"Учусь учиться" (Программа формирования УУД у детей с ОВЗ)

  • doc
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала учусь учиться.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 I, II вида»

 

http://si15.tomsk.ru/

 

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

Программа формирования универсальных учебных действий

у детей с ограниченными возможностями здоровья

на этапе предшкольного и начального образования

 

 

 

ТОМСК


Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 I, II вида»

* 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19, Ι 

)тел/факс: (83822) 43-29-33, 43-26-69, 43-36-88,  Ι

: e-mail: sch15@mail2000.ru Ι

Сайт: http://si15.tomsk.ru/

Л/С 21090000270

ИНН 7018039474/701701001

ГРКЦ ГУ Банка России по Томской Области г. Томска

БИК 046902001

 

 

Рассмотрено                                                             Утверждаю

На Педагогическом совете                                     Директор школы-интерната № 15

Протокол №  1 от 27 августа 2011 г.                     _______________  А.В. Маланина

 

 

 

 

УЧУСЬ УЧИТЬСЯ

Программа формирования универсальных учебных действий

у детей с ограниченными возможностями здоровья

на ступени предшкольного и начального образования.

 

К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ

«Я СЛЫШУ МИР»

 

 

 

Разработали:

Маланина А.В., директор школы-интерната № 15

Дузькряченко Л.Д., зам. директора по НМР

Коврова И.Г., учитель-дефектолог дошкольного отделения

Моисеева Р.И., педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

Томск
Содержание

 

Пояснительная записка

Специальный ФГОС                                                                                         3

Актуальность, цель и задачи Программы «Учусь учиться»                      5

Приоритетные направления реализации программы «Я слышу Мир»     6

Структура Программы формирования УУД                                              7

Основные виды универсальных учебных действий (УУД)                        8

 

Характеристика и виды деятельности воспитанников

предшкольного возраста                                                                                   11

Особенности развития дошкольников с нарушениями слуха:                   11

Виды деятельности                                                                                     12

Критерии достижения качества дошкольного образования                       19

Значение УУД                                                                                            20

 

Характеристика образовательно-воспитательного процесса

в начальной школе                                                                                            20

Организация совместной продуктивной деятельности                             20

Ценностные ориентиры начального образования                                      21

Образовательный процесс формирования УУД в начальной школе        22

Развитие коммуникативных действий на учебных занятиях.                    29

Значение УУД для успешности обучения

на ступени начального образования                                                          31

Развитие УУД на специальных коррекционных занятиях                         32

Разработки педагогов школы-интерната,

положенные в основу образовательной программы                                         34

Воспитательный процесс формирования УУД в начальной школе          38

Направления внеурочной воспитательной работы                                    39

Критерии достижения качества образования в начальной школе             44

Выводы                                                                                                      48

 

 

 


Пояснительная записка

«Профессиональная  деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога»

 В.С. Лазарев.

 

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации: от признания «знаний, умений и навыков», как основных итогах образования –  к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни.

Скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема, необходимого для совершенствования технологий, возрастание уровня требований к базовой основе профессиональной подготовки ставят задачу разработки новой системы начального образования. Выпускники «новой подготовки» должны быть готовы к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовыми к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Инструментом инновационного развития Российской образовательной системы должен стать Специальный Федеральный Государственный Стандарт общего Образования, разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ, и  позволяющий:

- дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;

- гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

- максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

- обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;

- обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

- эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

- обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;

- создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства.

Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим ФГСО и обеспечивает образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.

Предметом стандартизации  являются:

- результаты образования на каждой ступени;

- структура образовательной программы;

- условия, необходимые для получения образования.

Уровни результата школьного образования для детей с ОВЗ:

- 1- цензовый уровень, сопоставимым с уровнем полного среднего образования обычных сверстников;

- 2 - цензовый уровень, сопоставимым с уровнем неполного среднего образования;

- 3 – образование ниже цензового уровня;

- 4 – социальные навыки и элементы общего образования.

На каждом уровне образования условно выделяются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: “академический” и “жизненной компетенции”. Специфика их соотношения – одна из основных характеристик уровня образования.

 

Дифференциация СФГОС для  детей с нарушением слуха

Фундаментальное ядро образования

 

1

 

2

 
 

 


 

Коррекционная работа

 

Образователно-воспитательная работа

 
 

 

 


4

 

3

 

 

 

Социально-адаптационная работа

 
 

 

 

 

 

 


В структуре образования детей с ОВЗ во всех вариантах стандарта сохраняются пять основных, традиционно выделяемых, областей образования:

- Язык – речевая практика

- Математика – практика применения математических знаний

- Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром

- Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми

- Обществознание – практика жизни в социуме

Актуальность разработки Программы формирования универсальных учебных действий для детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени предшкольного и начального общего образования обусловлена увеличением количества семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии и в связи с поступлением детей с ОВЗ на обучение в массовую школу. Дети не всегда готовы принять в свой коллектив ребенка «не такого, как все», наблюдаются  явления преследования и отвержения детей с ОВЗ в школе и детском саду. При поступлении в школу у детей с ОВЗ наблюдаются явления школьной дезадаптации, психологической неготовности к школьному обучению; низкий уровень коммуникативной компетентности.

В связи с введением  Специальных ФГОС, возникла необходимость в разработке нового приоритетного направления (подпрограммы) развития – формирование универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья на ступени предшкольного и начального образования.

Цель программы: Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка, развития ребенка как субъекта отношений с людьми; обеспечение  эмоционального благополучия воспитанников.

В ходе ее достижения решаются задачи:

- развивать познавательный интерес и творческую активность воспитанников с ОВЗ через различные виды деятельности;

- прививать навыки общения и сотрудничества;

- развивать навыки речевого общения;

- развивать оптимистическую самооценку и уверенность в себе;

- формировать навыки желания и умения учиться.

 Место  подпрограмм «Иду в школу» и  «Учусь учиться» в Программе развития «Я слышу мир».

 

Примечание: Так как специальные ФГОС находятся в процессе обсуждения и доработки, программа «Учусь учиться» представлена как проект.

