УМ Выписка хранение и применение лекарств
Оценка 4.7

УМ Выписка хранение и применение лекарств

Оценка 4.7
Презентации учебные
docx
биология
Взрослым
03.07.2019
УМ Выписка хранение и применение лекарств
Выписка хранение и применение лекарственных средств » Профессиональный модуль 07, 04, 05: «Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Специальность : 31.02.01 «Лечебное дело» 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.02 «Акушерское дело» Курс 1 Подготовил: преподаватель ПМ 04,05,07 высшей квалификационной категории Сидорова Н.Ю. г. Череповец 2017 год Рассмотрено Рассмотрено Методическим советом на заседании ЦМК Протокол № ________ «Сестринское дело» «___»__________2017 г Протокол № ______ Председатель «__»___________2017 г. _____________________ Председатель _________ Автор: Н.Ю. Сидорова, преподаватель высшей категории Рецензент: Г.Г. Гуржиева, преподаватель высшей категории В учебном пособии изложена основная информация по теме «Выписка, хранение и применение лекаственных средств», профессиональный модуль «Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра» в соответствии с ФГОС 3 поколения. Особое внимание уделено проблеме формирования общих и профессиональных компетенций: эффективно общаться с пациентом и его окружением, соблюдать принципы профессиональной этики, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода, оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий, обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В учебном модуле уделяется внимание качественной помощи пациентам с помощью лекарственных средств, преимуществам и недостаткам введения лекарств различными способами. Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям с использованием алгоритмов выполнения манипу-ляций, тестовых и других заданий, глоссария. Рекомендуется для студентов всех медицинских специальностей. ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ 1. Ознакомьтесь с названием темы и ее целями. Уясните, что Вы должны знать, какие умения должны приобрести, чтобы овладеть темой. 2. Работа с литературой: - изучите материал по учебнику - законспектируйте материал по теме - найдите ответы на вопросы в рекомендуемой литературе - продумайте ответы на вопросы 3. Выполните задания: - ответьте на тест - сравните свои ответы с эталонами - решите ситуационные задачи - сравните свое решение с эталонами 4. Активно участвуйте в обсуждении данной темы. 5. Активно участвуйте в самостоятельной работе по указанию преподавателя. 6. При выполнении манипуляций соблюдайте алгоритм действия. 7. При изучении темы используйте знания, полученные на других предметах. СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПО-СЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
УМ Выписка хранение и применение лекарств.docx
Департамент здравоохранения Вологодской области Бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Череповецкий медицинский колледж им. Н.М. Амосова» Вологодской области УЧЕБНЫЙ  МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ: «Выписка хранение и применение лекарственных средств » Профессиональный модуль 07, 04, 05: «Выполнение работ по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Специальность : 31.02.01  «Лечебное дело» 34.02.01  «Сестринское дело» 31.02.02  «Акушерское дело» Курс  1 Подготовил: преподаватель ПМ 04,05,07  высшей квалификационной категории  Сидорова Н.Ю. г. Череповец 2017 год Рассмотрено                                                         Рассмотрено  Методическим советом                                      на заседании ЦМК Протокол № ________                                        «Сестринское дело» «___»__________2017 г                                      Протокол № ______ Председатель                                                       «__»___________2017 г. _____________________                                     Председатель _________ Автор: Н.Ю. Сидорова, преподаватель высшей категории Рецензент: Г.Г. Гуржиева, преподаватель высшей категории В учебном пособии изложена основная информация по теме «Выписка, хранение   и   применение   лекаственных   средств»,   профессиональный   модуль «Выполнение   работ   по   специальности   «Младшая   медицинская   сестра»   в соответствии   с   ФГОС   3   поколения.   Особое   внимание   уделено   проблеме формирования   общих   и   профессиональных   компетенций:   эффективно общаться   с   пациентом   и   его   окружением,   соблюдать   принципы профессиональной этики,  эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,   консультировать   пациента   и   его   окружение   по   вопросам ухода   и   самоухода,   оказывать   медицинские   услуги   в   пределах   своих полномочий,   обеспечивать   безопасную   больничную   среду   для   пациента   и персонала, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В учебном модуле уделяется внимание качественной помощи пациентам с помощью лекарственных средств, преимуществам и недостаткам введения лекарств различными способами. Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим   занятиям   с   использованием   алгоритмов   выполнения манипуляций,   тестовых   и   других   заданий,   глоссария.   Рекомендуется   для студентов всех медицинских специальностей. 2 ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЕМ 1. Ознакомьтесь с названием темы и ее целями. Уясните, что Вы должны знать, какие умения должны приобрести, чтобы овладеть темой. 