«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.
Оценка 5

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

Оценка 5
Контроль знаний
docx
окружающий мир
Детсад
06.10.2018
«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе (с элементами экспериментирования). Тема: «Удивительные свойства воздуха» Цель: систематизировать знания старших дошкольников о свойствах воздуха с помощью экспериментирования. Материалы и оборудование: Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кусочек мела, соломинка, бумажные веера, стаканчики с водой, коктельные трубочки. Демонстрационный материал: ростовые куклы, шкатулка, стакан, сосуд с водой, подсолнечное масло, краски, мыльные пузыри, технические средства обучения (Мультимедийное оборудование, музыкальный центр),куколки -травницы, набор аромомасел, вертушка, свисток, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки.
нод воздух.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» г. Лянтор, Сургутского района ХМАО ­Югра. «Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.                                                                Разработала и провела:                                                                 воспитатель                                                                 Оботина Елена Владимировна, 2018 учебный год. Конспект НОД по познавательно­исследовательской деятельности в подготовительной группе (с элементами экспериментирования). Тема: «Удивительные свойства воздуха» Цель: систематизировать знания старших дошкольников о свойствах воздуха  с помощью экспериментирования.  Задачи: Образовательная задача: ­ Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха и  способами его обнаружения; ­ Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;    ­Закреплять умения применять познавательные действия: анализ, сравнения, обобщение ­ Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающая задача: ­ Развивать познавательный интерес, способность устанавливать причинно­ следственные связи на основе элементарного экспериментирования делать  выводы. ­ Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность. Воспитательная задача: ­Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха. ­ Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему  миру и природе. Интеграция   образовательных   областей: «Познавательное   развитие», «Речевое   развитие»,   «Социально­коммуникативное   развитие»,   «Физическое развитие». Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка,  дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.  Виды детской деятельности: познавательно­исследовательская,  коммуникативная, игровая. Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, живая природа. Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром. Чтение книги «Азбука природы», просмотр мультфильма «Эколята ­ дружные ребята» Материалы и оборудование:  Раздаточный:  полиэтиленовый пакет, кусочек мела, соломинка, бумажные веера, стаканчики с водой, коктельные трубочки.  Демонстрационный материал: ростовые куклы, шкатулка, стакан, сосуд с  водой, подсолнечное масло, краски,  мыльные пузыри, технические средства обучения (Мультимедийное оборудование, музыкальный центр),куколки  ­травницы, набор аромомасел, вертушка, свисток, аудиозапись, красные и  зеленые сигнальные карточки.                                                      Ход занятия  Водная часть.  Дети заходят в комнату с экраном, где расположены ростовые куклы  Эколят (Шалун, Умница, Ёлочка, Тихоня). Воспитатель: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые  глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки.  Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне,  а я – вам. Сегодня мы с вами пришли в гости к эколятам ­ юным защитникам  природы. Мы уже с вами  уже знакомы с ними. Как их зовут? (ответы детей ­  Шалун, Умница, Ёлочка, Тихоня) –они очень любят нашу прекрасную планету и всегда защищают окружающую нас природу. Сегодня эколята приготовили  для нас сюрприз ­ вот эту красивую шкатулку­ Эта шкатулка не простая: в ней находится что­то очень дорогое и ценное для всех нас.  Воспитатель  ­   Ребята,   как   вы   думаете,   что   же   находится   в   этой шкатулке? (Дети   высказывают   свои   предположения. Воспитатель открывает шкатулку, но она оказывается пустой.) Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет. Воспитатель: Этого   не   может   быть,   эколята   утверждают,   что   здесь находится что­то ценное. А вот и записка ­ «Что находится в шкатулке, вы узнаете, если загадку отгадаете: Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем­ Он ведь нам необходим». Дети: Это воздух! Воспитатель: Правильно, ребята! А как вы догадались? (Ответы  детей) Значит, эколята прислали нам воздух. Они считают,что без воздуха мы не смогли бы жить. И предлагают проверить существует ли воздух, и какой  он? ».  