Учитесь писать письма

  • Рабочие тетради
  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа представляет собой полный конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Учитесь писать письма" На уроке будем говорить: для чего пишут письма, как писать письма и почему писать письма нужно. Древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному искусству – умению писать письма и необходимости возрождения утерянных культурных традиций, важности, значимости эпистолярного жанра посвящается урок.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок русского языка на тему «Учитесь писать письма!» Цели: вовлечь учащихся в процесс возрождения искусства эпистолярного сочинительства; помочь детям понять необходимость возрождения утерянных культурных традиций, важность, значимость эпистолярного жанра; организовать творческую деятельность учащихся по оформлению, составлению письма на основе  изученного ранее; познакомить детей с особенностями альтернативного вида переписки (электронная почта),  сформировать отношение к данному виду общения; воспитывать в детях чувства доброты, чуткости, внимания к родным и близким, такта, любви к родному языку. Оборудование: презентация «Пиши мне послание…»; газета, выполненная учениками на тему «Особенности письма как разновидности текста, его части»; компьютер; песня «Напиши мне письмо». Слова М.Рябинина, музыка В.Добрынина. ХОД УРОКА. 1.Вступительное слово учителя. ­ Ребята, сегодняшний наш урок я начну признанием одного молодого человека: «Я не умею писать  писем! Для чего их вообще пишут! Лучше я Вам по телефону позвоню». Ситуация, мне кажется, вам  очень знакома. Но на уроке мы с вами как раз об этом и будем говорить: для чего пишут письма, как  писать письма и почему писать письма нужно. Древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма и  необходимости возрождения утерянных культурных традиций, важности, значимости эпистолярного  жанра мы посвящаем наш урок. 2.Звучит песня «Напиши мне письмо». Слова М.Рябинина, музыка В.Добрынина. 3.Вопрос учителя к классу:­ А как вы думаете, почему так важно для человека писать письма, получать письма? Зачем люди  вообще придумали письмо? (Ответы детей). 4. Обобщение учителя: ­ Письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого,  родного человека. Письма – это содержательный, взаимно обогащающий диалог. В письме, как и в  личном дневнике, человек сосредоточивается, сам себя систематизирует и « итожит», сам себя  познает, объясняет себя другому. Эпистолярная речь – показатель культуры и самосознания человека. Давайте вспомним об  особенностях письма как разновидности текста (речевой жанр), его частях. 5.Работа по газете, выполненной учащимися к уроку «Особенности письма как разновидности  текста, его части». Выступления учащихся (каждый приготовил страничку газеты). 1 страница «Словарь». Выступает 1­ый ученик. ЭПИСТОЛА – лат. письмо, послание. ЭПИСТОЛЯРНЫЙ – свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем  (например, эпистолярный роман). АДРЕСАНТ – отправитель письма, автор письма. АДРЕСАТ – получатель письма. 2 страница «Части письма». 2­ой ученик: ­ Письмо обычно состоит из нескольких частей: 1 часть – приветствие (или обращение) к тому, кому  адресовано письмо. 3­ий ученик: ­ Вторая часть – вступление, в котором адресант выражает заинтересованность в переписке; это  первый абзац письма, содержащий ответную реплику на полученное послание, извинения; иногда  отправитель ставит вопросы о жизни получателя письма, высказывает пожелание в его адрес. 4­ый ученик: ­ Третья часть основная. В ней излагается информация, значимая и для адресанта, и для адресата. 5­ый ученик: ­ Четвертая часть – заключение, в котором автор письма иногда подводит итоги и ставит вопросы для  ответа в следующем письме; выражает уважение, дружеские чувства, преданность, любовь;  прощается. 6­ой ученик: ­ Пятая часть – обязательно подписи и дата.В ходе работы с газетой учащиеся в тетрадях по развитию речи делают записи, которые являются  конспектом услышанного. 6.Задание учителя: ­ На основе записей в тетради составьте развернутую схему письма. 7.Работа учащихся самостоятельно. 8. Краткое обсуждение (очень тактично – ведь это личное) полученных материалов. 9.Слово учителя: ­ Письмо – это целое искусство сочинительства. Оно может быть адресовано родным и близким,  друзьям, а также малознакомым и даже незнакомым людям. Письма используются в официальной и  неофициальной сферах, могут содержать самую разную информацию: факты, сведения, оценочные  высказывания и т.