Департамент здравоохранения Вологодской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж им. Н.М. Амосова»
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
ПО ТЕМЕ:
«Основы сердечно – легочной реанимации »
Профессиональный модуль 07, 04, 05:
«Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень)
Специальность 31.02.01 Лечебное дело дело (повышенный уровень)
Курс 1
Подготовил:
преподаватель высшей
квалификационной категории
Сидорова Н.Ю.
г. Череповец 2019 год
Рассмотрено
на заседании ЦМК Специальных дисциплин Сестринское дело
Протокол №___от «____»____20___г.
Председатель _______Г.Г. Гуржиева
Рассмотрено и одобрено
на заседании Методического совета
Протокол №___от «____»____20___г.
Автор: Н.Ю. Сидорова, преподаватель высшей категории
Рецензент: Г.Г. Гуржиева, преподаватель высшей категории
В учебном пособии изложена основная информация по теме «Основы сердечно – легочной реанимации», профессиональный модуль «Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра» в соответствии с ФГОС 3 поколения. Особое внимание уделено проблеме формирования общих и профессиональных компетенций: эффективно общаться с пациентом и его окружением, соблюдать принципы профессиональной этики, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода, оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий, обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
В учебном модуле уделяется внимание вопросам оказания первой неотложной помощи при остановке дыхания и деятельности сердца.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям с использованием алгоритмов выполнения манипуляций, тестовых и других заданий, глоссария. Рекомендуется для студентов всех медицинских специальностей.
ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ
1. Ознакомьтесь с названием темы и ее целями. Уясните, что Вы должны знать, какие умения должны приобрести, чтобы овладеть темой.
2. Работа с литературой:
- изучите материал по учебнику
- законспектируйте материал по теме
- найдите ответы на вопросы в рекомендуемой литературе
- продумайте ответы на вопросы
3. Выполните задания:
- ответьте на тест
- сравните свои ответы с эталонами
УМ Основы реанимации.doc
Департамент здравоохранения Вологодской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж им. Н.М. Амосова»
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
ПО ТЕМЕ:
«Основы сердечно – легочной реанимации »
Профессиональный модуль 07, 04, 05:
«Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень)
Специальность 31.02.01 Лечебное дело дело (повышенный уровень)
Курс 1
Подготовил:
преподаватель высшей
квалификационной категории
Сидорова Н.Ю.
г. Череповец 2019 год Рассмотрено
на заседании ЦМК Специальных дисциплин
Сестринское дело
Протокол №___от «____»____20___г.
Председатель _______Г.Г. Гуржиева
Рассмотрено и одобрено
на заседании Методического совета
Протокол №___от «____»____20___г.
Автор: Н.Ю. Сидорова, преподаватель высшей категории
Рецензент: Г.Г. Гуржиева, преподаватель высшей категории
В учебном пособии изложена основная информация по теме «Основы
сердечно – легочной реанимации», профессиональный модуль «Выполнение
работ по специальности «Младшая медицинская сестра» в соответствии с
ФГОС 3 поколения. Особое внимание уделено проблеме формирования общих
и профессиональных компетенций: эффективно общаться с пациентом и его
окружением, соблюдать принципы профессиональной этики, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями, консультировать
пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода, оказывать
медицинские услуги в пределах своих полномочий, обеспечивать безопасную
больничную среду для пациента и персонала, принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
В учебном модуле уделяется внимание вопросам оказания первой
неотложной помощи при остановке дыхания и деятельности сердца.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к
практическим занятиям с использованием алгоритмов выполнения
манипуляций, тестовых и других заданий, глоссария. Рекомендуется для
студентов всех медицинских специальностей.
2 ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ
1. Ознакомьтесь с названием темы и ее целями. Уясните, что Вы должны
знать, какие умения должны приобрести, чтобы овладеть темой.
2. Работа с литературой:
изучите материал по учебнику
законспектируйте материал по теме
найдите ответы на вопросы в рекомендуемой литературе
продумайте ответы на вопросы
3. Выполните задания:
ответьте на тест
сравните свои ответы с эталонами
решите ситуационные задачи
сравните свое решение с эталонами
4. Активно участвуйте в обсуждении данной темы.
5. Активно участвуйте в самостоятельной работе по указанию
преподавателя.
6. При выполнении манипуляций соблюдайте алгоритм действия.
7. При изучении темы используйте знания, полученные на других
предметах.