2. Работа с литературой: ­  изучите материал по учебнику ­  законспектируйте материал по теме  ­  найдите ответы на вопросы в рекомендуемой литературе ­  продумайте ответы на вопросы 3. Выполните задания: ­  ответьте на тест ­  сравните свои ответы с эталонами ­  решите ситуационные задачи ­  сравните свое решение с  эталонами 4. Активно участвуйте в обсуждении данной темы. 5. Активно участвуйте в самостоятельной работе по указанию  преподавателя. 6. При выполнении манипуляций соблюдайте алгоритм действия. 7. При изучении темы используйте знания, полученные на других  предметах. 3 СХЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПСИХОЛОГИЯ (умение  общаться с пациентами разного  возраста)      ПМ 04,05,07 тема: Медико –  санитарное обучение и  просвещение пациентов, ПМ02 Участие в лечебно –  диагностическом и  реабилитационном процессах,  ПМ02 Лечебная деятельность,  Учебная и производственная  практика по ПМ02. ГЕРОНТОЛОГИЯ    (особенности работы с людьми  пожилого возраста) ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК (умения  читать назначения врача,  умения выписывать  лекарственные средства) ФАРМАКОЛОГИЯ (знания  фармакодинамики и  фармакокинетики) АНАТОМИЯ И  ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА  (функции пищеварительной,  мочевыделительной систем) ПМ 04, 05, 07 темы:   «Личная  гигиена пациента», «Питание и  кормление пациентов» 4 ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНИЦИИ ФОРМИРУЕМЫЕ ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и  качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести  за них ответственность ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и  личностного развития ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,  руководством, потребителями ОК  9 Ориентироваться   в  условиях  смены  технологий  в профессиональной деятельности ОК   12   Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований   охраны труда,   производственной   санитарии,   инфекционной   и   противопожарной безопасности ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в  условиях учреждения здравоохранения и на дому. ПК 4.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и  самоухода ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий ПК 4.7 Обеспечивать инфекционную безопасность ПК 4.8 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала ПК 4.9 Участвовать в санитарно­просветительской работе среди населения 5 После изучения данной темы студенты должны: Иметь практический опыт:  выявление нарушенных потребностей пациента;   оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий;   планирование и осуществление сестринского ухода;   ведение медицинской документации;   обеспечение санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;   обеспечение   гигиенических   условий   при   получении   и   доставке лечебного   питания   для   пациентов   в   лечебно­профилактическом учреждении (ЛПУ);   применение   средств   транспортировки   пациентов   и   средств   малой механизации с учетом основ эргономики;   соблюдение требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций   правила выписывания и получения лекарств отделениями ЛПУ; Знать:  требования, предъявляемые к хранению лекарств в отделении; правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих лекарств;  пути и способы введения лекарств в организм, их преимущества и недостатки;  взаимодействие лекарственных препаратов с пищей; правила раздачи лекарств.  технику безопасности при применении ингалятора; осуществлять выборку назначений из истории болезни;   предоставить     необходимую     пациенту     информацию     о   Уметь:   лекарственном средстве;    ингаляционно;  ухо;   раздать лекарства для энтерального применения;  применять лекарство на кожу мази, пластыри;  обучить   пациента   технике   применения   лекарственного   средства   закапывать   и   закладывать   лекарственное   средство   в  глаз,  нос, 6  вводить лекарства в прямую кишку (ректальный суппозиторий). ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Медикаментозная   терапия   является   одним   из   важнейших   лечебных мероприятий.   От   того   насколько   умело   и   грамотно   медицинская   сестра вводит   назначенные   пациенту   лекарственные   средства,   во   многом   зависит успех   лечения.  Лекарства   применяют   в   строго   определенных   количествах. Одно   и   то   же   лекарственное   средство   в   зависимости   от   его   количества, возраста   человека   и   состояния   его   организма   может   оказывать   лечебное действие   или   наносить   сильнейший   вред   организму,  являясь   ядом,  и   даже приводить к смерти.  Выделяют  твердые  (порошки,   таблетки,   драже,   пилюли),  жидкие (растворы, настои, отвары, микстуры, капли, эмульсии), мягкие (мази, пасты, свечи) и газообразные формы лекарственных средств. Действие медикаментов может быть направлено на устранение причины заболевания   (этиотропное),   исправление   нарушения   функции   организма (патогенетическое),  ликвидацию  отдельных  симптомов  (симптоматическое). Для   того   чтобы   лекарственная   терапия   была   успешной,   пациент   должен получать   достаточно   информации   о   лекарственных   средствах,   которые   он получает. Правила выписывания и хранения лекарственных средств в стационаре    Врач   делает   назначения   лекарственной   терапии   и   запись   в медицинской карте стационарного больного, в листе назначений. Медицинская   сестра   делает   выборку   назначений   из   истории болезни   в   журнал   врачебных   назначений.   