«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
19.09.2018
Общение в педагогической деятельности это не просто одна из функций педагога, это универсальное средство и форма этой деятельности. Данная статья подготовлена к выступлению на методическом объединении классных руководителей по теме "Взаимоотношения в системе учитель - ученик". В данной статье представлены основные модели общения педагога с учащимися.
Учитель и ученик модели общения.docx
Калина Виктория Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7
село Чкаловское Приморского края
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях
реализации ФГОС»
Отношения – это сознательная, избирательная связь личности с различными
сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях.
Отношения выступают движущей силой личности, характеризуя степень
интереса, силу эмоций, желаний и потребностей.
Учитель и ученик это две наиболее важные фигуры в школе. И от того,
какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в
процессе обучения и воспитания.
По старым стандартам основная задача образовательного процесса
развитие знаний, умений, навыков. В новых условиях первостепенной
задачей является универсальность, междисциплинарность, субъектность. В
связи с этим должна быть модернизирована система управления школой:
важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье
учащихся,
создание
индивидуализация образовательных маршрутов,
психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Особое значение приобретает сопровождение взаимодействия «учитель –
ученик». Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а
ученик их перенимает.
Целью психологического сопровождения является создание социально –
психологических условий для развития личности учащихся и их успешного
обучения. В ходе психологического сопровождения решаются следующие
задачи:
систематически отслеживать психологопедагогический статус ребенка и
динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;
создать специальные социальнопсихологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс
педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности
реальный психологический контакт, который должен возникнуть между
педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании
служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит
организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого
уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать
общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль
здесь играет стиль общения.
Стиль общения представляет собой индивидуальнотипологические
особенности взаимодействия педагога и обучающегося,
выражает
коммуникативные возможности педагога, а также достигнутый уровень
взаимоотношений педагога и воспитанников.
В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но
остановимся на основных:
1. Доверительно – диалогический стиль характеризуется высокой степенью
активности, эффективного общения, педагогическим оптимизмом педагога,
его стремлением к сотрудничеству с детьми, индивидуальному подходу,
профессионализму и личностному росту.
2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе
с учениками, отзывчивости, понимании детей. Однако в этом стиле есть
несколько отрицательных моментов, которые выражаются в слабой
рефлексии, отсутствии стремления к личностному росту, подмене активности
учащихся личной активностью самого педагога.
3. Конформный стиль определяется поверхностным общением с учениками,
недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у
педагога,
внешняя доброжелательность сочетается с внутренним
безразличием или тревожностью педагога, ориентацией на репродуктивную
деятельность учащихся, лабильностью или, наоборот, низкой самооценкой
педагога.
4.
Пассивноиндифферентный стиль проявляется в замкнутости
преподавателя, низкой чувствительности к состоянию учащихся, высокой
самооценке и, наоборот, низкой самооценкой преподавателя. 5. Рефлексивно – манипулятивный стиль это эгоцентрическая
направленность педагога, высокая требовательность и потребность в
достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учеников в сочетании
с собственной закрытостью, неискренностью, высокой самооценкой.
6. Авторитарно – монологический стиль определяется ориентацией
преподавателя на принуждение, требовательностью согласия с педагогом при
игнорировании собственной точки зрения отдельного учащегося или класса в
целом, стереотипизацией педагогических действий.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не
исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной
практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы,
дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие
взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем.
При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога
оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко
проявляется индивидуальность личности.
Общение это процесс развития и становления отношений между
субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является
основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим
способам мышления.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то
необходимо выделить две основные модели общения: учебнодисциплинарную
и личностноориентированную.
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том,
обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Профессиональноважные качества педагогического общения:
интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения,
общительность, коммуникативные качества;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
гибкость, оперативнотворческое мышление, обеспечивающее умение быстро
и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро
изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения,
индивидуальных особенностей учащихся;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями,
своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями,
чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия
своих воздействий;
хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый
лексический запас, правильный отбор языковых средств;
владение искусством педагогических переживаний, которые представляют
сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически
целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом
направлении;
способность к педагогической импровизации, умение применять все
разнообразие средств.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и
есть главные задачи, без которых новые требования ФГОС к организации
учебновоспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современной школе нужны компетентные, инициативные учителя, открытые
ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития
школьников,
Задача педагога – стать
самостоятельными, помочь учащимся найти себя в будущем, творческими и
уверенными в себе людьми.
знающие свой предмет.
Смена парадигмы от знаниецентристской к компетентностному
образованию предъявляет серьезные требования к учителю. Основная
функция управление процессом обучения, воспитания, развития и
формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога
новой формации, разработанная Министерством образования и науки РФ,
предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа
– профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях
систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства,
саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик
нового педагогического профессионализма современного учителя признаются
его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению
собственного опыта. В каждом сложившемся педагогическом коллективе, кроме
индивидуального стиля общения педагога, существует общий стиль общения
педагогов с детьми. Писатель Сергей Львов в своем очерке «Крик» пишет:
«Мне часто приходится выступать в школах. Я почти всегда знаю наперед,
каким окажется общение с аудиторией — раскованным, радостным,
творческим или напряженным, тягостным. Важнейший признак— звучат ли в
вестибюле и в коридорах громкие окрики педагогов или все пожелания,
замечания, требования высказываются спокойными голосами. Громкость
учительских голосов — безошибочный индикатор уровня школы».
Формируя и определяя общешкольную психологическую атмосферу,
общий стиль общения существенно влияет и на индивидуальные стили
общения учителей. В связи с этим мы должны говорить не просто о
технологии общения, а о его нравственной атмосфере. И как важно, чтобы в
коллективе царил климат вежливости и тактичности, взыскательности и
деликатности!
Верно найденный стиль педагогического общения, как общий, так и
индивидуальный, способствует решению целого комплекса задач: вопервых,
педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога,
общение с аудиторией становится приятным, органичным для самого
педагога; вовторых, существенно облегчается процедура налаживания
взаимоотношений; втретьих, повышается эффективность такой важнейшей
функции педагогического общения, как передача информации, и все это
происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на
всех этапах общения
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.