Работа представляет собой полный конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Учитесь писать письма"
На уроке будем говорить: для чего пишут письма, как писать письма и почему писать письма нужно.
Древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному искусству – умению писать письма и необходимости возрождения утерянных культурных традиций, важности, значимости эпистолярного жанра посвящается урок.конспект
Урок русского языка на тему «Учитесь писать письма!»
Цели:
вовлечь учащихся в процесс возрождения искусства эпистолярного сочинительства;
помочь детям понять необходимость возрождения утерянных культурных традиций,
важность, значимость эпистолярного жанра;
организовать творческую деятельность учащихся по оформлению, составлению письма на основе
изученного ранее;
познакомить детей с особенностями альтернативного вида переписки (электронная почта),
сформировать отношение к данному виду общения;
воспитывать в детях чувства доброты, чуткости, внимания к родным и близким, такта, любви к родному
языку.
Оборудование:
презентация «Пиши мне послание…»;
газета, выполненная учениками на тему «Особенности письма как разновидности текста, его части»;
компьютер;
песня «Напиши мне письмо». Слова М.Рябинина, музыка В.Добрынина.
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодняшний наш урок я начну признанием одного молодого человека: «Я не умею писать
писем! Для чего их вообще пишут! Лучше я Вам по телефону позвоню». Ситуация, мне кажется, вам
очень знакома. Но на уроке мы с вами как раз об этом и будем говорить: для чего пишут письма, как
писать письма и почему писать письма нужно.
Древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма и
необходимости возрождения утерянных культурных традиций, важности, значимости эпистолярного
жанра мы посвящаем наш урок.
2.Звучит песня «Напиши мне письмо». Слова М.Рябинина, музыка В.Добрынина.
3.Вопрос учителя к классу: А как вы думаете, почему так важно для человека писать письма, получать письма? Зачем люди
вообще придумали письмо? (Ответы детей).
4. Обобщение учителя:
Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого,
родного человека. Письма – это содержательный, взаимно обогащающий диалог. В письме, как и в
личном дневнике, человек сосредоточивается, сам себя систематизирует и « итожит», сам себя
познает, объясняет себя другому.
Эпистолярная речь – показатель культуры и самосознания человека. Давайте вспомним об
особенностях письма как разновидности текста (речевой жанр), его частях.
5.Работа по газете, выполненной учащимися к уроку «Особенности письма как разновидности
текста, его части».
Выступления учащихся (каждый приготовил страничку газеты).
1 страница «Словарь». Выступает 1ый ученик.
ЭПИСТОЛА – лат. письмо, послание.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ – свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем
(например, эпистолярный роман).
АДРЕСАНТ – отправитель письма, автор письма.
АДРЕСАТ – получатель письма.
2 страница «Части письма».
2ой ученик:
Письмо обычно состоит из нескольких частей: 1 часть – приветствие (или обращение) к тому, кому
адресовано письмо.
3ий ученик:
Вторая часть – вступление, в котором адресант выражает заинтересованность в переписке; это
первый абзац письма, содержащий ответную реплику на полученное послание, извинения; иногда
отправитель ставит вопросы о жизни получателя письма, высказывает пожелание в его адрес.
4ый ученик:
Третья часть основная. В ней излагается информация, значимая и для адресанта, и для адресата.
5ый ученик:
Четвертая часть – заключение, в котором автор письма иногда подводит итоги и ставит вопросы для
ответа в следующем письме; выражает уважение, дружеские чувства, преданность, любовь;
прощается.
6ой ученик:
Пятая часть – обязательно подписи и дата.В ходе работы с газетой учащиеся в тетрадях по развитию речи делают записи, которые являются
конспектом услышанного.
6.Задание учителя:
На основе записей в тетради составьте развернутую схему письма.
7.Работа учащихся самостоятельно.
8. Краткое обсуждение (очень тактично – ведь это личное) полученных материалов.
9.Слово учителя:
Письмо – это целое искусство сочинительства. Оно может быть адресовано родным и близким,
друзьям, а также малознакомым и даже незнакомым людям. Письма используются в официальной и
неофициальной сферах, могут содержать самую разную информацию: факты, сведения, оценочные
высказывания и т.д. Письма пишут для того, чтобы сообщить о чемто, поделиться впечатлениями,
чувствами, мыслями; пригласить, поздравить, поблагодарить, попросить, посоветовать. Письма
преследуют определенную цель. Задача автора – определить главную цель письма, то есть для чего
ты его пишешь, и постараться написать письмо так, чтобы поставленная цель была достигнута. Кроме
всего сказанного, письмо должно быть написано аккуратно, красивым почерком, четким, ясным
языком, без орфографических и пунктуационных ошибок.
