Украсим глагол деепричастиями
Оценка 5

Украсим глагол деепричастиями

Оценка 5
docx
09.03.2021
Украсим глагол деепричастиями
Путря С.А. Украсим глагол деепричастием. Деепричастный оборот.docx

s1200?webp=false
 


Пояснительная записка

Автор разработки: Путря Светлана Александровна

Направление: гуманитарное

Тема урока: «Украсим глагол деепричастием. Деепричастный оборот»»

Целевая аудитория: учащиеся 7 класса, аудитория психологически однородная, уровень развития средний.

Программа: Русский язык: 5-9 кл.: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 5-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 155 с.

Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

Раздел: морфология и орфография.

 Учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю, в год – 136.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид (жанр): урок – исследование с использованием кейс технологии с позиции системно–деятельностного подхода.

Цель:

- познакомить учащихся с понятием «деепричастный оборот»;

-  формировать умение находить деепричастные обороты в тексте, развивать навык выделения знаками препинания и графического обозначения деепричастных оборотов;

- закрепить умение отличать деепричастия от личных форм глагола и причастий, правильно употреблять их в речи;

- развивать внимание, память, воспитывать толерантность, умение принимать другую точку зрения;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Задачи:

1. Обучающие: учить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми, использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи.

2. Развивающие: развивать речь учащихся, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные: воспитывать толерантное отношение друг к другу и любовь к родному языку.

4 Мотивационные: формировать у детей интерес к изучению русского языка.

5. Управленческие: обеспечить организацию учебного занятия с помощью приёмов системно-деятельностного подхода.

 

Ожидаемые результаты: учащиеся знают, что такое деепричастный оборот, умеют находить деепричастный оборот, правильно выделять его на письме, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.

 

Элементы используемых технологий: кейс – технология, позиция системно-деятельностного подхода, игровая, проблемного обучения, информационно-коммуникативная; диалогового обучения, сотрудничества, ИКТ – технологии, позиция системно-деятельностного подхода, информационно–коммуникационные, диалогового обучения.

Формы организации работы учителя:                                                                                                                         - методы: словесно-иллюстративный, поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический, проблемный, письменного текущего контроля;                                                                                                                                   - организация восприятия новой информации;                                                                                                                 - постановка цели занятия перед обучающимися;                                                                                                      - обобщение, систематизация  изученного материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Информационно- техническое сопровождение урока:

компьютерная презентация «Украсим глагол деепричастием. Деепричастный оборот» (программа Microsoft PowerPoint), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Оборудование: учебник, рабочий лист, раздаточный материал, фигурки сказочных героев из бумаги для магнитной доски.

       Урок по теме «Деепричастный оборот» является уроком получения новых знаний. На уроке моя учительская роль сводится к организации образовательной деятельности учащихся и качественному усвоению материала. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, получают возможность получить оценку своей работе непосредственно на уроке.

Методическое обоснование урока: материал урока даёт возможность сформировать понятие о деепричастном обороте как о деепричастии - особой форме глагола (самостоятельной части речи) и зависимых от него слов. Используя алгоритм, находить деепричастный оборот и обособлять его запятыми.

        Цели урока реализовывались через использование презентации к уроку, организацию ситуации успеха и творчества. Развитие речи осуществлялось через монологическую речь учащихся при обсуждении материала в группах, воспроизведении теоретического материала при ответах и рецензировании ответов своих одноклассников. через необходимость делать выводы после выполнения заданий. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) реализовывалось во время объяснения и закрепления нового материала, выполнения самостоятельной работы.

          На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на овладение знаниями. В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе подготовки учащихся к изучению нового материала через повторение и актуализацию знаний, когда учащиеся вспоминали орфограммы, изученные раннее.

        Все этапы урока взаимосвязаны, вытекают один из другого. Время для актуализации ранее изученного, для изучения нового материала, закрепления, распределено рационально, что сказалось на эффективности урока. На данном уроке наблюдалось наращивание трудности и повышение степени самостоятельности учащихся в работе при выполнении упражнений и заданий.

Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, а также для совершенствования системы преподавания. Кроме того, использование ИКТ подталкивает учащихся к овладению современными средствами информации, формирует информационные компетенции у учащихся, побуждает их к формулированию определений и созданию алгоритмов работы. А это ведет к самостоятельной исследовательской деятельности.


 

Литература:

1. Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык. 7 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

2. Грамота.РУ (http://gramota.ru/).

          3. Занимательные учебники Татьяны Рик «Как поживаешь Деепричастие?    (http://referad.ru/35515/index.html ).

4. Культура письменной речи (http://gramma.ru).

5. Подготовка к ЕГЭ (kie-normhttps://5-ege.ru/sintaksichesy/).

6. Я иду на урок русского языка (http://rus.1september.ru/urok/).

 

 

 


 

Эпиграф

                       «Деепричастный оборот –

самая живая форма повествования.

 В нем струится самая алая, самая свежая,

артериальная кровь языка.

