Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу органической химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
п.р. 6.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 6
УГЛЕВОДЫ
Цель работы: исследовать свойства моно, ди и полисахаридов.
Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е.
Углеводы – это кислородсодержащие органические вещества, отвечающие
формуле Cn(H2O)m. Входят в состав пищевых продуктов.
Глюкоза – это альдегидоспирт, поэтому для нее характерна реакция с
Cu(OH)2; как многоатомный спирт, без нагревания дает яркосинюю окраску
раствора; как альдегид, при нагревании дает окраску кирпичного цвета; для
нее также характерна реакция серебряного зеркала.
Сахароза при гидролизе распадается на два углевода – глюкозу и
фруктозу, а крахмал – на глюкозу. Реакции гидролиза происходят в
организме под действием ферментов в кислой среде. Продукты гидролиза
легко распознать качественными реакциями.
О п ы т 1. Окисление глюкозы (реакция серебряного зеркала).
Влейте в пробирку 1–2 мл раствора азотнокислотного серебра и по каплям
добавляйте раствор аммиака: сначала выпадает бурый осадок окиси серебра,
который затем растворяется в избытке раствора аммиака.
К приготовленному аммиачному раствору окиси серебра прилейте 2 мл
20%ного раствора глюкозы и несколько капель 1%ного едкого натра и
осторожно нагрейте полученную смесь. Нагревание можно вести в стакане с
горячей водой. Что наблюдается? Как объяснить этот процесс?
Напишите уравнение происходящей реакции.
О п ы т 2. Гидролиз сахарозы (инверсия).
В пробирку налейте 1–3 мл раствора сахарозы и прибавьте 1 мл раствора
серной кислоты. Пробирку с раствором кипятите 1–2 мин., а затем охладите и
разделите на 2 части. В одной пробирке раствор нейтрализуйте сухой содой,
добавляя ее маленькими порциями до тех пор, пока не прекратится выделение
углекислого газа. После нейтрализации добавьте гидроксид меди и нагрейте.
Что наблюдается? Почему?
Объясните, что произошло с сахарозой. Напишите уравнения реакций.
О п ы т 3. Обнаружение в молоке молочного сахара.
Налейте до 1/3 пробирки молока, разбавленного наполовину водой, и
прилейте к нему несколько капель уксусной кислоты. Перемешайте
содержимое пробирки стеклянной палочкой. Под влиянием уксусной кислоты
выпадают хлопья свернувшегося белка. Профильтруйте жидкость, а фильтратнейтрализуйте щелочью. После нейтрализации прилейте растворы CuSO4 и
NaOH и нагрейте. Как изменился цвет раствора? Почему?
О п ы т 4. Ферментный гидролиз крахмала.
Растворите 1 г крахмала в 5–6 мл воды. Перемешайте и дайте отстояться
взвеси. Воду сверху слейте и добавьте новую порцию воды. Подобное
промывание крахмала повторите 2–3 раза. Затем смесь взболтайте и вылейте
тонкой струей в стакан с 50 мл кипящей воды. Охладите раствор крахмала.
Приготовьте раствор слюны. Для этого около минуты полощите рот
дистиллированной водой и полученную жидкость отфильтруйте.
Приготовленный раствор слюны подогрейте в стакане с водой до 35–40 С.
Налейте в 4 пробирки по 1 мл раствора крахмала и столько же раствора
слюны. Перемешайте жидкость. В первую пробирку добавьте каплю йода
сразу же, во вторую – через 5 минут, в третью – через 10 минут, в четвертую –
через 20 минут. Что наблюдается? Объясните.
По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению
работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.