3 СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ
ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ
ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
ПМ 03 Оказание доврачебной
медицинской помощи при
неотложных и экстремальных
состояниях,
ПМ02 Участие в лечебно –
диагностическом и
реабилитационном процессах,
ПМ02 Лечебная деятельность,
Учебная и производственная
практика по ПМ02.
ПСИХОЛОГИЯ (умение
общаться с пациентами разного
возраста)
ГЕРОНТОЛОГИЯ
(особенности работы с людьми
пожилого возраста)
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (умения
читать назначения врача,
умения выписывать
лекарственные средства)
ФАРМАКОЛОГИЯ (знания
фармакодинамики и
фармакокинетики)
АНАТОМИЯ И
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
(функции пищеварительной,
мочевыделительной систем)
ПМ 04, 05, 07 темы: «Личная
гигиена пациента», «Питание и
кормление пациентов»
4 ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНИЦИИ
ФОРМИРУЕМЫЕ
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5 Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения задач
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной
деятельности
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению
к природе, обществу и человеку
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны
труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной
безопасности
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей
ПК 1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением
ПК 2 Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в
условиях учреждения здравоохранения и на дому.
5 ПК 4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода
ПК 5 Оформлять медицинскую документацию
ПК 6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 7 Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала
ПК 9 Участвовать в санитарнопросветительской работе среди населения
ПК 10 Владеть основами гигиенического питания
ПК 11 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем
месте.
После изучения данной темы студенты должны:
Знать:
понятие, стадии терминальных состояний, признаки;
признаки клинической и биологической смерти;
причины и признаки обструкции дыхательных путей;
причины и признаки остановки сердца;
понятие «реанимация», этапы проведения СЛР;
особенности проведения непрямого массажа сердца взрослым и детям;
возможные осложнения при проведении сердечнолегочной реанимации;
критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий;
правила обращения с телом умершего
уметь:
оказать первую помощь при обструкции дыхательных путей инородным
телом;
обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции
дыхательных путей;
определить признаки терминального состояния на разных стадиях;
определить признаки клинической смерти;
провести прием Сафара;
провести ИВЛ различными способами;
провести непрямой массаж сердца;
6 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Терминальные состояния: понятие, фазы.
Терминальные состояния – патофункциональные изменения, в основе
которых лежат нарастающая гипоксия всех тканей (в первую очередь
головного мозга), ацидоз и интоксикация продуктами нарушенного обмена,
этапы жизни человека, граничащие со смертью и характеризующиеся крайней
степенью угнетения жизненных функций организма.
Терминальные состояния возникают в результате воздействия на
организм человека сильных патологических факторов: травматический шок 3
4 степени, массивная кровопотеря, все виды асфиксий, последствия
электротравм, острые отравления, утопление, нарушение ритма сердца и
другие патологические факторы. Оживление возможно на всех стадиях
умирания.
Декортикация – гибель коры головного мозга. Ее еще называют
социальной (мозговой, гражданской) смертью – это период начинается с
гибели клеток коры головного мозга и продолжается до тех пор, пока
сохраняется возможность восстановления дыхания и кровообращения.
Восстановление функций коры головного мозга не наступает. Формируется
безучастие к происходящему и полная утрата познавательной деятельности.
Смерть мозга – состояние, когда происходит полная и необратимая
утрата всех функций головного мозга и прекращение внутримозгового
кровотока, при этом с помощью реанимационных мероприятий искусственно
поддерживается функция сердца,
кровообращение и дыхательная
деятельность, создающие видимость жизни. Первыми после остановки
сердечной деятельности и дыхания погибают клетки мозга.
Стадии
терминальных
состояний
Предагональное
состояние
Фазы терминальных состояний
Клинические проявления
Таблица 1
Характеризуется нарушением функций ЦНС и
ухудшением гемодинамики:
сознание (заторможенность, спутанность),
7 Агония
кожные покровы бледные, акроцианоз цианоз губ,
ногтевого ложа,
АДс меньше 70,
пульс нитевидный,
поверхностное тахипноэ,
глазные рефлексы сохранены.
Продолжительность состояния от нескольких минут
до нескольких дней.
Агония начинается с терминальной паузы.
Терминальная пауза – характеризуется полной
потерей сознания (кома), остановкой дыхания
(апноэ), цианоз кожных покровов и видимых
слизистых, АДс не определяется, пульс только на
магистральных артериях.
