«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.8

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
19.09.2018
«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Общение в педагогической деятельности это не просто одна из функций педагога, это универсальное средство и форма этой деятельности. Данная статья подготовлена к выступлению на методическом объединении классных руководителей по теме "Взаимоотношения в системе учитель - ученик". В данной статье представлены основные модели общения педагога с учащимися.
Учитель и ученик модели общения.docx
Калина Виктория Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 село Чкаловское Приморского края «Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»      Отношения – это сознательная, избирательная связь личности с различными сторонами жизни, которая выражается в действиях, реакциях и переживаниях. Отношения   выступают   движущей   силой   личности,   характеризуя   степень интереса, силу эмоций, желаний и потребностей.      Учитель и ученик ­ это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие   отношения   складываются   между   ними,   зависит   во   многом   успех   в процессе обучения и воспитания.           По   старым   стандартам   основная   задача   образовательного   процесса развитие   знаний,   умений,   навыков.   В   новых   условиях   ­   первостепенной задачей   является   универсальность,   междисциплинарность,   субъектность.   В связи   с   этим   должна   быть   модернизирована   система   управления   школой: важное   место   в   образовательном   процессе   занимают   психическое   здоровье учащихся,   создание   индивидуализация   образовательных   маршрутов, психологически безопасной и комфортной образовательной среды.       Особое значение приобретает сопровождение взаимодействия «учитель – ученик». Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.        Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.   В   ходе   психологического   сопровождения   решаются   следующие задачи: ­ систематически отслеживать психолого­педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; ­формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; ­ создать специальные социально­психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.             На   сегодняшний   день   продуктивно   организованный   процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный   психологический   контакт,   который   должен   возникнуть   между педагогом   и   детьми.   Педагогическое   общение   в   обучении   и   воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.          В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация   продуктивного   общения,   предполагающая   наличие   высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.         Стиль   общения   представляет   собой   индивидуально­типологические   особенности   взаимодействия   педагога   и   обучающегося,   выражает коммуникативные   возможности   педагога,   а   также   достигнутый   уровень взаимоотношений педагога и воспитанников.             В   наши   дни   выделяют   много   стилей   педагогического   общения,   но остановимся на основных: 1. Доверительно – диалогический стиль характеризуется высокой степенью активности,  эффективного  общения, педагогическим  оптимизмом   педагога, его   стремлением   к   сотрудничеству   с   детьми,   индивидуальному   подходу, профессионализму и личностному росту. 2. Альтруистический стиль выражается в полной самоотдаче учителя в работе с   учениками,   отзывчивости,   понимании   детей.   Однако   в   этом   стиле   есть несколько   отрицательных   моментов,   которые   выражаются   в   слабой рефлексии, отсутствии стремления к личностному росту, подмене активности учащихся личной активностью самого педагога. 3. Конформный стиль определяется поверхностным общением с учениками, недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у педагога,   внешняя   доброжелательность   сочетается   с   внутренним безразличием   или  тревожностью   педагога,  ориентацией   на  репродуктивную деятельность   учащихся,   лабильностью   или,   наоборот,   низкой   самооценкой педагога. 4.   Пассивно­индифферентный   стиль   проявляется   в   замкнутости преподавателя,   низкой   чувствительности   к   состоянию   учащихся,   высокой самооценке и, наоборот, низкой самооценкой преподавателя. 5.   Рефлексивно   –   манипулятивный   стиль   ­   это   эгоцентрическая направленность   педагога,   высокая   требовательность   и   потребность   в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон учеников в сочетании с собственной закрытостью, неискренностью, высокой самооценкой. 6.   Авторитарно   –   монологический   стиль   определяется   ориентацией преподавателя на принуждение, требовательностью согласия с педагогом при игнорировании собственной точки зрения отдельного учащегося или класса в целом, стереотипизацией педагогических действий.          В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают   все   богатство   самопроизвольно   выработанных   в   длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие   неожиданные   эффекты,   устанавливающие   или   разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При   этом   найденный   и   приемлемый   стиль   общения   одного   педагога оказывается  совершенно  непригодным   для  другого.  В стиле  общения  ярко проявляется индивидуальность личности.            Общение   ­   это   процесс   развития   и   становления   отношений   между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить  учеников к своим способам мышления.           Если   рассматривать   общение   как   сквозной   процесс   в   обучении,   то необходимо выделить две основные модели общения: учебно­дисциплинарную и личностно­ориентированную.       Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога. Профессионально­важные качества педагогического общения: ­ интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества; ­ способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;  ­ гибкость, оперативно­творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и   правильно   ориентироваться   в   меняющихся   условиях   общения,   быстро изменять   речевое   воздействие   э   зависимости   от   ситуации   общения, индивидуальных особенностей учащихся;  ­ умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; ­   умение   управлять   собой,   управлять   своими   психическими   состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;  ­ способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;  ­ умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;  ­   хорошие   вербальные   способности:   культура,   развитость   речи,   богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;  ­ владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав   жизненных,   естественных   переживаний   педагога   и   педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;  ­   способность   к   педагогической   импровизации,   умение   применять   все разнообразие средств.          Учитель,   его   отношение   к   учебному   процессу,   его   творчество   и   профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главные задачи, без которых новые требования     ФГОС   к организации учебно­воспитательного   процесса   в   школе   не   могут   существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников,   Задача   педагога   –   стать самостоятельными, помочь учащимся найти себя в будущем, творческими и уверенными в себе людьми.    знающие   свой   предмет.           Смена   парадигмы   от   знаниецентристской   к   компетентностному образованию   предъявляет   серьезные   требования   к   учителю.   Основная функция   ­   управление   процессом   обучения,   воспитания,   развития   и формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога новой   формации,   разработанная   Министерством   образования   и   науки   РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. В   каждом   сложившемся   педагогическом   коллективе,   кроме индивидуального стиля общения педагога, существует общий стиль общения педагогов с детьми. Писатель Сергей Львов в своем очерке «Крик» пишет: «Мне часто приходится выступать в школах. Я почти всегда знаю наперед, каким   окажется   общение   с   аудиторией   —   раскованным,   радостным, творческим или напряженным, тягостным. Важнейший признак— звучат ли в вестибюле   и   в   коридорах   громкие   окрики   педагогов   или   все   пожелания, замечания,   требования   высказываются   спокойными   голосами.   Громкость учительских голосов — безошибочный индикатор уровня школы».           Формируя   и   определяя   общешкольную   психологическую   атмосферу, общий   стиль   общения   существенно   влияет   и   на   индивидуальные   стили общения   учителей.   В   связи   с   этим   мы   должны   говорить   не   просто   о технологии общения, а о его нравственной атмосфере. И как важно, чтобы в коллективе   царил   климат   вежливости   и   тактичности,   взыскательности   и деликатности!           Верно   найденный   стиль   педагогического   общения,   как   общий,   так   и индивидуальный, способствует решению целого комплекса задач: во­первых, педагогическое   воздействие   становится   адекватным   личности   педагога, общение   с   аудиторией   становится   приятным,   органичным   для   самого педагога;   во­вторых,   существенно   облегчается   процедура   налаживания взаимоотношений;   в­третьих,   повышается   эффективность   такой   важнейшей функции   педагогического   общения,   как   передача   информации,   и   все   это происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на всех этапах общения

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»

«Учитель и ученик: модели общения педагога с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.09.2018