Ребята, а что вы знаете и о воздухе? (Ответы детей)   Подумайте и скажите,  в чем заключается ценность воздуха для нашей планеты? (Ответы детей).   Правильно, дети, без воздуха не было бы жизни на нашей Земле. Ребята, а вы  знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а  без воздуха сможет прожить лишь несколько минут. Положите ладошку на  грудь. Вдохните и выдохните. При вдохе, что происходит с грудной клеткой?  (Она поднимается). А при выдохе? (Опускается). Ну­ка давайте сначала  вдохнем глубоко, а затем выдохнем. ­Что мы с вами вдохнули? (воздух) ­А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите  дыхание. ­Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо) ­Какой вывод можно сделать?(ответы детей­ воздух необходим для дыхания,  человек без воздуха жить не может. Мы дышим воздухом постоянно, даже  когда спим.) ­Что было бы, если на земле исчез воздух? (Если бы не было воздуха, на Земле не существовало бы ни растений, ни животных, ни людей ­ не было бы жизни  на земле тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.)  Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли,  крутить колеса мельницы). (слайд1) ­Как мы в играх используем воздух? (слайд2) ­Как воздух помогает растениям и животным? (слайд3) (слайд4) Воспитатель: Ребята, но здоровье человека зависит не только от того, как  он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище: в  городе или лесу? (В лесу.) Почему вы так думаете? (Ответы детей) Почему  воздух становится грязным? (Выхлопные газы машин, едкий дым от свалок,  промышленные отходы из заводских труб и др.) Ребята, что нужно сделать,  чтобы очистить воздух? (Ответы детей: чтобы воздух наш был чистым,  нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать  деревья, устанавливать на заводах очистительные фильтры, больше сажать  деревьев, цветов, ухаживать за ними; поливать улицы, дорожки водой, чтобы  меньше было пыли; не бросать мусор; заводы и автомобильные дороги  расположить подальше от жилых домов, водители должны следить, чтобы  машины были исправны и не выделяли много вредной копоти.  Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Д/и «Кому нужен воздух?».   Воспитатель: Я буду произносить названия предметов из живой и неживой природы.   Нужно   будет   хлопнуть   в   ладоши,   если   этому   предмету   нужен воздух,  если   же   воздух   этому   предмету   не   нужен,  то   не   двигаться.  Итак, готовы?   Начинаем:   Кошка,   камень,   дерево,   сапог,   медведь,   цветок,   стол, кузнечик, дети. Воспитатель: Мы   с   вами   определили,   что   воздух   нужен   для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу),  называется неживая природа. Вот мы с вами открыли один из секретов воздуха, он нужен всему живому.  Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать, С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! ­Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопрос: «где и как  можно обнаружить воздух». А для этого я предлагаю вам стать учеными  и  приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Как вы думаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)  Лаборатория – это место, где работают ученые, они проводят там опыты с помощью различных приборов.   Давайте   вспомним   правила   поведения,   которые   необходимо соблюдать   в   лаборатории (ответы   детей). Итак,   вы   должны   соблюдать  тишину,   не   мешать   друг   другу,   работать   тихо,   аккуратно,   внимательно. Делаем и выполняем все только после того, как я вам скажу. Готовы?   Сейчас я стану   научным сотрудником института, а вам предлагаю стать  моими «коллегами».  Согласны? Для этого давайте встанем все в круг, закроем глазки и сосчитаем до десяти. Многие   из   наших   ребят   умеют   считать   на   разных   языках­   Настя   на украинском, Саяд­ на азейбаржанском, Милена на чеченском, Нурмахам на таджицком (дети считают до десяти на разных языках). Воспитатель: Вот мы и попали с вами в лабораторию. Но первым делом, мы  с вами должны будем надеть специальную одежду (Динамическая пауза­ одевание спецодежды ­ халатов и защитных очков).  Итак, начинаем.      (дети садятся за столы). Воспитатель: Ребята,   а   вы   хотели   бы   убедиться,   что   здесь   есть воздух? (Руками обводит комнату.) В   этом   нам   помогут   помощники   умной   головы.   