Универсальные учебные действия для ребенка с ОВЗ – это совокупность способов действия учащегося и связанные с ними навыки учебной работы, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

 

 

 

 

Внедрение Программы формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе и на ступени предшкольного образования, планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и  показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Разработанные положения и рекомендации могут быть положены в основу проведения мониторинга с целью оценки успешности  личностного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Программа «Учусь учиться» разработана с учетом имеющихся авторских и модифицированных программ, учебно-методических материалов и пособий, разработанных педагогами начальной школы и дошкольного отделения школы-интерната № 15 I, II вида.

Программа окажет помощь педагогам общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, где обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, при организации учебно-воспитательного процесса.

Перспективная задача – разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию Программы формирования универсальных учебных действий у детей с ОВЗ на этапе предшкольного и начального образования.

 

Характеристика и виды деятельности воспитанников

дошкольного отделения

 

В дошкольном отделении созданы две группы для детей с нарушениями слуха в возрасте 3 – 7 лет.

Особенности развития дошкольников с нарушениями слуха:

- несформированность речи;

- заторможенность развития познавательной деятельности;

- нарушение коммуникативной деятельности, как следствие недоразвития речи;

- испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков, им трудно оценивать и понимать смену настроения окружающих их людей;

- испытывают трудности в выделении свойств и отношений предметов в разных видах деятельности (особенности сенсорного развития);

- моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых действий, беспомощность в самообслуживании;

- снижение слуха отрицательно сказывается на становлении игровой деятельности.

Основная задача дошкольного отделения: подготовить детей с нарушениями слуха к обучению в школе посредством развития их базовых способностей (с учетом психофизических возможностей детей) через активные занятия с педагогами-дефектологами, педагогом-психологом, логопедами.

В связи с существующим разрывом между дошкольной и школьной системой образования большое значение приобрела проблема разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, которое осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» и должно быть нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Программа формирования универсальных учебных действий предусматривает всестороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха.

Основные цели программы:

- обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;

- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);

- формирование навыков речи, развитие слухового восприятия;

- развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Программа дошкольного образования позволяет осуществлять органичный переход от дошкольного детства к системе школьной жизни со всеми ее ограничениями и нагрузками.

Ведущая деятельностьролевая игра, где ребенок, благодаря особым игровым приемам, моделирует отношения между людьми. Игра позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Воспитатели занимают позицию играющего партнёра, принимают роль, которая может побудить ребёнка к проявлению встречной активности. Дети учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, возникают чувства симпатии и интереса к партнеру по игре.

 

Происходит формирование самооценки, перестройка социальной позиции по отношению к взрослому, развивается стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослого, «Я должен» преобладает над «Я хочу».

Учебные занятия проводят  учителя-дефектологи в специально оборудованных аудиоклассах. На занятиях используется  новейшая звукоусиливающая аппаратура «Верботон».

Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой. В качестве дидактических приёмов развития речи используются действия с предметами, инсценирование, рисование, дидактические игры и другие практические приёмы. Применяются вспомогательные средства: пиктограммы, картинки, таблички.

Содержание занятий математики направлено на освоение основ счета, создание у ребенка мотивации к учению, развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики с использованием различных форм и видов деятельности, совмещая полезную практику с активными играми. Дети осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поиска, оценивают результаты. Развитие тактильных ощущений даёт представление об окружающем предметном мире.

Для концентрации внимания и возбуждения интереса к процессу обучения используют сюрпризные моменты, связанные с неожиданностью и загадочностью: появление красивых кукол, сказочных персонажей, животных, кукольного театра. Театрализованные игры помогают привлечь внимание детей к человеческим чувствам и отношениям, усвоить правила поведения в обществе, нормы общественной морали. Коррекционно-развивающие игры способствуют формированию у детей зрительно-моторных координаций, ассоциаций и понятий, которые затем используются в быту.

При проведении занятий педагоги используют элементы здоровье сберегающей методики В. Ф. Базарного и дыхательной гимнастики А. Стрельниковой.

Обязательно проведение фонетической ритмики для  достижения основной цели – фонетически правильно оформленной речи без движений, для формирования и закрепления произносительных навыков у дошкольников с нарушениями слуха.

 

Жестовая речь – основное средство общения для детей с нарушениями слуха и с раннего возраста дети начинают изучать «родной язык». На занятиях педагоги дошкольного отделения применяют пальчиковую гимнастику.

 

Творческая деятельность – любимое занятие дошколят, они активные участники всех общешкольных праздников, конкурсов и предметных декад. Организуются выставки рисунков и поделок. Обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой.

 

Развивающие занятия и игры проводят специалисты Областной библиотеки им. А.С. Пушкина. Ребята с удовольствием посещают мероприятия в ТГПУ.

Цель интегрированных занятий музыкального руководителя и учителя-дефектолога – развитие восприятия музыки, голоса, ритма речи и воспитания эмоциональной отзывчивости детей.

Занятия музыкальным и пластическим искусством развивают эстетические переживания, музыкально - сенсорные способности ребенка, формируют интерес к музыке, развивают способность двигаться в такт, пространственную координацию.

Во время трудовой деятельности дошкольники приобретают навыки самообслуживания, формируется интерес к коллективному труду и уважительное отношение к труду старших. Основные педагогические приемы работы – показ способов и последовательности выполнения действий.

Во время дежурства, на прогулке, в режимные моменты дети осваивают культурно-гигиенические навыки.

Ощущение своей значимости приходит во время уборки территории, спален и игровых комнат.

Конструирование дает возможность развивать воображение, фантазию и умственно воспитывать малышей.

 Дети учатся строить из строительных материалов, развиваются конструктивные предпосылки, идет приобщение к процессу творчества в конструировании.

 Группы детей в дошкольном отделении – разновозрастные. Старшие заботливо относятся к младшим воспитанникам, по возможности помогают им.