д. Письма пишут для того, чтобы сообщить о чем­то, поделиться впечатлениями,  чувствами, мыслями; пригласить, поздравить, поблагодарить, попросить, посоветовать. Письма  преследуют определенную цель. Задача автора – определить главную цель письма, то есть для чего  ты его пишешь, и постараться написать письмо так, чтобы поставленная цель была достигнута. Кроме  всего сказанного, письмо должно быть написано аккуратно, красивым почерком, четким, ясным  языком, без орфографических и пунктуационных ошибок. 10. Выступление группы оппонентов. 1­ый ученик: ­ Я, как и некоторые из моих одноклассников, общаюсь с друзьями и близкими по электронной почте  (Интернету). Это очень интересно, удобно и современно. 2­ой ученик: ­ И правила, оказывается, для составления электронного письма те же самые. И «конверт» есть, и  адрес получателя. 3­ий ученик: ­ И отвечать на письмо желательно сразу же, не откладывая в долгий ящик. 4­ый ученик:  ­ огорчение.­ улыбка, значок :­о – удивление, значок ­ А еще в электронном письме можно  использовать интересные значки, которые заменяют несловесные средства устной речи: улыбку,  удивление, огорчение. Эти значки называются смайлики. Значок  5­ый ученик:­ Письмо по электронной почте преодолевает пространство за секунды, минуты. Ответ можно  получить тоже очень быстро, в течение нескольких минут. 6­ой ученик: ­ Письма могут храниться в памяти компьютера сколько угодно времени. Можно легко найти и  перечитать их (и письмо, и ответ). 7 ученик: ­ В отличие от обычной почты электронные письма всегда попадают по назначению, никогда не  теряются. Никто, кроме того, с кем ты переписываешься, не может прочитать твое письмо! 11. Корректное слово учителя: ­ Позвольте с некоторыми вашими аргументами не согласиться. Электронные письма иногда теряются, например, если неисправен ваш компьютер (в частности модем) или компьютер провайдера  (поставщика услуг Интернета). Да и любой человек, имеющий доступ к вашему компьютеру, может  прочитать электронное письмо. Конечно, есть преимущества переписки по электронной почте. В  официальной сфере – да, быстро, удобно, надежно. А в личной переписке? Быстро – а подумать над  ответом? Собраться с мыслями, разобраться в чувствах, которые переполняют от полученной  информации, принять правильное решение? Разве в таких вопросах быстрее – правильнее? А еще  порой, если люди незнакомы лично, они общаются «под маской», то есть от имени вымышленных  персонажей (можно скрыть свой возраст, пол, преувеличить силу, красоту, изменить социальный  статус). С кем общаешься? Тебе нужен такой обманный мир общения? Незнакомые в реальной жизни  люди могут почти безнаказанно проявлять агрессию, высказывать угрозы, оскорбления. В чем  удовольствие? Выработаны правила, которые относятся к переписке по электронной почте с незнакомыми людьми. Запомните их, пожалуйста: не нужно слепо верить в то, что собеседник говорит о себе; никогда не  пытайтесь представить себя тем, кем вы не являетесь; если чувствуете дискомфорт в общении,  уходите ( а это, к слову сказать, не всегда удается и часто не безопасно). 12. Мини­сочинение­рассуждение. Задание: Решите для себя задачу: «Ваня и Таня подружились во время летнего отдыха на море. Они живут в  разных городах. Ваня предлагал переписываться с помощью электронной почты, а Таня – обычной  (хотя у нее есть компьютер и Интернет). А вы какой вид переписки предпочитаете? Вы имеете право  на любое решение. Но не торопитесь! Посмотрите и послушайте. У нас с вами не открыта еще одна  страница урока. 13. Группа учащихся представляет презентацию «Пиши мне послание…». Работа с компьютером. Вступление. Хоть редко мы пишем письма обычной почтой, они никогда не уйдут из нашей жизни. Они возникают из различных потребностей: чисто деловое письмо, благодарственное, поздравительное, дружеская  исповедь, монолог автора письма. Умели когда­то наши соотечественники писать письма! Умели и любили! Тогда не хватали открытку,  чтобы вывести на ней торопливо: «…и счастья в личной жизни»! Тогда перипетии этой «личнойжизни» доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и адресата, перебеливали черновик,  чтобы поиск слова, выразившего боль и радость, оставался тайной писавшего, а читающий воспринял  бы найденное как единственное. Сколько души вкладывали в каждую строчку люди старшего  поколения! Какую память о себе оставили… Вот бабушкино письмо – всего­то