Его преимущество в краткости,

динамичности и выразительности.

Алексей Петрович Югов - русский писатель

 

План – схема урока

 

Этап урока

Время

 

Формы и методы деятельности учителя

Результат деятельности

І

Организационно- вступительный

2

Приветствие.  Определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочего, творческого, доброжелательного настроения.  Игра «Минутки создания хорошего настроения».  Установка на успех.

Создание групп, готовность к уроку.

Настрой на успешную работу. Выявление готовности каждого из участников к продуктивному сотрудничеству.

ІІ

Мотивация учебной и познавательной деятельности

1

Слово учителя (проблемная жизненная ситуация). Метод «Дискуссия – дебаты».

 

Побуждение интереса к получению новой информации.  

Включение учащихся в деятельность. Создание эмоциональной атмосферы.

Усвоение сущности проблемы.

ІІІ

Сообщение темы, целей, задач и ожидаемых результатов

1

Приём «Поставь себе цель».

 

Активизация интереса учащихся к изучаемой теме.

Определение целей и задач урока, обозначение объёма работ.

ІV

Актуализация опорных знаний умений и навыков

2

 

Фронтальный опрос.

Игра «Ассоциативный ряд».

Воссоздание знаний необходимых для последующих этапов урока. Привлечение учеников к групповой работе.

V

Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний

9

Приём «Путешествие в страну Речь».

Формулировка определения деепричастного оборота.

 

Обеспечение восприятия и структурирования нового материала, осмысление и первичное закрепление.

Выработка совместного обучающего продукта.

Релаксация

1

Физкультминутка «Активные деепричастия».

Создание условий для восстановления сил и психоэмоциональной разгрузки, бодрого настроения, улучшение концентрации внимания и работоспособности.

VІІ

Осмысление, определения места и причин затруднения. И использование новых знаний в новой пробной ситуации.

7

Метод «Мозговой штурма». Создание алгоритма «Определение деепричастного оборота».

Практическая работа с использованием алгоритма.

Создание алгоритма определения деепричастного оборота. Использование алгоритма для нахождения деепричастного оборота, его обособления запятыми и объяснение своих действий.

VІІІ

Овладение новыми знаниями

8

 

 

 

 

Метод «Исследования»

 Практическое использование теоретических знаний на практике. Развитие логического мышление школьников, умения выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы. Приобретение навыков исследования.

ІХ

Контроль полученных знаний.

 

3

 

 

 

Метод «Мозговой штурма». Создание алгоритма «Определение деепричастного оборота».

Добрые пожелания в мудрых высказываниях великих людей.

Формирование критического мышления. Создание алгоритма правильного действия. Отработка умений самостоятельного поиска знаний. Грамотно интерпретируют имеющиеся знания, используют информационную компетентность.

Х

Подведение итогов.

2

 

Приём «Выразительное чтение».

Приём «Поиск».

Оценивание и самооценивание.

Формулирование вывода по теме урока. Определение – достигнуты ли цели.

Оценивают свои ответы и ответы одноклассников. Комментирование результатов.

ХІ

Домашнее задание

2

Задания репродуктивного и творческого характера.

Усвоение и повторение материалов темы.

ХІІ

Рефлексия

2

Упражнение «Закончи предложение».

Анализ результатов урока. Определение главного, полезного, интересного. Комментарии – пожелания учащихся к уроку.

ХІІІ

Заключительное                                     слово учителя.

2

Упражнения «Добрые пожелания в мудрых высказываниях великих людей».

Сброс эмоционального напряжения, создание позитивной обстановки.

 

Структура урока

І. Организационно-вступительный этап.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята и все присутствующие. Я очень рада вас видеть. Так как все собравшиеся в этом классе окунутся сегодня в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному особому миру.

Желаю вам успешной работы и дарю каплю бодрости, смелости, решительности положительного настроя и успеха в виде разноцветных смайликов. Быть успешнее на уроке вам поможет совместная работа в группах.  (Каждая группа получает набор разноцветных смайликов по количеству участников в группе, таким образом, каждый учащийся имеет смайлик определённого цвета. По ходу урока обсуждение и выполнение заданий проводится всеми участниками группы, а отвечает один учащийся из каждой группы с определённым цветом смайлика, который называет учитель. Каждая группа имеет командира, который может дополнить ответ любого участника своей группы).

Игра «Минутки создания хорошего настроения» (в парах).

Цель этапа: динамично начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу среди участников.

  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

 - Здравствуй! (вся ладошка).

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя (проблемная жизненная ситуация)

Метод «Дискуссия – дебаты»

Цель этапа: Побуждение интереса к получению новой информации.  

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Учитель: В рассказе «Жалобная книга» Антон Павлович Чехов приводит запись персонажа И. Ярмонкина:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Вопросы к учащимся: Какую информацию мы узнаём, прочитав эту запись в жалобной книге? Правильно ли сформулировано предложение? Кажется ли нам что-то не так в этой записи.