Сверяет   наличие   лекарственных средств   на   посту   и   информирует   старшую   медсестру   о   нехватке лекарственных средств. Старшая медицинская сестра заполняет требования на получение лекарственных средств из аптеки по списку, поданному палатными сестрами (см. приложение 1). Требования заполняют в двух экземплярах на латинском языке, подписывают   старшая   медицинская   сестра   и   заведующий   отделением. Указывают способ применения лекарственного средства, дозировку, форму  7  изготовления (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 (ред. от   26.02.2013)   "О   порядке   назначения   и   выписывания   лекарственных препаратов,   изделий   медицинского   назначения   и   специализированных продуктов лечебного питания"  Старшая   медицинская   сестра   проверяет   соответствие поступивших лекарств требованию и  правильность оформления полученных из   аптеки   лекарственных   средств,   наличие   этикеток   на   упаковках, обозначение   дозы,   дату   изготовления,   сроки   годности   и   подпись ответственного за изготовление. На лекарственных формах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки:  для наружного употребления — желтые (оранжевые)  для внутреннего употребления ­ белые  для   парентерального   введения   —   голубые   (на   флаконах   со стерильными растворами). Запас лекарственных средств в отделении (у старшей медсестры)  должен быть на 7 суток, на посту медсестры на 1 ­ 3 суток.  Для хранения медикаментов на посту медсестры и в процедурном кабинете   должны   иметься   шкафы,   которые   должны   запираться   на   ключ   и холодильники   для   лекарственных   средств,   которым   необходим   особый температурный режим. В шкафу лекарственные вещества располагают с учетом физико­ химических   свойств   лекарственных   средств,   фармакологических   групп (антибиотики, витамины и т.д.), способа применения (внутреннее, наружное), агрегатного   состояния   фармацевтических   субстанций   (жидкие,   сыпучие, газообразные).  Лекарственные вещества для парентерального введения хранят в процедурном кабинете.      Категорически   запрещается   хранить   предметы   ухода   за пациентами и дезинфицирующие средства вместе с лекарствами. Препараты,   разлагающиеся   на   свету   (их   должны   выпускать   в темных флаконах), хранят в защищенном от света месте.  Сильнопахнущие   лекарственные   средства   (йодоформ,   мазь Вишневского   и   др.)   хранят   отдельно,   чтобы   запах   не   распространялся   на другие лекарственные средства. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры), а также мази, вакцины, сыворотки, ректальные суппозитории и др. препараты хранят в холодильнике. Спиртовые   экстракты,   настойки   хранят   во   флаконах   с   плотно притертыми пробками, так как вследствие испарения спирта они со временем могут стать более концентрированными и вызвать передозировку.  8  Срок   хранения   стерильных   растворов,   изготовленных   в   аптеке, указан на флаконе. Если за это время они не реализованы, их необходимо утилизировать   (класс   отходов   Г),   даже   при   отсутствии   признаков непригодности. Признаками непригодности являются: у стерильных растворов — изменение цвета, прозрачности,  у настоев, отваров — помутнение, изменение цвета, появление   наличие хлопьев;  неприятного запаха;     соединять в одну;   у мазей — изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах; у порошков, таблеток — изменение цвета. Медсестра не имеет права: менять форму лекарственных средств и их упаковку; одинаковые лекарственные средства из разных упаковок  заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах; хранить лекарственные вещества без этикеток. Правила выписывания, учета и хранения наркотических лекарственных средств    Правила выписки, учета и хранения наркотических лекарственных средств регламентируются приказом № 330 «О мерах по улучшению учета,  хранению, выписыванию и использованию наркотических лекарственных  средств» За   нарушение   правил   учета   и   хранения   наркотических препаратов медицинский персонал привлекается к административной и уголовной ответственности (ст. 228 УК РФ) Отдельно   на   бланках   требований   в   трех   экземплярах,   на латинском языке выписывают: • наркотические средства; • ядовитые средства; • сильнодействующие средства; • спирт этиловый.    Для   назначения   наркотических   средств   пациенту   в   историю болезни вклеивается лист назначения наркотических средств (см приложение 2). Обязательному   предметно–количественному   учету   (ПКУ), подлежат   наркотические   средства   (НС),   психотропные   вещества   (ПВ), прекурсоры из списков II, III, IV. Предметно­количественный учет, ведется в специальном журнале регистрации,   с   пронумерованными   страницами,   прошнурованными   и скрепленными печатью и подписью главного врача лечебного учреждения (см приложение 3). 9  По мере накопления упаковок из под  наркотических средств не позднее 30­го числа каждого месяца производится их уничтожение: порошков и   таблеток   —   путем   сжигания,   ампулированных   препаратов   — раздавливанием. Специальная комиссия лечебного учреждения составляет акт уничтожения наркотических средств (см приложение 4). Хранение наркотических и психотропных лекарственных средств осуществляется   в   изолированных   помещениях,   специально   оборудованных инженерными и техническими средствами охраны и сейфами.   