Продолжительность
состояния до 90 сек.
Агония:
сознание отсутствует,
дыхание брадипноэ (редкое судорожное дыхание
малой амплитуды),
брадикардия, АДс ниже 40, пульс только на
магистральных артериях,
глазные рефлексы отсутствуют,
Часто развиваются судороги,
непроизвольное
мочеиспускание и дефекация, лицо приобретает вид
«маски Гиппократа». Продолжительность состояния
от нескольких минут до нескольких часов. Агония
завершается последним вдохом и переходит в
клиническую смерть.
Клиническая смерть Это пограничное состояние перехода от гаснущей
жизни к биологической смерти. Она возникает
непосредственно
прекращения
кровообращения и дыхания. Продолжительность
клинической смерти в среднем 46 мин. В течение
данного времени человека можно вернуть к жизни.
сознание отсутствует
кожные покровы бледные, цианотичные, холодные,
пульс и АД не определяются,
после
8 дыхание отсутствует,
зрачок расширен и не реагирует на свет.
9 Рисунок 1 – Фазы терминальных состояний
Весь комплекс экстренной реанимационной помощи должен быть оказан
в течение 5 минут после начала клинической смерти. Если в течение этого
времени не приступают к СЛР, наступает биологическая смерть.
10 ОБСТРУКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Синдром непроходимости респираторного тракта, наблюдаемый на
любом уровне, от глотки до бронхиол, называют обструкцией дыхательных
путей. В большинстве случаев состояние обусловлено полным закрытием или
уменьшением просвета гортани.
При обструкции дыхательных путей инородным телом наблюдается
развитие афонии, цианоза, а также острая дыхательная недостаточность. При
этом пострадавший не может говорить, кашлять, дышать, он часто хватается
за горло, могут начаться судороги, развиться асфиксический синдром. Если
ему вовремя не будет оказана экстренная помощь, он теряет сознание, а затем
наступает внезапная смерть.
Проходимость дыхательных путей может быть нарушена, в следствии
попадания инородных тел, рвотных масс, воды в дыхательные пути (глотку,
гортань, трахею и бронхи) , а так же западении языка.
Признаками обструкции дыхательных путей являются:
затруднение вдоха
асфиксия
цианоз лица
судорожный кашель
осиплость голоса
боль в области гортани.
При оказании первой помощи пациенту с обструкцией дыхательных
путей необходимо использовать приемы направленные на выталкивание
инородных тел и жидкостей из дыхательных путей и обеспечение
проходимости воздуха.
Прием Геймлиха (Хаймлиха)
экстренный метод, который
применяется для удаления попавших в дыхательные пути инородных
объектов. Данный прием используют в тех случаях, когда в результате
попадания в дыхательный проход таких объектов человек перестает дышать.
При обструкции дыхательных путей кислородное голодание от инородного
объекта способно привести к повреждению мозга, которое будет необратимо,
или наступит смерть в течение 4 минут, иногда даже меньше. Жизнь жертве
удушья может спасти прием Геймлиха.
11 Рисунок 2 – Прием Геймлиха.
Последовательность выполнения приема Геймлиха.
Встаньте позади пострадавшего человека. Встаньте прямо, ноги
поставьте на ширину плеч. Старайтесь стоять устойчиво, чтобы не дать
упасть человеку, если он потеряет сознание.
Обхватите руками живот потерпевшего в районе желудка.
Сожмите свою доминирующую руку в кулак. Положите кулак той
стороной, где большой палец, на живот пострадавшего чуть выше пупка,
но ниже грудной клетки.
Крепко обхватите кулак ладонью другой руки. Старайтесь, чтобы ваш
большой палец был прижат к кулаку и не втыкался в живот человека,
чтобы не травмировать его.
Вдавите свой кулак в живот пострадавшего человека быстрыми и
сильными толчками внутрь и вверх. Делайте движение, похожее на
латинскую букву "J" – внутрь, а затем вверх.
Делайте толчки быстро и сильно, как будто вы пытаетесь приподнять
пострадавшего от земли.
Выполните в быстрой последовательности 5 толчков. Повторяйте прием
до тех пор, пока застрявший предмет не выйдет наружу.
Если вы помогаете ребенку, то давите на его живот с меньшей силой.
12 При отсутствии эффекта в виде выталкивания инородного тела из
дыхательных путей повторить цикл из 5 толчков еще несколько раз.