полстранички неровным  старательным почерком. И нет в нем ничего, кроме немудрящих домашних новостей да рассказа о том,  во что в этом году варенье обойдется, ­ а сердце защемило! А запах духов любимой, исходящий от  многочисленных страниц! А расплывшаяся от слезы буква! А любимые закорючки… Что же говорить о письмах, в которых дышит история? Их авторами были люди, творившие нашу  культуру, науку, политику. Для нас драгоценно каждое их слово, даже самое незначительное. И  вдесятеро дороже становится письмо, когда в нем кипят мысли и чувства человека. Тогда оно  превращается в зеркало души. Мы предлагаем вам небольшую подборку писем знаменитых людей нашей культуры. Мы старались  найти письма, возникшие из различных потребностей. Читайте! Получайте удовольствие! Учитесь  писать сами! ПИСЬМО 1. И.И.Пущин – А.С.Пушкину в Михайловское. Москва, 1825 г., февраля 18­го. Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде. Деньги твои возвращаю: Вяземская  их не берет, я у себя оставить не могу; она говорит, что получит их от одесского приятеля, я говорю,  что они мне не следуют. Приими их обратно, ­ я никак благоразумнее не умею поступить с ними. Живи счастливо, любезнейший Поэт! Пиши мне послание и уведоми о получении суммы. Кюхельбекера здесь нет. Он в деревне у матери и, вероятно, будет у тебя. Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают. Я, по возможности, удовлетворяю их  любопытству. Между прочим, И.И.Дмитриев меня забросал вопросами за обедом у Вяземского. Прощай, будь здоров. Кланяйся няне. Твой Иван Пущин. На днях тебе пришлю Рылеева произведения, которые должны появиться: «Войнар(овский)» и  «Думы». Мой ад(рес): у Спаса на Песках, близ Арбата, в доме графини Толстой. (Чисто деловое письмо, но адресованное близкому другу.) ПИСЬМО 2. В.Шаламов – Б.Пастернаку. Озерки, 27 декабря 1953 Дорогой Борис Леонидович. Горячо благодарю Вас за присланные стихи, за Ваше отношение ко мне, право, мной вовсе не  заслуженное. Как раз эти стихи мне дороги по­особенному.Письмо Ваше дошло до Озерков лишь вчера, 26 декабря. Сердечно поздравляю Вас и Вашу жену с Новым годом. Хочу, чтобы Ваш новый год был творчески  сильным, чтобы в новом году была открыта Вам дорога к свободному общению с читателем. Чтобы Вы  по­прежнему были совестью нашего времени, чтобы не пришлось снова писать Магдалин. Чтобы Вы  хранили верность своему великому искусству – с той неподкупной чистотой, как Вы это делали всю  жизнь. Я сейчас весь в Вашем романе, в его мыслях и идеях. Письмо о нем получится большое, боюсь, что оно  Вас утомит. Благодарю Вас за «Фауста» (жена мне писала) и за все, за все. Желаю здоровья и счастья. Ваш В.Шаламов. (Благодарственное и поздравительное письмо старшему коллеге.) ПИСЬМО 3. Б.Пастернак – А.Эфрон 5 дек(абря) 1950. Аля, родная, прости, что я так редко и мало пишу тебе, инастолько реже и меньше, чем хотел бы, что  кажется, будто не пишу совсем. Не сочти это за равнодушие или невнимание. (…) То, что я хочу сказать тебе, выразимо в нескольких строках. Жизнь, передвижения, теснота квартир  научили меня не загромождать жилья, шкапов и ящиков стола книгами, бумагой, черновиками,  фотографиями, перепиской. Я уничтожаю, выбрасываю или отдаю все это, ограничивая рукописную  часть текущей работой, пока она на ходу, а библиотеку самым дорогим и пережитым или небывалым  (но ведь и это, к счастью, растаскивают). Когда меня не станет, от меня останутся только твои письма, и все решат, что кроме тебя я ни с кем не был знаком. (…) Ты опять поразительно описала и свою жизнь, и северную глушь и морозы, и было бы чистой  болтовней и празднословием, если бы я упомянул об этом только ради похвал. Вот практический  вывод. Человек, который так видит, так думает и так говорит, может совершенно положиться на себя  во всех обстоятельствах жизни. Как бы она ни складывалась, как бы ни томила и даже ни пугала  временами, он вправе с легким сердцем вести свою, с детства начатую, понятную и полюбившуюся  линию, прислушиваясь только к себе и себе доверяя. Радуйся, Аля, что ты такая. Что твои злоключения перед этим богатством! Крепко тебя целую. Твой Б. (Монолог поэта, описывающего и собственный быт, и воздающего хвалу своему адресату, кстати,  Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, находилась тогда в ссылке.) ПИСЬМО 4. В.В.Маяковский – Л.Ю.Брик Любимый, милый мой, солнышко дорогое, Лиленок. Может быть ( хорошо если – да!), глупый Левка  огорчил тебя вчера какими­то моими нервишками. Будь веселенькая! Я буду. Это ерунда и мелочь. Я  узнал сегодня, что ты захмурилась немного, не надо, Лучик!