10. Выступление группы оппонентов.
1ый ученик:
Я, как и некоторые из моих одноклассников, общаюсь с друзьями и близкими по электронной почте
(Интернету). Это очень интересно, удобно и современно.
2ой ученик:
И правила, оказывается, для составления электронного письма те же самые. И «конверт» есть, и
адрес получателя.
3ий ученик:
И отвечать на письмо желательно сразу же, не откладывая в долгий ящик.
4ый ученик:
огорчение. улыбка, значок :о – удивление, значок А еще в электронном письме можно
использовать интересные значки, которые заменяют несловесные средства устной речи: улыбку,
удивление, огорчение. Эти значки называются смайлики. Значок
5ый ученик: Письмо по электронной почте преодолевает пространство за секунды, минуты. Ответ можно
получить тоже очень быстро, в течение нескольких минут.
6ой ученик:
Письма могут храниться в памяти компьютера сколько угодно времени. Можно легко найти и
перечитать их (и письмо, и ответ).
7 ученик:
В отличие от обычной почты электронные письма всегда попадают по назначению, никогда не
теряются. Никто, кроме того, с кем ты переписываешься, не может прочитать твое письмо!
11. Корректное слово учителя:
Позвольте с некоторыми вашими аргументами не согласиться. Электронные письма иногда теряются,
например, если неисправен ваш компьютер (в частности модем) или компьютер провайдера
(поставщика услуг Интернета). Да и любой человек, имеющий доступ к вашему компьютеру, может
прочитать электронное письмо. Конечно, есть преимущества переписки по электронной почте. В
официальной сфере – да, быстро, удобно, надежно. А в личной переписке? Быстро – а подумать над
ответом? Собраться с мыслями, разобраться в чувствах, которые переполняют от полученной
информации, принять правильное решение? Разве в таких вопросах быстрее – правильнее? А еще
порой, если люди незнакомы лично, они общаются «под маской», то есть от имени вымышленных
персонажей (можно скрыть свой возраст, пол, преувеличить силу, красоту, изменить социальный
статус). С кем общаешься? Тебе нужен такой обманный мир общения? Незнакомые в реальной жизни
люди могут почти безнаказанно проявлять агрессию, высказывать угрозы, оскорбления. В чем
удовольствие?
Выработаны правила, которые относятся к переписке по электронной почте с незнакомыми людьми.
Запомните их, пожалуйста: не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе; никогда не
пытайтесь представить себя тем, кем вы не являетесь; если чувствуете дискомфорт в общении,
уходите ( а это, к слову сказать, не всегда удается и часто не безопасно).
12. Минисочинениерассуждение. Задание:
Решите для себя задачу: «Ваня и Таня подружились во время летнего отдыха на море. Они живут в
разных городах. Ваня предлагал переписываться с помощью электронной почты, а Таня – обычной
(хотя у нее есть компьютер и Интернет). А вы какой вид переписки предпочитаете? Вы имеете право
на любое решение. Но не торопитесь! Посмотрите и послушайте. У нас с вами не открыта еще одна
страница урока.
13. Группа учащихся представляет презентацию «Пиши мне послание…». Работа с компьютером.
Вступление.
Хоть редко мы пишем письма обычной почтой, они никогда не уйдут из нашей жизни. Они возникают из
различных потребностей: чисто деловое письмо, благодарственное, поздравительное, дружеская
исповедь, монолог автора письма.
Умели когдато наши соотечественники писать письма! Умели и любили! Тогда не хватали открытку,
чтобы вывести на ней торопливо: «…и счастья в личной жизни»! Тогда перипетии этой «личнойжизни» доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и адресата, перебеливали черновик,
чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, оставался тайной писавшего, а читающий воспринял
бы найденное как единственное. Сколько души вкладывали в каждую строчку люди старшего
поколения! Какую память о себе оставили… Вот бабушкино письмо – всегото полстранички неровным
старательным почерком. И нет в нем ничего, кроме немудрящих домашних новостей да рассказа о том,
во что в этом году варенье обойдется, а сердце защемило! А запах духов любимой, исходящий от
многочисленных страниц! А расплывшаяся от слезы буква! А любимые закорючки…
Что же говорить о письмах, в которых дышит история? Их авторами были люди, творившие нашу
культуру, науку, политику. Для нас драгоценно каждое их слово, даже самое незначительное. И
вдесятеро дороже становится письмо, когда в нем кипят мысли и чувства человека. Тогда оно
превращается в зеркало души.