Запас наркотических препаратов на 3 суток, ядовитые на 5 суток, сильнодействующие на 10 суток Раздача лекарственных средств в отделении Раздача лекарственных препаратов для энтерального применения. Цель: обеспечение пациента своевременным лечением. Показания: назначение врача. Противопоказания:  препарата. Неэффективность при оказании неотложной помощи. индивидуальная   непереносимость   лекарственного 10 Оснащение:  журнал   назначений,   лекарственные   препараты,   передвижной столик, мензурки, графин с питьевой водой, ножницы. Алгоритм манипуляции Последовательность действий 1. Поставить   на   передвижной   столик необходимое   оснащение   для   проведения манипуляции. 2. Обработать руки.       Найти   лекарственное Дать   пациенту   лекарственное   средство Внимательно прочитать в журнале ФИО 3. пациента и назначение.  средство, 4. проверить его название, срок годности, дозу и способ   введения.   Соответствие   этикетки препарата назначению врача. 5. непосредственно у постели. пациенту Примечание.  необходимую   название препарата, цель приёма лекарства, как, когда и как   долго   принимать   препарат,   имеет   ли значение пропуск приёма и как в этом случае поступить, как распознать побочные эффекты, взаимодействие   лекарства   с   другими лекарствами, пищей и алкоголем. 6. лекарство. Убедиться   в   том,   что   пациент   принял Предоставить информацию: Разложить   лекарственные   средства 7. согласно правилам хранения. 8.  Мензурки замочить в дез. растворе. 9. Обработать руки. 10. Сделать   отметки   о   выполнении манипуляции. Обоснование Эффективность выполнения манипуляции. Инфекционная безопасность. Обеспечение   правильного выполнения назначений. Соблюдение безопасного эффективного лечения. принципа и     Создание   максимального комфорта пациенту. Право пациента информацию. на     Эффективность выполнения манипуляции. Инфекционная безопасность. Инфекционная безопасность. Контроль   манипуляции. выполнения Данный алгоритм обеспечивает следующие преимущества:  контроль приема медикаментов пациентом;  исключение ошибок при раздаче лекарственных средств;  достоверную   информацию   пациенту   о   назначенном   ему лекарственном средстве. 11 В некоторых лечебных отделениях с целью экономии времени медсестры раскладывают лекарственные средства заранее на одни сутки в специальные боксы, разделенные  на ячейки. На  каждом боксе указаны Ф.И.О. пациента и номер   палаты.   Медсестра   разносит   лекарственные   средства   пациентам   по палатам, контролируя их прием. Рис. 1 Раскладка лекарств по индивидуальным боксам. Рис. 2 Индивидуальный бокс для лекарств. При раздаче лекарств необходимо учитывать: Лекарственные средства  раздавать пациентам  не менее, чем 3 раза в 1. день и всегда вовремя. 2. 3. 4. взаимодействии с пищей замедляется их всасывание. Выдавать лекарства только на один прием – ЭТО ВАЖНО! Таблетки, не имеющие черту, делить на части нельзя!!! Лекарства чаще даются внутрь ДО ЕДЫ ЗА 15 – 30 минут, т.к. при 12 ФЕРМЕНТЫ, улучшающие пищеварение, даются пациенту ВО ВРЕМЯ Препараты, назначенные пациенту «НАТОЩАК» должны быть приняты 5. ПРЕПАРАТЫ   РАЗДРАЖАЮЩИЕ   слизистую   оболочку   ЖКТ принимают ПОСЛЕ ЕДЫ ЧЕРЕЗ 15 – 30 минут ( препараты железа, аспирин, раствор CaCl и др). 6. ЕДЫ (фестал, панзинорм и др). 7. за 30 – 60 минут до завтрака или через 4 часа после приема пищи. 8. СНОТВОРНЫЕ применяются за 30 минут до сна. 9. Препараты   ЖЕЛЕЗА запивать водой. Во время приема железа нельзя принимать   медикаменты   тетрациклинового   ряда,   содержащие   кальций   и антациды.   Нельзя   пить   кофе,   молоко,   чай,   употреблять     цельнозерновые продукты.   Пилюли,   драже,   капсулы,  таблетки   содержащие   железо, принимаются в НЕИЗМЕННОМ ВИДЕ (не ломать, не разгрызать). 10. Следить за тем, чтобы пациент не накапливал таблетки и родственники не приносили ему их из дома. 11. Если   лекарства   нужно   давать   или   вводить   несколько   раз   в   сутки, необходимо   соблюдать   соответствующие   интервалы   для   постоянного поддержания достаточного уровня лекарства. 12. У   пациента   могут   находиться   препараты,   снимающие   боли   в   сердце (валидол, нитроглицерин, валокордин и др). 13. Медсестра  не имеет права  без ведома врача, назначать или заменять одни лекарства другими. 14. немедленно сообщить врачу. 15. Настои, отвары, растворы, микстуры – назначаются обычно столовыми ложками (15 мл.). 16. Спиртовые настойки, экстракты – назначают в каплях (если во флаконе нет капельницы, используют пипетки). 17. Прием   антибиотиков   требует   соблюдения   строгого   временного промежутка, специфического для данного антибиотика, то есть через 24 часа, 12 часов, 6 часов, 4 часа, 3 часа. Если   лекарство   дано   ошибочно   или   превышена   его   разовая   доза   – ЗАПОМНИТЕ! При любом способе введения лекарственных средств м/с должна  информировать пациента:  о точном названии препарата;  о цели приема лекарственного вещества;  о времени проявления эффекта;  как, когда и как долго принимать лекарственное вещество;  имеет ли значение пропуск приема препарата, как поступить в этом  случае; 13  как распознать побочные эффекты, в т.