(Прогнозируемый ответ: И. Ярмонкин высказал жалобу на то, что когда он подъезжал к станции, то у него слетела шляпа. Но предложение построено таким образом, что мы получаем информацию о том, что это шляпа подъезжала к станции и глядела в окно.)

И это не авторская речь, а речь персонажа (очевидно, неграмотного).

Сегодня эта фраза цитируется, чтобы указать собеседнику на ошибку в использовании деепричастного оборота. Время идёт, но ситуация не улучшается. До сих пор мы слышим: «Учитывая финансовый кризис, переговоры были приостановлены».

Огромное количество людей настолько плохо чувствуют родной язык, что они даже не слышат, что в первой фразе шляпа глядела в окно, а во второй — переговоры учитывали кризис. Грамотно выражать свои мысли во все времена было престижным. Но сейчас, когда люди общаются с помощью смс по мобильному телефону, или тем более, когда оставляют свои комментарии в социальных сетях, грамотно писать должен уметь каждый так как сказал польский писатель Стас Янковский: «Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю». Поэтому Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно т. е. писать грамотно, употреблять деепричастие так, чтобы оно служило украшением глагола.

 ІІІ. Сообщение темы, целей и ожидаемых результатов.

 Цель этапа: Определение целей и задач урока, прогноз ожидаемых результатов.

Тема урока: «Украсим глагол деепричастием. Деепричастный оборот».

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова русского писателя Алексея Петровича Югова «Деепричастный оборот – самая живая форма повествования.  В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Его преимущество в краткости, динамичности и выразительности». И я думаю, вам уже не терпится узнать, что же такое деепричастный оборот. Для успешной работы необходимо наметить для себя цель.

Приём «Поставь себе цель».

(Цель урока после обсуждения  определяют и формулируют учащиеся).

Цель: Изучить, что такое деепричастный оборот, научиться определять его границы и выделять интонационно. Выяснить и запомнить   условия обособления деепричастия и деепричастного оборота на письме, научиться строить предложения, в состав которых входит деепричастный оборот.   Развивать умение сравнивать, наблюдать, работать самостоятельно.

Учитель: А моя цель научить вас этому, а также способствовать тому, чтобы вы приобретали знания самостоятельно. И так как наши цели совпадают, то я приглашаю вас стать соавторами этого урока.

Прогнозируемые результаты:

Узнаете:

1)                что такое деепричастный оборот,

2)                как выделяется деепричастный оборот на письме.

Будете учиться:

1)                составлять деепричастные обороты,

         2)  находить их в предложении,

        3)  выделять деепричастные обороты  на письме.

ІV. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Цель этапа: Активизировать знания необходимые для последующих этапов урока. Организовать работу учащихся в группах.

 

 

Фронтальный опрос: «Как живешь деепричастие?»

- Что такое деепричастие? (Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом).

- Какие признаки глагола имеет деепричастие? (Вид, возвратность, способность управлять косвенными падежами и поясняться наречиями).

- Назовите признаки наречия у деепричастия. (Неизменяемость, сочетаемость с глаголами, в предложении является обстоятельством).

Прежде чем мы перейдём к изучению деепричастного оборота необходимо повторить образование деепричастий для этого поиграем в игру «Ассоциативный ряд». Так как наша жизнь – это движение, а движение описывается глаголами, предлагаю описать день с помощью глаголов.

Игра «Ассоциативный ряд».

Задание І группе «Чудесное утро», задание ІІ группе» «Школьная жизнь», задание ІІІ группе «Активный отдых». Каждая из групп называет глаголы которыми можно описать утро, школьную жизнь, свой отдых после занятий. затем преобразовать эти глаголы в деепричастия, пояснить свои действия.

Предполагаемый ответ:

1. «Чудесное утро»

Проснуться пораньше – проснувшись пораньше,

открыть – открыв (открывая) глаза,

делать – сделав (делая) зарядку,

завтракать – позавтракав (завтракая) плотно,

настроиться – настроившись позитивно

отправились в школу.

2. «Школьный день»

Входить (войдя) в класс,

приветствовать – приветствуя одноклассников,

сидеть – сев (сидя) за партой,

слушать – послушав (слушая) учителя,

работать – поработав (работая) с учебником,

выполнять – выполнив (выполняя) упражнение,

получили новые знания.

3. «Долгожданный вечер»

 Подготовить – подготовив (готовя - нельзя сказать) домашнее задание,

отдыхать - отдохнув (отдыхая) вечером,

дышать - подышав (дыша) свежим воздухом,

общаться - пообщавшись (общаясь) с друзьями,

играть - поиграв (играя) с братом,

читать – прочитав (читая) книгу

приготовились ко сну.

Учащиеся определяют вид образованных деепричастий, задавая вопрос что делая? (деепричастия несовершенного вида), что сделав? (деепричастия совершенного вида).

V. Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний.