 

Физическая культура – любимый и необходимый вид деятельности дошкольников. День в дошкольном отделении начинается с утренней гимнастики. Проводятся уроки физкультуры, организуются подвижные игры и веселые старты. На занятиях формируются основы здорового образа жизни, прививаются культурно-гигиенические навыки (чистоплотность, аккуратность) и элементы самоконтроля во время движений,

Упражнения на развитие общей моторики у детей с нарушениями слуха создают  благоприятные условия для гармоничного развития личности ребёнка.

Ежедневно педагоги проводят с дошкольниками релаксационные, психокоррекционные упражнения, направленные на освоение позы покоя и расслабление мышц, снятие утомления с плечевого пояса и рук, туловища и ног, снятия психоэмоционального напряжения, прививаются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их.

Занятия по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача реализуется на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости от желаний, интересов и психофизических возможностей конкретных детей.

С целью организации преемственности обучения педагоги дошкольного отделения и начальной школы поддерживают тесную связь – организуют совместные занятия, внеклассные мероприятия с участием дошкольников и воспитанников начальной школы. Проводят совместные заседания методических объединений, обсуждают проблемы обучения детей с нарушениями слуха, ищут новые методы воспитания.

Педагоги начальной школы посещают занятия в дошкольном отделении.

Дошкольники – активные участники всех общешкольных мероприятий. Это сказывается на психологическом состоянии детей, когда они поступают в первый класс. Адаптационный период дети проживают без особых стрессов, так как им знакома школьная жизнь: коридоры, классы, спальни и есть друзья среди старших воспитанников.

Активное участие в жизни первоклассников принимают сотрудники «Горэлектросети» и Банка «УРАЛСИБ», организовывая для них замечательные праздники.

 

Таким образом, программа развития универсальных учебных действий на ступени дошкольного образования решает задачи:

- сохранение и развитие физического и психического здоровья детей;

- развитие навыков самообслуживания;

- развитие речи и слухового восприятия, способности контролировать процессы внимания и запоминания;

- развитие коммуникативных навыков, умения управлять своим поведением в соответствии с принятыми правилами;

- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности;

- приобщение к национальной культуре;

- знакомство со своими правами и обязанностями;

- приобретение навыков совместной деятельности, навыков самооценки и критичности;

- приобретение специальной подготовки на занятиях по формированию элементарных математических представлений и начальному знакомству с буквами, развитию речи и познавательному развитию.

 

Критерии достижения качества дошкольного образования

 

Сформированность «внутренней позиции школьника»:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения;

- проявление особого интереса к новому, что проявляется в предпочтении уроков «школьного типа» урокам «дошкольного типа»;

- положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

 

Сформированность «эмоциональной готовности к школьному обучению»:

- развитие  высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины);

- интеллектуальных чувств («радость познания»);

- эстетических чувств (чувство «прекрасного»).

 

Сформированность «регулятивных универсальных учебных действий»:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно принимать оценку своим действиям.

 

 

 

Значение универсальных учебных действий для обеспечения

готовности ребенка к переходу от предшкольной ступени образования

к начальному образованию

 

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения в первом классе

Личностные действия–

самоопределение, смыслообразование

ВПШ (внутренняя позиция школьника)

Адекватная мотивация учебной деятельности

Познавательные  действия

(классификация,

сериация);

коммуникативные действия  (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную)

Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии.

Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.

Познавательные и знаково-символические действия

Дифференциация планов символ/знак и означаемого.

Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности.

Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом.

Условие усвоения математики, родного языка, формирования  умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных  изображений в любых учебных предметах.

 

Регулятивные действия

- выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,

- ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция,

-оценка

Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

 

Коммуникативные действия

Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Условие  осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

 

 

 

Характеристика образовательно-воспитательного процесса

 в начальной школе

 

Начальная школа – ключевая ступень в образовательной вертикали, здесь решаются задачи развития базовых способностей ребенка, с которыми он пришел из дошкольной ступени, формируются главные инструменты познания.

 Ведущая деятельность – обучение. Активизируется предметно-практическая, познавательная сфера, идет формирование интеллектуальных и познавательных сил, выстраивается система отношений ребенка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье.

В образовательной практике педагогов школы-интерната № 15 наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями,  непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается  как простая трансляция  знаний от учителя к учащимся, а выступает как  сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения.

Перегруженность учащихся начальной школы – составляющая фактор риска соматического, нервно-психического и психологического здоровья детей, необходимо снижение учебной нагрузки без ущерба для качества образования.

При этом от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов надо перейти к пониманию учебного процесса как смыслового.

Основным условием развития учащихся становится учебное сотрудничество, а не индивидуальная форма усвоения знаний.

         Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе требует организации определенных условий:

-  создания проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;

- формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью;

- обеспечение средствами решения задач;

- оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;

- организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

Образовательный процесс формирования УУД в начальной школе.

Обучение детей с нарушениями слуха  ведется по базисному учебному плану и "Модифицированным программам», разработанным на основе типовых Программ. Базисный компонент включает учебные предметы, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту.

Предметы Федерального компонента в учебный план включены полностью. Нормативы времени, отводимые на их изучение, соблюдаются.

Вариативный компонент обеспечивает подготовку обучающихся с учетом социального заказа и направлен на развитие их личности.

Целенаправленное обучение общению ведется по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида. Москва, Издательство «Просвещение» 2010 г.

Основная задача обучения в специальной (коррекционной) школе I, II вида – развитие речи воспитанников.

Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности, акцент делается на воспитание потребности общения словесными средствами. Речевое развитие осуществляется на всех уроках и во внеклассное время. В обучении языку выделяется несколько периодов, отличающихся друг от друга задачами, содержанием и объединенных едиными принципами, характеризующими коммуникативную систему (С.А. Зыков):

1 период (подготовительный класс)

II период (1 – 3 классы)

III период (4 –7) классы;

IV период (с 8 класса)

В начальной школе (II период) обучение языку осуществляется:

 - на специально выделенных уроках (развитие речи, чтения, письма, ОЗМ);

- в процессе обучения всем учебным предметам, особенно на уроках ППО;

- в часы занятий по ознакомлению с окружающим миром;

-в условиях организованной деятельности под руководством воспитателей;

- в часы индивидуальных занятий.

