удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти!!!!
Здравствуйте!!!
Начало учебного года - жаркая пора не только для школ. Все продумали, все купили, все организовали, заинтересовали. Педагоги выбрали репертуар для каждого учащегося. Что дальше? Вопросы аппликатуры, принципам ее подбора, как общепринятым, так и обусловленным индивидуальными особенностями учащегося. Что такое аппликатура?
Аппликату́ра - (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю) — порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.
Так ли важна аппликатура?
Аппликатура важна для всех инструментов,
как для клавишных, духовых, щипковых, струнных инструментов. Умение разрабатывать
аппликатуру — важная составляющая мастерства исполнителя.
Аппликатура часто пишется самим автором произведения и указывается в рукописи.
Шопен, например, был пианистом и в своих фортепианных произведениях почти
всегда указывал собственную аппликатуру, которая часто была настолько удобной,
что последующим редакторам не было необходимости предлагать свой вариант. В
других случаях в нотах печатается аппликатура, разработанная наиболее успешными
исполнителями произведения или редакторами музыкального издательства.
В природе нет одинаковых людей. В педагогической практике я не встречала одинаковых учеников: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством использования технологии индивидуального обучения является то, что она позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его индивидуальным особенностям; следить за каждым действием учащегося, за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика. Применение технологии индивидуального обучения позволяет педагогу осуществить дифференцированный подход в обучении; максимально раскрыть возможности каждого учащегося и создать условия для его персонифицированного развития.
Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в фортепианной педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.
Аппликатура с достаточной убедительностью говорит и о техническом мастерстве, и о художественном лице исполнителя. Зачастую бывает достаточно посмотреть (даже не слушая), какими пальцами играет ученик, чтобы понять и уровень его технического развития, и уровень его музыкального мышления.
Характерно, что все крупные музыканты-художники стояли на позиции художественного подхода к расстановке аппликатуры.
Г. Бюлов: «Аппликатура хороша, если она облегчает фразировку, плоха – если затрудняет ее. Строит аппликатуру музыкальное чувство».
Каждый исполнитель должен, прежде всего, стремиться найти ту аппликатуру, которая наилучшим образом позволяет выразить его музыкальные намерения. Такая аппликатура далеко не всегда совпадает с так называемой «удобной» аппликатурой; то, что «удобно», не всегда художественно полноценно.
Многое зависит и от строения руки и других индивидуальных особенностей исполнителя.
Аппликатурную дисциплину надо воспитывать в учащемся с первых шагов обучения игре на инструменте и постоянно совершенствовать ее в дальнейшем. В работе с начинающими учениками полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные аппликатурные требования: соседние ноты играются соседними пальцами; если играем через ноту, то соответственно и через палец, и т.д. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. Приучать ученика к использованию естественной последовательности пальцев, воспитывать сознательное отношение к аппликатуре необходимо с первых уроков.
Педагог, работая над аппликатурой, должен помнить ее главный, художественно верный принцип. Он заключается в следующем: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом; она же будет и самой красивой аппликатурой. Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это – важнейший и основной аппликатурный принцип.
Из главного принципа аппликатуры естественно вытекают следующие ее принципы:
Исходя из этих принципов, можно сказать, что выбор аппликатуры обусловливается, с одной стороны, музыкальным образом исполняемого произведения, с другой – целым рядом других причин, в первую очередь, индивидуальными физиологическими особенностями рук играющего (их строением, величиной, растяжением между пальцами и т.д.).
Приступая к работе над аппликатурой в музыкальном произведении, педагог должен внимательно просмотреть аппликатуру редактора и, если это потребуется, внести в нее необходимые, с его точки зрения (конечно, обоснованные), коррективы. Затем следует обозначить пальцы в нотном тексте. Но обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, следует обозначить лишь те из них, в отношении которых может возникнуть неясность. При подборе пальцев педагог должен обращать внимание на то, чтобы рука играющего по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.
В работе над аппликатурой очень важно бороться с невнимательным отношением учащегося к обозначенным в нотах пальцам. Особую борьбу педагогу следует вести с часто встречающимся в исполнении учащегося, начинающего разучивать какое-либо произведение, разнобоем в аппликатуре: один раз или другая нота или последовательность исполняются одной аппликатурой, другой раз то же самое – иной. Это приведет в дальнейшем к техническим трудностям в исполнении: накопленные в процессе упражнений противоречивые двигательные ощущения вступят в борьбу и повредят автоматизации. Педагог должен требовать от учащегося тщательного выучивания одной аппликатуры. В тех же случаях, когда изменение аппликатуры учащимся – не результат небрежности («как пальцам удобнее»), а логично и обоснованно, у педагога не должно быть никаких оснований возражать против проявления учеником инициативы; наоборот, педагог должен всячески поощрять такую инициативу, но самостоятельность в вопросах аппликатуры ни в коем случае не должна быть предоставлена учащемуся слишком рано, иначе такая самостоятельность приведет лишь к бессистемности и беспорядку в расстановке пальцев.
Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе.
Аппликатурная дисциплина – один из важнейших принципов методики обучения игре на инструменте. Целесообразность выбора аппликатуры помогает осуществлять разнообразные технические и художественные задачи, способствует преодолению многих исполнительных трудностей.
Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти!!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.