Приём « Путешествие в страну Речь»

Цель этапа: обеспечение восприятия и структурирования нового материала, осмысления и первичного закрепления.

Слово учителя: для изучения нового материала приглашаю вас в страну Речь, где проживают все части речи: профессор Имя Существительное, художница Имя Прилагательное, доцент Имя Числительное, дядюшка Глагол, мастерица Местоимение, тетушка Наречие, и два мальчика Причастие и Деепричастие. Дядюшка Глагол и его маленький друг мальчик Деепричастие согласились нам помочь правильно строить предложения и выделять деепричастный оборот запятыми.

Интересно, что обозначает это имя – Деепричастие? Как возник этот термин?

(ученики высказывают предположение, что «дее» обозначает деятельность, а «причастие» - причастность к этому действию» И действительно термин деепричастие возник в XVII веке, состоит из двух частей дее+причастие. Образовано от сложения частицы дее- (от деять – “делать”) и существительного причастие).

Дядюшка Глагол ужасно деятельный. Он всё время что-нибудь делает: бегает, чинит, строгает, покупает, поит, возит, он делает так много дел сразу, что кажется будто у него несколько рук и ног. В предложении дядюшка Глагол показывает основное действие лица, предмета или явления, а мальчик Деепричастие, показывает, как именно совершается основное действие (как, каким образом, почему) и означает добавочное действие этого же лица, предмета или явления.

Например: Я рублю дрова, покряхтывая. (учащиеся определяют, что Я - подлежащее, рублю - сказуемое, покряхтывая – обстоятельство).

Рублю – основное действие, выраженное глаголом.

Рублю что делая? покряхтывая – добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида.

Чтобы проверить правильность выделения деепричастия установим соответствия (определим лицо, предмет или явление, который совершает эти действия: главное и добавочное).

Рублю дрова кто? – я.

Покряхтывает кто? тоже я.

Глагол «рублю» и деепричастие «покряхтывая» относятся к одному и тому же лицу – ко мне (я)

Учитель: Мальчик Деепричастие из страны Речь очень общительный, поэтому у него много друзей. Это хорошие друзья только они младше во всём меня слушаются и зависят от меня. Все вместе мы образуем деепричастный оборот с зависимыми словами. А кто такие эти друзья как вы думаете? Правильно, это другие части речи - зависимые слова, которые более полно описывают добавочное действие и делают информацию более полной, а предложение более красивым.

В этом примере мы нашли и выделили одиночное деепричастие, давайте подберём к нему зависимые слова.  (Покряхтывая как? Тихо…) получим предложение:

Я рублю дрова, тихо покряхтывая.

Покряхтывая как? Тихо.

Учащиеся делают вывод: «Тихо покряхтывая» - деепричастный оборот, который состоит из одного деепричастия и одного зависимого слова, относится к сказуемому и является обстоятельством. На письме выделяется запятой, так как стоит в конце предложения.

Например: Гномы шли по тропинке гуськом, оглядываясь.

Шли – основное действие, выраженное глаголом.

Оглядываясь что делая?  – добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида.

Шли кто? – Гномы.

Оглядывались кто? тоже гномы.

Глагол «шли» и деепричастие «оглядываясь» относятся к одному и тому же лицу – к гномам.

В этом примере мы нашли и выделили одиночное деепричастие, давайте подберём к нему зависимые слова.  (Оглядываясь как? Постоянно, иногда, тревожно, с беспокойством…) получим предложение:

Гномы шли по тропинке гуськом, постоянно оглядываясь с беспокойством.

Оглядываясь как? Постоянно.

Оглядываясь как? С беспокойством.

Учащиеся делают вывод: «Постоянно оглядываясь с беспокойством» – деепричастный оборот, который состоит из деепричастия и двух зависимых слов от этого деепричастия, относится к сказуемому и является обстоятельством. На письме выделен запятой.

Например: Вчера, получив письмо, я подпрыгнул.

Подпрыгнул – основное действие, выраженное глаголом.

 Подпрыгнул что сделав?  – добавочное действие, выраженное деепричастием совершенного вида.

Подпрыгнул кто? – я.

Получил письмо кто? тоже я.

Глагол «подпрыгнул» и деепричастие «получив» относятся к одному и тому же лицу – ко мне (я).

В этом примере мы нашли и выделили одиночное деепричастие, давайте подберём к нему зависимые слова. (Получив письмо какое? Письмо от кого? От брата, сестры, бабушки …).

Вчера, получив долгожданное письмо от брата, я подпрыгнул.

Получив что? Письмо.

Письмо какое? Долгожданное.

Письмо от кого? от брата.

Учащиеся делают вывод: «Получив долгожданное письмо от брата» – деепричастный оборот, который состоит из деепричастия и двух зависимых слов одно слово зависит от деепричастия, а другое от самого этого слова. Деепричастный оборот относится к сказуемому, является обстоятельством и на письме выделяется запятыми, так как находится в середине предложения.