Эффекта можно добиться лишь через несколько таких циклов, когда
человек изза недостатка кислорода теряет сознание и его мышцы
расслабляются.
Обычно при соблюдении техники выполнения приема Геймлиха
положительного результата удается добиться в 90% случаев. При
безуспешности этой процедуры необходимо рассмотреть вопрос о выполнении
экстренной коникотомии или трахеотомии подручными средствами.
Рисунок 3 Восстановление проходимости дыхательных путей у детей.
СЕРДЕЧНО – ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
СЛР – комплекс мероприятий медицинского характера, направленных
на восстановление жизненно важных функций органов и систем у
пострадавшего, находящегося в состоянии клинической смерти.
Этапы сердечно легочной реанимации.
1. Восстановление проходимости дыхательных путей.
2. Непрямой (закрытый) массаж сердца.
3. Искусственная вентиляция легких (ИВЛ).
4. Введение медикаментозных средств.
5. Дефибриляция.
6. Интенсивная терапия в постреанимационном периоде, направленная
на поддержание и стабилизацию жизненно важных функций организма.
13 Показания для СЛР: клиническая смерть.
Противопоказания:
Закономерное окончание длительного тяжелого неизлечимого
заболевания.
Видимые повреждения, несовместимые с жизнью.
Признаки биологической смерти.
Восстановление проходимости дыхательных путей:
Проходимость дыхательный путей часто нарушена изза западения языка,
аспирации и закупорки дыхательных путей инородными телами и рвотными
массами.
Для восстановления проходимости дыхательных путей применяют
«тройной прием Сафара»:
пострадавшего уложить горизонтально на спину, голову максимально
запрокидывают, для этого необходимо подложить одну руку под шею, другую
помещают на лоб пострадавшего;
для предупреждения и устранения западения языка, следует выдвинуть
вперед нижнюю челюсть;
открыть рот.
Рисунок 4 – Тройной прием Сафара.
При обструкции дыхательных путей инородным телом пострадавшему
следует придать положение лежа на боку и в межлопаточной области
произвести 35 резких ударов нижней частью ладони. Пальцем очищают
14 ротоглотку, пытаясь удалить инородное тело, затем делают попытку
искусственного дыхания.
Непрямой массаж сердца.
Цель: создание искусственного кровотока.
После остановки
кровообращения в течение 2030 минут в сердце сохранены функции
автоматизма и проводимости, что позволяет его «запустить».
В основе НМС лежит сдавливание
сердца между грудиной и
позвоночником, в результате чего кровь из полостей сердца поступает в
сосуды организма. Но во время проведения НМС происходит и сжатие
легких, которые содержат значительное количество крови и легко
сдавливаются. Этот механизм называют грудным насосом.
Рисунок 5 – Механизм непрямого массажа сердца.
Техника проведения НМС:
уложить пострадавшего на твердую ровную поверхность, освободить
встать на коленях сбоку от пострадавшего (справа или слева).
определить на ощупь, где оканчивается грудина пострадавшего и
грудную клетку от одежды.
находится мечевидный отросток
15 Рисунок 6 Место для компрессий.
расположить ладонь одной руки на границе средней и нижней части
грудины (на два пальца выше мечевидного отростка), ладонь другой руки
кладут сверху так, чтобы пальцы не касались грудной клетки.
Рисунок 7 – Положение рук при НМС
выполнять компрессии грудной клетки с частотой 90100 нажатий в 1
минуту.
надавливание на грудину производят выпрямленными в локтевых
суставах руками основанием ладони (проксимальная часть ладони), большой
палец руки направлен в сторону подбородка или нижних конечностей.
16 Рисунок 8 – Положение спасателя при НМС.
продавливать грудину взрослому двумя руками на 46 см, подростку
одной рукой на 34 см, новорожденному двумя пальцами на 1,52 см.
Рисунок 9 – НМС у детей.
Соотношение числа компрессий к частоте дыхания у взрослых
30:2
Для проведения компрессий (непрямого массажа сердца) можно
использовать специальное оборудование.
Кардиопамп — медицинский прибор с резиновой полусферой, используемый
для воздействия на грудную клетку больного в области сердца с целью
стимулирования сердечной деятельности.
17 Рисунок 10 – Кардиопамп.
Рисунок 11 – Непрямой массаж сердца с помощью кардиопампа.