ч. влияющие на  профессиональную и бытовую деятельность;  о любом взаимодействии препарата с пищей, алкоголем, другими  лекарственными средствами. Рис. 3 Прием лекарства в присутствии медсестры Пути и способы введения лекарственных веществ Энтеральный:    Через рот (per os) Под язык (сублингвально) В прямую кишку (per rectum) Парентеральный:  Внуртикожно  Подкожно  Внутримышечно  Внутривенно  Внутриартериально  Субарохноидально и др. 14 Наружный:  На кожу  На слизистые глаз, носа,  ушей, рта, влагалища Ингаляционный:  Через дыхательные  пути Энтеральный путь введения Пероральный путь введения (per os). Введение лекарственных веществ через рот является наиболее  распространенным. При приеме внутрь  лекарственные вещества  всасываются в основном в тонком кишечнике. Преимущества перорального пути введения: 1. Этим путем можно вводить различные  лекарственные формы (порошки,  таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои,  экстракты,  настойки). 2. Простота и доступность. 3. Не требует соблюдения стерильности. 4. Не требует специально подготовленного персонала. Недостатки перорального введения: 1. Частичная инактивация лекарственных средств в печени. 2. Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной  чувствительности организма. 3. Медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте. 4. Введение лекарственных веществ через рот невозможно при рвоте и  бессознательном состоянии пациента.  15 5. Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо  немедленное действие лекарственных средств. 6. Возможность неблагоприятного действия на слизистую оболочку желудка  и кишечника. Сублингвальный путь введения Сублингвальный путь введения – применение лекарственных веществ  под язык. Преимущества сублингвального пути введения: 1. При данном пути введения лекарственные вещества хорошо всасываются   через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро   попадают  в кровь, минуя печень и не разрушаясь  пищеварительными  ферментами.  Недостатки сублигвального введения: 2. Невозможность применения лекарств с неприятным вкусом и с  раздражающим слизистую оболочку рта действием. Рис.4 Препарат для сублингвального приема Ректальный путь введения Преимущества ректально пути введения: 1. Возможность применения тогда, когда невозможно введение через рот: при   рвоте,   нарушении   глотания,   в   бессознательном   состоянии   пациента, поражении слизистой оболочки желудка. 2. Вводимые лекарственные вещества резорбтивного действия попадают в кровь минуя печень, а, следовательно, не разрушаются 16 Недостатки ректального пути введения: 1. неудобство применения (психологический дискомфорт пациента); 2.   небольшая   площадь   всасывающей   поверхности   и   непродолжительное время контакта лекарственного средства со слизистой оболочкой (ребенку бывает трудно удержать препарат в кишке); 3. раздражающее действие лекарственного вещества на слизистую оболочку, вследствие чего может возникнуть проктит. Рис.5 Суппозитории Применение суппозитория Цель: лечебный процесс. Показания:  при невозможности и нецелесообразности перорального введения препаратов   (при   рвоте,   нарушении   глотания,   поражении  слизистой   оболочки желудка, бессознательном состоянии пациента); при необходимости местного действия препарата. Назначение врача. Противопоказания: кровотечение из прямой кишки. Оснащение: перчатки, суппозитории (свечи), ножницы, салфетки, лоток, ширма, ёмкость с дезраствором. Алгоритм манипуляции Последовательность действий Обоснование 1. Приготовить   всё   необходимое   для Эффективность выполнения манипуляции.  2. Сообщить   пациенту   информацию   о   ходе манипуляции и о лекарственном средстве. Получить согласие пациента. 3. Отгородить пациента ширмой. 4. Помочь   пациенту   принять   правильное положение:   на   боку,   ноги   согнуты   в коленях. выполнения манипуляции. Право   пациента   на информацию. Эмоциональная безопасность пациента. Эффективность выполнения манипуляции. 17 5. Обработать руки, надеть перчатки. Инфекционная безопасность. 6. не нее Вскрыть упаковку, извлекая из суппозитория. В правую руку взять свечу держа ее за упаковку. 7. Раздвинуть левой рукой ягодицы пациента, а   правой   ввести   свечу   узким   концом   в анальное   отверстие   на   глубину   2­3   см   за наружный   сфинктер   так,   чтобы   оболочка осталась в руке. 8. Обработать   салфеткой   область   ануса. Салфетку   в   лоток   для   отработанного материала. 9. Снять перчатки в лоток для отработанного материала. Обработать руки.  10.Помочь   пациенту   принять   удобное положение   и   напомнить,   что   он   должен полежать   20­30   минут   на   боку   или   на животе. 11.Убрать ширму. 12.Надеть   перчатки,   провести   дезинфекцию отработанного   материала.   После   снять перчатки, обработать руки. 13.Сделать отметку о выполнении назначения. Эффективность выполнения манипуляции. Инфекционная безопасность. Создание   максимального комфорта пациенту. Эффективность выполнения манипуляции.   Инфекционная безопасность. Контроль   выполнения манипуляции. Примечание:  1)   суппозитории   становятся   жидкими   при   температуре   тела,   поэтому вскрывать их необходимо непосредственно перед введением; 2)   перед   введением   суппозиторий   общего   воздействия   на   организм необходимо опорожнить кишечник или сделать очистительную клизму. Преимущества наружного пути введения: Наружный путь введения 1. Возможность локального лечения.  2.Возможность   немедленно   прекратить   местное   воздействие   при появлении побочных эффектов лечения. Недостатки ректального пути введения: 18 1.   Резорбтивное   воздействие   лекарственных   средств   на   организм   (как побочный эффект) в некоторых случаях.  2.Невозможность точного дозирования.  3.Отрицательное   психологическое   воздействие   при   применении некоторых мазей, настоек.  