(Разбор предложений сопровождается построением схемы с помощью вырезанных из картона фигурок дядюшки Глагола, мальчика Деепричастия, мальчика деепричастия с зависимыми словами, буквы Я и запятых, которые крепятся к доске с помощью магнитов и в соответствии с конструкцией предложения меняются местами).

Итак, дадим определение деепричастного оборота. (Учащиеся формулируют определение).

Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми словами. На письме обособляется запятыми. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Деепричастный оборот отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?» Если деепричастный оборот убрать из предложения, то смысл предложения не изменится.

Схема деепричастного оборота /_._._._._/.

(Составленный текст определения сверить с оригиналом определения из учебника, правильно ли дано определение деепричастного оборота).

Учитель: Рассмотрим случаи, когда деепричастные обороты не обособляются.

Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются:

1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.) — бегут как?;

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукаваработать не покладая рукВ трудные дни он работал с нами рук не покладая.

3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя.

VІ. Релаксация.

Цель этапа: Создание условий для восстановления сил и психоэмоциональной разгрузки, бодрого настроения, улучшение концентрации внимания и работоспособности.

Физкультминутка «Активные деепричастия»

Выполняется сидя. Учитель произносит словосочетания с деепричастиями. Учащиеся слушают и выполняют активные движения.

Сидя, в ладоши хлопая, ногами топая, головой крутя, бёдрами двигая, за ушки пощипывая, пальчиками щёлкая, сжимая кулачки, покрутившись на стуле – вот мы и (учащиеся произносят все вместе) отдохнули.

VІІ. Осмысление, определения места и причин затруднения. И использование новых знаний в новой пробной ситуации.

Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Методом «мозгового штурма» создаётся алгоритм.

Как найти деепричастный оборот

1 шаг

Нахожу слово, которое, как мне кажется, может быть деепричастием

(по суффиксам –а(-я), -в,  - вши, -ши на конце слова).

2 шаг

Нахожу глагол-сказуемое.

3 шаг

Задаю вопрос от глагола к деепричастию (каким образом? что делая? что сделав?).

4 шаг

Задаю вопрос (-ы) от деепричастия к другому (-им)  слову (-ам) в  предложении:

- нет зависимых слов – одиночное деепричастие (обособляю);

- есть зависимые слова – деепричастный оборот (обособляю).

Можно проверить правильность границ деепричастного оборота: (чаще всего) деепричастный оборот можно удалить без изменения смысла предложения. 

Составленный текст алгоритма нахождения деепричастного оборота сверить с оригиналом алгоритма из учебника, к правильным ли выводам мы пришли.

 Практическое задание группам.

Используя алгоритм нахождения деепричастного оборота, определить, выделить деепричастный оборот и объяснить свои действия.

(Соответственно каждая из групп получает предложение)

1. Бобры завершив строительство хижины уселись ужинать.

2. Бобрёнок разглядывал окрестности высунувшись из своего новенького домика.

3. Перестирав целую гору белья бобриха развесила рубашки на верёвке.

Предполагаемый ответ:

1. Бобры, завершив строительство хижины, уселись ужинать.

2.Бобрёнок разглядывал окрестности, высунувшись из своего новенького домика.

3. Перестирав целую гору белья, бобриха развесила рубашки на верёвке.

VІІІ. Овладение новыми знаниями.

Цель этапа: Практически использовать теоретические знания на практике. Развитие логического мышление школьников, умения выделять причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы.

Метод «Исследование».

Из предложенных слов составить три предложения с деепричастным оборотом. Исследовать, проанализировать и расположить деепричастный оборот 1) в начале предложения,2) в конце предложения, 3) в середине предложения.

Задание для учащихся І группы.

Вода с грохотом (падать) (вращать) мельничное колесо.

Предполагаемый ответ:

І способ: падает, вращая

Вода с грохотом падает, вращая мельничное колесо.

Вращая мельничное колесо, вода с грохотом падает.

Вода, вращая мельничное колесо, с грохотом падает.

 

ІІ способ: вращает, падая

Вода вращает мельничное колесо, с грохотом падая вниз.

С грохотом падая вниз, вода вращает мельничное колесо.

Вода, с грохотом падая вниз, вращает мельничное колесо.

Задание для учащихся ІІ группы.

Аист (щёлкать) клювом, (приплясывать) на краю гнезда.

Предполагаемый ответ:

І способ: щёлкает, приплясывая

Аист щёлкает клювом, приплясывая на краю гнезда.

Приплясывая на краю гнезда, аист щёлкает клювом.

Аист, приплясывая на краю гнезда, щёлкает клювом.

ІІ способ: приплясывает, щёлкая

Аист приплясывает на краю гнезда, щёлкая клювом.

Щёлкая клювом, аист приплясывает на краю гнезда.

Аист, щёлкая клювом, приплясывает на краю гнезда.

Задание для учащихся ІІІ группы.

(Отдавать) тепло сердца, человек (обретать) душевную красоту.