 Первый год начального обучения (подготовительный класс) имеет статус адаптационного, и его организация опирается на основные элементы ведущей деятельности дошкольного возраста.

В течение первых двух недель педагоги работают по Авторской программе «Введение в школьную жизнь». Автор Тихонова Т.Я., учитель начальных классов. (Приложение)

 

Успешность развития универсальных учебных действий у воспитанников с ОВЗ в начальной школе решающим образом зависит от способа построения педагогом содержания учебного материала.

Общий прием решения задач как универсального учебного действия должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом  позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Прием решения задач, осваиваемый, как правило, на материале математики, должен выступать как универсальный метод мышления в других предметных областях.

При решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста.

При решении задач гуманитарного цикла учебных предметов конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот,  с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации.

По отношению к предметам естественного цикла содержание приема не требует существенных изменений – различия будут касаться специфического предметного языка описания элементов задачи, их структуры и способов знаково-символического представления между ними.

Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.

Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения детьми с ОВЗ систематического курса математики на следующих ступенях школьного образования, способствовать развитию словесно-логического мышления и коррекции его недостатков.

Дети последовательно изучают связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.

Педагоги используют «жизненные задачи», стараясь составлять тексты с уже знакомыми детям словами (задачи на стоимость, движение, проценты).

При решении задач с  неполными условиями дети, на основе своего житейского опыта, вводят недостающую информацию (Сколько лап у трех жуков?; Сколько следов останется от двух коров, от четырех ребят, от двухколесного велосипеда, от автомобиля?).

Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. (сколько карандашей в одинаковых коробках, если на рисунке одна коробка открыта). Решаются задачи по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.

Дети учатся анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры, сравнивать, обобщать математические факты.

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовного нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных «личностных смыслов», раскрывающих нравственное значение поступков «героев» литературных произведений. В предшкольном и начальном образовании важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности  является выразительное чтение.

На учебном предмете «Литературное чтение» формируются УУД:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения   «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- формирования основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости,  эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

- формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

 

Универсальное учебное действие моделирование формируется на всех учебных предметах начальной школы и включает в свой состав знаково-символические действия – замещение, кодирование, декодирование, с освоения которых и начинается овладение моделированием. Учащиеся осваивают системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

В учебниках для начальной школы вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.). Используются рисунки для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, социально принятая символика (стрелки, схемы, графы, таблицы).

Отработка действия моделирования, учитывая возраст и психофизические возможности детей с ОВЗ, наиболее эффективно достигается на сказочных текстах.  В текст включают необходимую для выполнения действий ориентировку, т.е. знания, владение которыми позволит школьнику совершать действие. Предусмотрены задания с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схемам и далее символам и знакам.

 

На занятиях «Ознакомление с окружающим миром» идет накопление и систематизация у детей с ОВЗ представлений о предметах и явлениях ближайшего окружения, общественной жизни, формируются навыки правильного поведения (в семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе) и коммуникативные действия, при одновременном формировании речи и словесного мышления. Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за окружающим, чем чаще педагог привлекает его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании мира, тем эффективнее осуществляется воспитание коммуникативных качеств его личности.

 

 

 

Формы и методы ознакомления детей с окружающим миром разнообразны: работа на пришкольном участке, экскурсии, прогулки, игры, посещение предприятий, выставок, просмотр видеофильмов, подготовка к праздникам, изготовление поделок из природных материалов, работа над проектами.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром тесно связаны с другими предметами – с уроками развития речи, чтения, предметно-практического обучения.  Речевой материал по ОЗМ отрабатывается на последующих уроках развития речи, а представления об окружающем мире, полученные на других уроках, закрепляются и приобретают практическую направленность на занятиях по ОЗМ.

 

Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет для детей с ОВЗ, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. ППО предполагает целенаправленное развитие (общее и речевое) школьников с ОВЗ, создающее основу для успешного овладения детьми учебным материалом, способствующее коррекции недостатков в их психофизическом развитии.

Задачи ППО:

- формирование житейских понятий;

- развитие мышления;

- развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной форме;

- совершенствование предметно-практической деятельности и формирование трудовых навыков;

- формирование умений работать в коллективе;

- целенаправленное воспитание школьников с ОВЗ.

Решение разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На занятиях дети занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, моделированием и конструированием, макетированием и др. В процессе изготовления изделий дети узнают окружающий мир, вырабатываются разнообразные умения и навыки, формируется речевая деятельность, расширяется кругозор. Словесная речь организует труд детей и является не только средством, но и целью обучения. Овладение школьниками различными моделями предложений, отражающих содержание предметно-практической деятельности, способствует лучшему пониманию речи окружающих и более точному построению собственных высказываний.

Правильный выбор учителем методов, соответствующих этапу обучения, способствует полнейшему раскрытию возрастных возможностей детей с ОВЗ. Учитель так организует работу учащихся, чтобы обеспечить активную мыслительную деятельность детей, сочетая индивидуальный подход с коллективной деятельностью, разнообразя виды и формы работы, способствующие речевой и умственной активности детей.

ППО – интегрированный учебный предмет.

Оценка усвоения программного материала

Характер и уровень усвоения программного материала определяется на основании проверочных работ. Большое значение придается наблюдениям за действиями ученика, за характером его речевых реакций, за умением вступать в речевой контакт. Эти наблюдения позволяют делать выводы о развитии языковой способности школьника, о мотивированности его высказываний, о владении учеником речевой деятельностью.

70 №6.jpgПри проверке уровня усвоения учебных действий даются задания, связанные с конструированием, макетированием и пр., поскольку большая часть речевых умений детей формируется в условиях предметно-практической деятельности.

Развитие коммуникативных действий на учебных занятиях.

На страницах учебников часто встречаются задания: «приготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, описание или объяснение также теряют смысл вне ситуации общения и взаимодействия, во всяком случае, для младших школьников. Поэтому выполняются такие задания детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устраняет тягостную для детей искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо по отношению ко всем школьным предметам.

