развивать познавательные процессы, самостоятельность мыслительной деятельности;  умение находить решение проблемы, используя знания; тренировка памяти,  наблюдательности.  •    воспитывать нравственные качества и привычки;  формировать навык сотрудничества. Оборудование:  компьютер, проектор, диск с мультфильмом, текст Конвенции, книга А.Толстого "  Золотой ключик или приключение Буратино", смайлики весёлые и грустные для каждого  ученика. Ход классного часа: Учитель. ­  Ребята, сегодня я  принесла вам интересную книгу. Кто из вас догадается. Кто  главный герой и как её название? Послушайте внимательно загадку: Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с ... (Буратино) ­Кто знает сказку " Золотой ключик или приключение Буратино" А. Толстого?  ­Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в  кукольном театре). ­Как Карабас Барабас обращается с куклами? (Выслушиваются ответы детей). С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить  это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей  было счастливое детство. Был составлен документ ­ Конвенция о правах ребенка, где  записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей  ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49. Она  ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для  Российской Федерации 15 сентября 1990 года. ­Как вы думаете, какие же права имеют дети? Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков. (Просмотр видеоклипа с песней «Я имею прово…») Учитель. ­ О каких правах вы услышали в песенке Смешариков? (О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь). ­ Прочитайте тему классного часа, написанную на доске. Учитель.  В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их  толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной  незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую  защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую  жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения.  Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Просмотр мультфильма «Право на имя» с дальнейшим его обсуждением. ­ Вот теперь ребята и мы с вами, как, всеми любимые герои Смешариков, напишем наши  имена на красивых листочках и подарим их нашему гостю Крошу. ( Дети пишут свои имена и прикрепляют листочки – шарики на доску).  ­ Молодцы! Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье.  Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Что такое семья?  Это слово понятно всем как слова "хлеб", "вода". Семья для каждого из нас ­ самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят  взаимопонимание, доверие и тепло ­ это настоящее счастье.  Семья ­ людей святой оплот  Надежду жить она дает, Дает простор, дает тепло Проблемам и беде назло. Семья дает поддержку нам, С ней все по силам, по зубам, Все по плечу и по судьбе ­ Семья, святой поклон тебе! В семейном кругу мы с вами растем  Основа основ ­ родительский дом.  В семейном кругу все корни твои,  И в жизнь ты входишь из семьи.  В семейном кругу мы жизнь создаем,  Основа основ ­ родительский дом. Вот какие замечательные стихи существуют о семье. Учитель. Расскажите о ваших семьях.  (Заслушиваем выступления учащихся). После рассказа о своей семье каждый рисует свою  семью. Итог. Учитель. ­ Что нового для себя вы узнали на классном часе? ­О каких правах узнали? ­А почему вы должны знать права свои? ­Кто помогает в соблюдении ваших прав? ­Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права? Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы  поговорим о ваших обязанностях. Рефлексия. Покажите смайлик, который отражает ваше настроение. Почему? Спасибо за сегодняшнее сотрудничество. «Мои жизненные ценности » Цель урока: 1.  Дать понятие об основных жизненных ценностях. 2.  Формирование навыков жизнестойкости. 3.   Создать   условия   для   саморазвития,   определения   собственных жизненных ценностей. Оборудование:  Презентация, видеопроектор, видео, музыкальное оформление, место для игры,   сундучок   с   ситуациями,   листочки   с   написанными   жизненными ценностями.  Ход занятия. 1. Вступительное слово учителя. ­   Добрый день! Сегодня мы собрались за, чтобы обсудить, что значит «жизненные   ценности»,   какие   вы   себе   представляете   свои   жизненные ценности,  ведь, наверняка, вы уже начинаете задумываться о своем будущем, о том, чего вы хотите достичь в этой жизни. Итак, тема нашего занятия «Мои жизненные ценности». Тема очень важная и нужная (слайд 1). ­ Эпиграфом к нашему занятию я взяла   слова Л.Н.Толстого «Я был бы  несчастливейшим из людей, если бы не нашёл  цели, ценности для моей  жизни» (слайд 2). Как вы понимаете эти слова? ­ Как вы понимаете «жизненные ценности»? (работа с определением) Ценности – что это? ­ это представление человека о самом важном в жизни, это то,  что наполняет смысл его существования; ­ это положительная значимость чего­либо, не подвергающееся сомнению; ­ это идеал, к которому человек стремится всю жизнь. Жизненные ценности человека ­ это фундамент, на котором базируется вся его жизнь (слайд 3).   ­ Выполним такое упражнение «Можно ли назвать это ценностью?» (любовь, война,   дружба,   мудрость,   равнодушие,   прогулка­   не   ценность,   не   идеал, приятно для всех). (слайды 4­9) Обсуждение ответов.  2. Работа со списком ценностей.    Зачем человеку знать свои ценности? (смысл жизни, как мы ведём себя в конкретных ситуациях) Как вы думаете,  какие бывают жизненные ценности, назовите их? (ответы детей)    Список ценностей (слайд 11). Жизненные   ценности:   здоровье,   любовь,   семья,   красота,   спокойствие, гармония, саморазвитие, деньги, доброта, верность, взаимопомощь, честность, хорошая   работа,   самореализация,   вера   в   бога,   карьера,   творчество   (досуг, хобби), общение, образование, дружба, власть, свобода, мир во всём мире, слава, справедливость, дом, квартира, благодарность, уважение, дети, машина, …  Как вы думаете, на какие большие две группы можно разделить эти ценности условно?   На материальные и духовные (нематериальные) (слайд 12­16).Как вы думаете, какие важнее? Докажите свою точку зрения. Обсуждение ответов детей.  