Колесник
Татьяна Ивановна
Методист
КГКП «Санаторный я-сад №3»
Отдела образования
г.Экибастуз. Казахстан
Здоровье народа дороже всего
Богатства земли не заменят его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите как сердце, как глаз!
Жамбул Жабаев
«Укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии в условиях санаторного ясли- сада»
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. «Важнейший фактор, влияющий на здоровье населения страны, - это стимулирование здорового образа жизни»- говорится в Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана.
В Конвенции о правах ребенка (1989г. статья 6) определено неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и здоровое развитие. Что такое «ЗДОРОВЬЕ» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или физических дефектов.(Всемирная организация здравоохранения)
Государственный Стандарт дошкольного образования предполагает ориентацию деятельности организаций дошкольного воспитания и обучения в подготовки на сохранение здоровья ребенка и его физическое развитие.
Наш ясли сад смешанного типа: санаторный и общеразвивающий. Режим работы санаторных групп круглосуточный.
И одной из главных задач, которые стоят перед коллективом это укрепление здоровья детей. Какие же условия для этого созданны в детском саду. Это «Медицина и здоровье», «Сбалансированного каллорийного питание», «Лечебная кулинария», «Психологического микроклимата», «Физкультура против недуга», «Валеология». Целью которых является повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности коллектива ясли-сада путем создания Модели формирования ценностей здорового образа жизни с учетом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников.
Задачи , которые поставил перед собой коллектив :
1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности участников образовательного процесса с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
2. Изучить и внедрить в практику работы современные технологии обучения здоровому образу жизни, путем развития здоровьесберегающей компетентности детей.
3. Активизировать потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья.
Этапы деятельности детского сада:
1этап – информационно- аналитический. Анализ группы здоровья детей, поступающих в детский сад, ежемесячный анализ заболеваемости детей, мониторинг знаний и умений, анкетирование родителей.
2 этап- основной.
- Создание условий для полноценного физического развития и оздоровления детей.
- Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей.
- Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни.
- Вовлечение педагогов, родителей и общественности в единую творческую деятельность.
-Укрепление материально-технической базы.
3 этап – обобщение опыта работы. Педчасы, педсоветы, семинары-практикумы, клуб «ЗОЖ» для родителей, «День Семьи» и т.д.
Сегодня педагогами уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Для профилактики и укрепления здоровья детей в детском саду педагоги используют нестандартное физкультурно-оздоровительное оборудование изготовленное педагогами совместно с родителями. Разнообразие используемого нестандартного оборудования вызывает у детей интерес к движениям, предупреждает развитие у них двигательных стереотипов, дает возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создает фон для игры и движения.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Мною организован семейный клуб «ЗОЖ». Цель работы клуба- повышение психолого- педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ.На заседаниях клуба «ЗОЖ» родители знакомятся с оздоровительной работой детского сада, педагоги со своими воспитанниками показывают как они оздоравливаются во время пребывания в детском саду, медицинская служба консультирует родителей по питанию, оздоровлению, проводит арт выставки блюд, фитонапитков.
В детском саду «Гнездышко» лечебная кулинария . Цель такого применения - калорийное сбалансированное питание с использованием естественных биостимуляторов, витаминизации для повышения иммуной системы организма ребенка.
Слаженная работа всего коллектива детского сада по направлению укрепления здоровья дошкольников показывает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Ритмопластика Релаксация
Гимнастика пробуждения Сказкотерапия
Пальчиковые игры Хождение по дорожке «Здоровья»
Дыхательная гимнастика
Хатка-Йога
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.