При совместном выполнении школьниками заданий (разбор слов или предложений на уроке русского языка, решение математических задач) детей привлекает, в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». Такая работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

При организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы). Совместная работа не должна превышать 10-15 минут, иначе участники утомляются и эффективность снижается. Не надо требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.

При таком виде работы требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Главное же – видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

Ёще одно решающее условие успешного формирования коммуникативных действий – овладение педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Конечно, это требует дополнительных усилий со стороны учителей, но без внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции останутся вопросом индивидуальных способностей учеников, в большинстве случаев, к сожалению, весьма неудовлетворительных.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом  принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Вполне справедливо мнение, что «нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата» (Цукерман, 1993).

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

 

Значение УУД для успешности обучения на ступени начального образования

 

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Дети с ограниченными возможностями здоровья приходят в школу, имея средний и ниже среднего уровень речевого развития, значительное снижение памяти, внимания, часто – проблемы в поведении.

Развитие нарушенных функций должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса.

В школе-интернате, для полного овладения детьми речевым материалом, житейскими понятиями, развития способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно для окружающих, проводятся специальные коррекционные занятия: индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, музыкально-ритмические занятия, фронтальные занятия в слуховом кабинете.

На общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях особое внимание уделяется целенаправленной отработке восприятия и воспроизведения речевого материала, связанного с их основным содержанием и с организацией деятельности учеников. Одной из специальных организационных форм работы над произносительной стороной речи являются фонетические зарядки.

Процесс овладения языком строится на подражании речи учителя, поэтому педагог должен быть предельно точен в отборе речевого материала, используемого им на уроке, хотя его речь значительно богаче требований к высказываниям учеников. Учитель – организатор речевой среды на уроке, в его речи воспитанники получают образцы высказываний, под его руководством учатся использовать речь. При обучении разговорной речи, учитывая ее особенности, используются неполные предложения, что значительно облегчает овладение детьми речевой деятельностью.

В практической работе создаются условия для обучения детей выражать просьбы, желания, побуждения, то есть пользоваться словесной речью для общения.

Содержание специальных коррекционных занятий отражено в Модифицированных программах «Развитие речевого слуха», «Формирование произносительной стороны речи», «Музыкально-ритмические занятия», «Фронтальные занятия в слуховом кабинете», разработанных педагогами школы-интерната № 15 на основе «Программы фронтальных занятий в слуховом кабинете» Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. – М.: ЭНАС, 2001.

Интенсивное развитие у воспитанников навыков слухо-зрительного восприятия речи, ее произносительной стороны, речевого общения, обогащение представлений детей с нарушениями слуха о неречевых звуках, как одном из средств ориентации в окружающем мире, использование музыкальных средств в образовательно-коррекционной работе, способствуют решению важных задач повышения уровня образования школьников с ОВЗ, развивают коммуникативные действия, позволяют подготовить их к жизни и труду в современном обществе.

Коррекционная направленность связана с реализацией ряда условий:

- индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работы;

- насыщение учебного процесса активными формами деятельности (речевой и наглядно-практической);

- формирование речевого поведения;

- работа над речью в связи с формированием специальных (предметных) умений и знаний;

- обучение приемам умственной деятельности на различных видах учебных занятий как средство развития мышления детей с нарушениями слуха и успешного овладения специфическими понятиями;

- усиление работы над обобщениями как средство повышения качества усвоения знаний, умений, умственного развития учащихся.

Таким образом, на каждом уроке и внеклассном занятии происходит развитие слухо-зрительного и слухового восприятия речи. Осуществляется контроль над произношением учащихся и исправлением допущенных ими ошибок в речи.

Обучение речи должно быть привлекательным и в нем необходимо учитывать интересы учащихся. Чтобы быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе, в различных ситуациях, необходимо овладеть навыками речи.

Необходимо научить детей  самостоятельно работать над развитием собственной речи, повышением интеллекта и культурного уровня.

Выше речь шла об использовании времени на уроках. Однако школа-интернат располагает и иными возможностями. Например, это проектные задания, а также специальные тренинговые занятия по развитию  коммуникативных навыков под руководством школьных психологов.

Школьные педагоги-психологи разработали немало занятий, направленных на развитие навыков общения у младших школьников и подростков. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время, другие – проводятся во время уроков или как самостоятельные занятия.

Учебно-методическое обеспечение программы развития УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальная проблема – подбор содержания и разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий в рамках каждой предметной области. В школе-интернате создана большая «Копилка» медиауроков и внеклассных занятий, разработанных педагогами. Имеются разработки сценариев интегрированных, эвристических уроков и проектов.

Педагоги разрабатывают и представляют на научно-практических семинарах и конференциях, на конкурсах Авторские программы по предметам и внеклассной деятельности.

 

Тема разработки

Автор

Представление

Авторские программы и УМК

1

Мультимедийный учебник математики «Обыкновенные дроби и их свойства»;

Методическое пособие уроков по мультимедийному учебнику;

Программа по математике для 5 классов

Дузькряченко Л.Д., учитель математики

РОСПАТЕНТ

Дипломы I степени Межрегиональных конкурсов; опубликованы

2

Медиапособие по ППО

Нарушевич В.В., учитель начальных классов

Представлено на Межрегиональном семинаре

3

Учебно-методическое пособие по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас»

Педагоги начальной школы, методист

Представлено на Областной конкурс

4

Программа по социально-бытовой ориентировке «Я все смогу»

Нарушевич В.В., учитель начальных классов

Представлена на межрегиональной конференции

5

Программа по профориентации в начальной школе «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Нарушевич В.В., учитель начальных классов

Диплом I степени Межрегионального конкурса

6

Программа по профориентации детей с нарушениями слуха «Путь в будущее»

Каирова Н.И., воспитатель

Диплом II степени Обл. конкурса

7

Программа по профориентации «Шаги в профессию»

Рублева Н.Н., педагог-психолог

Диплом III степени Межрегионального конкурса

8

Программа по формированию основ здорового образа жизни «Быть здоровым – здорово!»