Предполагаемый ответ:

І способ: отдаёт, обретая

Человек отдаёт тепло сердца, обретая душевную красоту.

Обретая душевную красоту, человек отдаёт тепло сердца.

Человек, обретая душевную красоту, отдаёт тепло сердца.

ІІ способ: обретает, отдавая

Отдавая тепло сердца, человек обретает душевную красоту.

Человек обретает душевную красоту, отдавая тепло сердца.

Человек, отдавая тепло сердца, обретает душевную красоту.

Вопрос учащимся: как определить какой из глаголов оставить глаголом, а какой преобразовать в деепричастие?

Предполагаемый ответ: (При конструировании предложения с деепричастным оборотом автор определяет, какое действие главное, а какое добавочное. Добавочное действие и будет деепричастием и пояснительными словами образует деепричастный оборот).

ІХ. Контроль полученных знаний.

Цель этапа Формирование критического мышления. Создание алгоритма правильного действия. Отработка умений самостоятельного поиска в знаний. Грамотно интерпретировать имеющиеся знания, владеть в совершенстве информационной компетентностью.

Приём  «Ловушка».

Каждой группе предлагается два предложения. Определить в каком из предложений деепричастный оборот определён и обособлен правильно.

Задание для учащихся І группы.

1. Доярка, подоив корову, разлила молоко по банкам.

2. Уронив банку, она разбилась вдребезги.

 Предполагаемый ответ:

В первом предложении деепричастный оборот определён правильно.

Анализируем:

Разлила (кто? Доярка) - основное действие, выраженное глаголом.

Подоив  что сделав? (Подоила кто? тоже доярка) добавочное действие, выраженное деепричастием совершенного вида.

Глагол «разлила» и деепричастие «подоив» относятся к одному и тому же лицу – к доярке.

Так же можно удалить деепричастный оборот и смысл предложения не изменится.      

Во втором предложении деепричастный оборот определён неправильно.

Анализируем:

Разбилась (что? Она) - основное действие, выраженное глаголом

Уронив что сделав? (Уронила кто? невозможно определить) добавочное действие, выраженное деепричастием совершенного вида.

Глагол «разбилась» и деепричастие «уронив» не относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Так же можно удалить деепричастный оборот, но смысл предложения изменится.      

Таким образом, непонятно кто или что разбилось доярка или банка.

Задание для учащихся ІІ группы.

1. Накопав картошки, внучка понесла её к дому.

2. Поджаривая картошку, она слегка подгорела.

В первом предложении деепричастный оборот определён правильно.

Анализируем:

Понесла (кто? Внучка) - основное действие, выраженное глаголом.

Накопав  что сделав? (Накопала кто? тоже внучка) добавочное действие, выраженное деепричастием совершенного вида.

Глагол «понесла» и деепричастие «накопав» относятся к одному и тому же лицу – к внучке.

Так же можно удалить деепричастный оборот и смысл предложения не изменится.

  Во втором предложении деепричастный оборот определён неправильно.

Анализируем:

Подгорела (что? Она) - основное действие, выраженное глаголом.

Поджаривая что делая? (Поджаривала кто? невозможно определить) добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида.

Глагол «подгорела» и деепричастие «поджаривая» не относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Так же можно удалить деепричастный оборот, но смысл предложения изменится.      

Таким образом, непонятно кто или что подгорела картошка или тот, кто её пожарил.

    Задание для учащихся ІІІ группы

1.Накормив гостя, бабушка пошла кормить поросят.

2. Поймав свинью, она громко хрюкнула.

В первом предложении деепричастный оборот определён правильно.

Анализируем:

Пошла (кто? Бабушка) - основное действие, выраженное глаголом.

Накормив что сделав? (Накормила кто? тоже бабушка) добавочное действие, выраженное деепричастием совершенного вида.

Глагол «пошла» и деепричастие «накормив» относятся к одному и тому же лицу – к бабушке.

Так же можно удалить деепричастный оборот и смысл предложения не изменится.

  Во втором предложении деепричастный оборот определён неправильно.

Анализируем:

Хрюкнула (кто? Она) - основное действие, выраженное глаголом.

Поймав что делая? (Поймала кто? невозможно определить) добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида.

Глагол «хрюкнула» и деепричастие «поймав» не относятся к одному и тому же лицу.

Так же можно удалить деепричастный оборот, но смысл предложения изменится.      

Таким образом, непонятно кто хрюкнул свинья или бабушка.

Х. Подведение итогов урока.

Приём «Выразительное чтение».

Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Учитель: Деепричастия, деепричастные обороты.  Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути (Перевод А.Шмульяна) своим необычным стихотворением «Лодорский водопад».

 

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

В этом стихотворении 52 деепричастия.

 

Найдите деепричастный оборот. (Практически всё стихотворение от слова «кипя» до «задоре». Проанализируйте правильно ли мы нашли деепричастный оборот для этого: определите каким глаголом выражено основное действие? (Падают что? Воды).