Конечно, ты понимаешь, что без тебя образованному человеку жить нельзя. Но если у этого человека  есть крохотная надеждочка увидеть тебя, то ему очень и очень весело. Я рад подарить тебе и  вдесятеро большую игрушку, чтоб только ты потом улыбалась. У меня есть 5 твоих клочочков, я их  ужасно люблю, только один меня огорчает, ­ последний – там просто «волосик, спасибо», а в других  есть продолжения – те мои любимые. Ведь ты не очень сердишься на мои глупые письма? Если сердишься, то не надо – от них у меня все  праздники. Я езжу с тобой, пишу с тобой, сплю с твоим кошачьим имечком и все такое. Целую тебя,  если ты не боишься быть растерзанной бешеным собаком… Любимая, помни меня. Поцелуй Клеста. ПИСЬМО 5. А это письмо я прочитаю наизусть. Звучит стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери». ПИСЬМО 6. А это письмо я спою. (Звучит песня «Жди меня» на слова К.М.Симонова, музыка М.Блантера в  исполнении ученика). Это самое лучшее письмо о верности. ПИСЬМО 7. Это письмо написано самым великим человеком на Земле, имя которому Мама. Тысячи писем вылетают из родительского дома с любовью, молитвой, заботой, надеждой… А дети не всегда находят время  для ответа. Пишите письма матерям, когда уезжаете из родного дома. А по возможности –  приезжайте. Отрывок из новеллы К.Г.Паустовского «Телеграмма». Катерина Петровна побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо. «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя,  подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть  и лежать, ­ смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, ­ да я его и не вижу. Нынче  осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». 14.Самостоятельная работа учащихся. Сочинение­рассуждение «Какой вид переписки я  предпочитаю». 15. Слово учителя: ­ Эпистолярный жанр, отношение к нему, попытка представить свою деятельность в этом процессе –  все это явилось содержанием вашего творческого задания. Прокомментируйте, пожалуйста, свои  работы. 16. Комментарии учеников к своим работам.17. Заключительное слово учителя и домашнее задание. ­ Ребята, процесс создания письма довольно сложен. Этому нужно учиться и учиться. Накапливать  жизненный опыт и опыт пишущего. Я предлагаю вам в качестве домашнего задания написать письмо по любой из номинаций  Всероссийского конкурса «Урок письма» (в зависимости от года). Адресата выбирайте сами – пишите друзьям, родным, близким, а можете адресовать письмо и  незнакомым людям, условно представив тех, к кому обращаетесь. Помните об основных требованиях к  составлению письма. Желаю творческого успеха! PS. Дети с удовольствием писали письма. = В качестве примера хочется привести отрывок из письма на тему «Письмо в 1941­й год»: «Дорогая сестренка! Я получила твое письмо и порадовалась за тебя. Оказывается, ты уже подросла  и многое в жизни понимаешь. Рада, что ты учишься на пятерки, что ты пишешь стихи и интересуешься  историей. Недавно в газете я прочитала статью. Увидела фамилию автора и с еще большим интересом перечитала текст. Ты замечательно пишешь о героизме советских людей во время Великой  Отечественной войны. Велик подвиг нашего народа, который одержал чрезвычайно трудную победу в  самой страшной войне ХХ века. Фашисты недооценили не только наших солдат на фронте, но и тех,  кто остался в тылу, женщин, стариков, детей, которые работали на заводах и фабриках, на колхозных  полях, работали с утра до вечера, падали от усталости, но не сдавались. Они понимали, что и от их  усердия зависит судьба Родины. К юбилею Великой Победы я собирала материалы о детях войны, о  тех, кто в 1941 году был ребенком. Оказывается, нашей бабушке Татьяне было 12 лет, когда началась  война. У нас есть старая фотография, на которой бабушка со своей мамой. Они сфотографировались  за несколько дней до начала войны: к их соседу в гости приезжал сын, военный, он­то и сделал этот  снимок. Глядела я на девочку с фотографии и понимала, как она похожа на меня или я на нее.  Сколько ей пришлось пережить! Помнишь, мама рассказывала, что бабушка всегда плакала, когда  говорила или слышала о войне. Вот я и решила обратиться к той девочке с карточки в письме. Вот что  у меня получилось. Здравствуй, милая Танечка…» Мои ученики пишут письма, участвуют каждый год во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» и имеют хорошие результаты.

Посмотрите также