Татевосян О.Ю., педагог-организатор ОБЖ

Диплом I степени Межрегионального конкурса

9

Программа по формированию основ здорового образа жизни «Вредные привычки»

Пикалева О.Я., воспитатель

Представлена на Всероссийской конференции

10

Программа по физическому воспитанию детей с ОВЗ

Егоров В.В., учитель физкультуры

Диплом I степени Всероссийского конкурса

11

Программа «ЛФК» по лечебной физкультуре

Петрова Н.А., учитель физкультуры

Представлена на международной конференции

12

Программа спортивно-оздоровительного воспитания  «Дворовое ориентирование»

Шерстобитов К.Н., педагог доп. образования

Сертификат Областного конкурса

13

Адаптационная программа для 1 классов «Введение в школьную жизнь»

Тихонова Т.Я., учитель начальных классов

Представлена на межрегиональной конференции

14

Программа подготовки детей с ОВЗ к обучению в школе с использованием дистанционных технологий «Идем в школу»

Дузькряченко Л.Д,, методист

Представлена на Всероссийской конференции

15

Программа психологической помощи детям и их родителям:

- Психологические особенности слабослышащего ребенка

- Помощь семье в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

- профориентационная работа школьного психолога

Моисеева Р.И., педагог-психолог

Представлена на Всероссийской конференции

16

Методическое пособие «Использование ручного художественного труда как метода коррекции психологического развития слабослышащих детей

Моисеева Р.И., педагог-психолог

Представлено на Всероссийской конференции

17

Программа художественно-эстетического воспитания

через наглядно-практическую деятельность «Умелые ручки»

Жданова О.А., воспитатель

Сертификат Областного конкурса

18

Программа художественно-эстетического воспитания через наглядно-практическую деятельность

«Юный флорист»

Катыхина Т.И., воспитатель

Представлена на Всероссийской конференции

19

Программа художественно-эстетического воспитания через театрализацию «Ребята с нашего двора»

Катыхина Т.И., воспитатель

Представлена на Всероссийской конференции

20

Модифицированные программы по предметам

Учителя начальных классов

Утверждены на ПС

Проекты, реализованные в начальной школе

1

 «Пасха – один из православных праздников»:

1. «Пасхальные традиции» урок ИЗО

2. Учебно-познавательное занятие с медиапрезентацией «Пасха»

3. Внеурочное познавательно-развлекательное  мероприятие

«Пасха. Чествование и игры»

Мурина Т.П., учащиеся 5 класса отд. сл.сл. детей

Методическая разработка проекта, медиапрезентация.

Представление на Областной конкурс

2

«Картошка – царица полей»

1. «Картофельный дух Васюганского болота»

 урок трудовой деятельности

2. «Картофель» учебно-познавательное занятие с медиапрезентацией

3. «Картофель и фантазия»

интегрированный реабилитационный урок трудовой деятельности

4. «Картофельный БУМ!» внеурочное познавательно-развлекательное  мероприятие

Моисеева Р.И., учащиеся 4 класса отд. сл.сл. детей

Методическая разработка проекта, медиапрезентация.

Представление на Всероссийский конкурс

3

«Окружающий мир глазами ребенка»

Разработаны медиапрезентации и проведены уроки по ОЗМ

Моисеева Р.И., учитель начальных классов

Методическая разработка проекта, медиапрезентация

4

«Путешествие по Соединенным Штатам Америки»:

Учебно-познавательные занятия:

1. «Открытие Америки»;

2. «Путешествие по Диснею»;

3. Крупнейшие города и деловые центры Америки;

4. «Национальные традиции, игры и развлечения», занятие в Боулинг-клубе развлекательного центра «Факел»;

5. «Праздник Рождество», занятие в Центре Американской культуры ТГУ;

6. «День Святого Валентина»;

7. «Растительный мир Континента», занятие в Ботаническом саду ТГУ;

8. «История в книгах», посещение Музея редкой книги ТГУ;

9. «День Земли», практическое занятие посадки овощей и бобовых, основных культур американского Континента;

10. Праздник воздушных шариков.

11. Защита проекта. Конкурс рисунков на асфальте.

12. Разработка и представление проекта на конкурс

Мурина Т.П.

Моисеева Р.И.

Дузькряченко Л.Д.

 

Студенты   Международного факультета управления НИ ТГУ, аспирантка

Солоненко А.В.,

Преподаватель Сергеева Е.А.

 

Проект разработан и реализован совместно с Центром иностранных языков «Инглишхаус», 

Куратор Швадленко И.А.

при поддержке отдела образования Посольства США

Методическая разработка проекта, медиапрезентации.

 

Выставка рисунков, поделок и фотографий.

 

Пополнение портфолио школьников и педагогов

 

Участие в конкурсе

5

«Воздушные ворота Томска»

1. Проведение внеклассных познавательных занятий по профориентации;

2.Экскурсия в Томский аэропорт Богашово;

3. Разработка медиапрезентации;

4. Участие в конкурсах рисунков и викторинах.

Макаренко О.А., учащиеся 5 класса отд. глухих детей

Методическая разработка проекта, медиапрезентация.

Дипломы за участие в конкурсе рисунков по профессиям.

6

«От жизни мы не отстаем»

1.Проведение внеклассных мероприятий;

2. Организация экскурсий;

3. Участие и победы в конкурсах рисунков: «Открытый мир. За права человека», «Мама, я люблю тебя»;

4. Активное участие во всех школьных праздниках и спортивных мероприятиях.

Громова В.Д., учщиеся 3 класса отделения глухих детей

Методическая разработка проекта, Диплом II степени в Областном конкурсе;

Победы в детских конкурсах рисунков

7

«Сильные люди!»

Социализация ребенка с ОВЗ в общество через активные действия самого ребенка

Дузькряченко Л.Д., учащиеся 6 класса отделения гл. детей

Диплом I степени Межрегионального конкурса

8

«Общение без границ»

1. Встречи с «интересными людьми»: ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС; воины-интернационалисты; поэт Г.К. Скарлыгин, председатель организации писателей ТО

2. Читательская конференция «Я снова здесь, в краю родном» по творчеству С. Есенина

3. Экскурсии в Томский архив

Борунова Н.И., учащиеся 5 класса отделения сл.сл. детей

Методическая разработка проекта, медиапрезентация

9

«Быть здоровым – здорово!»