Мы предлагаем вам небольшую подборку писем знаменитых людей нашей культуры. Мы старались
найти письма, возникшие из различных потребностей. Читайте! Получайте удовольствие! Учитесь
писать сами!
ПИСЬМО 1.
И.И.Пущин – А.С.Пушкину в Михайловское.
Москва, 1825 г., февраля 18го.
Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. Деньги твои возвращаю: Вяземская
их не берет, я у себя оставить не могу; она говорит, что получит их от одесского приятеля, я говорю,
что они мне не следуют. Приими их обратно, я никак благоразумнее не умею поступить с ними.
Живи счастливо, любезнейший Поэт! Пиши мне послание и уведоми о получении суммы.
Кюхельбекера здесь нет. Он в деревне у матери и, вероятно, будет у тебя.
Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают. Я, по возможности, удовлетворяю их
любопытству. Между прочим, И.И.Дмитриев меня забросал вопросами за обедом у Вяземского.
Прощай, будь здоров. Кланяйся няне.
Твой Иван Пущин.
На днях тебе пришлю Рылеева произведения, которые должны появиться: «Войнар(овский)» и
«Думы».
Мой ад(рес): у Спаса на Песках, близ Арбата, в доме графини Толстой.
(Чисто деловое письмо, но адресованное близкому другу.)
ПИСЬМО 2.
В.Шаламов – Б.Пастернаку.
Озерки, 27 декабря 1953
Дорогой Борис Леонидович.
Горячо благодарю Вас за присланные стихи, за Ваше отношение ко мне, право, мной вовсе не
заслуженное. Как раз эти стихи мне дороги поособенному.Письмо Ваше дошло до Озерков лишь вчера, 26 декабря.
Сердечно поздравляю Вас и Вашу жену с Новым годом. Хочу, чтобы Ваш новый год был творчески
сильным, чтобы в новом году была открыта Вам дорога к свободному общению с читателем. Чтобы Вы
попрежнему были совестью нашего времени, чтобы не пришлось снова писать Магдалин. Чтобы Вы
хранили верность своему великому искусству – с той неподкупной чистотой, как Вы это делали всю
жизнь.
Я сейчас весь в Вашем романе, в его мыслях и идеях. Письмо о нем получится большое, боюсь, что оно
Вас утомит. Благодарю Вас за «Фауста» (жена мне писала) и за все, за все.
Желаю здоровья и счастья.
Ваш В.Шаламов.
(Благодарственное и поздравительное письмо старшему коллеге.)
ПИСЬМО 3.
Б.Пастернак – А.Эфрон
5 дек(абря) 1950.
Аля, родная, прости, что я так редко и мало пишу тебе, инастолько реже и меньше, чем хотел бы, что
кажется, будто не пишу совсем. Не сочти это за равнодушие или невнимание. (…)
То, что я хочу сказать тебе, выразимо в нескольких строках. Жизнь, передвижения, теснота квартир
научили меня не загромождать жилья, шкапов и ящиков стола книгами, бумагой, черновиками,
фотографиями, перепиской. Я уничтожаю, выбрасываю или отдаю все это, ограничивая рукописную
часть текущей работой, пока она на ходу, а библиотеку самым дорогим и пережитым или небывалым
(но ведь и это, к счастью, растаскивают). Когда меня не станет, от меня останутся только твои письма,
и все решат, что кроме тебя я ни с кем не был знаком. (…)
Ты опять поразительно описала и свою жизнь, и северную глушь и морозы, и было бы чистой
болтовней и празднословием, если бы я упомянул об этом только ради похвал. Вот практический
вывод. Человек, который так видит, так думает и так говорит, может совершенно положиться на себя
во всех обстоятельствах жизни. Как бы она ни складывалась, как бы ни томила и даже ни пугала
временами, он вправе с легким сердцем вести свою, с детства начатую, понятную и полюбившуюся
линию, прислушиваясь только к себе и себе доверяя.
Радуйся, Аля, что ты такая. Что твои злоключения перед этим богатством! Крепко тебя целую.
Твой Б.
(Монолог поэта, описывающего и собственный быт, и воздающего хвалу своему адресату, кстати,
Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, находилась тогда в ссылке.)
ПИСЬМО 4.