4.В некоторых случаях требуются стерильные условия. Закапывание капель в нос Цель: лечебный процесс (обеспечить носовое дыхание, противовоспалительная терапия, иммуностимуляция). Показания: назначение врача.  Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства. Оснащение:  перчатки, лекарственный препарат  комнатной температуры (20­ 24оС), стерильная пипетка, ёмкость с дезраствором. Рис. 5 Закапывание капель в нос Алгоритм манипуляции Последовательность действий Обоснование 1. Приготовить   всё   необходимое   для Эффективность выполнения манипуляции.  3. Попросить   2. Сообщить   пациенту   информацию   о   ходе манипуляции   и   о   лекарственном   средстве. Получить согласие пациента.   высморкаться (высмаркивать нужно каждую половину носа по отдельности, прикрывая при этом вторую, без усилия и напряжения) или самой провести гигиену полости носа. пациента 4. Усадить пациента (можно уложить на спину без подушки).  5. Обработать руки, надеть перчатки. 19 выполнения манипуляции. Право   пациента   на информацию. Эффективность выполнения манипуляции. Инфекционная безопасность. 6. Набрать в пипетку необходимое количество По назначению врача лекарственного раствора. 7. Попросить   пациента   слегка   запрокинуть голову   назад.   Приподнять   кончик   носа пациента большим пальцем левой руки. 8. Ввести   пипетку   в   один   носовой   ход   на глубину   1­1,5   см,   стараясь   не   касаться   его стенок и закапать 3­4 капли. Прижать крыло носа к перегородке и наклонить голову в эту же сторону. Через 1­2 минуты закапать капли в   той   же   последовательности   в   другой носовой ход. Примечание:  можно   изначально   слегка   в   соответствующую наклонить   голову   сторону (при закапывании в левую ноздрю – влево, в правую – вправо).  9. Сбросить пипетку в дез. раствор. 10.Снять   перчатки   в   дез.   раствор.   Обработать руки.  11.Сделать отметку о выполнении назначения. Эффективность выполнения манипуляции. Инфекционная безопасность. Контроль манипуляции.   выполнения Введение мази в нос Оснащение:  стерильные   ватные   турунды,   флакон   или   тюбик   с   мазью, стерильная   стеклянная   лопаточка,   перчатки,   ёмкость  для   отработанного материала. Последовательность действий: Рис. 6 Закладывание мази в нос 1. Пп. 1­5 манипуляции «Закапывание капель в нос». 2. Сделать две ватные турунды. 3. Выдавить на ватную турунду 0,5­0,7 см мази (если мазь во флаконе, воспользоваться стеклянной лопаточкой). 4. Ввести турунду вращательным движением в нижний носовой ход (с 20 одной стороны) на 2­3 минуты. 5. Извлечь   турунду   и   положить   её   в   ёмкость   для   отработанного материала. 6. Повторить   предыдущие   действия   при   введении   мази   во   вторую половину носа. 7. Сбросить пипетку в ёмкость для отработанного материала. 8. Снять перчатки в ёмкость для отработанного материала. Обработать руки. 9. Сделать отметку о выполнении назначения. Закапывание капель в глаз Цель: лечебный процесс, диагностическое обследование. Показания: назначение врача. Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства. Оснащение:  лекарственный   препарат  комнатной   температуры   (20­24оС), стерильные: перчатки, пипетка, марлевые шарики, ёмкость с дез. раствором. Рис.7 Закапывание капель в глаза Алгоритм манипуляции Последовательность действий Обоснование 1. Приготовить   всё   необходимое   для Эффективность выполнения манипуляции.  2. Сообщить   пациенту   информацию   о   ходе манипуляции   и   о   лекарственном   средстве. Получить согласие пациента. выполнения манипуляции. Право   пациента   на информацию. 3. Усадить   пациента   (голова   слегка запрокинута)   или   уложить   на   спину   без подушки.  4. Обработать руки, надеть перчатки. Эффективность выполнения манипуляции. Инфекционная безопасность. 5. Дать   в   руки   пациенту   два   стерильных Обеспечение личной шарика/салфетки. гигиены. 21 6. Набрать лекарственное средство в пипетке правой   рукой,   а   в   левую   руку   взять стерильный марлевый шарик. 7. Оттянуть   нижнее   веко   левой   рукой   с помощью марлевого шарика. 8. Попросить пациента посмотреть вверх. 9. Закапать   в   нижний   конъюнктивальный мешок 2­3 капли лекарственного препарата, ближе к носу (не подносить пипетку близко к  конъюнктиве!). Эффективность выполнения манипуляции. 10.Попросить пациента закрыть глаза. 11.Приложить к внутреннему углу глаза шарик. Для промокания остатков  12.Аналогично закапать капли в другой глаз. 13.Сбросить шарики в лоток для отработанного материла. 14.Спросить пациента о самочувствии. 15.Пипетку поместить в дез. раствор. 16.Снять перчатки в дез. раствор. Обработать руки.  17.Сделать отметку о выполнении назначения. капель. Инфекционная безопасность. Безопасность пациента. Инфекционная безопасность. Контроль манипуляции.   выполнения Примечание:  1) для каждого лекарственного препарата нужна отдельная пипетка;  2) если в одном глазу есть гнойное воспаление, то закапываются капли отдельными   пипетками,   или   вначале   закапывают   глаз   без   гнойного воспаления;  3) если есть необходимость закапать другие капли, делать это можно только после 15­20 минут, после применения предыдущего медикамента. Закладывание мази за нижнее веко из тюбика (стеклянной палочкой) 22 Рис.8 закладывание мази за нижнее веко из тюбика Оснащение: стерильные: марлевые шарики, стеклянная палочка, перчатки; тюбик с мазью,  ёмкость для отработанного материала. Последовательность действий: 1. Пп. 1­5 манипуляции «Закапывание капель в глаз». 