1. Проведение:  «Дней здоровья», «Неделя здорового образа жизни», Цикл занятий по ПДД и по здоровому питанию; «Неделя ОБЖ», «Всемирный день здоровья»;

2. Разработка медиапрезентации «Быть здоровым – здорово»;

3. Оформление стенда о здоровом образе жизни;

4. Участие в конкурсе плакатов по здоровому образу жизни

5. Участие в соревнованиях;

Татевосян О.Ю.

Копылова О.Н.

Петрова Н.А.

Егоров В.В.

Учащиеся школы-интерната

Медиапрезентация;

Дипломы I, II, III степени за участие в Межрегиональном конкурсе «Профилактика – путь к здоровью!»

10

«Хлеб – всему голова»

1.Разработка медиапрезентации

2.Проведение классных часов

3.Экскурсии на Конфетную фабрику, в швейную мастерскую, на хлебозавод.

4.Встречи с представителями разных профессий.

Киреева Е.Г., учащиеся 3 класса сл.сл.отд.

Методическая разработка проекта, Дипломы за участие в конкурсах рисунков

11

Социальный проект «Предшкола»

Организация обучения детей с ОВЗ предшкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения и находящихся в вынужденной изоляции

Маланина А.В., директор;

Дузькряченко Л.Д.

Коврова И.Г.

Моисеева Р.И.

Мурина Т.П.

Шахмайкина И.О.

Представлен на Областном семинаре и на Всероссийской конференции

 

В школе-интернате имеется более 40 мультимедийных учебников и методических пособий для организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Все дети полностью обеспечены новыми учебниками и рабочими тетрадями (дети-инвалиды имеют право на получение бесплатных учебников). В школьной библиотеке имеется необходимая справочная и специальная методическая литература.

Школа-интернат подключена к внешней сети Internet.

Педагоги школы-интерната активно обсуждают проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ через публикации, выступления на семинарах и конференциях, на встречах с педагогами других школ и руководителями системы образования.

Воспитательный процесс формирования УУД в начальной школе

 

Проблемы использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность подростков должна быть направлена на формирование их познавательной и культурно-творческой деятельности.

Цель воспитательного процесса: развитие универсальных учебных действий у детей с ОВЗ через формирование положительного социального опыта; развитие познавательного интереса и творческой активности; привитие основ здорового образа жизни.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

- выявить интересы, склонности, способности, возможности детей к различным видам деятельности;

- формировать навыки здорового образа жизни;

- формировать представления о нравственности и этических нормах социального поведения;

- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- развивать творческую активность

- создать условия для формирования речи и реализации приобретенных знаний, умений и навыков культуры общения;

- развивать коммуникативные навыки: прививать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширить рамки общения с социумом;

- создавать условия для активной жизненной позиции;

- формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

- формировать навыки трудолюбия и профориентации;

- формировать навыки организации и самоконтроля;

- прививать навыки экологической культуры.

 

Базисный образовательный план начальной школы

Внеучебная деятельность

Направления

воспитательной работы

Количество часов в неделю

Всего часов

I класс

II класс

III класс

IV класс

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

8

Учебно-познавательное

2

2

2

2

8

Общественно-патриотическое и нравственно-правовое

2

2

2

2

8

Общественно-полезная деятельность

2

2

2

2

8

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

ИТОГО:

10

10

10

10

40

 

Развитие творческого потенциала младших школьников.

 

Во внеурочное время создаются наиболее благоприятные условия для проявления творческих способностей детей. Свобода выбора желаемого вида деятельности является эффективной возможностью для проявления творчества.  Если рассматривать творческую деятельность как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится ценным.

Воспитанники занимаются в кружках и секциях в школе-интернате и в Центрах дополнительного образования. Развиваются коммуникативные компетентности обучающихся, которые способствуют сплочению детского коллектива и созданию благоприятного психологического климата, развиваются социально-трудовые компетентности.

Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте приводит к формированию системы познавательных мотивов и интересов, свободы общения и повышению ответственности за свое поведение на основе развития способности к саморегуляции; развитию творческого мышления, повышению самооценки и самоуважения.

Важнейшие психолого-педагогические условия развития творческого потенциала учащихся:

- создание атмосферы психологической безопасности на основе безоценочного принятия личности учащегося во всей ее индивидуальности;

- организация учебной деятельности и усвоения учебного содержания на основе реализации принципов проблемности, диалогичности, индивидуализации.

 

Организация  совместной продуктивной деятельности (СПД)

Важнейшими условиями организации СПД являются:

- последовательная смена совместных форм работы учащихся с учителем и одноклассниками в учебном процессе  по мере усвоения учениками новых задач и способов действия;

- ориентация каждого ученика на творческую деятельность с самого начала работы;

- ориентация на получение нового социально значимого продукта деятельности (совместное сочинение и написание сценария для проведения утренника, сказки для школьного представления, стихотворения для поздравления мам с праздником);

- максимальная актуализация и привлечение личного опыта учеников как в сфере знаний, представлений, умений и навыков в учебном предмете, так и в сфере межличностного общения и отношений.

- многообразие форм совместной деятельности, планируемых в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими, личностными особенностями учащихся и спецификой изучаемого предмета при сохранении общего принципа утверждения норм взаимного уважения, равенства и сотрудничества всех участников СПД.

 

Межвозрастное взаимодействие учащихся (МВВ)

Межвозрастное взаимодействие является значимым фактором, обеспечивающим преемственность поколений,  формирование  гармоничной личности и детского коллектива, умственное развитие учащихся. (Я.Корчак, А.С.Макаренко, Б.Г.Ананьев, В.В.Сухомлинский).

Правильно организованное межвозрастное взаимодействие обладает значительным воспитательным потенциалом, создает зону ближайшего развития для всех участников такого взаимодействия в направлении развития самосознания, морально-нравственного развития, способности саморегуляции, самостоятельности  и автономии старших участников взаимодействия, чувства ответственности за другого человека.

