Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur93-korr.doc
Литературное чтение Урок 93. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Проверка домашнего задания. Рассказы ребят о воображаемых героях. – Легко ли фантазировать? – Кому это лучше удаётся, внимательному человеку или безразличному, кто не замечает в окружающем ничего интересного? – Можно ли А.Н. Толстого назвать внимательным писателем? – К кому? (Он внимателен и к своим героям, и к читателям – об этом рассказал Б. Галанов.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. © ООО «Баласс», 2015 1II. Развитие  умений. – А читателю обязательно быть внимательным? 2  4  1  2  3  1  2  3  3  Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Творческое задание (задание III.2 в тетради, уроки 92–93). – Послушайте два предложения из известной вам сказки А.Н. Толстого. «От   приличного   сидения   за   столом   у   него   по   всему   телу   ползли   мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился». Вот какой рассказ по этим предложениям придумал один мальчик. «Жила­была одна семья. Отец в ней был очень строгим и такие же установил порядки. Однажды к ним с утра пришли гости, и поэтому завтрак затянулся. Особенно   плохо   пришлось   младшему   сыну:   он   боялся   пошевелиться,   устал сидеть в одной позе и замёрз, по телу даже мурашки поползли. Да и еда была невкусная, каша какая­то. В общем, не завтрак, а мученье». – Найдите ошибки в его рассказе: что он нашёл и «расшифровал» в тексте, а что принёс в текст из жизни? – Как вы «расшифруете» эти предложения? (Приличное сидение – сидение в соответствии с правилами приличия. Герой явно не привык так сидеть, поэтому по   телу   у   него   ползли   мурашки.  Кто­то   следил   за   его   поведением,  поэтому завтрак показался мучительным и долгим.) – Кто узнал  героя, не привыкшего  правильно  сидеть за  столом и  слушаться других? (Конечно, это Буратино.) – Что значит быть внимательным читателем? (Не пропускать ничего в тексте и не придумывать того, чего в нём вообще нет.) – Прокомментируйте название стихотворения А.Н. Толстого «Кот – сметанный рот» как внимательные читатели. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  © ООО «Баласс», 2015 2Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения. – Каким бы вы назвали это стихотворение? – Кто на сей раз вышел победителем в поединке котов и мышей? 2) Подготовка к ролевому чтению стихотворения. – Сколько голосов вы слышите в стихотворении? (Голос кота, мышей, автора. Причём голос героя не всегда отделён от голоса автора. Например, «Кот, ты спишь?» – вопрос, наверняка заданный мышами.) – Найдите границы голосов в тексте, обозначьте их. –   Какой   кот   в   изображении   А.   Толстого?   (Старый,   беззубый,   много   спит   и мечтает, глуповатый и т.д.) – А мыши? – Как в стихотворении переплетаются сон кота и явь? 3) Выразительное чтение стихотворения по ролям. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Понравились ли вам сказки и стихи А.Н. Толстого? Чем? – В чём их необычность? – Какие открытия о писателе А.Н. Толстом вы для себя сделали? Так удалось ли С.Я. Маршаку «превратить», а А.Н. Толстому – «превратиться» в детского писателя? 2) Творческое задание (задание III.3 в тетради). – Прочитайте начало стихотворения и допишите недостающую строку. Раз у нашего Степана Караулил кот сметану, А когда настал обед, .................................. других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2015 3(Кот сидит – сметаны нет.) – Похож ли этот кот на кота из стихотворения А.Н. Толстого? Почему? – Что общего между Базилио, котом – сметанным ртом и Василь Васильичем? (Все трое – коты, герои книг А.Н. Толстого.) –   Кому   бы   из   них   больше   всего   понравилась   сказка   «Фофка»?   (Василь Васильичу, это кот из «Детства Никиты» – настоящий хищник, гроза мышей и птиц.) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. Прочитать главы «Чем закончился скучный вечер» и «Желтухин» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» или выучить наизусть фрагмент любого текста А.Н. Толстого. © ООО «Баласс», 2015 4

Посмотрите также