Пример о жизни миллионеров. 3. Дети читают стихотворение.  1.  В жизни по­разному можно жить, В горе можно и в радости. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнажённою солнце достать И подарить его людям!  2. Откинув бремя повседневности, В ночной целительной глуши Перебираю драгоценности Хранимые на дне души. Их у меня не так уж много, Но больше и не надо мне. При подведении итогов Они не падают в цене! 4. Видеоролик  «В жизни, как в  небе». Задумайтесь над этими словами. 5. Игра «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»  Стулья стоят кругом, ведущий стоит в центре круга и произносит фразу:  «Поменяйтесь местами те, кто ценит…» (дружбу, деньги , власть, свободу, …). Те, кто считает что это высказывание относится к ним,  должны встать со  своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место.  Оставшийся  без стула становится новым  водящим. 6. Работа с притчей.        Две лягушки попали в кувшин со сметаной, выбраться не могли, как ни старались. Одна отчаялась, перестала сопротивляться,   и пошла на дно.   А вторая не сдавалась, продолжала барахтаться и пыталась выбраться наружу. От ее движений сметана постепенно сбивалась в масло, и через некоторое время лягушка выпрыгнула из кувшина. (слайд17). Обсуждение притчи, какой вывод можно сделать? При   любых   жизненных   трудностях   не   нужно   складывать   руки,   а продолжать бороться за своё счастье, свои жизненные ценности. 7. Упражнение «Разбор ситуаций». (слайд 18) Предложить   ребятам   заранее   записать   свои   «трудности»   и   сдать листочки, которые помещаются в шкатулку. Далее вынимать по одной записке из шкатулки и обсуждать ситуации. Предложить детям написать как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы. Заметить,   что   победит   тот,   кто   предложит   больше   вариантов.   Победит   и здесь, в классе, и, безусловно, в жизни.   Примеры трудных ситуаций для данного возраста: несчастная любовь, отвержение группой, конфликты с учителями,   позор,   «разборки»,   одиночество   и   др.Обсуждение         следует проводить   по   каждой   предложенной   ситуации.   При обсуждении любой ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь — это высшая ценность, что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.  8. Составление своих  «Жизненных ценностей».  Каждый из детей составляет свои составляющие счастья, то есть свои жизненные   ценности   из   общего   списка.   Дети   приклеивают   их   на индивидуальный   листочек   и   представляют   остальным.   Идёт   обсуждение   и анализ выбора. Жизненные   ценности:   здоровье,   любовь,   семья,   красота,   спокойствие, гармония, саморазвитие, деньги, доброта, верность, взаимопомощь, честность, хорошая   работа,   самореализация,   вера   в   бога,   карьера,   творчество   (досуг, хобби), общение, образование, дружба, власть, свобода, мир во всём мире, слава, справедливость, дом, квартира, благодарность, уважение, дети, машина, жизнь…  9. Рефлексия. (слайд 20) ­СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (А)... ­ МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ... ­ СЕГОДНЯ БЫЛО ИНТЕРЕСНО...  10. Видеоролик «На что мы тратим жизнь». И   в   заключение   хочу   показать   видеоролик   «На   что   мы   тратим   жизнь», задумайтесь над его сюжетом. Спасибо всем за активную работу и внимание! (слайд 21)  Анкета для учащихся 1.Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка (в школе, дома)?  А) да,    б) нет,   в) затрудняюсь ответить. 2. Знаете ли вы, кто обеспечивает и гарантирует легитимную реализацию прав ребенка? А) родители,   б) государство (городская администрация),   в) школа,  г) затрудняюсь  ответить. 3. Меняются ли права ребенка в зависимости от приближения к совершеннолетию? А) да, б) нет,  в) затрудняюсь ответить.  4.  По вашему мнению, разграничиваются ли в нашем государстве (школе, дома)  права,  обязанности и свободы ребенка? А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить. 5. Знаете ли вы кто такой омбудсмен? А) да,    б) нет,   в) затрудняюсь ответить. 6. Укажите, какими  гражданскими правами обладают дети (в школе, дома):  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Считаете ли вы, что необходимо расширить права ребенка? А) да,   б) нет,  в) затрудняюсь ответить. 8. Известны ли вам случаи нарушения прав ребенка? А) да, б) нет,  в) затрудняюсь ответить. 9. Как вы считаете, кто чаще всего является нарушителем прав ребенка: А) в обществе_____________________________________________ Б) в школе________________________________________________ В) дома __________________________________________________. Анкета  для учителей 1.Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе? А) да,    б) нет,   в) затрудняюсь ответить. 2.Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в доме?  А) да,    б) нет,   в) затрудняюсь ответить. 3. Знаете ли вы, кто обеспечивает и гарантирует легитимную реализацию прав ребенка? А) родители,   б) государство (городская администрация),   в) школа,  г) затрудняюсь  ответить. 4. Меняются ли права ребенка в зависимости от приближения к совершеннолетию? А) да, б) нет,  в) затрудняюсь ответить.  5.  По вашему мнению, разграничиваются ли в нашей школе права обязанности и свободы  ребенка? А) да, б) нет, в) затрудняюсь ответить. 6. Знаете ли вы кто такой омбудсмен? А) да,    б) нет,   в) затрудняюсь ответить. 7. Укажите, какими  гражданскими правами обладают дети в школе, дома:  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Считаете ли вы, что необходимо расширить права ребенка в школе, дома? А) да,   б) нет,  в) затрудняюсь ответить. 9. Известны ли вам случаи нарушения прав ребенка? А) да, б) нет,  в) затрудняюсь ответить. 10. Как вы считаете, кто чаще всего является нарушителем прав ребенка: а) в школе________________________________________________ б) дома __________________________________________________.

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости

"Учимся принимать решение "рабочая тетрадь по жизнестойкости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2017