В.В.Маяковский – Л.Ю.Брик
Любимый, милый мой, солнышко дорогое, Лиленок. Может быть ( хорошо если – да!), глупый Левка
огорчил тебя вчера какимито моими нервишками. Будь веселенькая! Я буду. Это ерунда и мелочь. Я
узнал сегодня, что ты захмурилась немного, не надо, Лучик!Конечно, ты понимаешь, что без тебя образованному человеку жить нельзя. Но если у этого человека
есть крохотная надеждочка увидеть тебя, то ему очень и очень весело. Я рад подарить тебе и
вдесятеро большую игрушку, чтоб только ты потом улыбалась. У меня есть 5 твоих клочочков, я их
ужасно люблю, только один меня огорчает, последний – там просто «волосик, спасибо», а в других
есть продолжения – те мои любимые.
Ведь ты не очень сердишься на мои глупые письма? Если сердишься, то не надо – от них у меня все
праздники. Я езжу с тобой, пишу с тобой, сплю с твоим кошачьим имечком и все такое. Целую тебя,
если ты не боишься быть растерзанной бешеным собаком…
Любимая, помни меня. Поцелуй Клеста.
ПИСЬМО 5.
А это письмо я прочитаю наизусть. Звучит стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери».
ПИСЬМО 6.
А это письмо я спою. (Звучит песня «Жди меня» на слова К.М.Симонова, музыка М.Блантера в
исполнении ученика). Это самое лучшее письмо о верности.
ПИСЬМО 7.
Это письмо написано самым великим человеком на Земле, имя которому Мама. Тысячи писем вылетают
из родительского дома с любовью, молитвой, заботой, надеждой… А дети не всегда находят время
для ответа. Пишите письма матерям, когда уезжаете из родного дома. А по возможности –
приезжайте.
Отрывок из новеллы К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Катерина Петровна побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
«Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя,
подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть
и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче
осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
14.Самостоятельная работа учащихся. Сочинениерассуждение «Какой вид переписки я
предпочитаю».
15. Слово учителя:
Эпистолярный жанр, отношение к нему, попытка представить свою деятельность в этом процессе –
все это явилось содержанием вашего творческого задания. Прокомментируйте, пожалуйста, свои
работы.
16. Комментарии учеников к своим работам.17. Заключительное слово учителя и домашнее задание.
Ребята, процесс создания письма довольно сложен. Этому нужно учиться и учиться. Накапливать
жизненный опыт и опыт пишущего.
Я предлагаю вам в качестве домашнего задания написать письмо по любой из номинаций
Всероссийского конкурса «Урок письма» (в зависимости от года).
Адресата выбирайте сами – пишите друзьям, родным, близким, а можете адресовать письмо и
незнакомым людям, условно представив тех, к кому обращаетесь. Помните об основных требованиях к
составлению письма. Желаю творческого успеха!
PS.
Дети с удовольствием писали письма.
= В качестве примера хочется привести отрывок из письма на тему «Письмо в 1941й год»:
«Дорогая сестренка! Я получила твое письмо и порадовалась за тебя. Оказывается, ты уже подросла
и многое в жизни понимаешь. Рада, что ты учишься на пятерки, что ты пишешь стихи и интересуешься
историей. Недавно в газете я прочитала статью. Увидела фамилию автора и с еще большим интересом
перечитала текст. Ты замечательно пишешь о героизме советских людей во время Великой
Отечественной войны. Велик подвиг нашего народа, который одержал чрезвычайно трудную победу в
самой страшной войне ХХ века. Фашисты недооценили не только наших солдат на фронте, но и тех,
кто остался в тылу, женщин, стариков, детей, которые работали на заводах и фабриках, на колхозных
полях, работали с утра до вечера, падали от усталости, но не сдавались. Они понимали, что и от их
усердия зависит судьба Родины. К юбилею Великой Победы я собирала материалы о детях войны, о
тех, кто в 1941 году был ребенком. Оказывается, нашей бабушке Татьяне было 12 лет, когда началась
война. У нас есть старая фотография, на которой бабушка со своей мамой. Они сфотографировались
за несколько дней до начала войны: к их соседу в гости приезжал сын, военный, онто и сделал этот
снимок. Глядела я на девочку с фотографии и понимала, как она похожа на меня или я на нее.
Сколько ей пришлось пережить! Помнишь, мама рассказывала, что бабушка всегда плакала, когда
говорила или слышала о войне. Вот я и решила обратиться к той девочке с карточки в письме. Вот что
у меня получилось.
Здравствуй, милая Танечка…»
Мои ученики пишут письма, участвуют каждый год во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» и
имеют хорошие результаты.