18 Рисунок 12 – Механический кардиопамп
Критерии эффективности НМС:
изменение цвета кожи: она становится менее бледной, серой,
цианотичной.
сужение зрачков, если они были расширены, с появлением реакции на
свет.
появление пульсового толчка на сонной и бедренной артериях, а иногда и
на лучевой артерии.
определение артериального давления на уровне 60–70 мм рт. ст. при
измерении на плече.
появление самостоятельных дыхательных движений.
Осложнения при НМС:
перелом ребер, грудины, отлом мечевидного отростка с ранением сердца,
легкого и плевры.
Искусственная вентиляция легких.
Это вдувание воздуха или обогащенной кислородом смеси в легкие
пациента, выполняемое с применением или без специальных устройств.
Выдыхаемый человеком воздух содержит от 16 до 18% кислорода, что
позволяет использовать его для ИВЛ. Каждое вдувание должно занимать 1
сек., грудная клетка при этом должна подниматься. Выдох у пострадавшего
происходит пассивно, благодаря эластичности легких и массе грудной клетки.
19 ИВЛ осуществляют через марлю, носовой платок или одноразовое
устройство для ИВЛ, а также другие приспособления, чтобы предупредить
взаимное заражение реаниматора и пострадавшего.
Проведение ИВЛ методом «рот в рот»:
оказывающий помощь становится справа от пострадавшего, а если
пострадавший лежит на земле, то опускается на колени;
правую руку подводит под шею, левую кладет на лоб и максимально
запрокидывает голову назад, 1 и 2 пальцами зажимает крылья носа;
свой рот плотно прижимает ко рту пострадавшего, делает выдох (для
пострадавшего вдох);
затем отстраняется для совершения пострадавшим пассивного выдоха.
Рисунок 13 – ИВЛ изо рта в рот.
20 Рисунок 14 – а) вдох, б) выдох
Проведение ИВЛ методом «рот в нос»: (при травматических
повреждениях нижней челюсти или в случае, когда челюсти плотно стиснуты)
положив руку на лоб, запрокинуть голову назад;
другой рукой захватить нижнюю челюсть, прижать ее к верхней,
закрывая рот;
губами захватить нос пострадавшего и произвести выдох.
Рисунок 15 – ИВЛ изо рта в нос.
Проведение ИВЛ у детей до 1 года: смешанное «изо рта в рот и нос».
21 Рисунок 16 – ИВЛ у детей.
ИВЛ с применением лицевой маски с мешком «Амбу»:
маску накладывают на лицо пострадавшего, закрывая нос и рот;
узкую часть маски фиксируют на переносице, широкую – прижимают у
подбородка, нижнюю челюсть приподнимают вверх тремя пальцами (3,4,5) до
фиксации головы в запрокинутом положении;
сжатием мешка «АМБУ» свободной рукой производят вдох,
пассивный выдох осуществляется через особый клапан в атмосферу. К мешку
можно подвести кислород.
Рисунок 17 – Мешок Амбу
Рисунок 18 – ИВЛ через лицевую маску.
22 Рисунок 19 – Аппарат ИВЛ
Рисунок 20 – Пациент на аппарате ИВЛ.
Критерии эффективности ИВЛ:
синхронное с вдуванием расширение грудной клетки,
выслушивание движения вдуваемой струи при вдохе.
Осложнения при ИВЛ:
пассивное затекание желудочного содержимого в дыхательные пути
(регургитация)
Если появилась ритмичная активность сердца на ЭКГ, отчетливая
пульсация на артериях, то компрессию грудной клетки прекращают, а ИВЛ и
23 медикаментозное воздействие продолжают до нормализации сознания и
самостоятельного дыхания.
При отсутствии тенденции к сохранению самостоятельной сердечной
деятельности массаж сердца проводят либо до восстановления кровотока,
либо до стойкого исчезновения признаков жизни. При отсутствии же
признаков восстановления кровотока в течение 30 мин, больного следует
признать умирающим и реанимационные мероприятия можно прекратить.
Последовательность реанимационных мероприятий НМС,
освобождение дыхательных путей, ИВЛ.
Основания: остановка сердца и наибольший уровень выживаемости
после остановки сердца чаще происходит за счет фибрилляции желудочков.
Наиболее важным начальными мероприятиями по поддержанию
жизнедеятельности являются компрессионные сжатия грудной клетки и
своевременная дефибриляция.