2. Оттянуть   марлевым   шариком   нижнее   веко   и   попросить   пациента смотреть вверх. Выдавить из тюбика мазь, продвигая её от внутреннего угла глаза к наружному. Отпустить нижнее веко: пациент должен закрыть глаза.  Или взять стеклянной палочкой немного мази и заложить аналогично мазь за нижнее веко при этом палочку держать мазью вниз. 3. Удалить вытекающую из­под сомкнутых век мазь. 4. При   необходимости   заложить   мазь   за   нижнее   веко   другого   глаза, повторить те же действия. 5. Сбросить шарики (стеклянную палочку) в лоток для отработанного материла. 6. Спросить пациента о самочувствии. 7. Снять перчатки в дезраствор. Обработать руки. 8. Сделать отметку о выполнении назначения. Примечание:  1)   при   самостоятельном   перемещении   пациента   оказать   ему   помощь, поскольку мазь некоторое время может ухудшить зрение;  2) если не используется стеклянная палочка, то тюбик с мазью должен быть индивидуальным. Закапывание капель в ухо Цель: лечебный процесс, диагностическое обследование. Показания: назначение врача. Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства. Оснащение: лекарственный препарат  температуры тела (36­37оС), стерильные: перчатки, пипетка, марлевые шарики, ёмкость с дезраствором. 23 Рис.9 Закапывание капель в ухо Алгоритм манипуляции Последовательность действий 1. Приготовить   всё   необходимое   для выполнения манипуляции.  2. Сообщить   пациенту   информацию   о   ходе манипуляции   и   о   лекарственном   средстве. Получить согласие пациента. 3. Усадить пациента или уложить на спину без подушки.   Голову   повернуть   на   здоровую сторону. Можно уложить на бок (на здоровую сторону). 4. Обработать руки, надеть перчатки. 5. При наличии отделяемого из уха – очистить слуховой проход. 6. Набрать в пипетку лекарственное вещество, подогретые до 37 – 380 С. 7. Оттянуть ушную раковину кверху и кзади.  8. Закапать   2­3   капли   в   наружный   слуховой проход. Надавить слегка на козелок уха. 9. Заложить   марлевый   (ватный)   шарик. Положение головы не менять 5­10 минут. 10. При необходимости аналогично закапать капли в другое ухо. 11. Спросить пациента о самочувствии. 12. Пипетку поместить в дез. раствор. 13. Снять   перчатки   в   дез. Обработать руки.   раствор. 24 Обоснование Эффективность   выполнения манипуляции. Право информацию. пациента     на Эффективность выполнения  манипуляции. Инфекционная безопасность. Эффективность выполнения  манипуляции. Для выпрямления наружного слухового прохода. Направление капель внутрь. Эффективность выполнения  манипуляции. Безопасность пациента. Инфекционная безопасность. 14. Сделать   отметку   о   выполнении назначения. Контроль манипуляции.   выполнения Применение пластыря Цель: лечебный процесс. Показания: назначение врача. Противопоказания:  индивидуальная   непереносимость   лекарственного средства, раздражение кожи, повреждение кожных покровов. Оснащение: перчатки, пластырь, салфетки,  вода (37­38оС),  лоток, ширма, ёмкость с дезраствором. Рис.10 Применение перцового пластыря Последовательность действий: 1. Приготовить всё необходимое для выполнения манипуляции. 2. Сообщить   пациенту   информацию   о   ходе   манипуляции   и   о лекарственном средстве. Получить согласие пациента. 3. Отгородить   пациента   ширмой.   Помочь   пациенту   занять   удобное положение. 4. Обработать руки, надеть перчатки. 5. Обработать   и   высушить   кожу   салфеткой   или   полотенцем (аккуратно   побрить   при   необходимости   участок,   куда   будет накладываться пластырь). 6. Вскрыть упаковку пластыря. 7. Снять защитный слой, не касаясь руками внутренней поверхности. 8. Наложить пластырь на подготовленную кожу и слегка прижать, не оставляя   воздушных   пузырей   (размер   пластыря,   содержащего лекарственное   вещество,   должен   соответствовать   площади   очага поражения). 9. Снять перчатки и сбросить в лоток для отработанного материала. 10.Обеспечить пациенту комфортные условия. 11.Надеть перчатки, провести дезинфекцию отработанного материала. После снять перчатки, обработать руки. 12.Сделать отметку о выполнении назначения. Ингаляционный путь введения 25 Преимущества ингаляционного пути введения: 1.Действуют   непосредственно   в   месте   патологического   процесса   в дыхательных путях; 2. Лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обусловливает его высокую концентрацию в крови. Недостатки ингаляционного пути введения: 1.При   резком   нарушении   бронхиальной   проходимости   лекарство   плохо проникает в патологический очаг; 2.Раздражающее   действие   лекарства   на   слизистую   оболочку   дыхательных путей. Ингаляции лекарственного средства карманным ингалятором  Цель: лечебный процесс (снятие бронхиального спазма). Показания: назначение врача (спазм бронхов). Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного средства. Оснащение:  ингаляционный   баллончик   (для   обучения   используется ингаляционный баллончик без лекарственного препарата). Рис.11 Применение карманного ингалятора Алгоритм манипуляции Последовательность действий Обоснование 1. Приготовить   всё   необходимое   для выполнения манипуляции.  2. Сообщить   пациенту   информацию   о   ходе манипуляции   и   о   лекарственном   средстве. Получить согласие пациента. 3. Усадить пациента, если позволяет состояние, Эффективность выполнения Эффективность   выполнения манипуляции. Право информацию. пациента     на 26 то лучше эту процедуру проводить стоя, т.