Если мы возьмём любое из этих деепричастий (Кипя…вздымаясь… играя…блистая… катясь… убегала) что делая? (Кипит… вздымается …играет…блистает…катится…убегает что? Вода) добавочное действие.

Глагол «падают» и деепричастия «кипя … убегая» относятся к одному и тому же предмету – воде, выраженные деепричастиями несовершенного вида.

Мы видим, что все эти деепричастия описывают, поясняют, украшают глагол. Почему эти деепричастия служат украшением глагола. (Если бы в стихотворении не было бы этих деепричастий, то мы, получили бы просто сухую информацию – падают воды в водопаде. Деепричастия рисуют нам словесный портрет того каким образом падают эти воды, что с ними происходит во время падения. Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.

Задания группам: Приём «Поиск» .

Задание для учащихся І группы

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя).

Задание для учащихся ІІ группы

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь)..

 

 

Задание для учащихся ІІІ группы

Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь).

Учитель дополняет: деепричастия, которые обозначают добавочные действия по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

 Итак, сделаем вывод нужен ли нам деепричастный оборот ведь вместо деепричастия можно использовать глагол, зачем нам нужны деепричастия?

1. Вывод:

После обсуждения, учащиеся делают вывод.

В деепричастном обороте деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. Возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, с другой, служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его.

 Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожила бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий. Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий в деепричастном обороте является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым.

Цель нашего урока - научиться использовать деепричастный оборот в своей речи, т.е. быть грамотным.

Давайте ещё раз вернёмся к предложению из рассказа «Жалобная книга» А.П. Чехова, которое мы рассматривали в начале урока и проанализируем его.

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Слетела   (что? Шляпа)  – основное действие, выраженное глаголом.

Подъезжая  что делая? (Подъезжал кто? невозможно определить) добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида.

Глагол «слетела» и деепричастие «подъезжая» не относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Так же можно удалить деепричастный оборот, но смысл предложения изменится.      

2. Оценивание и самооценивание ответов учащихся. (В каждой группе учащиеся оценивают ответы друг друга, учитель корректирует оценивание ответов учащихся с обоснованием своего решения).

XІ. Домашнее задание.

1. І Уровень репродуктивный: выписать из предложений деепричастные обороты.

1. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.  

2. Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

3. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

4. Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

5. Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой

2. ІІ Уровень репродуктивно-конструкторский: Подобрать в текстах художественных произведений, в научной литературе примеры использования деепричастных оборотов. Составить схемы деепричастных оборотов этих предложений

3. ІІІ Уровень конструкторский: Восстановить текст, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

1. Свернув (с чего? куда?)_____________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2. Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?) ___________________любовались водной поверхностью.

3. Корабль накренившись (как? куда?)_______________ не повиновался воле людей.

4. Извиваясь (как? где?)_________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

4. IV Уровень творческий: Написать эссе с использованием предложений с деепричастным оборотом на темы: 1. Вид из окна. 2. Дом в котором я хочу жить. 3. Книга наш друг и товарищь. 4. Ура! Мы едем в лес.

ХІІ. Рефлексия

Приём «Продолжи предложение».

- Я узнал, что деепричастный оборот – это…

- Больше всего мне понравилось задание…

- Научился …

- Мне было интересно узнать…

- Об этом я хотел бы узнать больше…

- Это пригодиться мне в будущем…

- Теперь я умею…

- Я доволен своей работой на уроке, потому что…

- Для меня это было интересно…

- Пожелания на следующий урок.

- В ходе занятия меня удивило…

- Как вы оцениваете свои действия группы?

-У меня хорошо получилось ...

- Скажи комплимент новой теме ...

- Пожелания самому себе ...

- Понравилось ли тебе играть в группе.

-Я иду с урока с … настроением.

ХІІІ. Заключительное слово учителя:

Рассмотрите высказывания великих людей, определите деепричастный оборот. Как вы понимаете эти высказывания?

1. Живя, умей всё пережить: Печаль, и радость, и тревогу. (Ф.И. Тютчев)

2. Перестав учиться, человек стареет.  (Генри Форд)

3. Не зная, чего хочешь, получишь то, что останется. (В.Ю. Кудрявцев)

Учитель: Наш урок подошёл к концу, а я вам желаю, чтобы мудрость, заключённая в этих высказываниях стала для вас добрым напутствием.