Что   это   за   помощники? (Ответы   детей   ­глаза­   зрение,   нос­   обоняние,   ладошки­   осязание,   уши­ слух). Эколята   приготовили   для   вас   карту,   где   обозначены   пункты   помощников умной головы ­ давайте рассмотрим её. Итак первое исследование мы с вами проведём за этим столом ­ здесь нашим помощником будет зрение. Мы с вами попробуем увидеть движение воздуха. Пункт №1­зрение   Воспитатель:­  Воздух находится вокруг нас. Он везде: в нашей группе, на улице, у вас дома.  Ребята, скажите, вы видели воздух, почему его называют невидимкой? (Ответы детей: воздух  прозрачный, через него всё видно, он бесцветный). А что означает слово прозрачный? (не имеет цвета). Ребята, давайте  попробуем поймать воздух (дети ловят руками воздух). Не получается?  Давайте попробуем доказать, что воздух есть. А для этого мы «поймаем» его.  Поднимем одновременно ткань вверх и опустим концы вниз. Получился  купол, заполненный воздухом. Мы можем почувствовать воздух, когда он приходит в движение. Если я   включу вентилятор,что вы чувствуете? (Ветер). Вентилятор приводит в  движение воздух. Движимый воздух называют ветром. Побегайте с вертушками. За счет чего они вращаются? (За счет воздуха). Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух? (Нет. Он  невидимый). Правильно, воздух невидим, но его можно обнаружить,  почувствовать, ощутить. 1 опыт «Поймай воздух».  Воспитатель: Приступим к исследованиям. Раз воздух мы не видим,  попробуем его поймать. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст) ­Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь  поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет. ­Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете (он похож на  подушку). Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. ­Почему? (в нем нет воздуха) ­ Вот мы с вами проверили первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, но его можно ощущать, он занимает место ­ чтобы его увидеть, его нужно  поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в  пакете, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. 2 опыт с водой и трубочкой Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Воздух  окружает нас всюду. Интересно, а есть ли воздух внутри нас? Что бы это  узнать ­ опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее. ­Как они появились? В стакане же только вода была (ответы) ­Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он  выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом  выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Почему пузырьки  поднимаются? (Потому что воздух легче воды).  В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает? (Через нос и рот.)  Воспитатель: Ребята,   когда   мы   просто   вдыхаем   и   выдыхаем   воздух,   мы видим его? (Нет.) А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? ( Идёт пар.)   Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие?  (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)  3опыт с кусочком мела, камня. ­Бросим в стакан с водой кусочек мела или камешек. ­Что происходит? (из мела выходят пузыри) ­К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде) Физминутка «Мыльные пузыри» под музыку. 4 опыт ­«Авалампа» Чтобы завершить опыты с нашим помощником­ зрение­  я приготовила для вас красивый опыт, который помогут мне создать пузырьки воздуха. Называется он аквалампа. Для него я приготовила высокий стакан,  воду, подсолнечное масло, краску и шипучую таблетку. Воспитатель  соединяет ингредиенты, и дети наблюдают красивое явление­движение масла  с помощью пузырьков воздуха. Ну что же нам пора перейти к следующему исследовательскому пункту, где  нам будет помогать следующий помощник­Нос­осязание Пункт №2 Нос­осязание 5опыт имеет ли воздух запах Дыхательная гимнастика              Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо. Чем же пахнет – не понять, Нужно носиком вдыхать. Выдох­вдох, выдох­ вдох. Чудо­воздух – ох­ох­ох! Ребята, давайте ещё раз воздух вдохнём носом. У чистого воздуха нет запаха. А в каком случае воздух пахнет?   Игра «Угадай запах».(использование куколок травниц) Дети самостоятельно экспериментируют.   А   теперь   скажите,   как   мы   можем   объяснить,   что   в   столовой   пахнет пирожками, а на лугу – цветами (ответы детей). Ребята, это движение воздуха. Воздух   сам   не   имеет   запаха,   но,   двигаясь,   может   переносить   запахи.   По запаху,   перенесенному   из   кухни,   мы   догадываемся,   какое   блюдо   там приготовили. Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не  пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Воспитатель: А я ­ то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один  запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие  запахи. Вот недавно иду я по автомобильной стоянке, мимо заведённой  машины и так мне нехорошо стало, что начала я чихать, Отчего так  произошло, ребята, вы не знаете? (ответы). Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека? Дети: чистый. Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Игра   «Узнай   по   запаху».   Каждому   из   вас   предлагаю   ощутить ароматы (детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху содержимое аромомасел). Вы замечательно справились.  Ну что же нам пора перейти к следующему исследовательскому пункту, где  нам будет помогать следующий помощник­осязание. Пункт №3­Рука­осязание  Воспитатель: А можем ли мы почувствовать ветер?(ответы детей) Дети: Можно, когда идем по улице, он дует на нас.  Игра с мячом « Какой бывает ветер?»  (Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизы­ вающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный,  восточный) Воспитатель: Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе,  дома? Дети: Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д. 6 Опыт. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать. 7Опыт:  Воспитатель: Возьмите веера. Легко помашите друг на друга. Что  почувствовали? Дети: Легкий ветерок. Воспитатель:  Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? Дети: Ветер усилился. Воспитатель: Так что же такое ветер? Оказывается ветер – это движение  воздуха (попросить повторить нескольких детей) Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает  ветер. Давайте рассмотрим нашу карту ­ она подскажет нам как перейти к  следующему пункту испытаний Пункт 4­Звук­ухо 8опыт: можно ли услышать воздух? Воспитатель:наши друзья эколята приготовили для нас музыкальную  загадку­ давайте послушаем её и скажем, что это? (прослушать запись музыка  ветра) А как в природе мы слышим воздух? (Ответы детей) Когда дует  ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха –  свист, вой, шелест листвы. Ветер – это и есть движение воздуха. Где мы с  вами можем увидеть движение воздуха? (Качаются деревья, бегут облака,  листья летят, метет снег) 9Опыт. «Слышим воздух» Воспитатель   (дует   в   свисток): Что   вы   слышите? (Ответы   детей)  Издаваемый свист – это  звук воздуха. А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «п», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко   дрожит.)   Значит,   мы   разговариваем   и   слышим   друг   друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла. Например, на Луне, где нет   воздуха,   ничего   не   слышно,   бесполезно   разговаривать   –   звуки   не передаются Воспитатель: что бы  услышать воздух предлагаю желающим из вас сыграть  на духовых инструментах (дети играют). ­Что мы слышим? (звуки) при встрече на своем пути препятствий, воздух  издает разные звуки. Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха  издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах) Воспитатель: ну что же, дорогие коллеги, мы провели с вами  ряд опытов,  и  узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить . Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали,  выполнили все задания Эколят­провели опыты и узнали про некоторые  свойства воздуха. И обязательно продолжим изучать воздух в следующий раз.  А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт  вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня  узнали нового? (Ответы детей)  А что было трудным для вас? Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со   стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны! 1. Воздух окружает нас со всех сторон (да). 2. Воздух можно услышать (да). 3. Воздух голубого цвета (нет). 4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да). 5. Воздух имеет свой вкус (нет). 6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да). 7. Человек может жить без воздуха (нет). 8. Ветер – это движение воздуха (да). Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь нам нужно возвращаться обратно  в детский сад. Снимаем специальную одежду. Давайте встанем с вами в круг,  закроем глазки и сосчитаем от десяти в обратном порядке (дети считают до десяти на разных языках).  Воспитатель: Вот мы и в саду. А закончить наше занятие я  хотела бы снова улыбкой. Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой. И в подарок эколята дарят вам мыльные пузыри. Когда пойдёте на прогулке ­ сможете поиграть с ними! Список литературы: 1 Примерная общеобразовательная программа  «От рождения до школы»/ Под  редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.­ 3­е изд.,испр. и доп.­  М: Мозаика­синтез, 2014­ 368с.  Игры с ребенком по экологическому воспитанию из книги «Азбука Природы» 2 3 Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (технология ТРИЗ). Практическое пособие.­ М: АРКТИ,2010г.­ с.63

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.

«Удивительные свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018