МВВ будет эффективно, если поведение старшего по возрасту партнера будет определяться гуманистической системой мотивов, где центральное место занимает смыслообразующий  мотив «быть старшим».

В противном случае, когда старший ребенок пытается утвердить свое лидерство и превосходство за счет младшего, или младший занимает позицию потребительства и иждивенчества, безынициативности и покорности,  пытаясь заставить старшего «работать за него», либо подчиняясь ему, воспитательный эффект МВВ может оказаться отрицательным.

Психолого-педагогические условия организации межвозрастного взаимодействия:

- наличие возрастной дистанции, позволяющей участникам взаимодействия осознать себя в роли «старшего» и «младшего»;

- формирование адекватных представлений о нормах  построения отношений в межвозрастном взаимодействии.

 

Формирование ценностных ориентиров

Формирование гражданской идентичности:

- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание  государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,

- знание основных прав и обязанностей гражданина, проецированное на возрастной статус в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться и сохранять их; право на медицинскую помощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения  и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества);

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание  о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России;

- знание основных моральных норм; знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Формирование ценностного и эмоционального компонентов

-чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России, межэтническая толерантность;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Формирование основ гражданской идентичности личности

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера;

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).

Формирование самооценки

Самооценка – ядро самосознания личности. Это система оценок и  представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми.

Сформированность самооценки у ребенка:

- знает собственные возможности и их ограничения,

- умеет определять границу собственных возможностей, знаний и незнаний, умений и неумений;

- умеет фиксировать свои изменения и объективно относиться к ним;

- сравнивает свои достижения «вчера и сегодня» и вырабатывает на этой основе  предельно конкретную дифференцированную самооценку;

- умеет делать равнодостойный выбор;

- наличие рефлексии: умеет анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускает существование других точек зрения.

Дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются.

 

Критерии достижения качества образования в начальной школе:

 

 - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие базовых способностей ребенка (познавательные УУД);

- сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка

(личностные УУД);

- развитие ребенка как субъекта отношений между людьми (коммуникативные УУД);

- сохранение психического и физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия (регулятивные УУД).

 

Оценка личностного прогресса ученика реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио, способствующего формированию у воспитанников культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Рабочий Портфолио ученика – это современный педагогическимй инструмент сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, который

позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий и предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:

- процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;

- копилка полезной информации;

- наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;

-  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий:

вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление достижений студентам ТГУ

Мониторинг социальных компетентностей учащихся

Компетентности учащихся

Показатели

Методический инструмент

Сформированность познавательного потенциала личности учащихся

1.Освоение учащимися образовательных программ.

2.Познавательная активность детей.

3.Сформированность учебной деятельности.

4.Развитие внимания:

Концентрации, устойчивости, объём.

5.Развитие памяти, объём, типы памяти.

6.Развитие мышления.

8.Развитие речи.

8.Наличие и характеристика учебной мотивации.

.Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.

Педагогическое наблюдение

Методика «Изучение переключаемости внимания»

Методика «Изучение объёма внимания»

Методика «Запоминание цифр, слов, предложений»

Методика «Исследование типов памяти»

Анкетирование педагогов

Сформированность коммуникативных компетентностей личности выпускника начальной школы

1.Навыки совместной деятельности в коллективе.

2.Навыки коммуникативной культуры человека.

3.Навыки взаимодействия со взрослыми и детьми.

4.Знание и соблюдение поведения в обществе.

1. Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью»

2. Анкета «Ты и твоя школа»

3. Методика М. И. Рожкова.

4.Анкетирование педагогов (опрос)

Сформированность социально – трудовых компетентностей

1.Формирование навыков конструктивного отношения с другими людьми

2.Умение вносить коррективы в своё собственное поведение.

3.Навыки адаптации в обществе, быть способным преодолевать жизненные невзгоды.

4.Умение отстаивать свои собственные интересы и интересы близких людей.

5. Навыки профориентации

 Методика изучения социализированности личности учащегося

 Методика выявления коммуникативных способностей учащихся

 Методика определения общественной активности учащихся

 

 

 

Методический конструктор внеучебной деятельности

Вид внеучебной

деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (участие в конкурсах)

1. Приобретение школьником  социальных знаний

 

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

 

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

 

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (участие в конкурсах)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Этическая беседа

 

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

тематический диспут

 

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

 

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект.

7. Трудовая деятельность

конструирование, кружки технического творчества

Трудовой десант,  сюжетно-ролевые игры

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником  социальных знаний

конструирование, кружки технического творчества

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, сюжетно-ролевые игры

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

 

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

 

 

 

Образовательная экскурсия

Туристический поход

 

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Образовательная экскурсия

 

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

 

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Туристический поход

 

 

Мониторинг коммуникативной компетентности педагогов

Компетентности учителя

Виды диагностики

Информационные умения

Владение учителем современными информационными технологиями и использование их для подготовки к уроку при организации учебного процесса и внеклассных мероприятий.

Коммуникативные умения

Владение учителем теорией межличностных отношений и умение на практике работать без конфликтов с учащимися, родителями, знание путей грамотного разрешения данных конфликтных ситуаций. Умение учителя реализовать коммуникативные роли в коллективе.

Творческие умения

Участие учителя в различных творческих конкурсах, результативность этого участия, умение найти соратников в своём увлечении среди учеников, родителей, коллег.

Владение педагогическими компетентностями на уроке

Результативность деятельности учителя.

Педагогическая культура учителя

Опыт эмоционально – положительного отношения к ученикам, коллегам, родителям, ко всем партнёрам по общению независимо от их личностных качеств.

Умение относиться к личности другого человека как к высшей ценности, субъекту, активному соучастнику общения.

Выводы: Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе-интернате № 15 позволяет говорить об изменениях в системе обучения детей с ОВЗ (детей с нарушениями слуха).

 

 

 

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями школ-интернатов или групп продленного дня, руководителями кружков, детских объединений, которые работают над аналогичными проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1 класс.  Страшно!..                             4 класс. Интересно!..


Скачано с www.znanio.ru