                     

Приложение

 

 

                               

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Украсим глагол деепричастиями

Украсим глагол деепричастиями

Пояснительная записка Автор разработки :

Пояснительная записка Автор разработки :

Задачи: 1. Обучающие : учить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми, использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи

Задачи: 1. Обучающие : учить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми, использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи

Информационно- техническое сопровождение урока: компьютерная презентация «Украсим глагол деепричастием

Информационно- техническое сопровождение урока: компьютерная презентация «Украсим глагол деепричастием

На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на овладение знаниями

На данном уроке главной для меня была задача, связанная с мотивацией школьников на овладение знаниями

Литература: 1. Учебник: Ладыженская

Литература: 1. Учебник: Ладыженская

Эпиграф «Деепричастный оборот – самая живая форма повествования

Эпиграф «Деепричастный оборот – самая живая форма повествования

Слово учителя (проблемная жизненная ситуация)

Слово учителя (проблемная жизненная ситуация)

VІ Релаксация1 Физкультминутка «Активные деепричастия»

VІ Релаксация1 Физкультминутка «Активные деепричастия»

Метод «Исследования» Практическое использование теоретических знаний на практике

Метод «Исследования» Практическое использование теоретических знаний на практике

Х Подведение итогов. 2

Х Подведение итогов. 2

По ходу урока обсуждение и выполнение заданий проводится всеми участниками группы, а отвечает один учащийся из каждой группы с определённым цветом смайлика, который называет учитель

По ходу урока обсуждение и выполнение заданий проводится всеми участниками группы, а отвечает один учащийся из каждой группы с определённым цветом смайлика, который называет учитель

И это не авторская речь, а речь персонажа (очевидно, неграмотного)

И это не авторская речь, а речь персонажа (очевидно, неграмотного)

Для успешной работы необходимо наметить для себя цель

Для успешной работы необходимо наметить для себя цель

Фронтальный опрос: «Как живешь деепричастие?» -

Фронтальный опрос: «Как живешь деепричастие?» -

Школьный день» Входить (войдя) в класс, приветствовать – приветствуя одноклассников, сидеть – сев (сидя) за партой, слушать – послушав (слушая) учителя, работать – поработав (работая)…

Школьный день» Входить (войдя) в класс, приветствовать – приветствуя одноклассников, сидеть – сев (сидя) за партой, слушать – послушав (слушая) учителя, работать – поработав (работая)…

Цель этапа: обеспечение восприятия и структурирования нового материала , осмысления и первичного закрепления

Цель этапа: обеспечение восприятия и структурирования нового материала , осмысления и первичного закрепления

Чтобы проверить правильность выделения деепричастия установим соответствия (определим лицо, предмет или явление, который совершает эти действия: главное и добавочное)

Чтобы проверить правильность выделения деепричастия установим соответствия (определим лицо, предмет или явление, который совершает эти действия: главное и добавочное)

Оглядываясь что делая? – добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида

Оглядываясь что делая? – добавочное действие, выраженное деепричастием несовершенного вида

Глагол «подпрыгнул» и деепричастие «получив» относятся к одному и тому же лицу – ко мне (я)

Глагол «подпрыгнул» и деепричастие «получив» относятся к одному и тому же лицу – ко мне (я)

Если деепричастный оборот убрать из предложения, то смысл предложения не изменится

Если деепричастный оборот убрать из предложения, то смысл предложения не изменится

VІІ. Осмысление, определения места и причин затруднения

VІІ. Осмысление, определения места и причин затруднения

Бобрёнок разглядывал окрестности высунувшись из своего новенького домика

Бобрёнок разглядывал окрестности высунувшись из своего новенького домика

Вода вращает мельничное колесо, с грохотом падая вниз

Вода вращает мельничное колесо, с грохотом падая вниз

Человек обретает душевную красоту, отдавая тепло сердца

Человек обретает душевную красоту, отдавая тепло сердца

Глагол «разлила» и деепричастие «подоив» относятся к одному и тому же лицу – к доярке

Глагол «разлила» и деепричастие «подоив» относятся к одному и тому же лицу – к доярке

Глагол «понесла» и деепричастие «накопав» относятся к одному и тому же лицу – к внучке

Глагол «понесла» и деепричастие «накопав» относятся к одному и тому же лицу – к внучке

Глагол «пошла» и деепричастие «накормив» относятся к одному и тому же лицу – к бабушке

Глагол «пошла» и деепричастие «накормив» относятся к одному и тому же лицу – к бабушке

Кипя, Шипя, Журча, Ворча,

Кипя, Шипя, Журча, Ворча,

Падают что? Воды). Если мы возьмём любое из этих деепричастий (Кипя…вздымаясь… играя…блистая… катясь… убегала) что делая? (Кипит… вздымается …играет…блистает…катится…убегает что?

Падают что? Воды). Если мы возьмём любое из этих деепричастий (Кипя…вздымаясь… играя…блистая… катясь… убегала) что делая? (Кипит… вздымается …играет…блистает…катится…убегает что?

Задание для учащихся ІІІ группы

Задание для учащихся ІІІ группы

Цель нашего урока - научиться использовать деепричастный оборот в своей речи, т

Цель нашего урока - научиться использовать деепричастный оборот в своей речи, т

Уровень репродуктивно-конструкторский:

Уровень репродуктивно-конструкторский:

Теперь я умею… - Я доволен своей работой на уроке, потому что… -

Теперь я умею… - Я доволен своей работой на уроке, потому что… -

Приложение

Приложение

Украсим глагол деепричастиями

Украсим глагол деепричастиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2021