Алгоритм базовой сердечнолегочной реанимации.
1. Убедиться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего.
2.Осторожно встряхнуть пострадавшего за плечи. Громко обратиться к нему:
«Вам нужна помощь?». Призвать на помощь: «Помогите, человеку плохо!».
3. Ладонь одной руки положить на лоб пострадавшего.
4. Подхватить нижнюю челюсть пострадавшего двумя пальцами другой руки.
5. Запрокинуть голову пострадавшего, освобождая дыхательные пути.
6. Приблизить ухо к губам пострадавшего, глазами наблюдать экскурсию
грудной клетки пострадавшего, считать вслух до 10ти.
7. Вызвать скорую помощь (сообщить координаты места происшествия,
количество пострадавших, пол, примерный возраст, состояние пострадавшего
и предположительную причину состояния).
8. Встать на колени сбоку от пострадавшего лицом к нему.
9. Освободить грудную клетку пострадавшего от одежды.
10. Основание ладони одной руки положить на центр грудной клетки
пострадавшего, вторую ладонь положить на первую, соединив пальцы обеих
рук в замок.
11. Выполнить 30 компрессий подряд держать руки вертикально, не сгибать в
локтях, компрессии отсчитывать вслух. Глубина компрессий 5 – 6 см.
12. Начать искусственную вентиляцию легких, использовать устройствомаску
24 полиэтиленовую с обратным клапаном для искусственной вентиляции легких.
13. Ладонь одной руки положить на лоб пострадавшего, 1ым и 2ым пальцами
этой руки зажать нос пострадавшему.
14. Подхватить нижнюю челюсть пострадавшего двумя пальцами другой руки.
15. Запрокинуть голову пострадавшего, освобождая дыхательные пути,
набрать воздух в лёгкие.
16. Обхватить губы пострадавшего своими губами.
17. Произвести выдох в пострадавшего.
18. Освободить губы пострадавшего на 12секунды.
19. Повторить выдох в пострадавшего.
20. Базовую сердечнолегочную реанимацию продолжать циклично
(1 цикл 30:2).
Реанимационные мероприятия прекращаются при признании их
Критерии прекращения СЛР:
абсолютно бесперспективными, а именно:
при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга;
при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на
восстановление жизненно важных функций, в течение 30 минут;
при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении 10 минут
с начала проведения реанимационных мероприятий в полном объеме
(искусственной вентиляции легких, массажа сердца, введения
лекарственных препаратов).
Биологическая смерть (истинная, клеточная, окончательная) – это
последний этап умирания, характеризующийся развитием необратимых
изменений во всех органах и тканях организма.
Ранние признаки биологической смерти:
1. Отсутствие реакции глаза на раздражение (при
надавливании).
25 2. Появление симптома «кошачьего глаза»: при боковом сдавлении глазного
яблока зрачок трансформируется в вертикальную веретенообразную щель,
похожую на кошачий зрачок.
3. Снижение температуры тела (примерно 10 в час).
К более поздним признакам биологической смерти относятся:
1. Трупные пятна (через 2 часа)
2. Помутнение роговицы (через 23 часа)
3. Трупное окоченение (через 24 часа после остановки кровообращения,
достигает максимума к концу первых суток и самопроизвольно проходит на
34 сутки)
4. Треугольники высыхания белочной оболочки глаза – пятна Лярше (612
часов).
Правила обращения с телом умершего
Факт биологической смерти констатирует врач. Он делает запись в
истории болезни, указывает дату, часы и минуты смерти, диагноз. Подготовку
тела умершего к переводу в паталогоанатомическое отделение проводит
медсестра:
1. Уложить тело умершего на спину, на твердую поверхность без
подушки, с разогнутыми конечностями без одежды.
2. Закрыть веки
3. Подвязать нижнюю челюсть
4. При необходимости удалить катетеры, зонды, снять капельницу
5. Связать стопы.
6. Снять ценности, составить опись, передать старшей медсестре.
7. Накрыть тело простыней и оставить на 2 часа.
8. Оформить сопроводительный лист.
9. Через 2 часа доставить тело в паталогоанатомическое отделение.
10. Сделать уборку в палате.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТАДИИ ГОРЕВАНИЯ
Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и
он умрет, или родственник узнавший о смерти близкого человека переживает
различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии
горя.
26
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
УМ Основы реанимации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.