к. увеличивается эффективность дыхания. 4. Обработать руки. 5. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем. Удалить колпачок с мундштука. 6. Взять   ингалятор   между   указательным   и большим пальцами в вертикальном положении дном вверх, при этом большой палец должен на мундштуке. 7. Сделать   медленный   глубокий   выдох, обхватить   мундштук     слегка запрокинув голову назад. 8.   Производя   максимально   глубокий   вдох через рот ввести одну ингаляционную дозу.  9. Задержать   дыхание   на   5­10   секунд,   вынуть мундштук изо рта, затем медленно выдохнуть через нос.  губами, манипуляции. Инфекционная безопасность. Эффективность выполнения манипуляции. Задержка   дыхания   имеет большое   значение,   лекарство из   воздушной   смеси   оседает на   слизистой   оболочке бронхов. 10. Для   получения   второй   дозы,   держа ингалятор   в   вертикальном   положении, подождать около 30 сек и затем повторить пп. 6­9. 11. Плотно   закрыть   мундштук   защитным колпачком. 12. Спросить пациента о самочувствии. 13. Обработать руки. 14. Сделать отметку о выполнении назначения. Контроль По необходимости Безопасность пациента. Инфекционная безопасность. выполнения   манипуляции. Наиболее частые ошибки у пациентов при использовании дозированного ингалятора:  1. Более одной (обычно две) ингаляции за один вдох.  2. Не задерживают дыхание на вдохе.  3.   Не   запрокидывают   голову   кверху   перед   ингаляцией.     Если   голова   в обычном   положении,   то   при   проведении   ингаляции   большое   количество препарата остается на задней стенке глотки и не попадает в легкие. Техника безопасности при применении ингалятора  перед первым использованием ингалятора или в том случае, если ингалятором не пользовались неделю и дольше, следует удалить колпачок с мундштука, слегка сдавив колпачок с боков, хорошо встряхнуть ингалятор и нажать на 27 клапан   аэрозоля   для   высвобождения   одной   ингаляционной   дозы   в   воздух, чтобы убедиться в исправности ингалятора;   ингалятор необходимо чистить не реже 1 раза в неделю: 1. Извлечь металлический баллончик из пластмассового корпуса и снять крышку мундштука. 2. Тщательно промыть пластмассовый корпус и крышку мундштука под струей теплой воды. 3. Просушить пластмассовый корпус и крышку мундштука полностью как снаружи, так и внутри. Не допускать перегрева. 4.   Поместить   металлический   баллончик   в   пластмассовый   корпус   и надеть крышку мундштука. Не погружать металлический баллончик в воду! ГЛОССАРИЙ Вагинальный  путь   введения   лекарственных   средств   ­   это   введение лекарственных веществ через/в влагалище. Ингаляционный путь введения лекарственных средств ­ это введение лекарственных веществ через верхние дыхательные пути, путём их вдыхания.  Инъекция (от лат. inectio) ­  впрыскивание. Инфильтрат  (уплотнение, диффузия в ткани) – местное воспаление мягких тканей. Парентеральный путь введения лекарственных средств ­ это введение лекарственных веществ, минуя пищеварительный тракт, в виде инъекций. Пероральный  путь   введения   лекарственных   средств   ­   это   введение лекарственных веществ через рот. Резорбтивное   действие   (резорбция­  всасывание)  –   действие лекарственных   средств   или   токсических   веществ,   проявляющееся   после всасывания их в кровь. 28 Ректальный  путь   введения   лекарственных   средств   ­   это   введение лекарственных веществ через прямую кишку. Сублингвальный путь введения лекарственных средств ­ это введение лекарственных веществ под язык. Суппозитории (свечи) – это конические, цилиндрические или овальные лекарственные   формы   твёрдые   при   обычных   условиях,   растворяются   или расплавляются при контакте со слизистой оболочкой прямой кишки. Трансфузия – переливание стерильного раствора. Фармакотерапия  –   использование   лекарственных   препаратов   в лечебных целях. Энтеральный (приём внутрь) путь  –  это   введение   лекарственных веществ через желудочно­кишечный тракт. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНРОЛЯ 1. К энтеральному пути введения лекарственных веществ относится  Тестовые задания введение: А) в глаза Б) под язык В) в дыхательные пути 2. Ингаляционный путь лекарственных веществ – это введение лекарства  через ______________. 3. Установите соответствие: Путь введения: 1. через рот 2. наружно Лекарственные формы А) мази Б) суппозитории  В) микстуры 4. Недостатком введения лекарственных веществ через рот является: 29 А) частичная инактивация в печени Б) простота и доступность В) не требует особой стерильности Г) не требует специально подготовленного персонала 5. Ректальный  путь введения – это введение лекарственных веществ: А) через рот Б) через прямую кишку В) в дыхательные пути Г) под язык 6. Ингаляционным  путем можно вводить: А) порошки Б) аэрозоли В) мази Г) настойки 7. К наружному введению лекарственных веществ относится путь введения: А) через прямую кишку Б) на кожу В) в дыхательные пути 8. Преимуществом введения лекарственных веществ через рот является: А) быстрота действия Б) применений в экстренных случаях В) простота и доступность  Место ведения А) через рот Б) через дыхательные пути В) под язык Г) через прямую кишку 9. Установите соответствие: Путь введения: 1) сублингвальный 2) ингаляционный 10. Ректально можно вводить: А) порошки Б) суппозитории В) аэрозоли   30

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств

УМ Выписка хранение и применение лекарств
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2019